СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л. Н. Рулиене
Образование всегда было, есть и будет средством трансляции общего культурного поля [4, с. 30], оно может и должно выступать как форма инвестиции в будущее и способ защиты «места человека на рынке» [1, с. 556]. Поэтому настоящее образование - это непрерывный процесс. Задача образования состоит в формировании навыков взаимодействия с миром природы, техники, людей. Для этого необходимо развивать умение использовать добытые знания на практике. В условиях современного постиндустриального общества необходимо также помочь «человеку оставить человеческое» [3] и работать на то, чтобы люди оставались людьми. Рассматривая образование в качестве важнейшей сферы жизнедеятельности современного человека, полагаем, что результатом образовательной деятельности является становления «образа» человека (его лика, личности) и приобретение жизненного опыта. И поскольку жизненный опыт необходимо постоянно обновлять, то и образование - пожизненный процесс. О пожизненности образовательной деятельности очень точно сказал индийский социолог П. Шукла (1877-1956): «Образование больше не может рассматриваться как подготовка к жизни. Оно само - часть жизни».
Как отмечает С. Г. Вершловский, непрерывность образования как фактор развития личности не сводится к механическому соединению этапов (дошкольное, школьное, вузовское, последипломное), а предполагает «столкновение» расширяющихся под влиянием образования возможностей выбора с нестандартностью жизненных условий людей на разных этапах их деятельности, в разных социально-профессиональных группах [2]. Таким образом, образование - это еще и постоянный процесс.
В постиндустриальном обществе наряду с формальным образованием, завершающимся выдачей диплома или аттестата, развиваются другие виды образовательной деятельности - неформальное (в клубах, кружках, репетиторство) и информальное образование. Информальное [6] образование включает повседневную познавательную деятельность, спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности индивида в окружающей его культурно-образовательной среде (общение, чтение, путешествия, интернет и т. д.). Здесь уместно замечание английского юриста и дипломата Ф. Джессопа (1897-1970): «Если временной перерыв в образовании естественен, то окончательное его прекращение равносильно ампутации мышления». В современном обществе каждый человек постоянно учится и самообу-чается, при этом следует помнить, что целью современного образования становятся не знания-умения-навыки, а основы человеческой культуры, компетенции, позволяющие общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить [5, с. 49]. Эта цель может быть достигнута в условиях постиндустриального образования, основными чертами которого являются: всеобщность (доступность без лимитных или рейтинговых ограничений), бессрочность (независимо от возраста учащихся), непрерывность (обретение актуального жизненного опыта в течение всей жизни, постоянно). Наиболее
59
эффективным форматом обучения, отвечающим задачам непрерывного образования, на наш взгляд, является смешанное обучение. В нем представлены преимущества традиционного академического и инновационного обучения, в том числе интерактивного и электронного обучения, использующего технологии аудиторного обучения и дистанционные образовательные технологии.
В Бурятском государственном университете (далее БГУ) в 2013/14 учебном году разрабатывается и обсуждается концепция смешанного обучения 1. Ее основные цели: (а) интеграция технологий интерактивного, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях непрерывной модернизации образовательного процесса (в том числе электронной информационно-образовательной среды); (б) развитие корпоративной информационно-коммуникационной культуры преподавателей и студентов в самообучающейся образовательной организации; (в) обеспечение инновационных образовательных практик в БГУ в контексте продвижения образовательных услуг в университеты стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В процессе реализации концепции будут решаться следующие задачи: (1) внедрять в учебный процесс инновационные образовательные технологии; (2) создать электронную информационно-образовательную среду университета, интегрирующей эффективные технологии аудиторного и дистанционного обучения; (3) внедрить аудит применения инновационных методов и технологий в образовании на уровне университета и его подразделений; (4) определить инновационный технологический минимум применения инновационных методов обучения для кафедр и модель смешанного обучения на факультетах, в институтах. Процесс внедрения концепции включает пять этапов. На 1-м этапе были обозначены методологические и нормативные основания, уточнен понятийный аппарат, проводится сбор информации, встречи с преподавателями и студентами. На 2-м этапе организуется обучение тьюторов по программе «Организация образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде». На 3-м этапе предполагается разработка новых электронных образовательных ресурсов в рабочих группах, подготовка методического пособия «Образовательная деятельность в условиях смешанного обучения». На 4-м этапе будет объявлен конкурс новых электронных образовательных ресурсов и образовательных технологий; во время 5-го этапа проводится аудит технологий смешанного обучения.
