ВЕЧЕРНЯЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Лихачева К.Н.1, Тищенко П.С.2, Зухарь В.И.3
1Лихачева Кристина Николаевна - учитель-логопед;
2Тищенко Полина Сергеевна - тьютор; 3Зухарь Виолетта Ивановна - воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 27, п. Разумное, Белгородский район, Белгородская область
Аннотация: в статье рассматривается роль вечерней сказкотерапии в воспитании детей дошкольного возраста. Описывается благотворная роль сказок в развитии у детей воображения, речевых и коммуникативных навыков, увеличении их орфографических способностей и памяти, и логического мышления. Сказкотерапия помогает развить в ребенке чувственное восприятие окружающего мира, фантазию, воображение, ассоциативность, что в будущем позволит ему решать нестандартные задачи. Улучшается умение ребенка воспринимать информацию на слух, способность вести диалог с собеседником, воспринимать и анализировать сказанное. Происходит развитие внимания и памяти малыша. Сказки на ночь помогают перевозбужденному ребенку успокоиться, настроиться на сон, помогут снизить уровень тревоги и стабилизировать эмоционально.
Ключевые слова: вечерняя сказкотерапия, дети дошкольного возраста.
УДК 373.2
Развитие ребенка - это непрерывный процесс, каждый день он получает новую информацию в виде новых знаний и понимания различных норм поведения. Играя, ребенок познает мир. Соответственно, перед сном - это лучшее время для того, чтобы систематизировать полученный за день опыт. И сказка в этом лучший помощник, потому как содержит в себе выработанные историей универсальные нормы поведения и морали, которые помогают ребенку на примере сказочных героев сделать необходимые выводы.
Читать сказки на ночь детям - важная составляющая полноценного воспитания, ведь это стимулирует их развитие и дает им преимущество при готовке в школу. Помимо того, что они помогают научить читать, рассказывая ребенку историю перед сном, они развивают их двигательные навыки, дети учатся перелистывать страницы и тренировать память. Это также улучшает их эмоциональное и социальное развитие. Однако самое важное то, что чтение вслух - это период общего внимания и эмоций между родителем и ребенком. Это укрепляет чтение как приятное занятие.
Сказкотерапия - это направление современной психологии, имеющее целью устранение или разрешение внутренних проблем и гармонизацию развития личности через построение ассоциативной связи между событиями реальной жизни конкретного человека и сюжетом сказки. Вот здесь и приходит на помощь чтение детям книг на ночь. Почему именно на ночь? Здесь можно выделить несколько причин такого удачно выбранного времени суток для чтения:
Благодаря чтению книг на ночь родителями, ребёнок лучше засыпает и спит со сладкими сновидениями, благодаря полученным эмоциям. Вечерняя атмосфера сама по себе успокаивает, поэтому чтение книг в это время облегчает восприятие услышанного и способствует формированию положительных эмоций, а следовательно - и приятных сновидений.
Никогда не стоит забывать, что рассказать или прочитать ребенку сказку - это не только элемент терапии, но и возможность пообщаться с ребенком, которую не стоит упускать. Возможно, регулярно рассказывая ребенку сказки на ночь или читая и обсуждая с ним сказки и детские книжки, вы вообще избежите необходимости использовать сказку в качестве лекарства.
Сказка перед сном должна быть доброй, спокойной, убаюкивающей. Ведь сон ребёнка формируется исключительно на том, что он услышит. Следовательно, при подборе литературы, желательно исключить книги, в которых есть монстры, пришельцы, сражения или другие волнующие сюжеты. Выбирать следует сказки с хорошим концом, а если малыш все же просит прочесть заведомо грустную сказку, можно предложить ему самому додумать радостный финал. И тогда счастливые сны обеспечены!
Вечернее чтение поможет перевозбужденному ребенку успокоиться, настроиться на сон, помогут снизить уровень тревоги и стабилизировать эмоционально. Чтение для вашего ребенка - особое время, чтобы быть с ним рядом, и поддерживать связь. Читая своим детям сказки на ночь, родители укрепляют ту тонкую связь, которая проходит между родителем и ребенком.
Сказки на ночь помогут развить воображение у детей. А также могут служить инструментом обучения навыкам и сценариям повседневной жизни, которые необходимо изучать. Кроме того, они интересным образом учат наших детей тому, как добиться положительного результата в жизни.
Более научный подход показывает, что чтение вслух может улучшить их речевые и языковые навыки. В то же время увеличивает их орфографические способности и память, и логическое мышление. Также, если ваши дети очень маленькие и только начинают читать, сказки на ночь могут научить их основным цветам,
счету, формам и стихотворениям в веселой, увлекательной форме. Книги способны увлечь детей в безопасный и заколдованный мир на несколько минут каждый день. Это помогает им снять стресс, так как даже детям приходится справляться с ежедневными трудностями.
Сказкотерапия на ночь - это также залог хорошего засыпания для непоседливого малыша. Главное -научиться заинтриговать кроху и побудить у него интерес к слушанию. Понимая, что сказки как произведения развлекательного характера воспринимаются детьми достаточно легко, их можно и нужно использовать как важный и эффективный инструмент морального, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, благодаря которому малыш начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Через персонажей книг происходит знакомство ребенка с моделями поведения в жизни. Он видит различные примеры поступков героев и то, к чему эти поступки ведут по ходу развития сюжета. Ребенок «коллекционирует» новые слова и выражения, расширяет кругозор.
Еще не столкнувшись с некоторыми жизненными ситуациями в социуме, но, будучи эмоционально вовлеченным в сказочное повествование, малыш уже проживает эти ситуации в своем воображении и формирует определенное восприятие общества. В ребенке развиваются чувственное восприятие окружающего мира, фантазия, воображение, ассоциативность, что в будущем позволит ему решать нестандартные задачи. Улучшается умение ребенка воспринимать информацию на слух, способность вести диалог с собеседником, воспринимать и анализировать сказанное. Происходит развитие внимания и памяти малыша.
Список литературы
1. Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2006. № 2.
2. Алексеенко В., Лощинина Я. Сказкотерапия. Нравственное и эмоциональное развитие дошкольников. М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2008.
3. Бочарова И. Сказкотерапия, ее смысл и возможности // Дошкольное образование, 2002. № 13.
4. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. М.: Генезис, 2011.
5. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи... Методика приобщения детей к чтению. М.: Линка— Пресс, 2003.
6. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПБ.: Речь, 2007.