УДК 343.85
ВАЖНОСТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Реферат: расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, осуществляется в соответствии с общими правилами уголовного судопроизводства, однако имеет ряд особенностей. Здесь более широкий круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, специфичен способ совершения и мотив преступления, необходимо глубокое изучение личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, что является основой для разработки рекомендаций по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, усилению воспитательной функции.
Профилактическая работа следователя не должна ограничиваться сбором характеризующих данных, он обязан осуществлять работу, которая имеет воспитательное значение: использовать средства массовой информации; участвовать в обсуждении на собраниях членов производственного или ученического коллектива, в котором работал или учился несовершеннолетний, коллектива, где работают родители несовершеннолетнего, совершившего преступление.
Профилактическая работа следователя будет эффективна только в том случае, когда ее результаты будут определяться не количеством профилактических мероприятий, а их качеством. От-
© Фомин В. В., 2017
В. В. Фомин
лично сформированное уголовное дело еще не результат воспитательного воздействия.
Ключевые слова: причины и условия, способствовавшие преступлению, воспитательное воздействие, предупредительные меры, координация предупредительной работы.
В процессе следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних осуществляется профилактическая работа большой важности. Ведь следователь имеет дело с наиболее серьезными по своим последствиям общественно опасными действиями несовершеннолетних, требующими особых, специальных форм предупреждения.
При расследовании дел о преступлениях несовершеннолетних перед следователем встает весьма ответственная задача: на основе глубокого исследования факта преступления и всех обстоятельств, при которых оно было совершено, которые его вызвали, и особенно на основе изучения личности несовершеннолетнего решить вопрос о предъявлении обвинения или о применении только воспитательных мер воздействия. При этом следователь в пределах, установленных уголовно-процессуальным законодательством, обязан так построить процесс предварительного следствия по каждому делу, где подозреваемый - несовершеннолетний, чтобы достичь максимума воспитательного воздействия на несовершеннолетнего.
Расследование самого события преступления, совершенного подростком, и его изобличение - основная задача следователя. Не менее важно, однако, исследовать причины совершения преступления,изучить условия формирования личности несовершеннолетнего (обстановку воспитания в семье, школе, товарищескую среду, материальные, жилищные, бытовые условия и т. д.). Закон обязывает во всех случаях при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства уголовного дела выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принимать меры к их устранению.
Плохое расследование причин и условий, способствовавших преступлению, и недостаточно полное выяснение личности несовершеннолетнего приводят к значительному сужению возможности применить в процессе следствия профилактические меры, в то время как почти по каждому уголовному делу о несовершеннолетнем следователь может и обязан найти материал для разработки этих мер. Сама следственная профилактика, как показывает практика, пока недостаточно разнообразна, что опять-таки связано с недооценкой выяснения причин совершения преступных действий и личности несовершеннолетнего.
Так, при выяснении условий жизни и воспитания подростка следует прежде всего выяснять состав семьи; если он имеет только одного из родителей, то устанавливается причина отсутствия отца или матери. Следователь должен интересоваться жилищными и материальными условиями, ближайшим окружением, бытом подростка. Важный вопрос, позволяющий составить достаточно точное представление о характере личности подростка, это во-
прос о его поведении в школе и дома. Надо изучить степень интеллектуального развития несовершеннолетнего, его склонности, интересы, положительные и отрицательные черты его характера, то есть обратиться к исследованию субъективных причин (хотя и они в конечном итоге есть следствие влияния окружающей среды), которые также могли способствовать совершению правонарушения.
Если подросток работает, то необходимо выяснить его отношение к работе, его поведение, отношение к товарищам по работе, участие в общественных делах. Может оказаться, что подросток не учится и не работает. В таких случаях выясняется, когда он оставил работу или учебу, что побудило его это сделать, предпринимал ли он попытки возвратиться на учебу или устроиться на работу, куда он обращался, содействовал ли кто-нибудь ему в устройстве.
