Научная статья на тему 'ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ'

ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-КВЕСТ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Т.В.

В современном вузе внедрение инновационных компьютерных технологий в образовательный процесс является обязательным звеном. Веб-квест является одной из самых распространенных и эффективных технологий для развития коммуникативных навыков. Она характеризуется «добыванием» знаний, а не просто накапливанием их, тренирует способность анализировать информацию. В статье автор систематизирует существующую информацию о понятии, структуре, классификации веб-квестов, выделяет наиболее значимые преимущества использования этой технологии, указывает на возможные недостатки и трудности в процессе ее применения. В работе представлен анализ готовых платформ для создания собственных веб-квестов и использования уже разработанных из существующей базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEB-QUEST TECHNOLOGY IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE

In a modern university, the introduction of innovative computer technologies into the educational process is a mandatory link. Web quest is one of the most common and effective technologies for developing communication skills. It is characterized by "obtaining" knowledge, and not just accumulating it, trains the ability to analyze information. In the article, the author systematizes the existing information about the concept, structure, classification of web quests, highlights the most significant advantages of using this technology, points out possible disadvantages and difficulties in the process of its application. The paper presents the characteristics of platforms for creating your own web quests and using those already developed ones from the existing database.

Текст научной работы на тему «ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / METHODOLOGY AND _TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.124.25 ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Научная статья

Тимофеева Т.В.1' *

1 ORCID : 0000-0003-3657-456X;

1 Приморская государственная сельскохозяйственная академия, Уссурийск, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (tatimen.chik[at]gmail.com)

Аннотация

В современном вузе внедрение инновационных компьютерных технологий в образовательный процесс является обязательным звеном. Веб-квест является одной из самых распространенных и эффективных технологий для развития коммуникативных навыков. Она характеризуется «добыванием» знаний, а не просто накапливанием их, тренирует способность анализировать информацию. В статье автор систематизирует существующую информацию о понятии, структуре, классификации веб-квестов, выделяет наиболее значимые преимущества использования этой технологии, указывает на возможные недостатки и трудности в процессе ее применения. В работе представлен анализ готовых платформ для создания собственных веб-квестов и использования уже разработанных из существующей базы.

Ключевые слова: веб-квест, интернет, информация, иностранный язык, проектная деятельность.

WEB-QUEST TECHNOLOGY IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE

Research article

Timofeeva T.V.1' *

1 ORCID : 0000-0003-3657-456X;

1 Primorsky State Agricultural Academy, Ussuriysk, Russian Federation

* Corresponding author (tatimen.chik[at]gmail.com)

Abstract

In a modern university, the introduction of innovative computer technologies into the educational process is a mandatory link. Web quest is one of the most common and effective technologies for developing communication skills. It is characterized by "obtaining" knowledge, and not just accumulating it, trains the ability to analyze information. In the article, the author systematizes the existing information about the concept, structure, classification of web quests, highlights the most significant advantages of using this technology, points out possible disadvantages and difficulties in the process of its application. The paper presents the characteristics of platforms for creating your own web quests and using those already developed ones from the existing database.

Keywords: web-quest, Internet, information, foreign language, project method.

Введение

В настоящее время деятельность человечества тесно связана с использованием компьютерных технологий [7]. Сфера образования не является исключением, процесс обучения выходит за рамки учебников и типичных заданий, а преподаватели применяют новые методы и приемы, предполагающие пользование техническими достижениями и ресурсами Интернет [8]. Современный профессионал должен не только знать основы и тонкости своей профессии, но и уметь эффективно работать с информацией. Как известно, сеть Интернет представляет собой огромную базу с неиссякаемым количеством информации по многим темам. Однако, несмотря на обилие познавательной информации, зачастую нелегко достичь поставленных учебных целей используя свободный поиск по сети Интернет. Для наиболее плодотворного использования интернет-ресурсов в соответствии с конкретной задачей обучения может быть применена технология веб-квеста.

Основные результаты

Веб-квест в определении, данном Фирсовой С.В., характеризуется как проблемное задание с элементами проектной деятельности, для выполнения которого используется информация, полученная из различных интернет-источников [10]. Впервые технология была предложена американскими лингвистами Берни Додж и Том Марч. Они разработали теоретико-методологические и методические принципы применения веб-квеста как особой технологии в образовательном процессе, имеющей в основе использование ресурсов интернет [2].

