Научная статья на тему 'Риски и возможности инфокоммуникационных технологий в развитии современного образовательного пространства: стенограмма конференции, проведенной в бурятском государственном университете 26 июня 2013 г'

Риски и возможности инфокоммуникационных технологий в развитии современного образовательного пространства: стенограмма конференции, проведенной в бурятском государственном университете 26 июня 2013 г Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

26 июня 2013 г. в Бурятском государственном университете прошел третий этап III Байкальской Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Инфокоммуникационные образовательные технологии: модели, методы, средства, ресурсы» (ИКОТ-2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риски и возможности инфокоммуникационных технологий в развитии современного образовательного пространства: стенограмма конференции, проведенной в бурятском государственном университете 26 июня 2013 г»

ДИСКУССИИ И ОБСУЖДЕНИЯ

РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: стенограмма конференции

26 июня 2013 г. в Бурятском государственном университете прошел третий этап III Байкальской Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Инфокоммуникационные образовательные технологии: модели, методы, средства, ресурсы» (ИКОТ-2013).

В организации и проведении конференции приняли участие Бурятский государственный университет (отдел дистанционных технологий в образовании), Институт теории и истории педагогики РАО, редакция журнала «Ценности и смыслы», Рурский университет, г. Бохум (департамент электронного обучения).

На конференции со вступительным словом выступили Чимитова Джамиля Кимовна (проректор по учебной работе БГУ, д.и.н., профессор), Рулиене Любовь Нимажаповна (начальник отдела дистанционных технологий, к.п.н, доцент).

С докладами и научными сообщениями на конференции выступили: Иванова Светлана Вениаминовна, д. филос. н., профессор (г.Москва); Евтюгина Алена Александровна, д. п. н., профессор (г.Екатеринбург); Санжаева Римма Дугаровна, д. психол. н., профессор (г.Улан-Удэ); Маланов Иннокентий Александрович, д. п.н. (г.Улан-Удэ).

Участники круглого стола обсудили следующие вопросы: Каковы особенности современного образовательного пространства? Какое влияние оказывают инфокоммуникационные технологии на развитие современного образовательного процесса? Каковы наиболее острые проблемы создания информационно-образовательной среды современных образовательных учреждений? Каковы информационные риски в образовании? Как гуманитарные технологии участвуют в развитии электронного и дистанционного обучения? Стенограмма конференции.

Л.Н. Рулиене. Добрый день, разрешите приветствовать участников и гостей третьего очного этапа третьей Байкальской Межрегиональной

научно-практической конференции с международным участием «Инфокоммуникационные образовательные технологии: модели, методы, средства, ресурсы», посвященной 10-летию дистанционного обучения в БГУ Конференция началась 29 марта с.г. с презентации Концепции смешанного обучения, электронного учебно-методического пособия "Образовательная деятельность студентов и преподавателей в системе дистанционного обучения", фильма "Я - тьютор". Хочу сообщить приятную новость - нашему учебно-методическому пособию в апреле с.г. был присужден гриф УМО по профессионально-педагогическому образованию.

Разрешите представить наших гостей из Москвы и Екатеринбурга: Иванова Светлана Вениаминовна, д.филос.н., к.п.н., профессор (директор Института теории и истории педагогики РАО, гл. ред. журналов «Ценности и смыслы», «Отечественная и зарубежная педагогика»); Просветова Наталия Фёдоровна, директор гимназии №1544 - одной из лучших гимназий России; Галина Васильевна Коновалова, научный руководитель гимназии №1544; А.А. Евтюгина, д.п.н., проф., зав. кафедрой русского языка и риторики Российского государственного профессионально-педагогического университета. Также здесь из иногородних гостей присутствуют: Светлана Борисовна Михеева, преподаватель Боханского филиала БГУ, с ней мы в 2003 году начинали внедрять технологии дистанционного обучения; сейчас Светлана Борисовна -заместитель главы администрации с. Тараса Боханского района Иркутской области. Здесь у нас также Юрий Михайлович Рудов, преподаватель специальных дисциплин Боханского профессионального училища № 57. Также в заседании круглого стола участвуют: Лариса Владимировна Николаева, руководитель инновационного центра Бурятского филиала Сибирского государственного университета телекоммуникаций; Ольга Викторовна Тыжеброва, зав. отделом Института дополнительного профессионального образования и инноваций Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р.Филиппова; Антонида Агбановна Мункуева, к.п.н., доцент кафедры экономики и управления образованием Республиканского института образовательной политики; Галина Семеновна Лобанова, к.п.н., методист Улан-Удэнского инженерно-педагогического колледжа, Алевтина Геннадьевна Гладиссон, преподаватель Улан-Удэнского инженерно-педагогического колледжа; Анатолий Степанович Карпов, к.п.н., профессор, директор Центра евразийского сотрудничества БГУ, замечу, что мы с 2009 г. тесно работаем с нашими немецкими коллегами из Рурского университета (г. Бохум) и Анатолий Степанович - ключевая фигура в нашем сотрудничестве; Людмила Самсоновна Васильева - д.п.н., профессор кафедры педагогики

БГУ; Светлана Степановна Имихелова, д.п.н., профессор кафедры русской литературы; Римма Дугаровна Санжаева, д.псих.наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии БГУ; Иннокентий Александрович Маланов, д.п.н., заведующий кафедрой педагогики; Мигмар Владимирович Дармаев - к.т.н., ведущий специалист учебно-методического управления БГУ; преподаватели, аспиранты и студенты Бурятского государственного университета.

А теперь разрешите предоставить слово председателю оргкомитета конференции - д.ист. наук, проректору БГУ по учебной работе Джамиле Кимовне Чимитовой.

