Научная статья на тему 'Социологический срез медиапредпочтений белгородского общества'

Социологический срез медиапредпочтений белгородского общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
196
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕДИАПРЕДПОЧТЕНИЯ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ГАЗЕТЫ / ЖУРНАЛЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / MASS MEDIA / SOCIOLOGICAL RESEARCH / MEDIA PREFERENCES / TELEVISION / NEWSPAPERS / MAGAZINES / INFORMATION AGENCIES / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стариков Никита Витальевич, Трапезников Сергей Викторович

приводятся итоги интерпретации результатов социологического опроса населения города Белгорода об отношении к средствам массовой информации. Анализируются уровни популярности и доверия белгородским СМИ в каждом сегменте медиарынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологический срез медиапредпочтений белгородского общества»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Социологический срез медиапредпочтений белгородского общества Стариков Н.В.1, Трапезников С.В.2

'Стариков Никита Витальевич / Starikov Nikita Vitalyevich - научно-исследовательский центр трансфера социокультурных

технологий, кандидат социологических наук, директор Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород;

2Трапезников Сергей Викторович / Trapeznikov Sergey Viktorovich - отдел социальной диагностики, главный специалист сектора

социологических исследований МАУ «Институт муниципального развития и социальных технологий», г. Белгород

Аннотация: приводятся итоги интерпретации результатов социологического опроса населения города Белгорода об отношении к средствам массовой информации. Анализируются уровни популярности и доверия белгородским СМИ в каждом сегменте медиарынка.

Abstract: results of interpretation of results of sociological poll of Belgorod population about the relation to mass media are given. Popularity and trust levels of Belgorod mass media in each segment of the media market are analyzed.

Ключевые слова: средства массовой информации, социологическое исследование, медиапредпочтения, телевидение, газеты, журналы, информационные агентства, общественное мнение.

Keywords: mass media, sociological research, media preferences, television, newspapers, magazines, information agencies, public opinion.

Наиболее благоприятное время для объективного анализа медиапредпочтений городского социума - период между избирательными кампаниями, когда активность местных СМИ не гипертрофирована в силу политической ангажированности большинства из них, а находится на своем привычном усредненном уровне. Для белгородского общества такой период наступил в освобожденном от выборов 2014 году; следовательно, стало возможным без оглядки на политические факторы формирования медиаспроса и предложения провести исследование популярности муниципальных СМИ. Проведенное нами социологическое исследование включало анкетный опрос 1200 респондентов - жителей города Белгорода в 27 городских территориях по многоступенчатой квотной выборке.

Напомним, что предыдущий социологический замер проводился в городе в 2011 году Центром социальных технологий НИУ «БелГУ», при этом социальная реальность заметно изменилась, и не последнюю роль в этом сыграли как раз прошедшие с того времени пять избирательных кампаний, в которых местные СМИ принимали активное участие. В связи с этим опубликованные только в 2013 году Б.В. Заливанским в журнале «Власть» результаты того опроса, к сожалению, нельзя было считать своевременными [1]. Тем не менее, не умаляя научную значимость представленных вузовским социологом данных, подчеркнем, что их публикация позволила нам отследить динамику медиапредпочтений по ряду позиций нашего исследования.

Итак, проведенное исследование было призвано определить основные источники получения информации жителями города Белгорода, диагностировать те из них, которым они доверяют в большей степени. В этой связи интересным представляется нахождение общероссийского ориентира в результатах схожего по тематике социологического опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в августе 2013 года в 42 субъектах РФ. Согласно этим данным, по уровню доверия в качестве источника информации Интернет занимает второе место (22%) после телевидения (60%). Меньшим доверием пользуется пресса (7%), радио доверяют 4% [2]. С опорой на ориентир ВЦИОМа был разработан инструментарий для нашего опроса, таким образом, стало возможным сопоставить усредненное общероссийское мнение с белгородским.

В городе Белгороде ситуация несколько иная. Также большинство белгородцев доверяет информации телевизионных СМИ - это относится как к центральному (49,92%), так и к региональному (местному) телевидению (49,83%). На третьем и четвертом местах - центральная (39,25%) и региональная (местная) пресса (38,75%). В отличие от ситуации в целом по стране, Интернет в городе пока не пользуется особым доверием (35,17%). Но меньше всего доверия вызывают зарубежные СМИ (19,83%). Кроме того, в их отношении отмечается и самый высокий рейтинг недоверия (50,50%).

