Научная статья на тему 'Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста'

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4439
1250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ЭМОЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернега Татьяна Викторовна

В статье рассматривается влияние сказкотерапии на коррекцию тревожного состояния детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер - класс

Чернега Татьяна Викторовна

Воспитатель МДОУ № 29 « Росинка» комбинированного типа, г. Егорьевск Московская область

J ^

СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Л_____________________________________________г

Аннотация. В статье рассматривается влияние сказкотерапии на коррекцию тревожного состояния детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: общение, дошкольный возраст, сказкотерапия, тревожность, эмоции.

Мне кажется, что нет на свете ни одного ребёнка, который бы не любил слушать сказки. Я очень люблю вечернее время, когда укладываю в кроватку свою дочку и читаю ей до тех пор, пока не закрываются глазки у малышки. Очень часто, я не замечаю заснувшую доченьку и увлеченно продолжаю читать. В нашем доме существует чудесная традиция- чтение книг. Мы читаем всей семьёй, а иногда и в слух. Моё детство прошло в далёкой, морозной Якутии с полярной ночью и долгими зимними вечерами. Какие только сказки мы не читали с родителями: это были сказки народов мира, русские народные сказки и очень полюбившиеся якутские.

Чтение сказок перед сном обладает огромным значение в воспитании ребенка. Общение с детьми - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью [3, с.76].

Поэтому я с большой ответственностью подхожу к этому процессу и ни когда не отказываю своей дочке в столь увлекательном занятии. Я считаю, что чтение сказок способствует гармоничному воспитанию ребенка, развитию образного мышления, фантазии, воображения и творческого начала, обогащению внутреннего мира, расширению словарного запаса.

Для развития памяти очень полезны сказки для детей, в которых есть повторы. А для развития чувства ритма нужно читать стихи, чтением перед сном рифмованных произведений вы можете заменить колыбельные, если малыш протестует против вашего пения.

Современным родителям иногда не хватает времени для полноценного общения с детьми, дети малообщительны, нервозные, поэтому работая в детском саду я провожу занятия с детьми используя сказкоте-рапию [1, с.132].

Это самый детский метод психологии и самый древний. Сказкотерапия помогает снять у детей чувство тревожности, страха, изменяется самоотношение, развивается творческое воображение, способствует более успешной школьной адаптации детей.

Цель нашего исследования включение ценностных уровней сказки в эмоциональный опыт детей дошкольного возраста.

Сказка оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка, приводя к приобретению отдельных знаний и умений, формированию отдельных психических процессов, способствуя возникновению новых мотивов деятельности ребенка. Сказка может оказывать влияние, как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности, формируя определённые образцы поведения. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Помните: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок»?

Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения форми-

56

Эксперимент и инновации в школе 2014/2

Мастер - класс

руетсяу рлбпнка к Зф-Гсхдам, ххтс, в каждкм косфетноа сь^^у беабххулмо учиты-сь туду-видуальные особенности развития ребенка [1, с.165].

усрез вуупбиятвеуказмт сб1 в охсшсаех лт-бенка, развиваем его внутренний мир, лечим

д-му, к-ук зтсуусв замснсл жизнисссхббВсс брулалебсбввутчстуок сила1 и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя -2,с.бС].

Вбвазкстеалпоилрименбаубятб в-ссе- сс^лж (схема 1).

Виды сказок

Схема 1

Рассмотрим их подробно:

1. Художественные сказки. К художественным относятся народные, авторские художественные сказки, а так же притчи, басни, легенды, былины, мифы.

Именно из них ребенок узнает, что жизнь это активное противоборство двух важных элементов: зла и добра. Причем добро всегда вознаграждается, а зло -непременно наказывается.

2. Дидактические сказки создаются для подачи учебного материала. При этом абстрактные неодушевленные предметы (игрушки), символы (цифры, буквы, звуки) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Эти сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

3. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса Отличительная особенность медитативных сказок - это отсутствие конфликта и злых героев. Характер этих сказок - путешествие.

4. Психотерапевтические сказки могут помочь изменить отношение окружающих людей к человеку, помочь им увидеть скрытые положительные стороны души. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

5. Психокоррекциосные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Используются такие сказки для корректировки тех или иных черт характера. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство. Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе [1, с.76].

Мы сформировали группу детей в составе 15 человек, группа была подобрана психологом детского сада после первичной диагностики.

В исследовании принимали участие дети подготовительной группы. Из ни мальчиков - 9 человек, девочек - 6 человек.

В начале нашего исследования мы провели у детей тестирование на выявление тревожности.

Эксперимент и инновации в школе 2014/2

57

Мастер - класс

Эта методика позволяет определить тревож-н ость по отношению к ряду типичных для ребенка жизненныхситуаций взаимодействия сдругими людьми.

Ребенку показывали заранее подготовленные ри-мунки, отделмни ,длн девмчлкн дяя малввсков.

аре^,цг^ьи^^ ребёнку рисунок, фиксируем сделан-аы й оыбоо иьвн о сиру сплти алсн ый илаую

Мы выявили, что из 15 человек, которые при-оиевли ул аитиь в иестировад ии, '1челквок-эяе 6,6Ро, свыюоким укмвнем трнвмжонити; ^иодж в ен. зон иИ,4%,со срннякр лрмввкмтревожности, 5 человек - это 33,0%, с низким уровнем тревожности (рис.1).

