Научная статья на тему 'ВАЖНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВАЖНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лозина Л.И., Малеванная Л.П.

В данной статье проанализирован вопрос, связанный с проблемой профессиональной компетентности педагога, влияние профессионализма на развитие личности учащегося, выделены виды компетентности, представлена формула для взаимоотношений с учащимися ПОПС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER FOR THE SUCCESSFUL DEVELOPMENT OF MODERN EDUCATION

This article analyzes the issue related to the problem of professional competence of the teacher, the influence of professionalism on the development of the student's personality, highlights the types of competence, presents the formula for relationships with students of the POPS.

Текст научной работы на тему «ВАЖНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Лозина Л.И. учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №22» Россия, ¿.Белгород Малеванная Л.П. учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №22» Россия, ¿.Белгород

ВАЖНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в данной статье проанализирован вопрос, связанный с проблемой профессиональной компетентности педагога, влияние профессионализма на развитие личности учащегося, выделены виды компетентности, представлена формула для взаимоотношений с учащимися ПОПС. Ключевые слова: профессиональная компетентность, индивидуальное развитие, нестандартные формы и методы обучения.

Lozina L.I. primary school teacher Municipal budgetary educational institution "Gymnasium No. 22"

Russia, Belgorod Malevannaya L.P. primary school teacher Municipal budgetary educational institution "Gymnasium No. 22"

Russia, Belgorod

THE IMPORTANCE OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER FOR THE SUCCESSFUL DEVELOPMENT OF

MODERN EDUCATION

Abstract: this article analyzes the issue related to the problem of professional competence of the teacher, the influence of professionalism on the development of the student's personality, highlights the types of competence, presents the formula for relationships with students of the POPS. Keywords: professional competence, individual development, non-standard forms and methods of training.

Основа, определяющая успешность школьного образования, обучения и воспитания - это педагог. От профессионализма учителя, его квалификации, энтузиазма зависит то, какими будут его ученики, как будет

сформирована личность каждого из них, какие знания, навыки и умения они получат, правильно выберут свой дальнейший путь.

Профессионализм учителя, как правило, оценивается через уровень его предметной квалификации и имеющиеся педагогические компетенции. Между тем в современных условиях необходимым компонентом качественного преподавания становится также и наличие информационных компетенций, которые органично взаимосвязаны с остальными профессиональными категориями, а также представляют собой самостоятельный блок компетенций преподавателя.

В педагогике учёт индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика. Но, чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Современный учитель должен знать основные требования к разработке дидактического обеспечения учебного процесса:

- в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

-активное стимулирование ученика к образовательной деятельности должно обеспечить ему возможность самообразования в ходе овладения знаниями;

-учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;

-необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них для них способов проработки учебного материала;

-необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

-образовательный процесс должен обеспечить построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.

Говоря о профессии учителя, прежде всего, нужно упомянуть о профессиональной пригодности. Любой человек может получить профессию педагога, но не каждый может им стать, так как педагог - не просто профессия, это призвание, которое обусловлено совокупностью необходимых личностных и психофизических качеств. Педагог должен обладать психическим и физическим здоровьем, иметь хорошие речевые способности, обладать высоконравственными личностными качествами. Помимо всего этого, учитель должен иметь склонности к работе с людьми и с детьми в особенности, он должен быть наблюдателен, внимателен, активен, должен творчески подходить к решению проблем, а также иметь организаторские способности, быть крайне тактичным и терпеливым

Каждый человек за свою жизнь не раз побывал и в роли ученика, и в роли учителя. Профессия педагога считается одной из важнейших в мире.

В наше время педагогами называют людей, которые I имеют соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью. Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально.

Что же влияет на успех педагога? Это, прежде всего: способность к проектированию личности, способность устанавливать взаимоотношения с воспитанниками, способность приобретать и использовать знания.

Профессионализм учителя включает в себя такие важнейшие составляющие, как опыт и профессионально значимые личностные качества. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», — писал выдающийся русский историк В.О. Ключевский.

Педагогом может быть только человек, который любит детей. Надо любить ребёнка, не лишая его права оставаться ребёнком, т.е. любить его со всеми недостатками, шалостями и капризами. Нельзя убивать в детях шалунов. Чтобы ребёнок не натворил, это всегда попытка обратить на себя внимание. Многие шалости и выходки маленьких школьников происходят из-за психологической неустроенности. Порой их агрессивность, драчливость, конфликтность - нормальная реакция на ненормальный стиль воспитания, стиль общения с ними. Учителя порой слишком строги, бескомпромиссны в своей авторитарности. Формируем дисциплину любой ценой, не хотим задуматься о причинах непослушания детей. Вот и появляется у детей перед школой страх, вместо радости. Настоящий педагог должен учить детей быть маленькими солнышками, светиться хорошими поступками, согревать окружающих своим теплом. Пусть в детстве ребёнок поймёт, что любовь, доброта, великодушие сильнее зла. Это одна из основных задач современного педагога.

