Научная статья на тему 'Веб-квест как средство развития учебной мотивации на уроках русского языка во втором классе'

Веб-квест как средство развития учебной мотивации на уроках русского языка во втором классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
веб-квест / средство обучения / учебная мотивация / младшие школьники / русский язык / web-quest / teaching aid / learning motivation / primary school students / Russian language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коврова Мария Александровна, Пагачева Карина Александровна

Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части направленности начального общего образования на формирование положительной мотивации в учебной деятельности, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования о формировании личностных результатов, связанных с проявлением познавательного интереса как компонента учебной мотивации в целом и на уроках русского языка в частности. С другой стороны, потребностью либо в пересмотре существующих методов и приемов формирования учебной мотивации на уроках русского языка, либо разработке новых, учитывающих особенности протекания психических процессов современных младших школьников, их интерес к современным информационно-коммуникационным технологиям. Цель исследования выявление педагогических условий развития учебной мотивации на уроках русского языка во втором классе в процессе применения веб-квеста. Применялись общелогические (анализ, дедукция, обобщение) методы и методы эмпирического исследования. Методологической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам формирования учебной мотивации, применения информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе, разработки теоретических и практических аспектов применения веб-квеста на уроках русского языка в начальной школе. Основным результатом статьи является обобщение информации, посвященной развитию учебной мотивации на уроках русского языка в начальной школе. Особое внимание уделено применению веб-квеста как эффективного средства развития учебной мотивации. Рассмотрены разные подходы к понятию «веб-квест», его структуре, педагогическим условиям применения на уроках русского языка в начальной школе, приведены результаты по созданию веб-квеста и его внедрению в учебный процесс во втором классе. Теоретической значимостью исследования являются результаты, которые расширяют представления о педагогических условиях развития учебной мотивации младших школьников на уроках русского языка, попытка систематизации знаний о веб-квесте как средстве обучения. Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации веб-квеста как одного из средств развития учебной мотивации второклассников на уроках русского языка. Полученные практические результаты могут быть использованы исследователями для дальнейшего изучения проблемы формирования учебной мотивации на уроках русского языка и поиска новых методов ее решения, учителями начальных классов для применения в образовательном процессе с целью повышения учебной мотивации на уроках русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коврова Мария Александровна, Пагачева Карина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Web-quest as a means of developing learning motivation in Russian language lessons in the second grade

The relevance of the study is determined, on the one hand, by the provisions of the Federal Law "On Education in the Russian Federation" in terms of the focus of primary general education on the formation of positive motivation in learning activitiy, the Federal State Educational Standard of Primary General Education on the formation of personal results associated with the manifestation of cognitive interest as a component of learning motivation in general and in Russian language lessons in particular. On the other hand, by the need to either revise the existing methods and techniques for developing learning motivation in Russian language lessons, or work out new ones that take into account the peculiarities of the mental processes of modern primary school students, their interest in modern information and communication technologies. The purpose of the study is to identify pedagogical conditions for the development of learning motivation in Russian language lessons in the second grade in the process of using a web quest. General logical methods (analysis, deduction, generalization) and empirical research methods were used. The works of domestic and foreign researchers on the problems of developing learning motivation, applying information and communication technologies in the pedagogical process, developing theoretical and practical aspects of web-quest use in Russian language lessons in primary school served as the methodological basis of the study. The main result of the article is generalization of information devoted to development of learning motivation in Russian language lessons in primary school. Particular attention is paid to application of web-quest as an effective means of learning motivation development. Different approaches to the concept of "web-quest", its structure, pedagogical conditions of application in Russian language lessons in primary school are considered, the results of creation of web-quest and its implementation in the educational process in the second grade are presented. The theoretical significance of the study is presented by the results that expand the understanding of pedagogical conditions necessary for learning motivation development of primary school students in Russian language lessons, an attempt to systematize knowledge about web-quest as a means of teaching. The practical significance of the study consists in the development and testing of a web quest as one of the means of developing the learning motivation of second-graders in Russian language lessons. The obtained practical results can be used by researchers for further study of the problem of developing learning motivation in Russian language lessons and searching for new methods of its solution, as well as by primary school teachers for use in the educational process in order to increase learning motivation in Russian language lessons.

Текст научной работы на тему «Веб-квест как средство развития учебной мотивации на уроках русского языка во втором классе»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 07 (июль) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241120 DOI 10.24412/2304-120X-2024-11120 УДК 372.46:004.9

Веб-квест как средство развития учебной мотивации на уроках русского языка во втором классе

Web-quest as a means of developing learning motivation in Russian language lessons in the second grade

Авторы статьи

L

Authors of the article

L

Коврова Мария Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Российская Федерация usr12019@vyatsu.ru ORCID 0000-0001-5922-5560

Пагачева Карина Александровна,

студент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Российская Федерация karinapagacheva@yandex.ru ORCID: 0009-0007-8079-7206

Конфликт интересов

Maria A. Kovrova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russian Federation usr12019@vyatsu.ru ORCID 0000-0001-5922-5560

Karina A. Pugacheva,

Student, Vyatka State University, Kirov, Russian Federation

karinapagacheva@yandex.ru

ORCID: 0009-0007-8079-7206

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

For citation

Коврова М. А., Пагачева К. А. Веб-квест как средство развития учебной мотивации на уроках русского языка во втором классе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 07. - С. - 295308. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241120.htm -DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11120

M. A. Kovrova, K. A. Pugacheva, Web-quest as a means of developing learning motivation in Russian language lessons in the second grade // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 07. - P. -295-308. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241120.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11120

Поступила в редакцию Received 13.05.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 16.06.24

Принята к публикации Accepted for publication 16.06.24 Опубликована Published 31.07.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Коврова М. А., Пагачева К. А., 2024

