Научная статья на тему 'Ведущие ежедневные новостные СМИ Пензенской области: опыт сравнительного анализа'

Ведущие ежедневные новостные СМИ Пензенской области: опыт сравнительного анализа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
600
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATISATION / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / АУДИТОРИЯ / AUDIENCE / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / PUBLIC OPINION / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL RESPONSIBILITY / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Полосин Павел Николаевич

В статье представлены итоги исследования ведущих новостных ежедневных СМИ Пензенской области, проведенного методом включенного наблюдения в 2010 г. Осуществлена попытка представить проблему социальной ответственности СМИ через призму реального состояния региональных массмедиа, вынужденных работать в условиях жесткой конкуренции на информационном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leading Daily News Mass Media of the Penza Region: Experience of Comparative Analysis

The results of the research of leading daily news mass media of the Penza Region carried out with the application of the method of participant obligation in 2010 are presented in the article. An attempt to represent the problem of social responsibility through the prism of regional mass media operating in the information market in the conditions of fierce competition is made.

Текст научной работы на тему «Ведущие ежедневные новостные СМИ Пензенской области: опыт сравнительного анализа»

П. Н. ПОЛОСИН

ВЕДУЩИЕ ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТНЫЕ СМИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

Ключевые слова: информация, средства массовой информации, аудитория, общественное мнение, социальная ответственность

Key words: informatisation, mass media, audience, public opinion, social responsibility

Курс, взятый Президентом России Д. А. Медведевым на модернизацию страны, затрагивает все сферы современного информационного общества, в том числе и СМИ, являющиеся мощным инструментом в формировании общественного мнения. Проведенный анализ ведущих ежедневных новостных массмедиа Пензенской области методом включенного наблюдения показал, что региональные СМИ пока достаточно слабо реализуют принципы социальной ответственности и большей частью нацелены на извлечение коммерческой прибыли от своей деятельности.

Объектом исследования стало построение вечерних новостных блоков в эфире пензенского телевидения («11 телеканал», «Экспресс», ГТРК «Пенза» (Россия-1 Пенза») и «РЕН Пенза»), радио («Эхо Москвы в Пензе», «Золотое FM», «Добрые Песни», «Радио России из Пензы») и на лентах региональных новостных сайтов (ИА «PenzaNews», «Пенза-Онлайн»).

Следует отметить, что рассмотрение утренних или дневных новостных блоков массмедиа признано нецелесообразным из-за применения редакциями указанных электронных СМИ повторных «вечерних» материалов, а ленты региональных новостных сайтов намного проще анализировать за кон-

ПОЛОСИН Павел Николаевич, аспирант кафедры государственного управления и социологии региона Пензенского государственного университета.

кретный день для представления полной информационной картины.

Региональная пресса не была объектом исследования, поскольку ежедневных новостных газет или журналов в Пензенской области нет. Стоит согласиться с Е. П. Прохоровым, считающим, что местная пресса замыкается в локальных проблемах, меньше внимания уделяя общероссийским и международным. Такой подход способствует не только регионализации страны, информационной фрагментации России, но и в значительной степени уменьшает возможности самой местной прессы1.

Другая актуальная проблема печатных изданий Пензенской области — отсутствие взвешенных аналитических материалов, которые, бесспорно, были бы интересны читательской аудитории. Газеты и журналы делают акцент на новостной информации, несмотря на то что это давно уже стало в регионе прерогативой электронных СМИ — информационных агентств и новостных сайтов, телевидения, радио. По мнению К. В. Дементьевой и П. Ф. Потапова, приоритетным направлением в работе местных печатных изданий может быть качественное освещение региональных проблем2.

Для удобства восприятия предлагается рассмотреть итоги включенного исследования по вышеуказанным группам в отдельности.

