Научная статья на тему 'Условия развития структуры образовательного процесса университета'

Условия развития структуры образовательного процесса университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
996
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / STRUCTURE OF EDUCATIONAL PROCESS / SYSTEM EDUCATIONAL PROCESS / HUMANITARIAN TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рулиене Любовь Нимажаповна

В публикации анализируется процесс качественного изменения структуры образовательного процесса. Охарактеризована динамичность логической, процессуальной и временной структур в развитии которых движущую роль выполняет система дистанционного обучения. Показано, что инновационный образовательный процесс является основным условием развития системы дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of development a structure of educational space in university

The article analyzes the process of qualitative change in a structure of educational process. It is characterized by dynamic, logical, procedural and temporal structures, the distance learning system plays a driving role in their development. It has been shown that the innovative education process is a fundamental condition of the development of distance learning system.

Текст научной работы на тему «Условия развития структуры образовательного процесса университета»

УДК 378.14 © Л.Н. Рулиене

Условия развития структуры образовательного процесса университета

В публикации анализируется процесс качественного изменения структуры образовательного процесса. Охарактеризована динамичность логической, процессуальной и временной структур в развитии которых движущую роль выполняет система дистанционного обучения. Показано, что инновационный образовательный процесс является основным условием развития системы дистанционного обучения.

Ключевые слова: структура образовательного процесса, система дистанционного обучения, постиндустриальное общество, инновационный образовательный процесс, гуманитарная технология.

© L.N. Ruliene

Conditions of development a structure of educational space in university

The article analyzes the process of qualitative change in a structure of educational process. It is characterized by dynamic, logical, procedural and temporal structures, the distance learning system plays a driving role in their development. It has been shown that the innovative education process is a fundamental condition of the development of

distance learning system.

Keywords: structure of educational process, system educational process, humanitarian technology.

Структура образовательного процесса представляет собой многокомпонентное педагогическое явление и включает три группы элементов: принципы, формы, методы, средства (логическая структура); стадии, циклы, этапы (временная структура); мотивы, цель, результат, оценка, условия, управление (процессуальная структура). Наш интерес направлен на исследование последовательности, упорядоченности компонентов образовательного процесса и их пространственно-временную протяженность.

Порядок расположения компонентов образовательного процесса определяется тем, что логическая структура представлена на всех этапах, стадиях образовательного процесса. Временную структуру можно представить в виде спиральной модели [Б. Боэм], винтовой линии, равномерно вращающейся вокруг оси и одновременно перемещающейся с постоянной скоростью вдоль этой оси. Как нам кажется, развитие принципов, форм, методов и средств образовательной деятельности происходит именно таким образом: на каждом этапе представлена та или иная совокупность логической структуры обучения, воспитания, которые на последующих этапах изменяются, модифицируются в соответствии с новыми требованиями и задачами. Компоненты структуры образовательного процесса организованы в линейной зависимости, т.е. упорядочены по горизонтали, что исключает «господство-подчинение» одного компонента по отношению другому.

Так как процесс развития не совпадает лишь с изменением (ростом или уменьшением) числа

of distance learning, post-industrial society, innovative

элементов структуры объекта, то эти элементы структуры могут не только возникать, но и исчезать. Качественное изменение структуры может происходить без видимого увеличения количества элементов, а за счет изменения функций старых элементов, характера отношений между ними и т.д. В образовательном процессе все компоненты структуры сохраняются, в дидактической системе в условиях любой новой образовательной парадигмы останутся цель, задачи, принципы, формы, методы, средства, субъекты обучения и воспитания. Изменяются функции дидактических явлений, их связи между собой.

Любой процесс развития можно выразить в форме методологических вопросов: «что развивается?» (объект развития), «во что развивается?» (результат развития), «в каких условиях развивается?» (условия развития). Под термином «условия» мы будем понимать совокупность компонентов, определяющих существование явления, объекта, процесса [14]. В частности, к внутренним условиям развития образовательного процесса, мы относим его элементы (ценностно-целевые, личностно-деятельностные, содержательные, организационные, методического и учебно-дидактического обеспечения), которые влияют на структуру образовательного процесс, способствуя или препятствуя позитивным изменениям. Внешние условия связаны с обстоятельствами, в которых протекает развитие образовательного процесса: образовательная парадигма, нормативно-правовая база образования, государственная политика в области образования, рос-

сийский и международный опыт образовательных учреждений.

