Научная статья на тему 'Корпоративная социальная ответственность как объект внутреннего контроля'

Корпоративная социальная ответственность как объект внутреннего контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1010
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБЪЕКТ КОНТРОЛЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ АУДИТ / УЧАСТНИКИ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ / CONTROL / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / INTERNAL CONTROL / OBJECT OF CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова Оксана Юрьевна

В статье предложен авторский подход к рассмотрению корпоративной социальной ответственности (КСО), основанный на необходимости включения ее в систему внутреннего контроля современной компании. КСО рассматривается как объект управления, что выдвигает проблему контроля социально ответственного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITYAS THE OBJECT OF CONTROL

The author’s approach to the consideration of CSR proposed in the article as a need of inclusion of Corporate social responsibility (CSR) in the internal control system of a modern company. CSR is seen as the object of control, which raises the problem of the control of processes that form the content of socially responsible behavior)

Текст научной работы на тему «Корпоративная социальная ответственность как объект внутреннего контроля»

корпоративная социальная ответственность

27

УДК 338.2

корпоративная социальная ответственность как объект внутреннего контроля

кИрИлловА оксАнА юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедр корпоративного управления Государственного университета управления и Финансового университета E-mail: cg_123@mail.ru

В статье предложен авторский подход к рассмотрению корпоративной социальной ответственности (КСО), основанный на необходимости включения ее в систему внутреннего контроля современной компании. КСО рассматривается как объект управления, что выдвигает проблему контроля социально ответственного поведения.

ключевые слова: внутренний контроль, корпоративная социальная ответственность, объект контроля, социальный аудит, участники корпоративных отношений.

Corporate Social Responsibility as the Object of Control

KIRILLovA oKsANA, Ph.D. (Econ.), assistant professor of corporate governance State University of Management and Finance University E-mail: cg_123@mail.ru

The author's approach to the consideration of CSR proposed in the article as a need of inclusion of Corporate social responsibility (CSR) in the internal control system of a modern company. CSR is seen as the object of control, which raises the problem of the control of processes that form the content of socially responsible behavior) Keywords: control, corporate social responsibility, internal control, object of control.

Интерес к феномену корпоративной социальной ответственности (КСО), прежде всего со стороны крупных современных компаний, не случаен. Внимание к проблематике КСО объективно обусловлено рядом факторов, связанных с концепциями цивилизованного ведения бизнеса и устойчивого развития, корпоратизацией экономики и социализацией целей, которые ставят перед собой компании. Можно выделить несколько основных направлений, где работает КСО:

• решение национальных проблем в сферах экологии, защиты окружающей среды, развития территориальной инфраструктуры, других областях, где отмечается ослабление роли государства;

• учет и формирование благоприятного мнения потребителей, отдающих свои предпочтения компаниям, демонстрирующим социально ответственное поведение;

• привлечение инвесторов, выбор которых зависит от прозрачности ведения бизнеса и наличия развитой системы внутреннего контроля компании;

• внутренняя социальная политика, связанная с предоставлением льгот страховок, формированием морально-этических норм внутри компании, выстраиванием мотивационной системы персонала.

На современном этапе экономического развития КСО становится неотъемлемым элементом корпоративных стратегий, так как в системе управления она играет роль центра по управлению и минимизации нефинансовых рисков, что прямо влияет на устойчивость компании во внешней среде. Особое значение этот фактор приобретает для компаний банковской сферы в связи с актуализацией вопросов по управлению рисками и совершенствованию систем внутреннего контроля [1, с. 95-104], предписанных Базель-ским комитетом.

28

О.Ю.Кириллова корпоративная социальная ответственность...

■ Экономические выгоды от реализации КСО

■ Качество продукции, услуг, жизни

■ Благотворительность

■ Социальные программы

■ Этические нормы

■ Качество продукции, услуг, жизни

■ Благотворительность

■ Социальные программы (семья, детство, здоровье, инфраструктура)

■ Инновационные технологии ■Экология

■ Орана труда

ш

15

бизнес _,„

.....7Г =

I

Имидж

Деловая репутация

профсоюзы

1 1

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Рис. 1. взаимосвязи бизнеса с основными целевыми группами в отношении ксо

Небольшой экскурс в историю позволяет проследить развитие и изменение актуализации отдельных аспектов корпоративной социальной ответственности, что представляется весьма важным для понимания места и роли КСО в системе корпоративного управления и контроля, а также для прогнозирования изменений в сфере КСО.

