Научная статья на тему 'Мультимедийные средства массовой информации Тамбовской области в контексте региональных социологических исследований'

Мультимедийные средства массовой информации Тамбовской области в контексте региональных социологических исследований Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
623
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИ-ЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ТЕЛЕКАНАЛ / ВЛАСТЬ И СМИ / КОММУНИКАЦИЯ / MASS MEDIA OF TAMBOV REGION / SOCIO-POLITICAL INFORMATION / INTERACTIVITY / INFORMATION RESOURCES / TV CHANNEL / POWER AND MEDIA COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зимин Александр Васильевич, Кулаков Сергей Вячеславович

Описано исследование восприятия жителями региона ключевых средств массовой информации (СМИ) Тамбовской области. Произведен анализ восприятия информации наиболее популярных информационных агентств Тамбовской области. Были определены СМИ, пользующиеся доверием тамбовчан. Рассмотрена степень интерактивности в местных СМИ. Выводы основаны на собственном эмпирическо-социологическом исследовании. Соотношение половозрастных подгрупп в выборке примерно совпадает с распределением в генеральной совокупности. Проведенный социологический опрос граждан показывает значительные различия в уровне доверия к различным видам СМИ и доверии к четвертой власти в целом между половозрастными категориями респондентов. Кроме того, уровень интереса к событиям, происходящим в регионе, заметно отличается среди тамбовчан различных возрастов. Исследование продемонстрировало, что интерактивность мультимедийных СМИ приобретает все большее значение для жителей Тамбовской области. На основе подробного изучения тамбовских информационных ресурсов были сделаны выводы о направлениях трансформации форматов вещания местных СМИ и изменении методов преподнесения информации. Проанализированы не только причины доверия либо недоверия жителей Тамбовщины к СМИ, но и определялось то, какими они хотят видеть современные СМИ. Поставлена задача понять, чего не хватает современным телеканалам, информационным сайтам для завоевания широкой аудитории и появления доверия к ним. Произведена оценка того, какие из всех СМИ в Тамбовской области являются наиболее независимыми и объективными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIA MASS MEDIA OF TAMBOV REGION IN THE CONTEXT OF REGIONAL SOCIOLOGIC RESEARCHES

The research of key mass media perception in Tambov region by its residents is described. The perception of the most popular news agencies in the Tambov region are analyzed and determined mass media enjoying the residents’ confidence. The degree of interactivity in the local mass media is reviewed here. Findings are based on their own empirical and sociological research. The ratio of gender and age subgroups in selection approximately coincides with the situation in the general totality. The sociological survey conducted between gender and age categories of respondents shows the considerable distinctions in trust level towards different types of mass media and the fourth estate. Besides, the level of interest to the events taking place in the region depends considerably on the age of the Tambov residents. The research has identified that interactivity of multimedia mass media is becoming more and more important for residents of the Tambov region. Detailed studies based on regional information resources has allowed to make conclusions on the directions broadcasting transformation of local mass media and the change of methods in news presentation. We analyzed not only the causes of trust or distrust to mass media from the side of the Tambov residents but also determined an ideal model of media for respondents. The research comprehended disadvantages of modern TV channels, the information sites on the path of gaining the wider audience and trust as well as found out the most independent and objective mass media in the Tambov region.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные средства массовой информации Тамбовской области в контексте региональных социологических исследований»

УДК 323.2:316.74

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

© Александр Васильевич ЗИМИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений и политологии, e-mail: zjukovskaya@yandex.ru © Сергей Вячеславович КУЛАКОВ независимый политолог, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: culakow.serzh@yandex.ru

