ТЕМА НОМЕРА
УДК 378.147:004
Гуманистические аспекты построения сетевого образовательного сообщества
В статье поднимается проблема формирования образовательного сетевого сообщества. Размышляя о гуманистических ориентирах развития информационно-образовательного процесса, автор утверждает, что необходимо создавать условия для активного речевого обмена в Интернете, развивать формы, методы, средства совершенствования коммуникативной культуры личности и обеспечивать высокую интерактивность обучения.
Ключевые слова: интернет-сообщество, сетевое общение, дистанционное обучение, гуманизация, гуманитаризация, образовательная социальная сеть.
Л.Н. Рулиене
Слово «сообщество» (англ. — community) обозначает людей, проживающих в одном географическом месте (пространстве). В современном мире универсальным пространством жизнедеятельности стала глобальная сеть. В условиях дистанционного обучения ячейкой интернет-сообщества и субъектом виртуального образовательного процесса является распределенное интерактивное сообщество, состоящее из преподавателей и студентов.
Наибольшее значение для формирования и существования сообщества имеют следующие характеристики: общие цели, интересы и потребности, общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ, общий язык и контекст общения. Перечислим некоторые типы интернет-сообществ: сообщество потребителей «Сотовик» (www.sotovik.ru); профессиональные сообщества, например, «e-Learning PRO» (http://elearningrus.ning.com/); сообщества прямого общения (чаты), what-room» (комнаты для разговоров); сообщества увлечений — литературные сообщества (Рулинет), сообщество автомоделистов (www. sarum.ru); гендерные сообщества; протестные сообщества (www.kirkorov.net); маргинальные сообщества как форма контркультуры; географические сообщества и т.д.
Характеризуя сетевые сообщества, мы должны понимать, что насущная задача преподавателей —
© Рулиене Л.Н., 2013
73
Гуманистические аспекты построения сетевого образовательного сообщества
педагогизировать интернет-среду, управлять формами взаимодействия студентов в информационной среде, заполняя сетевое пространство сетевыми курсами, блогами, форумами. Для того чтобы организовать изучение сетевого курса в распределенной учебной аудитории, автору-разработчику необходимо продумать, как организовать взаимодействие субъектов учебнопознавательного процесса с информационным контентом, между собой и с преподавателем. Необходимо продумать, как управлять процессом обучения, с помощью каких механизмов и приемов обеспечить внимание к каждому отдельному участнику обучения в сети. Таким образом, преподаватель становится модератором распределенного дистанционного учебного процесса. Преподаватель, работающий в системе дистанционного обучения, имеющий свой персональный сайт или блог, может выступить в роли модератора, стимулирующего познавательный процесс, организующего дискуссию. В роли модератора преподаватель восполняет дефицит живого личностного общения, который имеет место в виртуальной среде. В виртуальном учебном процессе студенты должны воспринимать педагога не только как посредника, но и как непосредственный источник знания, как персонифицированное знание. В этом случае существенно увеличивается коэффициент доверия к педагогу и к тому, что он сообщает.
В связи с этим возрастает роль гуманитаризации образования, чтобы избежать технократических установок в мышлении. Экстернат, заочное обучение, дистанционное обучение лишают полноценного tichering и требуют специально продуманной системы компенсаций дефицита личностного компонента знания и познания, двусторонних непосредственных контактов между педагогом и учащимися. В этом случае учебный процесс можно рассматривать не как процедуру «обогащения памяти», а как творческий процесс узнавания и понимания. Тогда знание не транслируется, а рождается на глазах учащегося. Поэтому преподаватель в системе дистанционного обучения должен обладать развитыми экспрессивными навыками, вживаться в любое знание, которое ему приходится транслировать.
