Научная статья на тему '«Вечное беспокойное странствие» Яна Амоса Коменского'

«Вечное беспокойное странствие» Яна Амоса Коменского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИКА Я.А. КОМЕНСКОГО / СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HISTORY AND PHILOSOPHY OF EDUCATION / J.A. KOMENSKY'S PEDAGOGY / MODERN RUSSIAN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Лев Владимирович

Статья посвящена изучению творческого наследия Я.А. Коменского и влиянию его идей на развитие современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Eternal restless wandering” Jan Amos Komensky

The article is devoted to the study of the creative heritage of J.A. Komensky and the influence of his ideas on the development of modern education.

Текст научной работы на тему ««Вечное беспокойное странствие» Яна Амоса Коменского»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2016. №4

АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС

«Вечное беспокойное странствие» Яна Амоса КомЕнского

Л. В. Попов

(факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected])

Статья посвящена изучению творческого наследия Я. А. Коменского и влиянию его идей на развитие современного образования.

Ключевые слова: история и философия образования, педагогика Я. А. Коменского, современное российское образование.

Жизнь Яна Амоса Коменского была наполнена большим количеством трагических событий, потерей близких людей, имущества и неизданных рукописей его произведений . Он воистину жил «в эпоху перемен», а жестокие распри, восстания, войны и разграбления преследовали его, куда бы он ни уезжал в поисках возможности спокойно жить и работать . По словам самого Коменского вся жизнь его «протекла не в отчизне, а в вечном и беспокойном странствии» .

Но и после его ухода из жизни «беспокойное странствие» теперь уже его творческого наследия продолжается Находят, публикуют и переводят неизвестные работы Коменского, все более интенсивно и углубленно изучают огромное философское и педагогическое наследие признанного во всем мире «Отца педагогики Нового времени» и одного из «классиков педагогической мысли» . В Европе сложилось и развивается целое направление или специальная отрасль историко-педагогиче-ского знания - «комениология» . Не утихают и споры о применимости тех или иных положений учения Коменского в современной педагогике и практике педагогической деятельности, а в последние годы - и в науках о мироустройстве и перспективах развития человечества «Вечное беспокойное странствие» великого и всегда современного Яна Амоса Коменского продолжается

Я . Коменский родился 28 марта 1592 г . в Нивнице (Моравия) . Его детские годы совпали со страшным периодом - эпидемией чумы в Европе К десяти годам он успел уже потерять мать, отца и двух сестер К тридцати годам после поражения чешского восстания он теряет жену, двух сыновей . Библиотека молодого учителя и священника религиозной общины «Чешские братья» была сожжена . Чтобы лучше понять, что это значило для Коменского, приведу лишь один эпизод из его

жизни . Когда он завершил свое образование в германских протестантских университетах Герборна и Гейдельберга и возвращался домой в Моравию, он предпочел идти пешком, поскольку все деньги истратил на покупку книг

Приезд в Англию летом 1641 г . и начало плодотворной работы уже широко известного в Европе ученого Я . А . Коменского прерывается через несколько месяцев гражданской войной . Уже в зрелом возрасте он теряет вторую жену . Через несколько лет его ждет еще одно потрясение - жестокое массовое уничтожение протестантов восставшими против шведского владычества польскими партизанами в городе Лешно . Протестантскому епископу Коменскому удается бежать, но он опять теряет полностью все свое имущество и большую часть рукописей . Даже последний период его жизни, который Коменский провел в Амстердаме (Нидерланды), был «отмечен» начавшейся войной между Англией и Нидерландами . Его жизнь прервалась в ноябре 1670 г . В память о нем великий ученый и философ Г . В . Лейбниц написал оду во славу Я . А . Ко-менского, «посеявшего семена, плоды которых люди будут собирать вечно» . А другой гений человечества, с которым Коменского судьба свела в Амстердаме, художник Рембранд ван Рейн оставил нам портрет своего друга Яна Амоса Коменского [1].

