Научная статья на тему 'ВАЖНОСТЬ ВКЛАДА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ НА ПУТИ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ'

ВАЖНОСТЬ ВКЛАДА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ НА ПУТИ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теневая экономика / расходы на НИОКР / экономический рост / информационные технологии / количество пользователей Интернета / абоненты мобильной сети / цифровая теневая экономика. / shadow economy / R&D expenditure / economic growth / information technologies / number of internet users / mobile network subscribers / digital shadow economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аманова Мафтуна Давлатбой Кизи

В статье представлена взаимосвязь теневой экономики и затрат на технологическое и научное развитие. Обсуждён ряд преимуществ и компонентов информационных технологий и их развитие с использованием макроэкономических данных за период 2000-2020 гг. в Узбекистане. Согласно полученным данным, существует отрицательная взаимосвязь между теневым сектором и расходами страны на НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Это дает надежду на снижение темпов роста теневой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF CONTRIBUTING TO TECHNOLOGICAL AND RESEARCH DEVELOPMENT IN THE FIGHT AGAINST THE SHADOW ECONOMY

The article represents the interrelationship of the shadow economy and expenditure to technological and scientific development. Study of a number of advantages and components of the information technologies and its development using macroeconomic data for the period of 2000-2020 for Uzbekistan is discussed. And according to the findings, there is negative relationship between the shadow sector and R&D expenditure of country, which gives a hope of the shadow economy growth cutting.

Текст научной работы на тему «ВАЖНОСТЬ ВКЛАДА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ НА ПУТИ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ»

Аманова Мафтуна Давлатбой кизи,

докторант кафедры Макроэкономика» экономического факультета Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека

ВАЖНОСТЬ ВКЛАДА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ НА ПУТИ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ

УДК: 330.101.8

AMANOVA M.D. YASHIRINIQTISODIYOTGA QARSHI KURASHDA TEXNOLOGIK VA ILMIY-IZLANISH RIVOJLANISHIGA HISSA QOSHISHNING AHAMIYATI

Ushbu maqolada yashirin iqtisodiyot va texnologik-ilmiy rivojlanishga sarflanadigan xarajatlarning o'zaro bog'liqligining tahlili aks ettirilgan. O'zbekistonning 2000-2020 yillar davri uchun makroiqtisodiy ma'lumotlardan foydalangan holda, axborot texnologiyalarining bir qator afzalliklari va tarkibiy qismlarini o'rganish va uni rivojlantirish muhokama qilingan. Izlanishlar natijasiga ko'ra, "soyaviy sektor" va mamlakatning ilmiy-tadqiqot ishlariga sarflangan xarajatlari o'rtasida salbiy bog'liqlik mavjudligi aniqlanib, bu yashirin iqtisodiyot o'sishini to'xtatishga umid beradi.

Kalit so'zlar: yashirin iqtisodiyot, ilmiy-tadqiqot ishlariga sarflangan xarajatlar, iqtisodiy o'sish, axborot texnologiyalari, internetdan foydalanuvchilar soni, mobil tarmoq abonentlari, raqamli yashirin iqtisodiyot.

АМАНОВА М.Д. ВАЖНОСТЬ ВКЛАДА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ НА ПУТИ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ

В статье представлена взаимосвязь теневой экономики и затрат на технологическое и научное развитие. Обсуждён ряд преимуществ и компонентов информационных технологий и их развитие с использованием макроэкономических данных за период 2000-2020 гг. в Узбекистане. Согласно полученным данным, существует отрицательная взаимосвязь между теневым сектором и расходами страны на НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Это дает надежду на снижение темпов роста теневой экономики.

Ключевые слова: теневая экономика, расходы на НИОКР, экономический рост, информационные технологии, количество пользователей Интернета, абоненты мобильной сети, цифровая теневая экономика.