Понятие «корпоративная социальная ответственность» вошло в обиход практически всех крупных компаний мира относительно недавно, в средине 90-х годов ХХ века. До этого в различных областях корпоративного управления были разрозненные стандарты и кодексы, касающиеся политики взаимоотношений с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды. Автор одного их первых основательных трудов на эту тему, американский экономист Х. Боуэн, еще в 50-х годах прошлого века в своей книге «Социальная ответственность бизнесмена» показал преимущества распространения концепции КСО на бизнес и то, какие выгоды может приносить обществу и бизнесу осознание социальных целей при принятии деловых решений.

На рубеже 60-70 годов противоречия общества и бизнеса особо отчетливо проявились в вопросах гражданских прав, равноправия женщин, военных конфликтах, загрязнении окружающей среды. В этот

же период зарождается и активно развивается движение потребителей за свои права — консьюмеризм1. В 70-80 гг. на первый план в условиях «холодной войны» между двумя политическими системами — капиталистической и социалистической — выходят проблемы разоружения, противодействия развитию атомной энергетики, голода в странах третьего мира, защита исчезающих видов флоры и фауны. В 80-е появилось понятие социального аудита. Аналитики начали оценивать деятельность компаний еще и с точки зрения этичности их поведения по отношению к сотрудникам, клиентам, инвесторам и поставщикам.

В современном российском обществе идея КСО получила неоднозначное развитие. Отправной точкой для ее проникновения в умы представителей бизнеса можно назвать прозвучавший на ХШ съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в 2003 г. призыв президента страны к социально ответственному поведению бизнеса. Социально ответственным был определен бизнес, который, эффективно решая свои коммерческие

1 Консьюмеризм — организованное движение граждан и (или) государственных организаций за расширение прав и усиление воздействия покупателей на продавцов и производителей товаров (см. Люкшинов А. Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 375 с.)

корпоративная социальная ответственность

| ПОТРЕБИТЕЛИ I

оправданные ожидания: качественные товары и услуги, приемлемые цены

АКЦИОНЕРЫ

обеспечение прибыльности

ПОСТАВЩИКИ

справедливое

отношение,

своевременные

Социальная ответственность корпораций

развитие инфраструктуры, решение проблем окружающей среды

^ МЕСТНОЕ ""П II НАСЕЛЕНИЕ ||

справедливая оплата, равенство возможностей, безопасность труда, психофизиологический комфорт

своевременная уплата налогов, соблюдение прав человека

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

ПЕРСОНАЛ

рис. 2. содержание ксо в отношении участников основных целевых групп на уровне компании

задачи, сочетает экономический успех с движением к социальному благополучию и экологической безопасности. В 2004 г. была принята Социальная хартия российского бизнеса — добровольная инициатива, представляющая собой свод принципов ответственной деловой практики, которые отвечают задачам устойчивого развития и могут служить основой формирования корпоративных стратегий для каждой компании. В 2008 г. РСПП принял ее в новой редакции, развивающей первоначальный вариант и более подробно раскрывающей принципы ответственного ведения бизнеса, сложившиеся в мировой и отечественной практике, предложившей современные подходы к пониманию корпоративной ответственности. Одними из первых к Социальной хартии присоединились компании «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», Татнефть», «Трансаэро», РЖД, «Газпромбанк», «Балтика» и др.

Взаимосвязь бизнеса с основными целевыми группами в плане КСО схематично представлена на рис.1.

Несмотря на то что КСО сегодня неотделима от понимания эффективности бизнеса, во многих компаниях управление этой сферой сводится к нефинансовой отчетности. Подавляющее большинство российских компаний следует отнести к категории «социально реагирующих», руководствующихся принципами корпоративного эгоизма. Свои нефинансовые отчеты они рассматривают исключительно в качестве пиар-деятельности [2, с. 18].

