Научная статья на тему 'Смешанное обучение как инструмент непрерывного образования'

Смешанное обучение как инструмент непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смешанное обучение как инструмент непрерывного образования»

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. Н. Рулиене

Образование всегда было, есть и будет средством трансляции общего культурного поля [4, с. 30], оно может и должно выступать как форма инвестиции в будущее и способ защиты «места человека на рынке» [1, с. 556]. Поэтому настоящее образование - это непрерывный процесс. Задача образования состоит в формировании навыков взаимодействия с миром природы, техники, людей. Для этого необходимо развивать умение использовать добытые знания на практике. В условиях современного постиндустриального общества необходимо также помочь «человеку оставить человеческое» [3] и работать на то, чтобы люди оставались людьми. Рассматривая образование в качестве важнейшей сферы жизнедеятельности современного человека, полагаем, что результатом образовательной деятельности является становления «образа» человека (его лика, личности) и приобретение жизненного опыта. И поскольку жизненный опыт необходимо постоянно обновлять, то и образование - пожизненный процесс. О пожизненности образовательной деятельности очень точно сказал индийский социолог П. Шукла (1877-1956): «Образование больше не может рассматриваться как подготовка к жизни. Оно само - часть жизни».

Как отмечает С. Г. Вершловский, непрерывность образования как фактор развития личности не сводится к механическому соединению этапов (дошкольное, школьное, вузовское, последипломное), а предполагает «столкновение» расширяющихся под влиянием образования возможностей выбора с нестандартностью жизненных условий людей на разных этапах их деятельности, в разных социально-профессиональных группах [2]. Таким образом, образование - это еще и постоянный процесс.

В постиндустриальном обществе наряду с формальным образованием, завершающимся выдачей диплома или аттестата, развиваются другие виды образовательной деятельности - неформальное (в клубах, кружках, репетиторство) и информальное образование. Информальное [6] образование включает повседневную познавательную деятельность, спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности индивида в окружающей его культурно-образовательной среде (общение, чтение, путешествия, интернет и т. д.). Здесь уместно замечание английского юриста и дипломата Ф. Джессопа (1897-1970): «Если временной перерыв в образовании естественен, то окончательное его прекращение равносильно ампутации мышления». В современном обществе каждый человек постоянно учится и самообу-чается, при этом следует помнить, что целью современного образования становятся не знания-умения-навыки, а основы человеческой культуры, компетенции, позволяющие общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить [5, с. 49]. Эта цель может быть достигнута в условиях постиндустриального образования, основными чертами которого являются: всеобщность (доступность без лимитных или рейтинговых ограничений), бессрочность (независимо от возраста учащихся), непрерывность (обретение актуального жизненного опыта в течение всей жизни, постоянно). Наиболее

59

эффективным форматом обучения, отвечающим задачам непрерывного образования, на наш взгляд, является смешанное обучение. В нем представлены преимущества традиционного академического и инновационного обучения, в том числе интерактивного и электронного обучения, использующего технологии аудиторного обучения и дистанционные образовательные технологии.

В Бурятском государственном университете (далее БГУ) в 2013/14 учебном году разрабатывается и обсуждается концепция смешанного обучения 1. Ее основные цели: (а) интеграция технологий интерактивного, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях непрерывной модернизации образовательного процесса (в том числе электронной информационно-образовательной среды); (б) развитие корпоративной информационно-коммуникационной культуры преподавателей и студентов в самообучающейся образовательной организации; (в) обеспечение инновационных образовательных практик в БГУ в контексте продвижения образовательных услуг в университеты стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В процессе реализации концепции будут решаться следующие задачи: (1) внедрять в учебный процесс инновационные образовательные технологии; (2) создать электронную информационно-образовательную среду университета, интегрирующей эффективные технологии аудиторного и дистанционного обучения; (3) внедрить аудит применения инновационных методов и технологий в образовании на уровне университета и его подразделений; (4) определить инновационный технологический минимум применения инновационных методов обучения для кафедр и модель смешанного обучения на факультетах, в институтах. Процесс внедрения концепции включает пять этапов. На 1-м этапе были обозначены методологические и нормативные основания, уточнен понятийный аппарат, проводится сбор информации, встречи с преподавателями и студентами. На 2-м этапе организуется обучение тьюторов по программе «Организация образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде». На 3-м этапе предполагается разработка новых электронных образовательных ресурсов в рабочих группах, подготовка методического пособия «Образовательная деятельность в условиях смешанного обучения». На 4-м этапе будет объявлен конкурс новых электронных образовательных ресурсов и образовательных технологий; во время 5-го этапа проводится аудит технологий смешанного обучения.

