Научная статья на тему 'Важный инструмент устойчивого развития'

Важный инструмент устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Важный инструмент устойчивого развития»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Важный инструмент устойчивого развития

В мае прошла IX Международная научно-практическая конференция «Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса», организованная Финансовым университетом и подкомитетом по корпоративному управлению и менеджменту Комитета по промышленному развитию Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ). Информационными партнерами конференции выступили Агентство социальной информации, газета «Экономика и жизнь» и CSRjournal, ведущий в СНГ информационноаналитический портал по вопросам КСО и устойчивого развития.

Конференция впервые проходила на двух площадках: в первый день — на территории ТПП РФ, во второй — в Финансовом университете. Это мероприятие — результат многолетней работы научной школы кафедры «Корпоративное управление» университета. В конференции приняли участие представители органов государственной власти, финансовых учреждений, общественных организаций, консалтинговых фирм и научного сообщества, ведущие эксперты, руководители и менеджеры компаний и фондов, ведущие российские ученые в данной области, а также преподаватели, аспиранты и магистранты. Только первый день конференции собрал более 90 человек из 136 зарегистрированных ее участников и слушателей.

Открыла конференцию проректор по научным исследованиям и разработкам, Заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор Финансового университета М. А. Федотова, которая отметила, что корпоративная социальная ответственность — не просто модная тема, ее идеи уже воплощены в отечественной деловой практике. Тем не менее многие вопросы еще остаются дискуссионными, требуют анализа и совместного обсуждения представителями бизнеса, власти и академических кругов. Одной из площадок для общих дискуссий ежегодно становится конференция «КСО и этика бизнеса». Отметив вклад

в данную проблематику научной школы университета, г-жа Федотова пожелала собравшимся плодотворной работы.

Пленарное заседание вела председатель подкомитета по корпоративному управлению и менеджменту Комитета по промышленному развитию ТПП РФ профессор, доктор экономических наук, заведующая кафедрой «Корпоративное управление» Финансового университета И. Ю. Беляева. По ее мнению, настало время объединить усилия, создав, например, ассоциации компаний, которые уделяют вопросам КСО много внимания и способствуют совершенствованию российской практики корпоративного управления, приближая его качество к мировому уровню. Говоря о целях и задачах конференции, г-жа Беляева пояснила, что в этом году она посвящена КСО как успешной бизнес-стратегии, а также затрагивает вопросы репутации и деловой этики. Кроме того предлагается рассмотреть трудности налаживания партнерских отношений между гражданским обществом, бизнесом и властью, прочие проблемы реализации КСО.

В ходе пленарного заседания выступил начальник отдела развития институтов корпоративного управления Минэкономразвития С. И. Абрамов, который ознакомил присутствующих с нововведениями и изменениями в корпоративном праве. Он отметил, в частности, что из-за задержки с принятием новых поправок в Гражданский кодекс (недавно они приняты в первом чтении) приостановилось и введение в корпоративное право других изменений, разработанных заинтересованными министерствами и ведомствами.

Заместитель руководителя департамента внешних коммуникаций ОАО «Уралсиб», председатель комитета по КСО Ассоциации менеджеров И. С. Соболев поделился с собравшимися своими наблюдениями в отношении качества нефинансовых отчетов российских компаний. Он отметил, что подобная отчетность нередко носит декларативный характер, не содержит конкретных и подробных данных. Кроме того, отсутствие методик, необходимых для составления такой отчетности, мешает российским экспертам прийти

к согласию при оценке уровня ответственности компаний. Он также отметил важную роль социального бизнеса, который позволяет социальным предприятиям заручиться поддержкой крупных корпораций и добиться хороших результатов в местных сообществах.

Продолжением поднятой темы стал доклад И. В. Коротецкого, руководителя группы по оказанию услуг в области корпоративного управления и устойчивого развития компании КПМГ (KPMG). Он рассказал о методах оценки взаимодействия компании с местными сообществами, о модели, которую использует для этой цели КПМГ, а также привел действующие в данной сфере международные стандарты. О важности такой работы, сказал докладчик, свидетельствуют недавние события в Казахстане и Кыргызстане, когда невнимание к интересам местных сообществ, отсутствие с ними диалога обернулись погромами со стороны населения, захватом местными жителями территорий компаний, столкновениями с полицией. В итоге вызванные этими событиями простои обернулись для компаний большими издержками, вынудили их значительно повысить уровень заработной платы, выполнить другие требования работников и населения.