Д.К. Чимитова. Уважаемые коллеги, позвольте приветствовать вас на открытии третьего этапа конференции, выразить глубокую благодарность за то, что вы откликнулись на наше приглашение. Мероприятия конференции, посвященной 10-летию дистанционного обучения, длятся третий месяц и проходят в достаточно интенсивном режиме. И, наверное, это правильно, потому что презентация системы дистанционного обучения и всех сопутствующих инноваций в нашем университете в таком формате является более убедительной. На открытии первого этапа ректор БГУ Степан Владимирович Калмыков вспоминал о том, что десять лет назад дистанционное обучение для многих было непонятной затеей, многие беспокоились, не приведет ли это к девальвации образования. Такие риски и страхи, конечно, присутствовали, но сегодня, по прошествии 10 лет, мы с уверенностью можем сказать, что дистанционное обучение - это эффективная форма обучения. Институализация уже состоялась, сегодня можно уже говорить об определенном императиве, потому что в условиях глобализации образования нужны новые методы и методологии обучения. Этот пробел может восполнить дистанционное обучение, в частности, организация очно-дистанционного обучения повышает академическую мобильность студентов, дает преподавателю возможность глубже и лучше узнавать студентов. Эти нити, которые нас связуют, они, в конечном счете, способствуют подготовке специалиста более грамотного, углублённо знающего не только свой предмет, но и природу, культуру, экономику тех стран, где они находятся. Риски ИКТ, безусловно, есть, развитие без рисков не обходится, но есть и огромные возможности, и одна из задач нашей конференции - минимизировать риски и еще больше раскрыть возможности. Я от всей души желаю участникам нашей конференции плодотворной работы, надеюсь, что результаты этой работы уже в ближайшее время будут оказывать позитивное влияние на развитие образовательного процесса.

Иванова С.В. Уважаемые коллеги, здравствуйте, добрый день. Я очень рада впервые оказаться здесь, в Республике Бурятия. Вчера мы успели побывать в Улан-Удэнском инженерно-педагогическом колледже, узнали, что делается в республиканской сфере СПО. Академия педагогических наук была создана в 1943 году: в те военные годы, наряду со сводкой Информбюро о боях, прозвучала информация о создании Академии педагогических наук. Институт теории и истории педагогики был основан в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 14 февраля 1944 года №138 и Уставом АПН РСФСР как одно из первых научно-исследовательских учреждений АПН РСФСР. С институтом связаны имена известных учёных педагогов: Н.А.Константинов, Ф.Ф. Королёв, А.М.Арсеньев, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, А.И.Пискунов, М.Н. Скаткин, П.Р. Атутов, Н.М. Шахмаев, З.А. Малькова, З.И. Равкин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Э.Д. Днепров, Б.С. Гершунский. В настоящее время в Институте трудится: 2 действительных члена РАО, 8 членов-корреспондентов РАО, 37 докторов наук, 27 кандидатов наук. У нас 10 лабораторий: лаборатория теории воспитания, лаборатория дидактики, лаборатория теоретической педагогики, лаборатория философии образования, лаборатория истории педагогики и образования и др. К 70-летию Института мы завершаем издание 30-томной серии «Фундаментальные исследования. 2008-2012 гг.». В Институте создано два научно-мемориальных центра (С.Я.Батышева-А.М.Новикова, М.Н.Скаткина), осуществляют свою деятельность шесть традиционных научных крупных школ, которые мы продолжаем развивать, обрастаем учениками, это важный момент научного развития. Более подробно информация размещена на сайте Института (http://www.itiprao.ru/). Мы издаем журналы «Отечественная и зарубежная педагогика», «Ценности и смыслы». Ближайший номер журнала будет посвящен круглому столу по коммуникационным стратегиям, который мы проводили совместно с философским факультетом МГУ.

Возможности ИКТ в образовании - актуальная тема, мы с интересом восприняли предложение БГУ, потому что необходимо обсудить острые вопросы по данной проблематике. Надо сказать, что развитие ИКТ в образовательном пространстве всегда звучит в ключе позитива, радости: «побольше компьютеров, образовательное пространство надо насытить Интернетом». Но что такое образовательное пространство? Среда - это то, что нас окружает, а пространство мы формируем с участием человеческого фактора, человеческой деятельности. Информационные технологии в первую очередь связаны с деятельностью человека. Безусловно, информационные технологии влияют на образовательный процесс, и не всегда