Работы Коменского, безусловно, охватывают широкую сферу вопросов мировоззренческого, общефилософского, социального и педагогического характера . Огромное наследие автора «Великой дидактики» -а из под его пера вышло более 200 научных трудов - не позволяет поставить в рамках одной статьи задачи даже простого перечисления тем, связывающих его творчество с нашим временем Думаю, что крайне затруднительно в одной публикации представить и серьезный обзор современных воззрений, основания которых во многом заложены именно Коменским К таким воззрениям, например, можно отнести следующие: гуманистическая и миротворческая миссия образования, «перестройка» мира на основе воспитания, образование на протяжении всей жизни человека, глобальное видение, единство истины, добра и блага, а также разума, чувств и откровения .

Этот список можно продолжать достаточно долго . Например, Жан Пиаже (1896-1980) в статье 1975 г ., посвященной творчеству Я . А . Ко-менского, отметил, что «невзирая на различие в методологии, Комен-ского, бесспорно, можно считать одним из предтеч генетической идеи в психологии развития и основоположником прогрессивной дифференцированной дидактики» [2: 172] Этот список мыслей Коменского, «граней его учения, интерпретация которых позволяет считать великого мыслителя «отцом-основоположником», теоретиком и методологом множества образовательных направлений и систем, подходов, идей, методов» приведен профессором В . С . Меськовым . Этот список был

предложен в ходе обсуждения в декабре 2013 г. на круглом столе, «по-свящённом величайшему гуманисту XVII в . Я . А . Коменскому, идеи которого имеют непреходящее значение для всего человечества» [3: 139140]. Причем список этот - «отрытый для новых исследователей» .

В качестве примера соотнесения мыслей Коменского с сегодняшними проблемами образования попробуем посмотреть на вопросы доступности образования Во введении в «Великую дидактику» Ян Амос Коменский кратко определяет дидактику как «универсальное искусство всех учить всему» [4: 245] В полном названии этой великой книги показаны базовые основания педагогического учения Коменского, четко определены его установки и позиция Вот это полное название - «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни» [4: 242]

Если внимательно вглядеться в текст полного названия главного педагогического труда Коменского, то можно увидеть в нем контуры своеобразного меморандума о необходимости организации системы всеобщего доступного образования Ведь речь идет об обучении «всех всему» Далее идея разворачивается, уточняется и конкретизируется и в пространственном плане - «создавать по всем общинам, городам и селам каждого ...», и в гендерном аспекте - «все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения ...» .

Более того, конкретизация основного тезиса об обучении «всех всему» касается и образовательных целей - «обучаться наукам, совершенствоваться в нравах .» Равенство возможностей, в том числе и образовательных возможностей, обосновываются Коменским исходя из принципа высшей справедливости Единственно ограниченным для возможности получения образования по Коменскому является «юношество ..., кому Бог отказал в разуме» [4: 303]. Для всех других категорий юношества, включая и инвалидов детства, принцип доступности образования абсолютен . Современная дефектология подтверждает гениальные педагогические предвидения Коменского

Но никак нельзя смотреть на тезисы Коменского о необходимости и обязательности всеобщего и доступного образования как на высокие и красивые декларации . Великий дидактик и философ образования создал целую систему представлений и рекомендаций, направленных на реальное воплощение его идей в практику образовательной деятельности Ведь у проблемы доступности образования кроме стороны, связанной с возможностью получить доступ к образованию, есть и другие

важные стороны . Мало создать систему доступных для юношества школ, нужно еще сделать так, чтобы в процессе обучения и воспитания в них «было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха ...» [4: 243].

Педагогическое учение Коменского, его дидактические наставления направлены, в том числе и на поиск действенных подходов к решению этой важнейшей задачи, на методы и способы реформирования школьного дела . В своей «Великой дидактике» Коменский предлагает комплекс требований к обучению (глава 16), формулирует и детализирует основы и методы обучения (главы 17-24), подробно описывает способы решения проблем школьной дисциплины, вопросы организации и устройства школ, дошкольного воспитания, вопросы подготовки учебников и пособий . Например, проработка Коменским основ «Школы родного языка» также может быть рассмотрена как элемент системы обеспечения реального доступа молодежи к образованию

