8. Социальная работа в России: прошлое и настоящее: Сб. ст. и материалов / отв. ред. Л.В. Бадя. Ин-т педагогики соц. работы РАО. Ставроп. отделение ассоциации соц. работников и соц. педагогов. Ставроп. гос. ун-т и др. М.: Ставрополь: сервис-школа, 1998. 341 с.
9. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 208 с.
10. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. Т. 2. 672 с.
11. Кант И. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Мысль, 1995. т. 4. 544 с.
12. Большой толковый социологический словарь: Т. 2: П-Я / сост. Джерри Дэвид, Джерри Джулия. М.: Вегс; АСТ, 2001. 527 с.
13. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 576 с.
14. Герасимов Г.И. Трансформация образования - социокультурный потенциал развития российского общества / отв. ред. Ю.Г. Волков. М.: Социально-гуманитарные знания, 2005. 311 с.
Т.Ф. Иванова
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ
В нынешних условиях все большее значение приобретает стратегия образования, устремленная в будущее, ориентированная на развитие личности. Основным критерием такого прогресса является характер разностороннего совершенствования человека.
Это означает, что педагогический вуз (как и любой другой) нельзя понимать исключительно утилитарно - как некое место, где студенты приобретают профессию под руководством преподавателей. Сегодня ориентация исключительно на профессиональную подготовку бесперспективна, поскольку мир стремительно меняется, и невозможно предвидеть, какова будет профессиональная структура общества на протяжении жизни даже одного поколения [1].
В ситуации свободного доступа к любым информационным каналам и формам образования меняется структура преподавательской профессии: от преподавателей требуется освоение ролей тьютера, академического консультанта, разработчика учебных материалов, размещаемых в сетевых ресурсах и т.п.
Основными формами обучения становится групповое и индивидуализированное обучение. Групповое обучение предполагает совместный познавательный поиск, выполнение групповых проектных работ, исследований, формирует у студентов дух коллективизма, команды, понимание большей продуктивности совместной деятельности в современных условиях обучения и труда. Индивидуализированное обучение позволяет создать условия для самореализации каждого студента, что стимулирует его к выдвижению жизненных целей (в первую очередь, в плане получения образования) и, в частности, целей профессионального становления и развития. При такой организации образовательного процесса у обучающихся формируется ответственность за собственное образование, за реализацию профессиональных и жизненных планов.
С 90-х годов прошлого века стали набирать силу гуманистические процессы в образовании России. Плеяда известных российских ученых (Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, Е.И. Казакова, И.Б. Котова, Т.В. Машарова, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, А.П. Тряпицына, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.) направляет свои усилия на создание концептуальных, теоретических и методических основ личностно ориентированного образования. В образовательное пространство России проникают и завоевывают популярность идеи гуманистической психологии и педагогики, разработчиками которых являются зарубежные ученые У. Глассер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Сатир и др. В нашей стране постепенно растет количество педагогических коллективов учебных заведений, избирающих лично-стно ориентированную направленность в качестве главного приоритета в своей работе по обучению и воспитанию учащейся и студенческой молодежи.
Личностно ориентированное образование является закономерным этапом развития гуманистического направления в мировой педагогике. Его теоретические предпосылки созданы Яном Амосом Коменским и другими зарубежными авторами, а также русской классической педагогикой и современными отечественными учеными.
Концепции личностно ориентированного образования являются прообразом педагогических теорий и систем XXI века [2].
В условиях современного российского социума конца ХХ - начала XXI вв. стал очевидным кризис в образовательной социально-педагогической ситуации, неудовлетворительное состояние профессиональной подготовки учителей к решению задач обучения, воспитания и развития учащихся. Одним из путей выхода из кризиса является внедрение личностно ориентированного обучения учащихся и профессиональная подготовка студентов педагогического вуза к решению его задач. Методологическое обеспечение личностно ориентированного обучения (далее ЛОО) учащихся может составить культурологическая концепция образования, в которой в соответствии со спецификой ЛОО выделяются социальный, методологический, культурный, психологический и личностно-профессиональный факторы.