только положительно. Так, школы и вузы испытывает давление технологий на: психологию обучающихся, развитие коммуникативной культуры, социализацию подростка, их отношения в семье, умение строить свою жизнь. Сегодня важно не то, сколько будет знать ученик/студент, важно как он добывает знания, как он их получает. И самое главное - как знания влияют на личность, помогают ли знания личности стать успешной. В Древнем Египте говорили: те, кто владеет знаниями, тот владеет миром. Поэтому жрецы хранили втайне эти знания. Сегодня информационные потоки так разнообразны, что не представляет сложности получение любой информации. Как говорил ещё в 1976 г. Ж. Деррида, мир представлен как текст. И если мы говорим о мире как тексте и потоке информации, то мы должны понимать, как эти потоки влияют на человека. Всегда ли эти потоки позитивны? Нет, конечно, есть и вредоносное влияние. Тут можно задать два вопроса: 1) каково содержание информации; 2) как они влияют на личность, на проживание личности в ее мирах. Миры личности (по Ю. Хабермасу) меняются: ИКТ так тесно вторглись в миры личности, что нет границ мира внешнего, мира внутреннего, мира социума. ИКТ влияют на социум и мета-среду образования, изменяют в ту или другую сторону, ИКТ проникают во внутренний мир человека - я называю это «информационной атакой». Объем информации таков, что уже превышает возможности человека, а главное - отторгает человека от внутреннего мира и влияет на отношения человека с социумом. Известный постмодернист, лингвист Ю.Кристева говорит, что мир переходит от интерсубъектности к интертекстуальности. Мы в России к этому заявлению, в отличие от европейцев и американцев, не проявляли раньше глубокого интереса. В эпоху постмодернизма ИКТ не созидают, а разрушают диалоговое пространство человека. Технологии должны стать таковыми, чтобы этот диалог как-то опосредованно мог состояться, если не лицом к лицу, то лицом к компьютеру, но с личностью. Это общение не стало личностным по факту. Об этом сложном взаимовлиянии сегодня стоит задуматься. Как сегодня изменяется образовательное пространство? ИКТ давят на среду, среда, изменяясь на каком-то определённом витке, начинает что-то требовать от образовательного пространства. Следовательно, надо формировать новое пространство. Мы не можем ничего остановить, конечно, надо развивать ИКТ. Ведь 10 лет назад все опасались ИКТ, а теперь дистанционное технологии присутствуют во всех форматах обучения (очном, заочном, экстернате). Сегодня мы перешагнули через проблему фальшивых дипломов, когда обучение, считалось, идет дистанционно, а на самом деле его практически не было, но диплом выдавался государственного образца.

Эта проблема видна и решается. Сегодня мы говорим о том, что мы можем сделать, когда идет разрушение реального мира и создание виртуальной реальности, когда субъект глубоко погружается в виртуальность. Врачи называют это зависимостью. Что мы это считаем зависимостью? Зависимость - это негативное состояние напряжения и тревоги, когда мы постоянно нуждаемся в непрерывном потоке информации. Может кто-то со мной не согласится, но я считаю негативным фактором пребывание в фэйсбуках и твиттерах. Считаю, что в социальных сетях мы тратим большое количество времени на пустой обмен незначимой информацией. Интернет становится инструментом нашей работы, но как он влияет на нашу психику и здоровье, как это отразится дальше, мы не знаем. Школьники находят в сети полезные и нужные знания, но они там проводят время не только с этой целью, и у многих из них постепенно возникает Интернет-зависимость.

Другой пример: когда готовили новый закон об образовании, поступило 20 тысяч поправок, в том числе 3/4 предложений - через Интернет. Это, может быть, и хорошо. Нас и электронное правительство уже не шокирует: для населения, владеющего ИКТ, это очень важно: не тратить время в «живой» очереди. Но в Интернете есть возможность манипулировать, например, в политическом пространстве: ситуация на Болотной площади была смоделирована через Интернет-сообщества. Опасно, когда люди идут вслед любой фальши, верят лжи, не требуя доказательств - и это манипуляция. Манипулируют школьниками, когда 300 тысяч школьников обсуждают министра образования, какой он плохой. Пенсионерами манипулируют через Интернет продажами биодобавок, чудо-приборов и пр. Стратегические коммуникации в Интернет-пространстве разрушают общество, поэтому мы ответственны за формирование образовательного пространства, поэтому можем и должны поднимать эти проблемы. Нам нужно помогать нашим ученикам, студентам научиться анализировать получаемую информацию, уметь относиться к ней личностно, понимать жизненные задачи и цели. Конечно, говорить об управлении информацией, информационными потоками сегодня очень сложно, но, тем не менее, надо делать определенные выводы. Управлять технологиями надо, хотя бы на основе их использования. Нужно организовывать специализированное обучение всех субъектов информационно-образовательного пространства. Нам следует понимать, что отказ от живого диалога опасен, потому что так утрачивается субъект-ность, а если субъектный процесс - диалог - у ребенка, подростка, студента не происходил, то эта личность вряд ли состоялась. Нужно разрабатывать программы по обеспечению благоприятной среды в условиях информати-

зации, такие гуманитарные проекты нужно не только создавать, планировать, но и финансировать. Спасибо вам за внимание!

А.С. Карпов. Иногда конференции проводятся для того, чтобы обсуждать вопросы, которые давно уже пора решить. Хотелось бы, чтобы конференции проводились не только для того чтобы обсуждать, но и получать ответы специалистов. С одной стороны ИКТ уже привыкли считать очень эффективным явлением, но есть и опасности, это влечет за собой процесс американизации российского образования. Это тенденция, которая проходит под влиянием ИКТ. Мы видим, что современные студенты работают меньше в библиотеках, больше с электронными источниками. Возникает мнимая уверенность, что за счет дистанционных технологий можно решить практически все проблемы и охватить образованием всю массу общества. Но ведь теряется живой контакт и влияние живого позитивного педагогического воздействия. Как здесь найти золотую середину?

Иванова С.В. Спасибо. Вы продолжаете тему моего выступления. Я согласна с Вами, что мы подчас следуем американскому опыту, разрушая свои традиции, причем это касается именно образования и науки, общеполитический властный тренд - иной.

Рулиене Л.Н. Уважаемые коллеги, хотелось бы предоставить слово нашим специалистам в области психологии, пожалуйста, Санжаева Римма Дугаровна, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии БГУ

Санжаева Р.Д. Многие психологические проблемы уже были прекрасно освещены, объявлены. Конечно, мы сегодня знаем, что проблема общения в системе информационного пространства - это во многом проблема психологическая. Компьютеры - это машины, мне очень понравилось это слово -машины. Здесь возникает большая проблема, которая должна быть учтена как основа, - это проблема психологической и информационной безопасности. Возвести в принцип, принцип безопасности. А там, где машины, там и риски и ошибки, которые классифицированы многими исследователями. В этом отношении мы видим две глобальные проблемы: психотурбуленция (психо-эмоциональное напряжение) и отчуждение, особенно ребенка, от внешнего мира. Поэтому говорить об образовательном пространстве даже в пределах региона очень сложно. Особенность нашего региона - это трансграничное пространство с Китаем и Монголией, поэтому мы поднимаем проблему создания единого образовательного трансграничного пространства, в том числе с помощью Интернета.