Существуют различные толкования понятия «веб-квест». Так, Федоров А.В. определяет веб-квест как образовательный сайт, посвященный самостоятельной исследовательской работе учащихся (обычно в группах) по определенной теме с гиперссылками на различные веб-странички [9]. Согласно характеристике, данной М.А. Бовтенко, источником информации для выполнения заданий квеста служат веб-ресурсы. Задания такого рода, как правило, размещаются на веб-сайтах, а списки ресурсов оформляются в виде ссылок [1]. Анализируя приведенную информацию, можно обобщить, что рассматриваемая технология заключает в себе определенное задание от учителя, которое располагается на определенном сайте. В ходе выполнения этого задания обучающиеся должны

воспользоваться предоставленными преподавателем ссылками на определенные источники сети Интернет, и результат своей работы выставить на исходный сайт с заданием, либо представить в аудитории.

Веб-квест - это итоговый продукт, возникающий в результате комплексной деятельности преподавателя и обучающихся. Эта технология предполагает, что в процессе получения знаний ученику отводится первостепенная роль. Он сам отбирает информацию, анализирует ее, а преподаватель выступает в качестве организатора исследовательской деятельности, не навязывает своих мнений и знаний, а только координирует самостоятельную деятельность обучающегося, создает все условия для ее успешной реализации. В результате выполнения веб-квеста преподаватель может получить от обучающегося отчет в виде веб-страницы, презентации, устного выступления.

Для веб-квестов характерно наличие определенной структуры, которая включает в себя:

- введение (формулировка темы, описание значимости проекта);

- задание (четкое описание задачи и требований к конечному продукту, условия к выполнению проекта);

- процесс (пошаговое описание процесса работы, распределение ролей);

- материалы (ссылки на материалы, подобранные преподавателем);

- оценивание (критерии и параметры оценки выполнения задания);

- заключение (подведение итогов, защита проекта);

- комментарии для преподавателя (методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать этот веб-квест в своей деятельности).

Важно отметить, что указанная структура является основой, в которую допустимо вносить изменения в соответствии с уровнем подготовки обучающихся и особенностями изучаемой темы.

Существуют несколько классификаций веб-квестов, предложенные Б.Доджем:

1. По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные рассчитаны на 1-3 занятия и имеют целью приобретение новых знаний в рамках изучаемой темы. Долгосрочные квесты подразумевают работу над ними в течение длительного срока и расширение информации по изученному материалу. Они зачастую используются в качестве итогового проекта к изученной теме.

2. По предметному содержанию: монопроекты (веб-квесты, тематически относящиеся к одному предмету) и межпредметные веб-квесты (в этом случае ресурсы интернета используются для получения знаний по разным предметам) [2], что актуально применительно к изучению профессионально-ориентированного иностранного языка, когда с помощью одного веб-квеста возможно закрепление знаний по специальному предмету и по иностранному языку.

3. По типу заданий: пересказ (понимание темы на основе представления материала из разных источников); планирование и проектирование (создание плана или проекта); самопознание (исследование личности); творческое задание (создание пьесы, песни, видеоролика); аналитическая задача (поиск и систематизация информации); детектив, головоломка, расследование (выводы на основе противоречивых фактов); научные исследования (изучение различных явлений, фактов на основе онлайн-источников) [5].

Веб-квест технология способствует развитию различных навыков: она помогает развить компьютерную грамотность, речевые компетенции, пополнить словарный запас, способствует положительному отношению к процессу обучения, формирует умение работать в команде, развивает критическое мышление и творческий потенциал [3].

В результате работы с технологией веб-квеста на занятиях, обучающиеся получают возможность использования иностранного языка в различных видах деятельности и сферах общения, а также закрепления лексико-грамматического материала, тренировки языковой и речевой компетенции и их контроль со стороны преподавателя. Все это служит неоспоримым преимуществом использования веб-квеста. Помимо этого обучающиеся учатся работать с дополнительной иноязычной информацией, формируя умения просмотрового чтения, расширяют свой кругозор, что приводит к повышению мотивации к изучению иностранных языков.

Несмотря на очевидные преимущества, применение технологии веб-квеста может иметь некоторые трудности:

- требуется дополнительная подготовка преподавателя (мониторинг информации, представленной в сети Интернет, с целью отбора наиболее удовлетворяющей учебным целям; создание веб-квеста на сайте; определенные технические навыки). Стоит отметить, что эти трудности разовые, т.к. создав веб-квест единожды, его можно будет использовать в последующем многократно;

- для выполнения заданий обучающиеся должны иметь доступ к сети Интернет, причем с достаточно стабильной скоростью, т.к. основная масса материалов, предполагаемых к использованию в веб-квесте состоит из видео фрагментов;

- использование заданий подобного типа на основе аутентичных текстов требует от обучающихся определенного уровня владения языком. Для преодоления этой трудности целесообразно использование веб-квеста в качестве итогового задания по окончанию раздела, либо сопровождение его лексико-грамматическими упражнениями на снятие трудностей [4].