«11 канал», относящий к частному холдингу ТРК «Наш Дом», имеет своеобразный формат вечерних получасовых новостей, который существенно выделяет эти СМИ среди других телеканалов, в том числе за счет присутствия в кадре двоих ведущих. Редакция массмедиа уделяет особое внимание развлекательной функции, стараясь удержать большую часть аудитории перед экранами в вечернее время. Кроме традиционной компоновки блока новостей (происшествия, политика, экономика, социальные темы, культура, спорт, прогноз погоды), в выпуск включен небольшой (до 4 минут) мультипликационный фильм, авторами которого являются персонажи Макар Морковкин и Степан Сундуков. Они в шутливой форме высказывают свое мнение о международных и общероссийских проблемах, которые в этот день освещаются федеральными СМИ. Ключевой проблемой такой подачи информации является ее ироничная, а порой откровенно насмешливая форма (это касается и решений органов государственной власти).

Следует отметить, что «11 канал» активно позиционирует себя как «народный телеканал». Журналисты используют в эфире достаточно обывательские, просторечные выражения, сюжеты зачастую строятся на конкретной, как правило, коммунальной проблеме человека, мнениях отдельно взятых «людей с улицы», в основном пенсионеров.

29 сентября 2010 г. вице-губернатор Пензенской области С. А. Златогорский на встрече с главными редакторами СМИ региона подверг критике работу журналистов «11 канала», сообщивших в первом сюжете выпуска новостей 27 сентября о возможном подорожании одежды в 5 раз в самое ближайшее время из-за неурожая хлопка и повышения мировых цен. С. А. Златогорский призвал представителей массмедиа быть социально ответственными и привел в качестве примера искусственно созданный ажиотаж вокруг гречки и других продуктов питания, связанный якобы тоже с неурожаем.

Отметим, что «11 канал» достаточно популярен в Пензенской области и потому способен оказывать существенное влияние на формирование общественного мнения в регионе. Однако в погоне за острыми новостными информационными сюжетами журналисты нередко забывают о реализации принципов социальной ответственности, переходя тонкую грань между информированием и нагнетанием напряженности в обществе.

Телеканал «Экспресс», входящий в холдинг телерадиокомпании «Экспресс», давно приобрел в сознании граждан неофициальный статус губернаторского телеканала. Журналисты редакции в своей работе делают акцент на общественно-политические и социально-экономические темы. Материалы подаются корреспондентами не только с исключительно информационной точки зрения, но и частично с аналитическим уклоном, что делает 30-минутный выпуск новостей более весомым. Так, в эфире телеканала «Экспресс» почти сразу же после объявления 28 сентября в федеральных СМИ об утрате доверия Президента РФ Д. А. Медведева к мэру Москвы Ю. М. Лужкову пензенской общественности был представлен двухминутный сюжет с участием губернатора Пензенской области В. К. Бочкарева, выступившего в роли эксперта-политика. Глава региона, находясь 14 сентября 2010 г. в Нижнем Новгороде, где проходила Межрегиональная конференция партии «Единая

Россия» под председательством премьера страны В. В. Путина, дал интервью федеральному телеканалу «РЕН», в котором представил свое видение ситуации, связанной с возможной отставкой Ю. М. Лужкова. Фактически В. К. Боч-карев, который, кстати, сам является «долгожителем» среди губернаторов и до сих пор занимает уверенные позиции в политическом рейтинге3, уже тогда рекомендовал столичному градоначальнику достойно покинуть свой пост со словами: «Честь имею». Телезрителям «Экспресса» эта информация была преподнесена в качестве подтверждения правильности и успешности мнения губернатора В. К. Бочкарева как дальновидного политика, владеющего ситуацией. Со стороны телеведущего была дана высокая оценка его прогнозам. Более того, как позже выяснилось, в письме Ю. М. Лужкова к Д. А. Медведеву, появившемся в СМИ 27 сентября 2010 г., в конце действительно есть фраза «Честь имею»4.

Судя по проведенному анализу материалов эфира, телеканал «Экспресс» проявляет лояльность к областной власти. Качество подаваемых сюжетов общественно-политического характера находится на высоком профессиональном уровне. Это объясняется тем, что главным редактором службы информации телеканала «Экспресс» является опытный, хорошо известный в кругах массмедиа Пензенской области и проработавший долгое время на государственном телеканале журналист Д. П. Куликов, автор информационно-аналитической программы «События в деталях».