Внешние условия развития структуры образовательного процесса университета. В современном мире нужна модель образования, способная вместить в себя смыслы и приоритеты постиндустриального общества, где на первый план выдвигаются услуги по накоплению и распространению знаний, наука превращается в непосредственную производительную силу, а у человека появляется больше свободного времени и возможностей для творчества, самореализации. Перечисленные аспекты в совокупности представляют: а) парадигму постиндустриального образования; б) инновационный образовательный процесс университета.

Термин «парадигма» мы вводим в свете концепции научных революций Т. Куна [9], согласно которой «нормальной наукой» является исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений - научных трудов, которые в течение некоторого времени признаются определенным кругом ученых как основа для его дальнейшей практической деятельности. Такие научные труды отличаются двумя существенными особенностями: 1) беспрецедентность, привлекавшая на длительное время группу сторонников из конкурирующих направлений научных исследований; 2) открытость, что позволяет новым поколениям ученых в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида. Парадигма как совокупность законов, теорий, их практическое применение и необходимое оборудование образуют модели, из которых возникают традиции научного исследования. Переход от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества [10] предполагает понимание образования как достояние личности, как способа ее самореализации в жизни, как средство построения личной карьеры в постиндустриальном обществе.

Парадигме постиндустриального общества соответствует инновационный образовательный процесс, отличительными особенностями которого являются открытость образовательного пространства, наличие кадров и развитой технико-технологической базы, существование информационно-образовательной среды, готовность студентов и преподавателей работать и учиться в этой среде. В структуру образовательного процесса университета входит в качестве основной составляющей коммуникативное пространство [7], в котором происходит взаимодействие и взаимовлияние студентов и преподава-

телей. Отношения, возникающие в процессе взаимодействия и деятельности, составляют коммуникативное пространство образовательного процесса университета. В разработке модели целостного инновационного образовательного процесса регионального университета, на наш взгляд, следует учитывать основные задачи университета:

- гуманизировать образовательный процесс, делать его вариативным, ориентировать на особенности развития студента;

- создавать условия для взаимодействия и сотрудничества между субъектами образовательного процесса, в том числе в виртуальном пространстве;

- выстраивать личностно-ориентированное обучение;

- гибко сочетать традиционные и инновационные технологии обучения.

Средством модернизации образовательного процесса является дистанционное обучение как высокая гуманитарная технология. Основой дистанционного обучения являются образовательные технологии, внедрение которых возможно посредством разных сценариев:

1) радикальный (попытка перестроить весь учебный процесс на основе информационнокоммуникационных технологий);

2) комбинаторный (соединение ранее известных элементов, необычное сочетание известных приемов и способов);

3) модифицирующий (совершенствование, улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения) [12].

В практике создания и развития системы дистанционного обучения необходимо осуществлять модифицирующий сценарий, последовательно вводя при этом новые веб-технологии. Так, основа инновационного образовательного процесса - это информатизация. Педагогическими основаниями развития ее процесса являются условия взаимодействия между участниками образовательного процесса: 1) изменение структуры и содержания информационного взаимодействия между обучающим, обучаемым и интерактивным источником учебной информации; 2) переработка представленного учебного материала, состава и содержания учебнометодического обеспечения образовательного процесса; 3) развитие информационно-коммуникационной предметной среды [13].

Внутренние условия развития образовательного процесса во многом зависят от внешних условий и отражают компоненты образовательного процесса. Ценностно-целевые условия -

современная интерпретация и актуализация идеи пайдейи, гуманистической парадигмы [8] постиндустриального образования, воплощение гуманистического потенциала практической педагогики, обусловленного «человеческим измерением» образования и заключающегося в том, что человек выступает как субъект познания, общения и творчества. Технологической реализацией современной образовательной парадигмы выступает электронное обучение (е-1еагшп§), совершившее эволюцию всей дидактической системы. Электронное обучение ориентирует участников образовательного процесса на новый стиль образования для жизни и на обучение в течение всей жизни, это технология для достойного существования в информационном обществе. Форматом е-1еагш^ в нашей стране является дистанционное обучение. Рассматривая его как высокую гуманитарную технологию, мы считаем, что гуманитарные смыслы образования должны быть отображены не только в содержании, но и в методах, качестве отношений между участниками взаимодействия в системе дистанционного обучения. В образовательных событиях должна быть обеспечена возможность студентов и преподавателей проявлять открытость и субъективность.