Технологии - это не зло само по себе, проблема возникает тогда, когда мы

начинаем их использовать бездумно, о чем уже и было сказано. Несмотря на многие психологические проблемы, огромный плюс ИКТ в том, что ребенок, студент, взрослый специалист, люди пожилого возраста переступают через свои личностные проблемы. Наконец-то он может открыться, быть свободным, раскрыться, высказаться. Если 10 лет назад мы боялись дистанционного обучения, то сегодня мы, уже познав, вступив в этот мир виртуальности, стали испытывать уже новые страхи перед этой огромной, мощной силой. Проблема даже в том, что 80% Интернета в руках молодежи. С психологической точки зрения мне бы хотелось подчеркнуть такую мысль, что каждый человек уникален, Интернет - это благодать для визуа-листов. Но это проблема для тех, кто привык действовать, что-то делать. И в плане информационной компетентности самое главное - воспитание у наших детей критического мышления. Не зря все-таки совет Европы выделил 5 компетенций: 1) личностная, связанная с ответственностью; 2) связанная с многокультурным обществом, без этого невозможно, без межкоммуникативной, межкультурной компетентности; 3) компетенции устного и письменного общения; 4) информационные компетенции, здесь рассматривается в первую очередь, конечно, воспитание критического мышления, чтобы не попасть в общество «счастливых рабов». Наверное, многие экспериментировали: когда на неделю выключить телевизор, мышление становится оценочным. 5) компетенция самосовершенствования, учиться всю жизнь. Конечно, страхи есть. Игровые зависимости, различные отклонения. Но всегда есть внутри любого человека резонатор, который оценивает, отсеивает и защищается. Здесь возникает проблема безопасности, есть, конечно, врожденные защитные механизмы, которые человек использует в общении с ИКТ, Но нельзя только на это надеяться, самое важное - воспитание безопасного поведения ребенка. Но, к сожалению, как это было сказано, никто не следит за тем, какие ценности у нашего ребенка. Если говорить об образовательном пространстве, не те знания мы даем, не те формируем навыки, наверное, сегодня проблема гармоничной личности - это формирование внутри ребенка гармоничного образа мира. При этом возникают проблемы образной сферы, ведь все-таки мы стремимся к гармонии, т.е. к целостности восприятия.

Л.Н. Рулиене. Здесь сидят и наши тьюторы, которые реально внедряют технологии в образовательный процесс, я называю их технологической элитой университета. Сегодня мы не только обмениваемся мнениями, нам нужно выстроить модель наших отношений в информационно-образовательном пространстве. Хотелось бы сказать, что в нашем университете

создана не просто система дистанционного обучения, это скорее система педагогического обслуживания информационно-коммуникационных отношений. Этот контекст обсуждается в моей докторской диссертации, прикладной аспект этой темы разрабатывают мои коллеги, аспиранты, соискатели. Но, как отмечала Светлана Вениаминовна, риски ИКТ наиболее остро ощущаются в школе. Было бы интересно послушать мнение директора гимназии на это счёт.

Просветова Н.Ф. Проблема дистанционного обучения в школах решается. Слушая выступление С.В. Ивановой, я подумала вот о чём: внедрение ИКТ - это не только веяние времени, но эти технологии необходимы, потому что есть дети, которые по той или иной причине не могут посещать школу, и очень здорово, что они могут участвовать в уроках, находясь дома. Но ведь живое слово учителя не может заменить никто и ничто. Ведь мы воспитываем, прежде всего, человека, личность, а машина не может передать того, что может учитель. От Интернета и компьютера мы не можем избавиться, но и учитель должен оставаться в школе. Урок остаётся уроком, а технологии - это средство совершенствования урока. Что касается рисков, то вы помните скандалы, когда в Интернете появлялись решенные задания и дети шли на экзамены, а КИМы были уже решены. Это как раз один из рисков, о которых мы говорим: вы берете студента с количеством баллов, которое не соответствует уровню его знаний. Светлана Вениаминовна говорила уже о ЕГЭ, но моя точка зрения как учителя русского языка и литературы, как руководителя образовательного учреждения такова: не все можно проверить тестом.

Рулиене Л.Н. Спасибо, Наталия Фёдоровна. Вы подвели нас к вопросу подготовки учителя в условиях всплеска инфокоммуникационных технологий. Позвольте представить слов заведующему кафедрой педагогики Бурятского государственного университета Маланову Иннокентию Александровичу.

Маланов И.А. Сегодня мир переживает новую мощную революцию, способную принципиально изменить жизнь людей - их работу, досуг, способы объединения в сообщества и даже отношение к самим себе. В отличие от предыдущих технологических революций, основанных на материи и энергии, это фундаментальное изменение затрагивает наше понимание времени, пространства, расстояния и знания. В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных технологий (ИТ), разнообразие и возможность применения которых лимитированы лишь изобретательностью самого человека.

Передача человеческой информации, как и всякой другой, связана с потерей ее части. Главной причиной этого является то, что получающий сообщение человек преломляет ее через призму своего собственного опыта, знаний (Н. Винер называет это "семантическим фильтром"). Ценность информации, под которой зачастую понимают объем, ее семантику (Л. Бриллюэн, Бар-Хиллел, Г. Клаус и др.), зависит, как мы выяснили, от места, времени, обстановки и возможности ее использования управляющей системой. Даже одному и тому же человеку в разное время одно и то же сообщение несет разную информацию. Значит, строго говоря, нельзя отождествлять с содержанием сообщения (статьи, например). Информация - это то новое, что дает субъекту данное сообщение и что он использует в своей деятельности. Однако, поскольку практически нет возможности учесть указанное обстоятельство, под информацией обычно понимают содержание сообщения (речи, статьи и пр.).

