ОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
JOURNAL OF CULTURAL RESEARCH
КУЛЬТУРОЙ
issn гггг-гьъъ
Электронное периодическое рецензируемое неумное издание
БЫХОДОТ- С 2010 гола
УДК 821.161.1+7.046
Соловьева М.А.
Вечные сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма
Аннотация. Международная конференция «"Вечные" сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма» прошла в ИМЛИ РАН 27-28 апреля 2015 г. На конференции рассматривались судьбы «вечных» сюжетов и образов в России в период 1895 и 1935 гг.
Ключевые слова: вечные сюжеты и образы, трансформация мифологических сюжетов в литературе и искусстве, миф, мифологический образ, мифотворчество.
В Институте мировой литературы им. А.М.Горького Российской академии наук 27-28 апреля 2015 г. состоялась международная научная конференция «Вечные сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма»*. Концепция конференции - объединение на одной научной площадке литературоведов и искусствоведов - была успешно реализована и позволила, с одной стороны, провести информационно насыщенное и разноплановое мероприятие для ученых, занимающихся культурой и литературой рубежа веков, а с другой стороны, ярко и наглядно представить в докладах ученых всю сложность и многообразие культуры модернизма, в которой главным творческим принципом становится синтез искусств.
Несмотря на то, что организаторами была выбрана для конференции широкая тема, в тематике докладов были представлены те «вечные» образы и сюжеты, которые характеризуют период модернизма в русской литературе и искусстве, и в целом нашли отражение те смысловые трансформации, которые происходят с ними в этот период.
Большая часть докладов была посвящена новому обращению к античности, которое происходило на рубеже веков, ее эстетике, философским проблемам, воспринимаемым в модернизме часто в связи с проблемами религиозной философии, с попыткой осмысления языческо-христианского дуализма русской культуры. Античным образам и мотивам посвятили свои доклады Ю.Б.Орлицкий «Сапфическая строфа как способ презентации вечного образа Сафо в русской
http://cr-joumal.ru/rus/joumals/347.html&j_id=24
литературе Серебряного века», Д.М.Синичкина «Сюжеты и образы Древней Эллады в жизнетворчестве Николая Клюева», В.Н.Дядичев «Лепта вдовы и обол Харона в литературе русского модернизма», Р.Мних «Одиссей в эпоху модернизма: концептуализация и символика образа».
Также целый ряд докладов отражал проекцию «вечных» сюжетов и образов западного средневековья в культуре модернизма. Открыл конференцию доклад В.В.Полонского «Русская Danteana до и после революционного порога: между Мережковским и Дживелеговым», в котором был представлен глубокий филологический и культурологический анализ обозначенной темы в широком литературном контексте. Образам и мотивам средневекового театра и лирики, рыцарского романа в поэзии начала века посвятили свои доклады Е.А.Осьминина «Шекспировские образы в поэзии З.Н.Гиппиус», А.В.Ведель «Легенда о Тристане и Изольде в русской поэзии 1900-1920-х годов», В.Б.Зусева-Озкан «Дева-рыцарь: Брадаманта Ариосто и Браманта М.А.Кузмина», И.Н.Арзамасцева «Оберон и Титания в России: сказки для детей и взрослых».
В докладах ряда ученых был представлен еще один комплекс «вечных» сюжетов и образов, формирующий художественное пространство модернизма и связанный с обращением к истокам, культуре и эстетике Древней Руси, к народной поэзии и мифологии, духовной народной традиции. В частности, образы мифологических существ, символичных для литературы и искусства этого периода, получили отражение в докладах М.Л.Спивак «Издательство "Алконост" и "райские птицы" русского модернизма», М.А.Ариас-Вихиль «Образ птицы-вестника в эпоху символизма: Буревестник и Альбатрос», А.Г.Гачевой «Образ Китовраса в культуре Древней Руси и его трансформации в эпоху русского модернизма».