Для оказания должного воспитательного воздействия на подростка в процессе ведения следствия и для правильного выбора мер воздействия, для решения вопроса о возможности исключить применение уголовного наказания следователю необходимо точно установить, не совершал ли подросток в прошлом правонарушений и, если совершал, то когда, в чем они выразились, какие меры воздействия предпринимались и т. д.
Чтобы успешно выполнить эти задачи, следователь должен знать психологию подростков, уметь правильно применять тактику допроса, тщательно разобраться в сложных подчас обстоятельствах дела.
Тщательное выяснение в процессе следствия источников формирования в сознании подростка различных антиобщественных взглядов и привычек всегда приводит в итоге к устранению
многих из тех условий и обстоятельств, которые непосредственно или косвенно способствовали их появлению или облегчили отрицательное, вредное влияние на подростка. При этом выявляются, например, конкретные недостатки воспитания подростка в семье, школе, детском учреждении, недостатки профилактической деятельности отдельных государственных и общественных организаций. Хорошим средством глубокого ознакомления с условиями воспитания подростка является проведение в процессе следствия специальных обследований с помощью общественности.
Детальное исследование процесса формирования данного преступного умысла и плана его реализации в сознании подростка должно привести к установлению причин, которые непосредственно толкнули его на совершение конкретных общественно опасных действий. В связи с этим выясняются обстоятельства создания преступных группировок подростков, наличие в них взрослых лиц (особенно совершавших в прошлом преступления), выявляется, кто играл роль организатора, кто из взрослых способствовал совершению преступления (или даже подстрекал), скупал краденые вещи и т. д.
Таким образом, у следователя складывается точная картина всей сложной связи причин и условий, которые способствовали совершению конкретного преступления подростком, и концентрируются фактические материалы для осуществления по данному делу предупредительных мер, которые предпринимаются в различных целях. Они направлены на исправление подростка и предупреждение дальнейшего совершения им правонарушений. Однако главная задача предупредительной деятельности следователя в таких случаях состо-
ит в том, чтобы от частных мероприятий перейти к общему предупреждению, то есть осуществить меры, которые были направлены на устранение причин и условий, способных вызвать правонарушения со стороны и других подростков. Основанием для этого перехода часто служат материалы одного конкретного дела, но желательно и обобщение материалов по группе дел о несовершеннолетних. При этом предложения следователя будут касаться более широкого и сложного комплекса профилактических мер.
Одна из основных форм профилактической работы следователя по конкретным уголовным делам - внесение представлений в соответствующие государственные и общественные организации с требованием устранить те или иные недостатки в их деятельности, способствующие совершению преступлений подростками.
Большое предупредительное значение имеют выступления следователей с лекциями перед родителями. В процессе обсуждения затронутых в лекции вопросов часто выясняются конкретные случаи неправильного поведения родителей, требующие срочного вмешательства.
Эффективная форма предупредительной работы следователя представляет собой выступление в печати, по радио и телевидению по конкретным уголовным делам. Такие выступления, как показывает жизнь, привлекают внимание широких кругов общественности, вызывают активность самодеятельных общественных организаций, занимающихся профилактической работой среди детей и подростков.
Нельзя забывать, что профилактическая деятельность следователя по делам несовершеннолетних - это только составная часть всей предупредитель-
ной работы среди детей и подростков, поэтому необходимо установить тесную связь со всеми государственными и общественными организациями, занимающимися предупредительной работой, особенно с комиссиями по делам несовершеннолетних, инспекциями по делам несовершеннолетних, школой, профсоюзными организациями, объединениями общественности по месту
жительства. Только тогда следователь в известной мере сможет координировать свою предупредительную работу с деятельностью других звеньев профилактической системы, проводить с ними совместные мероприятия по конкретным уголовным делам и тем самым повысить качество и эффективность воспитательно-предупредительной работы в процессе следствия.