Описано исследование восприятия жителями региона ключевых средств массовой информации (СМИ) Тамбовской области. Произведен анализ восприятия информации наиболее популярных информационных агентств Тамбовской области. Были определены СМИ, пользующиеся доверием там-бовчан. Рассмотрена степень интерактивности в местных СМИ. Выводы основаны на собственном эмпирическо-социологическом исследовании. Соотношение половозрастных подгрупп в выборке примерно совпадает с распределением в генеральной совокупности. Проведенный социологический опрос граждан показывает значительные различия в уровне доверия к различным видам СМИ и доверии к четвертой власти в целом между половозрастными категориями респондентов. Кроме того, уровень интереса к событиям, происходящим в регионе, заметно отличается среди тамбовчан различных возрастов. Исследование продемонстрировало, что интерактивность мультимедийных СМИ приобретает все большее значение для жителей Тамбовской области. На основе подробного изучения тамбовских информационных ресурсов были сделаны выводы о направлениях трансформации форматов вещания местных СМИ и изменении методов преподнесения информации. Проанализированы не только причины доверия либо недоверия жителей Тамбовщины к СМИ, но и определялось то, какими они хотят видеть современные СМИ. Поставлена задача понять, чего не хватает современным телеканалам, информационным сайтам для завоевания широкой аудитории и появления доверия к ним. Произведена оценка того, какие из всех СМИ в Тамбовской области являются наиболее независимыми и объективными.

Ключевые слова: средства массовой информации Тамбовской области; общественно-политическая информация; интерактивность; информационные ресурсы; телеканал; власть и СМИ; коммуникация.

В современном обществе опережающими темпами развиваются коммуникационные цифровые технологии, а информация приобретает характер товара. Посредством контроля источников создания массовой информации, да и самих массмедиа можно обеспечить надежное управление обществом. Средства массовой информации (СМИ) охватывают своим влиянием практически все сферы жизнедеятельности людей, в т. ч. и политическую. Нередко политическую повестку дня формулируют не столько политики, сколько СМИ, которые воздействуют на ценностные ориентации и общественные настроения и тем самым формируют мировоззренческие установки каждого нового поколения граждан. В современной России огромным влиянием пользуются федеральные мультимедийные СМИ, что фиксируется многочис-

ленными медиаисследованиями. Воздействие же региональных массмедиа на общественное мнение и настроения граждан еще недостаточно изучено [1, с. 16-18]. Поэтому нами на примере Тамбовской области были проведены социологические медиаисследования, ставящие своей целью анализ и поиск ответов на следующие вопросы: «Насколько популярны и влиятельны тамбовские СМИ?»; «Какова степень доверия к ним населения области?»; «Чего сегодня граждане ждут от четвертой власти?»; «Каковы ожидания от современных СМИ?» и ряд других.

Ответы на поставленные вопросы были получены в ходе опроса жителей Тамбовской области. Выборочная совокупность представлена 200-ми респондентами и проектировалась по квотному принципу с учетом гендера, возраста, профессии и места жи-

тельства. Так, 60 % опрошенных являются городскими жителями, 40 % — сельскими. По гендерной структуре 56 % являются женщинами, 44 % - мужчинами. В выборке представлены все основные возрастные группы жителей региона: 30 % — от 18 до 30 лет, 52 % — от 31 до 60 лет и оставшиеся 18 % — в возрасте 61 год и старше. Указанное распределение примерно соответствует демографическому структурированию населения Тамбовской области. Исследование проводилось с 10 октября по 8 ноября 2014 г.

Уровень доверия граждан в целом к региональным СМИ во многом зависит от характера политического режима, а также от конкретной социально-экономической ситуации в стране и локальных региональных или территориальных факторов. На начальных этапах существования тоталитарных и авторитарных режимов, когда они еще обладают высоким мобилизационным потенциалом и действительно решают многие модер-низационные задачи, наблюдается довольно высокое доверие граждан к СМИ. Во многом это объясняется тем, что в подобных государствах сфера информации подконтрольна политической власти и ей не существует альтернатив. В странах с либерально-демократическими традициями доверие к СМИ, как это ни парадоксально, - ниже. Здесь зрители более избалованы и искушены разноплановой подачей информации, а для мультимедийной среды зачастую характерно либо игнорирование информационных и идеологических запросов общества в стремлении к постоянной сенсационности преподносимых новостей, либо преобладание склонности к инфо-тейменту (information + entertainment) [2].