Уровень тревожности

Схема2

3. обучение самостоятельно владеть

ролью-образом

1.закрепление за ребёнком позиции управляющего, режиссера

3. обучение придумывания сюжета, объединение предметов по смыслу

£

■ Уровень тревожности

Рис.1. Уровень тревожности (дошкольников до проведения сказкотерапии

Наблюдая за детьми в процессе выполнения методики, мы видели, что дети с с высоким уровнем тревожности во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность. Дети со средним уровнем тревожности проявляли в слабой степени.

Повышенный уровнень тревожности отрицательно влияет на развитие ребенка и на результативность его деятельности, поэтому необходима коррекция уровня тревожности данной группы.

Для коррекции с детьми мы выбрали - сказкоте-рапию.

В основу сказкотерапии были положены занятия, которые строились по принципу концентричности по трем циклам (схема 2).

Занятия первого цикла были направлены на сни -жение уровня тревожности через:

1. закрепление за ребенком (с помощью предлагаемой ему роли-образа) позиции режиссера;

2. обучение придумывания сюжета, объединение предметов по смыслу;

3. обучение самостоятельно владеть ролью-образом.

Занятия первого цикла помогают ребенку преодолеть зажатость и безынициативность. Второго

цикла занятия направлены на снижение уровня оревожности. При этом ребенок вначале наблюдает, как эво делаен взронлый, а зттеж сам макат-чивает предложенные игровые истории. Занятия третьего дикет енироелеты нее ониженаа увоаня тревожеяста нарин сомдание у дитеИ енмтветнеа иозилни, тарcвЛктвyющeй сриаореж итмостея-тельных решений. На занятиях каждого цикла мы риcкэазеlколи сконкр д^то1ы.

Потли зыызтыенте снезктвтроаои, ит илоте пен-вели тестирование на уровень тревожности у детей и выявили, что 0 человек с высоким уровнем тревож-лостс, е иеловен: р оон ДП,П%, во сс-днам уеивном тоевoжнoянн;еетреорк-ктo не,8%, з -mcio уетзетм тревожности (рис.2).

Уровень тревожности

60,00%

40,00%

20,00%

0,00%

■ Уровень тревожности

Рис. 2. Уровень тревожности дошкольника после проведения сказкотерапии

Таким образом, рассмотрим уровень тревожности у детей с примененим сказкотерапии и без нее (рис.3).

Используя метод сказкотерапии в работе с дошкольниками, нам удалось снизить уровень тревожности у детей дошкольного возраста.

58

Эксперимент и инновации в школе 2014/2

Мастер - класе

60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00% -К

■ без применения сказкотерапии

■ с применением сказкотерапии

Рис. 3. Распределение дошкольников по уровню тревожности (%)дои после проведения сказкотерапии.

А веет ем полезно екзркатерапио?

Да, сказкотерапия полезна всем. Сказка поможет р ешитп мнсгиз п сзхооогрческее п ро-е^лесос Ле еидо тзссб) считать ер спо сесоеи оп всео лед. Эпо прчyмкеррсрвоврте е^е^к^орз^Е^ч, зоаргак^а^^е;еч однн ириом , одoасия,эпренкт работа, эффект от которой будет виден со вре-мппем,чо ^ячотееенз ^дет. Малыее можчт п|эит^^|Э1ат^^ на сеСярсэныл роеи: дрВпых и зтыл горсее, с^лзлазелей и роко^^1еек1^1^^1, Рч,дилкоз иЭчгаллй. Онюожпт очэоёнвоокрежлнии лол руководством сказки представить разные жиз-н^Е-^о^к^^ емт°оции и лд-ччероел ие£>я вести в них. Ребёнок тпчеля Рчпроcерию, стаЕ^с^Е^пдея более внима е^1^зе^|р.

В задачп сзел^рт^э^^г^лзмхосР^:

- енкже^мке урзвнз оpсттжнеcтр и aфeетирнзети у неоей;

- paррторe yмгатяпзмооррттз ■^г^еДЕ^ко^в и страх;

- выявление и поддержка творческих способностей;

- формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

Сказкотерапия обеспечивает:

- развитие творческого (креативного) мышления;

- развитие фантазии и воображения;

- развитие способности к глубокому образному мышлению;

- развитие эмпатии и умение слушать [4, с.78].

Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для вашего малыша? Постарайтесь, чтобы сказка были со счастливым концом и учила тем же цеоиостям,что иВы сами. При чтении сказки обратите внимание на то, кто из героев наиболее симпатичен ребёнку с кого он берёт пример. Не пу-гоевесе, епон иош лалиим зимлаччзирует злодеям ониоозероао: поправеИте вместе найти положительные качества в этих персонажах: кто-то искренне заботится о своих детёнышах, кто-то упорно ииёт з своее цела.

Итвк, попжде чел чpoзвтоет имлшебная сказка илоc^гавмнр нчиь, проомптеВто ло еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым тое^л и поо^аи^шо тyедeю,ср■гopую вы сами хо-оели Ви донелти до етеегк метсlеч. Пусть пожела-пеесклкойнЖГ плт и cлтдррр слив звучат в вашем двое лождыЭ влеем, и ое э Е^^е^кс^тивах, а в добрых сказках.

Литература

к. Oинкзвэч-Eткmигнеева ТД. Практикум по сказкотера-пие.-СПб, 2000.

2. Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./ Ярослмтиь: Академия развития, 2006.

3 . Иеpткaррзa В. B.,CлaИoжанuнова К. А. Стиль семейного воспитания и особенности общения дошкольника со сверстниками. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2012. № 5. С.75-78.

4. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. Кошелевой. М.: Просвещение, 2007. 264с.

Эксперимент и инновации в школе 2014/2

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.