Между тем растущее внимание к проблемам КСО требует «выведения ее в поле эффективности бизнеса и разработки инструментария оценки социальной эффективности» [3, с. 45-49]. Практика КСО как раз и предлагает структуру управления нефинансовыми рисками, снижение которых повышает устойчивость компании во внешней среде.

С другой стороны, академическое и бизнес сообщества осознали необходимость отнесения КСО к стратегическому уровню управления компанией, полагая, что важной функцией органов

30

О.Ю.Кириллова КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ...

корпоративного управления являются контроль и мониторинг, позволяющие вносить необходимые изменения в процесс управления КСО [4, с. 21-26]. Это означает, что КСО становится объектом контроля в современных компаниях.

Понятие «корпоративная социальная ответственность» сегодня переживает переход из сферы социальной философии в реальной бизнес-практику [5]. Оно тесно вплетено в интересы всех участников корпоративных отношений.

Рассмотрим представленные на рис. 2 целевые группы участников корпоративных отношений и направления КСО в отношении каждой из них.

1. КСО и акционеры. Профессионально выстроенная политика в сфере КСО — это средство укрепления инвестиционной привлекательности и повышения капитализации бизнеса. КСО следует рассматривать как через призму управления рисками, так и с точки зрения управления новыми возможностями. Рост капитализации компании в стратегическом разрезе, соблюдение прав и возможность реализации интересов, справедливое отношение к участникам — главные составляющие экономического здоровья компании и благополучия ее акционеров.

2. КСО и собственный персонал. Социально ответственное поведение компании в отношении своих сотрудников обеспечивает эффективность мотиваций в процессе трудовых отношений, реализацию решений руководства и, в конечном итоге, достижение поставленных целей. Мотивационные аспекты в современном мире смещены в сторону социальной составляющей, проявляющей себя в таких интересах работника, как защищенность, карьерный рост, гарантия экономического обеспечения в случае потери работоспособности, старости. На реализацию подобных интересов направлены многочисленные социальные программы компаний: ипотечного кредитования или предоставления льготных условий приобретения жилья; обеспечения так называемым соцпакетом, который может включать льготный проезд к месту работы, оплачиваемый обед, медицинскую страховку и т. д.; пенсионного обеспечения.

3. КСО и потребители. Главный аспект этих отношений — защита прав потребителей. Очень часто общественные институты рассматривают КСО как источник денег для благотворительности и решения проблем дефицита местных бюджетов. Часто смешивают социальную ответственность с филантропией, которой компании бывают увлечены. Однако

эти два понятия пересекаются лишь в контексте создания деловой репутации. Безусловно, корпоративная социальная ответственность — не благотворительность, это гораздо более широкое понятие, и от неверного понимания КСО компаниям следует избавляться.

4. КСО и поставщики. Компаниям нужно рассматривать своих поставщиков как партнеров по бизнесу: предлагать разумные цены и условия, чтобы обеспечить рентабельность их работы, привлекать поставщиков к разработке новой продукции. В некоторых регионах мира поставщики нарушают права человека, это касается детского труда, а также условий работы. В этом случае международным организациям, занимающимся проблемами КСО, необходимо установить правила поведения, ожидаемого со стороны поставщиков во всем мире, и осуществлять надзор за их работой, чтобы обеспечить соблюдение этих правил.

5. КСО и местное население. Деятельность компании в области КСО должна быть такой, чтобы она вызывала уважение со стороны местного сообщества. Это обеспечит благоприятный имидж и хорошую деловую репутацию не только в месте территориального местоположения компании, но и в бизнес-сообществе. Так, долгое время в Японии, где практиковался пожизненный наем на работу, человек в форме уважаемой в обществе компании обслуживался в ресторане лучше, чем простой посетитель, оставляющий щедрые чаевые.

6. КСО и гражданское общество, государственные структуры. Нужно говорить о социальной ответственности не только и не столько бизнеса, но и о социальной ответственности государства, СМИ, политических партий, многих других сегментов социальной жизни, самого человека. В ряде стран, например, бизнесу запрещено делать взносы в религиозные организации независимо от их конфессиональной принадлежности. У нас этот вопрос пока открыт.