Можно отметить и рассмотрение Коменским социально-экономических факторов доступности образования . Так, им предлагается определенная система по оплате образования Так называемая «материнская школа» (для детей до шести лет включительно) или дошкольное воспитание оплачивается семьей «Школы родного языка» (для детей от 6 до 12 лет) финансируются местными общинами, гимназии (для детей 12-18 лет) - местными центральными органами власти - муниципалитетами . Обучение в академиях молодежи возраста «возмужалости» (18-24 лет) оплачивается государством Подход Коменского к формам оплаты образования основан на его идее о разных потребностях общества в том или ином уровне образования

Следовательно, именно академический уровень образования является наиболее ценным для государства и должен им финансироваться в полном объеме . Кстати говоря, сегодня почти через четыре века после создания Коменским его педагогических трудов, получение высшего образования на бюджетной основе, т .е . за счет государства, успешно реализуется, например, в ряде стран Северной Европы . Однако в большом количестве современных государств этот вопрос решается иначе К сожалению и у нас в стране неуклонно растет доля студентов, получающих высшее образование на договорной основе

Образовательные воззрения Коменского постепенно стали распространяться не только на юношество, но и на людей взрослых и даже преклонного возраста . Их обучение не должно было завершаться в 24 года после окончания академии . Образование по Коменскому должно быть доступно в любом возрасте, человек должен учиться и самосовершенствоваться всю жизнь . И если у кого-то данный тезис вызовет ассоциацию с популярным в России высказыванием - «Век живи, век учись ...», то пессимизм, содержащийся в продолжение этой фразы,

никак не соответствует оптимистическим педагогическим установкам Коменского Необходимо отметить, что у Коменского этот оптимизм основан, в частности, на признании «врожденных стремлений к знаниям» и «способностей переносить труды» По его утверждению такие врожденные качества помогают успешному обучению и самообразованию Важно «не мешать горению этой внутренней лампады .»

В «Пампедии» - «Всеобщем воспитании» (четвертой из семи главных частей его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих») Коменский говорит не просто о доступности образования для взрослых людей, а и о необходимости этого Обсуждается идея создания в «школе жизни» семи последовательных школ . К школам рождения, младенчества, детства, отрочества и юности он добавляет еще две школы -школы зрелости и старости В этих последних двух школах человек становится «мастером своей судьбы» Очевидно, что эти идеи Комен-ского могут рассматриваться как своеобразный прообраз концепций непрерывного образования и образования в течение жизни Представляется, что здесь имеет смысл упомянуть еще об одной грани проблемы доступности образования, связанной с требованием педагогики Комен-ского обеспечить доступность достижений науки каждому мотивированному к этому человеку .

Раскрытие Коменским своей самой знаменитой фразы «учить всех всему» происходит в его «Пансофии» - «Всеобщей мудрости» (третьей части «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих») к пониманию образования, как средства улучшения человечества, как средства разрешения споров, прекращения войн и развития сотрудничества между народами Ведь одинаковые знания «всех обо всем» неизбежно приведут к этому Как хотелось бы, чтобы и это полное оптимизма педагогическое предвидение Яна Амоса Коменского стало реальностью Определенные надежды на осуществление этих пророчеств внушает факт создания и развития, предсказанных также Коменским, международных организаций, занимающихся просвещением и образованием и в том числе проблемами доступности образования .

Многие мысли Коменского опережали свое время Видимо, в этом состоит одна из причин того, что его идеи продолжают жить и волновать исследователей уже четыре века . Из-за этого же «опережения» часть его идей не находила полного понимания и воплощения много лет, а то и столетий . Так было, в частности, в эпоху Просвещения, которая «заимствовала» из учения Коменского лишь усеченный вариант его дидактики Так было и с любимым детищем Яна Амоса Коменского -междисциплинарным пансофическим учением, которое практически не обрело достойных продолжателей среди ученых Нового времени, так как активно шел процесс секуляризации знания, и наука становилась все более специализированной

Другой причиной «жизнестойкости» и востребованности идей Ко-менского является, на мой взгляд, ярко продемонстрированная им «открытость» его учения, многократно выраженное желание и даже призыв классика педагогической мысли к другим педагогам - искать и находить лучшее Коменский, в частности, писал: «если кто найдет лучшее, пусть поступает так же, как и я . искать великого дозволено, было дозволено и всегда дозволено будет» [5].

