Научная статья на тему 'Гуманистические аспекты построения сетевого образовательного сообщества'

Гуманистические аспекты построения сетевого образовательного сообщества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / СЕТЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ONLINE COMMUNITY / NETWORK COMMUNICATION / DISTANCE LEARNING / HUMANIZATION / HUMANITARIANISM / THE EDUCATIONAL SOCIAL NETWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рулиене Любовь Нимажаповна

В статье поднимается проблема формирования образовательного сетевого сообщества. Размышляя о гуманистических ориентирах развития информационно-образовательного процесса, автор утверждает, что необходимо создавать условия для активного речевого обмена в Интернете, развивать формы, методы, средства совершенствования коммуникативной культуры личности и обеспечивать высокую интерактивность обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISTIC ASPECTS OF THE NETWORK COMMUNITY EDUCATION

The article raises the problem of the formation of the educational community network. Reflecting on the humanistic orientations of information and education process, the author argues that it is necessary to create conditions for active voice communications on the Internet, to develop forms, methods, and means of improving the communicative culture of the individual and provide highly interactive learning.

Текст научной работы на тему «Гуманистические аспекты построения сетевого образовательного сообщества»

ТЕМА НОМЕРА

УДК 378.147:004

Гуманистические аспекты построения сетевого образовательного сообщества

В статье поднимается проблема формирования образовательного сетевого сообщества. Размышляя о гуманистических ориентирах развития информационно-образовательного процесса, автор утверждает, что необходимо создавать условия для активного речевого обмена в Интернете, развивать формы, методы, средства совершенствования коммуникативной культуры личности и обеспечивать высокую интерактивность обучения.

Ключевые слова: интернет-сообщество, сетевое общение, дистанционное обучение, гуманизация, гуманитаризация, образовательная социальная сеть.

Л.Н. Рулиене

Слово «сообщество» (англ. — community) обозначает людей, проживающих в одном географическом месте (пространстве). В современном мире универсальным пространством жизнедеятельности стала глобальная сеть. В условиях дистанционного обучения ячейкой интернет-сообщества и субъектом виртуального образовательного процесса является распределенное интерактивное сообщество, состоящее из преподавателей и студентов.

Наибольшее значение для формирования и существования сообщества имеют следующие характеристики: общие цели, интересы и потребности, общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ, общий язык и контекст общения. Перечислим некоторые типы интернет-сообществ: сообщество потребителей «Сотовик» (www.sotovik.ru); профессиональные сообщества, например, «e-Learning PRO» (http://elearningrus.ning.com/); сообщества прямого общения (чаты), what-room» (комнаты для разговоров); сообщества увлечений — литературные сообщества (Рулинет), сообщество автомоделистов (www. sarum.ru); гендерные сообщества; протестные сообщества (www.kirkorov.net); маргинальные сообщества как форма контркультуры; географические сообщества и т.д.

Характеризуя сетевые сообщества, мы должны понимать, что насущная задача преподавателей —

© Рулиене Л.Н., 2013

73

Гуманистические аспекты построения сетевого образовательного сообщества

педагогизировать интернет-среду, управлять формами взаимодействия студентов в информационной среде, заполняя сетевое пространство сетевыми курсами, блогами, форумами. Для того чтобы организовать изучение сетевого курса в распределенной учебной аудитории, автору-разработчику необходимо продумать, как организовать взаимодействие субъектов учебнопознавательного процесса с информационным контентом, между собой и с преподавателем. Необходимо продумать, как управлять процессом обучения, с помощью каких механизмов и приемов обеспечить внимание к каждому отдельному участнику обучения в сети. Таким образом, преподаватель становится модератором распределенного дистанционного учебного процесса. Преподаватель, работающий в системе дистанционного обучения, имеющий свой персональный сайт или блог, может выступить в роли модератора, стимулирующего познавательный процесс, организующего дискуссию. В роли модератора преподаватель восполняет дефицит живого личностного общения, который имеет место в виртуальной среде. В виртуальном учебном процессе студенты должны воспринимать педагога не только как посредника, но и как непосредственный источник знания, как персонифицированное знание. В этом случае существенно увеличивается коэффициент доверия к педагогу и к тому, что он сообщает.