Рассмотрение структуры образовательного процесса современного университета, включающей традиционные и инновационные модели обучения, академические и интерактивные формы взаимодействия в реальном и виртуальном образовательном пространстве, предполагает описание взаимоисключающих, иногда несовместимых методик. Однако, сочетаясь, дополняя друг друга, эти методики дают хороший результат - эффективную технологию. Смешанное обучение реализует комбинированный образовательный подход, когда учебные занятия в аудиториях университета совмещаются с дистанционным обучением. Лучшие занятия в учебных аудиториях комбинируются с лучшей практикой дистанционного обучения [7, с. 225]. В БГУ дистанционное обучение осуществляется в информационно-образовательных средах «Hecadem» и «Moodle». В учебном процессе используются различные
1 www.e.bsu.ru - портал электронного обучения БГУ.
60
технологии многоточечных веб- и видео-конференций, потокового видео, в том числе с помощью специализированного оборудования «Polycom VSX 7000». Активно используются веб- и видео-лекции, online-консультации, экзамены. В целом организация дистанционного обучения позволила перейти от авторитарных к интерактивным методам обучения, обеспечить активное взаимодействие субъектов виртуальной реальности. В смешанном обучении используется не только общение через компьютеры, но и «живые» коммуникации между преподавателем и студентами. В сущности, такое обучение - это комбинация традиционного и дистанционного обучения [8, с. 41], методов elearning с непосредственным участием преподавателя в образовательном процессе.
Важным элементом в развитии смешанного обучения является функционирование образовательного портала, интегрирующего электронные образовательные информационные ресурсы факультетов и кафедр, персональных сайтов и блогов преподавателей университета в единую информационно-образовательную среду на базе веб 2.0, создание виртуальных кафедр, организация и проведение виртуальных олимпиад. На основе дополнительности можно интегрировать традиционные формы получения образования (очная, заочная, экстернат) в единую систему и осуществлять очнодистанционную форму обучения.
Смешанное обучение на практике реализует принцип дополнительности, который предполагает взаимодействие различного рода элементов, категорий, явлений и процессов, создающих полноту и целостность объекта, процесса. В смешанном обучении происходит взаимопроникновение классического и неклассического стилей образования. Если классический (знаниевый, рациональный) стиль образования делает упор на профессионализм, результативность процессов передачи знаний, то неклассический стиль образования акцентирован на междисциплинарности и диалогизме. В сочетании эти стили позволяют достигать хороших результатов образовательной деятельности. Возможно, это тот случай, когда различия определенного рода чувствуют взаимное притяжение, дополняют друг друга, а не противоречат одно другому и не исключают друг друга.
Список литературы
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. - М.: Academia, 2004. - С. 556.
2. Еременко Т. В. Потенциал вузовского сообщества в развитии системы неформального и информального образования в регионе // Подготовка специалистов в сфере культуры и искусства: опыт, проблемы, перспективы. - Рязань, 2010. - С. 24-29.
3. Малинецкий Г. Сложность, нестабильность и судьба России [Электронный ресурс]. -URL: http://www.intelros.ru/index.php?newsid=50 (дата обращения: 31.05.2006).
4. Научные основы развития образования в XXI веке: 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП. - СПб.: СПбГУП, 2011. - С. 30.
5. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2011. - С. 49.
6. Павлова О. В. Включение образования в жизненные стратегии взрослых // Человек и образование. - 2011. - № 4. - С. 66.
7. Ширшов Е. В. Теоретические основы системно-дидактического обеспечения образовательного процесса в условиях информатизации общества. - Архангельск: Сев. (Аркт.) федер. ун-т, 20l1. - С. 225.
8. Языкова Е. В. Англоязычная терминология электронного обучения: структура, семантика, особенности функционирования. - Ростов н/Д., 2010. - С. 41.
61