Научная статья на тему 'Социальная компетентность как условие развития личности педагога'

Социальная компетентность как условие развития личности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТ&SHY / НОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIAL COMPETENCE / PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. В. Кречетникова

Статья посвящена проблеме развития социальной компетентности педагогов. В статье дан анализ профессиональной и социальной компетентности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL COMPETENCE AS A CONDITION FOR A TEACHER’S PERSONALITY DEVELOPMENT

The article is devoted to the issue of teachers’ social competence development. The article provides the analysis of teacher’s professional and social competence. Great attention is paid to the components of the social competence.

Текст научной работы на тему «Социальная компетентность как условие развития личности педагога»

УДК 37; 316.444; 316.6

А.В. Кречетникова

Социальная компетентность как условие развития личности педагога

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития социальной компетентности педагогов. В статье дан анализ профессиональной и социальной компетентности педагога.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, социальная компетентность, профессиональная идентичность.

A.V. Krechetnikova

Social competence as a condition for a teacher's personality development

Summary. The article is devoted to the issue of teachers' social competence development. The article provides the analysis of teacher's professional and social competence. Great attention is paid to the components of the social competence.

Keywords: competence, professional competence, social competence, professional identity.

В последние годы российское образование стало ареной социальных изменений, затрагивающих фактически каждого жителя России. Оно пережило и продолжает переживать периоды стабилизации (начало девяностых годов), реформирования и развития (середина девяностых годов) и, наконец, модернизации (с конца девяностых годов - до нынешнего времени). В настоящее время необходимо ориентироваться на базовые приоритеты социально-экономического развития России и целевые установки государственной политики в сфере образования [1].

Модернизация российского образования, процессы гуманитаризации и гуманизации предъявляют серьезные требования к профессионализму педагога. Современный педагог -это не специалист в узкопредметной области, а профессионал, умеющий работать с образовательными процессами, владеющий профессиональной деятельностью и средствами ее развития, способный строить эффективное общение и безопасное взаимодействие [2].

Разработка и реализация практических программ по повышению социальной компетентности педагогов в системе образования требует оценки научных подходов к изучению

социальной компетентности в современной психологии и педагогике.

Термин «компетентность» происходит от латинского competo - «совместно достигаю, добиваюсь, подхожу». В словаре С.И. Ожегова компетентность определяется достаточно широко, как «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен» [3]. В Большой современной энциклопедии под компетентностью понимается мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем [4]. В.И. Загвязинский определяет понятие компетентность как содержательное обобщение теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений [5].

Исходя из представленного выше определения, необходимо отметить, что понятие «социальная компетентность» входит в состав понятия «профессиональная компетентность». А.К. Маркова выделяет несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых означает зрелость человека в профессиональной деятельности, одной

из них является социальная компетентность. По мнению А.К. Марковой, социальная компетентность - владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда [6]. Профессор В. А. Сластенин выделяет социальную компетентность как способность брать на себя ответственность и принимать решения, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, продуктивно взаимодействовать с представителями других культур и религий [7].

Психологический аспект данного понятия рассмотрен Л.С. Выготским. В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского социальную компетентность личности можно определить как продукт социальной ситуации развития - специфической системы отношений среды и субъекта, отраженной в его переживаниях и реализуемой в совместной деятельности с другими людьми [8].

Социальная компетентность, проявляющаяся в разных сферах деятельности, в большей степени связана с тем непосредственным социальным контекстом, в котором действует тот или иной человек.

Какие умения характеризуют «компетентного педагога» как фасилитатора учебного процесса? К. Роджерс считал, что он должен:

> уметь создавать психологический климат доверия между учителями и учащимися;

^ обеспечивать сотрудничество в принятии решений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

^ актуализировать мотивационные ресурсы учебной деятельности;

^ обладать личностными установками, наиболее адекватными гуманистическому обучению;

> помогать учащимся в личностном развитии.

Все эти умения выступают важнейшими компонентами социальной компетентности педагога, позволяющими ему организовывать эффективную совместную деятельность со своими учениками [1].

Не являясь стихийной характеристикой, социальная компетентность зависит от того, на

каком этапе развития находится педагог. Поэтому необходимо учитывать развитие социальной компетентности через три взаимосвязанных компонента: когнитивный, поведенческий и мотивационно-ценностный.

С учетом когнитивного компонента, педагог современной школы - это, как правило, высоко эрудированный человек, обладающий разносторонними знаниями не только по своему предмету, но и в самых разных областях жизни. Успешное выполнение профессиональной деятельности предполагает наличие у педагога знаний об особенностях и стилях педагогического общения; о системе правил регуляции совместных действий, групповой динамике, ролях и позициях, которые занимают учащиеся и педагоги; о закономерностях, правилах и способах успешной коммуникации с детьми. Наличие этих знаний у педагога составляет важнейшую основу эффективности его обучающей и воспитательной деятельности.

Принимая в расчет поведенческий компонент развития педагога, необходимо учесть знания, которыми он обладает. Педагог должен не только знать, что делать, но и обязательно иметь опыт того, как это делать. Поведенческий компонент социальной компетентности педагога, учитывая его функции, включает навыки и умения в следующих сферах: организационно-координационной, коммуникативной, аналитико-прогностической и контролирующей. Педагог должен уметь организовывать взаимодействие как внутри педагогического коллектива, так и между образовательным учреждением и родителями.

