Научная статья на тему 'Монахи из Якутии'

Монахи из Якутии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
180
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТИЯ / ЯКУТСКАЯ ЕПАРХИЯ / МОНАШЕСТВО / РПЦ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / КРАЕВЕДЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монахи из Якутии»

Е. С. Ноговицына Монахи из Якутии

Удивительный народ - якуты. Сведения о них можно найти в разных источниках: то они строят дома, разводят скот в Русской Америке, то привлекаются в качестве проводников к научным экспедициям... Кроме того, произведения якутских мастеров хранятся в музеях зарубежных стран: Америки, Великобритании, Франции, Германии.

В фондах ГРАССИ музея г. Лейпцига (Германия) есть удивительной красоты макет деревянной Градо-Якутской Преображенской церкви. Этот храм сгорел в 1920-х гг. Сохранились только фотографии и макет, изготовленный из мамонтового бивня, который, к сожалению, мы видим тоже только на фотографии. Этот макет сделали Прокопий Николаевич Петров (1834-1909) и Петр Фрументьевич Андросов (1834-1902). Видимо, какие-то детали разрешали сделать сыну Прокопия Николаевича Захару. По данным И. П. Готовцева Захар окончил реальное училище, стал учителем, впоследствии - судьей. Но имя Захария Прокопьевича Петрова встречается и в архивных документах, согласно которым он в 1913 г. занимался резьбой из кости [1]. Значит, отец научил его секретам мастерства.

Сохранилась фотография, на которой видим трех вышеупомянутых мастеров, перед которыми стоит макет храма. Этот снимок сделан, несомненно, в 1896 г. В том году Якутская область приняла участие в выставке в Нижнем Новгороде, и по заданию комиссии было сделано много фотографий. По сути, макет был изготовлен для краеведческого музея, но сначала его отправили на выставку в Нижний Новгород. Затем возвратили с некоторыми повреждениями и вскоре макет снова отправили в далекий путь. На этот раз в Париж на Всемирную выставку 1900 г. После окончания выставки вместе с другими предметами его продали музею Лейпцига, где он хранится до настоящего времени [2].

Любой человек, увидевший макет, скажет, что его изготовили хорошие мастера. А кто-то подумает, что мастера были глубоко религиозными людьми, похожими на строителей храмов. Действительно, они были такими. Так, П. Н. Петров - уроженец Кангаласского наслега Баягантайского улуса (ныне с. Тит-Ары Усть-Алданского улуса), славился не только как мастер резьбы по дереву и рисовальщик. Отличался он и религиозностью, поэтому в народе звали «ТанараьытБорокуоппай» (Богомолец Прокопий).

Второй мастер Петр Фрументьевич Андросов (1834-1902) - уроженец местности Дьэнкэрики (Игидэйская волость) Баягантайского улуса (ныне Таттинский улус) также удивлял всех своей верой в Бога. Земляки прозвали его Арассыыйа Буотур (Российский Петр). Его биографию в

течение многих лет собирал известный таттинский краевед Е. Д. Андросов и написал несколько статей о нем. По его данным, Петр Фрументьевич трижды побывал на Горе Афон. В первый раз выехал за пределы Якутии в 1860 г. В 1885 г. он взял своего друга П. Н. Петрова в дальний путь. Но Прокопий Николаевич вернулся на родину из Батуми. В третий раз Петр Фрументьевич отправился на Гору Афон в 1899 г. и умер там от холеры. В 1891 г. этот неординарный человек по закону усыновил мальчика из 1-го Игидейского наслега Баягантайского улуса Александра Алексеевича Луковцева, дал ему свою фамилию [3].

Земляки удивительного человека - сотрудники Тандинского историко-архитектурного музея имени И. П. Готовцева, в частности, главный сотрудник музея Е. К. Колодезникова - продолжили поиски краеведа Е. Д. Андросова. 27 марта 2014 г. они получили письмо от настоятеля Афонского подворья в Москве игумена Никона, в котором было написано, что в книге «Монахология Русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне» есть имя П. Ф. Андросова. Оказывается, он прибыл на Афон и поступил в Свято-Пантелеймонов монастырь в 1902 г. как паломник. Вскоре заболел, был пострижен в схиму 6 ноября 1902 г. и скончался в больнице обители 16 ноября 1902 г. [4].

Кто бы мог описать его путь из Якутии до Горы Афон?! Наверное, он бывал в храмах Сибири и России. Землякам Петр Фрументьевич говорил, что идет на святые места, чтобы замолить их грехи. Из дальней поездки привозил иконы по заказам родоначальников.

Был еще якут, также совершивший паломничество на Гору Афон. Но был ли он там на самом деле, пока неизвестно. А то, что его знали в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре (Москва), стало известным из письма отца Г. И. Вениаминова, приложенного к письму его отца Митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова) епископу Якутскому и Вилюйскому Дионисию (Хитрову). Письмо было написано 22 сентября 1973 г. Звали якута Тихоном Кузьмичем Необутовым, он был уроженцем 1-го Атамайского наслега Намского улуса. В Лавру прибыл в 1871 г. и оттуда отправился на Афон. В августе того же года вернулся обратно и рассказал, что пострижен в монахи с именем Тит. В Лавре его приняли, но вызывало недоумение отсутствие у него паспорта и документа

0 пострижении. Хотели отправить его на родину, но Тихон Кузьмич не согласился. Поэтому отец Г. И. Вениаминов написал письмо якутскому владыке, к которому приложил прошение Т. К. Необутова якутскому губернатору В. П. де Витте. Отец Гавриил просил владыку Дионисия (Хитрова) найти жену Тихона Кузьмича и взять у нее паспорт мужа, а у общества разрешение на пострижение его в монахи. Самого же Тихона Кузьмича интересовало только одно: освятили ли его часовню как храм и есть ли там причт, хотя его часовня, построенная в 1864 г., была освящена

1 июня 1867 г. как Кедюсинская Тихоновская церковь. Храм Необутова

простоял до советской власти, по велению которой он был превращен в жилое здание [5].