Считаю необходимым особо отметить этот момент «открытости» к изменениям всего учения Коменского, имея в виду работы некоторых современных исследователей, классифицировавших как догматическую образовательную среду, проистекающую из педагогической системы Я . А. Коменского [6: 44]. Попробуем обсудить этот вопрос несколько позже, а пока упомянем о реальном уроке анти-догматичности, который продемонстрировал сам Коменский Речь идет об эволюции взглядов автора «Великой дидактики» относительно методов доказательств педагогических постулатов и правил: от - основанных на сравнении с природными и другими процессами, и до - преимущественно дедуктивного обоснования педагогики, её выведения из аксиом и основных положений . Глубокий анализ причин этой эволюции, как своеобразного проявления «поворота теории познания от сенсуалистического эмпиризма к гносеологическому рационализму», дан Б . М . Бим-Бадом в его Комментарии к «Аналитической дидактике» -десятой главе «Новейшего метода языков» Я А Коменского [7]

Несмотря на отмеченные выше причины, противодействовавшие быстрому и широкому внедрению дидактических новаций Коменского в практику европейского образования, его идеи постепенно завоевывали признание, его книги получали все большее распространение . Что касается России, то уже в XVШ-ом в . великолепное учебное пособие Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» - это вероятно первое пособие, где были использованы иллюстрации как средство преподавания - было переведено на русский язык, издано и стало широко использоваться в обучении Отметим, что инициатором перевода этого педагогического шедевра Коменского был наш великий соотечественник академик М . В . Ломоносов .

Библиографический указатель изданий произведений Я А Комен-ского и литературы о нем на русском языке, составленный Н . А . Рут [8], дает представление о дореволюционных изданиях произведений Я . А . Коменского, о советских изданиях его произведений (до 1967 г . ), о дореволюционной и о советской (до 1971 г . ) литературе о Я . А . Ко-менском В указателе отдельно выделен раздел, содержащий краткие сообщения и изложения докладов, отражающие деятельность Отдела Коменского Педагогического музея военно-учебных заведений (18901900). Нужно отметить, что период конца Х1Х-го - начала ХХ-го в . был

отмечен в России резким всплеском интереса к личности Коменского, его творческому наследию . Примечательно, что это происходило в канун и после 300-летнего юбилея основоположника школы и педагогики Нового времени Это был период активных поисков путей развития образования в стране, многочисленных дискуссий, сопровождавших реформы народной школы и, безусловно, идеи автора «Великой дидактики» оказали большое влияние на развитие отечественного образования .

Разумеется, не только в России, но и во многих странах 300-летний юбилей Коменского стал поводом для активного обсуждения его влияния на развитие национальных образовательных систем и практики педагогической деятельности Между тем некоторые «революционеры от образования» излагали свои инновационные идеи, почему-то «забывая» даже упомянуть имя Коменского Так было, например, с Генри Эдуардом Армстронгом (1848-1937 гг .), который в статье 1900 г . «Глава из истории английских школ», рассказывая о разработке и развитии в Англии эвристического метода обучения, и призывая к усилению эвристического обучения путем ослабления дидактического, ни разу не упомянул Коменского Очень интересно, что в статье нет ни слова о роли Коменского в организации в XVП-ом в . в английских школах углубленного и на опытной основе обучения естественным наукам

Трудно предположить, что Г Армстронг мог быть незнаком с широко известным в Англии именем Я А Коменского и его работами Примечательно, что полное название упомянутой статьи Г Армстронга «Эвристический метод обучения или Искусство представлять детям самим доходить до познания предметов» как-то сильно напоминает стиль великого дидактика А если внимательно прочитать весь текст этой статьи, то можно с удивлением обнаружить целый ряд «близких» к позициям Коменского воззрений . Разумеется, литературные усилия Г . Армстронга, направленные на развитие эвристического метода и на его внедрение в школьное обучение ничего кроме одобрения не могут вызывать Но вот определенное противопоставление этого метода дидактически сопровождаемому обучению говорит о явной недооценке английским исследователем многогранности дидактических представлений