Личностно-деятельностные условия развития образовательного процесса означают ориентированность на интенсивные обучающие технологии, развивающие личность, построенные на целенаправленной и специально организованной групповой и межгрупповой деятельности, «обратной связи» между всеми ее участниками. Речь идет об интерактивных технологиях, которые ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, предполагают доминирование активности обучающихся. Поскольку интерактивные технологии создают условия для качественного скачка, то их можно отнести к высоким технологиям. Например, в дистанционном обучении взаимодействие субъектов с образовательной средой осуществляется непосредственно или опосредованно (через средства обучения), что влечет изменение не только характера взаимодействий, но и увеличение их интенсивности. Использование возможностей двусторонней связи приводит к тому, что обучающиеся, вовлеченные в диалог с компьютером и сетевым контентом, легко входят в диалоговый режим обучения. Интерактивные формы обучения превращают педагога в фасилитатора, обеспечивающего групповую коммуникацию. Другими словами, это дирижер обсуждения, помогающий

группе понять общую цель и поддерживающий позитивную групповую динамику. Одновременно преподаватель перестает быть «солистом» дидактического события. При таком взаимодействии сокращается расстояние между студентами и учебным материалом, студенты могут принять деятельное участие в освоении курса (в качестве соавторов и редакторов).

Содержательные условия. Логика организации образовательного процесса диктуется учебной последовательностью, которая имеет диахронический (временная последовательность в приобретении различных пластов культуры) и синхронический (сочетаемость и взаимодополняемость компонентов) планы. Поскольку образование нацеливается на своевременное усвоение того, без чего затруднительно последующее развитие, то необходимо учитывать зависимость последующих восприятий от содержания и объема предшествующих. Это, в свою очередь, предполагает разумное сочетание концентрического принципа построения образовательной программы с линейным. Наиболее оптимальной формой реализации этих принципов, на наш взгляд, является модульное обучение. Другая черта содержательных условий - контекстное обучение [6], ориентированное на умение находить знания и применять их в ситуациях, имитирующих реалии будущей профессиональной деятельности. Новая образовательная парадигма отличается от знаниевой, но это не значит, что знания не присутствуют в образовательном процессе. Просто изменяется их роль: они перестали быть самоцелью. Знания следует понимать как данные, информацию и деятельность (что, как, кто, когда, где, почему). Они могут рассматриваться в виде результата познания (знание чего = владение основами предмета), специальной квалификации (знание как = практическое выполнение), системного понимания (знание почему = глубокое знание причин и следствий, интуиция), самомотивируемого творчества (знание почему = желание и мотивация достижения успеха). Различают организационное знание (явное систематизированное и скрытое несистематизированное и неформализованное) и структурированное знание (формализованное и неформализованное). Индивидуальные знания делятся на интеллектуальное знание (зависит от познавательных способностей = знание «что»), воплощенное знание (ориентированное на действие = знание «как»), запечатленное в культуре знание (достижение понимания), встроенное знание (системные процедуры, анализ явлений и объектов = знание компонентов, знание архитектуры).

Знание может быть закодированным (книги, инструкции, электронная информация). В проектировании образовательного процесса необходимо учитывать все эти его смыслы.

Различают два блока в массиве знаний: знания-описания (совокупность конкретных научных сведений об окружающем мире, обществе и человеке), знания-инструменты (фундаментальные модели, человек познающий, стратегии познавательной деятельности). Знания-

инструменты имеют ценностно-оценочный характер, не укладываются в рамки определенной научной дисциплины, их нельзя механически усвоить (в отличие от знаний-описаний) или получить в готовом виде, они вырабатываются самой познающей личностью как результат внутренней активности. Обучение формирует знания-описания. Образование направлено на овладение совокупностью знаний-инструментов. В постиндустриальном обществе они превращаются в источник инноваций (наукоемких технологий). Поэтому современное методическое обеспечение образовательного процесса должно быть ориентировано, прежде всего, на овладение знаниями-инструментами.

В целом развитие образовательного процесса современного университета может быть обеспечено выполнением совокупности принципов:

- социальной обусловленности и научности, профессиональной направленности содержания образования;

- целенаправленности, непрерывности, интенсивности, индивидуализированности методов и форм организации обучения и воспитания;

- сознательности, активности и мотивированности субъектов образовательных взаимодействий;

- прочности, мобильности, наглядности, опережения знаний.