Рассмотрение структуры образовательного процесса современного университета, включающей традиционные и инновационные модели обучения, академические и интерактивные формы взаимодействия в реальном и виртуальном образовательном пространстве, предполагает описание взаимоисключающих, иногда несовместимых методик. Однако, сочетаясь, дополняя друг друга, эти методики дают хороший результат - эффективную технологию. Смешанное обучение реализует комбинированный образовательный подход, когда учебные занятия в аудиториях университета совмещаются с дистанционным обучением. Лучшие занятия в учебных аудиториях комбинируются с лучшей практикой дистанционного обучения [7, с. 225]. В БГУ дистанционное обучение осуществляется в информационно-образовательных средах «Hecadem» и «Moodle». В учебном процессе используются различные

1 www.e.bsu.ru - портал электронного обучения БГУ.

60

технологии многоточечных веб- и видео-конференций, потокового видео, в том числе с помощью специализированного оборудования «Polycom VSX 7000». Активно используются веб- и видео-лекции, online-консультации, экзамены. В целом организация дистанционного обучения позволила перейти от авторитарных к интерактивным методам обучения, обеспечить активное взаимодействие субъектов виртуальной реальности. В смешанном обучении используется не только общение через компьютеры, но и «живые» коммуникации между преподавателем и студентами. В сущности, такое обучение - это комбинация традиционного и дистанционного обучения [8, с. 41], методов elearning с непосредственным участием преподавателя в образовательном процессе.

Важным элементом в развитии смешанного обучения является функционирование образовательного портала, интегрирующего электронные образовательные информационные ресурсы факультетов и кафедр, персональных сайтов и блогов преподавателей университета в единую информационно-образовательную среду на базе веб 2.0, создание виртуальных кафедр, организация и проведение виртуальных олимпиад. На основе дополнительности можно интегрировать традиционные формы получения образования (очная, заочная, экстернат) в единую систему и осуществлять очнодистанционную форму обучения.

Смешанное обучение на практике реализует принцип дополнительности, который предполагает взаимодействие различного рода элементов, категорий, явлений и процессов, создающих полноту и целостность объекта, процесса. В смешанном обучении происходит взаимопроникновение классического и неклассического стилей образования. Если классический (знаниевый, рациональный) стиль образования делает упор на профессионализм, результативность процессов передачи знаний, то неклассический стиль образования акцентирован на междисциплинарности и диалогизме. В сочетании эти стили позволяют достигать хороших результатов образовательной деятельности. Возможно, это тот случай, когда различия определенного рода чувствуют взаимное притяжение, дополняют друг друга, а не противоречат одно другому и не исключают друг друга.

Список литературы

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. - М.: Academia, 2004. - С. 556.

2. Еременко Т. В. Потенциал вузовского сообщества в развитии системы неформального и информального образования в регионе // Подготовка специалистов в сфере культуры и искусства: опыт, проблемы, перспективы. - Рязань, 2010. - С. 24-29.

3. Малинецкий Г. Сложность, нестабильность и судьба России [Электронный ресурс]. -URL: http://www.intelros.ru/index.php?newsid=50 (дата обращения: 31.05.2006).

4. Научные основы развития образования в XXI веке: 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП. - СПб.: СПбГУП, 2011. - С. 30.

5. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2011. - С. 49.

6. Павлова О. В. Включение образования в жизненные стратегии взрослых // Человек и образование. - 2011. - № 4. - С. 66.

7. Ширшов Е. В. Теоретические основы системно-дидактического обеспечения образовательного процесса в условиях информатизации общества. - Архангельск: Сев. (Аркт.) федер. ун-т, 20l1. - С. 225.

8. Языкова Е. В. Англоязычная терминология электронного обучения: структура, семантика, особенности функционирования. - Ростов н/Д., 2010. - С. 41.

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.