Размышляя о гуманизации информационно-образовательного процесса, можно вспомнить статью Г.-Г. Гадамера «Неспособность к разговору», в которой философ задается вопросом о том, почему искусство разговора исчезает: «Разве не наблюдаем мы в жизни общества постепенную моноло-гизацию человеческого поведения?» [1, с. 82], что свидетельствует об утрате способности вести диалог. А ведь способность вести разговор — это естественная принадлежность человека [1], следовательно, человек, уединяясь, перестает общаться, тем самым утрачивает важнейшее человеческое качество.
Обращая внимание на гуманистические ориентиры в развитии структуры образовательного процесса, считаем, что в структуре информационно-образовательного процесса необходимо обеспечивать не только кодификацию языка в электронных форматах, но и создать условия для активного обмена речами между людьми, говорящими между собой, в том
74
Гуманистические аспекты построения сетевого образовательного сообщества
числе с помощью ИКТ-посредников. Язык существует лишь в разговоре, обмене словами, репликами, речью. ИКТ-насыщенный образовательный процесс может способствовать обеднению коммуникации и свести ее к звучанию, акустике, смайликам и т.д. К этому можно добавить проблему неспособности людей вести разговор, тогда возникает вопрос: способны ли люди открываться друг другу настолько, чтобы между ними начинали виться нити разговора? Находят ли они друг в друге людей, открытых для разговора? [1, с. 83—84]. В этой связи необходимо развивать формы, методы, средства, способствующие формированию и совершенствованию коммуникативной культуры в информационно-образовательной среде дистанционного обучения.
В условиях сетевого общения слушатели имеют большие возможности участвовать в разговоре. Неспособность к разговору другого — это в то же самое время и «моя» неспособность к разговору (из-за неспособности слушать). Быть способным к разговору, то есть слышать другого, — в этом состоит возвышение человека к подлинной гуманности [1, с. 91]. Умение слушать также можно эффективно развивать на основе медиа- и информационной грамотности.
Медиа- и информационная грамотность является необходимым условием для устойчивого развития открытых, плюралистических, инклюзивных обществ знания, а также институтов гражданского общества, организаций, сообществ и отдельных лиц. Медиа- и информационная грамотность выходит за рамки владения коммуникационными и информационными технологиями и включает навыки критического мышления, осмысления, и интерпретации информации в различных областях профессиональной, образовательной и общественной деятельности. Основные концептуальные положения о медиа- и информационной грамотности изложены в международных документах: в Пражской декларации «К информационно грамотному обществу» (2003), Александрийской декларации об информационной грамотности и образовании на протяжении всей жизни «Маяки информационного общества» (2005), Фесской декларации о медиа- и информационной грамотности (2011), Рекомендации ИФЛА по медиа- и информационной грамотности (2011), Московской декларации о медиа- и информационной грамотности (2012).
Гуманизация образования диктует задачу развития гуманистического сознания в диалоге, во взаимодействии и сотрудничестве между субъектами образовательного процесса, созидания субъектом собственного «образа мира» и проявление его личной культуры [3, с. 10]. Эту задачу позволяет решить высокая интерактивность дистанционного обучения: участие в виртуальных курсах дает возможность разнообразного и интенсивного диалогового общения. В частности, молодые преподаватели — тьюторы Бурятского госуниверситета очень активно используют чат-семинары и рассматривают их как эффективную форму онлайн-опроса. Наблюдения
75
Гуманистические аспекты построения сетевого образовательного сообщества
показывают, что преподаватели для проведения онлайн-занятий стараются использовать лекции-беседы, лекции-диалоги, для того чтобы «чувствовать аудиторию», вводят различные приемы обратной связи (реплики, обращения, вопросы).
Итак, мы обозначили образовательные задачи, которые предстоит решать для гуманизации дистанционного обучения:
— учет индивидуальных особенностей обучающихся и обучающих в организации виртуальных коммуникаций,
— активное внедрение диалоговых форм общения во время онлайн-занятий,
— разработка сетевых междисциплинарных курсов.