Центральному телевидению доверяют в основном граждане среднего и предпенсионного возраста (30-39 лет - 57,49%; 50-59 лет - 52,47%). Не доверяют ему в основном молодые люди (40,00%) и пенсионеры (45,49%). Что касается регионального телевидения, то здесь выделяется наибольшее недоверие в группах в возрасте до 29 лет (41,43%) и 30-39 лет (39,13%).

Региональным и местным газетам в большей степени доверяет старшее поколение горожан (45,92%), а недоверие к ним чаще испытывает молодежь (47,71%). Анализ уровня доверия в разрезе социально-профессиональной принадлежности респондентов показывает, что наиболее высокий уровень доверия региональной и местной печатной прессе у работников финансово-кредитных организаций (48,78%), работников бюджетной сферы (от 47% до 53% в зависимости от отрасли), предпринимателей (46,94%), работников сферы ЖКХ (46,67%). Не доверяют, в основном, работники транспорта (уровень недоверия - 57,50%), военнослужащие (50%), безработные (48,28%), студенты (46,74%) и домохозяйки (46,27%).

Снова обратимся к данным ВЦИОМ, согласно которым в целом по России, телевидение - наиболее востребованный источник новостей - 60%. Интернет - второй по популярности источник получения информации о событиях в стране

после телевидения. Так, из сетевых источников предпочитают узнавать новости 23% опрошенных. Остальные разновидности СМИ востребованы меньше: так, например, из газет узнают новости всего 7% опрошенных. Радио предпочитают в качестве основного источника информации лишь 5%. Если рассматривать разговоры с людьми в качестве источника информации, то выясняется, что он наименее востребованный (4%) по сравнению с другими СМИ [2].

В Белгороде на вопрос: «Что для Вас является главным источником новостей о событиях в городе?» большинство респондентов также ответили, что это телевидение (43,17%). Газеты, журналы и радио также не являются у белгородцев основным источником получения информации - таблица 1.

Таблица 1.

Главные источники новостей о событиях в России/городе

Россия Белгород

Телевидение 60% 43.17%

Интернет 23% 19.17%

Газеты, журналы 7% 4.00%

Радио 5% 4.50%

Разговоры с людьми 4% 18.75%

В сравнении с результатами ВЦИОМа, разговоры с людьми для белгородцев имеют более высокую информативность - в городе этот показатель равен 18,75%.

Такая значимость неформальных источников косвенно свидетельствует об ограниченной информативности официальных городских СМИ. Белгородцы черпают новости из разговоров, вероятно по той причине, что ТВ, газеты и радио не в состоянии удовлетворить информационные потребности аудитории в полной мере. Такое положение дел актуализирует постановку вопроса о проведении маркетинговых исследований потребительских информационных запросов со стороны городских СМИ.

Проанализируем рейтинги местных СМИ в каждом из сегментов медиарынка

Среди телевизионных каналов в зрительском рейтинге лидируют ТК «Мир Белогорья» и ГТРК «Белгород». Телеканал «Белгород 24» смотрит приблизительно каждый пятый белгородец - таблица 2.

Таблица 2. Рейтинг телевизионных СМИ

абс. %

ГТРК «Белгород» 440 36.67%

ТК «Мир Белогорья» 457 38.08%

Телеканал «Белгород 24» (ТК «Белый город») 256 21.33%

Не смотрят белгородские телеканалы 351 29.25%

Женщины, как правило, являются более активной аудиторией местных телеканалов (среди женщин постоянными зрителями являются 56,50%, а среди мужчин - 43,50%). Чаще других смотрят местные программы представители самой младшей (до 29 лет) и самой старшей (60 лет и старше) категорий телезрителей (29,17% и 19,42% соответственно).

Наиболее востребованы местные телепрограммы среди пенсионеров (23,75%), студентов (15,33%), работников сферы торговли (8,75%). А наименее - среди работников учреждений социальной защиты (0,92%), работников спортивной сферы (1,00%), работников связи (1,08%).