Обратимся к результатам проведенного социологического исследования. Среди опрошенных респондентов 43 % регулярно просматривают телевизионные новости, интернет-ресурсы, газеты, слушают радио. 52 % аудитории смотрят новости редко. Оставшиеся респонденты (5 %) ответили, что никогда не просматривают подобный контент. Полученные ответы свидетельствуют о том, что подавляющее большинство тамбовчан (72 %) являются в той или иной мере включенными в область влияния политической информации, а значит, среди них уже априори существуют условия для формирования той или иной идентичности, групп восприятия СМИ.

47 % респондентов предпочитают в качестве главного канала получения политической информации телевидение; ориентированных на Интернет - 24 %; прослушивают новости по радио 12 % опрошенных; газеты и журналы просматривают 11 %. Родственники и знакомые информируют о политике всего 2 % тамбовских жителей. Кроме того, 21 % тамбовчан просматривают потоковое телевещание в Интернете; 42 % регулярно читают в сети газеты, журналы либо другую общественно-политическую информацию, представленную в текстовом виде. Несмотря на то, что телевидение, печатная пресса и радио уверенно вытесняются Интернетом, речь идет о замещении традиционных средств доступа к этой информации, но отнюдь не способов подачи.

Наибольшим доверием у респондентов пользуется телевидение, которому отдали свое предпочтение 32 % опрошенных, 28 % склонны верить информации, публикуемой в Интернете. К содержанию материалов печатной прессы прислушиваются 27 % аудитории; 10 % считают, что наиболее надежным и «правдивым» источником социально-политической информации является радио. Согласно проведенному опросу, просматривается отчетливая тенденция роста доверия к Интернету, вытесняющему традиционные печатные источники. Во Всемирной сети всегда присутствует возможность просмотреть альтернативные источники рассмотрения проблемы, из которых индивид может самостоятельно сделать выводы. Высокий уровень доверия к Сети присутствует главным образом среди молодежи, составившей 64,3 % от всех доверяющих Интернету. Среди пожилых людей региона интернет-СМИ доверяют только 10,7 %. Представители средневозрастных слоев населения составили 25 %.

Несмотря на высокий уровень доверия телевидению, Интернету, печати, газетам, довольно многочисленны те, кто скептически относится к качеству информации СМИ. Респондентам было предложено ответить в открытой форме на причины недоверия каждому из представленных средств массовой информации. Так, телевизионной информации не доверяют 46,5 % респондентов. Данное следствие обусловлено рядом причин: во-первых, давление и / или финансирование со стороны властных структур; во-вторых,

новостное преувеличение уровня жизни россиян и в целом «приукрашивание» отечественной действительности; в-третьих, наличие навязчивой телевизионной рекламы, суть которой продать товар, который не всегда соответствует заявленному качеству. Сомнения по отношению к другим коммуникационным каналам обусловлены теми же причинами, за исключением того фактора, что среди тех, кто не доверяет информации в Интернете, встречаются мнения иного плана:

1) общая оценка Всемирной сети как «информационной свалки», где циркулирует много непроверенной и фейковой информации;

2) наличие внешних источников финансирования онлайн-ресурсов, зачастую из других стран, с целью дестабилизации России. Но как уже отмечалось ранее, несмотря на проблемы социального доверия к общественно-политической информации, идущей с голубых экранов, именно телевизионные СМИ остаются самыми популярными. Это обусловлено широкими возможностями такой аудиовизуальной коммуникации в ориентировании людей в текущих событиях, предоставления общей профессионально поданной информации о мире, создающей стабильную событийную картину. Телевидение воздействует на такие ключевые особенности человеческой психики, как желание получать готовый продукт, прилагая минимум интеллектуальных усилий, а также наилучшее восприятие информации при подаче в аудиовизуальном формате [3].

