Научная статья на тему 'ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ'

ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
339
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНЫЙ ДНЕВНИК / САМОПОЗНАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМОАНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Муринова О.С.

В данной статье представлены результаты социологического опроса, которые позволяют определить актуальность дневников в современной жизни. На примере дневниковых записей русского писателя Л.Н.Толстого доказана важность и польза дневников, которые составляют основу нравственного воспитания человека и ускоряют процесс самообразования и самосовершенствования. Особое внимание уделено анализу записей писателя и определению влияния этих записей на реальную жизнь Л.Н. Толстого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»

его будет лежать такая латентная цель как стремление к имитации жизни на Земле. Первые попытки создания человекоподобных роботов, редактирование генома самого человека, да и живых существ в целом, есть не что иное, как подмена естественного хода развития на моделируемое человеком, то есть искусственное.

Для создания искусственного моделируемого мира может быть использована открытая парадигма, главным образом, как имитация биологической и информационной жизни индивида. Отчасти создание некой неразрывной связи между всеми индивидами, как в природе, но по средствам информационного и когнитивного взаимодействия.

Имитация природы и моделируемый мир, именно тот научный образ бытия, который будет выступать лекалом для последующих технологических укладов после четвертой научной революции. Список использованной литературы:

1. Известия iz «Ученые обнаружили гиперхаос в квантовых компьютерах» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://iz.ru/1115975/2021-01-25/uchenye-obnaruzhili-giperkhaos-v-kvantovykh-kompiuterakh?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения 10.03.2021 г.).

2. Кузнецов С., Android-Robot Новости науки и техники, «Расчеты показывают, что люди не могут содержать суперинтеллектуальные машины» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://android-robot.com/raschety-pokazyvayut-chto-lyudi-ne-mogut-soderzhat-superintenektualnye-mashiny/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения 15.03.2021 г.).

3. Макаров В., Популярная механика, «Что такое квантовый дарвинизм: две физики одной Вселенной» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://www.popmech.ru/science/495422-chto-takoe-kvantovyy-darvinizm-dve-fiziki-odnoy-vselennoy/ (дата обращения 09.03.2021 г.).

4. Плюшкин Г., ФАН, «Нейросеть научилась находить уязвимости в поведении людей» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://riafan.ru/1386436-neiroset-nauchilas-nahodit-uyazvimosti-v-povedenii-lyudei?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения 10.03.2021 г.).

5. Резолюция Европарламента от 16 февраля 2017 года. В резолюции приведены рекомендации для Европейской комиссии относительно норм гражданского права о робототехнике (2015/2013(INL) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://robopravo.ru/riezoliutsiia_ies (дата обращения 11.03.2021 г.).

6. Яндекс Дзен «В области ИИ мы находимся на технологическом уровне Древней Греции» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://zen.yandex.ru/media/the_world_is_not_easy/v-oblasti-ii-my-nahodimsia-na-tehnologicheskom-urovne-drevnei-grecii-602115d586f4e2220884dddf?&utm_campaign=dbr (дата обращения 11.03.2021 г.).

7. sm! news «Нейросеть научилась распознавать скрытые эмоции по дыханию и ритму сердца у человека» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://ivanovo-sminews-ru.turbopages.org/ivanovo. sminews.ru/h/21584?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения 13.03.2021 г.).

© Вздорова Л.П., 2021

УДК-171.17.1

О.С. Муринова,

студент БГПУ им.М.Акмуллы

ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ

Аннотация

В данной статье представлены результаты социологического опроса, которые позволяют определить актуальность дневников в современной жизни. На примере дневниковых записей русского писателя

Л.Н.Толстого доказана важность и польза дневников, которые составляют основу нравственного воспитания человека и ускоряют процесс самообразования и самосовершенствования. Особое внимание уделено анализу записей писателя и определению влияния этих записей на реальную жизнь Л.Н. Толстого.

Ключевые слова:

личный дневник, самопознание, самовоспитание, нравственность, самосовершенствование, самоанализ.

