Научная статья на тему '"вечное поминовение. . . " (о тех, кто внес неоценимый вклад висторию Православия Якутии)'

"вечное поминовение. . . " (о тех, кто внес неоценимый вклад висторию Православия Якутии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
92
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛИ ЦЕРКВЕЙ / ПОЖЕРТВОВАНИЯ / ЯКУТСКИЕ КУПЦЫ / Г.П. ПАВЛОВ / СВЯЩЕННИК / А.Н. БЕРДЕННИКОВ / ЛЕТОПИСИ ЦЕРКВЕЙ / ВЛАДЫКА ИАКОВ (ДОМСКИЙ) / ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ДРЕВНОСТИ / BUILDERS OF CHURCHES / DONATIONS / YAKUT MERCHANTS / G. P. PAVLOV / PRIEST / A. N. BERDENNIKOV / THE ANNALS OF THE CHURCHES / LORD JAMES (DOME) PROTECTION OF THE MONUMENTS OF ANTIQUITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ноговицына Ефросиния Семеновна

В статье рассматривается проблема возрождения памяти и увековечения имен купца Г.П. Павлова и священника А.Н. Берденникова личностей, внесших вклад в историю Православия, науку, заложивших основу меценатства вЯкутии. Их имена достойны быть запечатленными как в храмах, так и в музеях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"вечное поминовение. . . " (о тех, кто внес неоценимый вклад висторию Православия Якутии)»

Е.С. Ноговицына

«Вечное поминовение...» (о тех, кто внес неоценимый вклад в историю Православия Якутии)

В статье рассматривается проблема возрождения памяти и увековечения имен купца Г.П. Павлова и священника А.Н. Берденникова -личностей, внесших вклад в историю Православия, науку, заложивших основу меценатства в Якутии. Их имена достойны быть запечатленными как в храмах, так и в музеях.

Ключевые слова: строители церквей, пожертвования, якутские купцы, Г.П. Павлов, священник, А.Н. Берденников, летописи церквей, владыка Иаков (Домский), охрана памятников древности

Вечное поминовение (или вечное поминание) — это особый вид поминовения православного христианина в течение того времени, пока стоит храм или монастырь, куда подана треба о поминовении. В фондах Национального архива Республики Саха (Якутия) не выявлены синодики монастыря и храмов Якутской области, но, очевидно, что они все-таки были.

В 2012 г. в архиве было найдено духовное завещание купца 2-й гильдии Ивана Яковлевича Шилова-второго, в котором содержалась просьба о поминовении его и супруги Елены Федоровны. Для этого была оставлена определенная сумма в пользу Градоякутского Николаевского храма, построенного на его средства. В этом храме возрождена была молитва о супругах Шиловых [1, Ф. 1. Оп. 1. Д. 1308].

Но есть и другие личности, достойные поминовения. Например, ку-пец2-й гильдии Гавриил Прокопьевич Павлов.

В июле 2016 г. автор статьи побывала в Горном улусе и во время встречи с главой муниципального образования «Горный улус» Никитой Викторовичем Андреевым приняла от него предложение написать книгу о жизни уроженца улуса купца Г.П. Павлова, сведения о котором собирались по крупицам в фондах архивов, музеев, библиотек Санкт-Петербурга, Иркутска и Якутска. В конце декабря 2017 г. из Горного улуса была получена маленькая, но очень дорогая для автора книга. Следует отметить, что 2017 г. был знаковым и символичным для ее издания, так как 29 апреля этого года исполнилось 150 лет со дня открытия Всемирной выставки в Париже, экспонентом которой был Г.П. Павлов. Кроме того, православный мир отметил 220 лет со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, великого миссионера,

апостола Сибири и Америки, хранившего добрую память о Г.П. Павлове. Именно святитель 4 января 1863 г. писал протоиерею Д.В. Хитрову из Благовещенска: «Нарадоваться не могу быстрой и превосходной отделке монастырской церкви. Слава Богу, первее всего, вечное поминовение Гавриилу Прокопьевичу. Постарайтесь, сколько можно, о достаточном его награждении; буду писать и официально, и частно, жду от вас сведений о нем».