В российской бизнес-практике КСО реализуется в двух направлениях:

• взаимодействие с внешней средой;

• оптимизация отношений внутри компании.

Первое направление обеспечивает формирование

положительной деловой репутации и рост социального имиджа, второе — развитие внутренних бизнес-процессов через совершенствование организационной культуры, снижение конфликтности, повышение мотивированности сотрудников, их обучение, медицинское и социальное страхование.

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

31

Внешний аспект КСО связан с реализацией различных проектов (спонсорских, благотворительных, экологических) и социальных программ компании. При этом деятельность крупных компаний в этой области может быть разносторонней. Так, Дойче Банк только в экологической сфере развивает три масштабных направления [6].

Участие в мероприятиях по охране окружающей среды:

• финансирование «зеленых» технологий и использования восполняемых источников энергии;

• стимулирование энергоэффективности офисных зданий и помещений;

• продвижение экологических финансовых продуктов, например: структурированные сделки, включая покупку Единиц сокращения выбросов (ЕСВ) и предоплату за ЕСВ; гибридные транзакции с другими сырьевыми инструментами (нефть, газ, уголь, сталь, энергетика и т. п.).

• поддержка инновационных проектов по охране окружающей среды;

• прямые инвестиции, управление активами, финансирование слияний компаний с целью улучшения экологии.

Повышение экологической эффективности внутри компании:

• повышение энергоэффективности офисов и !Т-технологий, использование восполняемых источников энергии;

• реализация обязательства не оказывать влияния на климат;

• пропаганда охраны климата;

• регулярное информирование клиентов и общественности о предстоящих проектах на сайте Banking on Green;

• ведение диалога с бизнес-структурами и лидерами мнений, акционерами и инвесторами;

• поддержка инновационных проектов.

При реализации КСО особого контроля требуют такие специфические процессы, как благотворительные пожертвования, социальный маркетинг и связи с общественностью, корпоративное волон-терство, софинансирование социальных проектов, создание целевых капиталов (эндаумент-фондов) и ряд других.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КСО как объект контроля ставит перед научным сообществом ряд теоретических и практических задач. К первым следует отнести разработку концепции КСО в российском экономическом пространстве, вторые тесно связаны с методологией, инструментарием ее реализации на практике и, конечно же,

с контролем. Вторая группа задач связана со встраиванием функций по реализации КСО в систему управления компанией.

Основная задача управления КСО — обеспечить понимание того, насколько средства, затраченные на реализацию социальных целей, увеличивают эффективность основного бизнеса. Отсюда встает вопрос измерения эффективности социально ответственного поведения. Это очень сложный вопрос, так как построить модель или просто параметризи-ровать социальную ответственность очень сложно именно в силу ее качественной сущности. Если на оперативном уровне мы говорим о контроле таких показателей, как числоо рекламаций, работа по обращениям, ответ на просьбы властей, участие в спонсорских и благотворительных акциях, удовлетворение запросов профсоюза и пр., то на стратегическом органы корпоративного управления компании должны обеспечить формирование базовых, концептуальных для жизнедеятельности компании составляющих (корпоративную стратегию, экономическую и учетную политику, кадровую политику, социальную политику, экологическую политику и т. п.) с позиций КСО.

Ряд компаний уже использует в корпоративной практике технологии социального аудита. Основная его задача — выявить несоответствие поведения компании интересам ключевых участников корпоративных отношений. Социальный аудит должен показать связь социально ответственного поведения с финансовыми результатами деятельности компании. Выступая одной из технологий оценки КСО, социальный аудит вместе с тем лишь частично дает ответ на вопрос, как организовать и поддерживать эффективную систему КСО в компании. Например, что менее затратно: ликвидировать последствия конфликта между акционерами, возникшего в результате голосования по поводу крупной сделки, или предотвратить его? Перманентный характер КСО возможен только в случае включения процессов социально ответственного поведения в систему контроля компании.

Практические консультанты считают, что КСО следует внедрить во все ключевые бизнес-процессы, а обязанность отдела (департамента) КСО должна состоять только в сборе, обработке информации и, возможно, в экспертной поддержке сотрудников в вопросах, связанных с КСО. При этом главными функциями централизованного департамента КСО должны стать координация разного рода социальных, экологических, благотворительных инициатив

32

О.Ю.Кириллова КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ..

