Научная статья на тему 'VII Международная конференция «Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса»'

VII Международная конференция «Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «VII Международная конференция «Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

VII Международная конференция «Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса» (Обзор)

В конце прошлого учебного года в стенах Финансового университета при поддержке подкомитета по корпоративному управлению и менеджменту Комитета по промышленному развитию Торгово-промышленной палаты РФ прошла VII Международная конференция «Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса», ставшая уже традиционной. Ежегодно число участников растет, расширяется масштаб конференции. За семь лет сформировался круг постоянных участников — ученых и практиков, занимающимися вопросами корпоративной социальной ответственности (КСО).

Открыла конференцию проректор по научной работе Финансового университета д. э. н., проф. М. А. Федотова, отметившая, что в период глобализации в мировой экономике обозначились две ярко выраженные тенденции: кризисные явления и цивилизационный процесс. «Мы существуем в едином мире, где очень важную роль играет обмен опытом и накопленными знаниями. Переход к следующему этапу развития цивилизации требует формирования новой парадигмы экономического развития». И один из способов ее формирования — развитие социально ориентированной концепции деятельности хозяйствующих субъектов. По тематике КСО преподавателями Финансового университета опубликовано много работ научного характера. В 2011 году планируется открыть магистерскую программу «Корпоративное управление и ответственность бизнеса». Таким образом, создан мощный задел для формирования научной школы в области корпоративного управления и КСО.

Во вступительном слове заведующая кафедрой «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» Финансового университета д. э. н. проф. Беляева И. Ю. подчеркнула,

что КСО — неотъемлемый атрибут цивилизованного бизнеса. С каждым годом границы КСО расширяются, компании все активнее занимаются изучением, реализацией и совершенствованием данной концепции, вовлекая в понятие КСО все новые элементы. Кафедра ежегодно выпускает сборник статей «Современные корпоративные стратегии и технологии в России», авторы которых — отечественные и зарубежные преподаватели, ученые, представители бизнеса и власти, докторанты, аспиранты, магистранты и студенты. Сборник состоит из трех частей, поскольку круг вопросов по КСО постоянно ширится. С сентября с. г. для бакалавров направления «Менеджмент» начинается чтение дисциплины «Корпоративная социальная ответственность», разработанной преподавателями кафедры. Вопросы КСО рассматриваются и при чтении дисциплины «Теория и практика корпоративного управления» (на специалитете с 2002 г., а в магистратуре с 2010 г.). Словом, кафедрой создана научная база для передачи знаний и навыков в области социальной ответственности бизнеса.

Пленарное заседание докладом на тему «Деморализация социальной ответственности и проблемы оценки социальной активности компаний» открыл директор агентства «Социальные инвестиции» С. В. Туркин. Он говорил о важности адекватной оценки социальной активности компаний, ведь иногда цель такой активности — только «пиар», улучшение имиджа компании. Оценка репутации, корпоративного управления и социальной ответственности компании помогут ей изменить стратегический фокус и пересмотреть ряд важных аспектов своей деятельности. Докладчик подробно рассказал о методах оценки социальной активности компаний, представив собравшимся схему, уровни и элементы аудита. Дискуссию по про-

блемам КСО продолжил Ю. Н. Гусев, управляющий партнер Экспертного центра высшего управления, профессиональный поверенный акционеров, независимый корпоративный директор, эксперт по устойчивому экономическому, социальному и экологическому развитию бизнеса и общества. В докладе «Устойчивое развитие бизнеса и общества как мегатренд XXI века: императивы высшего и дополнительного образования в России» он обратил внимание на важность устойчивого развития бизнеса как неотъемлемого атрибута эффективности. Согласно результатам опроса топ-менеджеров разных компаний, включая зарубежные, 93 % респондентов связывают успехи или неудачи в бизнесе с устойчивым развитием, которое предусматривает КСО и может стать мегатрен-дом. Сегодня нефинансовый отчет касается не только КСО, но и устойчивого развития компании. Этот вид отчетности приравнивается к финансовой отчетности и играет важную роль в оценке деятельности компаний.

Зарубежным опытом в области реализации концепции КСО с участниками конференции поделился С. А. Мэтью (США), профессор кафедры общего и стратегического менеджмента НИУ-ВШЭ, рассказав об опыте американских компаний в области КСО. В последнее время в США одним из актуальных направлений КСО становится социальное предпринимательство, расширяющее границы бизнеса. Однако пока нет нормативно-правовой базы, которая в полной мере регулировала бы этот аспект бизнеса.