В связи с этим возрастает роль гуманитаризации образования, чтобы избежать технократических установок в мышлении. Экстернат, заочное обучение, дистанционное обучение лишают полноценного tichering и требуют специально продуманной системы компенсаций дефицита личностного компонента знания и познания, двусторонних непосредственных контактов между педагогом и учащимися. В этом случае учебный процесс можно рассматривать не как процедуру «обогащения памяти», а как творческий процесс узнавания и понимания. Тогда знание не транслируется, а рождается на глазах учащегося. Поэтому преподаватель в системе дистанционного обучения должен обладать развитыми экспрессивными навыками, вживаться в любое знание, которое ему приходится транслировать.

Размышляя о гуманизации информационно-образовательного процесса, можно вспомнить статью Г.-Г. Гадамера «Неспособность к разговору», в которой философ задается вопросом о том, почему искусство разговора исчезает: «Разве не наблюдаем мы в жизни общества постепенную моноло-гизацию человеческого поведения?» [1, с. 82], что свидетельствует об утрате способности вести диалог. А ведь способность вести разговор — это естественная принадлежность человека [1], следовательно, человек, уединяясь, перестает общаться, тем самым утрачивает важнейшее человеческое качество.

Обращая внимание на гуманистические ориентиры в развитии структуры образовательного процесса, считаем, что в структуре информационно-образовательного процесса необходимо обеспечивать не только кодификацию языка в электронных форматах, но и создать условия для активного обмена речами между людьми, говорящими между собой, в том

74

Гуманистические аспекты построения сетевого образовательного сообщества

числе с помощью ИКТ-посредников. Язык существует лишь в разговоре, обмене словами, репликами, речью. ИКТ-насыщенный образовательный процесс может способствовать обеднению коммуникации и свести ее к звучанию, акустике, смайликам и т.д. К этому можно добавить проблему неспособности людей вести разговор, тогда возникает вопрос: способны ли люди открываться друг другу настолько, чтобы между ними начинали виться нити разговора? Находят ли они друг в друге людей, открытых для разговора? [1, с. 83—84]. В этой связи необходимо развивать формы, методы, средства, способствующие формированию и совершенствованию коммуникативной культуры в информационно-образовательной среде дистанционного обучения.

В условиях сетевого общения слушатели имеют большие возможности участвовать в разговоре. Неспособность к разговору другого — это в то же самое время и «моя» неспособность к разговору (из-за неспособности слушать). Быть способным к разговору, то есть слышать другого, — в этом состоит возвышение человека к подлинной гуманности [1, с. 91]. Умение слушать также можно эффективно развивать на основе медиа- и информационной грамотности.

Медиа- и информационная грамотность является необходимым условием для устойчивого развития открытых, плюралистических, инклюзивных обществ знания, а также институтов гражданского общества, организаций, сообществ и отдельных лиц. Медиа- и информационная грамотность выходит за рамки владения коммуникационными и информационными технологиями и включает навыки критического мышления, осмысления, и интерпретации информации в различных областях профессиональной, образовательной и общественной деятельности. Основные концептуальные положения о медиа- и информационной грамотности изложены в международных документах: в Пражской декларации «К информационно грамотному обществу» (2003), Александрийской декларации об информационной грамотности и образовании на протяжении всей жизни «Маяки информационного общества» (2005), Фесской декларации о медиа- и информационной грамотности (2011), Рекомендации ИФЛА по медиа- и информационной грамотности (2011), Московской декларации о медиа- и информационной грамотности (2012).

Гуманизация образования диктует задачу развития гуманистического сознания в диалоге, во взаимодействии и сотрудничестве между субъектами образовательного процесса, созидания субъектом собственного «образа мира» и проявление его личной культуры [3, с. 10]. Эту задачу позволяет решить высокая интерактивность дистанционного обучения: участие в виртуальных курсах дает возможность разнообразного и интенсивного диалогового общения. В частности, молодые преподаватели — тьюторы Бурятского госуниверситета очень активно используют чат-семинары и рассматривают их как эффективную форму онлайн-опроса. Наблюдения

75

Гуманистические аспекты построения сетевого образовательного сообщества

показывают, что преподаватели для проведения онлайн-занятий стараются использовать лекции-беседы, лекции-диалоги, для того чтобы «чувствовать аудиторию», вводят различные приемы обратной связи (реплики, обращения, вопросы).