В настоящее время все большее значение приобретает интерактивность средств массовой коммуникации (СМК). Даже такие традиционные массмедиа, как телевизионные каналы, без учета их онлайн-составляющей, стремятся к расширению диалога с обществом. Несмотря на ограниченное финансирование и недостаток профессиональных кадров среди всех тамбовских региональных СМИ, наибольшими возможностями по установлению двусторонней коммуникации с массовой аудиторией располагают местные телевизионные СМИ.

Рассмотрим три телекомпании Тамбовской области: ГТРК «Тамбов», «Новый век» и «Олимп». Первое СМИ транслируется на телеканале «Россия 1» и является средством освещения событий официальной общественно-политической жизни региона. Уровень

онлайн-интерактивности ГТРК «Тамбов» минимален, коммуникация носит однонаправленный характер. Тем не менее нельзя отнести особенности функционирования указанного СМК к недостаткам, поскольку роль этого канала характеризуется в качестве «рупора» российской и региональной вертикали власти [4].

Компания «Новый век» (транслируется на телеканале «Звезда») в информационно -аналитическом плане во многом дублирует ГТРК «Тамбов». Значимым отличием является более глубокое освещение работы конкретных региональных и городских органов власти. Но в целом можно говорить об интерактивности в вещании данного СМИ [5]. На канале присутствует ряд передач, предметом которых являются острые социально-экономические проблемы.

На общем фоне выделяется телеканал «Олимп» («Рен ТВ» и «СТС»). В сетке вещания СМК присутствует ряд программ, в которых прямое общение с аудиторией является центральным принципом. Интерактивность современного телевидения реализуется в форме опросов в режиме реального времени, звонков в студию, зачитывания комментариев с сайта программы. При этом зрители имеют возможность выслушивать мнения как ведущих, так и экспертов. Одной из ключевых характеристик подобного общения с аудиторией является анализ предмета дискурса с разных мировоззренческих позиций, причем географическое покрытие вещанием потенциальной аудитории у данного ресурса наименьшее (прием осуществляется только в ряде городов Тамбовской области и на кабельных сетях [6]).

Еще одной важной стороной социального восприятия массмедиа является уровень популярности и доверия к региональным СМИ. Относительно частоты просмотра местных СМИ распределение оказалось следующим: ежедневно - 13 %; несколько раз в неделю - 18 %; около раза в неделю - 28 %; несколько раз в месяц - 26 %; около одного раза в месяц - 11 %; крайне редко, затруднились в ответе - 4 %. Абсолютное большинство опрошенных - 59 %, проявляют систематический интерес к событиям общественно-политической жизни Тамбовской области. Согласно проведенному исследованию, аудитория региональных СМИ достаточно воз-

растная. При этом прослеживается следующая тенденция: чем старше поколение, тем интерес к местным событиям выше. Среди молодежи превалирует гораздо больший интерес к событиям, происходящим в мировой политике; люди среднего возраста тяготеют в большей степени к внутрироссийской политике, хотя интерес к событиям региональной жизни остается невысоким. Старшее поколение в большей степени интересуется региональными событиями, а просмотр новостей о жизни в мире вызывает у людей этого поколения наименьшую заинтересованность. По-видимому, подобные результаты детерминированы тем, что молодые люди являются наиболее динамичными, мобильными, имеющими высокие социальные запросы, а также не исключают своего переезда на другое место проживания, в т. ч. и за пределы нашей страны. Тогда как люди старших возрастов не склонны к резким социальным движениям, их статус и эмоциональный фон стабильны, а благополучие напрямую зависит от действий властей.

Таким образом, воздействие на пожилых людей через региональные СМИ гораздо более эффективно, нежели на молодежь. Во многом это связано с банальным наличием свободного времени у людей пенсионного возраста, что позволяет им в больших объемах просматривать телевизор, а часто и Интернет.