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части направленности начального общего образования на формирование положительной мотивации в учебной деятельности, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования о формировании личностных результатов, связанных с проявлением познавательного интереса как компонента учебной мотивации в целом и на уроках русского языка в частности. С другой стороны, потребностью либо в пересмотре существующих методов и приемов формирования учебной мотивации на уроках русского языка, либо разработке новых, учитывающих особенности протекания психических процессов современных младших школьников, их интерес к современным информационно-коммуникационным технологиям. Цель исследования - выявление педагогических условий развития учебной мотивации на уроках русского языка во втором классе в процессе применения веб-квеста. Применялись общелогические (анализ, дедукция, обобщение) методы и методы эмпирического исследования. Методологической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам формирования учебной мотивации, применения информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе, разработки теоретических и практических аспектов применения веб-квеста на уроках русского языка в начальной школе. Основным результатом статьи является обобщение информации, посвященной развитию учебной мотивации на уроках русского языка в начальной школе. Особое внимание уделено применению веб-квеста как эффективного средства развития учебной мотивации. Рассмотрены разные подходы к понятию «веб-квест», его структуре, педагогическим условиям применения на уроках русского языка в начальной школе, приведены результаты по созданию веб-квеста и его внедрению в учебный процесс во втором классе. Теоретической значимостью исследования являются результаты, которые расширяют представления о педагогических условиях развития учебной мотивации младших школьников на уроках русского языка, попытка систематизации знаний о веб-квесте как средстве обучения. Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации веб-квеста как одного из средств развития учебной мотивации второклассников на уроках русского языка. Полученные практические результаты могут быть использованы исследователями для дальнейшего изучения проблемы формирования учебной мотивации на уроках русского языка и поиска новых методов ее решения, учителями начальных классов для применения в образовательном процессе с целью повышения учебной мотивации на уроках русского языка.

Ключевые слова

Abstract

The relevance of the study is determined, on the one hand, by the provisions of the Federal Law "On Education in the Russian Federation" in terms of the focus of primary general education on the formation of positive motivation in learning activitiy, the Federal State Educational Standard of Primary General Education on the formation of personal results associated with the manifestation of cognitive interest as a component of learning motivation in general and in Russian language lessons in particular. On the other hand, by the need to either revise the existing methods and techniques for developing learning motivation in Russian language lessons, or work out new ones that take into account the peculiarities of the mental processes of modern primary school students, their interest in modern information and communication technologies. The purpose of the study is to identify pedagogical conditions for the development of learning motivation in Russian language lessons in the second grade in the process of using a web quest. General logical methods (analysis, deduction, generalization) and empirical research methods were used. The works of domestic and foreign researchers on the problems of developing learning motivation, applying information and communication technologies in the pedagogical process, developing theoretical and practical aspects of web-quest use in Russian language lessons in primary school served as the methodological basis of the study. The main result of the article is generalization of information devoted to development of learning motivation in Russian language lessons in primary school. Particular attention is paid to application of web-quest as an effective means of learning motivation development. Different approaches to the concept of "web-quest", its structure, pedagogical conditions of application in Russian language lessons in primary school are considered, the results of creation of web-quest and its implementation in the educational process in the second grade are presented. The theoretical significance of the study is presented by the results that expand the understanding of pedagogical conditions necessary for learning motivation development of primary school students in Russian language lessons, an attempt to systematize knowledge about web-quest as a means of teaching. The practical significance of the study consists in the development and testing of a web quest as one of the means of developing the learning motivation of second-graders in Russian language lessons. The obtained practical results can be used by researchers for further study of the problem of developing learning motivation in Russian language lessons and searching for new methods of its solution, as well as by primary school teachers for use in the educational process in order to increase learning motivation in Russian language lessons.

Key words

веб-квест, средство обучения, учебная мотивация, младшие школьники, русский язык

web-quest, teaching aid, learning motivation, primary school students, Russian language

Благодарности

Acknowledgements

Авторы выражают благодарность коллективу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназия № 46 города Кирова за активный отклик в организации педагогического эксперимента.

The authors express their gratitude to the staff of the municipal budgetary educational institution Gymnasium No. 46 in the city of Kirov for their active response in organizing a pedagogical experiment.

Введение / Introduction

Одной из задач начального общего образования является развитие положительной мотивации младших школьников к учебной деятельности [1]. Так, уровень мотивации, обеспечивающий стремление к познанию нового, занимает значимое место

среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [2]. Среди сформированных личностных характеристик младшего школьника выделяются в том числе следующие: выражающие познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке [3].

Высокую значимость сформированная учебная мотивация имеет на уроках русского языка. Данный учебный предмет приобретает особое значение в развитии обучающегося именно на ступени начального общего образования. Его изучение способствует развитию интеллектуальных способностей младших школьников, формированию навыков анализа информации и самостоятельной учебной деятельности. Владение русским языком на высоком уровне позволяет успешно и точно выражать свои мысли, чувства и взгляды, способствует социализации и формированию личностных качеств. Изучение русского языка не только обогащает культурное наследие, но и помогает усвоить социокультурные ценности и нормы поведения, формируя внутреннюю позицию личности обучающегося [4]. Однако существующие методы и средства активизации учебной мотивации утрачивают свою актуальность в отношении современных школьников, поэтому существует потребность в поиске новых эффективных методов и средств ее повышения, а также в описании педагогических условий их применения.

Обзор литературы / Literature review

Коллектив авторов-разработчиков под руководством Н. Ф. Виноградовой справедливо отмечает, что становление личностных новообразований младшего школьника, в том числе учебной мотивации, - процесс длительный. Среди особенностей организации этого процесса исследователи называют интеграцию урочной и внеурочной деятельности с учетом характера деятельности обучающихся и формы ее организации, свойственных конкретному учебному предмету [5].

Проблема формирования учебной мотивации активно изучалась и продолжает изучаться отечественными и зарубежными исследователями.

Понятие «учебная мотивация», категории мотивов, связанные непосредственно с учебной деятельностью и с положением ребенка в обществе, определены Л. В. Божович [6]. А. К. Маркова разработала классификацию учебных мотивов и описала инструменты, которые влияют на их развитие [7]. Г. И. Щукина представила особенности строения и развития мотивационной сферы личности детей, описала характеристики отдельных ведущих мотивов учения [8]. Б. Ф. Скиннер определил, что учебная мотивация развивается путем подкреплений поведения [9]. О. А. Дюжева в свою очередь охарактеризовала педагогические условия успешного формирования учебной мотивации [10].