Эти три задачи не могут в полной мере решить проблему гуманизации дистанционного обучения. Необходимо дальнейшее осмысление рисков современного (реально-виртуального) образовательного процесса, из которого часто выпадает опыт эмоционально-ценностного отношения к жизни, себе, окружающим [6, с. 33], люди все больше отдаляются друг от друга, утрачивается близость общения. Вот наглядный пример: «Один мой знакомый похвастал мне как-то, что поддерживает очень тесный контакт с сыном по электронной почте... Письмо (от сына) заключалось в одной цитате» [7]. Что это? Новая форма выражения человеческих чувств или отцу с сыном нечего сказать друг другу своими словами?!
Знание, которое педагог интерпретирует, объясняет, превращается в «поток сознания» [2] — структурированный, систематизированный, адаптированный посредством интонации, пауз, мимики, жестов, иллюстраций, вопросов, проявления эмпатии, симпатии и т.п. Обратная связь со студентами организуется в виде комментариев за кадром, дополнительных иллюстраций, вставных резюме отдельных разделов. Эффективное преподавание возможно в процессе живого общения: «Живая мысль делает человека бодрее, здоровее, одновременно и сильнее и мягче, менее замкнутым, так что радость живой мысли распространяется как бы по всему телу и даже затрагивает глубины психики. Живая мысль сильнее всего и красивее всего, от нее делается теплее на душе, а жизненное дело становится эффективнее и легче, сильнее и скромнее» [4]. Как мы полагаем, «живое обучение» призвано одушевить, очеловечить электронное обучение.
Идея гуманизации образования предполагает формирование у сетевого человека особой собственно человеческой формы отношения к окружающему миру (реальному и виртуальному), к самому себе (кто я в этом глобальном мире информации?), своей собственной деятельности в нем (что я могу? что я должен? что я хочу?).
В условиях информатизации и компьютеризации необходимо учиться преодолевать отрыв уникалий от универсальности, сохранять взаимодействие внесознательного и сознательного, образного и понятийного. Необходимо создавать образовательную социальную сеть, сочетающую обучаю-
76
Гуманистические аспекты построения сетевого образовательного сообщества
щую и воспитывающие функции. Можно и нужно воспитывать культуру пользователей — нравственную, информационную, познавательную, коммуникативную.
На основе взаимодействия субъектов обучения (преподавателей и студентов, учителей и учащихся) и возникающих между ними отношений (педагогический процесс) имеет смысл понятие социальной образовательной организации, обладающее определенным концептуально-методологическое значением для философии e-learning и Hi-tech в образовании. Образовательная социальная сеть — интерактивный многопользовательский web-сайт, содержание которого наполняется самими участниками сети; это открытая информационная система, основанная на современных web-технологиях.
Литература
1. Гадамер Г.-Г. Неспособность к разговору // Актуальность прекрасного : [Пер. с нем.] / Г.-Г. Гадамер; [Послесл. В.С. Малахова; Коммент. В.С. Малахова, В.В. Бибихина]. М.: Искусство, 1991.
2. Зинченко В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы // Педагогика. 2000. № 2. С. 23—34.
3. Лаврентьев Г.В. Разработка и реализация электронного учебно-методического комплекса в высшем математическом образовании: гуманитарный аспект [Текст] : монография / Г.В. Лаврентьев, Г.В. Кравченко ; Федер. агентство по образованию, Алт. гос. ун-т. Барнаул : Изд-во Алт. гос. унта, 2009.
4. Лосев А. Я считаю себя человеком мысли // Литературная газета. 1998. № 45.
5. Московская декларация о медиа- и информационной грамотности // Итоговый документ Международной конференции «Медиа- и информационная грамотность в обществах знаний», Москва, 24—28 июня 2012 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/news/1347/ ?returnto=0&n=1 (20.07.2012).
6. Научные основы развития образования в XXI веке : 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП / сост., ред. А.С. Запе-соцкий, О.Е. Лебедев. — СПб. : СПбГУП, 2011.
7. Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня. СПб.: Речь, 2007.