Осуществляемый им так называемый «точечный контроль» выдаваемых в эфир материалов, собранных корреспондентами, наряду с работой двух выпускающих редакторов службы информации телеканала «Экспресс» приносит положительный эффект. Автономность работы молодого коллектива по заранее определенным темам наряду с рекомендациями опытного мэтра пензенской тележурналистики дает возможность для производства качественного новостного контента.

Государственный статус ГТРК «Пенза», являющейся филиалом ФГУП ВГТРК, изначально задает официальный тон работе всей команде журналистов. Существующие на протяжении последних нескольких лет кадровые проблемы, низкий уровень оплаты труда, устаревшее оборудование негативно сказываются на производстве новостного продукта. Эфирные региональные рамки телеканала жестко регла-

ментированы федеральным центром и составляют не более 20 мин. в прайм-тайм. За это время творческая команда делает попытку представить наиболее полную информационную картину дня, уделяя особое внимание новостям из районов Пензенской области. Это объясняется тем, что ГТРК «Пенза» является единственной в регионе медиа-структурой, осуществляющей телевещание на территории всей Пензенской области, а также нескольких ближайших районов соседних субъектов Федерации (Республика Мордовия, Саратовская и Тамбовская область). Тенденциозный стиль подачи информации в эфире ГТРК «Пенза», присутствие в эфире так называемых «проблемных сюжетов» без привязки к конкретной дате отталкивают зрителя от просмотра эфира государственного канала и не могут вызывать у него доверия.

Региональный телеканал позиционирует себя как филиал государственного телеканала «Россия», однако регулярно допускает в эфир сюжеты, проблематика которых носит локальный характер. Смещение акцентов с актуальных событий на повседневные проблемы отдельных граждан приводит к формированию искаженного представления у зрителя о происходящем в регионе.

Телеканал «РЕН Пенза» на протяжении существования информационной программы «Наше время» до 27 сентября 2010 г. был сателлитом информационного вещания телеканала «Экспресс». Дециметровый «РЕН Пенза» относится к холдингу ТРК «Экспресс» и имеет совмещенную с ним редакцию и материально-техническую базу. В связи с этим в эфире отсутствовали острые темы, присущие федеральному телеканалу «РЕН».

Анализируя деятельность радио «Золотое FM», «Добрые Песни», «Эхо Москвы в Пензе» и «Радио России из Пензы» в Пензенской области, следует отметить ряд особенностей. Первые два указанных радио имеют музыкально-развлекательные форматы. Короткие, трехминутные блоки новостей являются лишь дополнением к основному вещанию. Новостному эфиру этих частных СМИ уделяется мало внимания со стороны владельцев массмедиа. Радио «Золотое FM» и «Добрые Песни» ориентируются на получение прибыли от осуществления рекламной деятельности. Так, указанные СМИ формируют блоки новостей, используя только сообще-

ния информационных агентств. Таким образом, снимается несколько проблем: владельцы СМИ существенно снижают затраты на производство информации (им не нужно содержать штат журналистов), в эфире звучит качественный и актуальный новостной контент, а ссылка на информационное агентство освобождает от юридической ответственности. Наряду с этим возрастает зависимость владельцев радио от новостных агентств, теряется реальная возможность управления информационными потоками и формирования собственной редакционной политики.

Иначе обстоит дело с частной радиостанцией «Эхо Москвы в Пензе», которая принадлежит прогубернаторскому холдингу ТРК «Экспресс», и государственным «Радио России из Пензы» (филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Пенза»). Оба радио имеют в своем эфире много различных информационно-аналитических программ, чем, бесспорно, привлекают внимание большей части интеллигенции Пензенской области. Однако принципы построения и подачи информации различные.

«Эхо Москвы в Пензе» имеет высокопрофессиональную команду журналистов, критически относящихся к решениям органов государственной или муниципальной власти, результатам опросов, а иногда и гражданским инициативам. Высокий уровень подачи информационных материалов в эфире объясняется продуманной и взвешенной редакционной политикой. В выпусках новостей всегда отсутствуют сообщения, достоверность которых слушатель мог бы поставить под сомнение. Стремление к постоянному анализу происходящих событий и открытость журналистов в эфире увеличивают и без того высокий кредит доверия.