Достижения отечественной и зарубежной педагогики и психологии в решении проблемы развития учебной мотивации в целом и младших школьников в частности позволяют сделать выводы, важные для нашего исследования:

- Совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников, является «учебной мотивацией». К основным типам учебных мотивов Л. И. Божович относит познавательные - они напрямую связаны с содержанием и процессом обучения, происходят непосредственно из учебной деятельности - и социальные -происходят из взаимоотношений обучающегося и окружающей среды, куда входят взаимоотношения с родителями, педагогами, оценки и т. д. [11]

- Организация педагогического процесса требует учета особенностей разных видов мотивов, но в первую очередь познавательных (овладение новыми знаниями),

учебно-познавательных (усвоение способов добывания информации), мотивов самообразования (приобретение знаний для самосовершенствования), выделенных А. К. Марковой [12].

- Необходимо знать и учитывать виды подкрепления мотивации: позитивное и негативное поощрения, а также позитивное и негативное наказания, выделенные и описанные Б. Ф. Скиннером [13]. Опора должна быть на позитивное эмоциональное подкрепление.

- Включение детей в активные виды деятельности, а также привлечение их к взаимодействию поддерживают мотивацию [14].

- Важными условиями, влияющими на развитие учебной мотивации, являются: содержание учебного материала, организация учебной деятельности (средства, методы и формы обучения), учет возрастных особенностей обучающихся, применение на уроке приемов стимулирования познавательного интереса, целенаправленное и систематическое соблюдение учителем педагогических условий [15].

- Положительное влияние на развитие учебной мотивации оказывает применение проблемно-поисковых ситуаций, побуждающих к дискуссии, размышлениям и поискам; игровые технологии; педагогическое мастерство учителя - эрудиция, манеры, жестикуляция, речь, эмоциональность, преподнесение содержания учебного материала интересно; здоровое соперничество среди обучающихся через выполнение заданий, посильных для всех обучающихся, изучение нового материала с опорой на старые знания; педагогическое стимулирование, т. е. создание положительного эмоционального настроя через доброжелательную атмосферу в коллективе, авансирование успешного результата, высокую оценку детали и поддержку при неудачах [16].

- Среди условий формирования учебной мотивации в федеральной образовательной программе начального общего образования отмечается выбор методов, технологий, интерактивных форм учебной работы, стимулирующих познавательную мотивацию [17].

Проанализировав исследования, мы выделили характеристику уровней учебной мотивации (см. таблицу).

Характеристика уровней учебной мотивации

Уровень Характеристика

Высокий У обучающегося сформировано положительное отношение к школе; увлечен учебным материалом, внимателен на уроке; у него возникает устойчивый познавательный интерес независимо от внешних требований; ставит и осознает цель деятельности, с интересом выполняет задания дома и в школе; проявляет инициативу выполнять дополнительные задания, участвовать в различных мероприятиях; может адекватно осуществлять самоанализ учебной деятельности, а также самостоятельно указывает на необходимость самосовершенствования и саморазвития

Средний У обучающегося сформировано положительное представление о школе, предмете; обучающийся с периодичностью проявляет интерес к заданиям, познавательный интерес возникает к способам выполнения нового вида упражнений, но не к системе; нечетко воспроизводит цель урока; выражено преобладание желания выполнять домашние задания, нежели работать в классе; принимает участие в олимпиадах, если ему интересно, а также осуществляет самооценку учебной деятельности, указывая более чем на одну сферу школьной жизни

Низкий Обучающийся безразлично относится к школе; проявляет малый интерес к учебному материалу; не всегда внимателен на уроке; интерес может возникать к новому материалу, который касается конкретных фактов, но не теории; неверно формулирует цель учебной деятельности, не всегда выполняет задания в школе, редко выполняет домашние задания; не желает выполнять дополнительные задания и участвовать в олимпиадах; с трудом выполняет самоанализ, указывая лишь на одну сферу школьной жизни

Изучение проблемы учебной мотивации как проблемы частнометодической, а именно в рамках изучения предмета «Русский язык» за последние 20 лет, представлено небольшим количеством исследований. Можно назвать диссертации О. В. Канарской «Научные основы формирования мотивации при обучении русскому языку» 1998 года [18], Ю. В. Нефедовой «Пути формирования учебной мотивации на уроках русского языка» 2002 года [19], О. В. Нартовой «Педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности учащихся в открытом образовательном пространстве» 2011 года [20]. Однако среди представленных работ отсутствуют труды, посвященные созданию практических пособий и средств по развитию учебной мотивации младших школьников на уроках русского языка.

Результаты исследований Н. В. Ивановой, О. В. Колесовой, направленных на развитие учебной мотивации современных младших школьников, подтверждают, что уровень учебной мотивации низкий и существует потребность в создании условий для его повышения [21].

Анализ исследований, посвященных развитию учебной мотивации на уроках русского языка, позволил выделить следующие методы, средства и условия. Так, «языковое портфолио», по мнению Л. В. Вершининой, позволяет повлиять на развитие учебной мотивации через смещение акцента с оценки обучающегося на самоанализ [22]; «метод обучения в сотрудничестве», по мнению Е. Ш. Багандовой, позволяет повлиять на развитие учебной мотивации через взаимодействие обучающихся в малых группах [23]; интерактивные методы обучения, с точки зрения О. К. Кузьминой, позволяют повлиять на развитие учебной мотивации через диалоговый формат работы [24]; информационно-коммуникационные технологии, по мнению О. В. Подороги, дают возможность создавать проблемно-поисковые ситуации, которые способствуют активизации интереса детей, их мыслительных процессов и, как следствие, развитию учебной мотивации в целом [25]. Кроме того, по мнению В. В. Кучиной, цифровые технологии предполагают частую смену видов деятельности в учебной деятельности, что также положительно влияет на учебную мотивацию [26]; применение здоро-вьесберегающих и игровых технологий снимает эмоциональное напряжение, создает положительный настрой, что, по мнению О. Ю. Выдрика, создает условия для поддержания учебной мотивации детей [27]. Большим потенциалом в повышении учебной мотивации, с точки зрения К. В. Зуевой, обладает проведение предметных недель и олимпиад [28] и создание творческих работ по предмету, как считает Л. Л. Турча-нова [29]. Указанные виды работ позволяют углубиться в содержание учебного предмета, увидеть его красоту, а выполнение нестандартных заданий, требующих активной работы ума, поддерживает и развивает познавательный интерес к предмету.