Организационные условия. С учетом современных достижений педагогической теории и практики, особенностей образовательного пространства современного университета (головной вуз и филиалы), преимуществ и недостатков дистанционного обучения мы в совершенствовании образовательного процесса БГУ использовали: методы образовательной деятельности:

модульное обучение, метод проектов; методы интерактивного взаимодействия: рейтинг-

контроль, веб-технологии (вебинары, веб- и видеоконференции, Вики, чат, блог, форум), мобильные технологии (смс-рассылка); формы образовательной деятельности: совместная с преподавателем, самостоятельная; аудиторная, внеаудиторная, виртуальная (в онлайн- и оффлайн-

режимах); средства образовательной деятельности: электронный учебник, веб-сервисы, социальные сети, сетевые курсы, интерактивная доска. Наиболее оптимальным является смешанное обучение (blended learning), при котором технологии традиционного обучения сочетаются с технологиями дистанционного обучения: кейс-технологией, сетевой технологией.

Методическое и учебно-дидактическое обеспечение как условие развития образовательного процесса основывается на глобализации современной образовательной системы, развивающейся на базе информационнокоммуникационных технологий и широкого распространения дистанционного обучения, возрастания академической мобильности, унификации учебных планов. Поскольку образовательный процесс в высшей школе развивается в контексте непрерывного образования, то необходима разработка методик, направленных на повышение устойчивости знаний.

Образование как одна из форм человеческой деятельности рассматривается в качестве важнейшей предпосылки освоения других видов социального опыта, поэтому учебно-методическое обеспечение современного образовательного процесса должно основываться не на знаниево-ориентированном, а компетентностно-ориентированном образовании. Поскольку компетенции невозможно передать как знания, компетенциям нельзя «научить» и образование не может подготовить человека к практической профессиональной деятельности [5], необходимо разрабатывать практико-ориентированные и субъектные методики. Совокупность перечисленных условий может обеспечить переход к устойчивому развитию, при котором возможно не только сохранение позитивного опыта, но и безопасный непрерывный прогресс системы. Устойчивость как способность системы воспроизводить определенное стабильное состояние независимо от внешних воздействий и внутренних изменений - отличительная черта структуры образовательного процесса. Постоянное развитие образовательного процесса возможно при широкомасштабной информатизации общества и становлении постиндустриального информационного социума.

Как мы уже отмечали, движущей силой развития структуры образовательного процесса является система дистанционного обучения. Рассмотрим условия развития такой системы:

- педагогические: комплексное применение педагогических технологий личностноориентированного обучения в сочетании с дис-

танционной формой; выбор критериев и показателей оценивания результатов применения дистанционного обучения;

- организационные: планирование и организация повышения квалификации педагогов в освоении ими информационных технологий; применение модульного подхода к проектированию учебного содержания, развитие базы учебнометодического и технического обеспечения дистанционного обучения и т.д.;

- дидактические условия развития дистанционного обучения: создание информационного образовательного пространства как комплекса взаимодополняющих автоматизированных информационных систем; возможность реализации на расстоянии интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения; развитие системы поддержки образовательного процесса в дистанционном режиме; самостоятельность и ответственность обучающихся и др.; гибкость и индивидуализация обучения, качество программнометодического комплекса изучаемых дисциплин и др.; развитие информационной культуры преподавателей и обучаемых;

- научно-теоретические условия: философские, психологические, педагогические (общепедагогические, технологические и методические) основы дистанционного обучения. Основы дистанционного обучения включают следующие группы исследований: философские, социологические, экономические, психологические, технико-технологические. Значительный вклад в разработку понятийно-терминологического аппарата как одного из условий развития дистанционного обучения внесли: Е.С. Полат [15], А.А. Андреев [1], коллектив Института информатизации образования, педагоги-практики;

- нормативно-правовые условия предполагают разработку нормативно-правовой базы дистанционного обучения. В федеральном законе «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (принят Государственной думой 14 февраля 2012 г. и одобрен Советом Федерации 22 февраля 2012 г.) утверждается, что «при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обра-

зования [16]. К сожалению, этот ФЗ не отражает в полной мере реалии образовательной практики и достижения современных научных разработок, в которых используется термин «дистанционное обучение» как форма обучения. Обзор источников позволил нам считать, что нормативноправовая база дистанционного обучения в России еще не сформировалась и во многом отстает от реальной практики образовательного процесса, не решает актуальные проблемы нормативноправового регулирования процесса обучения в современных информационно-образовательных средах, определении пропорций элементов УМК для эффективного обучения в системе дистанционного обучения, обосновании методик обучения, оптимизации психолого-эргономического представления учебного материала, готовности преподавателей и обучаемых к включению в информационно-насыщенный образовательный процесс [2].

