Научная статья на тему 'VBM-подход для определения стоимости компании'

VBM-подход для определения стоимости компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
777
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
VBM-ПОДХОД / СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ / ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ / ПОКАЗАТЕЛЬ EVA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Елизавета Игоревна, Печёнкина Наина Сергеевна

В данной статье рассматривается стоимость компании не только в качестве показателя эффективности её деятельности, но и как важнейшая цель её существования. Рассчитывать стоимость организаций можно различными методами, одним из которых является VBM-подход (Value Based Management). Проанализируем его основополагающие принципы, историческое развитие, достоинства, недостатки, а также принципы использования при расчете стоимости конкретной организации путем использования показателя EVA (Economic Value Added) экономической добавленной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «VBM-подход для определения стоимости компании»

VBM-APPROACH TO DETERMINE A COMPANY'S VALUE 1 2 Stepanova E. , Pechyonkina N. (Russian Federation)

VBM-ПОДХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ

КОМПАНИИ 12 Степанова Е. И. , Печёнкина Н. С. (Российская Федерация)

1Степанова Елизавета Игоревна / Stepanova Elizaveta - студент;

2Печёнкина Наина Сергеевна /Pechyonkina Nairn - студент, кафедра корпоративного управления и финансов, факультет корпоративной экономики и предпринимательства,

Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск

Abstract: this article discusses the value of the company not only as an indicator of the effectiveness of its activities, but also as the most important goal of its existence. To calculate the cost of organizations can be different methods, one of which is the VBM-approach (Value Based Management). Analyse its basic principles, historical development, advantages, disadvantages and principles of use when calculating the cost of a specific organization through the use of EVA indicator (Economic Value Added). Аннотация: в данной статье рассматривается стоимость компании не только в качестве показателя эффективности её деятельности, но и как важнейшая цель её существования. Рассчитывать стоимость организаций можно различными методами, одним из которых является VBM-подход (Value Based Management). Проанализируем его основополагающие принципы, историческое развитие, достоинства, недостатки, а также принципы использования при расчете стоимости конкретной организации путем использования показателя EVA (Economic Value Added) - экономической добавленной стоимости.

Keywords: VBM-approach, company value, cash flows, the EVA indicator.

Ключевые слова: VBM-подход, стоимость компании, денежные потоки,

показатель EVA.

Одной из наиболее важных целей существования любой компании является увеличение её прибыльности, повышение интереса стейкхолдеров к ней, в частности акционеров, заинтересованных в покупке акций данной компании. Вместе эти факторы непременно будут способствовать росту её стоимости. В связи с этим в последнее время значительно возрос интерес к концепции управления стоимостью компании.

В мировой практике для этого широко применяется VBM-подход (Value Based Management). Это управление, нацеленное на измерение стоимости компании посредством дисконтирования свободных будущих денежных потоков.

VBM-подход появился в результате преобразования различных финансовых показателей. Их история начинается в 20-х годах прошлого века, когда в оборот вошла модель Дюпона и метод, основанный на доходности инвестиций (ROI). После этого в течение долгих 50-ти лет не появлялось никаких новых подходов, пока в 70-е годы не начали оценивать стоимость компаний через цену собственного капитала. А позднее, в 80-х годах, акцент в оценке стоимости делался на доходности собственного капитала (ROE), чистых активов (RONA) и собственных активов (ROA). Все эти подходы объединяет то, что, во-первых, их показатели в большей мере отражали интересы не акционеров, а менеджеров, а, во-вторых, они в большей степени были ориентированы на использование данных отчетностей прошлых периодов. Поэтому в 90-х годах начали активно использоваться подходы, основанные на экономической добавленной стоимости (EVA), рыночной добавленной стоимости (MVA), на доходности инвестиций на основе потока денежных средств (CFROI), а также метод сбалансированной системы

показателей (BSC). Эти подходы, основанные на максимизации акционерного капитала, послужили фундаментом для создания VBM-подхода, который был призван устранить недостатки используемых ранее финансовых показателей [1].

Изучению стоимости компании посвящены работы таких людей, как Т. Коупленд, М. К. Скотт, С. В. Валдайцев, В. Е. Есипов, В. Е. Хруцкий, Е. Н. Лобанова и многие другие.

Максимизация стоимости во многом основана на бесперебойном цикле принятия оперативных и стратегических решений. Поэтому, чтобы предотвратить сомнения в актуальности и целесообразности данного подхода, следует сказать, что он охватывает все уровни управления, что благоприятно сказывается на эффективности принятия управленческих решений, а это в свою очередь дает долгосрочные конкурентные преимущества через использование будущих возможностей в решении существующих задач [3].