Помимо определения рейтингов телеканалов, исследование предусматривало изучение уровня доверия населения каждому из них. В итоге выяснилось, что ТК «Мир Белогорья» доверяет 22,83% белгородцев, ГТРК «Белгород» -22,25%, телеканалу «Белгород 24» - 11,58%.

Анализ востребованности среди белгородцев печатных средств массовой информации (газет) указывает на наибольшую популярность газеты «Житье-Бытье». Ее читают 20,33% участников опроса. Из предложенных в анкете вариантов реже всего горожане читают газету «Голос Белогорья» (3,00%), которая безоговорочно проигрывает на рынке желтой прессы лидеру рейтинга. Группа общественно-политических СМИ расположилась в середине списка во главе с газетой местных органов власти «Наш Белгород» (10,75% читателей). При всем при этом, подавляющая часть горожан вообще никогда не читает местных газет (41,67%) - таблица 3.

Таблица 3. Рейтинг газет

Количество

абс %

«Житье-Бытье» 244 20.33%

«Наш Белгород» 129 10.75%

«Белгородская правда» 109 9.08%

«Белгородские известия» 96 8.00%

«Комсомольская правда» - Белгород 90 7.50%

«Смена» 68 5.67%

«Голос Белогорья» 36 3.00%

Не читают белгородские газеты 500 41.67%

Отметим, что лидерство «Житье-Бытье» в рейтинге местных газет вполне ожидаемо. Это издание имеет информационно-развлекательный характер и рассчитано на удовлетворение довольно простых (житейских) потребностей обывателя. Очевидно, именно такие запросы доминируют у белгородских потребителей СМИ, которые мало интересуются политикой или общекультурными проблемами, но воспринимают газету как своего рода «легкое чтиво». На этот факт обращал свое внимание и Б.В.Заливанский, интерпретируя результаты исследования трехлетней давности. Тогда, напомним, «Житье-Бытье» регулярно читали 12,26% белгородцев, периодически - 13,11% [1, 139].

Среди тех, кто предпочитает регулярно получать информацию из местных газет, несколько больше женщин (56,50% против 43,50% респондентов-мужчин). Чаще других читателями местных газет являются представители самой старшей (60 лет и старше) возрастной категории. Среди них только 22,32% не читают никаких газет. Кроме того, результаты исследования позволяют говорить о некоторой закономерности, которая заключается в том, что чем младше возраст респондентов, тем меньше они читают газеты - рисунок 1.

61,43%

I-1-1-1-1-1

До 29 лет 30 -39 лет 40 -49 лет 50 -59 лет 60 лет и

старше

Рис.1. Белгородцы, не читающие местные газеты

Изучение уровня доверия населения каждой из газет показало, что «Нашему Белгороду» доверяет 5,25% белгородцев; «Белгородским известиям» - 3,92%; «Смене» - 1,92%; «Белгородской правде - 5,33%»; газете «Житье-Бытье» - 8,50%; «Комсомольской правде» - 3,25%; «Голосу Белогорья» - 1,50%.

Как показывают результаты исследования, журналы среди жителей города пользуются незначительным спросом (76,17% респондентов вообще не читают никаких журналов). Условно наиболее популярным является «Статус Белгорода». Его читают 5,25% участников опроса. Немногим меньше, но примерно в равной степени распределились предпочтения белгородцев между журналами «ОнОНас», «Белгородское бизнес-обозрение», «Ве1№аБЫоп» - таблица 4.

Таблица 4. Рейтинг журналов

Количество

абс. %

«Статус Белгорода» 63 5.25%

«ОнОНас» 34 2.83%

«Белгородское бизнес-обозрение» 25 2.08%

«Ве1№аБЫоп» 33 2.75%

Не читают белгородские журналы 914 76.17%

Всего 1200 100.00%

Среди тех, кто предпочитает читать местные журналы, больше женщин (61,54% против 38,46% респондентов-мужчин).

Распределение ответов в зависимости от возраста респондентов позволило определить, что журналы чаще других читает молодежь - 44,76%. С увеличением возраста респондентов интерес к местным журналам планомерно снижается - рис. 2.

