Научная статья на тему 'ВЕБИНАР «МЕДИЦИНА И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» 30 сентября 2015 г. Стенограмма'

ВЕБИНАР «МЕДИЦИНА И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» 30 сентября 2015 г. Стенограмма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЕБИНАР «МЕДИЦИНА И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» 30 сентября 2015 г. Стенограмма»

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

ВЕБИНАР «МЕДИЦИНА И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ»

30 сентября 2015 г.

Место проведения:

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Стенограмма

Присутствовали:

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»: Турбовской Яков Семёнович - д-р пед. наук, профессор, заместитель руководителя лаборатории теоретической педагогики и философии образования, модератор;

Иванова Светлана Вениаминовна - д-р филос. наук, профессор, директор Института;

Синельников Игорь Юрьевич - канд. пед. наук, старший научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования;

Овчинников Анатолий Владимирович - д-р пед. наук, профессор, начальник научно-аналитического отдела;

Мариносян Тигран Эмилович - канд. ист. наук, старший научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования; Попова Альбина Ивановна - канд. пед. наук, старший научный сотрудник лаборатории общих проблем дидактики;

Елкина Ирина Михайловна - зам. начальника редакционно-издательского и информационного отдела.

Совет Федерации РФ:

Круглый Владимир Игоревич - член Комитета по социальной политике;

ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»:

Наливайко Нина Васильевна - д-р филос. наук, профессор, директор Научно-исследовательского института философии образования;

Айзман Роман Иделевич - д-р биол. наук, профессор, зав. кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, директор Научноисследовательского института «Здоровье и безопасность»;

Турченко Владимир Николаевич - д-р филос. наук, профессор;

Изгарская Анна Анатольевна - канд. филос. наук, доцент кафедры права и философии;

45

Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма I

ФГАОУ ВПО «Сибирский государственный университет»: Пфаненштиль Иван Алексеевич - д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой философии глобалистики и геополитики;

Бухтояров Михаил Сергеевич - канд. филос. наук, доцент кафедры глобалистики и геополитики;

ГБОУ МКЛ № 1310:

Филинова Вера Сергеевна - канд. пед. наук, доцент кафедры интерактивных технологий МИОО, учитель;

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет»: Кондратьева Татьяна Николаевна - канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии Новосибирского государственного медицинского университета.

Я.С. Турбовской. Уважаемые коллеги, хочу поздравить вас с началом нового учебного года, а также выразить душевную благодарность от себя лично и от директора нашего Института Светланы Вениаминовны Ивановой за работу, проделанную в прошлом году. Должен вас проинформировать, что наш после реорганизации Институт включает пять институтов РАО и получил название «Институт стратегии развития образования».

Тема нашего сегодняшнего обсуждения чрезвычайно актуальна, тревожна. Такой темы у нас еще не было. Я предоставляю слово Светлане Вениаминовне, она представит нам нашего основного докладчика.

С.В. Иванова. Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я действительно хочу выразить свою благодарность за то, что мы успешно сотрудничаем на наших семинарах. Несмотря на крупную реорганизацию, переезд, мы находимся в активной, хорошей научной форме.

Надеюсь, что сегодняшний вебинар не закончится обсуждением в довольно узком кругу, мы опубликуем его на страницах наших научных журналов, на наших сайтах, так как тема вебинара - проблема здоровья школьников - чрезвычайно важна и актуальна.

Зачастую в стремлении выполнить требования Федеральных государственных стандартов, реализовать сложные образовательные программы мы, как и представители образовательных учреждений, не задумываемся о том, как это отразится на здоровье школьников. В конце 1990-х гг. появилась тема «Здоровьесберегающие технологии в школе». Тогда мы проводили широкомасштабный эксперимент по обновлению содержания общего образования, в рамках которого мы много говорили об этом, но постепенно тему забыли, хотя проблема осталась нерешенной. Поэтому в настоящее время чрезвычайно ак-

46

I Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма

туальна и важна тема школьной медицины, сохранения здоровья школьников.

Сегодня к нам пришел почетный гость, член Совета Федерации РФ, член Комитета по социальной политике, кандидат медицинских наук, Заслуженный врач России, человек, который непосредственно и многократно спасал жизни детей, детский хирург Владимир Игоревич Круглый. Вам слово, Владимир Игоревич.

В.И. Круглый. Здравствуйте, коллеги. Прежде всего я хотел бы поблагодарить Якова Семёновича и Светлану Вениаминовну за приглашение. Действительно, тема детского здоровья, здоровья школьников крайне важна. Я хочу обозначить некоторые аспекты проблемы.

Цель нашего семинара - рассмотрение проблемы со всех сторон. Нам необходимо услышать предложения из регионов от людей, которые непосредственно занимаются образованием, чувствуют эту проблему и, если нам удастся реализовать эти предложения с помощью правительственных решений, то нашу задачу можно будет считать выполненной, поскольку результатом будет улучшение здоровья наших детей. Сохранение и улучшение здоровья детского населения должно быть не только одним из направлений социальной политики, оно должно стать всенародным делом.

Согласно данным статистики, за последние десять лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а в возрасте 15-17 лет - на 65%. Нарушение здоровья, хронические патологии обнаруживаются у 30% школьников средних и старших классов. Это, можно сказать, страшная статистика. Наибольшее число часто болеющих детей приходится на возрастную группу 6-7 лет, то есть на период, когда ребенок поступает в первый класс и на него увеличивается физическая и психоэмоциональная нагрузка. По данным Российской академии медицинских наук, за время обучения в школе число здоровых детей снижается, до 70% школьников страдают хроническими заболеваниями. На колоссальные школьные нагрузки, снижение двигательной активности накладывается образ жизни детей, увлеченность компьютерами и другими цифровыми устройствами, что приводит к росту числа сердечно-сосудистых заболеваний и нервно-психических расстройств. За последние годы число случаев таких заболеваний увеличилось в два раза. Около 17% детей имеют лишний вес, в то время как около 20% детей не добирают до нормы. Значительно выросло число аллергических реакций: около 30% российских школьников страдают аллергией. Еще несколько десятилетий назад эти показатели были ниже в разы.

Причины роста заболеваемости очевидны: неблагоприятная экология, неправильное питание, отсутствие адекватной физической нагрузки, сла-

47

Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма I

бость иммунной системы, большое количество полуфабрикатов в школьном питании (и не только в школьном). Постоянно увеличивается доля хронических болезней нервной системы и психической сферы, третье место по-прежнему занимают болезни костно-мышечной системы, а у дево-чек-старшеклассниц ведущее место занимают хронические болезни женских половых органов, чего раньше не было.

По данным Психологического института Российской академии образования, в школу приходят 20% детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу обучения в начальной школе их количество увеличивается до 60%. Медицинская наука на сегодняшний день располагает убедительными доказательствами того, что большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма. Напряженный характер учебы, значительный объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации - это психотравмирующие факторы, оказывающие стрессовое воздействие на развивающийся детский организм, формирующие невротические расстройства с последующими нарушениями работы сердца, желудочно-кишечного тракта, других органов и систем.

В соответствии с действующими нормативами (если говорить о сельской медицине, штатном расписании, о том, как школьная медицина обустроена) должности фельдшеров или медицинских сестер для оказания медицинской помощи обучающимся средних и специальных учебных заведений устанавливаются из расчета одна должность на 500-800 учащихся дневных отделений. В малокомплектных школах эти должности сокращаются в процентном соотношении. Уже не секрет, что школьный врач работает, как правило, в трех-четырех школах, в которых пытается с помощью медсестры проводить плановую вакцинацию, в лучшем случае организует медосмотры, в худшем - направляет в поликлинику. Есть такие школы, где врач вообще отсутствует, где медицинская сестра бывает один-два раза в неделю, и она вынуждена проводить первостепенные по своей важности мероприятия. В такой ситуации не приходится говорить о целенаправленном ведении, систематическом наблюдении детей специалистами, о проведении профилактических мероприятий, отслеживании и коррекции физиологических изменений растущего детского организма. О систематическом наблюдении за здоровьем школьников, о постоянно действующем стоматологическом кабинете, кабинете по охране зрения, необходимых физиотерапевтических приборах, о массажистах, бассейнах мечтают многие образовательные учреждения, однако все это остается недостижимым.