В докладе «Социальная ответственность бизнеса и стандарт ISO 26000» член правления BOK, директор Центра экспертных программ BOK, руководитель программы «Российское качество», к. т. н. Е. И. Тавер говорил о проблемах соблюдения отечественными компаниями стандартов КСО и стандартов менеджмента качества. По его мнению, в России очень высока доля некачественной продукции, поэтому важно принять и соблюдать международные стандарты в области менеджмента качества: ISO 14000 (экологический менеджмент), ISO 18000 (менеджмент профессиональной безопасности и здоровья работников), ISO 26000 (руководство по социальной ответственности). Стандарт ISO 26000 был подготовлен в 2010 году с помощью экспертов, представлявших интересы сторон из более чем 90 стран и 40 между-

народных или региональных организаций, вовлеченных в разные аспекты социальной ответственности. Эксперты представляли шесть групп заинтересованных сторон: потребители, государство, промышленность, трудящиеся, неправительственные организации (НПО), а также организации, оказывающие услуги, поддержку или ведущие исследования в области социальной ответственности, и др. Все компании, нацеленные на долгосрочное устойчивое развитие, должны соблюдать стандарты в области менеджмента качества.

Менеджер социальных проектов ОК РУСАЛ И. Бардачев рассказал о социальных проектах компании «РУСАЛ» — крупнейшего в мире производителя алюминия, представленного 42 предприятиями в 19 странах мира на пяти континентах (штат сотрудников — 72 тыс. человек). В каждой социальной программе компании обязательно соблюдение общих принципов: адаптация к территории, оценка эффективности данных программ, один раз в год рассчитывается социально-экономический эффект, для независимой оценки привлекаются сторонние оценщики и др. Социальные программы компании «РУСАЛ» в основном связаны с образованием, спортом, социальной инфраструктурой, здоровьем.

Представитель датской компании Novo Nordisk, производящей фармацевтические продукты, руководитель отдела по работе с государственными и общественными структурами и корпоративными коммуникациям в странах СНГ Я. Котухова выступила с докладом «КСО как необходимая составляющая стратегии компании» и поделилась опытом реализации социальных программ. В 2010 году 17 % своей прибыли компания направляла на социальные и научные программы, стараясь достичь баланса социальных, финансовых и экологических составляющих бизнеса. В рамках КСО компания стремится обеспечить доступность и высокое качество своего препарата для лечения сахарного диабета, организует научные экспедиции в регионы России для выявления и лечения больных сахарным диабетом (мобильная помощь). Докладчик сообщила, что уже принята резолюция ООН по сахарному диабету, и сотрудник компании Novo Nordisk был единственным представителем из России в составе рабочей группы по данному вопросу.

Руководитель блока программ по развитию социального бизнеса, референт президента по правовым вопросам и специальным проектам «Российский микрофинансовый центр» И. В. Бирюков представил доклад «Повышение эффективности программ корпоративной социальной ответственности с использованием бизнес-механизмов». Социальный бизнес — новый экономический институт, формирующийся в ответ на новые глобальные вызовы, и в России уже используются и требуют дальнейшего развития новые инструменты и технологии социального предпринимательства.

С докладом «Потенциал корпоративной благотворительности в развитии местных сообществ: существующие ограничения» выступила представитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ-ВШЭ, МА в области социологии, м. н. с. И. Солодова. Она напомнила, что в послании Федеральному собранию в 2010 году президент говорил о необходимости включить организации «третьего сектора» в решение социальных проблем. Однако таких организаций крайне мало, из них всего треть ведет работу. Слаба и их материальная база, а благотворительные пожертвования носят, как правило, разовый характер. Есть ограничения и на уровне бизнеса, отсутствует системный подход к реализации социальных программ. Некоммерческий сектор институционально не готов к решению социальных проблем. Например, в Канаде в НКО в среднем работают 50 человек, а в России - не более 3-5 человек.

Заведующая кафедрой корпоративной экономики, управления и оценки бизнеса, директор Института корпоративного управления и предпринимательства Уральского государственного экономического университета, д. э. н., проф. И. Н. Ткаченко поделилась опытом работы кафедры в области интеграции бизнес-образования в систему университетского образования. Она сообщила, что студенты участвуют в социальных проектах: занимаются сбором вещей для детского дома, общаются с детьми и т. п.; обсуждают программы компаний по КСО в рамках Евразийского экономического форума молодежи, при поддержке коммерческих компаний участвуют в конкурсе научно-инновационных проектов «Евразия Грин».

