Научная статья на тему 'Особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста под влиянием сказочных образов'

Особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста под влиянием сказочных образов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1041
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ / ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ростова Е.Н.

В статье рассматриваются особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Описывается точка зрения, согласно которой волшебные сказки позволяют удовлетворять естественные потребности ребенка и способствуют развитию творческого воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста под влиянием сказочных образов»

2. Большой Российский энциклопедический словарь / шеф-ред. А.Е. Махов и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. - 1887 с.

3. Власова В.Н. Управление образовательной структурой как научная задача / В.Н. Власова // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. -2012. - № 3 (23). - С. 12-18.

4. Глущенко О.А. Управление развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О.А. Глущенко; Юж. федер. Ун-т. - Ростов-н/Д., 2011. - 251 с.

5. Кислая Е.З. Формирование организационной культуры педагогического коллектива профессионального лицея: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.З. Кислая. - Челябинск, 2012. - 160 с.

6. Локтионова Т.Е. Педагогическое проектирование социально-психологического климата в дошкольном образовательном учреждении / Т.Е. Локтионова // В мире научных открытий. Журнал Проблемы науки и образования - 2012. - № 5.2 (29). - С. 12-26.

7. Матафонова О.И. Организационная культура в ДОО: аспекты повышения квалификации / О.И. Матафонова, М.В. Лисицина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013. - № 9. - С. 51-58.

8. Петухова М.Е. Организационная культура педагогического коллектива в ДОУ / М.Е. Петухова // Инновации в образовании. - 2013. - № 7. - С. 51-57.

9. Смолинская О.Е. Соотношение и взаимодействие понятий «культурно-образовательное пространство» и «организационная культура» в русле современных тенденций развития системы образования России / О.Е. Смолинская // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2013. - № 155. - С. 136-144.

10. Ясько Б.А. Организационная психология образования: от теоретических концепций к методологии и методам исследования / Б.А. Ясько // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. - 2013. - № 1. - С. 82-90.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ СКАЗОЧНЫХ ОБРАЗОВ

© Ростова Е.Н.1

Филиал Российского государственного социального университета,

г. Таганрог

В статье рассматриваются особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Описывается точка

1 Преподаватель кафедры Теории и методики социальной работы, кандидат психологических наук.

зрения, согласно которой волшебные сказки позволяют удовлетворять естественные потребности ребенка и способствуют развитию творческого воображения.

Ключевые слова творческое воображение, воображение, дошкольное образование, воспитание, сказкотерапия, волшебные сказки, игра.

В современном, динамично развивающемся мире, наполненном регулярными общественными, техническими и социально-политическими преобразованиями, необходимо обладать способностью оперативно и нестандартно решать возникающие жизненные проблемы. Именно поэтому актуальной задачей, стоящей перед системой образования на сегодняшний день, выступает формирование творчески активной личности. Творческое воображение направлено на самостоятельное создание новых оригинальных предметов и явлений. Фантастические образы, возникающие в детском воображении, нередко находят воплощение в художественном, техническом и научном творчестве. Именно поэтому, необходимо как можно раньше заложить основу для развития творческого потенциала подрастающего поколения, что позволит ребенку мыслить масштабно и показывать более высокие результаты на следующей ступени образования. Творческое воображение так же является условием активного преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, а значит, в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности.

Наиболее эффективным инструментом развития воображения у детей дошкольного возраста, выступает сказка. Данный вид творчества особенно близок ребенку, так как позволяет в доступной форме объяснить многие явления действительности, показать примеры поведения в различных жизненных ситуациях, научить распознавать и выражать свои чувства и с детства заложить основы морали и нравственности [2]. События, происходящие в рамках сказочного сюжета, учат детей думать, оценивать поступки героев, тренируют память и внимание, способствуют развитию речи. Сказку можно назвать своеобразным тренингом жизненных умений, которые пригодятся ребенку в будущей взрослой жизни.

Ребенок сталкивается со сказкой в очень раннем возрасте, примерно от 1 до 1,5 лет, слушая их, он наслаждается той же свободой в игре образов, какой он наслаждается в игре движений. Волшебные сказки могут рассказываться членами семьи по памяти, что позволяет укрепить связь поколений, или же с ориентацией на книгу, которая может быть интерактивной, предлагающей ребенку возможность не только услышать историю, но и увидеть яркие иллюстрации, а иногда даже прикоснуться к любимым героям. Интерес к бумажным изданиям появляется у малыша примерно к трем годам и его первой книгой, становится именно сказка.

Детский сад продолжает знакомить детей с волшебным миром, предлагая лучшие произведения мировой и отечественной сказочной литературы.

Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, помогают детям развивать эмпатию: волноваться, переживать радости и горести персонажей сказки как свои собственные. Уже в старшем дошкольном возрасте, дети могут не только проследить сюжетную линию, но и сделать выводы о произведении, определить его художественную форму, найти в нем образные слова и выражения и самостоятельно придумывать элементы сказок, тем самым проявляя начальные формы словесного творчества [4].

Роль сказки в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста выражается в первую очередь в том, что она позволяет удовлетворить три основные естественные психологические потребности ребенка:

- Потребность в независимости. В старшем дошкольном возрасте наиболее ярко проявляется процесс сепарации ребенка от матери, его стремление все делать самостоятельно. Главный герой сказочного сюжета преодолевает все препятствия, попадающиеся на его пути, полагаясь только на свои силы, самостоятельно принимает решения и даже если использует помощь других персонажей, то только в качестве благодарности за оказанную им услугу.