Во все времена люди стремились постигнуть тайны окружающей жизни, разгадать загадки природы, изучить самих себя. В этом им помогали природа, наука, искусство, религия. Но главной их целью было саморазвитие и самопознание, желание достичь совершенства в нравственном развитии. Кого называют настоящим человеком? И какими необходимыми качествами он должен обладать, чтобы стать личностью? Всё это человек мог постигнуть, заглянув в свой внутренний мир, и навести там гармонию и порядок. Н. Г. Чернышевский писал: «Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». Одним из способов постигнуть самого себя является ведение личного дневника.

В словаре С. И. Ожегова дается такое определение этому понятию: «Дневник - это записи, которые ведутся изо дня в день» [4,с.136]. По нашему мнению, личный дневник - это не просто тетрадь с каждодневными записями, а зеркало человеческих мыслей, целей, планов. С его помощью мы анализируем свои действия, чувства, и, следовательно, познаём себя и свой внутренний мир. Актуальность темы исследования обусловлена в то же время и тем, что дневники важны для истории: они отражают действительность с разных точек зрения и становятся памятным достоянием человека.

Большинство русских писателей и поэтов также вели личные дневники, в которых раскрывали свою сущность, а также высказывали свои мысли относительно окружающего мира и общества. Например, Ф. М. Достоевский писал в своем дневнике: «Я всего только хотел бы, чтоб все мы стали немного получше. Желание самое скромное, но, увы, и самое идеальное».

Но самое большое дневниковое достояние принадлежит русскому писателю Л. Н. Толстому.

Цель нашей работы - определение роли дневников в процессе самовоспитания человека на примере дневников Л. Н. Толстого.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: 1) провести социологический опрос; 2) изучить дневниковые записи Л.Н. Толстого; 3) определить роль дневников в формировании внутреннего мира человека.

Практическая значимость нашей работы состоит в том, что результаты исследования могут послужить отправной точкой для создания собственных дневников.

К чему стремился великий мыслитель, когда писал свои заметки в дневнике? Как дневник помог Л. Н. Толстому сформировать нравственные качества и обогатить свой внутренний мир? И есть ли в наш век инноваций и технологий люди, которые еще ведут личные дневники? Как часто они к нему обращаются? Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, нами был проведен социологический опрос среди студентов БГПУ им. Акмуллы. В опросе приняли участие 120 человек.

Опрос показывает, что в наши дни тема личных дневников не пользуется популярностью. Треть всех опрошенных считает, что дневник не помогает в формировании нравственности. Мы решили опровергнуть цифры и поставили перед собой цель - доказать значение дневника в процессе самовоспитания человека на примере дневников Л. Н. Толстого.

Началом ведения личного дневника Л. Т. Толстого принято считать 17 марта 1847 год. В это время молодой писатель находился в Казанском госпитале. Вот его первые строки: «17 марта 1847 года. Казань. Вот уже шесть дней, как я поступил в клинику, и вот шесть дней, как я почти доволен собою. Здесь я совершенно один, мне никто не мешает, здесь у меня нет услуги, мне никто не помогает, - следовательно, на рассудок и память ничто постороннее не имеет влияния, и деятельность моя необходимо должна развиваться» [1, с.1].

Этими словами Л. Н. Толстой подтверждает, что, находясь наедине с собой, его постигают мысли, которые необходимо высказать, обратившись к дневнику. 7 апреля того же года в 7 утра он пишет следующие строки, где раскрывает назначение дневника и говорит о причине его ведения: «Я никогда не

-( «О )-

имел дневника, потому что не видал никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития. В дневнике должна находиться таблица правил, и в дневнике должны быть тоже определены мои будущие деяния» [1, с.2].

Л. Н. Толстой с юного возраста задумывался о своём развитии, самовоспитании и стремился стать «вполне хорошим человеком». Последнее было его главной целью на протяжении всей жизни. Огромное значение писатель придавал собственному своду правил, так называемому, кодексу жизни, которому старался следовать и всегда выполнять. Вот одни из основных правил:

1. Каждое утро назначай себе все, что ты должен сделать в течение дня, и исполняй все назначенное.

2. Повторяй вечером все то, что ты узнал в течение дня. Каждую неделю, каждый месяц и каждый год экзаменуй себя во всем том, чем занимался, ежели же найдешь, что забыл, то начинай сначала.

3. Не переменяй образа жизни, ежели бы даже ты сделался в десять раз богаче.

4. Придумывай себе как можно больше занятий.

5. Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность.