Хотелось бы коротко рассказать о жизни этого неординарного человека, о котором писал владыка. Знакомство архиепископа и купца состоялось в начале 1850-х гг., когда святитель Иннокентий (Вениаминов) прибыл из Аяна в Якутск и обосновался в Якутском Спасском мужском монастыре. В 1854 г. владыка обозревал церкви Якутской области и в донесении Священному Синоду от 12 мая 1854 г. писал: «В проекте штатов, мной предоставленных, нашелся только один предмет, требующий небольшого дополнения, а именно: Градоякутская Предтеченская церковь в настоящее время беднее всех, так что без особых средств она не в состоянии уплатить состоящего на ней долга за церковные припасы, а потому я полагал бы, положив особый оклад жалования, назначенный в проекте штатов на просвирню, оставить при ней и прежний оклад, ныне производимый на содержание оной в количестве 32 руб. 85 коп.».

Тогда помощь церкви оказал Г.П. Павлов. Архиепископ в начале 1860-х гг. писал: «...нашелся один из торгующих якутов Гавриил Проко-пьевич Павлов, не принадлежащий к сему приходу, который пожертвовал значительную на то сумму, и церковь совершенно исправлена, за что он по ходатайству Священного Синода был награжден медалью». 28 ноября 1857 г. архиепископ Иннокентий в Санкт-Петербурге получил эту медаль в Святейшем Синоде и отправил ее в Якутск.

Сам Г.П. Павлов при составлении его послужного списка в городской Думе в 1870 г. заявил следующее: «За пожертвование в пользу Якутской Предтеченской церкви 2 500 руб. по ходатайству бывшего архиепископа Иннокентия (ныне Московский митрополит) Высочайше пожалован золотою медалью для ношения на шее на Станиславской ленте, о чем уведомлен Его Высокопреосвященством от 2 декабря 1857 г. за № 781».

В биографии Гаврила Прокопьевича есть и другие пожертвования в пользу духовного ведомства. Он внес 500 руб. на издание священных книг, переведенных на якутский язык. Установлено, что в 1863 г. Гавриил Прокопьевич передал 100 руб. в пользу «Общества восстановления православного христианства на Кавказе». В 1870 г. более 100 руб. он передал для учащихся, пострадавших при пожаре здания Якутского духовного

Е.С. Ноговицына. «Вечноепоминовение...» (о тех, кто внес неоценимый вклад в историю Православия Якутии)

училища и семинарии, за что получил знак и благословление от Священного Синода.

Многочисленные пожертвования были сделаны Г.П. Павловым для Якутского Спасского мужского монастыря. В 1858 г., когда сгорели кельи архиепископа Иннокентия (Вениаминова) и его кабинет с книгами и бумагами, он передал 500 руб. серебром, затем 3 ООО руб. на строительство монастырской каменной колокольни. На его средства был возведен придел каменной церкви монастыря. Архиепископ Иннокентий (Вениаминов) об этом писал: «В бытность мою в последний раз в Якутске было приступлено к делу под личным и постоянным надзором Павлова и, к удивлению всех, осенью того же года церковь в черне отделана и покрыта железом, что стоило строителю до 734 тысяч руб., и это потому, что заготовление материалов и все работы производились непосредственно им самим без всякого вмешательства со стороны монастыря. Такое усердие или пожертвование не часто и в России среди купцов давних и именитых, но Павлов приобрел состояние в последние 10-15 лет. И пожертвование его на церкви по его состоянию чрезвычайно и потому еще, что беспримерно между якутами. Такое значительное пожертвование и в лучших местах, а не в недавно обращенном в христианство народе, достойно той награды, какая назначена законом, но тем паче в Якутской области, где пожертвователей на подобные дела из природных русских становится менее и менее; а между тем число церквей по числу народонаселения должно увеличиться, и средств к построению оных теперь кроме казны надобно искать только между самими туземцами (ибо посылать, например, за сбором из Якутска в Россию почти невозможно), и потому необходимо оказывать все внимание подобным жертвователям и поощрять их преимущественно пред теми, коих самые отдаленные предки родились в христианстве. И потому долгом считаю и честь имею ходатайствовать пред Священным Синодом о награждении так называемого в постановлениях инородца Гаврила Павлова орденом если не Святой Анны, то Святого Станислава III степени, чего он, по моему мнению и всех якутских властей, вполне заслуживает. Я не могу думать, чтобы препятствием к награждению его могло быть одно то, что он не русский и не купец той или иной гильдии, имея в виду награждения орденами забайкальских бурят даже и некрещеных. Напротив, таковых-то людей в особенности, по моему мнению, и нужно награждать внешними знаками отличий. Что касается отзыва о нем гражданского начальства, то при сем представляется со списком наград и список о Павлове, полученный от г. управляющего областью на имя преосвященного викария».