Однако, рассматривая любые процессы и явления, нельзя говорить только об их положительных качествах. Поэтому честным будет упомянуть и недостатки VBM-подхода:

• Поскольку в данном подходе акцент делается на использовании денежных потоков, дисконтируемых по рассчитываемой ставке дисконтирования, то стоимость бизнеса очень трудно будет оценить объективно;

• Несовершенство финансового рынка не позволяет с абсолютной точностью оценить рыночную стоимость акций компании;

• Не все собственники заинтересованы в увеличении стоимости своих компаний, поскольку многие больше ориентированы на получение краткосрочных выгод;

• Стремление увеличить стоимость бизнеса может привести к снижению налоговых выплат, что будет противоречить общественным нормам.

Говоря об использовании VBM-подхода на практике, особое внимание уделяется показателю EVA (Economic Value Added), на основе которого и строится данный подход. Экономическая добавленная стоимость показывает, насколько эффективно предприятие использует свой капитал. Чем выше значение этого показателя, тем выше эффективность [1].

Для того чтобы лучше разобраться в данном показателе и всем VBM- подходе, рассмотрим использование экономической добавленной стоимости на примере конкретной организации - АО Центр Комплектации «СЭЛЛ», которая занимается комплексными поставками современного электрооборудования, кабельно-проводниковой и светотехнической продукции.

Для расчета экономической добавленной стоимости необходимо учитывать такие показатели, как чистая прибыль, капиталы и резервы, долгосрочные обязательства, а также WACC (средневзвешенная стоимость капитала).

Для выбранной организации эти критерии в числовом выражении будут представлены следующим образом:

• Чистая прибыль - 1 082 800 руб.;

• Капитал и резервы - 21 417 200 руб.;

• Долгосрочные обязательства - 15 011 610 руб.;

• Показатель WACC, представленный в виде рентабельности управления капиталом предприятия - 10%.

Таким образом, экономическая добавленная стоимость компании «СЭЛЛ» будет равна:

EVA = Ч истая пр и был ь —

WACC х (Кап итал и р ез ер в Ы1 + Долго ср оч н ыге о бя з ательства) = 1 082 800 — 1 0 % х (2 1 41 7 2 00 + 1 5 01 1 61 0) = — 2 5 60 081

Поскольку показатель является отрицательным, то можно сказать, что предприятие неэффективно использует свой капитал.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что, несмотря на перечисленные слабые стороны данной концепции, стоимость компании все же является наиболее честной и объективной характеристикой оценки эффективности управленческой деятельности, учитывающей потребности заинтересованных лиц, что в свою очередь делает VBM-подход наиболее эффективным способом управления организацией.

Литература

1. Бородин А. И., Макеева Е. Ю. Концепция управления стоимостью компании // В сборнике: Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». Выпуск № 1, 2013.

2. Бородина Ю. Б. Статистическое исследование показателей экономического роста потребительской кооперации: диссертация канд. экон. наук. Новосибирск: СибУПК, 2006. 167 с.

3. Бородина Ю. Б., Отставных А. Ю. Состояние и тенденции развития нефинансовой отчетности российских компаний // В сборнике: Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований Материалы IX международной научно-практической конференции. North Charleston. USA. (11-12 июля 2016 г.). Н.-и. ц. «Академический», 2016. С. 162-169.

4. Каппес А. А. Применение метода шести шагов для определения ключевых показателей в интегрированной отчетности // В сборнике: Традиционная и инновационная наука: история, современные состояние, перспективы сборник статей Международной научно-практической конференции, 2016. С. 141-146.

MODELING OF CASH FLOWS FOR DIRECTIONS OF COMPANY'S OPERATIONS Batrshin R. (Russian Federation)

Batrshin Rim - student of Master's Degree Program in Economics, Department of corporate finance, Financial university under the government of the Russian Federation, Moscow

Abstract: currently, there is increasing interest in the cash flows in the financial management as a management object, because namely the consideration of cash flow allows companies to assess the development over time, and its financial condition at a particular date, recorded in the appropriate forms of financial statements, due to their material and the associated cash flows. Cash flows of the company are characterized by imbalances and uneven volumes of receipts and payments of funds in the context of individual time slots. On the one hand, this may lead to temporary shortages of funds, on the other - to the emergence of a significant amount of time available funds. Therefore, the main purpose of the operational cash flow management is to ensure synchronicity and balance of positive and negative flows at the time of occurrence and amount, thereby maintaining a sufficient level of solvency and financial stability, as well as the efficient use of temporarily free funds. For managerial decision-making is important to know which cash flows can generate enterprise itself. evident that the cash flows of the enterprise will vary depending on the range of manufactured products, their volume. therefore, for modeling the cash flows for the purpose of effective management of the enterprise, it is important to determine the amount of anticipated revenue. And she, in turn, depends on the volume of production, the level of prices and demand for the products. so the manager must take into account the possibility of its own production, the conditions of sale of products, the profitability of each product. Financial modeling cash flow management provides the ability to objectively predict the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.