Уровень доверия к телевизионным СМИ Тамбовской области оказался весьма невысоким - 39 %. Наименьшим доверием там-бовчан пользуется информационно-аналитическая работа регионального ГТРК «Тамбов». Положительные оценки ему дали лишь 32 % респондентов; отрицательные - 51 %. По-видимому, подобные результаты обусловлены тем, что жители региона больше симпатизируют федеральным властям, нежели региональным. По мнению 73 % опрошенных, ГТРК «Тамбов» выполняет информационный «заказ» государственных и местных властей, поэтому не отражает объективного положения вещей. Так, исследование показало, что большая часть аудитории -41 %, не поддерживает областные власти. Как считает значительная часть выборки, на фоне более высокого профессионализма редакций центральных каналов, местные массмедиа выглядят менее убедительными и притягательными.

Телекомпании «Новый век», во многом являющейся как и ГТРК «Тамбов» информационным рупором местных властей, доверяют 42 % опрошенных тамбовчан, не доверяют - 48 %. Как показало исследование, при негативном восприятии большинством аудитории крайне провластной позиции СМИ, этот канал снискал больше положительных отзывов, нежели местный ГТРК, по ряду причин. «Новый век» уделяет большое внимание актуальным социально-экономическим и духовным проблемам местного уровня. Позитивной чертой, по мнению опрошенных, является возможность звонков в студию. Особо отмечается удобность официального интернет-портала для комментирования, позволяющего пользователям создавать новости, тема которых появляется в ленте соответствующего раздела сайта. Кроме того, для пользователей значимым положительным качеством является «дружелюбный интерфейс» ресурса.

Значительные симпатии у тамбовчан вызывает телеканал «Олимп», позитивно воспринимают который 52 % участников исследования, 30 % - негативно. Очевидно, подобное обусловлено большим плюрализмом мнений в дискуссиях на общественно-политических передачах данного канала, в т. ч. проявлением некоторых оппозиционных настроений к официальной региональной власти. В сетке вещания данного СМИ присутствует ряд информационных программ, в которых общение с аудиторией является центральным принципом. Выше уже отмечались различные варианты интерактивной коммуникации канала со своей аудиторией. Кроме того, «Олимп», в отличие от ГТРК «Тамбов», гораздо менее идеологизированный и официозный телеканал. Предметами обсуждения в тематических передачах данного массме-диа очень часто являются локальные социальные, экономические и политические проблемы, с которыми зритель может непосредственно сталкиваться, принимать участие в их решении.

Вторым по популярности мультимедийным типом СМИ среди жителей Тамбовской области является Всемирная сеть Интернет. В социологический опрос были включены как сайты, официально зарегистрированные в качестве СМИ, так и незарегистрированные, что обусловлено систематическим пре-

доставлением последними общественно-политической информации и позволяет выполнять им ту же функцию. Наибольшее число положительных отзывов тамбовчан получил интернет-ресурс «ВТамбове» - 61 % [7]. Практически равная доля опрошенных доверяет работе информационного агентства «Онлайн Тамбов.ру» - 59 % [8]. 40 % положительных откликов получил «Новый Тамбов» (msktambov.ru). Далее следуют <^атЬоу.те» (сайт тамбовских телекомпаний «Олимп» и «Эхо Москвы») - 28 % и неофициальный сайт экс-губернатора О.И. Бетина (betin.tambov.ru) - 23 % [9].

Высокая популярность сайта «ВТамбо-ве» обусловлена большей независимостью редакционной политики портала от властей. Кроме того, респонденты отметили такие положительные особенности сайта, как наличие объявлений о досуге, работе и т. п. «Онлайн Тамбов.ру» ценят за четкость изложения, непредвзятость и объективность, возможность всегда быть в курсе ключевых новостей региона. Популярность сайта «Новый Тамбов» в основном обусловлена теми же причинами, что в случае и с «Онлайн Там-бов.ру». Ресурс «tambov.me» заслуживает доверие своей аудитории тем, что там представлено «альтернативное оппозиционное мнение», а также работают «честные журналисты». Неожиданным итогом исследования оказалось восприятие неофициального сайта экс-главы области О.И. Бетина в качестве регионального СМИ. Согласно опросу, респонденты, доверяющие данному ресурсу, ценят его за возможность обратной связи с властью и допуск негативных отзывов о работе бывшего первого лица региона.