С обзором корпоративной социальной деятельности российских компаний выступил известный российский эксперт в области КСО Ю. Е. Благов, директор центра корпоративной социальной ответственности им. ПрайсвотерхаусКуперс. Он представил концепцию «разделяемой ценности», предполагающей такое ведение бизнеса, которое повышает конкурентоспособность компании, одновременно улучшая экономические и социальные условия местных сообществ.

Партнер-руководитель отдела услуг в области устойчивого развития компании «Эрнст энд Янг» К. Л. Лещинская выступила с докладом на тему «Публичная нефинансовая отчетность в России: система регулирования и перспективы развития», рассказав о текущем состоянии дел в сфере публичной нефинансовой отчетности в России. По ее словам, публикация такой отчетности, оставаясь «добровольной инициативой» бизнеса, тем не

менее набирает обороты. Докладчик привела результаты недавнего исследования компании «Эрнст энд Янг» и Бостонского колледжа корпоративной ответственности (Boston college for Corporate Citizenship), которое дает представление о ценности публичной нефинансовой отчетности для компаний.

Тему «Корпоративная социальная ответственность как основа устойчивого развития экономики» раскрыла Н. Ю. Псарева, доктор экономических наук, профессор Академии труда и социальных отношений, представив модель и параметры оценки влияния корпоративной социальной ответственности на устойчивое развитие.

В докладе «Вызовы и перспективы построения эффективных КСО-стратегий и программ» Р. Н. Куринько, президента Центра взаимодействия бизнеса и общества (Украина), директора компании «Премьер бизнес групп» и основателя интернет-ресурса CSRjournal, речь шла об украинском пилотном проекте, связанном с разработкой плана действий по повышению инвестиционной привлекательности компании на основе «интегрированного подхода».

Руководитель проектов группы компаний «ДаСтратегия» В. С. Яхнина поделилась впечатлениями от недавно прошедшей в Амстердаме конференции GRI (Global Reporting Initiative) — Глобальной конференции по устойчивому развитию и отчетности, одного из важнейших в этой области экспертных мероприятий. Она рассказала о проблемах, с которыми сталкиваются российские компании при составлении нефинансовой отчетности, а также, основываясь на результатах исследования, проведенного ГК «ДаСтратегия» в 2012 г. в области нефинансовой отчетности, дала оценку качества раскрытия информации об устойчивом развитии.

Стоит отметить, что факт участия в конференции экспертов западных консалтинговых

компаний и российской компании, предоставляющей консультационные услуги в области корпоративной отчетности и повышения информационной прозрачности компаний, свидетельствует о переходе КСО на более высокий, профессиональный уровень.

Особый интерес вызвал рассказ вице-президента, руководителя департамента пиар, корпоративных отношений и маркетинга Дойче Банка в России Д. Л. Агишева об экологической составляющей корпоративной социальной ответственности этого банка. Перечислив пять сфер КСО, на которых фокусируется Дойче банк, докладчик рассказал о деятельности, направленной на повышение экологической и энергоэффективности, финансовом вкладе банка в дело охраны климата, о поддержке инновационных проектов в области зеленых технологий. В частности, банк решил к 2013 г. стать организацией, «не оказывающей влияние на климат». С этой целью его офисы располагаются в эко-зданиях, имеющих экологический сертификат LEED1. Дойче банк — одна из первых действующих в России компаний, чей офис получил золотой сертификат LEED.

Вице-президент и руководитель департамента внешних коммуникаций банка «Уралсиб» А. А. Бархатов выступил с интересной темой «Практики корпоративной социальной ответственности как стимул для устойчивого развития бизнеса». Он описал приоритетные направления КСО своей компании, перечислил совместные проекты в области государственно-частного партнерства, спонсорские и благотворительные проекты, продемонстрировал динамику затрат компании на внешние социальные программы за несколько лет. Участникам конференции стало ясно, почему среди российских финансовых компаний «Уралсиб» является лидером в сфере КСО.