Концепция интеграции факторов профессионально-педагогической подготовки будущих учителей к ЛОО в школе основывается на гуманистической парадигме образования и воспитания, сущность которой состоит в постулате привития воспитуемым духовных и нравственных ценностей. При этом предполагается формирование общенациональных идеалов, в которых сочетаются национальные и индивидуальные ценности, утверждается тезис о неразрывной связи в виде взаимной обусловленности телесной и духовной сторон развития личности.
Концептуально представления об общественных идеалах и ценностях развиваются в опоре на гуманистический антропологизм, определивший понимание личности как духовно нравственного феномена, ориентирующегося на абсолютные нравственные ценности: Красоту, Добро, Любовь, Истину. Концепция гуманистического антропологизма корнями уходит в этические философские учения Б. Спинозы, Гегеля, И. Канта, Н. Бердяева, Н. Лосского, А. Лосева и др. На основе гуманистической парадигмы образования у воспитуемого формируется соответствующие мировоззрение.
В решении проблемы профессионально-педагогического обеспечения подготовки будущих учителей к ЛОО в школе гуманистическая направленность образования является его методологией. На этом основании конституируется представление о целях, содержании формах и методах обучения и воспитания. Главная задача общеобразовательной и профессиональной школы должна заключаться в том, чтобы учебные предметы в этих учреждениях не были обезличенными и этически нейтральными, чтобы не дать проникнуть в них духу практицизма, отдающего приоритеты лишь знаниям и навыкам, а не морали.
От степени внедрения гуманистической парадигмы в педагогический процесс высшей профессиональной школы зависит подготовка будущих учителей к ЛОО в школе. Примененная с целью осмысления ЛОО, гуманистическая парадигма образования и воспитания, прежде всего, включает учения о наиболее адекватных способах организации образовательной и воспитательной среды, имеющей целью формирование нравственной личности.
В условиях техногенной цивилизации ХХ века процесс образования подчинен развитию рационального, преимущественно логико-вербального мышления, овладению основами наук.
Авторитарный стиль отношений пронизывает весь процесс обучения, не считаясь с какой бы то ни было познавательной инициативой со стороны обучаемого.
Инициатива и творчество преподавателя строго регламентированы и нормированы, что ограничивает его возможности стимулировать познавательные интересы обучаемых.
Система образования, выстроенная в соответствии с идеалами и нормами классической науки, функционирует как закрытая, что лишает ее способности к саморазвитию.
С первого класса усердно снабжая ученика информацией, периодически её обновляя и нисколько не заботясь, нужна ли ему самому эта информация, выберет ли он её или нет, технология обучения фабрикует особый тип личности - интеллектуального потребителя. В результате происходит, по меткому замечанию А.Н. Леонтьева, обнищание души при обогащении информацией [3].
В таких условиях внедрение изменений, новшеств происходит только централизованным путем, а педагогическая наука и педагогическая практика оказываются в значительной мере лишены самостоятельности.
При переходе к антропогенной цивилизации будущего успех поиска путей профессиональной подготовки учителей в педагогическом вузе в сложившейся в России к началу XXI в. социально-педагогической ситуации обращен к гуманистическим традициям отечественной педагогической культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности. Педагогическое творчество требует от преподавателя адекватной потребности, особых способностей, индивидуальной свободы и чувства личной ответственности.
В центре педагогического процесса должна стоять уникальная личность ребенка как самоценная развивающаяся индивидуальность. «Ребенок - солнце, центр педагогической вселенной» (К. Вентцель). Гуманистическая направленность профессионального образования является воплощением культурологической концепции образования вообще и концепции личностно ориентированного обучения в частности. В соответствии с культурологической концепцией образования и воспитания подготовка будущего учителя к решению задач ЛОО включает следующие системообразующие компоненты: ценностное отношение к культуре, включаемое в моделирование учебно-воспитательного процесса; гуманную педагогическую позицию; экологию детства, духовное и физическое здоровье детей; культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; личностно-смысловую направленность содержания образования; заботу о развитии индивидуальности обучаемого, априорное признание его достоинств; веру в потенциальные творческие способности каждого учащегося; культуру диалогического общения; создание учителем ситуации успешной учебной деятельности обучаемого.
