Научная статья на тему 'ВАЖНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА'

ВАЖНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
717
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ / ШКОЛЬНИКИ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масляков В.В., Андреев К.А., Барыльник С.Н., Гришина А.А.

В статье рассматриваются аспекты подготовки школьников к оказанию первой помощи на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» и применение компетентностного подхода в данном направлении. В результате анализа соответствующей тематической литературы была составлена методическая рекомендация для школьников по основам оказания первой помощи. Практическая значимость данной работы заключается в проведении серии мастер-классов по ознакомлению с правилами оказания доврачебной медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масляков В.В., Андреев К.А., Барыльник С.Н., Гришина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF TEACHING PUPILS TO PROVIDE FIRST AID IN THE EMERGENCIES OF THE MODERN WORLD

The article discusses the aspects of the readiness of pupils to provide the first aid to the victim in the lessons of "Fundamentals of Life Safety" and the application of a competency-based approach in this direction. As a result of the analysis of the relevant thematic literature, a methodological recommendation for pupils on the basics of first aid was drawn up. The practical significance of this work is to conduct a series of master classes on familiarization with the rules for the provision of first aid.

Текст научной работы на тему «ВАЖНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА»

ВАЖНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

СОВРЕМЕННОГО МИРА

B.В. Масляков, д-р мед. наук, профессор К.А. Андреев, студент

C.Н. Барыльник, студент А.А. Гришина, студент

Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава РФ (Россия, г. Саратов)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-9-2-21-25

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты подготовки школьников к оказанию первой помощи на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» и применение ком-петентностного подхода в данном направлении. В результате анализа соответствующей тематической литературы была составлена методическая рекомендация для школьников по основам оказания первой помощи. Практическая значимость данной работы заключается в проведении серии мастер-классов по ознакомлению с правилами оказания доврачебной медицинской помощи.

Ключевые слова: первая помощь, школьники, методическое пособие.

В современном обществе возрастает количество природных, техногенных, социальных и иных опасностей, угрожающих здоровью и жизни людей. В нынешних условиях возрастает значение знаний, умений и навыков, позволяющих оказать пострадавшим первую помощь непосредственно на месте самого происшествия или катастрофы [4, с. 165].

Многочисленные исследования доказывают, что прогноз выживаемости пострадавшего во многом зависит от действий окружающих и сторонних наблюдателей происшествия. При условии, что помощь оказана вовремя и соответствуют характеру и степени травмы, то это позволяет избежать дальнейшего ухудшения состояния раненого и снизить количества осложнений, в том числе летального исхода. Вместе с тем результаты исследований подготовленности различных категорий обучающихся к оказанию первой помощи свидетельствуют о невысоком уровне необходимых в экстремальных ситуациях знаний и умений. Учитывая вышесказанное, задача формирования знаний и умений, необходимых для оказания первой помощи оказывается чрезвычайно актуальной. Это

касается всех категорий населения, в том числе и школьников.

Понятие первой помощи в настоящее время достаточно широкое. Первая помощь - это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавшим при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях. Она оказывается на месте происшествия до прибытия врача или транспортировка пострадавшего в медицинское учреждение любого уровня [2, с. 201]. Первая помощь является началом лечения повреждений, т.к. она предупреждает такие осложнения, как шок, кровотечение, развитие инфекции, дополнительные смещения отломков костей и травмирование крупных нервных стволов и кровеносных сосудов. Следует помнить, что от своевременности и качества оказания первой помощи в значительной степени зависит дальнейшее состояние здоровья пострадавшего и даже его жизнь (рис. 1). При некоторых незначительных повреждениях медицинская помощь пострадавшему может быть ограничена лишь объемом первой помощи. Однако при более серьезных травмах (переломах, вывихах, кровотечениях, повреждениях внутренних органов и

др.) первая помощь является начальным этапом, так как после ее оказания постра-

давшего необходимо доставить в лечебное учреждение [6, с. 94].

Рис. 1. Анализ причин смерти в выборке пациентов с политравмой

Главными принципами оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации являются: безотлагательность, приближенность к месту событий, ожидание и уверенность в восстановлении нормального состояния, единство видов первой помощи, простота методов оказания первой помощи [1, с. 254].

Следует отметить, в специальных руководствах по оказанию первой помощи, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях выделены:

- практическая, заключающаяся в непосредственном оказании первой помощи;

- координационная, обеспечивающая связь и взаимодействие со специализированными службами: скорой медицинской помощи, спасателями, пожарными, полицией.