С большим вниманием собравшиеся выслушали доклад Я. И. Котуховой, руководителя

1 Система сертификации LEED (The Leadershipin Energy & Environmental Design — Лидерство в энергетическом и экологическом проектировании) была разработана United States Green Building Council (USGBC) как стандарт измерения проектов энергоэффективных, экологически чистых и устойчивых (sustainable) зданий. LEED является одной из наиболее широко признанных в мире системой сертификации «зеленых» зданий.

отдела по работе с государственными и общественными структурами и корпоративными коммуникациями в странах СНГ компании Novo Nordisk (Дания), многолетнего партнера по организации работы данной конференции. Этот недавно отметивший 90-летний юбилей производитель фармацевтических продуктов по результатам 2012 г. стал самой устойчивой международной компанией. В своем докладе г-жа Котухова говорила о роли КСО в формировании репутации компании, о необходимости повышать степень доверия к ней со стороны внешнего окружения. Ведь именно «кризис доверия» стал одной из причин сложной ситуации, сложившейся сегодня на международных рынках.

Пример эффективного взаимодействия компании с местными сообществами на территориях присутствия был представлен в выступлении Г. В. Дубиной, старшего советника по связям с общественностью «Сахалин Энерджи». Эта компания участвует в работе партнерского совета по устойчивому развитию в Корсаковском городском округе (о. Сахалин). Докладчик рассказала о приоритетных направлениях социальных инвестиций в рамках работы этого совета, о формах его взаимодействия со стейкхолдерами и о реализуемых программах.

Директор агентства «Социальные инвестиции» С. В. Туркин предложил собравшимся взглянуть на социальные инвестиции как на элемент управления нематериальными активами, а также рассказал о том, как получить практическую выгоду от социально-ответственного поведения, включая снижение нефинансовых рисков.

Многим запомнилось выступление Е. В. Смирновой, директора по развитию относительно молодой компании «Экобюро Greens». Участники конференции с интересом выслушали ее рассказ о том, что такое «ответственные закупки», экомаркировка, в чем заключается технология «зеленый кабинет», о критериях «greens», экоиздательствах и многом другом, что призвано помочь компаниям и каждому человеку сохранить нашу планету, ее природные ресурсы.

Помимо перечисленных выше докладчиков в работе секций конференции участвовали: В. В. Пузиков (Государственный институт управления и социальных технологий Белорусского государственного университета), Л. А. Конарева (Институт США и Канады РАН); О. С. Субанова (консультант-эксперт Общественной палаты РФ, зам. заведующего кафедрой «Системный анализ в экономике», Финансовый университет); Л. Е. Мошкова (декан факультета управления и социологии, Тверской государственный университет) и другие.

В рамках конференции 28 мая работали три секции:

• «КСО как успешная бизнес-стратегия»,

• «Партнерство гражданского общества, бизнеса и власти в развитии территорий присутствия компаний»,

• «Проблемы КСО».

В их работе участвовало около 40 ученых и экспертов из Белоруссии, России и Украины. По окончании мероприятия прошли обсуждение затронутых тем, обмен мнениями и подведение итогов конференции.

Во второй день работы конференции, 29 мая, в Финансовом университете состоялось 4-е заседание — Молодежная секция. Выступали аспиранты Финансового университета, Высшей школы экономики и других вузов, темы диссертационных исследований которых в той или иной степени связаны с проблемами КСО. Заседание секции вели Б. С. Батаева, доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративного управления Финансового университета, и П. С. Щер-баченко, кандидат экономических наук, старший преподаватель этой же кафедры.

Итогом двухдневной конференции станет выпуск ежегодного сборника «Современные корпоративные стратегии и корпоративные технологии в России».

Б. С. Батаева,

проф. кафедры корпоративного управления Финуниверситета П. С. Щербаченко, ст. преподаватель кафедры корпоративного управления Финуниверситета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.