AMANOVA M.D. THE IMPORTANCE OF CONTRIBUTING TO TECHNOLOGICAL AND RESEARCH DEVELOPMENT IN THE FIGHT AGAINST THE SHADOW ECONOMY

The article represents the interrelationship of the shadow economy and expenditure to technological and scientific development. Study of a number of advantages and components of the information technologies and its development using macroeconomic data for the period of 2000-2020 for Uzbekistan is discussed. And according to the findings, there is negative relationship between the shadow sector and R&D expenditure of country, which gives a hope of the shadow economy growth cutting.

Key words: shadow economy, R&D expenditure, economic growth, information technologies, number of internet users, mobile network subscribers, digital shadow economy

Введение.

Скользкая и неоднозначная проблема теневой экономики лежит на пути рационального становления и деятельности государственных институтов и органов государственной службы в жизни граждан государства, их неотъемлемой роли в непосредственном сотрудничестве во благо экономики и благосостояния стран. Наиболее благоприятные условия для «процветания» этой проблемы возникают в странах, где окончательный процесс принятия решений в основном осуществляется государственными чиновниками и имеет высокие требования и барьеры для бизнесменов и граждан. Другими словами, усиление контрольной функции правительства подавляет её регулирующие и исполнительные функции, что поощряет распространение взяточничества для смягчения функции контроля и ускорения исполнительной функции, тем самым устраняя установленные барьеры на пути к достижению эффективных отношений между государством и бизнесом.

Причина беспокойства по поводу экономической безопасности страны заключается ещё в том, что неопределенное экономическое будущее придает негативную окраску ожиданиям людей. Для такого вывода есть две причины: люди опасаются больших экономических потерь и когда эти потери без гарантии на возмещение (потерь), у них возникают финансовые трудности, особенно если эти потери не предвидены и не имеется финансовой подушки - сбережений. Ученые из разных дисциплин, от экономики и политологии до социальной психологии и социологии, продемонстрировали влияние нестабильности доходов [1] и воспринимаемой незащищенности на индивидуальное благосостояние, поведение на рынке труда [2], желание сберегать [3] и политические взгляды [4], которые в конечном итоге заставляют граждан прибегать к теневому сектору.

Растущее количество исследований показывает, что экономическая незащищенность коренится в трех фундаментальных характеристиках человеческого познания и динамики рынка. Первая — это фундаментальная поведенческая черта, известная как «неприятие потерь», склонность людей быть более чувствительными к ухудшению экономических условий, чем к росту [5]. Вторая — это трудность, с которой люди сталкиваются при оценке соответствующих экономических непредвиденных обстоятельств, что затрудняет людям осуществлять правильную оценку и

защиту от наиболее серьезных рисков, с которыми они сталкиваются [6]. В-третьих, неполный характер многих рынков частного страхования, а также резкие различия в личном и семейном потенциале, основанные на достаточности богатства, доступе к кредитам и социальным сетям, где можно будет сберечь себя от рисков занявшись получением дополнительных доходов онлайн. [7]

Из приведенных выше причин для беспокойства по поводу проблемы доли теневой экономики и индекса экономической безопасности вырисовывается картина, где данные проблемы вынуждают граждан заниматься теневой деятельностью, так называемым получением теневых доходов, с которых не взимаются налоги, соответственно, налоговые поступления страны не пополняются. Это также подразумевает неэффективность государства, где безопасность и ценность рабочей силы, здравоохранения и пенсионного фонда начинают падать.

Из перечисленных негативных последствий видно насколько важно обращать внимание на снижение доли теневой экономики и бороться за легализацию подпольных предприятий и увеличение количества зарегистрированных официально рабочих, а также внедрять инновационные решения в модернизации государственного управления посредством цифровизации тем самым предоставить открытость и прозрачность гражданам страны. В свою очередь, именно эти драйверы помогут поддержать экономическую безопасность и тем самым не дать теневой экономике подрывать экономику страны, не оставляя шансов на стопроцентное светлое будущее и стабильность в стране, что мы и называем надежное экономическое будущее.

Постановка научной проблемы.