Мотивационно-ценностный компонент социальной компетентности включает две важные составляющие: любовь к детям и искреннюю заинтересованность в своей работе. Как писал Л.Н. Толстой, если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если у учителя есть только любовь к ученикам, как у отца или матери, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но который не любит ни дела, ни учеников. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель. Моти-вационно-ценностный компонент социальной компетентности современного педагога вклю-

чает также ценностное отношение к своей профессии, позитивное отношение учителя к усвоению новых знаний, готовность к обучению и профессионально-личностному развитию. Все три составляющие необходимы для развития педагога как профессионала, что позволит ему оставаться интересным и эффективно взаимодействовать в изменяющемся мире [1].

Достижение оптимального уровня социальной компетентности возможно через комплексное вовлечение всех сфер личности: развитие познавательных, творческих способностей, интеллекта и общей эрудиции, мотива-ционных структур, поведенческих навыков и умений, позволяющих успешно осуществлять поставленные цели способами, эффективными для данной социальной ситуации.

Помимо структурно-компонентного анализа социальной компетентности педагога важно рассмотреть также содержательные аспекты данного понятия. Это возможно через выделение метакомпетентностей: профессиональной идентичности, толерантности (или психологической устойчивости) и социального интеллекта.

Позитивная профессиональная идентичность педагога - это источник его устойчивой профессиональной мотивации, а также залог профессионального саморазвития и самовоспитания. В содержании профессиональной идентичности педагога можно выделить:

> представления педагога о своей профессии, включая функциональные обязанности и критерии профессионализма;

^ профессиональные ценности и мотивы, а также отношение педагога к своей профессии;

> схемы, правила и нормы, регламентирующие поведение педагога как представителя своей профессии.

Профессиональная идентичность является неотъемлемым компонентом профессиональной и социальной компетентности. Она определяет способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми как на уровне социальных, задаваемых объективным положением его профессии в общественной системе разделения труда, так и межличностных отношений [1].

Для того чтобы взаимодействие было эффективным, ему необходимо наличие таких качеств, как нервно-психическая и социально-

психологическая устойчивость, толерантность к неопределенности. Как интегральная характеристика индивида, толерантность определяет его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью успешной адаптации и развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром. В промежуточный ряд показателей рассматриваемого континуума попадают: устойчивость к стрессу, к неопределенности, к конфликтам, к поведенческим отклонениям, к агрессивному поведению, к нарушениям норм и границ. Для педагога высокий уровень толерантности к неопределенности является одним из факторов, которые обеспечивают эффективность его деятельности. Толерантность как один из обобщающих содержательных конструкторов социальной компетентности педагога, включающий широкую совокупность знаний, навыков, ценностей и мотивов, обеспечивает возможность педагога справляться с неожиданными, незапланированными ситуациями коммуникативного взаимодействия, определяет его психологическую устойчивость в поликультурной образовательной среде, возможность без предубеждения относиться к иным людям, взглядам, убеждениям, позициям.

Понятие компетентности социального интеллекта ввел американский психолог Э. Торн-дайк. В трехкомпонентной модели интеллекта, предложенной автором, выделяются абстрактный интеллект (способность понимать и оперировать идеями) и механический интеллект (способность оперировать конкретными предметами). Социальный интеллект рассматривался Э. Торндайком как «способность понимать людей (мужчин, женщин, мальчиков, девочек) и управлять ими, поступать мудро в человеческих отношениях.

В отечественной психологии понятие социального интеллекта рассматривается в контексте взаимодействия с другими людьми и связывается со сферой субъект-субъектных отношений личности. Центральной составляющей социального интеллекта являются коммуникативные способности и навыки, позволяющие строить позитивные, нацеленные на успешное взаимодействие отношения и достигать взаимопонимания [1].

Выделяя основные метакомпетентности по развитию социальной компетентности педагога, мы не рассматриваем их как независимые друг от друга составляющие социальной компетентности. Все они представляют единое поле сложного конструкта - социальной компетентности личности [1].

Таким образом, в соответствии с принципами и критериями данного понятия, социальная компетентность определяется как целостное интегративное личностное образование, позволяющее человеку быть успешным в его профессиональной и жизнедеятельности, что является важным условием развития личности педагога.

Литература

1. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий / Под ред. А.Г. Асмолова, Г.У Солдатовой. М.: Смысл, 2006. 321 с.

2. Болотов В.А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. -1997. - № 4.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1968.

4. Педагогика: Большая современная энциклопедия. М.: Современное слово, 2005. 720 с.

5. Педагогический словарь / Сост. В.И. Загвязинский. М.: Академия, 2008. 352 с.

6. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность. М.: Академия, 2006. 224 с.

7. Педагогика профессионального образования / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2006. 368 с.

8. Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо-пресс, 2000.

References

1. Social'naja kompetentnost' klassnogo rukovoditelja: rezhissura sovmestnyh dejstvij / Pod red. A.G. Asmolova, G.U. Soldatovoj. M.: Smysl, 2006. 321 s.

2. Bolotov V.A. Proektirovanie professional'nogo pedagogicheskogo obrazovanija // Pedagogika. - 1997. - № 4.

3. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka. M., 1968.

4. Pedagogika: Bol'shaja sovremennaja jenciklopedija. M.: Sovremennoe slovo, 2005. 720 s.

5. Pedagogicheskij slovar' / Sost. VI. Zagvjazinskij. M.: Akademija, 2008. 352 s.

6. Nikitina N.N. Vvedenie v pedagogicheskuju dejatel'nost'. M.: Akademija, 2006. 224 s.

7. Pedagogika professional'nogo obrazovanija / Pod red. V.A. Slastenina. M.: Akademija, 2006. 368 s.

8. Vygotskij L.S. Psihologija. M.: Jeksmo-press, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.