3 сентября 1864 г. из Николаевска в Якутск вновь прибыл преосвященный Иннокентий (Вениаминов). 27 ноября в присутствии викарного епископа Павла (Попова) он освятил южный придел вновь построенного в монастыре каменного храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».

Сведения о Г.П. Павлове содержатся и в отчетах епископа Якутского и Вилюйского Дионисия (Хитрова): «В 1868 г. значительные пожертвования в пользу церквей были преимущественно от якутов, а также и от русских, а именно: 1) якутом Федором Ивановым Тимофеевым пожертвовано на исправление каменной церкви Якутского Спасского монастыря, клонившейся к разрушению, деньгами 3 200 руб. и материалами на 150 руб., всего на 3 350 руб.; 2) якутским купцом (тоже из якутов) Гавриилом Прокопьевым Павловым на тот же предмет 1 000 руб.; 3) якутским купцом Михаилом Николаевым Барамыгиным на тот же предмет 100 руб.». В отчете за 1869 г. владыка писал: «В 1866 г. выстроена великолепная церковь в Якутском Спасском монастыре, а в 1867 г. в одной стене появились такие трещины, что, по освидетельствовании техником и прихожанами, признано было за необходимое оную стену немедленно разобрать до основания. ...Якутский купец Гаврила Прокопьевич Павлов, более 10000 руб. пожертвовавший в прежние годы на построение каменной церкви в Якутском Спасском монастыре, в 1869 г. вновь пожертвовал в монастырь на исправление ветхостей тысячу рублей. О награждении его орденом Святого Станислава III степени по представлению высоко-преосвященнейшего Иннокентия, бывшего архиепископа Камчатского, имеется дело в Святейшем Синоде, которое по сие время не получило еще окончательного решения. О чем в свое время поставлю себе в обязанность ходатайствовать пред Святейшим Синодом».

Эту награду Г.П. Павлов ждал долго. Тогда строго проверяли представленных к правительственным наградам и особенно следили, чтобы они не находились под следствием и судом. В 1868 г. архиепископ Иннокентий (Вениаминов) был избран митрополитом Московским и Коломенским и выехал в Москву, а уже 27 августа 1869 г. он писал епископу Якутскому Дионисию: «Представления к наградам Балкашина, Павлова и Тимофеева повторить от себя, иначе ничего не будет. И для усиления напишите письмо графу, т. е. обер-прокурору. Теперь, когда вы стали на ноги сами, мне можно только содействовать, чем могу, но начать должны вы». Затем, 10 декабря 1870 г.: «О Павлове я буду говорить в Священном Синоде, что следует. А Тимофееву, не имевшему медали, нельзя было дать орден; если вы желаете, то можете вновь представить его за другие, сделанные им прежде или после пожертвования куда бы то ни

Е.С. Ноговицына. «Вечноепоминоеение...» (о тех, кто внес неоценимый вклад в историю Православия Якутии)

было в Церковь». И 8 марта 1871 г.: «О награждении Павлова Священному Синоду еще не докладывали; оно, вероятно, пойдет чрез Комитет министров. Но о награждении Барамыгина давно уже решено и было положено представить к золотой медали на Анненской ленте; но вчера господин обер-прокурор сказывал, что государь на его докладе признал справедливымдать на Владимирской».

Только 27 января (по старому стилю. - Е.Н.) 1872 г. Г.П. Павлов получил золотую медаль на Александровской ленте и осенью того же года он скончался. Владыка Дионисий (Хитров) дал разрешение похоронить его в ограде монастыря и сам отпевал его [2, с. 10-31].