В научной литературе принято выделять особую категорию, нуждающуюся в оказании первой помощи, в которую включают детей и подростков, с их слабо развитыми адаптационно-

приспособительными механизмами к внезапным нестандартным ситуациям [9, с. 64]. Кроме того, современная действительность такова, что и сам ребёнок должен уметь оказывать первую помощь окружающим. В этом значительная роль принадлежит школьному образованию.

В процессе ознакомления с федеральной учебной программой по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов нами было

выявлено, что для курса ОБЖ характерно отсутствие согласованности с содержанием учебного материала по другим предметам [11]. При этом имеющихся у учащихся знаний оказывается недостаточно для понимания отдельных вопросов, рассматриваемых на уроках ОБЖ. В этой ситуации педагог должен либо дополнительно разъяснять учащимся, например, особенности строения тела человека и его функционирования, либо рассматривать материал на более простом уровне. Стоит учесть, что в последнем случае содержание урока ограничивается набором рекомендаций, которые учащиеся должны выучить, не понимая сути вопроса. Однако сегодняшний день существует большое количество традиционных и инновационных педагогических технологий обучения, которые были использованы нами для создания методической рекомендации для школьников по основам оказания первой помощи. Основной нашей целью рассмотрения темы «Оказание первой помощи» в школьном курсе ОБЖ является формирование умений и навыков оказания первой помощи при неотложных состояниях, вызываемых травмами или внезапными заболеваниями, требующее применения в учебном процессе соответствующих форм и методов работы с учащимися.

Своевременное оказание первой медицинской помощи может оказать решающее значение в сохранении жизни и здоровья пострадавшего. Большинство случаев вне-

запнои смерти возникает, как правило, вне лечебных учреждений. Поэтому фактор времени начала помощи является ключевым. В реальной ситуации помочь пострадавшему до прибытия скорой помощи или спасателей сможет только человек, ока-

завшийся рядом (очевидец) и лишь в том случае, если он обучен и владеет практическими приемами первой помощи.

От того, насколько умело и быстро оказана первая помощь, зависит жизнь пострадавшего.

0 Первая помощь

НТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ АРТЕРИАЛЬНОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ

Алгоритм действий при оказании первой помощи

1. Оценить ситуацию.

2. Оценить опасность для себя.

3. Устранить повреждающий фактор.

4. Оценить состояние пострадавшего.

5. Позвать на помощь н вызвать скорую помощь (103).

в. Оказать первую помощь. 7. Оставаться с пострадавшим до приезда скорой I

1. Приподнять конечность и придать ей возвышенное положение.

2. Выполнить пальцевое прижатие артерии.

3. Наложить жгут выше раны при одновременном прижатии артерии.

4. Проверить пульс ниже раны и приложить записку со временем наложения жгута.

5. Наложить на рану асептическую повязку.

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ЗАКРЫТОГО ПЕРЕЛОМА

1.Попросить пострадавшего поддерживать поврежденную конечность рукой, положить ее на подушку или воспользоваться предметами одежды, чтобы предотвратить ненужные движения.

2. Приложить холод к предполагаемому месту перелома.

обеспечен покой, пока не прибудет помощь. 4. Если скорую помощь вызвать невозможно и транспортировку придется организовать самостоятельно, на сломанную конечность накладывается шина.

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ВЕНОЗНОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ

1. Влажной тканью надо очистить кожу в направлении от раны.

2. Глубокое повреждение закрыть стерильным тампоном.

3. Согнуть конечность, на раневую поверхность наложить повязку несколькими слоями стерильного бинта.

4. На повязку очень туго прибинтовать неразвернутый бинт для обеспечения давления.

5. Приподнять конечность и оставить ее в таком положении.

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ОТКРЫТОГО ПЕРЕЛОМА

1. При открытых переломах сначала нужно остановить наружное кровотечение.

2. Обеспечить неподвижность места переломов костей с помощью шин или подручных средств поверх одежды.

3. Наложить на рану не тугую асептическую повязку.

4. Положить холод на повязку над раной.

5. Укутать пострадавшего теплым одеялом или одеждой.