6. Довольствуйся настоящим.

7. Ищи случаев сделать добро. [1, с.3]

Эти и многие другие правила, как считал сам писатель, развивают волю и силу человека, а также влияют на умственные способности. И действительно, при их выполнении человек приобретает нравственные качества, становится личностью и стремится к совершенству над самим собой.

Кроме этого Толстому всегда было интересно смотреть на себя со стороны, разглядывать в себе хорошее и плохое, анализировать свои поступки. Он всегда относился к себе с самых высоких нравственных позиций, был строг к самому себе. Но это не мешало ему думать и о других. В своих дневниках он выделяет несколько проблем и тем, на которые впоследствии даёт своё рассуждение и свою точку зрения.

Рассмотрим основные темы в дневниках Л.Н. Толстого.

Главные его темы: «Человек» и «Нравственность». Толстой считал, что воспитание, условия, в которых живет человек, во многом влияют на его развитие, но все же основой этого развития является самовоспитание и самопознание. Вот великие слова, отражающие всю значимость этих процессов: «13 М. Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя, в той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет, стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя» [3]. Очищать себя, значит постоянно следить за своими действиями, анализировать их, от всего плохого в себе избавляться, все хорошее приобретать. В этом и состоит смысл жизни каждого человека - в постоянной борьбе с самим собой и в стремлении к совершенствованию.

Следующей темой в его дневниковых записях были проблемы окружающего мира. Толстой обладал хорошим чутьём и наблюдательностью. Всегда понимал людей, его окружавших, а также чувствовал неразрывную, близкую связь с природой. Постигнуть тайны внешнего мира также было его непосредственной задачей. Он пишет о близкой связи человека с природой в своем дневнике: «2 Янв. 99. Природа входит в человека и дыханием, и пищей, так что человек не может не чувствовать себя частью ее и ее частью себя» [2, с. 1].

В наше время человек забывает о том, что он является частью природы. Он чаще думает о материальных благах, при этом наносит непоправимый вред окружающей среде.

Главной проблемой, которая всегда занимала Л. Н. Толстого, была проблема веры русского народа и политическая несправедливость по отношению к нему. Неграмотность, бедность и бедственное положение простых крестьян не переставали мучить великого писателя. Свои идеи о преобразовании существующего строя он записывал в своём дневнике. Не только словами он помогал народу, но поступки и действия были необходимым условием для решения насущных проблем. Сам Толстой сделал за свою жизнь многое для простого народа.

Во-первых, он дал веру в то, что светлое будущее сулит народу свободу и справедливость. Во-вторых, он всячески старался победить неграмотность крестьян. По его приказу в Ясной поляне строились школы для крестьянских детей, где сам Толстой был в роли педагога-преподавателя. К его трудам относятся также собственная «Азбука» и серия «Русских книг для чтения». Образ дворянина-реформатора можно

проследить в главном герое «Анны Карениной» Левине. Сам Толстой как бы воплотил все свои мечты и планы в словах и поступках этого героя, который сделал много нужного и полезного для народа. Можно с уверенностью сказать, что дневник давал Толстому возможность выражать своё отношение к существующим проблемам и принимать меры для того, чтобы эти проблемы решить. Именно с помощью дневника в писателе формировались социально-значимые качества, как правило, шло становление личности. Помогать народу - было главной целью Толстого, о чем он и пишет в своём дневнике. «Я бы был не счастливейшим из людей, ежели бы я не нашёл цели для моей жизни - цели общей и полезной». [1, с.3]

Не чужды писателю были и другие темы. К примеру, тема семьи, вечной любви, верности. Тема войны (сам Толстой участвовал в военных действиях Крымской войны, в обороне Севастополя), справедливости и честности, тема революции и судьбы России. Следующие записи из дневников Толстого относятся к этим темам:

- тема любви: «Нам дано одно, но зато неотъемлемое благо любви. Только люби, и всё радость: и небо, и деревня, и люди, и даже сам. А мы ищем блага во всем, только не в любви. А это искание его в богатстве, власти, славе, исключительной любви - все это, мало того, что это не дает блага, но, наверное, лишает его»; [6, с.120].

- тема революции: «Революция сделала в нашем русском народе то, что он вдруг увидал несправедливость своего положения. Это - сказка о царе в новом платье. Ребенком, который сказал то, что есть, что царь голый, была революция». [6, с.115].