Об опыте преподавания учебных дисциплин

по проблемам КСО и устойчивого развития рассказала О. А. Канаева, к. э. н. доцент, зав. кафедрой экономической теории и социальной политики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. С 2006 года кафедра успешно реализует магистерскую программу «Корпоративная социальная политика». Докладчик обратила внимание на ряд проблем в данной области. Так, чтобы специалист, которому предстоит внедрять принципы социальной ответственности в компании, получил необходимые профессиональные знания, нужно сформировать комплекс дисциплин. Кроме того, изучение дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» предусматривает только ФГОС ВПО по направлению «Менеджмент» (бакалавр). По мнению докладчика, даже коллеги-преподаватели не всегда относятся к КСО и чтению данного курса с должной серьезностью.

В организации и работе конференции активно участвовали не только преподаватели, но и аспиранты, студенты кафедры «Государственное, муниципальное и корпоративное управление».

В рамках конференции работали следующие секции.

Вклад бизнеса в развитие регионов и муниципалитетов через программы развития бизнесом территорий присутствия (руководители: И. Ю. Беляева, д. э. н.. проф., зав. кафедрой «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» Финансового университета, председатель подкомитета по корпоративному управлению и менеджменту Торгово-промышленной палаты РФ; Б. С. Батаева, к. э. н., профессор кафедры «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» Финансового университета; Л. Е. Мошкова, к. э. н., декан ф-та управления и социологии Тверского государственного университета; О. А. Уржа, д. с. н., проф., декан ф-та социального управления Российского государственного социального университета).

С докладами выступили:

1. М. Вахлис-Кулибина, к. э. н., ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус», отдел контроллинга, «Инвестиции бизнеса в развитие регионов и целесообразность проектов корпоративной социальной ответственности на примере Калужской области».

2. В. И. Кабалина, проф. кафедры управления человеческими ресурсами, ф-т менеджмента НИУ ВШЭ, «Вклад бизнеса в развитие регионов и муниципалитетов через программы развития бизнесом территорий присутствия».

3. Д. М. Джураев, зам. председателя Союза предпринимателей и экспортеров Республики Таджикистан, Р. Джураев, студент 5-го курса ф-та менеджмента Финансового университета, «Роль малого бизнеса в реализации региональных социальных программ. Опыт Республики Таджикистан» (Республика Таджикистан).

4. Н. Н. Гэдунова, зам. торгового представителя Республики Казахстан в РФ, «Роль интегрированных корпоративных структур в реализации социальных проектов на территории присутствия» (Республика Казахстан).

5. б. С. Батаева, к. э. н., проф. кафедры ГМиКУ Финансового университета, «Результаты исследования вклада крупного бизнеса в развитие СКФО».

6. Л Е. Мошкова, к. э. н., декан ф-та управления и социологии Тверского государственного университета, «Формирование партнерских отношений в условиях модернизации экономики: региональный аспект».

7. О. С. Субанова, к. э. н., зам. зав. кафедрой «Системный анализ в экономике» Финансового университета, «Matching программы для поддержки фондов целевого капитала: мировой опыт и российская практика».

8. А. П. Шитов, д. ф. н., проф. «Проблемы теории развития постиндустриального общества в России».

9. Д. В. Жила, РА «Позитив» г. Тверь, аспирант Тверского государственного университета, «КСО: перспективы развития в регионе».

10. Д. В. Перковский, аспирант кафедры государственного и муниципального управления и права Калмыцкого государственного университета, «Технологии взаимодействия власти, бизнеса и общества в решении социальных проблем на региональном и местном уровне».

11. Ю. М. Егорова, соискатель кафедры менеджмента ф-та управления и социологии Тверского государственного университета, «Корпоративная социальная ответственность как механизм устойчивого развития региона».

12. £ П. Макарова, аспирант Челябинского государственного университета, «Государство как фактор становления социальной ответственности бизнеса в России».

Современные социально-культурные технологии: перспективы развития в России (руководители: Л. А. Плотицына, д. э. н., проф. зам. зав. кафедрой «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» Финансового университета; X. П. Харчилава, к. э. н., доц., зам. завкафедрой корпоративного управления Государственного университета управления, член Национального реестра Независимых директоров при РСПП; Ю. М. Цыгалов, д. э. н., проф., завкафедрой «Менеджмент» Финансового университета; Н. П. Козлова, к. э. н., доц. зам. зав. кафедрой «Маркетинг» Финансового университета).