- Потребность в компетентности. Какие бы преграды не стояли на пути героя, какие бы козни не устраивали его враги, он с успехом их преодолевает, демонстрируя свою силу, выносливость смекалку. Ребенок, впервые сталкиваясь с несправедливостью, обращается к родителям, которые в его представлении могут преодолеть все трудности, но по мере взросления, малыш все чаще вынужден самостоятельно находить способы решения своих проблем, ведь родители не всегда находятся рядом. Поэтому дети, ассоциируя себя с героем сказки, так же уверены в том, что они выйдут победителями из любой, даже самой запутанной ситуации, что, несомненно, является одним из условий качественного развития ребенка.

- Потребность в активности. Сказочный персонаж становится героем только, когда он начинает действовать. Регулярная активность является неотъемлемой частью жизни любого ребенка (при условии физической возможности ее проявлять), поэтому играя с палкой, малыш не просто бьет ей о стену, он представляет сражение с героем, а значит, роль сказки в развитии творческого воображения у детей очевидна [1].

Сказочный сюжет повествует о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних происшествиях и разворачивающиеся в них события часто противоречат обычной реальности. Взрослые проблемы решаются не взмахом волшебной палочки, а долгим кропотливым трудом. Чтобы разложить скатерть самобранку и удивить гостей всевозможными яствами, нужно знать рецепты сотни блюд и уметь их готовить. Волшебное превращение скромного мальчика в могучего силача тоже не может произойти в один миг, но сказка описывает скорее внутреннее преображение персонажа, которое пока недоступно для детского понимания. Мысли

ребенка могут существовать только в форме игры воображения, и именно в сказках легко достичь эффекта образности и донести до малыша глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.

Зная об огромной роли сказки в развитии творческого воображения ребенка, необходимо так же помнить о том, что данный процесс необходимо соответствующим образом направлять и корректировать. Довольно часто дети старшего дошкольного возраста, обладающие богатой фантазией, не могут грамотно ее применять для решения поставленной перед ними задачи. Самый яркий пример это попытка самостоятельно придумать волшебную историю, которая может несколько раз прерываться, так как малыш на что-то отвлекается, или же события для сказочного сюжета, которые он предлагает, абсолютно не связаны между собой. Главным героем попеременно становится то один, то другой персонаж, истории остаются незаконченными и в результате происходит сумбурное нагромождение одних событий на другие. Задачей родителей и педагогов дошкольника должно стать воспитание целенаправленности поведения, как одно из условий развития творческого воображения ребенка [5]. Наиболее эффективным механизмом развития воображения на данном этапе могут послужить сказки, необходимо читать их ребенку, задавать вопросы о характере героев, просить пересказать сюжет, предложить изменить концовку, совместно с малышом сочинить новую сказку, так же рекомендуется устраивать игры-драматизации, в которых дети разыгрывают какую-то знакомую сказку. Исполнение определенной роли в игре требует от малыша сложнейшей деятельности воображения, он должен представлять, что делает герой в данную минуту, что чувствует и понимать дальнейшее развитие сюжета. В такого рода играх закладывается фундамент будущего характера, и раскрываются многочисленные способности ребенка, ведь в сказочной ситуации малыш бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, проявляет больше фантазии и воображения, чем в других ситуациях.

Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. При совместном творчестве, сочинении сказочной истории вместе с родителями, необходимо следовать четкому сценарию, для начала определиться с основными персонажами, выбрать главного героя, понять с какими трудностями ему придется столкнуться по ходу развития сюжета, и решить какое окончание сказки будет более благоприятным. Только после выделения основной линии можно приступать к уточнению деталей, описанию способов преодоления проблем главного героя и более подробной характеристике отрицательного персонажа. Такого рода задания можно предлагать малышу, когда он чем-то расстроен или напуган. Проигрывание в сказке неприятной ситуации, поможет ему избавиться от страхов, научиться конструктивным способам решения проблем, а

родителям глубже понять переживания своего ребенка. Сочинение сказки не обязательно должно происходить в устной форме, можно так же предложить малышу изобразить фантастические события с помощью игрушек или средств художественного творчества: пластилина, красок и т.д. [3]. К шести годам, ребенок должен уметь самостоятельно и не отвлекаясь работать над одним рисунком или конструкцией в течение 10 минут, что свидетельствует о развитии целенаправленности.

Если соблюдать эти нехитрые рекомендации, то уже в старшем дошкольном возрасте ребенок сможет самостоятельно сочинять собственные сказки, с опорой на предложенную ситуацию. Так же важно в этом возрасте направлять творческие способности малыша в практическое русло, как только у него появилась какая-либо самостоятельная фантазия, следует предложить материализовать её с помощью средств художественного творчества: рисунки, аппликации, выдумывание историй. Эта особенность развития воображения играет совершенно особую роль, так как именно благодаря ей у ребенка появляется возможность создавать свои первые законченные произведения. Воображение само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать, поэтому очень важно регулярно поддерживать стремление ребенка к проявлению творческой активности. Только поняв технологию структурирования образов, выявив некоторые его закономерности, мы сможем не просто влиять на развитие воображения ребенка, а направленно формировать наиболее существенные его черты. Таким образом, волшебные сказки оказывают огромное влияние на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Воображение // Философский энциклопедический словарь. - М.: Ин-фра-М, 1998. - 576 с.

2. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Технологии направленной трансляции смыслов в обучении. - Российский психологический журнал. - 2008. -Т. 5, № 4. - С. 56-64.

3. Бережковская Е.Л., Кузнецова О.В. Различение сказки и реальности как показатель личностного развития в дошкольном и младшем школьном возрасте / Федеральное агентство по образованию Российский государственный гуманитарный университет, Институт психологии им. Л.С. Выготского, Фонд им. Л.С. Выготского. - 2009. - С. 353-358.

4. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М., 2003.

5. Шинкарёва Н.А. Психолого-педагогические подходы к воспитанию полоролевой - гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - № 1 (20). - С. 212-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.