В последние годы в образовательный процесс активно вводятся квестовые технологии, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, куда входят веб-квесты. Исследования, проведенные Б. Райан и А. Ваттед в Израиле, доказывают, что применение цифровых (информационно-коммуникационных) технологий в образовании оказывает положительное влияние на развитие учебной мотивации, а также способствует значительному улучшению освоения теории [30]. Авторы проверяли эффективность применения игровой платформы Ка^о^ которую, по нашему мнению, можно использовать для создания этапов работы в веб-квесте. Было выявлено, что ее применение оказывает значимое воздействие на повышение уровня познавательного интереса, что является неотъемлемой частью учебной мотивации, а также помогает создать динамичную и увлекательную среду обучения.

Результаты исследования К. Ломос, у. Сейнеке и других также подтверждают, что применение образовательных средств, включающих игровую задачу, способствует повышению уровня учебной мотивации младших школьников. Это происходит при соблюдении педагогических условий, а именно за счет поощрений и одобрений детей со стороны учителя [31].

В исследованиях Р. Р. Нурмиевой и Н. О. Першиной под веб-квестом понимается такое средство обучения, которое представляет собой игру, состоящую из нескольких этапов; задания для каждого этапа создаются с помощью онлайн-сервисов; веб-квест размещается в сети Интернет [32]. Л. С. Свидина и В. А. Ятманов представили классификацию веб-квестов по длительности: кратковременные и долговременные, рассчитанные на одно или несколько занятий соответственно; по содержанию: предметные и межпредметные. По нашему мнению, для развития учебной мотивации на уроках русского языка можно использовать разные виды веб-квестов. Это будет зависеть от тех задач, которые ставит учитель [33].

К. В. Митина проанализировала популярные структуры веб-квеста и выделила введение, прохождение этапов, оценивание результатов на каждом этапе, заключение [34]. По нашему мнению, указанная структура соответствует этапам урока русского языка, способствует развитию регулятивных действий младших школьников, а моментальная обратная связь поддерживает интерес.

О. А. Минеева считает, что, с одной стороны, для создания веб-квестов разработаны онлайн-сервисы и платформы, которые оснащены необходимыми инструментами. С другой стороны, педагог может создать каждое задание на отдельных платформах и объединить веб-квест на одном сайте, презентации с помощью системы гиперссылок [35].

Веб-квест объединяется общим сюжетом (легендой), в который вводится герой. Он испытывает трудности в каких-либо областях знания и нуждается в помощи детей для их преодоления. Выполняя задания веб-квеста, ребенок решает учебные задачи, связанные с конкретным предметом, например русским языком или комплексом предметов. При этом решение учебных задач для ребенка становится не тяжелой ношей, которая вызывает отторжение, а наоборот, облеченная в игровую форму учебная задача вызывает интерес. В этом отношении веб-квест позволяет активизировать познавательный интерес ребенка к изучаемой теме.

Если говорить о структуре веб-квеста, то введение содержит описание данного веб-квеста, включает легенду, рассказ или видеообращение, вводится персонаж игры. Цель введения - активизация познавательного интереса через создание проблемной ситуации, решение которой направляет дальнейшие действия обучающихся. На данном этапе дети знакомятся с правилами и условиями прохождения веб-квеста. Отличительной чертой веб-квеста, которую выделяют исследователи, является поиск отгадки (ключа) [36]. Ключ - это условное название средства, которое помогает решить проблему, с которой столкнулся герой. Ключ может быть представлен в виде карты, пословицы, фрагмента текста с указанием номера строки, слова и т. п. Для поиска ключа необходимо пройти испытания, представленные в виде заданий. Успешное прохождение каждого испытания сопровождается получением фрагмента ключа -элемента карты, изображения, слова из фразы, схемы, таблицы и т. д.

Этапы веб-квеста включают выполнение заданий, которые могут быть расположены на различных образовательных платформах. Количество этапов и заданий на каждом из них зависит от образовательных задач, которые ставит учитель перед собой, от возраста обучающихся, уровня сложности самих заданий и от того, на какой

период рассчитана работа с веб-квестом. Е. И. Багузина отмечает, что задания в веб-квесте могут быть представлены в различных видах, например, таких как «нахождение пары», «составление классификации», «заполнение пропусков», «составление таблиц соответствий», «составление хронологических линеек» [37]. Выполнение заданий веб-квеста сопровождается получением фрагмента ключа, который мотивирует обучающихся к дальнейшему прохождению этапов веб-квеста. Фрагменты ключа, полученные по прохождении каждого этапа, и будут «оцениванием этапов веб-квеста».

На заключительном этапе участники складывают найденные фрагменты в общую карту, схему, изображение, предложение, текст и т. п. и решают проблемную ситуацию, помогают герою. На этом веб-квест считается пройденным.

Кроме указанных компонентов, как отмечают Р. Р. Нурмиева и Н. О. Першина, веб-квест может содержать ссылки на разработанные задания, методические рекомендации для учителей, шаблоны для работы с веб-квестом и пр. [38]

Проведение веб-квеста возможно в компьютерном классе, когда каждый ребенок работает отдельно за своим компьютером [39]. Однако, как справедливо отмечает K. Видони, при использовании веб-квеста в образовательной деятельности наряду с индивидуальной работой обучающихся важно создавать условия для их фронтальной, коллективной и групповой работы [40].

Следует сказать о том, что исследователи П. Х. Роиг, С. Алькасар, K. Джилли отмечают: работа с веб-квестом обеспечивает вовлеченность каждого обучающегося в образовательный процесс, что приводит к высокой активности, заметному познавательному интересу детей на уроке, что в целом повышает их успеваемость и улучшает обучение [41]. Кроме того, мы согласны с мнением Ф. Сэрролл, Р. Фарук о том, что, работая с подобными средствами обучения, дети осознают важность цифровой экосистемы, а также свою значимость в цифровом мире [42].