48

I Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма

В настоящее время медицинский кабинет находится в ведении детских поликлиник. Работающие там медицинские сестры и врачи подчиняются главным врачам детских поликлиник, у которых много других забот по организации обслуживания детского населения, поэтому до этой, на первый взгляд простой, профилактической работы часто не доходят руки. В связи с этим необходимо продумать способы мотивации школьных медсестер и врачей, а также главных врачей детских поликлиник к выполнению профилактической работы в школе, к примеру, можно обсудить введение в школе должности завуча по медико-социальным проблемам или привлечение к программе по здоровью учащихся завуча по внеклассной работе.

В сельской местности программа по сбережению здоровья школьников выполняется в основном фельдшерами или медицинскими сестрами школ, которые должны работать в тесном контакте не только с детьми, но и с педагогами, родителями, освещая вопросы профилактики поведенческих факторов риска, привития здорового образа жизни, занятия спортом, диет. Необходимо определить статус школьного медицинского работника, прописать его функциональные обязанности, стандартизировать школьную медицину, создать ее критерии при непременном повышении заработной платы. Я попытался найти перечень функциональных обязанностей школьной медсестры, но нашел только инструкцию, не поверите, от 1954-го года. Впрочем, она, в общем-то, правильная. Я могу ее вам показать.

В школьные годы значительно меняется организм ребенка, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Из школы наши дети часто выносят целый букет хронических заболеваний, процент которых у младших школьников составляет 10%, а у детей старшего подросткового возраста - уже 60-70%. Чаще всего у школьников обнаруживаются заболевания нервной системы и опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения и близорукость. В конечном итоге каждый выпускник имеет одно-два хронических заболевания. Разумеется (и это понятно каждому), эффективнее заниматься профилактикой заболеваний, устраняя факторы риска, нежели тратить колоссальные деньги на лечение. Как правило, родители надеются на участкового врача, а педиатр районной поликлиники видит ребенка уже с заболеванием, когда работать на опережение поздно, поэтому столь важна роль школьной медицины, главная задача которой - профилактика заболеваний. Именно школьный медик может и должен формировать устойчивые стереотипы здорового, правильного поведения ребенка, поскольку раннее профилактическое вмешательство наиболее эффективно, а поведенческие факторы риска у детей и подростков еще не сформировались или их появление но-

49

Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма I

сит непостоянный характер, еще не сложился стереотип поведения, несоответствующий здоровому образу жизни. При этом следует учитывать, что уже в раннем возрасте формируются факторы риска атеросклероза, артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца, обусловливающие значительную степень заболеваемости и смертность взрослого, особенно мужского, населения, это доказано. Как у нас сегодня говорят, сердечно-сосудистые заболевания - это проблема педиатрическая.

Все школьники должны проходить диспансеризацию по приказу министерства. Однако мы не должны забывать, что условия везде разные: например, диспансеризация в Москве - это одно, диспансеризация в районном центре - совершенно другое. Мы должны стараться, чтобы эти стандарты были примерно одинаковыми. Очень важно, чтобы врачи и медицинские сестры - те люди, которые проводят диспансеризацию детей, имели возможность использовать специальную технику, современные медицинские технологии. Я узнавал, как проходят медицинские осмотры в нашем регионе, в г. Орле, который я представляю. Это происходит в областном центре, учитель приводит школьников в поликлинику, часто время специально не выделяется, они сидят в очереди вместе с больными детьми. Необходимо, чтобы было специально выделено время, чтобы детей осматривали различные специалисты, которые могли бы профессионально оценить состояние здоровья детей. К сожалению, диспансеризации проводится не так, как это необходимо.

С 2010 г. в рамках проекта, который активно продвигала бывший министр здравоохранения Т. А. Голикова, практически во всех регионах созданы детские центры здоровья, где детей обследуют, обучают гигиеническим навыкам, мотивируют к отказу от вредных привычек, работают с их родителями. В ряде районов есть позитивный опыт взаимодействия центров здоровья с медицинскими структурами школ, но, к сожалению, эти центры, несмотря на большую работу, которую производят, далеко не везде стали координирующими центрами работы со школьной медициной. Возможно, что данное направление взаимодействия центров здоровья и школьной медицины необходимо продвигать, увеличивать их количество, пропускную способность и организовывать новые центры с тем, чтобы они брали на себя основную нагрузку по профилактике заболеваний у школьников. Кроме того, на федеральном уровне начата диспансеризация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые ежегодно проходят медицинское обследование, и в соответствии с его результатами детям оказывается надлежащая медицинская помощь.

50

I Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма

Важны и традиционные формы взаимодействия: когда детский врач находится в штате поликлиники, но работает в школе, и бригадный метод обслуживания населения в отдаленных сельских районах. Например, в г. Орле есть выездная бригада из десяти врачей разных специальностей, работающих на постоянной основе в детской областной клинической больнице, которая проводит осмотры в районах области. В областной детской больнице есть так называемый мобильный диагностический центр, фактически мобильная поликлиника, которая состоит из семи модулей, врачи выезжают в районы области, имея современную, высококачественную аппаратуру. Работает эта поликлиника в круглогодичном режиме и охватывает за год все районы области.

Проект мобильной поликлиники был успешно реализован в рамках программы модернизации в 2011-2012 гг. В 2014 г. было обследовано население 22 районов области (почти всех районов), зафиксировано более 39000 посещений, в 2015 г. - уже 25000 посещений. В этой поликлинике обследуют и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей из специализированных детских учреждений. В 2015 г. в конце мая мобильная поликлиника посетила Республику Крым с целью профилактического медицинского обследования детей Керчи и Феодосии. В ее состав входили главный врач и наши самые опытные доктора, осуществившие профильный осмотр более тысячи крымских детей. Это была очень интересная поездка, нам удалось посмотреть, в каком состоянии находится детская медицина Крыма, создалось впечатление, что мы увидели нашу медицину двадцатилетней давности.

Мы считаем такую форму работы с населением успешной и достойной внедрения в других регионах, что, конечно же, зависит от доброй воли региональных правительств. Хочется отметить: важно, чтобы результаты диспансеризации были не просто внесены в карточку и забыты, а в соответствии с ними проводились дальнейшие мероприятия, направленные на улучшение здоровья ребенка в целом. Цель осмотра - найти патологию, но исправить ее должны школьная медицинская сестра и школьный врач-педиатр. К сожалению, на этом этапе данная система далеко не всегда срабатывает: например, у медсестры из центральной районной больницы не всегда есть необходимые ресурсы для оказания полноценной помощи в случае, когда заболевание выявлено у человека из отдаленного района.

Далее рассмотрим проблему здорового питания. Этот вопрос тоже стоит на повестке дня. Как известно, только с пищей ребенок получает пластический материал и энергию, необходимые для формирования основных

51

Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма I

систем организма. Питание существенно влияет на его анатомо-физиологический и нервно-психический статус с момента рождения. Если питание неудовлетворительно в раннем возрасте, это может привести к возникновению заболеваний. Медики констатируют, что из всех патологий наиболее сложным в терапии и диагностике является комплекс заболеваний, объединенных под названием «пищевая непереносимость». Тревожен факт, что 57% детей не питается в школе. Я не знаю, насколько эта цифра точна, потому что очень многое зависит от региона: у нас огромная страна и везде разные условия, а это общая статистика. Согласно данным статистики, из питающихся в школе детей 23% только завтракают, 14% - только обедают и лишь 6% - завтракают и обедают. Многие школьники считают школьное питание неудовлетворительным. На питание детей, согласно данным по нашему региону, отводится 40 рублей в сутки. Не совсем понимаю, как на такую сумму можно обеспечить ребенку двухразовое горячее питание. Причем бесплатным питанием в настоящее время по закону у нас обеспечены только дети из многодетных семей, сироты и инвалиды.