В связи с этим нельзя не упомянуть об активном применении Комен-ским так называемого сократического метода, который справедливо рассматривают как основу эвристического обучения, как по А . В . Хуторскому «прообраз эвристического мышления» [9: 123]. Так, Комен-ский развивал метод эвристических вопросов, восходящий к древнеримскому педагогу и оратору Квинтилиану Поэтому отмеченное выше противопоставление кажется поверхностным Говоря о глубинных эвристических основаниях учения Коменского, нужно вспомнить и о деле его жизни - философии Пансофии - учению, которому он сам придавал

большее значение, чем «Великой дидактике» и другим своим педагогическим сочинениям Анализ философского наследия Коменского привел Д . О . Лордкипанидзе, в частности, к выводу о том, что «принцип пансофийности» Яна Амоса Коменского имеет большой эвристический потенциал [10: 69].

Но отдадим должное Г . Армстронгу как одному из «Выдающихся химиков мира», вошедших в список имен, представленных в книге с аналогичным названием [11], как члену Лондонского королевского общества и даже его президенту, как Иностранному члену-корреспонденту Петербургской академии наук (с 1916 г ) и Иностранному почётному члену АН СССР (с 1932 г . ) . Отдадим ему должное, как создателю оригинальной программы школьного курса химии (на основе опытов и с использованием межпредметных связей) Однако яркий представитель педагогов-реформаторов конца XIX - начала XX в . , сторонник модернизации школы и расширения связи школы с производительным трудом, Армстронг, по моему мнению, не должен был быть так «забывчив» в области истории образования . Это особенно странно и потому, что Г . Армстронг в своих научных химических сочинениях не забывает указывать на своих «предшественников» Так, являясь активным сторонником химической теории растворов Д . И . Менделеева, он ссылается на нашего великого соотечественника

Примечательно, что интерес к учению Коменского, резко возросший в России накануне и сразу после 300-летнего юбилея «Отца педагогики Нового времени», не ослабевает и до дня сегодняшнего . В качестве одного из дискуссионных моментов, обсуждаемых в связи с педагогическим наследием Коменского, упомяну о работах профессора В . А . Ясви-на [6, 12], который на основе анализа педагогической системы автора «Великой дидактики» и «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих» однозначно связал его систему с догматической образовательной средой

Автор этого интересного исследования «провел сравнительный анализ типов образовательной среды в историко-педагогическом контексте», используя в качестве методологической основы типологию «воспитывающей среды» выдающегося педагога XX-го в . Януша Корчака . В . А . Ясвин разработал и применил оригинальную методику векторного моделирования образовательной среды, построив систему координат на основе двух осей Первая ось: свобода - зависимость, а вторая ось: активность - пассивность . Вектор, определявший в этой системе координат тип образовательной среды, строился по результатам ответов на специально подобранные диагностические вопросы Опуская подробности исследования ещё раз отметим, что векторное моделирование однозначно и безоговорочно связало (по В А Ясвину) педагогическую

систему Коменского с догматической образовательной средой, «способствующей развитию пассивности и зависимости ребенка»

А чтобы еще усилить возможные неблагоприятные итоги следованию педагогическим советам и установкам Коменского, автор анализирует ситуацию с привлечением еще и так называемого «общественного ветра» (среды обитания) Тогда положение становится совсем безнадежным: «наблюдается полное совпадение направления векторов догматической образовательной среды и общественного ветра, происходит своеобразный резонанс этих сил влияния на личность В итоге, такая догматическая личность характеризуется абсолютной зависимостью, и абсолютной пассивностью» [6: 52]. В этом же исследовании было определено, что, например, «А С Макаренко описывал условия построения карьерной образовательной среды активной зависимости» Есть в этих работах много и других интересных результатов