Таким образом, веб-квест как современное средство обучения позволяет, с одной стороны, активизировать учебную мотивацию младших школьников на уроках русского языка, с другой стороны, имеется недостаток теоретических и практических результатов их применения в образовательном процессе. Остается нераскрытым вопрос организационно-методических условий применения веб-квеста на уроке русского языка.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Методы исследования основывались на принципах системного подхода. Применялись общелогические (анализ, дедукция, обобщение) и методы эмпирического исследования. Теоретической базой исследования стал анализ научных публикаций, посвященных вопросам развития учебной мотивации младших школьников. В качестве диагностической работы мы использовали диагностики направленности учебной мотивации Т. Д. Дубовицкой [43] и методику «Лесенка уроков» М. В. Матюхиной (в ред. Н. В. Елфимовой) [44].

Педагогический эксперимент был проведен на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 46» города Кирова. В исследовании приняли участие обучающиеся вторых классов в количестве 56 человек. Оба класса обучались по учебно-методическому комплексу «Начальная школа XXI века».

Результаты исследования / Research results

Анализ результатов, полученных по диагностике направленности учебной мотивации Т. Д. Дубовицкой, показал, что в экспериментальной группе преобладал

средний уровень учебной мотивации, а именно 67,9% (19 человек), в то время как в контрольной группе преобладал высокий уровень учебной мотивации - 60,7% (17 человек) (рис. 1).

04

Г~ Г-7

I

ill In

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рис. 1. Уровень сформированности учебной мотивации на уроках русского языка на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах (%)

Результаты диагностики «Лесенка уроков» М. В. Матюхиной свидетельствовали об отрицательном отношении обучающихся к предмету «Русский язык» в обеих группах (рис. 2). На диаграмме видно, что в экспериментальной группе оно было выявлено у 53,6% (15 человек) обучающихся, и в контрольной группе оно было выявлено у 64,3% (18 человек) обучающихся.

из S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ill иИ

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рис. 2. Уровень отношения обеих групп к предмету русский язык на констатирующем этапе (%)

На основе полученных результатов с учетом условий гипотезы (формулировка и содержание заданий веб-квеста носит проблемный, частично-поисковый характер; задания веб-квеста представлены в различных видах; веб-квест применяется на этапах закрепления изученного материала; использованы приемы вовлечения каждого ребенка в процесс прохождения веб-квест: легенда, волшебные палочки Паппурата, поиск фрагментов карты) был разработан и апробирован веб-квест.

Структуру веб-квеста составили введение, этапы, оценивание этапов, оценка достижения обучающихся, заключение, использованные материалы и методические рекомендации. Рассмотрим их подробнее.

Введение было представлено легендой (рис. 3), в которой дети познакомились с главным героем Паппуратом и были погружены в проблемную ситуацию, которая заключалась в оказании помощи Паппурату в поиске потерянного сундука и познании тайны образования слов. Это способствовало пробуждению интереса детей к выполнению заданий.

Привет, 2-А класс! Я попугай Паппурат, и я очень хочу выучить русский язык!

Мне посоветовали вас как самых добрых, умных и трудолюбивых второклашек города Кирова. В знак благодарности я несу вам пиратскую карту, по которой мы могли бы найти сундук с подарками. Подлетая к Гимназии Дб, я увидел злодея, испугался, и кусочки карты рассыпались. Он собрал кусочки карты раньше меня и сказал, что я смогу получить их, если выполню ш заданий. Вы поможете мне выполнить задания и собрать все части пиратской карты?

Рис. 3. Скриншот легенды из веб-квеста

Далее - этапы веб-квеста, которые представлены в виде заданий, расположенных на образовательных платформах ШогёшаП и Ьеагт^Аррэ. Веб-квест включает 10 этапов и рассчитан на длительное время. Проводился один раз в неделю.

Приведем пример одного из заданий веб-квеста (рис. 4).

Задание упражнения. Распредели пары слов на две группы. Запиши в тетрадь и выдели корни. Расставь таблички в окошки. Проверь себя!

0:29

Краска -краситель Рыба-рыбак Цветок -цветник Лес-леса 1

Буря -бурный Кочка -кочки Страна -страны ЯШ

Рис. 4. Скриншот задания в Wordwall из веб-квеста

Для поддержания внимания детей к заданиям веб-квеста и для устранения однообразия мы использовали различные виды упражнений: найти пару, классификация, викторина с выбором правильного ответа, заполнить пропуски, таблица соответствий, кто хочет стать миллионером и др.

Задания из веб-квеста были проведены в разных формах: индивидуальной и парной, при этом проверка осуществлялась фронтально. Это способствовало здоровому соперничеству, включению обучающихся в коллективную работу, что также оказывало положительное влияние на развитие учебной мотивации.

Выполнив каждое задание, ребята получали фрагмент ключа-карты. Такой прием способствовал поддержанию интереса детей. Они с нетерпением ждали прохождения следующего этапа веб-квеста. После прохождения всех этапов обучающиеся собрали карту из фрагментов. Карта позволила им найти «потерянный сундук» Папуррата. В сундуке находились памятные значки о прохождении веб-квеста, а также тренажеры по русскому языку. Решение этой проблемной ситуации являлось «оценкой достижения обучающихся».

Дополнительно были разработаны методические рекомендации, шаблоны карты, значков в помощь учителям по организации и проведению веб-квеста.

Уроки русского языка с применением веб-квеста проводились систематически (один раз в неделю) в течение 10 недель на этапе закрепления изученного материала. В ходе работы учитель отметил, что обучающиеся с интересом выполняли задания веб-квеста и высказывали желание выполнять подобные задания дома. Кроме того, повышенную активность на уроке стали проявлять не мотивированные к урокам русского языка обучающиеся экспериментальной группы.

Результаты заключительного этапа (рис. 5) педагогического эксперимента показали, что уровень учебной мотивации в экспериментальной группе вырос на 14,3% (4 человека), в то время как в контрольной группе уровень учебной мотивации понизился на 10,7% (3 человека).

ID m

I I

ВЫСОКИМ УРОВЕНЬ СРЕДНИМ УРОВЕНЬ НИЗКИМ УРОВЕНЬ

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рис. 5. Уровень сформированности учебной мотивации на уроках русского языка на контрольном этапе в обеих группах (%)

т т

■ XI

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рис. 6. Уровень отношения обеих групп к предмету русский язык на контрольном этапе (%)

Результаты методики «Лесенка уроков» М. В. Матюхиной свидетельствовали о том, что в экспериментальной группе положительное отношение к русскому языку увеличилось на 17,9% (5 человек), в то время как в контрольной группе отношение к русскому языку осталось неизменным (рис. 6).