В Национальном архиве РС (Я) удалось выявить несколько дел о построении часовни и самом Тихоне Кузьмиче. В августе 1867 г. он вместе с супругой Анастасией Прокопьевной выехал в Иркутск, где был до марта 1870 г. Прежде чем отправиться в путь, супруги продали весь скот и вырученные деньги вложили в банк, так как Тихон Кузьмич мечтал посетить святые места вместе с женой. Но она из-за болезни вернулась обратно. А он добрался до Санкт-Петербурга и в ноябре 1871 г. представил в Святейший Синод прошение об освящении часовни в церковь. После епископу Якутскому и Вилюйскому Дионисию (Хитрову) пришлось составить «смиреннейшее объяснение», где он написал, что никто не уполномачивал его ходатайствовать перед Святейшим Синодом о церкви. Супруга Тихона Кузьмича в 1873 г. подала прошение, чтобы ей выделили часть денег из капитала мужа, и только в этом случае она давала соглашение на пострижение его в монахи. Тихон Кузьмич ответил отказом, и ему пришлось выехать в Якутск из Лавры. Очевидно, он умер в 1893 г., так как ему с 1877 по 1893 гг. выделялось 195 рублей из средств, вложенных в банк, оставшиеся деньги он оставил для своей церкви. До 1897 г. его капитал находился на счету Атамайской Николаевской церкви, затем был передан Кедюсинской после того, как решился вопрос ее штата [6].

Возможно, были и другие паломники. Они могли и не бывать на Афон Горе, но могли совершить паломничества в Лавры, монастыри. Например, доподлинно известно, что в Верхоянском округе были духовидцы, богомольцы, то есть искатели Бога.

Приложение 1.

Воспитанники монахов

В фондах Национального архива РС (Я) обнаружено дело, которое подтверждает, что монахи Якутского Спасского монастыря брали на воспитание детей-сирот. Например, настоятель монастыря архимандрит Самуил (Успенский) опекал сироту Доримедонта Протопопова, ученика духовного училища. В 1850-х гг. он находился в свите епископа Иннокентия (Вениаминова), был учителем духовного училища, после рукоположения во священника служил в церквях Амурской епархии, Вилюйского округа и Якутска. А 15-летний мальчик Конон Прокопьевич Ноговицын, уроженец Кусаган-Эльского наслега Намского улуса, в 1854г. стал воспитанником иеромонаха Филарета, который обязался обучить его грамоте. Филарет даже выхлопотал для него паспорт на 10 лет, благодаря которому он мог найти проживание в святых обителях Российской империи вместе со своим воспитателем. Видимо после 1854 г. они выехали за пределы Якутии и нашли приют в Арзамасской Высокогорной пустыни, находящейся в

Нижегородской губернии. В конце 1857 г. иеромонах Филарет написал в Намскую инородную управу с просьбой отправить для Конона новый билет сроком на 20 лет. В конце прошения Конон «своеручно» поставил свою подпись, то есть прошение было и от его имени. Иеромонах Филарет был обеспокоен тем, что его воспитанник может остаться без крова и опеки, если с ним что-то случится. Он отправил в управу образцы нового билета и отношения настоятелю пустыни Анастасию, в адрес которого должны были отправить документы.

К счастью, они дошли до адресата и Анастасий сообщил, что билет передан мальчику. Он же обратился в Якутский Земской суд, чтобы Конону дали паспорт на увольнение и разрешение общества Кусаган-Эльского наслега на поступление его в монашество. Все, что он просил, было отправлено в конце 1859 г. К сожалению, дальнейшая судьба Конона Прокопьевича Ноговицына пока остается неизвестной (Национальный архив РС (Я). Ф. 44-и. Оп. 2. Д. 170. Л. 1-5).

Источники и литература

1. Готовцев И. П. Нэ1пьилиэк былыргытыттан кылгастык (Из прошлого наслега) // Байагантай уонна байагантайдар. 2009. - С. 38; Национальный архив РС (Я). Ф. 490-и. Оп. 1. Д. 40. Л. 38-45.

2. НА РС (Я). Ф. 343-и. Оп. 1. Д. 501. Л. 1а-2.

3. Баайага. Таатта улуу1па / Хомуйан окордо Е. Д. Андросов. - Якутск, 2003. - С. 54-56; Андросов Е. Д. Арассыыйа Буотур // Кыым. 2009. 26 ноября. - С. 40; НА РС (Я). Ф. 12-и. Оп. 1. Д. 10192. Л. 1-6.

4. Письмо игумена Никона и фотография мастеров макета любезно предоставлены главным хранителем Тандинского историко-архитектурного музея имени И. П. Готовцева Е. К. Колодезниковой.

5. Святитель Иннокентий Московский, просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем. В 7 т. Т. 6: Московский митрополит (1868-1879). - М., 2014. - С. 366-367; Юрганова И. И. Церкви Якутии: краткая история. - 2-е изд., - Якутск, 2010. - С. 135-136.

6. НА РС (Я). Ф. 226-и. Оп. 3. Д. 10; Там же. Оп. 1. Д. 2042; Ф. 44-и. Оп. 1. Д. 717.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.