В свете культурологической концепции образования усвоение студентами представлений о педагогической нравственности как о профессиональном качестве личности учителя является одним из условий, формирующих профессионализм учителя в первую очередь.
Принцип гуманизма и сотрудничества с детьми - это ценностный аспект гуманизации профессионально-педагогического образования, который признается методологией личностно ориентированной парадигмы образования в социокультурном пространстве России.
Теоретическую основу комплексного педагогического обеспечения ЛОО составляют профессиональные знания. Ядром профессиональной компетентности учителя являются систематизированные в пределах ведущей общенаучной парадигмы антропологические знания, при этом профессиональные знания сами по себе не определяют педагогическую культуру учителя. Здесь важны такие качественные параметры знаний, как системность и действенность, свидетельствующие о факте перехода знаний в убеждения и превращение последних в руководство к действию.
Высокий уровень профессионально-педагогической культуры характеризуется развитой способностью к решению педагогических задач, т.е. развитым профессиональным мышлением и сознанием.
В подготовке будущих учителей к решению задач ЛОО необходимо особое внимание обратить на новое педагогическое мышление, в основе которого лежит признание человеческой жизни как таковой высшей ценностью. Критичность педагогического мышления зависит от умения учителя мыслить с позиции ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса, ориентироваться на его интересы, способности, потребности, цели духовно-нравственного развития, иметь чувство сопричастности, сопереживания и ответственности за результаты обучения и воспитания учащихся.
Когнитивные основания педагогического обеспечения ЛОО заключаются в знании того, что его организация и внедрение обусловлено, как уже отмечалось, действием ряда интегрированных факторов: социального, методологического, культурного, психологического и личностно-профес-сионального. Анализ когнитивных оснований системы ЛОО создает предпосылки для его рассмотрения с позиций интеграции факторов профессионально-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Подготовка студентов педагогического вуза к решению задач ЛОО учащихся представляется как сложная и открытая система, прибывающая в постоянном саморазвитии. Эпицентром системы является личность студента, овладевающего ценностями современной педагогической культуры.
В настоящее время определяющей тенденцией образовательного процесса является интеграция. При этом развитие интеграции опирается на холистские тенденции в понимании объективной реальности (Н. Бор, В. Гейзенберг, И. Пригожин, С. С. Шевелева, А. Эйнштейн и др.) [4].
Обоснование концептуальных идей интеграции факторов профессионально-педагогического обеспечения ЛОО в процессе подготовки будущих учителей в аспекте синергетического подхода заключается в рассмотрении педагогического процесса как открытой системы. Открытость системы - необходимое условие для ее самоорганизации. Сложной открытой системе возможно помочь определиться в своем новом качестве, если действовать сообразно ее внутренней структуре и заданности, направляющей ее развитие. В связи с этим в раскрытии концепции обеспечения ЛОО релевантными являются такие понятия, как «внешнее инициирование движения в нужном направлении», «подталкивание системы», «способы самоорганизации», «механизмы включения самоорганизации» и др. Синергетический принцип дополнительности, известный как принцип Нильса Бора, демонстрирует то, что никакое знание не может быть самодостаточным и всякое знание может быть дополнено.
Системно-синергетический подход позволяет получить более объективные результаты, носящие, в силу действия принципа дополнительности, относительный, а не абсолютный характер.
Разработанная с позиций синергетического подхода, система подготовки специалиста открыта для любого рода контактов: общественных, профессиональных, личных. Таким образом, открытость педагогической системы как таковой и системы факторов педагогического обеспечения ЛОО в частности обусловливается действием принципов дополнительности и субъектности. Принцип дополнительности дает возможность учитывать изменение целей, содержания и способов организации системы. Реализация принципа субъектности проявляется в способности личности каждого студента к самоорганизации, самообразованию, саморазвитию и самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Системно-синергетический подход, будучи примененным к построению интегративно-фак-торной модели профессионально-педагогической подготовки студентов к ЛОО обусловливает возможность становления профессионально-педагогической культуры учителя, которая является составной частью культуры общества.