Применение веб-квеста на уроке русского языка действительно оказало положительное влияние на развитие учебной мотивации младших школьников. Об этом свидетельствуют и положительные отзывы, полученные от детей.

Заключение / Conclusion

Результаты исследования подтвердили повышенный интерес младших школьников к применению современных информационно-коммуникационных технологий, что выражалось в активной вовлеченности всех обучающихся в процесс решения учебных задач, представленных в непривычном для уроков формате веб-квеста. Отметили заинтересованность обучающихся в прохождении веб-квестов и во внеурочное время.

Полученные экспериментальные данные дополняют исследования, посвященные проблемам развития учебной мотивации детей. Применение современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе веб-квеста, в процессе обучения русскому языку, безусловно, способствует активизации познавательного интереса младших школьников, что в целом влияет и на учебную мотивацию. Однако исследование показало, что эффективность их применения повышается, если формулировка и содержание заданий веб-квеста носят проблемный, частично-поисковый характер; задания веб-квеста представлены в различных видах для поддержания интереса; веб-квест применяется на этапах закрепления изученного материала, чтобы дети могли почувствовать ситуацию успеха при опоре на уже имеющиеся знания; использованы приемы вовлечения каждого ребенка в процесс прохождения веб-квеста.

Авторами разработан веб-квест по русскому языку для 2-го класса, он дополнен методическими рекомендациями для учителей.

На основе полученных данных планируются исследования, связанные с дальнейшей разработкой веб-квестов для обучающихся 1-4-х классов, разработкой моделей применения веб-квестов по русскому языку при проведении уроков русского языка в компьютерном классе, фронтально в учебном кабинете и в качестве домашнего задания.

Ссылки на источники / References

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024). - Ст. 66. - П. 1.

2. Реализация требований ФГОС начального общего образования: метод. пособие для учителя / [Н. Ф. Виноградова и др.]; под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. - 292 с.

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (зарегистрирован 12.07.2023 № 74229). - С. 3860-3861.

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (зарегистрирован 12.07.2023 № 74229).

5. Реализация требований ФГОС начального общего образования: методическое пособие для учителя / [Н. Ф. Виноградова и др.]; под ред. Н. Ф. Виноградовой.

6. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 1972. - С. 7-44.

7. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

8. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

9. Skinner B. F. The behavior of organisms. - 2nd ed. - New York: Appleton-Century-Crofts, 1966. - 486 p.

10. Дюжева О. А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников. - Кострома, 2010. - 199 с.

11. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: изучение мотивации поведения детей и подростков.

12. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя.

13. Skinner B. F. The behavior of organisms.

14. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя.

15. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.

16. Дюжева О. А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников.

17. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (зарегистрирован 12.07.2023 № 74229). - С. 3864.

18. Канарская О. В. Научные основы формирования мотивации при обучении русскому языку (инновац. подход): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. - М., 1998. - 430 c.

19. Нефедова Ю. В. Пути формирования учебной мотивации на уроках русского языка: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2002. - 282 c.

20. Нартова О. В. Педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности учащихся в открытом образовательном пространстве: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Барнаул, 2011. - 259 с.: ил.

21. Иванова Н. В., Колесова О. В. Формирование учебной мотивации у младших школьников на уроках русского языка // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 133-137.

22. Вершинина Л. В. Языковое портфолио как метод развития учебной мотивации младших школьников // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы 14 междунар. науч.-практ. конф., Самара, 9-10 октября 2019 года. - Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2019. - С. 47-51.

23. Багандова Е. Ш. Методы формирования и развития учебной мотивации младших школьников // Методология и технология проектной деятельности в образовательном учреждении: сб. ст. по итогам проведения I Всерос. науч.-практ. конф. кафедры дошкольного и начального образования факультета педагогики и социальной работы Астраханского государственного университета. - Астрахань, 2021. - С. 26-29.

24. Кузьмина О. К. Особенности использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка в развитии учебной мотивации младших школьников // Вопросы педагогики. - 2022. - № 5-1. - С. 197-200.

25. Подорога О. В. Инновационные технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности младших школьников // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. - № 4. -С. 344-346.

26. Кучина В. В. Формирование мотивации к учебной деятельности у младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий // Наука и Образование. - 2020. - № 2. - С. 229.

27. Выдрик О. Ю. Игровые приемы как средство формирования учебной мотивации младшего школьника // Мотивация профессиональной деятельности через партнёрство в сфере образования: сб. работ по материалам Регион. науч.-практ. конф., 17 февраля 2016 г. Т. 1. - Губкин: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2016. - С. 50-51.

28. Зуева К. В. Формирование мотивации к учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения // Мир детства в современном образовательном пространстве. - 2022. -№ 13. - С. 43-45.

29. Турчанова Л. Л. Цифровые технологии как средство формирования учебной мотивации младших школьников // Инновации. Наука. Образование. - 2020. - № 23. - С. 1786-1792.

30. Rayan B., Watted A. Enhancing Education in Elementary Schools through Gamified Learning: Exploring the Impact of Kahoot! on the Learning Process // Educ. Sci. - 2024. - 14. - Р. 277.

31. Lomos C., Seineke U., Kesting F., Luyten J. W. The Design of Incentive Systems in Digital Game-Based Learning: How Primary School Children Interact with It. // Educ. Sci. - 2023. - 13. - Р. 668.

32. Нурмиева Р. Р., Першина Н. О. Использование веб-квест технологий в обучении иностранным языкам // Казанский вестник молодых учёных. - 2018. - № 5. - С. 187-190.

33. Свидина Л. С., Ятманов В. А. Применение веб-квестов в обучении учащихся начальной школы // Форум молодых ученых. - 2018. - № 4 (20). - С. 1310-1315.

34. Митина К. В., Чундерова К. А., Гребнева Д. М. Веб-квест как технология в учебном процессе // Наука и перспективы. - 2023. - № 1. - С. 3-8.

35. Минеева О. А., Лященко М. С., Поваренкина И. А. Исследование эффективности использования технологии веб-квест в образовательном контексте // Проблемы современного образования. - 2022. - № 77-4. - C. 250-254.