В мире доля «теневой» экономики к 2020 году составила 22,1% мирового ВВП [8], в частности в развитых странах удельный вес теневой экономики равен 7,5% ВВП [9]. Несмотря на различные целевые государственные программы и высокий уровень экономического развития, в отдельных странах с формирующимися рыночной экономикой (Россия, Украина) и развивающимися рыночной экономикой (Бразилия, Пакистан) - доля теневого сектора в мировой экономике составляет 39-45%.[10] Опубликованные в 2020 году данные Управления оОн по наркотикам и преступности показывают, что сумма «отмывания» денег в мире составляет от 2 до 5% от общего ВВП [11]. Вме-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 12(148)

сте с тем, с увеличением в мире объемов «незаконных» денег усиливаются и меры противодействия с этим явлением.

По данным Государственного Комитета Республики Узбекистан по Статистике удельный вес неформальной экономики в секторе домохо-зяйств страны колеблется от 30% до 35%. Вместе с тем размер теневой экономики в предпринимательской деятельности составил 16,7% ВВП страны. [12] По оценке Всемирного Банка в 2021 году масштаб теневой экономики Узбекистана варьирует между 40%-50% по отношению к ВВП страны [13].

Представленные вычисления Всемирным Банком указывается что размер теневой экономики Узбекистана оценивается в 51 процента валового внутреннего продукта в 2021 году, кроме того, представлен сравнительный анализ разных методов. [13] Эти модели оценивают масштабы ненаблюдаемого явления, такого как теневая экономика, исходя из его взаимосвязи с наблюдаемыми переменными, такими как налоговое бремя, уровень безработицы, свобода предпринимательства, спрос на деньги, доля экономически активного населения и экономический рост, использование наличных денег и количество транзакций.

Известно, что существует благоприятный уровень теневой экономики, примерно 14-15% от ВВП, означающий, что большое количество теневого сектора все-таки не есть хорошо и в зависимости от устойчивости экономического роста и макроэкономических показателей «допустимый» уровень теневой экономики может варьироваться, что в своё время требует правильного фундаментального изучения и построения подходящей методологии исследования и вычисления масштаба теневой экономики.

Теневая экономика замедляет рост экономического развития государства, например, снижается официальный уровень ВВП, растет безработица и так далее. Уменьшаются государственные доходы, поскольку предприятия, занимающиеся нелегальной деятельностью, не платят налоги. Сокращаются расходы бюджета и страдают от этого работники бюджетного сектора, пенсионеры и другие группы людей, получающие социальные выплаты. Ловушка теневой экономики связана с тем, что она способствует росту коррупции, но и сама коррупция стимулирует развитие нелегальной деятельности.

Выдвинутой научной задачей является рассмотрение механизмов сокращения теневой деятельности и её легализации, в которой, на основе практических расчётов обосновывается, что одним из возможных решений является циф-ровизация экономики.

Методология исследования и расчетов.

В общей сложности имеется 13 методов исследования масштабов теневой экономики, классифицирующийся как прямые, косвенные и латентные виды методов. В данной статье для анализа данных по Узбекистану за 2000-2020 годы мы взяли такие переменные как: теневая экономика (% от ВВП), затраты на НИОКР (% от ВВП), рост количества интернет-пользователей (разница количества между текущим и предыдущим годом) и рост количества подписок на мобильную сотовую связь (разница количества между текущим и предыдущим годом).

Уровень цифровизации в странах мира.

В первые 10 лет (с 1994 по 2004 года) развивалась электронная торговля и сервисы. Затем цифровая экономика перешла на другую ступень развития: уровень сервисов усложнился, стали объединяться ранее разрозненные технологии. Теперь цифровая экономика охватывает практически все сферы жизни: образование, здравоохранение, онлайн-банкинг. Для этой ступени развития требуется на порядок больше цифровых мощностей и прорывных технологий в сфере ИТ.