Итак, мы обозначили образовательные задачи, которые предстоит решать для гуманизации дистанционного обучения:

— учет индивидуальных особенностей обучающихся и обучающих в организации виртуальных коммуникаций,

— активное внедрение диалоговых форм общения во время онлайн-занятий,

— разработка сетевых междисциплинарных курсов.

Эти три задачи не могут в полной мере решить проблему гуманизации дистанционного обучения. Необходимо дальнейшее осмысление рисков современного (реально-виртуального) образовательного процесса, из которого часто выпадает опыт эмоционально-ценностного отношения к жизни, себе, окружающим [6, с. 33], люди все больше отдаляются друг от друга, утрачивается близость общения. Вот наглядный пример: «Один мой знакомый похвастал мне как-то, что поддерживает очень тесный контакт с сыном по электронной почте... Письмо (от сына) заключалось в одной цитате» [7]. Что это? Новая форма выражения человеческих чувств или отцу с сыном нечего сказать друг другу своими словами?!

Знание, которое педагог интерпретирует, объясняет, превращается в «поток сознания» [2] — структурированный, систематизированный, адаптированный посредством интонации, пауз, мимики, жестов, иллюстраций, вопросов, проявления эмпатии, симпатии и т.п. Обратная связь со студентами организуется в виде комментариев за кадром, дополнительных иллюстраций, вставных резюме отдельных разделов. Эффективное преподавание возможно в процессе живого общения: «Живая мысль делает человека бодрее, здоровее, одновременно и сильнее и мягче, менее замкнутым, так что радость живой мысли распространяется как бы по всему телу и даже затрагивает глубины психики. Живая мысль сильнее всего и красивее всего, от нее делается теплее на душе, а жизненное дело становится эффективнее и легче, сильнее и скромнее» [4]. Как мы полагаем, «живое обучение» призвано одушевить, очеловечить электронное обучение.

Идея гуманизации образования предполагает формирование у сетевого человека особой собственно человеческой формы отношения к окружающему миру (реальному и виртуальному), к самому себе (кто я в этом глобальном мире информации?), своей собственной деятельности в нем (что я могу? что я должен? что я хочу?).

В условиях информатизации и компьютеризации необходимо учиться преодолевать отрыв уникалий от универсальности, сохранять взаимодействие внесознательного и сознательного, образного и понятийного. Необходимо создавать образовательную социальную сеть, сочетающую обучаю-

76

Гуманистические аспекты построения сетевого образовательного сообщества

щую и воспитывающие функции. Можно и нужно воспитывать культуру пользователей — нравственную, информационную, познавательную, коммуникативную.

На основе взаимодействия субъектов обучения (преподавателей и студентов, учителей и учащихся) и возникающих между ними отношений (педагогический процесс) имеет смысл понятие социальной образовательной организации, обладающее определенным концептуально-методологическое значением для философии e-learning и Hi-tech в образовании. Образовательная социальная сеть — интерактивный многопользовательский web-сайт, содержание которого наполняется самими участниками сети; это открытая информационная система, основанная на современных web-технологиях.

Литература

1. Гадамер Г.-Г. Неспособность к разговору // Актуальность прекрасного : [Пер. с нем.] / Г.-Г. Гадамер; [Послесл. В.С. Малахова; Коммент. В.С. Малахова, В.В. Бибихина]. М.: Искусство, 1991.

2. Зинченко В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы // Педагогика. 2000. № 2. С. 23—34.

3. Лаврентьев Г.В. Разработка и реализация электронного учебно-методического комплекса в высшем математическом образовании: гуманитарный аспект [Текст] : монография / Г.В. Лаврентьев, Г.В. Кравченко ; Федер. агентство по образованию, Алт. гос. ун-т. Барнаул : Изд-во Алт. гос. унта, 2009.

4. Лосев А. Я считаю себя человеком мысли // Литературная газета. 1998. № 45.

5. Московская декларация о медиа- и информационной грамотности // Итоговый документ Международной конференции «Медиа- и информационная грамотность в обществах знаний», Москва, 24—28 июня 2012 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/news/1347/ ?returnto=0&n=1 (20.07.2012).

6. Научные основы развития образования в XXI веке : 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП / сост., ред. А.С. Запе-соцкий, О.Е. Лебедев. — СПб. : СПбГУП, 2011.

7. Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня. СПб.: Речь, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.