Рацион питания должен основываться на натуральных продуктах с оптимизированной пищевой ценностью, необходимо использовать минимум полуфабрикатов. К сожалению, целое поколение детей и родителей отвыкли от рационального питания.

Организация школьного питания - это проблема, над решением которой предстоит много работать в следующих направлениях: использование новых форм обслуживания в столовых образовательных учреждений, увеличение количества детей, питающихся в школе, проведение образовательно-разъяснительной работы по популяризации здорового питания.

В заключение должен сказать, что важно мотивировать педагогов на ответственное поведение по отношению к собственному здоровью и на обучение школьников рациональному питанию и здоровому образу жизни. Разрабатывая программы по укреплению здоровья, необходимо проводить их оценку как по конечным результатам, например, по снижению заболеваемости или распространенности факторов риска, так и по промежуточным показателям, например, созданию коалиции при разработке таких программ, что позволит определять и решать проблему, возникающую в ходе реализации программы. Совершенствование медико-социальной помощи детям, повышение эффективности профилактической работы требуют изучения уровня заболеваемости детей из различных возрастных групп и разработки на этой основе дифференцированных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детского населения. Спасибо.

52

I Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма

Я.С. Турбовской. Спасибо, Владимир Игоревич. Коллеги, есть ли вопросы?

Р.И. Айзман. Добрый день, коллеги. Позвольте задать, Владимир Игоревич, Вам несколько вопросов. Как Вы можете объяснить то, что несмотря на принятые меры по улучшению здоровья, введение программ относительно здорового питания и т. д., за последние пять лет состояние детей, учащихся, в том числе и студентов, ухудшается. Более того, ухудшается не столько физическое здоровье, сколько психическое. Я недавно разговаривал с главным врачом призывной комиссии, который сообщил, что только по Новосибирской области за последние три года отводы от призыва в армию увеличились по нервно-психическим показателям в пять раз и сейчас составляют 19,8%. Вот как Вы, являясь членом Совета Федерации, можете объяснить эти противоречия? Спасибо.

В.И. Круглый. Я как раз и говорил о том, что у нас отсутствует профилактика заболеваний у школьников во время их обучения. Мы потеряли в последнее время профилактическую медицину.

Р.И. Айзман. Но как она может присутствовать, если только три раза за десять лет проводятся профосмотры: в первом, пятом и десятом классах? А наиболее критичные с точки зрения возрастной физиологии развития ребенка периоды вообще не попадают в поле зрения. Как она может присутствовать, если школьные врачи не работают, их просто нет? Как она может присутствовать, если при общем сокращении медицинского обслуживания школьная медицина вообще перестала существовать? После работ Р. А. Калюжной и коллег по школьной медицине в последние 20-30 лет речи о школьной медицине вообще не идет.

В.И. Круглый. Именно поэтому мы сегодня об этом и говорим. Мы подняли эту тему потому, что школьная, профилактическая медицина у нас отсутствует. Несмотря на проведение диспансерных осмотров, профилактики заболеваний не происходит, потому что фактически некому ее осуществлять.

М.С. Бухтояров. Спасибо, Владимир Игоревич, за доклад. Я хочу задать Вам следующий вопрос. Несомненно, наше будущее формируется в школе. Если государство не будет заниматься вопросами здоровья школьников, то и будущего не будет. Какова, по Вашему мнению, роль государства в данном процессе и как этот вопрос решается за рубежом?

В.И. Круглый. У нас школа государственная, поэтому роль государства должна быть абсолютной. На кого мы еще можем рассчитывать в проведении профилактики, организации наблюдения за здоровьем детей, предупреждении заболеваний. Я сомневаюсь, что это могут быть какие-то

53

Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма I

частные организации. Я убежден в том, что государство должно играть главенствующую роль в организации, восстановлении школьной профилактической медицины. Другого варианта быть не может.

Я.С. Турбовской. Коллеги, есть еще вопросы к Владимиру Игоревичу?

Н.В. Наливайко. Спасибо за актуальный хороший доклад, Владимир Игоревич. Очень важным моментом Вашего доклада является то, что Вы обратились к проблеме школьного питания. Уже месяц как дети отзанимались в школе, сейчас министерство Новосибирской области, а также Общественная палата Новосибирской области получает множество жалоб на организацию и качество школьного питания. Я хочу задать следующий вопрос: можно ли на Вашем уровне скорректировать Федеральный закон о закупках, позволяющий приобретать для школы низкосортные продукты? Спасибо.

В.И. Круглый. Да, Вы говорите о 44-м Федеральном законе. Этот закон несовершенен, это действительно так. От него страдают в том числе и школы при закупке продуктов. О необходимости изменения этого закона много говорят, но надо признать, что в нем есть механизмы, позволяющие исключить закупки недоброкачественных продуктов: прописывание технических заданий, их разработка с участием представителей Роспотребнадзора. Вместе с тем закон действительно нуждается в корректировке. Сегодня у нас в Совете Федерации выступал помощник Президента И.И. Шувалов, который, как это ни удивительно, резко критиковал этот закон. Действительно, необходимо оградить наши бюджетные учреждения от закупки дешевых, но недоброкачественных продуктов и изделий. Над поправками к этому Закону идет работа в Министерстве промышленности.

Я.С. Турбовской. Есть еще вопросы?

И.Ю. Синельников. Вы говорите о долгосрочных программах, а какие мероприятия, направленные на решение данной проблемы, на Ваш взгляд, уже сегодня или в ближайшее время могут иметь положительный эффект? И можно ли отделить проблему заболеваемости учащихся и студентов от проблем, которые порождаются самими образовательными учреждениями?

В. И. Круглый. Очень важный вопрос, спасибо. К сожалению, волшебной палочки нет. В современных экономических условиях можно быстро обеспечить школы профессиональными медицинскими работниками. Это крайне важно. Сейчас у нас нет специальности «Школьная медсестра», образовательных программ по подготовке медсестер, работающих в школе. Чтобы получить быстрый результат, необходимо возродить эту специальность, причем при условии повышения заработной платы. Может быть, об

54

I Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма

этом сейчас непопулярно говорить, но без повышения зарплат школьного врача и школьной медсестры ситуации не изменить. Я уже говорил: проводятся диспансеризации, тратятся большие деньги, а результата никакого. Кто потом эти рекомендации выполняет? Все ложится в какой-то степени на плечи учителей и родителей. Принятие срочных мер, которые я назвал, может привести к реальным результатам.

Я.С. Турбовской. Я не ошибусь, если скажу, что мы возлагаем надежды в том числе и на результаты нашего сегодняшнего обсуждения.

В.И. Круглый. Да. Об этом я сказал в начале своего выступления. Я сюда пришел не говорить, а слушать предложения. Это и будут те цели, к которым можно будет стремиться.

Я.С. Турбовской. Коллеги, есть еще вопросы к докладчику? Владимир Игоревич, у меня к Вам есть два вопроса. Введите нас в курс дела относительно того, какие связи существуют между Советом Федерации и Министерством образования РФ. Как же так получается, что оно изолировано, бесконтрольно?

В.И. Круглый. Вообще, надо сказать, связи очень тесные.

Я.С. Турбовской. Второй вопрос заключается в следующем: нельзя ли, чтобы тот положительный опыт, который Вы приводили в качестве примера, получил государственную поддержку и распространялся?