Авторы: студенты 6 курса ФГБОУ ВО СГМУ мм. 6.И. Разумовского: Барыльник С.Н. Гришина АЛ. Андреев КА

Рис. 2. Методическая рекомендация для школьников по основам оказания первой помощи

Заключение. Знание теории и методов оказания первой помощи еще не означает то, что учащийся в состоянии использовать эти знания в чрезвычайных ситуациях [7, с. 113]. Поэтому необходимо: поставить обучающихся в ситуации, близкие к реальным; взять на вооружение только те методики оказания первой помощи, которые реально может применить обучающийся; научить пользоваться средствами спасения и оказания первой помощи; внедрить во всех организациях и учреждениях краткие красочные и компактные инструкции по оказанию первой помощи при неотложных ситуациях; использовать для обучения навыкам первой помощи современные роботы-тренажеры; включать традиционные и инновационные технологии.

Педагогическая деятельность должна учитывать принципы: системности, непрерывности и последовательности, интегра-тивной связи, личностно-ориентированной и активной деятельности. Теоретические и практические занятия нужно проводить с применением активных методов обучения (анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, решение ситуационных задач и другие) [8, с. 225]. Именно поэтому мы провели наглядную демонстрацию оказания помощи при кровотечении, при потере сознания, при непроходимости верхних дыхательных путей при попадании инородного тела, а также показали проведение сердечно-легочной реанимации на различных манекенах, способы транспортировки пострадавшего и другие правила оказания

первой помощи на базе Центра довузов- ке методов оказания первой помощи с ис-ского образования «Медицинский преду- пользованием медицинской аптечки, а ниверсарий» ФГБОУ ВО Саратовский также других подручных средств. По ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава окончании мероприятия присутствующие России. Каждый участник получил крат- обменялись мнениями и впечатлениями от кую памятку по основным направлениям мастер-класса по оказанию первой помо-оказания первой помощи. (рис. 2) Учащие- щи. Многие школьники изъявили желание ся с большим интересом принимали уча- пройти полный курс программы по первой стие в изучении и в практической отработ- помощи.

Библиографический список

1. Богдан, И.В. Знания и практический опыт населения в вопросах оказания первой помощи / И.В. Богдан, М.В. Гурылина, Д.П. Чистякова // Здравоохранение Российской Федерации. - 2020. - Т. 64. - № 5. - С. 253-257. - DOI 10.46563/0044-197X-2020-64-5-253-257.

2. Ганиев, Т.Г. К вопросу о понятии первая помощь // Евразийский юридический журнал. - 2021. - №12 (163). - С. 200-202.

3. Гафуров, Н.Н. Применение современных технологий в обучении населения методам оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях // Авиценна. - 2019. -№ 50. - С. 17-19.

4. Дорофеев, А.Л. Готовность населения к оказанию первой помощи в экстренных ситуациях и её эффективность // Виртуальные технологии в медицине. - 2021. - №3 (29). -С. 165-166.

5. Корчагина, Т.А. Формирование практических умений в области оказания первой помощи у обучающихся с использованием мультимедийных средств обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-1. - С. 164-169.

6. Кульжанова Д.С., Жиенгалиева А.Н., Тулебаев Д.К., Аккожина А.М. Оказание первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и методология обучения студентов // Научный электронный журнал Меридиан. - 2020. - №8 (42). - С. 93-95.

7. Манченко, Е.В. Обучение в рамках медико-социального проекта по оказанию первой доврачебной помощи // Заметки ученого. - 2021. - № 10. - С. 113-115.

8. Панамарчук, Н.К. Инновационная модель построение занятий по безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. - 2018. - №1. - С. 223-227.

9. Уткина, А.Р. Принципы организации первой помощи в России и странах Евросоюза / А.Р. Уткина, К.Е. Макаров, И.В. Вохминцев // Вестник современных исследований. -2018. - № 4.2 (19). - С. 63-65.

10. Чернявская, Н.М. Подготовка школьников к оказанию первой помощи на уроках ОБЖ // Амурский научный вестник. - 2022. - № 2. - С. 62-70.

11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 // Справочно-правовая система «Гарант». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения 23.09.2022)

THE IMPORTANCE OF TEACHING PUPILS TO PROVIDE FIRST AID IN THE EMERGENCIES OF THE MODERN WORLD

V.V. Maslyakov, Doctor of Medical Sciences, Professor K.A. Andreev, Student S.N. Barylnik, Student A.A. Grishina, Student

Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky (Russia, Saratov)

Abstract. The article discusses the aspects of the readiness of pupils to provide the first aid to the victim in the lessons of "Fundamentals of Life Safety" and the application of a competency-based approach in this direction. As a result of the analysis of the relevant thematic literature, a methodological recommendation for pupils on the basics offirst aid was drawn up. The practical significance of this work is to conduct a series of master classes on familiarization with the rules for the provision of first aid.

Keywords: first aid, schoolchildren, manual.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.