Качественная сторона человеческой информации характеризуется ее ценностью, которая зависит от социальной значимости сообщения, подготовки субъекта, условий, места, времени, обстановки ее восприятия. Человеческая информация, иначе говоря, имеет конкретный характер. Человеческая информация - высший и самый сложный вид информации, в котором могут выражаться все остальные виды информации.

Одной из основополагающих характеристик информационного общества является, как было указано выше, его глобальный характер. В процессе его формирования постепенно стираются границы между странами и людьми, радикально меняется структура мировой экономики, значительно более динамичным и конкурентным становится рынок. Для каждого государства в этих условиях критическое значение приобретает развитие национальной информационной инфраструктуры и ее эффективная включенность в глобальную информационную инфраструктуру.

Современный период развития цивилизации справедливо квалифицируется многими исследователями как глобальный кризис. Его содержание обусловлено тем, что на пороге третьего тысячелетия человечество совершенно неожиданно для массового общественного сознания оказалось перед лицом целого ряда взаимосвязанных глобальных проблем, дальнейшее развитие которых угрожает самому существованию человечества как биологического вида.

Главная отличительная особенность современного кризиса цивилизации заключается в том, что его глубинные корни находятся не в экономической, социальной или же политической сферах, а в гуманитарной сфере.

Суть проблемы состоит в том, что сознание современного общества неадекватно отражает существующую реальность и, самое главное, не соответствует необходимой ориентации вектора дальнейшего развития цивилизации в направлении сохранения биосферы и перехода на модель устойчивого развития.

Поэтому именно эта проблема и является сегодня наиболее актуальной и именно она должна получить наивысший приоритет в системе образования и воспитания людей нового поколения, а также в государственной научно-технической политике, в сфере культуры и, в особенности, в средствах массовой информации.

Глобальная информатизация общества, стремительное развитие региональных и глобальных систем телевидения, радиовещания и компьютерных информационно-телекоммуникационных сетей, а также новых высокоэффективных средств информатики и информационных технологий создают для решения этой стратегически важной проблемы совершенно новые возможности.

Уже сегодня эти возможности таковы, что можно вполне обоснованно говорить о начале принципиально новой эры в развитии человеческого общества - эры управляемой ментальной эволюции. Так, например, уже существующие сегодня новые информационные технологии позволяют целенаправленно формировать индивидуальное и коллективное сознание многих миллионов людей. К сожалению, они сегодня активно используются лишь в целях рекламы различных товаров и услуг, в политической борьбе отдельных лидеров и группировок, а также в сфере информационного противоборства и информационной войны между различными странами и транснациональными компаниями.

В последнее десятилетие XX века процесс формирования информационного общества в передовых промышленно развитых странах мира (США, Канаде, Японии, Сингапуре и многих странах Западной Европы) принял организованный и целенаправленный характер. Достаточно сказать, что сегодня в Западной Европе с этой целью реализуется более 2000 специальных проблемно-ориентированных проектов, образующих в совокупности целостную европейскую программу.

В марте 2000 года Европейским Сообществом принята новая десятилетняя программа «Электронная Европа», а в июле этого года на встрече первых руководителей стран, входящих в группу С8, была принята Окинавская хартия глобального информационного общества, а также специальный Манифест об информационной революции в экономике и финансах.

Таким образом, актуальность и основные направления формирования глобального информационного общества на нашей планете сегодня уже зафиксированы в официальных международных документах развитых стран мирового сообщества. А это уже международное признание реальности начавшегося процесса перехода цивилизации на новый уровень своего развития.

К сожалению, эта исключительно важная новая тенденция развития человеческого общества практически не отражена в содержании современной системы российского образования, где все еще преобладает традиционный инструментально-технологический подход к изучению проблем информатики. Сегодня мир наиболее быстро изменяется именно в информационной сфере, и эта тенденция, безусловно, сохранится в XXI веке. Следовательно, России сегодня нужна принципиально новая философия образования, ключевыми идеями которой, по нашему мнению, должны стать следующие:

1. Формирование у людей нового научного миропонимания и ноосфер-ного мировоззрения, основанного на биоцентрической парадигме, экологическом императиве и высокой личной ответственности каждого человека за сохранение всех форм жизни на нашей планете.

2. Ориентация на инновационный тип развития общества на основе эффективного использования научных знаний и новых «прорывных» информационных технологий, которые дадут возможность сократить ресурсопотребление и уменьшить антропологическую нагрузку на нашу планету до уровня, обеспечивающего устойчивое развитие цивилизации.

3. Принципиальная ориентация системы образования на будущее - концепция опережающего образования для того, чтобы успеть своевременно подготовить миллионы людей к жизни и профессиональной деятельности в новых условиях уже формирующегося глобального информационного общества.

Нам представляется, что формирование новой философии образования на основе перечисленных выше принципов позволит не только существенным образом повысить качество образования, но, самое главное, сделать его адекватным по содержанию тем новым условиям, в которых предстоит жить и работать людям в XXI веке, веке информации и научных знаний, веке «информации и технологий».

