Научная статья на тему 'Важные составляющие личностно-ориентированного подхода к современному обучению и воспитанию'

Важные составляющие личностно-ориентированного подхода к современному обучению и воспитанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ГУМАНИЗАЦИЯ / СУБЪЕКТ / ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Азиза Акмаловна

В данной статье названы главные составляющие личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Раскрывается понятие «гуманизация». Показаны профессиональные качества педагога. Названы возможности личностно-ориентированного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Важные составляющие личностно-ориентированного подхода к современному обучению и воспитанию»

Литература

1. Атажанова Р. Стили руководства во взаимоотношениях учитель-ученик // Узлуксиз таълим. Т., 2016. № 5. С. 93-96.

ВАЖНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К СОВРЕМЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ

Ахмедова А. А.

Ахмедова Азиза Акмаловна - ассистент, кафедра профессионального образования,

Ташкентский химико-технологический институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье названы главные составляющие личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Раскрывается понятие «гуманизация». Показаны профессиональные качества педагога. Названы возможности личностно-ориентированного образования. Ключевые слова: обучение, воспитание, личностно-ориентированный подход, гуманизация, субъект, человек, личность.

Основополагающим гуманистическим смыслом социального развития на современном этапе становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия. Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в Республике Узбекистан коренных преобразований.

Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого в нашем государстве стоит человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий тенденции построения и функционирования системы образования.

В настоящее время ясно, что главное стратегическое направление развития образования находится в русле решения проблемы личностно-ориентированного обучения и воспитания. То есть такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога; в котором деятельность учения - познавательная деятельность, а не преподавание (трансляция учителем готовых знаний) - была бы ведущей в союзе учитель- ученик [1, с. 7]. Именно такой запрограммирована система образования в независимой Республике Узбекистан с учётом аналогичного опыта в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике. При традиционной модели обучения невозможно в полной мере использовать новые информационные и педагогические технологии, которые предполагают создание новой модели обучения - личностно-ориентированной.

Личностно-ориентированное образование есть системное построение учения, обучения, развития. Образование на личностном уровне - это смысловое субъектное восприятие реальности и никакая предметная деятельность не гарантирует образованию требуемого смысла. Личность всегда выступает действующим лицом, соучастником, а подчас и инициатором любого процесса своего образования. Реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса, к учению как индивидуальной деятельности студентов, её коррекции педагогической поддержки. В условиях личностно-ориентированного обучения и воспитания учитель приобретает

| 67 | СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 2(16) 2017

иную роль и функцию в учебно-воспитательном процессе, не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. При новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности обучаемых, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений учащихся, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня профессионального мастерства.

Личностно-ориентированное образование обеспечивает возможность: вовлечения в активный познавательный процесс каждого ученика, применение им не только полученных знаний на практике, но и чёткого осознания того, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены; работать совместно при решении разнообразных проблем, проявляя определённые коммуникативные умения; свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своей школы (своего лицея, колледжа, вуза), но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможность её всестороннего исследования.

Личностно-ориентированный процесс воспитания развивает духовную жизнь молодого поколения, способствует творческой самореализации, возможности состояться личности; помогает индивидуальному развитию ученика, стимулирует саморазвитие, самообразование, самовоспитание; способствует развитию активности личности, независимости, самостоятельности, а также духовной ориентации обучающихся, благодаря чему приобретается система духовных ценностей, вырабатываются умения обретать гражданскую позицию, выбирать духовные ценности.

Список литературы

1. Андриянова В. И. Формирование субъектности обучаемых в познании, общении, деятельности - главное направление в современной образовательной системе // Гармонично развитое поколение - условие стабильного развития Республики Узбекистан: Сборник научно-методических статей. Ч. 1. УзНИИПН, 2014. С. 6-13.

РАБОТА С ДРОБЯМИ В МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПАКЕТАХ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ Гибадуллин А. А.

Гибадуллин Артур Амирзянович - студент, кафедра физико-математического образования, факультет информационных технологий и математики, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

Аннотация: данная статья посвящена разработке дидактических материалов, содержащих задания и справочную информацию по работе с дробями в рамках учебной дисциплины «Математические пакеты прикладных программ». Использование специализированного программного обеспечения в образовательном процессе позволяет наглядно показать работу тех или иных формул и соотношений и обучить студентов необходимым навыкам работы с вычислительными средствами для осуществления сложных расчетов и решения задач, непосильных человеку. Ключевые слова: маткад, математика, цепные, дроби, педагогика.

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 2(16) 2017 | 68 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.