B. И. Круглый. Речь идет о программе Министерства здравоохранения, финансирование которой было спущено на регионы. Каким-то регионам удалось ее реализовать, хотя центр, созданный в больнице г. Орла, уникален: мы сами его разрабатывали, следили за его созданием. Это был очень дорогой проект. В других регионах осуществлялись попытки реализации данного проекта, в каких-то регионах, правда, в усеченном виде есть похожие результаты, например, в Астрахани функционирует мобильная поликлиника, но она работает существенно хуже. Идея очень хорошая. Однако есть проблемы с финансированием программы.

Я.С. Турбовской. Уважаемый Владимир Игоревич, огромное Вам спасибо за глубокий, откровенный и принципиальный доклад! Я прошу Вас продолжить работу, участвовать в дальнейшей дискуссии. А теперь я хочу предложить слово человеку, который по-научному системно, исследовательски знает о состоянии этой проблемы. Я предоставляю слово директору нашего Института Светлане Вениаминовне Ивановой.

C. В. Иванова. Спасибо, Яков Семёнович! Могу сказать, что данную проблему я вижу не только с научно-исследовательской позиции, у меня огромный педагогический стаж работы и в школе, и в вузе. Я хотела бы обратить внимание

55

Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма I

на проблему, о которой говорит Владимир Игоревич, с позиции педагогики.

Наиболее распространены в числе хронических, как сказал Владимир Игоревич, нервные заболевания, с которыми школьники выходят из школы. За знание дети расплачиваются своим здоровьем. Коллеги из Новосибирска также назвали нервно-психические заболевания в списке основных и отметили рост количества молодых людей, которых по этой причине не призывают в армию. Давайте посмотрим, как решается проблема психологического климата в школе. Мы три десятка лет говорим о личностно-ориентированном образовании, о создании комфортной, эмпатийной среды для школьника. Стало ли это действительностью для всех школ России? Нет, нет и нет! Это беда, когда в школе существует авторитарный стиль управления, авторитарный стиль общения директора школы с подчиненными, учителей с учениками и когда учитель, ни разу не прочитав Закон об образовании, нарушает права ребенка каждый день, каждую минуту. Я была свидетелем ужасающего случая, когда директор школы кричал на ребенка и у ребенка подскочило давление, ребенок потерял сознание и его увезли в больницу. После этого случая ребенок стал инвалидом, его прекрасная спортивная и образовательная судьба была разрушена. А множество случаев, когда дети по 3-4 - урока подряд не отпускаются на перемену ретивым учитлем, якобы радеющем о них. Таких примеров множество. Коллеги, я имею право об этом говорить, я двадцать пять лет проработала в школе, в том числе и в качестве совместителя, когда стала руководителем. Давайте посмотрим на себя. Помните, как сказали древние греки, а К. Маркс повторил: «Воспитатель должен быть сам воспитан». Давайте менять отношение к детям.

Второй вопрос: почему первоклассники, когда идут гуськом за учительницей в столовую, моют ручки, а в конце первого класса они ручки не моют? Потому что они не успеют съесть то, что расставлено на столах и остыло еще на предыдущем уроке. Культура в нашей школе очень низка, слабы санитарно-гигиенические привычки (обратите внимание, я говорю не о сельской школе, о столичной). Даже если в семье сформированы правильные привычки и манеры, в школе разрушается очень многое. То, какие санитарно-гигиенические привычки культивируются в школе, ведет к распущенности, душевной лености, что препятствует духовному росту личности. Кто-то скажет, что от мытья рук до любования картинами Рембрандта далеко. Нет, не далеко, а рядом. Все это рядом. Все это называется одним словом «культура». Мы в школе ее плохо преподаем. Я не ругаю всю школьную систему образования, я понимаю, что у нас есть очень много прекрасных учителей, но в нашей системе, к сожалению, пробелов очень много.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

56

I Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма

Следующая проблема: объемы домашних заданий. Стало модно говорить, что наши дети не загружены, что они слоняются по улицам. Дорогие педагоги, я устала повторять: слоняются по улице ленивые, запущенные семьей и школой дети. Ответственные дети находятся в состоянии перегруженности домашними заданиями. А давайте обратим внимание на школы повышенного уровня, наши замечательные гимназии, учебные заведения, работающие в системе международного бакалавриата и по другим сложным программам. Мне известны случаи, когда дети пятого-шестого классов, придя домой в шесть вечера, учат уроки до четырех утра. Это очень ответственные дети, и такие, одаренные, дети, оказываются в более тяжелой ситуации. Если они идут утром на региональную или всероссийскую олимпиаду по русскому языку, их никто не избавляет от необходимости делать домашнее задание, например, по математике, они должны везде успеть. Так нельзя. Недавно в разговоре с членами одного из педагогических коллективов я сказала, что, по требованиям СанПиН, ученик 6-8 классов должен выполнять домашнее задание в течение 2,5 часов. Мне ответили: «А мы больше и не даем». Но домашнее задание на 2,5 часа дают в школе, как правило, по каждому предмету. Если у ребенка завтра шесть уроков, то объем домашнего задания будет огромен. Так почему у нас самые ответственные и талантливые ученики выходят из школы самыми больными? Но главное даже не в этом, а в том, что возникает страшная психологическая проблема.

Моя уважаемая коллега Марьяна Михайловна Безруких, много лет работающая директором Института возрастной физиологии, на одном из семинаров сказала, что согласно которым взрослый человек в состоянии долженствования, психологического напряжения может находиться не более двух недель. Ребенок находится в ситуации долженствования всю свою школьную жизнь. О каком здоровье, о какой соматике можно говорить? И главное: ребенок понимает, что он физически не успеет выполнить все задания по всем предметам, ему времени в сутках не хватит. Что тогда делает школьник? В школьной среде есть термин, которому я не могу найти замену, потому что он эмоционально окрашен (синоним, конечно же, можно подобрать, но здесь важна именно эмоциональная окраска): дети становятся «пофигистами». Ребенку становится безразлично, будут ли его завтра ругать, поставят ли «двойку». К седьмому классу он уже ничего не хочет. Отсюда самая большая проблема в нашей стране: наши дети к основной школе перестают желать учиться, теряют мотивацию, познавательный интерес, не потому, что стали лентяями, а потому, что мы их «перегрели», они переутомились. Некоторые утомляются уже на стадии подготовки к перво-

57

Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма I

му классу школы. Почему ребенок должен прийти в первый класс умеющим читать, писать и т. д.? Во всем мире это не так, поверьте. В Японии не любят давать детям домашнее задание. Они считают, что свободное время должно быть развивающим в другом аспекте. В Южной Корее, Сингапуре, Китае почти не дают домашних заданий. Американские исследователи считают, что домашнее задание должно быть минимальным или его не должно быть вообще. Наши возрастные физиологи и психологи тоже бьют тревогу относительно объема домашних заданий.

И последняя проблема, о которой я скажу коротко. Мы часто слышим положительные оценки относительно информационной среды школы, развития информационных технологий. Да, мы активно пользуемся ими и знаем об их пользе для современного мира. Но иногда мы сами, педагоги, усиливаем, преувеличиваем роль информационных технологий. Как мы будем дальше жить? Какого мы готовим человека? К какому общению мы его готовим, если уже с первого класса используется тип общения «человек - машина» и такое общение заменяет диалог с учителем? Электронные журналы и дневники, внедряемые в школе, активизируют общение школы с детьми и родителями посредством электронных систем. Однако я приветствую инициативу учителей, которые зарегистрировались в «Вконтакте», в «Facebook». Когда дети там «варятся» одни, без куратора, без классного руководителя, получается хуже, получается кошмар. Поинтересуйтесь, о чем говорят и что там делают дети. Давайте не будем использовать компьютер и Интернет на уроках литературы, глаза в глаза и душа к душе - гораздо лучше, это и есть личностно ориентированное обучение. Компьютер - это личностно отчужденное. Мы должны понимать, каковы риски информационной среды.