Результаты исследования позволяют В А Ясвину сделать такие значимые выводы, что я вынужден полностью привести его довольно объёмную цитату: «Классическая модель образования, основанная на идеях Песталоцци, Коменского, Гербарта и др , в течение двух столетий обеспечивала успехи европейской культуры и цивилизации, оставаясь практически неизменной (отношение целей и содержания образования, форм и методов преподавания, способов организации педагогического процесса и т п ) Однако сегодня становится все более очевидным, что эта модель практически исчерпала себя: она уже не отвечает требованиям, предъявляемым современным обществом к образованию

Философско-педагогическое осмысление современного состояния образования во всем мире констатирует глубокий кризис традиционной образовательной системы, обусловленный исчерпанностью классической педагогической парадигмы Традиционное образование предельно рационализировано и вербализировано, из него выхолощены эмоциональный и нравственный компоненты, что приводит к формированию профессионально грамотных, но бездуховных людей Формы, методы, содержание образования, сохраняя традиционные цели, способы и средства, противоречат новым тенденциям общественного развития, ориентированного на гуманистические ценности и приоритеты» [6: 52].

Не вдаваясь в обсуждение глубоких мыслей, содержащихся в этой цитате, отмечу, что в процессе чтения меня не покидало чувство, что все эти слова мне очень хорошо знакомы А когда это чувство «запустило» воспоминания, то вдруг оказалось, что я слышу слова наших дорогих реформаторов, модернизаторов и эффективных менеджеров от образования . Но вернемся к обсуждению вопроса о безусловном отнесении педагогической системы Коменского к догматическому типу Для приписывания педагогике Коменского статуса догматической педагогики

в качестве аргумента использовалась, например, его фраза: «Школа без дисциплины - что мельница без воды» Почему-то некоторые «исследователи» дружно забывают о многочисленных высказываниях Комен-ского, направленных на конкретные вопросы образовательного дела, в которых великий дидактик показывал реальные практически важные грани своего педагогического учения, которые никак нельзя отнести к догматическим концептам Например, Коменский доказывал необходимость и даже требовал участия учащихся в определении содержания образовательной программы, необходимость создания условий для радостного, а не тягостного обучения

К вопросу о «догматизме» автора «Великой дидактики» считаю уместным привести здесь высказывание одного из ведущих отечественных комениологов - С М Марчуковой: «. напрашивается параллель с учением Коменского, который в разные годы возвращался к мысли о необходимости для учителя уметь преодолевать старые убеждения, догматические рамки и правила В эпоху конфессионального раскола он создаёт систему межконфессионального обучения» [13: 82]

Еще один вопрос Можно ли формирование «зависимого и пассивного» ребенка в «догматической среде» Коменского сочетать с выделенными автором «Великой дидактики» «кардинальными добродетелями» -добродетелями умеренности, мудрости, мужества, справедливости? Эти добродетели выношены в ходе долгого развития человеческой мысли и полностью отвечают гуманистической миссии образования .

Такого рода вопросов, ответы на которые, на мой взгляд, позволяют не согласиться с результатом «векторной классификации» педагогической системы Коменского профессором В А Ясвиным, можно привести довольно много Особенно это касается очень «странной» направленности итогового вектора в сторону «пассивности» Ведь именно у Коменского принцип активности стал одним из основополагающих дидактических принципов Это мнение разделяет и ряд педагогов-исследователей Например, С П Пимчев пишет: «Система Коменского -это педагогика победы человека: над собой и случайными обстоятельствами жизни, - педагогика личной инициативы, организованности и ответственности» [14].

Примечательно, что совсем другие выводы о типе педагогической системы Я А Коменского, слабо коррелирующие с результатами исследований В А Ясвина, получены в работе А И Рыжковой «Матричный анализ педагогической системы Я А Коменского» [15] И дело здесь, как мне кажется, не просто в «противостоянии» разных «сущностей» -векторного моделирования и матричного анализа А И Рыжкова с использованием известной методики В . Н . Зайцева (матрица основных свойств личности, формируемых в школе) провела ранжирование приоритетов по количеству цитат в «Великой дидактике», относящихся