Одной из главных составляющих профессионализма учителя является компетентность. А.К.Маркова выделяетчетыре вида профессиональной компетентности:

1. Специальная, которая характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне. Она включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2. Социальная, которая характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества.

3. Личностная. Эта компетенция характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, умение самостоятельно принимать решения, планировать свою профессиональную деятельность, видеть проблему.

4. Индивидуальная, характеризующая владение приёмами саморегуляции, наличие устойчивой профессиональной мотивации, готовность к профессиональному росту.

Одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности А.К. Маркова считает способность самостоятельно приобретать новые знания и умения использовать их в практической деятельности. А для этого учитель должен подходить к своей работе творчески, использовать нестандартные формы и методы обучения. На уроках часто используем интерактивные методы обучения, такие как дискуссии, мозговой штурм, работа в группах, ролевые игры и другие. Цель ролевой игры - смоделировать ситуацию, близкую к реальной, в которой ученики имеют возможность применить знания, полученные при изучении материала. Например, игра «Потерпевшие кораблекрушение». Здесь важно, чтобы дети чётко представили, какие проблемы встанут перед группой людей в экстремальной ситуации. Это проблема удовлетворения потребностей и взаимоотношения между людьми, которые необходимо регулировать законами. Тут очень важна личная позиция играющих, глубокое понятие демократии вообще и представление о других формах правления. Стратегия методики «Каждый учит каждого» может использоваться при введении какого-либо блока, при обобщении изученных моментов или при завершении работы с блоком информации. Данная методика даёт возможность ученикам принимать участие и передаче своих знаний одноклассникам. Использование этого метода даст учащимся общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить во время урока, а также вызовет вопросы и повысит интерес. Работа в группах. Цель этого метода - максимальная активизация учащихся в процессе обучения. Работая в группах, школьники учатся вырабатывать собственное мнение по отдельным вопросам,обсуждать его в группе и на основе различных мнений формировать общую точку зрения. Кроме того, у них появляются навыки публичного выступления, когда учащиеся выступают, например, в качестве «спикера» и отстаивают позицию группы перед большой аудиторией. «Займи позицию». Этот метод помогает вести обсуждение спорного вопроса в классе. Его можно использовать для того, чтобы продемонстрировать разнообразие подходов к изучаемой теме, а также предоставить учащимся возможность высказаться, не критикуя мнение другого. Ученики, высказывая своё мнение, могут использовать ПОПС- формулу. Метод ПОПС означает: П - позиция, О- отношение, П -пример, С - следовательно.

Например: ПОЗИЦИЯ - «я согласен, что курение вредно для здоровья»;

ОТНОШЕНИЕ - «потому что люди, которые курят, живут меньше, чем люди, которые не курят» СЛЕДОВАТЕЛЬНО - «курение вредно для здоровья»

На уроках также часто используется метод проектов. Этот метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского

процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся 1форме: выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы); уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения.Очень часто на уроках используем работу в парах. Например,при изучении темы «Корень слова» на этапе закрепления полученных знаний можно провести такую работу.

Работа в парах по рядам (эстафета)

Каждому ряду выдается плакат,на котором изображено дерево с «корнем». Дети должны на ветках написать однокоренные слова. Первая парта пишет свое слово и передает карточку второй парте и т.д. Ученик с последней парты вешает карточку на доску. Далее представитель ряда озвучивает, какой корень был предложен их ряду и какие однокоренные слова были составлены.

1 ряд - корм2 ряд -вод 3 ряд - дом

Уроки проводятся в нестандартной форме: уроки-сказки, уроки-путешествия,уроки-викторины, уроки-диспуты и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессионализм учителя -это отличное знание своего предмета, использование в своей работе инновационных технологий, умение разрешать различные ситуации спокойно и справедливо, любовь к детям и своей профессии

Учителем может быть только тот, кто является личностью.

Использованные источники:

1. Бондаревская, Е.В. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д: РГПУ, 1995. - 172 с.

2. Вербова, К.В. Психология труда и личность учителя: Учебное пособие. / К.В. Вербова, С.В. Кондратьева - Минск: Гродно, 1991. - 372с З.Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Брянск, 2002. 19 с. - С.14

4. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации// Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1 - С. 67-68

5.Маркова А.К.Психология профессионализма.-Международный гуманитарный фонд «Знание».1996.-З12с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.