Есть огромный риск - игромания, которая не менее опасна, чем токсикомания и наркомания. Наши дети становятся игроманами до начальной школы, потому что родителям очень удобно дать игрушечный IPad или компьютер ребенку с трехлетнего возраста. (Есть информация, что крупные деятели компьютерного мира не дают своим детям электронных игрушек до определенного возраста. Наверное, они знают, что делают.) У нас игромания является большой проблемой, с которой мы не можем справиться. После того как ребенок уже стал игроманом, запреты и ограничения пользования компьютером по времени мало чем помогают, это только усиливает его патопсихологическую реакцию на школу, на родителей, потому что он стремиться к своей страсти. Главное - не допустить, чтобы эта страсть возникала.

58

I Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма

Вот на такие важные проблемы мне хотелось бы обратить внимание. Я оптимист, я верю в то, что мы можем решить эти проблемы. Я хочу попросить нашего гостя продолжить наш разговор в Совете Федерации и предложить Министерству, учредителю нашего Института, оказать школе помощь в решении вопросов, касающихся здоровья школьников.

Я.С. Турбовской. Пожалуйста, коллеги! Кто желает, задавайте Светлане Вениаминовне вопросы.

Р.И. Айзман. Светлана Вениаминовна, скажите, пожалуйста, считаете ли Вы целесообразным введение в школьную программу такого предмета, как «Основы психологии»? Выпускники школ, выпускники вузов, не владея элементарными психологическими знаниями и навыками, часто создают проблемы для окружающих.

С.В. Иванова. Спасибо за вопрос. Это действительно важная проблема. Я согласна с Вами, этот предмет нужен. Действительно, многие выпускники просто не умеют общаться. Однако как человек, который много лет занимается стандартизацией образования, исследованиями в области образования и практикой, я боюсь любого учебного предмета, особенно новых, потому что это палка о двух концах. С одной стороны, предмет нужен, но с другой - у нас уже нет возможности расширять учебный план. Это факт.

Я.С. Турбовской. Спасибо, Светлана Вениаминовна. У меня есть к Вам один вопрос. Как я понимаю, мы теперь напрямую подчиняемся Министерству образования. Скажите, пожалуйста, это одностороннее подчинение или к нам тоже будут прислушиваться?

С.В. Иванова. Яков Семёнович, я с радостью Вам сообщаю, что к нам прислушиваются.

Я.С. Турбовской. Замечательно. Это просто замечательно. Крылья вырастают. Коллеги, есть ли еще вопросы к Светлане Вениаминовне?

И.А. Пфаненштиль. Светлана Вениаминовна, спасибо за обстоятельный доклад. Скажите, пожалуйста, почему, на Ваш взгляд, уже к пятому классу падает познавательная потребность у детей? Может быть, мы что-то утрачиваем в духовной сфере?

С.В. Иванова. Спасибо за вопрос. Здесь ситуация опять же двоякая. Во-первых, я вижу причину потери мотивации к обучению в том, что дети очень утомлены, они устают. Во-вторых, в пятом классе происходят очень сильные психологические изменения в связи с тем, что, переходя из начальной школы в среднюю, дети лишаются педагога, который ухаживает за ними, которого они любят, привыкли и чувствуют себя с ней защищенными. В пятом классе они попадают в другую среду. Хотя возрастные из-

59

Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма I

менения не так велики, они теряют эту заботу, учатся у разных учителей, ходят по кабинетам. Все это ложится на их плечи не постепенно, а резко. Кабинетную систему вводят не постепенно. Тут успеть бы добежать до кабинета, а в промежутке еще кое-куда забежать, а может быть, еще и успеть в столовую. Это сложно для ребенка. Это кажется пустяком, но на самом деле очень сложно, когда кардинально меняются динамические стереотипы, как говорили раньше, теперь эти слова не в моде. Я не вижу других причин, которые способствовали бы падению познавательного интереса, хотя, конечно, в некоторых школах детям просто скучно. Если ребенку неинтересно, то и мотивации к обучению не будет. Удивительно, что подчас учителя не обладают простейшими психологическими знаниями, хотя в наших педагогических вузах преподают психологию.

Я.С. Турбовской. Спасибо, Светлана Вениаминовна.

М.С. Бухтояров. Можно еще один вопрос из Красноярска? В докладе хорошо было сказано, что на каком-то этапе в школе распределяют детей по классам, в которых они вынуждены получать образование, перемещаясь между классами и испытывая дискомфорт. Известно, что сейчас в школах Финляндии, Южной Кореи нет жесткого предметного разделения, там все больше стараются гармонизировать процесс обучения: дети могут совмещать интересующие их виды деятельности, и педагоги, скорее, помогают, а не являются распространителями какого-то стандартного знания. Хотелось бы узнать Ваше отношение к такому подходу.

С.В. Иванова. Спасибо Вам за этот вопрос. Именно над этим сейчас мы в Институте работаем. Мы говорим об интеграции дисциплин естественнонаучного цикла и дисциплин социально-гуманитарного знания. Это наша специальная научная задача, для решения которой должны создаваться образовательные программы и учебники, потому что за этим будущее. В науке мы говорим о междисциплинарности и трансдисциплинарности, а в школе - о формировании метапредметных компетенций. Мы можем освоить опыт Финляндии, но нет возможности внедрить его широко и в одночасье. Нужно и возможно ли это? В Финляндии всего пять миллионов населения. Я много раз была в Финляндии и знаю их систему образования очень хорошо. Однако мы не можем широко распространить этот опыт в нашей стране, потому что нам нужны новые приемы, необходимо иное мышление учителя, чего должны добиваться и педагогические вузы, и институты повышения квалификации.

Н.В. Наливайко. Светлана Вениаминовна, я хотела бы обратить особое внимание на мышление учителя. Мы не сможем формировать соответству-

60

I Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма

ющее мышление учителя, не имея в учебных программах педагогических университетов и институтов предмета «Валеология», совмещающего в себе и мировоззрение, и культуру, и искусство, и здоровье. Я понимаю, нет денег. Я понимаю, другие стандарты. Но разве мы сможем подготовить учителей, которые придут работать в школу и будут заботиться о здоровье детей?

С.В. Иванова. Нина Васильевна, «Валеология» - предмет неоднозначный. В ней было столько же научного, сколько и ненаучного, надуманного. Желаемое выдавалось за действительное. Этот предмет не прошел испытания временем (а он преподавался в течение тридцати лет). Валеологию же никто не запрещал, она просто ушла с арены. Это сложный вопрос: можно ли введением одной дисциплины что-то изменить? А вот формировать сознание учителя, руководителя школы, руководителя системы образования на любом уровне, которые будут заботиться о здоровье детей и ставить во главу угла не количество знаний, вложенных в бедную больную головушку ребенка, а его здоровье и интерес к учебе, необходимо. Переутомленный, больной ребенок не может ничего усваивать.

Часто ребенок получает двойки потому, что он потерял активность, не учит уроки, не успевает. Это может проявиться в том, что ребенок заболевает каждую неделю. И снова сидит дома, и снова отстает, потому что, сидя дома, домашние задания выполнять не хочет. Это тоже известный факт, что, болея дома, дети учиться не хотят. Для них это каникулы. И некоторые к этим каникулам стремятся так, что 50% учебного времени общаются с врачом, а не с учителем.

Я.С. Турбовской. Коллеги, давайте прервем активность выступающих из Москвы и предложим взять слово представителям регионов. Коллеги, кто возьмет слово?

