Научная статья на тему 'ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДУХЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДУХЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
историческое наследие / национальные ценности / воспитание молодого поколения / гармоничное развитие личности. / historical heritage / national values / education of the younger generation / harmonious development of the personality.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холикова Мадина Комилжон Кизи

в статье проводится анализ национальных ценностей, описывается важная роль возрождения и развития исторического наследия в деле воспитании молодежи Узбекистана. Одним из эффективных инструментов развития и реализации потребностей молодого человека считается органичная взаимосвязь обучения с нравственными и эстетическими аспектами культуры. Культурные традиции, духовное наследие народа на протяжении многих тысячелетий считались первоисточником духовного роста. И сегодня они являются важнейшим фактором воспитания молодого поколения в духе преданности своей стране и идеалам гуманизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANT ASPECTS OF AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE SPIRIT OF NATIONAL VALUES

the article analyzes national values, describes the important role of the revival and development of the historical heritage in the education of the youth of Uzbekistan. One of the effective tools for the development and implementation of the needs of a young person is considered to be the organic relationship of education with the moral and aesthetic aspects of culture. Cultural traditions, the spiritual heritage of the people for many millennia were considered the primary source of spiritual growth. And today they are the most important factor in educating the young generation in the spirit of devotion to their country and the ideals of humanism.

Текст научной работы на тему «ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДУХЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

IMPORTANT ASPECTS OF AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN

THE SPIRIT OF NATIONAL VALUES Holikova M.K. (Republic of Uzbekistan)

Holikova Madina Komiljon Hizi - Master, DIRECTION: PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, FACULTY OF PEDAGOGY, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyzes national values, describes the important role of the revival and development of the historical heritage in the education of the youth of Uzbekistan. One of the effective tools for the development and implementation of the needs of a young person is considered to be the organic relationship of education with the moral and aesthetic aspects of culture. Cultural traditions, the spiritual heritage of the people for many millennia were considered the primary source of spiritual growth. And today they are the most important factor in educating the young generation in the spirit of devotion to their country and the ideals of humanism.

Keywords: historical heritage, national values, education of the younger generation, harmonious development of the personality.

ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДУХЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Холикова М.К. (Республика Узбекистан)

Холикова Мадина Комилжон кизи - магистр, направление: педагогика и психология, факультет педагогики, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье проводится анализ национальных ценностей, описывается важная роль возрождения и развития исторического наследия в деле воспитании молодежи Узбекистана. Одним из эффективных инструментов развития и реализации потребностей молодого человека считается органичная взаимосвязь обучения с нравственными и эстетическими аспектами культуры. Культурные традиции, духовное наследие народа на протяжении многих тысячелетий считались первоисточником духовного роста. И сегодня они являются важнейшим фактором воспитания молодого поколения в духе преданности своей стране и идеалам гуманизма.

Ключевые слова: историческое наследие, национальные ценности, воспитание молодого поколения, гармоничное развитие личности.

Одним из ключевых принципов формирования национальной идеи в мышлении молодого поколения является обращение к культурным корням и философии в вопросах воспитания. Для ученых Центральной Азии периода Возрождения характерны идеи гуманного и справедливого воспитания идеальной личности. Большинство этих идей нашли свое отражение в современном обществе, считаются сегодня общечеловеческими ценностями и на Востоке, и на Западе. В целом этот период характеризуется стремлением к светскому образованию и развитию способностей к познанию у человека, формированию логики, сохранением достижений культуры, утверждением разума как признака истины, развитием духовного и высоконравственного начала человека, а также утверждением его как высшего творения природы.

Обретение независимости Республикой Узбекистан позволило в полной мере проявиться богатому духовному наследию узбекского народа. Сегодня, в век роботизации и развития высоких технологий, особую актуальность приобретают личностные качества человека - проявление любви и уважения к предкам, Родине, близким людям, отзывчивость, сопереживание, эмоциональный интеллект и т.д. Тенденции к автоматизации рутинных процессов в производственных циклах ведут к повышению ценности творческой составляющей личности, в том числе проистекающей из самобытности культуры, в которой она воспитывалась. Высокая конкуренция в сфере услуг также требует от современной молодежи, стремящейся интегрироваться в мировое сообщество, так называемых «мягких навыков», позволяющих эффективно коммуницировать, создавать новые ценности. В этой связи важно рассматривать народное творчество, культурные традиции с точки зрения энциклопедического свода правил, нравственных национальных и общечеловеческих принципов, норм, показавших успешный опыт в воспитании поколений [1]. Однако передача нравственных и эстетических норм плодотворна в том случае, когда она согласовано с основополагающими требованиями как общества в целом, так и потребностями молодого поколения. Для молодых людей актуальны потребности в самоутверждении, развитии творческих умений, общении. Педагог должен учитывать потребности учащихся, а также, пополняя багаж знаний и опыта, развивать новые, высокие потребности и идеалы.

Одним из эффективных инструментов развития и реализации потребностей молодого человека считается органичная взаимосвязь обучения с нравственными и эстетическими аспектами культуры. Потребность в чувственно предметном переживании бытия является врожденным свойством человека, а к деградации, духовной пассивности, эмоциональной черствости человека приводит именно неудовлетворение этой потребности. Мыслители Востока Абу Райхан Беруни [2], Мирзо-Улугбек, Аль-Фараби, и другие считали, что отсутствие правильного эмоционального развития обучаемого сводит к нулю любые старания педагога в передаче знаний и опыта.

В воспитании патриотизма, любви к Родине, социальной ответственности ключевую роль играет духовное богатство народов, проживающих на территории Узбекистана, их обычаи и традиции, знание истории, художественных произведений, памятников, письменности - всего, что обогатило мировую культурную сокровищницу, а также является свидетельством обширного духовного наследия нашего народа. Благодаря этим ценностям возникает любовь к родному краю, его историческому и художественному наследию. Особую роль играет устное творчество, которое по праву считается исторической памятью народа, передающейся из поколения в поколение и находящей свое отражение в эпосах, сказаниях, песнях, былинах [3].

По нашему мнению, необходимо возрождать национальные ценности естественным путем, через осознание национальной идентичности. Культурные традиции, духовное наследие народа на протяжении многих тысячелетий считались первоисточником духовного роста. И сегодня они являются важнейшим фактором воспитания молодого поколения в духе преданности своей стране и идеалам гуманизма.

Список литературы /References

1. Жалилов З. Воспитание студентов в духе национальных ценностей // International Scientific Review, 2016. № 2 (12). С. 237-240.

2. Умарова Р.Ш. Бытие и философские взгляды Абу Райхана Беруни // Достижения науки и образования, 2019. № 3 (44). С. 32-33.

3. Ахмедова Н.М., Хамидова Н.У., Алланазарова С.Х., Бухорова М.Х. Культурологический фактор в современном образовании // Проблемы современной науки и образования, 2018. № 5 (125). С. 90-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.