Обратим внимание на рейтинги по уровню цифровизации экономики стран. В течение последних лет Китай систематически шел к первенству в диджитал-среде. КНР опередила США и заняла лидерские позиции еще в 2016 году. С тех пор Китай не только не снижает темпы роста, но и увеличивает активность, направленную на всеобщую цифровизацию. Страна уверенно удерживает первое место по количеству фактически полученных патентов. США пока сохраняют лидерство в объеме инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, но, учитывая темпы роста Китая, он имеет все шансы в скором времени догнать и перегнать США.

В точечной координате (рис.1), где страны разделены на 4 вида: лидеры, перспективные, замедляющиеся и проблемные особенно выделяются три страны: Южная Корея, Сингапур и Гонконг. Наряду с еще несколькими экономиками — например, Эстонией, Тайванем и ОАЭ

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 12(148)

' ИНВЕСТИЦИЯЛАР ВА ИННОВАЦИЯЛАР / ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ

V___/

Рисунок 1. Уровень цифровизации стран1.

— они стабильно попадают в число лидеров в таких индексах, демонстрируя как адаптивность, так и институциональную поддержку инноваций. [14] Интересно, что США занимает второе место по цифровой эволюции после Сингапура: выдающийся темп роста для экономики такого размера и сложности.

1 Digital Planet Школа Флетчера при Университете Тафтса. Mastercard. Доступно по: https://hbr-russia. ru/innovatsii/trendy/853688/

Что дает цифровая экономика на пути борьбы с теневым сектором? Плюсы, которые принесет с собой новый экономический уклад представители Всемирного банка называют «цифровыми дивидендами». Среди них: расширение торговли, рост производительности, развитие конкуренции, создание новых рабочих мест. Самое главное: повышение качества услуг и госуслуг, в частности, легализация бизнеса, создание программ по обнаружению фиктивных фирм, подо-

ЩТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 12(148)

зрительных денежных переводов и краж, отмывания денег, наблюдение за деятельностью, имуществом и доходами государственных чиновников, полная публичность государственных затрат и прозрачность.

Однако, к сожалению, имеются и ряд отрицательных влияний, а может даже и подпитки для теневой экономики посредством цифровизации, что может быть предотвращено при совершенной и продуманной системе и плана цифровизации с учётом кибербезопасности и всех правовых и нормативных документаций законодательством.

Сфокусируем внимание на страны, где предпринимались и предпринимаются меры по борьбе с теневой экономикой с помощью циф-ровизации. Так, одним из инструментов борьбы с теневой экономикой должна стать система отслеживания товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС. [15] По проекту идут регулярные обсуждения. Специалисты пытаются найти оптимальные решения по цифровизации госконтроля. По словам начальника отдела реализации проектов Комитета государственных доходов Армена Назаряна, в результате внедрения системы отслеживания можно будет контролировать товарооборот с момента создания или экспорта продукции - до конечного потребителя. Принципом отслеживания будут контролироваться все контрабандные товары, ввозимые из третьих стран.

Что касается ИТ-инфраструктуры в США, то со стороны государства участие скромное, в основном это частные инвестиции. При этом государство помогает компаниям адаптироваться - с помощью налоговых льгот компании могут списывать расходы на сервера, машинное обеспечение и т.д.

Опыт Австралии показывает, что цифрови-зация развивается в основном под давлением рынка, говорит австралийский представитель Всемирного банка, директор по глобальным практикам в сфере цифровых платформ и услуг Джейн Тредвелл. Но у правительства есть определенная роль, говорит она: в первую очередь, это инвестиции в общедоступный широкополосный доступ в интернет, в науку и исследования, и, конечно, обеспечение гибкой нормативно-правовой базы [16].