Р.И. Айзман. Здравствуйте, коллеги. Поскольку я по базовому образованию врач и уже сорок лет работаю в педагогическом университете, у меня за этот период сложилось довольно четкое понимание проблем школьной медицины. На мой взгляд, они связаны в большей мере с тем, что тезис, высказанный замечательным детским писателем Анатолием Алексиным: «Врач отвечает за здоровье физическое, а учитель за здоровье психическое», в современной системе не действует. Он не действует по двум причинам. Во-первых, как уже говорил наш уважаемый докладчик, школьная медицина разрушена. Декретированные сроки обследования, а именно первый, пятый и десятый классы, мало что дают, и мы знаем, как проходит диспансеризация в реальных условиях, а не на бумажке. Во-вторых, у педагогов нет четкого понимания и представления о возрастных психофизиологиче-

61

Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма I

ских особенностях ребенка, о его функциональных резервах, о простейших медико-психологических методах коррекции. Выпускник педагогического вуза часто владеет теоретической психологией, но не владеет практической психологией, то есть методами психологической помощи и психологической коррекции. Неслучайно, когда встал вопрос подушевого финансирования, большинство директоров школ отказались от школьных психологов.

Вы лучше меня знаете, какие нормативно-правовые акты по охране здоровья существуют сейчас. Даже стандарты нового поколения, в которых заложены критерии здоровьесберегающей деятельности, по сути дела, не раскрывают технологии ее оценки. Если более или менее понятно, что такое физическое развитие и заболеваемость учащихся, то абсолютно мало кто знает, что такое комплексная оценка состояния здоровья. Из каких показателей она должна складываться? И что она должна оценивать? И так далее. Более того, работая с учителями на курсах повышения квалификации, я убеждаюсь из года в год в том, что многие из этих нормативных документов до них не доходят, они даже не знают, как к этому относиться.

В то же время, об этом говорил докладчик, у меня есть данные о том, что объективно состояние здоровья населения ухудшается. Можно ли остановить эту негативную тенденцию? Какими способами? Работая последние семь-восемь лет над проблемой состояния здоровья школьников, я не могу согласиться с мнением докладчика относительно валеологии. Мы готовили валеологов на базе среднего медицинского образования, медсестры приходили к нам для получения высшего психолого-педагогического образования, осваивали элементы валеологии. Когда подготовленные нами специалисты пришли работать в школу, они оказались наиболее подготовленными учителями здоровья, это были люди, которые могли оказывать помощь и школьной медицине, и педагогам.

Причины несоответствия факторов, на мой взгляд, следующие (я не буду все называть, но остановлюсь на некоторых из них). Во-первых, отсутствует механизм межведомственного сотрудничества в области сохранения и укрепления здоровья учащихся: от медицинских учреждений требуют одни показатели, а критерии оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения совершенно другие. На мой взгляд, несовершенна и нормативно-правовая база, которая должна регулировать, оценивать и определять здоровьесберегающую деятельность, а также ответственность всех участников образовательного процесса в ней. Мы не можем возлагать большие надежды на школьных врачей, медсестер, потому что их не хватает или их подготовка очень низкая, но и границы ответственности педаго-

62

I Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма

гов за здоровье детей недостаточно четко определены. Кроме того, уровень компетентности педагогических работников в области здоровьесбережения чрезвычайно низок. Парадокс в том, что в новых стандартах из учебных программ подготовки педагогов исключены такие предметы, как «Основы возрастной физиологии», «Основы медицинских знаний», «Основы здорового образа жизни» и т. д. Очень плохо используются межпредметные связи, которые могли бы решить ряд вопросов относительно формирования метапредметного понимания и отношения к здоровью. Единых технологий оценки здоровья участников образовательного процесса и здоровьесберегающей деятельности не существует. Я могу сказать, что на сегодняшний день чуть ли не все регионы разрабатывают свои подходы и критерии: в Новосибирской области мы уже в течение ряда лет используем свои подходы, в Кемерово - другие, в Челябинской области - третьи.

Попытка Министерства образования, по-моему, в 2011 г., создать единый паспорт здоровья ничего, кроме удивления и отторжения, не вызвала, потому что это был абсолютно безграмотно составленный паспорт. Я долго дискутировал на эту тему с Марьяной Михайловной, поскольку я ее хорошо знаю, мы дружим, и я защищался в Институте возрастной физиологии. Марьяна Михайловна считает, что школа должна делать акцент только на психолого-педагогических аспектах сохранения здоровья. По моему мнению, деятельность учителя может охватывать более широкий спектр, имеющий в значительной мере медико-психолого-педагогический аспекты. Каким образом? Это можно сделать, имея модифицированную, современную технологию оценки этих компонентов. В частности, мы полагаем, что мониторинг здоровья должен быть первым этапом, который должен проводиться в каждом классе ежегодно, и оценивать показатели, позволяющие характеризовать уровень социально-психологической адаптированности ребенка к условиям обучения. К ним могут быть отнесены показатели, которые характеризуют, с одной стороны, функциональные резервы, физическое развитие, с другой - нервно-психическое и нервно-эмоциональное состояние.

Ну и, конечно же, гигиенические условия соблюдения СанПиН. В этом плане я полностью подписываюсь под словами, которые высказала Светлана Вениаминовна. Дальше. Какова цель? Цель мониторинга - в первую очередь объективный контроль за состоянием здоровья, а не профосмотры, которые проводятся для галочки. Я абсолютно согласен с тем, что большую роль в этом плане могут сыграть детские центры здоровья, которые работают, к сожалению, изолированно от школы. Более того, по словам директоров

63

Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма I

детских центров здоровья, они не знают, чем «насытить» свою деятельность. Если бы в их функциональные обязанности были введены элементы мониторинга здоровья, это было бы существенным подспорьем для школы и учителей. Второе: программа мониторинга должна давать возможность оценивать уровень здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, обеспечивать индивидуальный подход к организации учебно-воспитательного процесса, осуществлять коррекцию действий, которые необходимы для достижения наибольшей эффективности, выявления групп риска, развития аддикций, психоэмоциональных и физических нарушений.

На мой взгляд, мониторинг здоровья очень важен с точки зрения помощи профессионального выбора, и это доступно, это можно делать, имея соответствующую технологию. Мы разработали электронные паспорта здоровья для различных групп, которые внедрены в Новосибирской области. Электронный паспорт включает в себя очень компактную программу, для которой не требуется дорогостоящего оборудования, может быть использовано оборудование школьного медицинского кабинета, что очень важно. Большую часть обследования проводит педагог или классный руководитель вместе с учеником-старшеклассником, фиксируя ряд показателей качественных характеристик в цифровых данных и графической форме. По пятибалльной шкале оцениваются уровни физической подготовленности, эмоционального статуса с учетом возрастно-половых нормативов и критериев. Очевидно, что уровень физической подготовленности абсолютно не соответствует существующим нормативом ГТО, поэтому дети и не могут их выполнить. Их интегральный уровень физической подготовленности и физического здоровья ниже требуемых нормативов. В целом ситуацию необходимо менять, и мы готовы поделиться своим опытом работы. Спасибо, коллеги!

Я.С. Турбовской. Спасибо, Роман Иделевич! Мы выставим Ваше выступление на своем сайте и предлагаем Вам написать статью в один из наших журналов. Огромное спасибо Вам за выступление. Кто желает выступить следующим, уважаемые коллеги?

Т.Н. Кондратьева. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я являюсь доцентом двух университетов: медицинского и педагогического. По базовому образованию я педагог, в настоящее время сотрудничаю с медицинским вузом, в этом году я там возглавила кафедру педагогики и психологии. Многие проблемы, о которых мы говорим сегодня, ложатся на наши плечи, на плечи педагогов.