В наше время в системе образования развитых стран, в том числе и в нашей, происходит переход к индивидуализации учебы, к личности. Это стало возможным благодаря широкому использованию средств информационных и коммуникационных технологий в образовании. В связи с этим

изменяется представление о сути готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. С точки зрения высшего профессионального образования, готовность к профессиональной деятельности - это прежде всего:

1) способность к овладению новыми технологиями деятельности в своей профессиональной сфере, значительное увеличение уровня самостоятельной деятельности и готовности к принятию решений;

2) мобильность и адаптивность к новым требованиям (рынок труда нуждается в специалистах, которые владеют междисциплинарными знаниями, умеют быстро перепрофилироваться, принимать эффективные и оправданные решения в динамически переменных условиях, работать в поликультурных средах и так далее);

3) повышение фундаментальности образования в условиях постоянного роста уровня новейших технологий современного производства, его автоматизации и так далее;

4) овладение информационными и коммуникационными технологиями вообще и в своей профессиональной сфере в частности.

Именно поэтому подготовка будущего учителя должна быть направлена на личностное развитие студентов, на достижение определенного уровня культуры мышления, ряда личностных качеств, выступающих как профессионально важные практически для любого вида профессиональной деятельности (это, прежде всего, ответственность, коммуникативность, самоконтроль, профессиональная самооценка, которая является важным компонентом профессионального самосознания), а также на развитие способностей (познавательные, коммуникативные, организаторские). Однако эти качества не могут быть эффективно и полноценно сформированы в рамках традиционной образовательной среды и традиционного образовательного процесса. Необходимо внедрять такие формы и технологии, в которых акцент переносится на самостоятельную учебную деятельность студентов (например, проектная и проблемно ориентированная учеба).

Использование в различных сферах деятельности информационных технологий (в частности, компьютерных информационных технологий) ставит перед педагогическим сообществом задачу воспитания информационной культуры, которая предполагает понимание сущности, а также владение знаниями и умениями в использовании современных информационных технологий для решения образовательных проблем.

В последние годы наряду с понятием «информационная культура» часто используются такие понятия, как «компьютерная грамотность», «информа-

ционная культура пользователя персонального компьютера», «информационная культура специалиста».

Следует отметить, что содержание понятия «информационная культура» гораздо шире, чем другие отмеченные понятия, оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и информационным пространством.

Если содержание понятия «компьютерная грамотность» включает в себя определенные общие знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их возможностей и границ использования для решения различных профессиональных задач, а также основы знаний и практических навыков работы с персональным компьютером, то содержание понятия «информационная культура» предполагает наличие у человека современного общества выработанной привычки получать знания с использованием возможностей современных компьютерных технологий точно так же, как мы сегодня получаем через книги.

Компонентами информационной культуры специалиста любого образовательного учреждения являются:

• во-первых, знание закономерностей документальных потоков в своей области деятельности и использование возможностей различных систем поиска информации;

• во-вторых, умение работать с различными источниками информации и владение основными способами переработки информации.

Кроме того, специалист образовательного учреждения является не только потребителем информации, он активный участник информационного процесса, он может быть автором информационного материала, рецензентом, редактором, референтом, консультантом и пр., другими словами, он является пользователем информационной системы.

Когда мы говорим об информационной культуре пользователя, то имеем в виду человека, который в данный момент времени решает конкретную задачу с помощью компьютерных информационных технологий и предполагаем, что информационная культура пользователя включает в себя:

• понимание закономерностей информационных процессов;

• знание основ компьютерной грамотности;

• практические навыки работы с персональным компьютером;

• эффективное применение компьютера как инструмента;

• выработанная привычка своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, основанная на владении компьютерными технологиями;

• применение полученной информации в практической деятельности.

Отмеченные знания и умения довольно обширны, но без них нельзя считать человека готовым к деятельности в современном мире. Совокупность устойчивых навыков постоянного эффективного применения достижений цивилизации, а именно воспитание мотивации и навыков применения информационных технологий определяется как информационная культура. Человек может активно работать и получать положительные результаты своей деятельности, если он будет обладать информационной культурой. Можно сказать, что информационная культура - это свод правил поведения человека в информационном компьютеризованном обществе.

Отличительной особенностью информационно-образовательного пространства в современном информационном обществе является то, что объем информации, накопленной человечеством, объективно превосходит тот объем знаний, который может быть усвоен отдельным человеком. Современная система образования ориентирована на выработку принципов выделения сути, главной составляющей имеющейся информации, которая должна быть усвоена. Но при современной динамике появления нового знания проблема является практически неразрешимой, особенно для гуманитарных наук, где кумулятивный эффект не снижает роли более раннего культурного слоя. В то же время акцент на изучении «архива информации» не делает готовым выпускника университета к профессиональной деятельности, в которой доминирующим фактором является разработка новых идей и технологий.

В условиях функционирования и постоянного обновления информационно-образовательного пространства в образовательном процессе бесперспективно продолжать делать ставку только на традиционные образовательные технологии, которые не обеспечивают необходимой мотивации к усвоению учебного материала и исключают субъектную позицию обучаемого в образовательном процессе. Современный студент в своей жизнедеятельности опирается не только на информацию, которую он получает в сфере официального образовательного пространства, но, прежде всего, на информацию, получаемую в сфере общения с электронными средствами информации. Такие средства оказывают на усвоение информации гораздо большее влияние, поскольку опосредованы более высоким уровнем мотивации (так как информация выбирается самостоятельно), более позитивным эмоциональным фоном, наличием образной составляющей.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, современные образовательные технологии должны решать ряд задач:

1. помочь учащимся ориентироваться в многообразии форм и содержания информации в профессиональном контексте;

2. обеспечить субъектную позицию обучающегося в процессе овладения знаниями и интерактивного взаимодействия с информационно-образовательным пространством;

3. развивать критическое отношение к информации для обеспечения работы только с той информацией, которая необходима в процессе решения учебных задач и выполнения другого рода заданий;

4. сформировать критическое отношение не только к полученным результатам, продукту деятельности, но и процессу достижения цели, процессу интериоризации объективной неструктурированной информации в субъективное знание.