С учетом современных реалий и тенденций Узбекистан также начал переход к цифровой экономике. Так, в 2017 году запущена новая версия Единого портала интерактивных государственных

услуг (my.gov.uz), создано Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан. А в 2018-м образован Фонд поддержки развития цифровой экономики «Цифровое доверие» с целью привлечения и консолидации средств инвесторов для реализации проектов в сфере на условиях государственно-частного партнерства, в том числе связанных с внедрением технологии блокчейн. С целью дальнейшего развития информационных технологий принято постановление Президента Республики Узбекистан от 28 апреля 2020 года «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» №ПП-4699. Новым этапом развития сферы цифровой экономики является Указ Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года №УП-6079 «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации» [17]. Где предусматривается:

• повышение с 78 до 95 процентов уровня подключения населенных пунктов к сети Интернет, в том числе за счет увеличения до 2,5 миллионов портов широкополосного доступа, прокладки 20 тысяч километров оптико-волоконных линий связи и развития сетей мобильной связи;

• внедрение свыше 400 информационных систем, электронных услуг и иных программных продуктов в различных сферах социально-экономического развития регионов;

• организация обучения 587 тысяч человек основам компьютерного программирования, в том числе путем привлечения 500 тысяч молодых людей в рамках проекта «Один миллион программистов»;

• внедрение свыше 280 информационных систем и программных продуктов по автоматизации процессов управления, производства и логистики на предприятиях реального сектора экономики.

В рамках исследований по определению взаимосвязи теневой экономики и затрат на технологическое и научное развитие в условиях Республики Узбекистан, осуществлены эмпирические расчеты регрессионной зависимости. Формула (1) регрессивного анализа по методу OLS имеет вид:

теневая экономика=р_0+р_1НИ0КР+

+в_2Рост интернет пользователей+ (1) +в_3Рост подписок на МСС+eJ

Примечание: Р-значения: (***) < 0.01; (**) < 0.05 и (*) < 01.

Таблица 1. Результаты вычислений по представленной модели1.

Наименования переменных НИОКР Рост кол-ва интернет-пользователей Рост кол-ва подписок на мобильную сотовую связь Константа

ТЭ (коэффициент) -55.92*** 0.878** 0.195** 44.63***

Стандартные погрешности (14.58) (0.339) (0.0857) (4.028)

Наблюдения 19 К-квадрат 0,815

Где: теневая экономика - зависимая переменная; НИОКР, 2Рост интернет пользователей и ЗРост подписок на МСС - независимые переменные; в_0, в_1, в_2, в_3 - коэффициенты и е_i - случайные ошибки.

Результаты вычислений (таблица 1) показывают, что все переменные имеют статистическую значимость так как Р-значения по отношению всех переменных выше 0.05. Выделение денежных средств на НИОКР имеет обратную взаимосвязь с уровнем теневой экономики, что означает, рост затрат на НИОКР на одну единицу снижает уровень теневой экономики на 55.92. Переменные роста количества интернет-пользователей и роста количества подписок на мобильную сотовую связь имеют положительную взаимосвязь, где коэффициенты очень маленькие (<0.9). (К-квадрат составляет 81.5%, это говорит о том, что модель близка к реальности на более чем 81 процентов и подчеркивает значимость всех остальных результатов, указанных в таблице 1.

Результаты указывают на то, что наряду с плюсами технологического развития и цифровизации экономики, возможно и имеются минусы, в частности касательно теневого сектора экономики.

Заключение.

В заключении стоит отметить, внедрение цифровых технологий и развитие информационных технологий и науки является одним из приоритетных направлений развития экономики стран в мире, а так же одним из решений на пути сокращения доли теневого сектора. При этом, технологическое развитие, в особенности применение искусственного интеллекта, неизбежно создает также новые риски, включая угрозы кибербезо-пасности, облегчение незаконной экономической деятельности и посягательство на неприкосновенность частной жизни, что и отражается в выше-представленной модели: больше пользователей

1 Расчеты автора.

интернета и мобильной связи - больше онлайн мошенников, не зарегестрированных предприятий и бизнесов, которые так же увеличат долю теневой экономики.

Данная проблема требует самых новейших знаний и навыков, направленных на изучение принципиально новых мер социальной защиты и обеспечения, как и всеобщего доступа для наблюдения государственной деятельности, транзакций и других операций, так и безопасности использования системы в корыстных целях. Необходимы крупные инвестиции для развития образования, ориентированного не только на сам процесс обучения и создания цифровых технологий, но и на построение целостной системы и укоренение методов организации данного процесса, а также обеспечения всеобщего доступа к услугам на протяжении всей жизни. Запуск целостного процесса требует совместных усилий правительства, граждан государства, академического общества, научных сообществ и технологического сектора.