Методы и принципы исследования

Существует несколько сайтов для разработки веб-квестов на английском языке. В своей работе мы рассмотрим наиболее известные и проанализируем их с точки зрения содержания, функциональности, обновляемости и ряда других факторов. Решение поставленных в работе задач осуществлялось на основе применения теоретического и эмпирического методов, включающих приемы анализа, наблюдения, сопоставления, обобщения.

Обсуждение

Сайт «WebQuest.org» создан основателем технологии веб-квеста Б. Доджем. Весь материал представлен на английском языке. Посетители могут найти общую информацию, получить ответы на множество вопросов о создании

веб-квестов, их использовании. Там можно найти готовые веб-квесты по различным дисциплинам, а также создать и разместить авторский квест. Для поиска уже созданного проекта или разработки собственного сайт переводит на платформу questgarden.com, где по ключевому слову выдается список доступных квестов с указанием возраста либо уровня знания языка обучающихся. Для создания авторского квеста необходима платная подписка, пробный бесплатный период составляет только 40 дней.

Сайт «Zunal.com» - еще одна англоязычная платформа для создания и использования веб-квестов. В отличие от предыдущей там нет теоретической информации, а только квесты. Много квестов по различным тематикам и для разных ступеней обучения. Поиск происходит по разделам либо по ключевым словам. Для разработки собственного веб-квеста необходимо авторизироваться и добавить информацию в уже существующие разделы согласно типичной структуре веб-квестов, после чего каждый желающий может найти его в базе, либо пройти по ссылке от преподавателя.

Платформа «Create WebQuest» - сайт с постоянным обновлением содержания. Новые квесты добавляются практически ежедневно. Принцип работы схож с двумя предыдущими: поиск существующих веб-квестов осуществляется по разделам или ключевым словам; есть возможность создания авторского курса после регистрации. Весь интерфейс на английском языке.

Платформа «BookWidgets» - отличный вариант разработки и применения интерактивных упражнений и тестов, в том числе создания веб-квестов. Есть возможность смены рабочего языка на русский, что может быть полезно преподавателям-предметникам. Сайт дает возможность автоматического контроля и оценивания результатов. Представлены шаблоны, при заполнении которых получаются полноценные задания. Есть возможность просмотреть промежуточный результат глазами обучающегося, не завершая разработку задания. Основной недостаток этой платформы - пробный бесплатный период 30 дней, по окончании которого необходимо оформить подписку, либо доступ ко всем созданным заданиям будет потерян.

Рассмотренные сайты являются наиболее удачными для создания и использования веб-квестов на наш взгляд, но их список не ограничивается предложенными нами.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что веб-квест - это уникальная возможность использования сети Интернет для образовательной деятельности. Применение веб-квестов способствует развитию всех видов языковой деятельности, создает положительную мотивацию к процессу обучения, развивает творческое мышление, умение работать в команде. Эта технология является инновационным методом получения знаний, когда обучающийся не просто пассивно накапливает предоставленную ему информацию, а анализирует ее, делает открытия, тем самым пробуждая свою самооценку.

Создание качественного веб-квеста - нелегкий процесс, при котором необходимо изучить огромное количество информации, предложенной в сети Интернет, для того, чтобы выбрать подходящие источники и предложить их обучающимся. Разные уровни знания языка у обучающихся должны учитываться при разработке веб-квеста. Важно сформировать адекватные критерии оценивания, которые включали бы не только знание языка, но и коммуникативные навыки. С целью уменьшения трудозатрат преподаватели могут использовать ряд сайтов, где процесс создания собственного веб-квеста упрощается технически, а также предлагается возможность использования уже готового продукта, составленного другими специалистами.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

Список литературы / References

1. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие / М.А. Бовтенко - М.: Флинта, 2005. - 215 с.

2. Боронихина И.О. Использование технологии веб-квеста при обучении иностранному языку в вузе. / И.О. Боронихина // Образовательные ресурсы и технологии. - 2021. - № 1(34).

3. Зудова С.А. Применение технологии веб-квест при обучении английскому языку профессиональной деятельности. / С.А. Зудова, И.В. Авдеева // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам; - Минск: Белорусский государственный университет, 2019.

4. Кытманова Е.А. Веб-квест как вид проектной деятельности и его использование в обучении иностранному языку. / Е.А. Кытманова // Вестник Московского государственного областного университета. - 2011. - № 1.

5. Маринина А.Е. Использование веб-заданий при обучении иностранному языку. / А.Е. Маринина // Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе; - Рязань: Концепция, 2019.

6. Серкевич Е.И. Роле-игровой метод в изучении иностранного языка в неязыковом вузе. / Е.И. Серкевич, Т.В. Тимофеева // Роль аграрной науки в развитии лесного и сельского хозяйства Дальнего Востока: Материалы V Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции, 6-7 декабря, 2021 г.; - Уссурийск: ФГБОУ ВО Приморская ГСХА, 2021.