36. Шабалина Д. А., Ян Гуйюнь, Лубнина А. В. Особенности «веб-квеста» как игровой технологии обучения в условиях цифровой школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 10. - С. 72-86.

37. Багузина Е. И. Технология разработки веб-квестов при изучении студентами иностранного языка // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - № 2. - C. 262-265.

38. Нурмиева Р. Р., Першина Н. О. Использование веб-квест технологий в обучении иностранным языкам.

39. Шабалина Д. А., Ян Гуйюнь, Лубнина А. В. Особенности «веб-квеста» как игровой технологии обучения в условиях цифровой школы.

40. Vidoni K., Maddux C. Webqwest // Computers at the Schools. - 2002. - Vol. 19. - Is. 1. - Р. 101-117.

41. Roig P. J., Alcaraz S., Gilly K. et al. A Generic Multilevel Structure for Educational Escape Rooms // Educ. Sci. -2024. - 14. - Р. 488.

42. Carroll F., Faruque R., Hewage C. et al. The Journey to Making 'Digital Technology' Education a Community Learning Venture // Educ. Sci. - 2023. - 13. - Р. 428.

43. Дубовицкая Т. Д. Психолого-педагогическая диагностика учебного процесса: хрестоматия / сост. В. Л. Соколов. - М.: АНО «Психологическая электронная библиотека», 2008. - С. 303-308.

44. Зайцев С. В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников // Вопросы психологии. - 2016. - № 5. - С. 17-31.

1. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 25.12.2023) "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.04.2024) [Federal Law No. 273-FL of 12/29/2012 (as amended on 12/25/2023) "On Education in the Russian Federation" (with amendments and additions, effective from 04/01/2024)], st. 66, p. 1.

2. Vinogradova, N. F. et al. (2023). Realizaciya trebovanij FGOS nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Implementation of the requirements of the Federal State Educational Standard for Primary General Education]: metod. posobie dlya uchitelya, FGBNU "Institut strategii razvitiya obrazovaniya", Moscow, 292 p.

3. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 18.05.2023 № 372 "Ob utverzhdenii federal'noj obra-zovatel'noj programmy nachal'nogo obshchego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 372 dated 05/18/2023 "On Approval of the federal educational program of primary general education"] (zaregistrirovan 12.07.2023 № 74229), pp. 3860-3861.

4. Ibid.

5. Vinogradova, N. F. et al. (2023). Op. cit.

6. Bozhovich, L. I. (1972). Problema razvitiya motivacionnoj sfery rebenka: izuchenie motivacii povedeniya detej i po-drostkov [The problem of developing the motivational sphere of a child: the study of the motivation of behavior in children and adolescents], Pedagogika, Moscow, pp. 7-44.

7. Markova, A. K. (1983). Formirovanie motivacii ucheniya [Development of motivation for learning]: kn. dlya uchitelya, Prosveshchenie, Moscow, 96 p.

8. Shchukina, G. I. (1979). Aktivizaciya poznavatel'noj deyatel'nosti uchashchihsya v uchebnom processe [Stimulation of students' cognitive activity in the educational process], Prosveshchenie, Moscow, 160 p.

9. Skinner, B. F. (1966). The behavior of organisms, 2nd ed., Appleton-Century-Crofts, New York, 486 p. (in English).

10. Dyuzheva, O. A. (2010). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya uchebnoj motivacii shkol'nikov [Pedagogical conditions for the development of learning motivation among schoolchildren], Kostroma, 199 p.

11. Bozhovich, L. I. (1972). Op. cit.

12. Markova, A. K. (1983). Op. cit.

13. Skinner B. F. (1966). Op. cit.

14. Markova, A. K. (1983). Op. cit.

15. Shchukina, G. I. (1979). Op. cit.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Dyuzheva, O. A. (2010). Op. cit.

17. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 18.05.2023 № 372 "Ob utverzhdenii federal'noj obra-zovatel'noj programmy nachal'nogo obshchego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 372 dated 05/18/2023 "On Approval of the federal educational program of primary general education"] (zaregistrirovan 12.07.2023 № 74229), p. 3864.

18. Kanarskaya, O. V. (1998). Nauchnye osnovy formirovaniya motivacii pri obuchenii russkomu yazyku (innovac. pod-hod) [Scientific foundations of motivation development in teaching the Russian language (innovative approach)]: dis.... d-ra ped. nauk: 13.00.02, Moscow, 430 p.

19. Nefedova, Yu. V. (2002). Puti formirovaniya uchebnoj motivacii na urokah russkogo yazyka [Ways of developing learning motivation in Russian language lessons]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.02, Moscow, 282 p.

20. Nartova, O. V. (2011). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya motivacii uchebnoj deyatel'nosti uchashchihsya v otkrytom obrazovatel'nom prostranstve [Pedagogical conditions for the development of students' learning motivation in an open educational space]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Barnaul, 259 p.: il.

21. Ivanova, N. V., & Kolesova, O. V. (2022). "Formirovanie uchebnoj motivacii u mladshih shkol'nikov na urokah russkogo yazyka" [Development of learning motivation among primary school students in Russian language lessons], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 76-1, pp. 133-137.

22. Vershinina, L. V. (2019). "Yazykovoe portfolio kak metod razvitiya uchebnoj motivacii mladshih shkol'nikov" [Language portfolio as a method for developing learning motivation in primary school students], Vysshee gumanitarnoe obrazovanie XXI veka: problemy i perspektivy: materialy 14 mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Samara, 9-10 ok-tyabrya 2019 goda, Samarskij gosudarstvennyj social'no-pedagogicheskij universitet, Samara, pp. 47-51.

23. Bagandova, E. Sh. (2021). "Metody formirovaniya i razvitiya uchebnoj motivacii mladshih shkol'nikov" [Methods of formation and development of learning motivation in primary school students], Metodologiya i tekhnologiya proektnoj deyatel'nosti v obrazovatel'nom uchrezhdenii: sb. st. po itogam provedeniya I Vseros. nauch.-prakt. konf. kafedry doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya fakul'tetapedagogiki isocial'noj raboty Astrahanskogo gosudar-stvennogo universiteta, Astrahan', pp. 26-29.