Л.Н. Толстой всегда отрицательно относился к войне. «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звёздным небом?» [5, гл.6.].

Известны три дневника Л.Н. Толстого. В конце своей жизни Л.Н. Толстой не переставал заниматься самосовершенствованием и развитием. Он говорил: «Я всю жизнь искал истину». И он нашёл её. В постоянной борьбе с самим собой, с окружающим миром, в самовоспитании и в служении народу.

В последние годы жизни Л.Н. Толстой находился в Ясной Поляне, где вел сразу несколько дневников. Один выходил в печать. На тот момент Л.Н. Толстой уже обладал известностью, был хорошо знаком всей России, его произведения перечитывались, переписывались и печатались. Личность Толстого стала интересна во всех кругах, потому дневники, выходившие в печать, становились очень ценными источниками его мыслей, планов, целей относительно всей России. Другой дневник велся для самого писателя, где он писал о чём-то сугубо личном, не предназначенном для публики. О существовании этого дневника могли догадываться только самые родные люди: Софья Андреевна - его жена, дети. В личном, принадлежащем только ему, дневнике, он находил истинное утешение, а также продолжал делать полезные вещи для окружающих: «Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям. Это были: школы, посредничество, голодающие и религиозная помощь» [6, с.6]. Даже в старости он продолжал самосовершенствоваться, достигая вершины человеческой нравственности и духовности.

Третий дневник, так называемый, засапожный, был настолько личным и важным для Толстого, что он носил его прямо внутри своего сапога. Маленькая книжечка, но сколь велика была её роль для самого писателя, для его жизни.

Жизнь Л.Н. Толстого была наполнена бесконечными рассуждениями, размышлениями и стремлениями стать духовно-нравственным человеком, «быть вполне хорошим». В его копилке насчитывается около 31 тетради с подлинными записями - это примерно 4700 рукописных листов и 55 записных книжек. Последней записью в его личном дневнике была: «И все на благо и другим, и главное, мне».

Л. Н. Толстой, прежде всего, нравственно развитый человек, творческая личность, мыслитель, философ, реформатор, настоящий человек с настоящей душой. Именно с помощью его личных дневников читатель может проследить, как развивалась личность этого человека, как приобретались самые значимые качества, как мысли и мечты его воплощались в реальность.

Его пример - пример для всех ныне живущих людей. Каждый должен стремиться сам себя воспитать, развить в себе самые лучшие черты, стать нравственным человеком. Только тогда человек станет -( 82 )-

человеком, только тогда он постигнет смысл своей жизни, только тогда он полюбит жизнь всей своей необъятной душой. Вот великие слова Л. Н. Толстого, которыми можно подвести итог: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».

Таким образом, анализируя дневниковые записи Л. Н. Толстого, мы смогли проследить формирование внутреннего мира писателя, его нравственных качеств. Именно дневник стал проводником между мыслями писателя и внешним миром. Значит, дневник-это некая форма связи человека с окружающими его людьми, способ самовыражения, который особенно необходим в наше время. Это натолкнуло автора на мысль о создании личного блога, в котором он постарается разобраться в своих мыслях, а также заинтересовать подписчиков в вопросах самовоспитания и саморазвития на примере дневников Л. Н. Толстого.

Список использованной литературы:

1. Дневник молодости Льва Николаевича Толстого. Т 1 . Под редакцией В.Г. Черткова. - Первое издание. 1847-1852 г., Москва, 1917. - Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=121487&p=1

2. Дневник Л.Н. Толстого. 1899 г. - Режим доступа: http://tolstoy-nt.ru/tolstoy/dnevniki/1895-1899/dnevnik-1899.htm

3. Записная книжка Л.Н. Толстого .1890 г. - Режим доступа: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/zapisnye-knizhki/index.htm

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Оникс, 2008.

5. Толстой Л.Н. Набег. Рассказ волонтера. - М.: Инора-м, 2014.

6. Толстой Л.Н. Философский дневник. 1901-1910. - М.: Издательство «Известия», 2003. - Режим доступа: https: //knigogid.ru/books/563328-filosofskiy-dnevnik/toread

© Муринова О.С., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.