64

I Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма

Задача высшей школы - готовить специалистов, которые будут решать эти проблемы. Поделюсь с вами своими наблюдениями относительно содержания учебных программ и учебного процесса. В педагогическом вузе, и сегодня уже говорили об этом, сокращается количество часов на изучение медицины, анатомо-физиологических особенностей ребенка. В 1990-е гг., когда я обучалась в университете, мы изучали медицину четыре года. Мне нравилась эта наука, нравилось все: от пеленания ребенка до операций в полевых условиях. Мы проходили полноценную медицинскую практику в лечебных учреждениях. На сегодняшний день студенты математического факультета педагогического вуза изучают основы медицинских знаний в течение одного семестра, сдают зачет, и на этом их медицинское обучение заканчивается. Та же ситуация в медицинском вузе в плане изучения педагогики. В результате врач, имеющий двадцать пять лет стажа работы детским хирургом, приступая к педагогической деятельности, совершенно не владеет методикой преподавания. Я задаю ему вопрос: «Почему?». Он отвечает: «Потому что в медицинском вузе лишь в течение одного семестра изучал дисциплину “Педагогика и психология”». И сейчас ситуация не меняется. За один семестр преподаватель должен научить будущего врача тому, как общаться с пациентом, с его окружением, с коллегами и как совершенствовать себя, развивать качества и навыки, которые ему будут нужны для общения. Я думаю, что такое сравнение и такой простой пример позволяет нам понять, почему в таких жизненно важных сферах, как образование и медицина, не очень хорошая ситуация.

Десять лет до прихода в вуз я отработала учителем начального звена общеобразовательной школы. И я присоединяюсь к докладчикам, озвучившим проблемы современной школы: и проблемы организации питания, и перегрузки детей. Спасибо, уважаемые коллеги.

Я.С. Турбовской. Спасибо, Татьяна Николаевна. Коллеги, кто еще желает высказать свои идеи?

В.Н. Турченко. То, что я услышал сегодня - приговор нашей системе образования. Если образовательный процесс организован так, что, во-первых, здоровье не укрепляется, не развивается, а теряется, если нравственные качества не формируются, а утрачиваются, если желание учиться пропадает, то система никуда не годна. Вот, что это означает. А что можно предложить? Есть ли способы решения этих проблем? Отвечаю, есть. Первое: я иногда коллегам-педагогам задаю вопрос «Что, на Ваш взгляд, является самым главным открытием в психолого-педагогической науке XX в.?». Как правило, не отвечают, более того, вопрос вызывает недоумение. Я отвечаю:

65

Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма I

главное достижение психолого-педагогической науки - это доказательство того, что раннее младенческое, даже пренатальное развитие имеет решающее значение для всего последующего процесса. Необходимо решать проблемы, связанные со здоровьем матери. Второе: то, о чем говорил сегодня Владимир Игоревич - трагедия нации. Я имел счастье общаться с Влаилем Петровичем Казначеевым, так вот он говорил так: «Нацию спасет не врач, нацию спасет учитель».

Я.С. Турбовской. Нина Васильевна, Вам слово.

Н.В. Наливайко. Проблемами, которые мы с вами обсуждаем, в Новосибирске давно и глубоко занимается СО РАМН. Я много лет сотрудничала с Казначеевым, у нас была кафедра ЮНЕСКО «Экологическое образование» (Барнаульский филиал). Особое внимание мы уделяли проблеме «Здоровье нации: просвещение и образование». Это не только и не столько проблемы медицины, но и культурологии, социологии и философии. Это комплекс наук, которые должны находить общий язык для решения проблем, названных сегодня, начиная с политических проблем, потому что необходима реальная ревизия законов.

В сложной ситуации нестабильности и кризисного состояния общества проблема поддержания детского здоровья, восстановления и развития современной школьной медицины становится исключительно актуальной (социологические исследования подтверждают ее важность). Среди проблем уровня и качества жизни (образования, пенсионного обеспечения и др.) можно выделить проблемы, вызывающие категорическое неприятие: низкое качество медицинского обеспечения, неравенство в возможностях поддержания здоровья в разных регионах и группах населения. В ряде школ нет квалифицированных специалистов и даже элементарных диагностических приборов. В результате учащаются случаи самолечения, иногда заканчивающиеся трагически.

Заметим, что философское понимание здоровья, в отличие от медицинского, гораздо шире и не сводится к поддержанию определенного уровня физиологического состояния. Поддержание здоровья включает заботу о генетическом и биологическом состояниях организма, гигиенических навыках, физических, психических и умственных способностях человека, механизмах их передачи из поколения в поколение, повседневное их совершенствование и другие факторы, поэтому проблемы современной школьной медицины, детского здоровья связаны с решением не только медицинских, но и значительного объема социальных, политических, правовых и других задач. Современная педагогика практически не уделяет внимания этим во-

66

I Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма

просам. В рекомендованных ФГОС отсутствуют учебные предметы, несущие знания о культуре здорового образа жизни, методах и средствах развития и сохранения здоровья детей. Настоящим «бичом» школ стал Закон о государственных закупках, позволяющий недобросовестным хозяйственникам закупать продукты низкого качества при недостаточных объемах финансирования школьного питания.

Есть смысл на федеральном и региональном уровнях создать экспертные комиссии, включающие не только медиков, но и педагогов, психологов, правоведов и философов с целью изучения состояния дел в школьной медицине, глубокого системного анализа имеющихся проблем, экспертной оценки законов, теорий и практик в этой сфере. Спасибо.

Я.С. Турбовской. Спасибо, Нина Васильевна. Теперь я хочу предоставить слово человеку, который объединяет не только два института, но и институт, и школу. Я предоставляю слово постоянному нашему участнику Вере Сергеевне Филиновой. Пожалуйста, Вера Сергеевна.

В.С. Филинова. Сегодня мы обсуждаем действительно животрепещущую тему. Я работаю учителем и по роду своей деятельности общаюсь с учителями. С выводами, которые я изложу очень кратко, согласны практически все знакомые учителя. В теории диагностирования массового педагогического опыта Яков Семёнович Турбовской высказывает, казалось бы, противоречивую мысль: «Чем лучше работает каждый учитель, тем хуже ученику». Я признаю, что это действительно так. Каждый учитель-предметник, считая свой предмет наиболее важным, требует от учеников выполнения всех заданий, включая нестандартные и творческие. Казалось бы, так и должно быть, но мы забываем, что это дети, часть из них посещает секции и кружки, углубленно занимается изучением какого-нибудь предмета. В результате получается, что для полноценной углубленной подготовки по всем предметам у него нет времени и главное - сил. Отсюда первое предложение: необходимо, чтобы учителя в каждом образовательном учреждении правильно расставили приоритеты, учитывая проблему перегрузки учеников. Было бы лучше, если бы этим стал руководить завуч школы.

Второе предложение: не задавать на каникулы никаких заданий. Об этом все знают, но чаще всего получается, что за неделю каникул школьнику надо написать доклад по истории, сочинение - по литературе, решить десять и более задач по математике, подготовиться к зачету по физике. В результате отдохнуть на каникулах ученику не удается.

Третье предложение связано с внеурочными обязательными занятиями, на которые должен ходить каждый ученик: в начальной школе, я подчер-

67

Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма I

кну, в начальной школе это десять часов в неделю - два дополнительных урока каждый день. Если в школе введены дополнительные уроки, то надо приглашать специалистов-профессионалов для ведения интересных детям кружков и студий. Что же происходит в массовой практике? В массовой практике часто на этих занятиях просто «догоняют» программу по предметам, привлеченных специалистов нет, разнообразия выбора секции или кружка у учеников тоже нет. Поэтому необходимо принципиально подойти к проведению уроков.

В заключение сделаю вывод, очень горький вывод: нет такого ученика, который приходил бы в школу со всеми выученными уроками, а это приводит к тому, что мы сами разлагаем формирующую целостность учебного процесса. Спасибо за внимание.

Я.С. Турбовской. Коллеги, пожалуйста, вопросы к докладчику.