к различным свойствам личности Таким образом, в основе обоих подходов лежит «подсчет» тех или иных слов или выражений из анализируемых источников, определяющих отношение к изучаемому вопросу Вывод из работы А И Рыжковой следующий: «Педагогическая система Я . А . Коменского - это система разумного совершенствования педагогической деятельности, система, направленная на усиление нравственности учеников» [15: 48]. Причем, на первом месте по ранжированию для системы Я А Коменского оказалась именно «деятельность», на втором месте - «нравственность», на третьем - «разум»

Важные мысли о значимости предложенного метода векторного моделирования среды содержатся в рецензии А В Хуторского на сообщение В А Ясвина, по теме «Экспертно-проектное управление развитием образовательной среды» [16]. Так, А . В . Хуторской считает интересным для педагогов-практиков введённый автором «вектор общественного ветра», который смещает развитие личности к подтипу среды . Далее он пишет: «Пожалуй, автор чересчур увлечён векторным моделированием, которое он рассматривает по отношению к классическим образовательным концепциям, типам учащихся, педагогическим позициям учителей . Чтобы не допустить гиперболизации данного метода векторного моделирования, необходимо чётко определить его границы применимости» Думаю, комментарии здесь излишни

Возвращаясь к вопросу все более активного изучения и обсуждения работ Коменского, в ходе которого в ряде случаев имеет место быть «приклеивание» ярлыков догматической или другой направленности, хотелось бы упомянуть еще одну мысль Жана Пиаже: «Коменский относится к числу тех авторов, чьи идеи и труды не нуждаются в корректировке в соответствии с современностью, их нужно переводить на языки и осмысливать» [17]

Видимо, мы пока не вышли за пределы «времени перемен», из времен «коренных преобразований», реформирования и модернизации Поиски продолжаются и обращение к учению великого реформатора Яна Амоса Коменского, жившего, работавшего и мечтавшего в «эпоху перемен» о выходе из лабиринта к свету, обращение к его философскому и педагогическому наследию может помочь и нынешним искателям путей к светлому будущему .

Что касается российского образования, то определенные «обращения» к идеям Коменского уже сделаны . Причем речь идет не о каких-то частных вопросах, а о базовом, доктринальном уровне Так, А В Хуторской сообщил, что «... ряд положений «Великой дидактики» мы включили в Доктрину образования человека в современной России» [18]. Речь идет, разумеется, о проекте новой Доктрины . Ведь действовавшая ранее Национальная доктрина образования в Российской Федерации, период действия которой был установлен с 2000 по 2025 гг ,

упразднена решением Правительства РФ в марте 2014 г . [19]. Это решение в одночасье признало утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню, содержащему 95 правительственных актов! Т. е . решение об «утрате силы» постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года N751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» было лишь одним пунктом в указанном перечне Вот, это масштабы образовательных «перемен»!

А ведь именно в Доктрине должны быть прописаны основные цели и задачи образования, в том числе и основные задачи государства в сфере образования Именно Доктрина должна «способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества» Ведь именно «опережающее развитие образования . призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России»

Понятно, что исходя из таких фундаментальных и судьбоносных задач, именно Доктрина образования должна была бы предшествовать другим базовым документам в сфере образования, в том числе и Федеральному Закону (ФЗ) об образовании . Но, видимо, логика «эпохи перемен» совсем другая Сначала принимается ФЗ об образовании (20. 12. 2012), а затем признается утратившим силу Постановление Правительства РФ о Доктрине образования (29 03 2014) Видимо, разрабатываемая сейчас новая Доктрина потребует «своевременного» внесения многих сотен изменений в действующий ФЗ об образовании или даже принятию нового закона А затем будут снова отменены уже новые правительственные акты и т д Получается, что «эпоха перемен» может продолжить свое победоносное шествие

Очень хотелось бы надеется, что создатели новой Доктрины образования и другие искатели выхода из этого «замкнутого круга» «эпохи перемен» смогли бы четко определиться на перспективу хотя бы нескольких десятилетий с высокой миссией, главными целями и реальными задачами в области образования . А если ещё и лица, принимающие решения в сфере образования, вынуждены будут преодолеть упомянутую «логику эпохи перемен», то тогда, наконец-то, Учитель сможет действительно заняться своим важным и благородным делом

А пока «Вечное беспокойное странствие» Яна Амоса Коменского продолжается.