«Радио России из Пензы», как и телеканал «Россия-1 Пенза», играет на территории Пензенской области роль проводника официальной государственной политики. Этим объясняются довольно сдержанные информационные сообщения, связанные с критикой чиновников. Профессиональный коллектив со сложившимися традициями областного радио максимально точно и эффективно выполняет возложенную на него задачу по информированию населения о наиболее интересных и значимых инициативах государственной власти. Основной проблемой этого радио является неиспользование имеющейся FM-частоты, что существенно сокращает аудиторию. По некоторым оценкам, число абонентов проводного

радио в Пензе, где ведет вещание «Радио России», составляет около 20 тыс. чел.

Сравнительный анализ работы редакции независимого информационного агентства «PenzaNews» и частного информационного портала «Пенза-Онлайн» показал яркий контраст в подаче новостей. Информационный портал «Пенза-Онлайн», принадлежащий веб-студии «Пенза-Онлайн», был основан в 2000 г. и является старейшим новостным ресурсом Пензенской области. Сайт «Пенза-Онлайн», изначально задуманный в качестве интернет-газеты для деловых людей, на первых этапах своего становления приобрел статус авторитетного источника объективной информации о происходящих событиях в регионе. Появление конкурирующих медиакомпаний в новостном сегменте регионального Интернета, крайне непродуманная кадровая политика со стороны руководства редакции, снижение доли эксклюзивных материалов и смещение приоритетов владельцев портала в более прибыльное направление по созданию сайтов привели к существенному ослаблению позиций этого «игрока» информационного пространства. В настоящее время лента новостей формируется по материалам пресс-релизов компаний, небольших собственных материалов с личными оценками, а также присылаемых в редакцию читателями «заметок о наболевшем». Заголовки статей (например, «Джаф не вышел на связь», «Откуда пошла собака» и т. д.) являются малоприметными для читательской аудитории, которая нуждается в повседневных новостях. Оперативность подаваемой информации на ленте новостей «Пенза-Онлайн» крайне низкая. Это отрицательно сказывается на цитируемости со стороны крупных федеральных СМИ.

Тенденции изменения информационного рынка Пензенской области начались во второй половине 2007 г., когда в регионе появились сразу три информационных агентства, ставящих перед собой задачу информирования населения в режиме реального времени о происходящих событиях.

Спустя три года на рынке осталось только два реально действующих новостных агентства регионального уровня, лидером которого (по рейтингу цитируемости сообщений) является ИА «PenzaNews» — частная компания, созданная группой единомышленников. Ежедневно на сайте публикуются информационные сообщения, освещающие политическую,

экономическую, общественную, культурную и спортивную жизнь Пензенской области. Главными принципами работы молодой творческой команды стали объективность и оперативность подаваемых новостей. Основными потребителями информации являются региональные СМИ, заинтересованные в быстром получении новостей из Пензенской области. Но в последнее время заметен интерес более широкой аудитории к новостной информации, в том числе органов государственной власти и представителей бизнеса.

Четкая и последовательная редакционная политика позволяет агентству гибко работать в информационном пространстве Пензенской области, своевременно отвечая на запросы аудитории. В сообщениях ИА «PenzaNews» отсутствует авторская оценка происходящих событий, что часто подвергается критике со стороны коллег-журналистов. Несмотря на это, новостное агентство стало для Пензенской области новым форматом, востребованным в сфере политики и бизнеса.

Таким образом, включенное наблюдение за деятельностью СМИ в Пензенской области показало неоднородность масс-медиа в вопросе социальной ответственности, которые ежедневно оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения в регионе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Прохоров Е.П. Журналистика и демократия: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 11.

2 См.: Дементьева К.В., Потапов П.Ф. Региональный аспект взаимодействия прессы и власти // Регионология. 2010. № 2. С. 225—229.

3 См.: Рейтинг политической выживаемости губернаторов России: у Бочкарева крепкие позиции // Региональное информационное агентство «PenzaNews». 2010. 28 сент. URL: http://penzanews.ru/content/view/19991/29 (дата обращения: 30.09.2010).

4 См.: Юрий Лужков — Президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву // Новое время. 2010. 28 сент. URL: http://newtimes.ru/articles/ detail/28111 (дата обращения: 30.09.2010).

Поступила 07.10.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.