A. А. Изгарская. Вера Сергеевна, Вы как педагог, работающий в школе, не замечали, что современным педагогам тоже нужна помощь. Их физическое и часто психическое состояние бывает очень тяжелым, и это полностью игнорируется. В наше время именно педагоги оказываются в тяжелой ситуации, работая на полторы и две ставки. Эффект выгорания приводит к тому, что учитель теряет здоровье. Мы обсуждаем проблему «Медицина и школа», но опять говорим только о детях. Вам не кажется, что проблема здоровья учителя чрезвычайно важна?

B. С. Филинова. Такая проблема существует. Я не наблюдаю ее в своем коллективе, но в г. Москве говорят о проблеме профессионального выгорания педагогов. Да, это вопрос, который тоже необходимо поднимать и решать.

Я.С. Турбовской. Уважаемые коллеги, во-первых, я хочу обратить ваше внимание на то, как звучит тема нашего семинара: «Медицина и школа». Обратите внимание, не «Гигиена и школа», не «СанПиН и...», а именно «Медицина и школа». Этим я хотел подчеркнуть, что современные гигиенические требования к педагогике, к образованию несостоятельны, они не работают. В этом основная причина того, что медицина, по сути, устранилась от ответственности за состояние здоровья наших детей. Формальные гигиенические требования соблюдаются, но не работают.

Во-вторых, существует явление, получившее в работах К. И. Платонова название «дидактогения». Суть этого явления заключается в том, что неправильное поведение и действия при воспитании, а также конфликты в семье и школе являются причинами стрессов, неврозов у ребенка, что много десятилетий назад было замечено К. И. Платоновым. Десятилетиями на-

68

I Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма

ука тратила огромные силы на решение этой проблемы, такими учителями, как А. А. Дубровский, была создана лечебная педагогика, разработаны и десятилетиями используются в образовании здоровьесберегающие технологии, но все это не приводит к результатам и не будет приводить по одной простой причине: педагоги и профессора подменяют проблему обсуждения. Мы с удовольствием обсуждаем недоработки го-сударства, выделяем проблемы экономики, однако не замечаем самого главного: учитель не выполняет своей главной роли, он не научен учить. И если мы не поймем, что «Богу богово, а кесарю кесарево», если педагогические вузы не поймут, что нам нужен учитель, который способен учить.

Мой ученик, ныне покойный А.А. Дубровский, создатель лечебной педагогики говорил о возникновении дидактогенных заболеваний. Проблема состоит в том, что ребенок приходит в школу здоровым, а уже в школе наблюдается страшный процент нарастания болезней, о чем и говорил Владимир Игоревич. Это не зависит от того, есть врачи или их нет, это результат того, что мы не умеем учить.

Я занимался изучением детской преступности в течение тридцати с лишним лет и вывел страшную, трагедийную закономерность: 98% детей, совершающих преступления, плохо учатся в школе. Дело не в плохой оценке, дело в том, что плохая оценка формирует плохую самооценку человека. Он не может жить там, где он не уважает самого себя, он уходит в среду, где находит другие ценности и другое уважение. Он уходит от нас. Поэтому давайте от врача требовать одного, от учителя - другого. Учитель не может не порождать неуспеваемость. Школа, которая работает по принципу «преодолеть неуспеваемость», не справляется с самой главной задачей: она должна обеспечить успешность душевного состояния на основе успешности обучения не за счет отметок, а за счет действительно проживаемой успешности. Проблема состоит в том, что детские сады, об этом я написал множество статей, не должны превращаться в места, где детей учат считать и писать. Это дело школы, Светлана Вениаминовна об этом уже говорила. Школа должна дать возможность ребенку почувствовать, что он состоятельный, что у него получается, что он успешен, что он любим. Ребенок не должен испытывать дефицита любви никогда и нигде, он никогда не должен сравниваться с другим ребенком, не должен ставиться в положение «старшего» и «младшего». В первую очередь мы должны обеспечить комфортное обучение, комфортное душевное состояние ребенка. Мы преподаем не науки, а примитивные учебные предметы, поэтому нет таких детей, которые не могли бы их усвоить или понять. Учителям надо научиться учить, не сда-

69

Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма I

вать экзамены, а учить другого.

Второе. Дорогой и уважаемый Владимир Игоревич, я не случайно задал Вам вопрос о связи Министерства и Совета Федерации. Ведь то, о чем Вы говорите, всем известно. все с этим согласны. Ну так давайте дадим «Богу богово, а Кесарю кесарево». Не может быть так, чтобы принимались законы, необеспеченные компетентной экспертной оценкой, обратите внимание, речь не идет об одобрении большинством населения. Было бы очень здорово, чтобы после нашего семинара мы знали: если министерством принимается какое-то решение, то оно подкреплено экспертными оценками врачей, педагогов, психологов. Без этих экспертных оценок оно изначально обречено, ибо из кувшина вытекает только то, что там есть. Было бы здорово, если бы Вы согласились на те предложения, которые прозвучали на нашем семинаре. Я зачитаю их.

1. Мы считаем важным внесение в Закон об образовании дополнений о необходимости обеспечения здоровья детей, обеспечения успешности в системе образования, нетравмирующего душевное состояние ребенка.

2. Необходимо внесение в договор об образовании, который заключается между семьей и школой, дополнения об ответственности школы и семьи за состояние ребенка.

3. Необходимо, чтобы процесс подготовки документов в обязательном порядке сопровождался комплексной экспертной оценкой представителями медицины, педагогики и психологии.

4. Необходимо создать при Комитете по социальной политике Федерального Собрания Российской Федерации рабочую группу, состоящую из общественных экспертов, призванных активно участвовать в решении совокупности проблем, связанных с необходимостью устранения причин, порождающих дидактогенные заболевания школьников.

5. Необходимо поддержать передовой опыт, который есть, чтобы профессионалы понимали, что они делают дело государственной важности, необходимое стране.

Я думаю, что этими предложениями мы внесем свой вклад в общее дело обеспечения здорового будущего наших детей, здоровья будущих поколений. Я предоставляю Вам, Владимир Игоревич, заключительное слово.

В.И. Круглый. Я соглашусь с Вами. Давайте примем эти предложения, давайте будем работать дальше. Я услышал сегодня много интересного и записал основные моменты. Очень интересным было выступление Романа Иделевича Айзмана, очевидно, что проведено фундаментальное исследование.

70

I Вебинар «Медицина и здоровье школьников»: стенограмма

Я хотел бы выразить благодарность всем выступающим, было очень интересно, я услышал разные точки зрения, все они достойны осмысления. Очень важно, чтобы появился конкретный результат нашего обсуждения. Мне кажется целью этой комиссии, как бы мы ее ни назвали, экспертного сообщества, включающего в себя и медиков, и педагогов, и психологов, должны быть практические шаги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С.В. Иванова. В заключение я хотела бы пожелать нам более широких и постоянных встреч для обсуждения тех или иных актуальных проблем. Работу в силу важности сегодняшней проблемы необходимо продолжать. Ее решение зависит не только от наших научных исследований и от того, какую информацию, какое знание мы донесем до студентов, с которыми мы работаем, но и от правительственных решений, поэтому надо поддержать предложение о создании особой рабочей группы.

Мы всем вебинаром передаем привет руководителю Комитета Валерию Владимировичу Рязанскому и предлагаем обсудить, а потом провести, например, круглый стол или слушания по этой проблеме в Совете Федерации, где приняло бы участие широкое сообщество. Это было бы полезным в плане законодательных и других инициатив Совета Федерации. Со своей стороны, я гарантирую, что на нашем сайте и в наших журналах мы опубликуем всю информацию. Для этого я прошу докладчиков выслать нам тексты выступлений. Для ученого важно, чтобы публикация вышла не в форме стенограммы, поэтому, пожалуйста, направьте нам свои материалы в виде статей, мы опубликуем их в журналах. Спасибо огромное всем за сотрудничество и за внимание.

(Стенограмма подготовлена: Изгарская А.А., Наливайко Н.В.)

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.