Существующие в настоящее время технологии обучения в информационно-образовательном пространстве приобретают специфические черты, в зависимости от средств, которые использует учитель в своей деятельности. Тенденцией современного образования является его ориентация на использование сети Интернет. Эта особенность активно влияет на образовательный процесс образовательного учреждения. Особого внимания заслуживают сервисы сети Интернет, базирующиеся на технологической платформе Web 2.0, которые активно используются в образовательном процессе современных школ и университетов.

В основе Web 2.0 лежат не ресурсы, а пользователи, их знания, их взаимодействие. Веб-документ (веб-страница) становится веб-приложением, а Интернет и все предоставляемые им возможности, начиная с поиска (поисковой машины) - услугой.

Под «веб-приложениями» понимаются приложения, функциональные возможности которых обеспечиваются сервером и доставляются конечным пользователям по сети.

Таким образом, если несколько лет назад в сети мы имели возможность пользоваться только одиноко отстоящими и никак не связанными между собой сайтами со статичной информацией, и такого же типа форумами для общения и обсуждения важных проблем, то сегодня им на смену вместе с концепцией Web 2.0 пришли совершенно новые способы коммуникации, в частности:

1. Wiki-системы - гипертекстовые среды (веб-сайт) для сбора и структурирования письменных сведений, которые характеризуются такими признаками, как: множество авторов; возможность многократно править текст посредством самой среды (веб-сайта), без применения приложений на сто-

роне редактора; возможность наблюдать за динамикой изменений сразу после их внесения; разделение информации на порции, имеющие свое название (категорию); особый язык разметки, позволяющий легко и быстро размечать в тексте структурные элементы, форматирование, гиперссылки и т.п.; учет изменения (контроль версий) текста и возможность отката к ранней версии документа.

2. Системы совместного создания и редактирования контента (соПаЬогайоп editing), например, GoogleDocs, GoogleWave и др., обеспечивающие возможность совместного одновременного доступа к документу, работу с ним и его обсуждение.

3. Блог (англ. blog, от Web log, виртуальный «сетевой журнал или дневник событий») - веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративные, клубные) или общественными (открытыми). По содержанию - тематическими или общими. Также блоги могут объединяться в сети блогов, по тематическим признакам или по другим критериям. Для блогов характерна возможность ознакомления с материалом одновременно многими пользователями сети Интернет и оставления отзывов к записям непосредственно в электронной среде; публичность. Эта возможность позволяет использовать блоги в качестве среды сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, новостными группами, веб-форумами и чатами. Появление и быстрое распространение блогов вписывается в концепцию Web 2.0, создавая так называемую «редактируемую Паутину» (writeable Web). Живость блогу придает именно способность обновлять свое содержимое без вмешательства пользователей.

4. RSS - семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т.п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами либо самим браузером. Первоначально эта технология использовалась на новостных ресурсах и в блогах, но постепенно сфера применения расширилась, и теперь подписка на свежий информационный контент может быть искусно внедрена и в образовательный процесс.

5. Вебинар - он-лайн семинар, лекция, курс, презентация, организованный при помощи web-технологий, целью которого является максимально эффективно обеспечить доставку контента к слушателю. Проведение веби-

нара позволяет охватить широкую аудиторию не только пассивных участников, но и дает возможность проявить желающим активность. Вебинар как современный телекоммуникационный инструмент образовательного процесса достаточно перспективен, т.к. прежде всего вызывает огромную заинтересованность у участников в его проведении.

Все названные технологии и открывающиеся, благодаря их использованию, возможности способствуют формированию сетевых тематических сообществ и их росту, подобно большим городам, которые самоорганизуются на удобных площадках.

В контексте подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности выскажем следующее суждение: студенты университета, активно использующие сервисы сети Интернет в образовательных целях, учатся использовать их и в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Неоспоримым достоинством обучения с использованием сервисов Web 2.0 является то, что они являются бесплатным ресурсом. Несомненным положительным моментом является позитивное отношение, желание и готовность студентов к осуществлению учебной деятельности с использованием сервисов сети Интернет.

Таким образом, изменения, происходящие в обществе, определяют тенденции развития профессионального образования. Образовательный процесс современного университета нуждается в обновлении технологий обучения студентов. Современные образовательные технологии должны учитывать требования, предъявляемые обществом человеку: осуществлять подготовку будущих учителей в профессиональном контексте и с учетом развития современных Интернет-технологий.

Рулиене Л.Н. Хотелось бы вспомнить слова академика Н.Н. Моисеева о современном обществе: современное образование как обновляющийся процесс похож на поток горной реки, которая бурлит, выходит за берега, поэтому нужны императивы (гуманитарные технологии и методики), которые помогут направить русло в нужное направление. Поэтому здесь не обойтись без педагогики. Думаю, что не случайно педагогический аспект проблемы широкого использования ИКТ на I-ой Байкальской конференции (ИКОТ-2009) был поднят доктором философских наук Балхановым Валерием Александровичем. В частности, он говорил, что необходимо прогнозировать как плюсы, так и минусы информатизации. Пленарный доклад академика Новикова Александра Михайловича на II-ой Байкальской конференции (ИК0Т-2011) был посвящен технологической проблеме образования. И вот во время III-ей Байкальской конфе-

ренции мы снова вернулись к гуманистическим ориентирам.