с общей бизнес-стратегией компании и контроль в целях снижения соответствующих рисков. Реализация социально ответственной линии поведения предполагает наличие структуры из непосредственных исполнителей, в обязанности которых входит управление ресурсами компании для решения социальных целей [7].

Важный аспект — взаимодействие департамента КСО с комитетами совета директоров. Если на стратегическом уровне управления не будет четкого понимания целесообразности социальных проектов, то в конечном итоге вся деятельность будет сведена к выработке красивых проспектов нефинансовой отчетности.

Отдельным аспектом деятельности департамента КСО должно стать обучение сотрудников, в чьи обязанности входит работа с акционерами, СМИ, органами государственной власти, клиентами и другими заинтересованными в деятельности компании целевыми группами в целях пропаганды социально ответственного поведения, выявления перспективных направлений социального инвестирования, снижения конфликтности. На уровне внутреннего регулирования компания должна установить нормы и разработать документы, регламентирующие практику ее социально ответственного поведения. К ним могут относиться самые разные регламенты: от этического кодекса, содержащего детальное описание дресс-кода сотрудника, до такого элемента организационного механизма КСО, как процедура ответа на внешний телефонный звонок.

Сегодня в научном сообществе сложилось понимание о содержании и направлениях корпоративной социальной ответственности, а также о преимуществах, которые получит бизнес, реализуя социально ответственное поведение. Все чаще в докладах на конференциях и в интервью экспертов в области КСО поднимается вопрос о необходимости расчета эффективности социальных инициатив компании. Как только бизнес четко осознает выгодность КСО и тот факт, что этой сферой нужно заниматься наряду с заботой об имидже и корпоративной культуре, а также научится соизмерять и координировать способы достижения стратегических целей с затратами ресурсов на социальные проекты, программы, благотворительность и осознает, встанет задача профессионализации управления в этой области. Следующие шаги — это понимание необходимости контроля КСО и научно-методическая проработка механизмов такого контроля на всех уровнях управления компанией.

Литература

1. Кириллова О. Ю., Кириллов Р. А. Концептуальные основы внутрикорпоративного контроля в РФ // Вестник самарского муниципального института управления: теоретический и научно-методический журнал. 2013. № 1 (24). С. 95-104.

2. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / Под общ. ред И. Ю. Беляевой, М. А. Эскиндарова. М.: КНОРУС, 2008. 467 с.

3. Туркин С. В. Деморализация социальной ответственности и проблемы оценки социальной эффективности компаний / Современные корпоративные стратегии и технологии в России: сборник научных статей. Вып.7, Ч. 1: КСО и роль этики бизнеса. М.: Финансовый университет, 2012. 172 с.

4. Ткаченко И. Н., Пахальчак Г. Ю., Мельник Т. А. Обучение действием и формирование социально ориентированных компетенций в процессе преподавания курса «Корпоративная социальная ответственность»: опыт уральского государственного экономического университета / Современные корпоративные стратегии и технологии в России: сборник научных статей. Вып. 7, ч. 1: КСО и роль этики бизнеса. М.: Финансовый университет, 2012. 172 с.

5. Задорин И. В. Социальная ответственность бизнеса: некоторые подходы к измерению неизмеримого / Выступление на экспертном семинаре «Управление устойчивым развитием компаний: адаптация международных стандартов к условиям российского бизнеса». 28 ноября 2005 г. / Исследовательская группа «Циркон». URL: http://www. zirran.ru/publications/publitsistika/sotsialnaya-otvetstvennost-biznesa-nekotorye-podkhody-k-izmereniyu-neizmerimogo-vystuplenie-na-ekspe/ (дата обращения: 18.11.2013).

6. Материалы презентации на IX международной научно-практической конференции «Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса». ТПП 28.05.2013.

7. От слов к делу. Интервью Ксении Лещинской, старшего менеджера отдела услуг в области устойчивого развития компрании Ernst & Young (CIS) B.V. // Информационно-аналитический портал «Нефть России». URL: http://www.oilm. com/sp/25/1033/ (дата обращения: 18.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.