Кроме того, безусловно, должно быть увековечено имя еще одного удивительного священника.

В 1887 г. Российскую империю охватило движение по охране древних памятников зодчества и предметов старины на основании предписаний Академии наук и Академии художеств. 23 января 1887 г. губернатор Якутской области К.Н. Светлицкий получил письмо от президента Российской академии наук с просьбой заполнить анкеты о памятниках древней истории Якутской области [1, Ф.490-и. Оп.1. Д.4]. Циркулярное письмо от президента Академии художеств великого князя Владимира получил также и епископ Якутский и Вилюйский Иаков (Домский), и по его благословению приходским священникам были направлены анкеты-«метрики» с целью выявления «драгоценного вклада в русскую, преимущественно церковную, архитектуру» [3, 1887. № 8. С. 113-116]. Некоторые из этих анкет-«метрик» и фотографий церквей отложились в научном архиве Института истории материальной культуры РАН Санкт-Петербурга, копии других остались в Якутии. Так, в научном архиве Якутского научного центра Сибирского отделения РАН (ЯНЦСО РАН) была выявлена метрика древнейшей церкви Якутии - Зашиверской Николаевской, заполненная молодым священником Алексеем Берденниковым в конце марта 1888 г. Данная метрика была использована для написания работы «Древний За-шиверск: древнерусский заполярный город», в которую она включена в полном объеме. Берденников писал, что еще в 1884 г. по указу Якутской духовной консистории от 30 декабря за № 3725 причт Индигирской церкви должен был составить эту метрику, но в связи с незнанием терминов и отсутствием транспорта, на котором можно было добраться до старинного храма, отказался это сделать. А выпускник Иркутской духовной семинарии А.Н. Берденников, рукоположенный во священника Верхоянского собора, назначенный благочинным 1-го участка Верхоянских церквей, по пути к Момской Николаевской церкви подробно описал храм и таким образом уже в первые дни своей службы внес неоценимый вклад

в историю и науку Якутии. Впоследствии на основании этого описания ученые ХХ в. смогли изучить древний памятник архитектуры и провести его реставрацию [4, с. 135-154].

Протоиерей А.Н. Берденников нес службу в Верхоянском Благовещенском соборе до конца 1900 г. Был награжден скуфьей, бронзовой медалью за работу в переписной комиссии, наперсным крестом, орденами Святого Станислава III степени и Святой Анны II степени. С 1900 г. он служил в Якутске, где выполнял обязанности члена миссионерской переводческой комиссии, сверхштатного священника Градоякутской Преображенской церкви, священника и законоучителя Софийской церкви епархиального женского училища и женской гимназии. Скончался в Якутске 11 марта 1916 г. [1, Ф. 292-и. Оп.1. Д.78. Л.4].

Составление летописей якутских храмов связано с именем владыки Иакова (Домского). В библиографию Н.Н. Грибановского вошло 11 летописей, одна из который составлена А.Н. Берденниковым. Эта летопись написана очень занимательно и представляет интерес для краеведов Верхоянского улуса [3, 1897. № 11. С. 165-175].

Источники и литература

1. Национальный архив Республики Саха (Якутия).

2. Ноговицына Е.С. Вечное поминовение. / Е.С. Ноговицына. Бердигестях, 2017.

3. Якутские епархиальные ведомости. 1887. № 8.

4. Окладников А.П. Древний Зашиверск: древнерусский заполярный го-род/А.П. Окладников, З.В. Гоголев, Е.А. Ащепков. М., 1977.

E. S. Nogovitsyna «Eternal remembrance... (about those who made an invaluable contribution to the history of Orthodoxy of Yakutia)»

The article deals with the problem of revival and perpetuation of the names of individuals who contributed to the history of Orthodoxy, science, laid the Foundation of patronage, merchant G. p. Pavlov and priest A. I. Berdennikov, whose names are worthy to be perpetuated both in the temples and in the Museum activities, and the protection ofancient monuments.

Key words: builders of churches, donations, Yakut merchants, G. P. Pavlov, priest, A. N. Berdennikov, the annals of the churches, Lord James (dome) protection ofthe monuments ofantiquity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.