Научная статья на тему 'ВЕЧЕРНЯЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЕЧЕРНЯЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вечерняя сказкотерапия / дети дошкольного возраста.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лихачева Кристина Николаевна, Тищенко Полина Сергеевна, Зухарь Виолетта Ивановна

в статье рассматривается роль вечерней сказкотерапии в воспитании детей дошкольного возраста. Описывается благотворная роль сказок в развитии у детей воображения, речевых и коммуникативных навыков, увеличении их орфографических способностей и памяти, и логического мышления. Сказкотерапия помогает развить в ребенке чувственное восприятие окружающего мира, фантазию, воображение, ассоциативность, что в будущем позволит ему решать нестандартные задачи. Улучшается умение ребенка воспринимать информацию на слух, способность вести диалог с собеседником, воспринимать и анализировать сказанное. Происходит развитие внимания и памяти малыша. Сказки на ночь помогают перевозбужденному ребенку успокоиться, настроиться на сон, помогут снизить уровень тревоги и стабилизировать эмоционально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЕЧЕРНЯЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ВЕЧЕРНЯЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Лихачева К.Н.1, Тищенко П.С.2, Зухарь В.И.3

1Лихачева Кристина Николаевна - учитель-логопед;

2Тищенко Полина Сергеевна - тьютор; 3Зухарь Виолетта Ивановна - воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 27, п. Разумное, Белгородский район, Белгородская область

Аннотация: в статье рассматривается роль вечерней сказкотерапии в воспитании детей дошкольного возраста. Описывается благотворная роль сказок в развитии у детей воображения, речевых и коммуникативных навыков, увеличении их орфографических способностей и памяти, и логического мышления. Сказкотерапия помогает развить в ребенке чувственное восприятие окружающего мира, фантазию, воображение, ассоциативность, что в будущем позволит ему решать нестандартные задачи. Улучшается умение ребенка воспринимать информацию на слух, способность вести диалог с собеседником, воспринимать и анализировать сказанное. Происходит развитие внимания и памяти малыша. Сказки на ночь помогают перевозбужденному ребенку успокоиться, настроиться на сон, помогут снизить уровень тревоги и стабилизировать эмоционально.

Ключевые слова: вечерняя сказкотерапия, дети дошкольного возраста.

УДК 373.2

Развитие ребенка - это непрерывный процесс, каждый день он получает новую информацию в виде новых знаний и понимания различных норм поведения. Играя, ребенок познает мир. Соответственно, перед сном - это лучшее время для того, чтобы систематизировать полученный за день опыт. И сказка в этом лучший помощник, потому как содержит в себе выработанные историей универсальные нормы поведения и морали, которые помогают ребенку на примере сказочных героев сделать необходимые выводы.

Читать сказки на ночь детям - важная составляющая полноценного воспитания, ведь это стимулирует их развитие и дает им преимущество при готовке в школу. Помимо того, что они помогают научить читать, рассказывая ребенку историю перед сном, они развивают их двигательные навыки, дети учатся перелистывать страницы и тренировать память. Это также улучшает их эмоциональное и социальное развитие. Однако самое важное то, что чтение вслух - это период общего внимания и эмоций между родителем и ребенком. Это укрепляет чтение как приятное занятие.

Сказкотерапия - это направление современной психологии, имеющее целью устранение или разрешение внутренних проблем и гармонизацию развития личности через построение ассоциативной связи между событиями реальной жизни конкретного человека и сюжетом сказки. Вот здесь и приходит на помощь чтение детям книг на ночь. Почему именно на ночь? Здесь можно выделить несколько причин такого удачно выбранного времени суток для чтения:

Благодаря чтению книг на ночь родителями, ребёнок лучше засыпает и спит со сладкими сновидениями, благодаря полученным эмоциям. Вечерняя атмосфера сама по себе успокаивает, поэтому чтение книг в это время облегчает восприятие услышанного и способствует формированию положительных эмоций, а следовательно - и приятных сновидений.

Никогда не стоит забывать, что рассказать или прочитать ребенку сказку - это не только элемент терапии, но и возможность пообщаться с ребенком, которую не стоит упускать. Возможно, регулярно рассказывая ребенку сказки на ночь или читая и обсуждая с ним сказки и детские книжки, вы вообще избежите необходимости использовать сказку в качестве лекарства.

Сказка перед сном должна быть доброй, спокойной, убаюкивающей. Ведь сон ребёнка формируется исключительно на том, что он услышит. Следовательно, при подборе литературы, желательно исключить книги, в которых есть монстры, пришельцы, сражения или другие волнующие сюжеты. Выбирать следует сказки с хорошим концом, а если малыш все же просит прочесть заведомо грустную сказку, можно предложить ему самому додумать радостный финал. И тогда счастливые сны обеспечены!

Вечернее чтение поможет перевозбужденному ребенку успокоиться, настроиться на сон, помогут снизить уровень тревоги и стабилизировать эмоционально. Чтение для вашего ребенка - особое время, чтобы быть с ним рядом, и поддерживать связь. Читая своим детям сказки на ночь, родители укрепляют ту тонкую связь, которая проходит между родителем и ребенком.

Сказки на ночь помогут развить воображение у детей. А также могут служить инструментом обучения навыкам и сценариям повседневной жизни, которые необходимо изучать. Кроме того, они интересным образом учат наших детей тому, как добиться положительного результата в жизни.

Более научный подход показывает, что чтение вслух может улучшить их речевые и языковые навыки. В то же время увеличивает их орфографические способности и память, и логическое мышление. Также, если ваши дети очень маленькие и только начинают читать, сказки на ночь могут научить их основным цветам,

счету, формам и стихотворениям в веселой, увлекательной форме. Книги способны увлечь детей в безопасный и заколдованный мир на несколько минут каждый день. Это помогает им снять стресс, так как даже детям приходится справляться с ежедневными трудностями.

Сказкотерапия на ночь - это также залог хорошего засыпания для непоседливого малыша. Главное -научиться заинтриговать кроху и побудить у него интерес к слушанию. Понимая, что сказки как произведения развлекательного характера воспринимаются детьми достаточно легко, их можно и нужно использовать как важный и эффективный инструмент морального, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, благодаря которому малыш начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Через персонажей книг происходит знакомство ребенка с моделями поведения в жизни. Он видит различные примеры поступков героев и то, к чему эти поступки ведут по ходу развития сюжета. Ребенок «коллекционирует» новые слова и выражения, расширяет кругозор.

Еще не столкнувшись с некоторыми жизненными ситуациями в социуме, но, будучи эмоционально вовлеченным в сказочное повествование, малыш уже проживает эти ситуации в своем воображении и формирует определенное восприятие общества. В ребенке развиваются чувственное восприятие окружающего мира, фантазия, воображение, ассоциативность, что в будущем позволит ему решать нестандартные задачи. Улучшается умение ребенка воспринимать информацию на слух, способность вести диалог с собеседником, воспринимать и анализировать сказанное. Происходит развитие внимания и памяти малыша.

Список литературы

1. Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2006. № 2.

2. Алексеенко В., Лощинина Я. Сказкотерапия. Нравственное и эмоциональное развитие дошкольников. М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2008.

3. Бочарова И. Сказкотерапия, ее смысл и возможности // Дошкольное образование, 2002. № 13.

4. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. М.: Генезис, 2011.

5. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи... Методика приобщения детей к чтению. М.: Линка— Пресс, 2003.

6. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПБ.: Речь, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.