Воплощение образа героини Ветхого Завета в литературных и фольклорных текстах стало темой доклада председателя оргкомитета конференции А.Л.Топоркова «Образ Саломеи в русском фольклоре и в произведениях русских писателей первой трети XX века». Также литературные и фольклорные источники одного из «вечных» сюжетов были рассмотрены в выступлении Ф.С.Капицы «Мотив договора с дьяволом в русской прозе XX века». Польский ученый Н.И.Шром посвятил свой доклад славянскому инварианту «вечного» сюжета «крысолов из Гамельна».
Тема «вечных» образов в литературном творчестве в дискурсе философии модернизма, ее этических и эстетических воззрений и идей нашла отражение в докладах В.Г.Щукина «Эрос -вожделение - похоть: от Платона до Федора Сологуба» и Е.К.Созиной «Вечные образы в творческой интерпретации "зырянского Фауста" Каллистрата Жакова».
В ходе работы конференции были актуализированы различные проблемы современной науки, касающиеся методологических подходов к исследованию культурного наследия модернизма в связи с особенностями культуры этого периода. Прозвучали доклады, представляющие итоги исследований, проведенных на стыке наук - литературоведения и искусствоведения, литературоведения и фольклористики, литературоведения и философии. Такие новаторские
междисциплинарные работы раскрывают художественную логику многообразного и сложного культурного наследия модернизма.
Е.В.Наседкина в докладе «"Одержимый или пророк": трансформация образов Арлекина, безумца, Христа и шута в творчестве и прижизненной иконографии Андрея Белого», анализируя и сопоставляя различные образы Андрея Белого - от безумца и шута до пророка, использовала самый разнообразный изобразительный и текстуальный материал: автобиографические заметки, надписи, мемуары современников, графические и живописные портреты поэта и поэтические произведения Андрея Белого. Сопоставлению образов изобразительного искусства и поэзии были посвящены доклады И.М.Сахно «Иконография Венеры в живописи и поэзии 1900-1920-х годов» и Д.В.Делюкина «Символ Мирового древа в творчестве Н.К.Рериха и Н.А.Клюева».
Одним из наиболее важных вопросов, на которых акцентировали свое внимание исследователи, стал вопрос источниковедения. В докладе Д.М.Магомедовой «Арлекин, Пьеро и русская масленица: проблема источников пьесы А.А.Блока "Балаганчик"» были рассмотрены некоторые возможные источники пьесы «Балаганчик», связанные с академическими исследованиями народных традиций в начале XX века и университетскими годами Блока. Проблеме источниковедения, связанной с периодом получения образования в творческих биографиях писателей, был посвящен доклад М.В.Скороходова «Вечные сюжеты и образы в лекциях профессоров-словесников начала XX века». Проблема определения круга текстов, рассматриваемых в качестве источников литературных произведений, вызвала широкое обсуждение.
Особое внимание выступавших, безусловно, было обращено на вопрос трансформации «вечных» сюжетов и образов в литературе и искусстве модернизма, наполнения их новыми смыслами и коннотациями.
В докладе «Образ Лесного царя: немецкий контекст русского символизма» И.Н.Лагутина проследила путь образа Лесного царя в русской литературе от немецкого первоисточника -поэмы Г.Гейне - к поэме В.А.Жуковского - и далее в русском символизме. Анализируя оригинальный немецкий текст поэмы и русские поэтические тексты, а также книжные иллюстрации, исследователь показала, как изменялась семантика образа в русском классическом переводе поэмы «Лесной царь», и затем, при смене традиции, в литературе символизма.
Американский литературовед Д.Майкльсон посвятил свой доклад вопросам отражения литературного чеховского образа Лебединой песни в русской поэзии 1900-1920-х гг. Темой выступления польской исследовательницы Д.Шимоник стал «вечный» образ «лабиринта» в романе Ивана Рукавишникова «Проклятый род», а О.А.Симонова рассмотрела значение символа часов у И.Ф.Анненского в контексте литературной традиции.