7. Тимофеева Т.В. Особенности обучения иностранному языку студентов поколения z. / Т.В. Тимофеева // Роль аграрной науки в развитии лесного и сельского хозяйства Дальнего Востока : Материалы IV Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции; - Уссурийск: ФГБОУ ВО Приморская ГСХА, 2020.

8. Тимофеева Т.В. Развитие профессиональной компетенции обучающихся на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. / Т.В. Тимофеева // Теория и практика современной аграрной науки : Сборник V национальной (всероссийской) научной конференции с международным участием, Новосибирск, 28 февраля 2022 года.; -Новосибирск: Золотой колос, 2022.

9. Федоров А.В. Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании / А.В. Федоров, А.А. Новикова - Таганрог: Кучма, 2007. - 254 с.

10. Фирсова С.В. Применение веб-квест технологии при обучении иностранному языку в неязыковом вузе / С.В. Фирсова - М.: РУСАЙНС, 2017. - 152 с.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Bovtenko M.A. Komp'yutemaya lingvodidaktika: Uchebnoe posobie [Computational linguodidactics: Study guide] / M.A. Bovtenko - M.: Flinta, 2005. - 215 p. [in Russian]

2. Boronixina I.O. Ispol'zovanie texnologii veb-kvesta pri obuchenii inostrannomu yazy'ku v vuze [The use of web quest technology in teaching a foreign language at a university]. / I.O. Boronixina // Obrazovatel'ny'e resursy' i texnologii [Educational resources and technologies]. - 2021. - № 1(34). [in Russian]

3. Zudova S.A. Primenenie texnologii veb-kvest pri obuchenii anglijskomu yazy'ku professional'noj deyatel'nosti [The use of web quest technology in teaching English to professional activities]. / S.A. Zudova, I.V. Avdeeva // Intercultural communication and professionally oriented teaching of foreign languages; - Minsk: Belorusskij gosudarstvenny'j universitet, 2019. [in Russian]

4. Ky'tmanova E.A. Veb-kvest kak vid proektnoj deyatel'nosti i ego ispol'zovanie v obuchenii inostrannomu yazy'ku [Web quest as a type of project activity and its use in teaching a foreign language]. / E.A. Ky'tmanova // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Bulletin of the Moscow State Regional University]. - 2011. - № 1. [in Russian]

5. Marinina A.E. Ispol'zovanie veb-zadanij pri obuchenii inostrannomu yazy'ku [Using web tasks when teaching a foreign language]. / A.E. Marinina // Problems of teaching a professionally oriented foreign language at a university; - Ryazan': Koncepciya, 2019. [in Russian]

6. Serkevich E.I. Role-igrovoj metod v izuchenii inostrannogo yazy'ka v neyazy'kovom vuze [Roles-game method in learning a foreign language in a non-linguistic university]. / E.I. Serkevich, T.V. Timofeeva // The role of agrarian science in the development of forestry and agriculture of the Far East : Materials of the V National (All-Russian) Scientific and Practical Conference, December 6-7, 2021; - Ussurijsk: FGBOU VO Primorskaya GSXA, 2021. [in Russian]

7. Timofeeva T.V. Osobennosti obucheniya inostrannomu yazy'ku studentov pokoleniya z [Characteristics of teaching a foreign language to students of generation z]. / T.V. Timofeeva // The role of agrarian science in the development of forestry and agriculture in the Far East : Materials of the IV National (All-Russian) Scientific and Practical Conference; - Ussurijsk: FGBOU VO Primorskaya GSXA, 2020. [in Russian]

8. Timofeeva T.V. Razvitie professional'noj kompetencii obuchayushhixsya na zanyatiyax po inostrannomu yazy'ku v neyazy'kovom vuze [Improvement of professional competence of students in foreign language classes at a non-linguistic university]. / T.V. Timofeeva // Theory and practice of modern agricultural science : Collection of the V National (All-Russian) Scientific Conference with international participation, Novosibirsk, February 28, 2022.; - Novosibirsk: Zolotoj kolos, 2022. [in Russian]

9. Fedorov A.V. Mediaobrazovanie v SShA, Kanade i Velikobritanii [Media education in the USA, Canada and the UK] / A.V. Fedorov, A.A. Novikova - Taganrog: Kuchma, 2007. - 254 p. [in Russian]

10. Firsova S.V. Primenenie veb-kvest texnologii pri obuchenii inostrannomu yazy'ku v neyazy'kovom vuze [The use of web-quest technology in teaching a foreign language in a non-linguistic university] / S.V. Firsova - M.: RUSAJNS, 2017. -152 p. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.