С докладами выступили:

1.Х. П. Харчилава, к. э. н., доц., зам. зав. кафедрой корпоративного управления ГУУ, член Совета директоров ОАО «Энергосеть проект», «ОАО ВНИ-ИС», член Национального реестра независимых директоров при РСПП, «Ценностно-ориентированное управление современной компании».

2. Е. И. Тавер, доц., к.ф.-м.н., член правления ВОК, директор Центра экспертных программ ВОК, руководитель программы «Российское качество», к. т. н., А. А. Сафонов, зам. директора ЦЭП ВОК, «Социальный менеджмент».

3. £ Н. Харитонова, д. э. н., проф. кафедры менеджмента Финансового университета, Н. А. Харитонова, д. э. н., проф. кафедры экономики и антикризисного управления Финансового университета, «Социальный контроллинг как комплексный инструмент управления социально ответственной деятельностью промышленных предприятий».

4. В. С. Солин, к. э. н., доцент экономического ф-та Санкт-Петербургского университета, «О создании единого центра социально ответственных компаний».

5. К. А. Полунин, к. э. н., начальник отдела организации внутреннего контроля и аудита, Служба внутреннего контроля ОАО «АКБ-связь», «Формирование социальной отчетности российских компаний».

6. А. Д. Бояров, старший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний, НИУ ВШЭ, «Механизмы управления программами корпоративной социальной ответственности: некоторые результаты эмпирического исследования компаний, ориентированных на устойчивое развитие».

7. Л. В. Чхутиашвили, к. э. н., старший преподаватель кафедры экономики Московской государственной

юридической академии имени О. Е. Кутафина, «Социально-ответственное ведение бизнеса как основа устойчивого развития».

8. О. В. Вередюк, к. э. н., доцент экономического ф-та Санкт-Петербугрского государственного университета, «Политика занятости компании в контексте устойчивого развития».

9. Н. В. Чхутиашвили, к. э. н., доцент кафедры экономики Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина, «Принцип социальной ответственности — новый принцип современной этики бизнеса».

10. Е. Перфильева, сотрудник структурного и проектного финансирования ОАО «Райффайзенбанк», аспирант кафедры макроэкономического регулирования Финансового университета, «Социально ответственное инвестирование и Банки».

11. М. Е. Белокурова, к. э. н., доцент кафедры «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» Финансового университета, «Взаимосвязь корпоративного гражданства и уровня развития гражданского общества в России».

12. Н. Еськова, студентка 5-го курса Финансового университета, «Нормативное регулирование КСО: перспективы в России».

13. А. Крылов, студент 5-го курса Финансового университета, «Корпоративная социальная ответственность банковского бизнеса в Германии: история, текущее состояние и перспективы развития. Оценка возможности применения немецкого опыта в банковской сфере Российской Федерации».

14. М. Астанаева, студентка 5-го курса Финансового университета, «Проблемы и перспективы введения принципов корпоративной социальной ответственности в государственных унитарных предприятиях».

15. О. Бондаренко, А. Малькова, студенты 3-го курса Финансового университета, «Насколько благотворительность решает проблемы положительного имиджа и соблюдения принципов корпоративного управления».

16. Л. Морозова, С. Смирнов, И. Шумков, студенты 3-го курса Финансового университета, «Спонсорская деятельность российских компаний».

17. В. Исхакова, М. Тизина, студенты 3-го курса Финансового университета при Правительстве РФ, «Развитие волонтерского движения в современной России».

1 8. Яровая Лариса, студентка 3-го курса Финансового университета, «Социальное инвестирование в системе корпоративной ответственности бизнеса».

19. А. Данилов, Д. Жарков, О. Стефанов, студенты 3-го курса Финансового университета при Правительстве РФ, «Традиции благотворительности в России».

Экологические приоритеты устойчивого развития (руководители: А. С. Гинзбург, д.ф.-м.н., ген. директор фонда «Развитие и окружающая среда», член Регионального комитета Международной программы «Лидеры в области окружающей среды и развития», член Общественного совета при мэре

г. Москвы, зам.директора ИФА РАН; И. Н. Ильина,

д. э. н., проф. кафедры «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» Финансового университета при Правительстве РФ).