24. Kuz'mina, O. K. (2022). "Osobennosti ispol'zovaniya interaktivnyh metodov obucheniya na urokah russkogo yazyka v razvitii uchebnoj motivacii mladshih shkol'nikov" [Specific features of interactive teaching methods use in Russian language lessons for the development of learning motivation in primary school students], Voprosy pedagogiki, № 5-1, pp. 197-200.

25. Podoroga, O. V. (2016). "Innovacionnye tekhnologii kak sredstvo formirovaniya motivacii uchebnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov" [Innovative technologies as a means of developing motivation for learning activities of primary school students], Razvitie sovremennogo obrazovaniya: teoriya, metodika i praktika, № 4, pp. 344-346.

26. Kuchma, V. V. (2020). "Formirovanie motivacii k uchebnoj deyatel'nosti u mladshih shkol'nikov sredstvami infor-macionno-kommunikacionnyh tekhnologij" [Development of motivation for learning in primary school students by means of information and communication technologies], Nauka i Obrazovanie, № 2, p. 229.

27. Vydrik, O. Yu. (2016). "Igrovye priemy kak sredstvo formirovaniya uchebnoj motivacii mladshego shkol'nika" [Gaming techniques as a means of developing the learning motivation of primary school students], Motivaciya profes-sional'noj deyatel'nosti cherez partnyorstvo v sfere obrazovaniya: sb. rabot po materialam Region. nauch.-prakt. konf., 17 fevralya 2016 g. T. 1, Belgorodskij gosudarstvennyj institut iskusstv i kul'tury, Gubkin, pp. 50-51.

28. Zueva, K. V. (2022). "Formirovanie motivacii k uchebnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov na urokah russkogo yazyka i literaturnogo chteniya" [Development of motivation for learning among primary school students in Russian language and literary reading lessons], Mir detstva vsovremennom obrazovatel'nom prostranstve, № 13, pp. 43-45.

29. Turchanova, L. L. (2020). "Cifrovye tekhnologii kak sredstvo formirovaniya uchebnoj motivacii mladshih shkol'nikov" [Digital technologies as a means of developing learning motivation in primary school students], Innovacii. Nauka. Obrazovanie, № 23, pp. 1786-1792.

30. Rayan, B., & Watted, A. (2024). "Enhancing Education in Elementary Schools through Gamified Learning: Exploring the Impact of Kahoot! on the Learning Process", Educ. Sci, 14, p. 277 (in English).

31. Lomos, C., Seineke, U., Kesting, F., & Luyten, J. W. (2023). "The Design of Incentive Systems in Digital Game-Based Learning: How Primary School Children Interact with It.", Educ. Sci, 13, p. 668 (in English).

32. Nurmieva, R. R., & Pershina, N. O. (2018). "Ispol'zovanie veb-kvest tekhnologij v obuchenii inostrannym yazykam" [Using web quest technologies in teaching foreign languages], Kazanskij vestnik molodyh uchyonyh, № 5, pp. 187-190.

33. Svidina, L. S., & Yatmanov, V. A. (2018). "Primenenie veb-kvestov v obuchenii uchashchihsya nachal'noj shkoly" [The use of web quests in teaching primary school students], Forum molodyh uchenyh, № 4 (20), pp. 1310-1315.

34. Mitina, K. V., Chunderova, K. A., & Grebneva, D. M. (2023). "Veb-kvest kak tekhnologiya v uchebnom processe" [Web quest as a technology in the educational process], Nauka i perspektivy, № 1, pp. 3-8.

35. Mineeva, O. A., Lyashchenko, M. S., & Povarenkina, I. A. (2022). "Issledovanie effektivnosti ispol'zovaniya tekhnologii veb-kvest v obrazovatel'nom kontekste" [Examination of the effectiveness of using web quest technology in educational context], Problemy sovremennogo obrazovaniya, № 77-4, pp. 250-254.

36. Shabalina, D. A., Yan Gujyun', & Lubnina, A. V. (2020). "Osobennosti "veb-kvesta" kak igrovoj tekhnologii obucheniya v usloviyah cifrovoj shkoly" [Characteristics of the "web quest" as a gaming technology for teaching in a digital school], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 10, pp. 72-86.

37. Baguzina, E. I. (2010). "Tekhnologiya razrabotki veb-kvestov pri izuchenii studentami inostrannogo yazyka" [Technology of developing web quests for students studying a foreign language], Znanie. Ponimanie. Umenie, № 2, pp. 262-265.

38. Nurmieva, R. R., & Pershina, N. O. (2018). Op. cit.

39. Shabalina, D. A., Yan Gujyun', & Lubnina, A. V. (2020). Op. cit.

40. Vidoni, K., & Maddux, C. (2002). "Webqwest", Computers at the Schools, vol. 19, is. 1, pp. 101-117 (in English).

41. Roig, P. J., Alcaraz, S., Gilly, K. et al. (2024). "A Generic Multilevel Structure for Educational Escape Rooms", Educ. Sci, 14, p. 488 (in English).

42. Carroll, F., Faruque, R., Hewage, C. et al. (2023). "The Journey to Making 'Digital Technology' Education a Community Learning Venture", Educ. Sci, 13, p. 428 (in English).

43. Dubovickaya, T. D. (2008). Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika uchebnogo processa [Psychological and pedagogical diagnostics of the educational process]: hrestomatiya, ANO "Psihologicheskaya elektronnaya biblioteka", Moscow, pp. 303-308.

44. Zajcev, S. V. (2016). "Situaciya vybora kak sredstvo diagnostiki uchebnoj motivacii i samoocenki u mladshih shkol'nikov" [The choice situation as a means of diagnosing learning motivation and self-esteem in primary school students], Voprosy psihologii, № 5, pp. 17-31.

Вклад авторов

М. А. Коврова - разработка концепции, анализ и обобщение данных литературы, редактирование, описание и интерпретация результатов исследования, критический анализ и редактирование статьи, написание выводов.

К. А. Пагачева - разработка концепции, обзор литературы, проведение исследования, сбор и систематизация данных, описание результатов исследования, подготовка текста статьи.

Contribution of the authors

M. A. Kovrova - concept development, analysis and generalization of literature data, editing, description and interpretation of research results, critical analysis and editing of the article, writing conclusions.

K. A. Pagacheva - concept development, literature review, conducting research, collecting and systematizing data, describing research results, preparing the text of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.