44.76%

25.17%

6.99%

До 29лет 30-39лет 40-49лет 50-59лет бОлетистарше

Рис.2. Белгородцы, читающие местные журналы

Местные журналы чаще всего выбирают студенты (23,08%). Но здесь также необходимо отметить, что популярность одного и того же журнала может быть не одинаковой в различных социально -профессиональных группах. Это зависит и от профессиональных потребностей горожан. Так, например, среди тех респондентов, которые читают журнал «Белгородское бизнес-обозрение», большинство - предприниматели и работники сферы торговли.

Помимо определения рейтингов местных журналов, исследованием был диагностирован уровень доверия данным изданиям. Однако полученные рейтинги доверия варьируются в пределах статистической погрешности: «ВеШаБЫоп» доверяет 0,92% белгородцев, «Белгородскому бизнес-обозрению» - 1,08%, «ОнОНас» - 0,50%, «Статусу Белгорода» -0,83%.

Интернет-СМИ в качестве источника информации белгородцами используются значительно реже, чем телевидение и газеты. К информации, размещенной на сайте Информационного агентства «БелРУ» обращаются 14,67% опрошенных. Немногим меньше пользователей получают информацию с интернет-портала «БелНовости» (11,83%). Менее востребованным является портал информационного агентства «Медиатрон» (1,83%) - таблица 5.

Таблица 5.

Рейтинг местных интернет-СМИ

Количество

абс. %

Интернет-портал «Белгородские новости» (belnovosti.ru) 142 11.83%

ИА «Бел.Ру» 176 14.67%

Медиатрон (mediatron.ru) 22 1.83%

Живой Белгород (BeLive.ru) 35 2.92%

Интернет-портал «Мир Белогорья» (mirbelogorya.ru) 67 5.58%

Не посещают сайты белгородских интернет-СМИ 617 51.42%

Основными факторами, определяющими выбор респондентов в пользу Интернет-источников информации, являются возраст и уровень образования респондентов. Так, среди молодежи Интернет-ресурсы интересны 49,17% респондентов, а среди представителей самой старшей категории только 2,76% - таблица 6.

Таблица 6.

Аудитория местных интернет-СМИ в зависимости от возраста респондентов

Интернет -портал «БелГоро дские новости» (ЬЙПОУОБ! гги) ИА «Бел.Ру» Медиатрон (те&а1гоп.г и) Живой Белгород (BeLive.ru) Интернет-портал «Мир Белогорья» (ткЬе^огу а.ги) Всего

До 29 50.00% 47.16% 40.91% 71.43% 53.73% 49.17%

лет

30 - 39 21.83% 28.98% 27.27% 11.43% 10.45% 24.31%

лет

40 - 49 13.38% 13.07% 18.18% 8.57% 17.91% 13.81%

лет

50 - 59 11.97% 6.82% 9.09% 5.71% 14.93% 9.94%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лет

60 лет и 2.82% 3.98% 4.55% 2.86% 2.99% 2.76%

старше

Всего 100.00% 100.00% 100.00% 100.00% 100.00% 100.00%

Гораздо чаще других информацию из местных интернет-СМИ получают студенты (26,64%).

В целом, местные интернет-источники информации пока уступают по размеру аудитории печатным и телевизионным, однако имеют растущий потенциал, так как в основном их используют молодые белгородцы. А вот рейтинги доверия интернет-СМИ весьма невелики: ИА «Бел.РУ» доверяет 6,33% респондентов, порталам «Мир Белогорья» и «Белгородские новости» - по 2%, остальным - менее 1% опрошенных.

Подводя итоги, отметим, что проведенный социологический срез демонстрирует весьма очевидную поддержку местных СМИ со стороны самой младшей (интернет-СМИ, журналы) и самой старшей (телевидение, газеты) аудиторий. Источники информации, рассчитанные на людей среднего возраста, пока не освоили свой рынок даже на треть. Обращает на себя внимание также невысокая популярность интернет-СМИ и в целом недоверие Интернету как источнику информации, особенно в сравнении с общероссийскими показателями.

Литература

1. Заливанский Б.В. Муниципальные средства массовой информации в восприятии городского сообщества // Власть. 2013. №5. с.139-143.

2. «Онлайн и офлайн: откуда получают информацию россияне»: Пресс-выпуск №2370 // Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]

URL: http://wciom.ru/index.php?id= 515&uid=114345. (Дата обращения: 17.07.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.