Научная статья на тему 'ВАЖНОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВАЖНОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
преподаватель / личность / педагогическая деятельность

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Туракова Мадина

Современное образование требует от педагогов не только высоких профессиональных компетенций, но и определенных личностных качеств, способных сделать учебный процесс более эффективным и качественным. Важность личностных характеристик в профессиональной деятельности педагога становится все более актуальной в контексте современных образовательных вызовов и требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВАЖНОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 37.02

ВАЖНОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Современное образование требует от педагогов не только высоких профессиональных компетенций, но и определенных личностных качеств, способных сделать учебный процесс более эффективным и качественным. Важность личностных характеристик в профессиональной деятельности педагога становится все более актуальной в контексте современных образовательных вызовов и требований.

Ключевые слова: преподаватель, личность, педагогическая деятельность

Личность учителя играет фундаментальную роль в образовательном процессе, оказывая огромное влияние на студентов и формируя их образовательный опыт. Преподаватели, которые формируют образовательный процесс и становятся особым образцом для подражания для учащихся с их личностными характеристиками, знаниями, индивидуальными навыками, установками и поведением, играют основную роль в успехе учащихся. Этот влиятельный аспект профессиональной деятельности педагога включает в себя целый комплекс качеств, которые определяют его способность эффективно общаться, вдохновлять и мотивировать учащихся.

Одним из ключевых элементов личности учителя является эмпатия. Учитель, обладающий этим качеством, способен понимать и воспринимать эмоции и чувства своих учеников, что делает его более отзывчивым и способствует созданию доверительных отношений. Такой преподаватель способен создать атмосферу уважения и взаимопонимания, что является важным условием для успешного обучения. Кроме того, личность педагога также включает в себя умение мотивировать студентов. Учитель, обладающий мотивацией, вдохновляет учеников на достижение высоких результатов и помогает им преодолевать трудности. Такой учитель становится не только источником знаний, но и наставником и лидером, способствуя формированию у учеников уверенности в себе и желания учиться.

Важным аспектом личности преподавателя является также его профессионализм и знание предмета. Учитель, обладающий глубокими знаниями и опытом, может передать свои знания студентам более эффективно, делая учебный процесс более интересным и понятным. Такой учитель становится авторитетом для своих учеников и вдохновляет их на постижение новых знаний и навыков. Успешный учитель делится своими знаниями по своему предмету, подобно художнику, уделяющему внимание индивидуальному разнообразию, применяя разнообразные модели обучения, основанные на философии разнообразия обучения, и обеспечивающее их активное участие в процессе.

П.Ф.Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, в своих исследованиях, относящихся к концу XIX века, отмечал, что личностные качества являются одним из ключевых факторов успеха в работе учителя. Также он утверждал, что такие качества, как целеустремленность, трудолюбие, терпение, наблюдательность и смирение, необходимы педагогам. Особое внимание он уделял ораторским способностям, остроумию и артистизму. К важным качествам характера следует добавить готовность понять душевное состояние ученика, эмпатию и потребность в социальном взаимодействии [1].

Если говорить о XXI веке, то в исследовании Патроновой И.А. была осуществлена попытка определения качества личности педагога, наиболее значимых для осуществления педагогической деятельности, по мнению обучающихся, родителей, управленцев различного уровня [2].

ТУРАКОВА МАДИНА

магистрант университета Туран-Астана г. Астана, Казахстан

Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

Наиболее значимые для выполнения трудовых функций, по мнению респондентов, являются: широкий кругозор, знание предмета, гуманность, стрессоустойчивость, иницативность.

широкий кругозор, знание предмета

гуманность

стрессоустойчивость

инициативность

75% 80% 85% 90% 95% 100% 105%

■ обучающиеся ■ родители ■ управленцы

Рис. 1. Показатели опроса Как показано на рисунке 1, респонденты оценили ведущие качества по разным шкалам. Среди обучающихся за гуманность проголосовало 100% респондентов. Родители же 100% отдали позицию за отличное знание своего предмета. Управленцы придерживаются такого же мнения так же как и родители.

Таким образом, анализ материала обусловил необходимость изучения влияния личностных качеств учителя на эффективность взаимодействия с обучающимися, связанного с тем, что личность учителя играет решающую роль в образовательном процессе. Его мотивация, эмпатия, профессионализм и знание предмета способствуют созданию благоприятной образовательной среды, в которой обучающиеся могут максимально раскрыть способности и достичь успеха.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - 447с.

2. Патронова И.А. ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА, КАК НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. №4 (93).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.