Наименее популярным общественно-политическим СМИ среди граждан Тамбовской области является радио, которое регулярно используют 12 % аудитории. Хотя радио утрачивает свои позиции по сравнению с другими каналами информации, наибольшим доверием среди вещающих в регионе пользуется «Радио России Тамбов» - 33 %. Достоинством данного канала, по мнению аудитории, является возможность всегда быть в курсе основных событий. Также отдельные респонденты - 3 %, отметили недостатки, среди которых - проецирование позиции областных и федеральных властей, зависимость редакционной политики от них. 29 % выра-

жает доверие информационно-аналитической работе «Радио Эхо Москвы». Доверие значительной части радиоаудитории данному СМИ обеспечивается за счет «независимой» и зачастую антивластной точки зрения. Помимо того, респонденты отметили в качестве плюса острую постановку социальных проблем. Далее по популярности прослушивания следуют общероссийские преимущественно развлекательные радиостанции: «Дорожное радио» - 27 %, «Авторадио» - 23 %, «Русское радио» - 16 %. Среди местных, ориентированных на локальную информационную работу, некоторое число положительных отзывов получило «Радио Котовск» -5 %. Опрошенные заявили, что данный канал позволяет быть в курсе последних локальных событий, но в то же время в почти половине ответов по этому СМИ содержится мнение о чрезмерном влиянии на него местных властей. Необходимо отдельно выделить восприятие рекламы на «Радио Котовск». В частности, есть отзывы, положительно характеризующие данное явление. Судя по всему, это обусловлено тем, что реклама на локальном уровне помогает реально ориентироваться в рыночном предложении. Особенно ярко данный факт контрастирует с отрицательными отзывами об огромном количестве рекламы на других каналах.

В заключение стоит сделать вывод о том, что радио в наше время превращается из средства получения общественно-политической информации в элемент досуга, а также рекламный «двигатель торговли». 39 % респондентов заявили, что используют радиоформат для прослушивания музыкальных и развлекательных передач [10]. Таким образом, стоит говорить об изменении роли радио, его трансформации из средства получения важной общественной и политической информации. В то же время возрастает значимость данного вида вещания как реклам-но-развлекательного инструмента и способа проведения досуга, т. к. сегодня в каждом автомобиле и мобильном устройстве присутствуют приемники. Так, в последнее время многие радиостанции начинают переходить на вещание в цифровых телесетях и в Интернете, что уже вызвало рост его популярности в отдельных странах бывшего СССР, в т. ч. и в Российской Федерации [11].

Основополагающей задачей настоящего исследования являлось не только выяснение причин доверия / недоверия жителей области к средствам массовой информации, но и определение того, какими они хотят видеть современные СМИ. Важно понять - чего не хватает нынешним телеканалам, информационным агентствам в сети Интернет для завоевания аудитории, возникновения доверия к ним. В настоящее время такой критерий, как «интерактивность», является ключевым индикатором связи четвертой власти и социума. Но в случае отсутствия доверия к СМИ никакие каналы обратной связи не смогут работать по назначению, а реалии жизни общества будут все дальше расходиться с теми репрезетациями, какими их представляют мультимедиа. Согласно социологическому исследованию, можно выделить ряд причин, которые мотивировали бы аудиторию к просмотру региональных СМИ:

- объективность;

- плюрализм мнений и точек зрения;

- отсутствие тотального контроля со стороны региональных властей;

- наличие обратной связи;

- цензура морально-этического плана, а также ограничительные меры по уменьшению доли рекламного контента;

- единый (государственный) ценностный вектор подачи информации;

- внимание к пожеланиям и чаяниям населения.