С докладами выступили:

1 .А. С. Гинзбург, д.ф.-м.н, ген. директор фонда «Развитие и окружающая среда», член Регионального комитета Международной программы «Лидеры в области окружающей среды и развития», член Общественного Совета при Мэре Москвы, зам. директора ИФА РАН, «Международные и национальные индикаторы устойчивого развития и качества жизни».

2. И. И. Комарова, к. и. н., ведущий научный сотрудник ГНИУ СОПС РАН, «Социальная ответственность бизнеса в рамках Глобального договора».

3. С. В. Макар, к. э. н., доцент, докторант кафедры региональной экономики Финансового университета, «Социальная экологическая ответственность лесопользования»

4. Е. В. Смирнова, к. э. н., РХТУ им. Д. И. Менделеева, «Экологический маркетинг в современных бизнес-процессах».

5. Е. В. Перова, НП ЦРП Зеленоградского АО г. Москвы, «Взаимодействие с покупателями как способ экологизации ритейла».

6. Е. И. Воронина, магистрант кафедры экологии мегаполисов, РХТУ им. Д. И. Менделеева, «КСО как инструмент выстраивания взаимоотношений со стейкхолдерами».

7. М. Мускевич, руководитель Winko Media, кинопроект «Бизнес навстречу заповедникам».

8. К. В. Шатова, МЦРП, специалист отдела развития МП в сфере городского хозяйства, «Раздельный сбор твердых бытовых отходов в Москве: роль бизнеса».

9. М. М. Пухова, к. э. н., доцент, зам. декана ф-та менеджмента Финансового университета, «Социальная ответственность российских компаний с госу-

дарственным участием (на примере экологических программ)».

Социальный бизнес в России: проблемы и перспективы (руководители: И. В. Бирюков, руководитель блока программ по развитию социального бизнеса, референта президента по правовым вопросам и специальным проектам «Российский микрофинансовый центр», М. М. Пухова, к. э. н., доц., заместитель декана ф-та менеджмента, доцент кафедры «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» Финансового университета.

С докладами выступили:

1 Я Р. Абдикеев, ген. директор УК «Кпауд-вочер», «Социальные инновации: путь от благотворительности к социальному предпринимательству».

2. В. В. Букреев, д. э. н., проф., Российский государственный геологоразведочный университет, Высшая школа приватизации и предпринимательства, Э. Н. Рудык, д. э. н., проф., Международный университет природы, общества и человека «Дубна», Академия труда и социальных отношений, «Социальный бизнес в современном мире: сравнительный анализ».

3. С. С. Заботин, координатор по региональным проектам Фонда региональных социальных программ В. Алекперова «Наше Будущее», «Социальное воздействие проектов в сфере социального предпринимательства».

4. О. А. Рябова, директор института краткосрочных программ, советник Ректора Финансового университета, «Бизнес с человеческим лицом: исследуем, рассказываем, учим (примеры из современной практики)».

5. С. В. Жидких, координатор программ представительства Оксфам в РФ, «Консультационная поддержка при создании социального предприятия».

6. Г. Н. Степанова, д. э. н., проф., зав. кафедрой менеджмента Московского государственного университета печати, «Генезис социальной ответственности бизнеса в контексте корпоративной доктрины».

7. А. Н. Лунькин, строительный колледж №12, «Многоуровневые образовательные стратегические альянсы на основе общественно-государственно-частного партнерства как новая форма интеграционного взаимодействия образовательных учреждений и бизнеса».

8. Е. Е. Егорова, преподаватель кафедры менеджмента Московского государственного университета печати, «Организационная культура как инструмент реализации КСО и этики компаний».

9. А. Шуляков, студент 3-го курса специальности «Менеджмент организации», ф-т управления и социологии Тверского государственного университета, «Открытый стиль управления как проявление социальной ответственности бизнеса».

10. Л. Николаев, студент 3-го курса специальности «Менеджмент организации», ф-т управления и социологии Тверского государственного университета, «Социальная ответственность бизнеса как принцип стратегии инновационного развития России».

11. И. Пронина, аспирант кафедры ГМиКУ Финансового университета, «Особенности проектирования корпоративной культуры на предприятиях с участием работников в управлении собственностью».

12. А. Михайлов, Д. Каретный, студенты 3-го курса Финансового университета, «Меценатство в России».

Итоги конференции подвела проф. Беляева И. Ю., подчеркнув необходимость дальнейшего активного сотрудничества по вопросам КСО не только с вузами, научными организациями, но и с представителями бизнеса и государственных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.