Список литературы

1. Рембрандт Ван Рейн . Портрет Яна Амоса Коменского (1660). Галерея Уфицци, Флоренция: (URL: gallería . ru/storeroom/98200758/N/282624010 1 2. 12. 2016)

2 . Пиаже Ж. Ян Амос Коменский (1592-1670) // Мыслители образования: 4т . / ред . З . Морси . М . , 1993. Т . 1 . (Цит . по: Г . Б . Корнетов . Педагогическая мысль как феномен развития педагогической науки, Историко-педаго-гический журнал, № 1, 2016. C. 65-89)

3 . Холкина А . С . Ян Амос Коменский: традиции и инновации . Журнал: Отечественная и зарубежная педагогика, № 1, 2014. C. 138-146.

4 . Коменский Я . А . Избранные педагогические сочинения . / Под ред . А. И . Пискунова и др . М . : Педагогика, 1982. Т . 1. 656 с .

5 . Тюмасева З . И . Диверсификация и конвергенция типов образования в аспекте идей Я . А . Коменского и В . И . Вернадского . // Сетевой научно-практический журнал «Научный результат», № 2, 2014. C. 106-113.

6 . Ясвин В . А . Школа как развивающая среда . М . : Институт научной информации и мониторинга РАО, 2010 332 с

7 . Бим-Бад Б . М . Комментарий . Новейший метод языков . Глава Х. Аналитическая дидактика // Коменский Я А Избр пед соч Т 1 М , 1982 C 645-646

8 . Библиографический указатель изданий произведений Я . А. Коменского и литературы о нём на русском языке . Указатель, составленный Н . А. Рут . (URL: http://pedagogic. ru/books/item/f00/s00/z0000054/st023. shtml 12. 12. 2016)

9 Хуторской А В Современная дидактика Учебное пособие М , Высшая школа, 2007 537 с

10 . Лордкипанидзе Д . О . Ян Амос Коменский. М . : Педагогика, 1970. 112 с.

11. Волков В . А . , Вонский Е . В . , Кузнецова Г . И . Выдающиеся химики мира М : Высшая школа, 1991 656 с

12 . Ясвин В . А. Педагогический мажор дополнительного образования . Системная модернизация и инновационное проектирование М : Федеральный институт развития образования, 2014 213 с

13 . Марчукова С . М . Ян Амос Коменский: человек в «лабиринте света» . СПб : Издательство Христианского Библейского Братства, 2006 105 с

14 . Пимчев С . П . Земля и небо Яна Коменского, или Сотешш: новое содержание жизни // Вестник Московского городского педагогического университета Серия: Педагогика и психология 2014 № 1 (27) С 92-102

15 . Рыжкова А. И . Матричный анализ педагогической системы Я . А. Коменского // Интеграция образования . 2007, № 1 . С . 45-49. (URL: http:// elibrary. ru/download/72038094. pdf 12. 12. 2016)

16 Хуторской А В Рецензии на сообщение В А Ясвина, докт психол наук, профессора ГБОУ ВПО МГПУ по теме «Экспертно-проектное

управление развитием образовательной среды» . (URL: http://yasvinlab . ru/ Reviews/Reviewl 12. 12. 2016)

17. Цит. по: Jan Amos Comenius . (URL: http://www. ibe. unesco. org/ publications/ThinkersPdf/comeniuse . PDF 12. 12 . 2016)

18 . Хуторской А . В . Доктрина образования человека в Российской Федерации // Народное образование . 2015, № 3 . C. 35-46.

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2014 г. N245 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» . (URL: http://www. pravo . gov. ru 12 . 12. 2016)

«eternal restless wandering» jan amos komensky

L. V. Popov

The article is devoted to the study of the creative heritage of J. A. Komensky and the influence of his ideas on the development of modern education.

Key words: history and philosophy of education, J. A. Komensky's pedagogy, modern Russian education.

Сведения об авторе

Попов Лев Владимирович - кандидат химических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.