Тематика выступлений, посвященных искусству русского модернизма, в целом была близка темам докладов о литературном творчестве этого периода. Таким образом, анализ ряда
литературных «вечных» образов и сюжетов дополнился анализом визуальных художественных образов, их источников, прототипов, трансформации смысла «вечных» образов и сюжетов в изобразительном искусстве в историко-культурном контексте.
Так, близкие темы были рассмотрены в докладах Е.В.Глуховой о мифологии Солнечного града в творчестве А.Белого и Ю.Ю.Будниковой - об образе града в творчестве Н.К.Рериха. Комплекс «вечных» образов и мотивов, связанных с утопической философией модернизма, философией и теорией поэтического творчества объединения «Скифы» и творчеством А.Белого, был проанализирован в докладе С.А.Серегиной. Доклад О.С.Давыдовой «Мнимая вечность: художники-символисты в поисках земного рая» был посвящен исследованию новой иконографической системы времени и пространства, которая складывается в изобразительном искусстве эпохи модерна, семантически выражая образы «обетованной духовной прародины». Параллельный анализ образов в искусстве и литературе позволяют глубоко и разносторонне показать специфику культуры модернизма, ее художественную мысль. Еще одно выступление, примыкая к двум вышеупомянутым, демонстрировало те трансформации смысла, которые испытывает в начале XX века «вечный» образ света - это доклад Н.В.Злыдневой «Мифология света и мотив электричества в живописи 1920-х годов».
Ряд образов мифологических существ, представленных в литературоведческих исследованиях, дополнился докладом Т.В.Галиной о «зарайских сфинксах» Анны Голубкиной. Как в изобразительном искусстве модернизма находит воплощение фольклорный образ сказочного солдата - богатыря, воина - продемонстрировала в своем докладе И.Ю.Чмырева. Творчеству живописца К.С.Петрова-Водкина, примыкавшего в группе «Скифы», в которую входили А.Белый, А.А.Блок и другие поэты, произведения которых рассматривались в докладах литературоведах, было посвящено выступление Е.И.Водоноса «К.С.Петров-Водкин: от образа матери к образу Мадонны и обратно...».
Имеющее большую значимость для культуры модернизма движение религиозно-философской мысли, его развитие и идеи получили отражение в выступлениях С.И.Орлова «Образы Апокалипсиса в изобразительном искусстве рубежа XIX-XX столетий» и А.К.Флорковской «Религиозный сюжет в живописи символистов: М.Врубель и М.Нестеров. Два подхода».
В целом, конференция «"Вечные" сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма» продемонстрировала продуктивность объединения искусствоведов и литературоведов для изучения периода «синтеза искусств» в русской культуре, а также проведения междисциплинарных исследований. Доклады, прозвучавшие на конференции, представили широкий культурный срез, выявили наиболее значимые и символичные для модернизма образы и сюжеты. Такой подход важен как для научного общения специалистов различного профиля, занимающихся творчеством художников и писателей рубежа конца XIX -начала XX в., так и для многостороннего изучения изобразительного искусства и литературы в историко-культурного контексте.
* Конференция проводилась в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда (проект №14-18-02709).
Статья подготовлена за счет гранта Российского научного фонда
(проект №14-18-02709) и в ИМЛИ РАН/
© Соловьева М.А., 2015. Материал поступил в редакцию 01.06.2015.
Соловьева Мария Александровна,
аспирант,
Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН (Москва), e-mail: [email protected]
Solovyeva M
'Eternal' plots and images in Russian literature and art of Modernism
Abstract. International conference «"Eternal" plots and images in Russian literature and art of Modernism» has taken place in the Gorky World Literature Insitute of Russian Academy of Science (IMLI RAN) on 29-30 of April 2015. The scholars have made contributions on various aspects of reception and transformation of «eternal» plots and images in Russian literature and art of Modernism.
Key words: «eternal» plots and images, transformation of mythological images in literature and art, myth, mythological image, mythopoesis.
Solovyeva Mariya Aleksandrovna,
postgraduate,
A.M.Gorky Institute of World Literature (Moscow)