Евтюгина А.А.: Уважаемые коллеги! Я только что приехала с конференции по проблеме образовательного пространства языка, где затрагивают те же проблемы, и там услышала термин "цифровые аборигены" и "цифровые иммигранты". Так вот, мы с вами (преподаватели) - цифровые иммигранты, а наши студенты - аборигены. Наши дети и студенты осваивают Интернет методом проб и ошибок, а мы читаем инструкцию, книгу, а они идут по тропам. Вопрос в том, какую колоссальную роль в социализации личности играет ИКТ. Но что делать, если все студенты «зависают» в социальных ресурсах? Как нам учить наших студентов, какими нам надо быть преподавателями? Этот вопрос очень важный. К примеру, профессор Хромов С.С., зав. кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации МЭСИ, говорил, что у них в университете управление учебным процессом переведено в электронную систему, развивается смешанное обучение. Каждый студент «висит» в системе, все его оценки видны. Но когда он начал перечислять функционал преподавателя в электронном университете, то мы стали задумываться, сколько цифровых операций мы должны при этом освоить. Но нужно ли это нам? И другой вопрос - сможем ли мы прожить без этого? Я размещаю материал «В контакте» - свои тесты, задания, лекции, потому что считаю, нам надо «выходить» к нашим студентам через социальные ресурсы. Нам следует использовать ИКТ для педагогических целей, создавать мультимедиа-лекции. Такой материал вызывает больше интереса и легче запоминается. Но слайды - это картинки, знаковые символы, передающие основной образовательный контент, преподаватель передаёт самое ценное - неявные знания. Кстати, не все умеют создавать эффективные презентации, не знают, какое должно быть соотношение текста и изображения.

Иванова С.В. С одной стороны, мы вынуждены использовать социальные ресурсы в образовательном процессе, но, тем не менее, может быть, все-таки заходить к своим студентам через систему дистанционного обучения, а не через социальные ресурсы? Интернет-технологии строятся, к сожалению, не на основе педагогических технологий.

Евтюгина А.А. У нас в университете есть такая система, но мало кто туда заходит, если какое-то мероприятие, то информацию надо размещать не только на сайте университета, а и «В контакте». Здесь идет спор как раз между аборигенами и иммигрантами. Но выбор за потребителями. Если они там, то почему мы не должны использовать?

Иванова С.В. Любая массовость ведет к снижению культуры. Поэтому нам надо работать над повышением культуры в социальных ресурсах.

Также я пришла к выводу, что нам надо оберегать детей от ИКТ. Один пример, ребенок из небогатой семьи был украден с целью выкупа. Когда начали разбираться, то родители обвинили в этом школу. Но оказалось, школьник выкладывал фото заграничных поездок с родителями на Мальту, в Италию и т.д. Это и стало причиной нападения на него и требования денег с родителей, так как преступники приняли во внимание материальные возможности семьи. Много примеров по поводу игромании: пятиклассник, дождавшись, когда родители уснут, включает компьютер и играет до пяти утра. Только по его раздражительности и покрасневшим глазам родители догадались, в чем дело. Молодой человек 27 лет забыл обо всем на свете, он играет круглосуточно, на работу уже не ходит, он вообще не выходит из дома! Мы все находимся в такой информационной среде, когда нас можно найти вплоть до номера квартиры, дачи. Примеров разнообразных - множество. В целом, речь идет о безопасности нашей жизни.

Имихелова С.С. Разговор идет о рисках, но мы должны учитывать ту аудиторию, с которой работаем. Современный студент не тот, который был раньше. Мне, например, было интересно общаться со студентами в онлайн-формате. Например, с Щеботкиной Татьяной, студенткой Боханского филиала БГУ, я не виделась воочию, но у нас возникло такое тесное общение, мы с ней встречались в Скайпе, вели переписку по электронной почте по 3-4 раза в неделю: то она просит проверить задание, то пишет, что не справилась с заданием. Правы все, кто занимается ИКТ: надо использовать все возможности взаимодействия с обучающимися. Мы должны быть не только гуманитариями, надо осваивать новые компетенции.

Михеева С.Б. Когда открывался Боханский филиал, мы решали именно эту задачу - дать возможность детям из отдаленных сельских районов получить достойное образование. Считаю, что мы достигли этой цели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рудов Ю.М. Да, Боханский фиал БГУ - это пример успешного внедрения ИКТ. Хотел бы высказаться по поводу Интернет-фильтров: когда у каждого второго жителя есть Интернет в телефоне, то эти фильтры не нужны. Нам нужны педагогические фильтры. И если у человека нет навыков общей культуры, то никакие фильтры не помогут.

Рулиене Л.Н. В условиях дистанционного обучения наблюдается чрезмерная нагрузка на обучающегося: перегруженность информацией, постоянная необходимость принятия решений относительно участия в дискуссии, необходимость отслеживания хода дискуссии, неудовлетворенность обратной связью, отсутствие своевременных и конструктивных откликов других участников, чувство оторванности от основного потока дискуссии,

боязнь пропустить ценные идеи. Всё это влияет на психологические стратегии обучения, мешает выработке уверенности в себе, внутренней организованности, тормозит способность к сотрудничеству. Таким образом, утрачивается когнитивный контроль - возможность и потребность обучающегося воспринимать информацию, выделять ценную информацию, связывать информацию с реальной жизнью и др. С когнитивным контролем связана другая потребность обучающегося - включенность, когда обучающийся начинает "отмалчиваться" или, наоборот, специально пытается привлечь к себе внимание, стать центром дискуссии. Думаю, что мы сегодня во время традиционного контактного общения смогли избежать этих угроз. А это значит, что в современном образовательном процессе необходимо инициировать «живое» общение. И завершая наше обсуждение, хочу поблагодарить всех участников и гостей нашей конференции и пожелать ещё много счастливых минут настоящего человеческого общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.