Наиболее адекватно практика дистанционного обучения отражена в методических материалах рекомендательного характера, таких как Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций [11], разработанная авторским коллективом (Е.С. Полат, А.Е. Петров, Ю.В. Аксенов), рекомендованная к изданию решением Ученого совета Института общего среднего образования Российской академии образования; и др.

Совокупность внешних (социальных, культурных) и внутренних (психологопедагогических) условий, в которых происходит становление личности, составляет среду образовательного процесса, которая может иметь следующие компоненты: 1) пространственно-

семантический (архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства, символическое пространство, включая герб, гимн, традиции и др.); 2) содержательно-методический

(концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.; формы и методы организации образовательного процесса);

3) коммуникационно-организационный (особенности субъектов образовательной среды: статусы и роли, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п.; стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.); 4) организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.).

Согласно этой условной типологии, мы обращаем внимание на содержательно-методический и коммуникационно-организационный компоненты среды образовательного процесса. К условиям развития системы дистанционного обучения относятся все три группы компонентов.

Использование технологий дистанционного обучения в образовательном процессе, несомненно, обогащает педагогические технологии, способствует развитию научно-методической деятельности преподавателей, совершенствует и облегчает педагогическую деятельность. Но достижение такого результата возможно при системной интеграции во всех структурах деятельности вуза (учебных, научных, административных), включающей приспособление этих структур и уже существующих педагогических технологий к возможностям системы дистанционного обучения; адаптации дистанционного обучения к требованиям структуры университетского образования.

Таким образом, развитие структуры образовательного процесса университета определяется совокупностью внешних (обоснование парадигмы постиндустриального общества и инновационного образовательного процесса, наличие его нормативно-правовой базы) и внутренних (ценностно-целевые, личностно-деятельностные, содержательные, организационные, методические и учебно-дидактические) условий.

Литература

1. Андреев А.А. Введение в интернет-образование: учеб. пособие. - М.: Логос, 2003. - 73 с.

2. Андреев А.А. Педагогика высшей школы: новый курс. - М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики и права, 2002. - С. 179-183.

3. Балханов В.А. Концептуально-методологические принципы образования в эпоху глобализации // Образование и глобализация: материалы III Байкальской междунар. науч.-практ. конф., 1-4 июля 2009 г. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2009. -Ч. 1. - С. 11-14.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / пер. с англ. , под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 2004. - С. 556.

5. Бочков В.Е. Распределенные образовательные учреждения: дидактика формирования среды, качество образования, управление знаниями, проблемы раз-

вития инфраструктуры. - М.: НОУ ВПО «МИЭМП», 2011. - С. 100.

6. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике. - М.: Логос, 2010. - 298 с.

7. Витвицкая Л.А. Университетское образование в контексте глобализации: учеб. пособие. - 2-е изд., доп. - Оренбург: Изд-во Оренбургского гос. ун-та, 2010. - С. 129.

8. Иванкина Л.И. Современная цивилизационная парадигма транзитивной потенциальности образования: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. - Томск, 2006

- 297 с.

9. Перевозчикова Л.С. Аксиологические основания гуманистической парадигмы высшего образования в культуре информационного общества: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.13. - Тула, 2009. - 395 с.

10. Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ. И.З. Налетова. - М.: АСТ, 2009. - 317 с.

11. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2011. - С. 50-53.

12. Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий: руководство для студентов РГАЗУ / Российский гос. аграрный заочный ун-т, Управление по информационным технологиям и дистанционному обучению; сост. А.В. Ферябков, А.В. Закабунин. - М.: РГАЗУ, 2009. - 33 с.; Хуторской А.В. Интернет в школе: практикум по дистанционному обучению. - М.: Изд-во ИОСО РАО, 2000. - 299 с.

13 . Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студ. учр. высш. профес. образ. - 2-е изд., стер. -М.: Академия, 2011. - С. 21.

14. Роберт И.В. Философско-методологические, социально-психологические, педагогические и технико-технологические предпосылки развития информатизации отечественного образования. - М.: Изд-во ИИО РАО, 2008. - С. 23.

15. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / авторы-сост. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. - М.: Компания Спутник+, 2006. - С. 141.

16. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е.С. Полат. - М.: Academia, 2004. - 414 с.

17. Федеральный закон от 28.02.2012 № 11-ФЗ «О

внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» / Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. - URL:

http://www. garant.ru/hotlaw/federal/383991/ (02.03.2012).

Рулиене Любовь Нимажаповна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского государственного университета. E-mail: ruliene@bsu.ru

Ruliene Lubov Nimazhapovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of general pedagogy, Buryat State University. E-mail: ruliene@bsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.