Цифровая экономика является реальностью сегодняшнего дня и стремительно расширяет свои горизонты, предоставляя неисчисляемые возможности на пути развития экономики. Непосредственное взаимоотношение граждан с банками, онлайн активность юридических лиц, минимизация расходов на «бумажную документацию», транспортные средства и упрощение многих организационных и административных действий осуществляется посредством цифровизации. В целом развитие ИКТ и цифровой экономики привносит благоприятные возможности для тех, кто идёт в ногу со временем и лучше адаптируется к новым технологиям. Необходимо признать, что без учета минимизации негативных последствий и решения проблем, обусловленных существенным цифровым риском тоже необходимо учитывать, ибо теневая сторона цифровизации не дремлет.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 12(148)

Использованная литература:

1. Nichols, A., Trends in Income Inequality, Volatility, and Mobility Risk: Via Intertemporal Variability Decompositions. Washington, DC: The Urban Institute, 2008. [www.urban.org/ UploadedPDF/411799_income_trends.pdf].

2. Stephens, M., "The Long-Run Consumption Effects of Earnings Shocks," The Review of Economics and Statistics, 83(1), 28-36, 2001.

3. Carroll, C., K. Dynan, and S. Krane, "Unemployment Risk and Precautionary Wealth: Evidence from Households' Balance Sheets," The Review of Economics and Statistics, 85(3), 586-604, 2003.

4. Hacker, J., The Great Risk Shift: The New Economic Insecurity and the Decline of the American Dream, rev. and exp. ed., New York: Oxford University Press, 2008.

5. Fellner, G. and Sutter, M., "Causes, Consequences, and Cures of Myopic Loss Aversion: An Experimentatal Investigation," The Economic Journal, Vol. 119(537): 900-916, 2009.

6. Sunstein, C., "Probability Neglect: Emotions, Worst Cases and the Law," Yale Law Journal, 112(1): 61-107, 2002.

7. Kahneman, D., J. Knetsch, and R. Thaler, "Anomalies: The Endowment Effect, Loss Aversion, and Status Quo Bias," Journal of Economic Perceptions 5(1), 193-206, 1991.

8. По данным АССА (Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров) 2020. Доступно по: www.accaglobal.com

9. Хамидов Б., Давлетов Ф. Вызовы теневой экономики // Экономическое обозрение. ЦЭИР. 2020. №2. https://review.uz/post/vzov-tenevoy-ekonomiki?q=%D0%A6%D0%AD%D0% 98%D0%A0

10. Elgin, C., M.A. Kose, F. Ohnsorge, and S. Yu. 2021. "Understanding Informality." CERP Discussion Paper 16497, Centre for Economic Policy Research, London.

11. УНП ООН и Узбекистан: сотрудничество в области противодействия отмыванию денег. 2020. https://www.unodc.org/centralasia/en/news/unodc-brings-expertise-on-anti-money-laundering-to-uzbekistan-ru.html

12. Буров В.Ю., Худайназаров А.К., Маматкулов И.А. Теневая экономика в Узбекистане: оценка её размера и структуры на основе выборочного опроса предприятий // Теневая экономика. 2020. №1. c.23-46.

13. Всемирный банк. Оценка объема теневой экономики Узбекистана, Региональная перспектива. 2020/

14. Digital Planet Школа Флетчера при Университете Тафтса. Mastercard. Доступно по: https://hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/853688/

15. Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Доступно по: https://www. nalog.gov.ru/rn77/related_activities/spt/

16. Родионов, А.В. Международный опыт борьбы с теневой экономикой / А.В. Родионов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 122-125. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76629/ (дата обращения: 12.11.2021).

17. Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан www.lex.uz

18. World Bank Data bank. https://data.worldbank.org/country/uzbekistan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.