Перевод вузовской подготовки учителя в контекст общей и педагогической культуры в рамках гуманистической модели образования обладает потенциальными возможностями устранения дегуманизированного характера процесса обучения в вузе и в школе, способствует созданию единства теоретической и практической подготовки, преодолению узости общественных контактов студентов, созданию атмосферы духовности и творчества. Гуманизация педагогического процесса в вузе ориентирует выпускников педвузов на творческую педагогическую деятельность, проводит студентов через процедуры жизненного и профессионального самоопределения, предотвращает репродуктивный статус решения задач обучения и воспитания учащихся.
Состояние проблемы педагогического обеспечения ЛОО в онтогенезе характеризуется тем, что в ее решение включаются следующие основные предпосылки: методологией ЛОО является гуманистическая направленность педагогического образования и интеграция факторов: социального, методологического, культурного, психологического и личностно-профессионального, способствующих его педагогическому обеспечению (см. рис. 1).
Рис. 1. Предпосылки концептуальных идей разработки интегративно-факторной модели профессионально-педагогической подготовки будущих учителей к личностно ориентированному обучению в России к началу XXI в.
Методологические основы подготовки студентов педагогических вузов к решению задач ЛОО учащихся лежат в области современных теорий системного и синергетического подходов, при которых процесс педагогического самообразования рассматривается как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, а в методологию подготовки специалиста переносятся понятия эволюционно-синергетической парадигмы. Эволюционно-синергетическая парадигма в педагогике определяется как совокупность знаний о построении системы образования, для которой характерны самоорганизация, открытость, дополнительность, субъектность. Таким образом, методологическое обеспечение концепции ЛОО в школе имеет когнитивные основания.
Наконец, к методологии обеспечения ЛОО необходимо отнести семиотический, знаковый подход к интеграции компонентов образовательного процесса в педагогическом вузе. Семиотический подход предполагает использование когнитивных в широком смысле регулятивов духовного развития личности будущих учителей. Ориентация на становление гуманистического начала в человеке является гарантом и главным фактором сохранения духовного здоровья нации.
Таким образом, культурологическая концепция образования наряду с системным, синергети-ческим и семиотическим подходами составляет концептуальные основы разработки интегративно-факторной модели научно-педагогического обеспечения подготовки будущих учителей к осуществлению личностно ориентированного обучения в школе в условиях гуманизации общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акулова О.В., Вершинина Н.А., Даутова О.Б. и др. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: Метод. пособие по организации опытно-экспериментальной работы в контексте идей Болонской декларации / под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГППУ им. Герцена, 2006. С. 11.
2. Научная школа чл.-корр. РАО, проф. Е.В. Бондаревской // Известия Южного отделения Российской академии образования. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1999. Вып. 1. С. 5.
3. Леонтьев А.Н. Природа и формирование психических свойств и процессов человека // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 11.
4. Шевелева С.С. Открытая модель образования (Синергетический подход). М.: ИЧП Изд-во «Магистр», 1997. С. 26.
О.Н. Кирюшина
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Модернизация российской системы образования и изучение процессов реформирования вызвало постановку ряда специфических проблем методологического характера. Решение их возможно за счет повышения качества и эффективности педагогических исследований, которые, естественно, непосредственно зависят от степени разработанности исследовательского инструментария, форм и методов организации научной деятельности. Эта зависимость существенно усиливается с возрастанием сложности решаемых научных задач. Поэтому для получения объективных научных результатов и внедрения идей и технологий современных научно-исследовательских работ (НИР) в Российскую систему образования, педагогам необходимо: свободно ориентироваться в системе методов исследования, владеть технологией применения методов и их модификаций, владеть методологией научно-педагогического исследования.
Учитывая, что методы исследования - это инструменты, с помощью которых познают истину, открывают закономерные связи явлений объективного мира, то чем более они совершенны и лучше ими владеет исследователь, тем успешнее научная работа. Подчеркивая значение инструментария научного исследования, академик И.П. Павлов писал: "Наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методикой. С каждым шагом методики вперед мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой более широкий горизонт с невидимыми раньше предметами" [1, 22]. Это позволяет в процессе педагогического исследования изучать не только возникшие в непосредственной практической деятельности проблемы, но и новые, выявленные в ходе развития самой науки. В связи с этим, задача обучения в вузах, и особо при подготовке академической