Результаты социологического исследования говорят о том, что жители Тамбовской области ждут от СМИ ориентации на реальные общественные вопросы и отказа от практики «работы на рейтинг». В то же время, на первый взгляд, в позиции аудитории есть значимое противоречие. В частности, для респондентов важен как информационный плюрализм и отсутствие давление руководства региона, так и присутствие единой ценностной направленности СМИ. Но это объясняется тем, что люди хотят видеть в материалах телеканалов и сайтов соответствие неким единым общественным принципам, являющимся основанием морально-нравственного существования российского общества. По-видимому, общество не хочет повторения периода конца 1980-1990-х гг., когда в информационной сфере происходила огульная критика базовых институтов рос-

сийской государственности, девальвировались традиционные ценности. В то же время 64 % респондентов уверены в значительной степени подконтрольности местных СМИ власти, которая использует их в своих интересах, таких как: легитимация, создание образа успешно развивающегося региона и т. п. Зачастую подобная установка, неподкреплен-ная реальными делами, обусловливает необъективность представляемой информации.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что телевидение по-прежнему остается основным источником социально-политической информации, Интернет же скорее дополняет ТВ и в большей степени ориентирован на молодое поколение. Всемирная сеть сегодня становится площадкой, на которой происходит политическая социализация россиян, формирование их идентичности. Что же касается радио, то этот канал коммуникации находит своего слушателя во всех группах населения региона. Но если люди старшей возрастной группы используют его преимущественно как средство информирования о событиях в области, стране и мире, то представители средневозрастной и в особенности молодежной категории - для проведения досуга. Жители Тамбовской области как потребители информации оказались достаточно избирательным сообществом. В частности, существенным оказалось неприятие воздействия региональных властей на ключевые местные СМИ, такие как -ГТРК «Тамбов», «Новый век». Многочисленны запросы на обратную связь, интерактивность, объективность информации, соответствие ее реалиям жизни, культивирование общих для россиян ценностей. В целом там-бовчане критически оценивают современные мультимедийные региональные СМИ, но потребность в них весьма велика.

Таким образом, полностью независимых мультмедийных и печатных СМИ в Тамбовской области нет. Большое влияние на их редакционную политику оказывают региональные и муниципальные власти. Исключение составляют единичные печатные издания партийного характера («Наш голос», до закрытия - «Тамбовское «Яблоко»), а также соответствующие им сайты в сети Интернет. По итогам анализа восприятия телевизионных СМИ была обнаружена следующая зависимость: чем уже географический охват ве-

щания мультимедиа, тем выше показатели интерактивности и доверия населения этим СМИ. Причиной этому служит то, что объектами обсуждения в тематических передачах данных массмедиа являются локальные социальные, экономические и политические проблемы, с которыми зритель сталкивается и в решении которых принимает непосредственное участие.

1. Корнилова Е.Е., Корнилов Е.А. Массовые коммуникации на рубеже тысячелетий. М., 2013.

2. Короченский А.П. Источники кризиса доверия. Главные причины недоверия к СМИ. Признаки неблагополучия // Журналистика и медиарынок. 2006. № 12. С. 44-46.

3. Борев В. Аудиовизуальные средства массовой коммуникации. URL: http://priisk74.ru/advt 035.htm (дата обращения: 01.12.2015).

4. VestiTambov. URL: http://www.vestitambov.ru/ (дата обращения: 01.12.2015).

5. Новый век. URL: http://tvtambov.ru/ (дата обращения: 01.12.2015).

6. Tambov.me. URL: http://www.tambov.me/ (дата обращения: 01.12.2015).

7. ВТамбове. URL: http://vtambove.ru/ (дата обращения: 01.12.2015).

8. OnlineTambov.ru. URL: http://www.online-tambov.ru/ (дата обращения: 01.12.2015).

9. Неофициальный сайт Олега Бетина. URL: betin.tambov.ru (дата обращения: 01.12.2015).

10. Аналитики отмечают рост популярности радиопродуктов // prolT. 2014. 2 декабря. URL: http://proit.com.ua/news/technology/2014/12/02/ 152236.html (дата обращения: 01.12.2015).

11. Информационно-психологический ресурс Психологическое радио. URL: http://psiradio. ru/rost-populyarnosti-internet-radiostanciy.html (дата обращения: 01.12.2015).

1. Kornilova E.E., Kornilov E.A. Massovye kommunikatsii na rubezhe tysyacheletiy. M., 2013.

2. Korochenskiy A.P. Istochniki krizisa doveriya. Glavnye prichiny nedoveriya k SMI. Priznaki neblagopoluchiya // Zhurnalistika i mediarynok. 2006. № 12. S. 44-46.

3. Borev V. Audiovizual'nye sredstva massovoy kommunikatsii. URL: http://priisk74.ru/advt035. htm (data obrashcheniya: 01.12.2015).

4. VestiTambov. URL: http://www.vestitambov.ru/ (data obrashcheniya: 01.12.2015).

5. Novyy vek. URL: http://tvtambov.ru/ (data obrashcheniya: 01.12.2015).

6. Tambov.me. URL: http://www.tambov.me/ (data obrashcheniya: 01.12.2015).

7. VTambove. URL: http://vtambove.ru/ (data obrashcheniya: 01.12.2015).

8. OnlineTambov.ru. URL: http://www.online-tambov.ru/ (data obrashcheniya: 01.12.2015).

9. Neofitsial'nyy sayt Olega Betina. URL: betin. tambov.ru (data obrashcheniya: 01.12.2015).

10. Analitiki otmechayut rost populyarnosti radioproduktov // prolT. 2014. 2 dekabrya. URL: http://proit.com.ua/news/technology/2014/12/02/ 152236.html (data obrashcheniya: 01.12.2015).

11. Informatsionno-psikhologicheskiy resurs Psikhologicheskoe radio. URL: http://psiradio. ru/rost-populyarnosti-internet-radiostanciy.html (data obrashcheniya: 01.12.2015).

Поступила в редакцию 05.12.2015 г.

UDC 323.2:316.74

MULTIMEDIA MASS MEDIA OF TAMBOV REGION IN THE CONTEXT OF REGIONAL SOCIOLOGIC RESEARCHES

Aleksander Vasilyevich ZIMIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Politics, Associate Professor of International Relations and Politology Department, e-mail: zjukovskaya@yandex.ru

Sergey Vyacheslavovich KULAKOV, Independent Political Scientist, Tambov, Russian Federation, e-mail: culakow. serzh@yandex.ru

The research of key mass media perception in Tambov region by its residents is described. The perception of the most popular news agencies in the Tambov region are analyzed and determined mass media enjoying the residents' confidence. The degree of interactivity in the local mass media is reviewed here. Findings are based on their own empirical and sociological research. The ratio of gender and age subgroups in selection approximately coincides with the situation in the general totality. The sociological survey conducted between gender and age categories of respondents shows the considerable distinctions in trust level towards different types of mass media and the fourth estate. Besides, the level of interest to the events taking place in the region depends considerably on the age of the Tambov residents. The research has identified that interactivity of multimedia mass media is becoming more and more important for residents of the Tambov region. Detailed studies based on regional information resources has allowed to make conclusions on the directions broadcasting transformation of local mass media and the change of methods in news presentation. We analyzed not only the causes of trust or distrust to mass media from the side of the Tambov residents but also determined an ideal model of media for respondents. The research comprehended disadvantages of modern TV channels, the information sites on the path of gaining the wider audience and trust as well as found out the most independent and objective mass media in the Tambov region.

Key words: mass media of Tambov region; socio-political information; interactivity; information resources; TV channel; power and media communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.