Научная статья на тему 'ВАЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТОВ СТРАТЕГИИ ВЕЖЛИВОСТИ В РЕЧИ'

ВАЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТОВ СТРАТЕГИИ ВЕЖЛИВОСТИ В РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

26
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
politeness / communication / foreign languages / development strategy / linguistics / вежливость / коммуникация / иностранные языки / стратегия развития / лингвистика

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л О. Исаева

This article reveals some elements of the importance of aspects of the politeness strategy in communicative practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Данная статья раскрывает некоторые элементы важности аспектов стратегии вежливости в коммуникативной практике.

Текст научной работы на тему «ВАЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТОВ СТРАТЕГИИ ВЕЖЛИВОСТИ В РЕЧИ»

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va vechimlar

ВАЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТОВ СТРАТЕГИИ ВЕЖЛИВОСТИ В РЕЧИ

Л. О. Исаева

(SamSIFL master student) (студентка 2-го курса магистратуры СамГИИЯ)

This article reveals some elements of the importance of aspects of the politeness strategy in communicative practice.

Keywords: politeness, communication, foreign languages, development strategy, linguistics.

АННОТАЦИЯ

Данная статья раскрывает некоторые элементы важности аспектов стратегии вежливости в коммуникативной практике.

Ключевые слова: вежливость, коммуникация, иностранные языки, стратегия развития, лингвистика.

Вежливость является важнейшим коммуникативным навыком и оказывает заметное влияние на общий успех общения. Овладение нормами вежливости является одним из ключевых элементов "культурного принятия", когда человек входит в общество и принимает его установки. Однако, как отмечают исследователи, нормы вежливости варьируются от культуры к культуре, и различия в этих нормах приводят к различиям в ожиданиях коммуникантов из разных лингвокультур. Эти различия могут оказать негативное влияние на оценку коммуникантами высказываний, которые не соответствуют принятым нормам вежливости в данной лингвокультуре, что в конечном итоге приводит к коммуникативной неудаче.

В современном глобализированном и быстро развивающемся технологическом мире основным требованием является не стоять на месте, а двигаться вперед, развиваться и совершенствоваться в ногу со временем, исследовать неизвестное во всех областях человеческой деятельности, включая лингвистические науки. Настало время внедрить новую систему обучения иностранным языкам в Узбекистане, которая станет прочн фундаментом для будущего. С целью созда

ABSTRACT

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va vechimlar

конкурентоспособного государства, в будущем выпускники школ, лицеев, колледжей и университетов должны владеть как минимум двумя иностранными языками. Этот факт должен быть принят во внимание. Сегодня государство создало и продолжает создавать все необходимые условия для достижения этой цели. Об этом свидетельствует множество необходимых реформ и постановлений, принятых в сфере образования, которые улучшают и повышают качество образования в соответствии с международными стандартами. Например, в предложениях по реформам, направленным на ускорение реализации новой Стратегии развития Узбекистана на 2022-2026 годы, утвержденным Указом Президента Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым УП-60 от 28 января 2022 года, подчёркнута важность мобилизации научного потенциала страны и повышение рейтинга Узбекистана в приоритетных международных стандартах и показателях. Также представлен ряд проектов, целью которых является использование международных стандартов в управлении и повышении квалификации государственных служащих в разных областях науки, в частности лингвокультурологии.

Особое внимание уделяется совершенствованию системы и процедур образования в средней и высшей школе, разработке новых методов и технологий, преподаванию различных предметов. В стране созданы необходимые условия и материально-техническая инфраструктура для проведения научных исследований в соответствии с международными стандартами. Все большее развитие получает углубленное изучение как родного, так и иностранных языков. Развитие международных проектов и отношений Узбекистана с другими странами повысило потребность в знании иностранных языков. В результате, области лингвистики, филологии, литературоведения и переводческой практики продолжают оставаться активными и важными темами для молодых ученых.

Многие исследования посвящены литературе и лингвистике, и существует большой объем теоретических работ в области языка и культуры. В частности, существует большой корпус литературы, рассматривающей вопросы языка через призму культуры. Результаты изучения языка и культуры служат научной основой для разработки учебных программ для будущих лингвистов и языковедов.

На первом уровне контраста вежливость проявляетс совершении коммуникативных и некоммуникативных акт

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

Последние представляют собой чисто инструментальные действия, совершаемые вежливыми людьми, например, открыть перед кем-то дверь, помочь слепому перейти улицу и т.д. Нормативные описания этих вежливостей можно найти в "Руководстве по вежливости". В коммуникативном взаимодействии сначала возникает конфликт между вербальной и невербальной вежливостью. Невербальная вежливость делится на два подкласса: паралингвистическую и непаралингвистическую. Последний подкласс характеризуется отсутствием артикуляционного аппарата при производстве знаков вежливости, которые обозначаются исключительно жестами и имеют такой же перлокутивный эффект, как и чисто языковые акты. Жестовый язык является основным средством выражения ритуальной вежливости, например, воинское приветствие, приветствие флагу и т.д.

Второй тип невербальной вежливости, называемый паралингвистической вежливостью, также выражается жестом, но в отличие от непаралингвистической вежливости, он имеет коммуникативную функцию, поскольку появляется вместе с вербальными инструкциями. По отношению к невербальной коммуникативной вежливости, описанной до сих пор, в области прикладной психологии существуют два объекта исследования: "кинетика" и "проксетика". Первая изучает человеческие жесты и фокусируется на их коммуникативной функции. Другая изучает раздел территории между двумя или более взаимодействующими людьми, занимающими одно и то же физическое пространство. В целом, люди более терпимы к вторжениям, связанным с близостью, чем к другим типам. Например, рассмотрим пространственные вторжения в лифтах или метро, где люди не реагируют так яростно на короткие расстояния, как другие виды животных. Что касается вежливости в языковой коммуникации, то ее можно разделить на две категории: металингвистическую и неметалингвистическую вежливость. Первая предназначена для установления и поддержания социального контакта. Эта функция называется "фактической коммуникацией". С другой стороны, речь идет о соблюдении правил "разговорного этикета". Основная функция фатической коммуникации заключается в создании атмосферы солидарности, позволяющей избежать молчания, которое может угрожать социальным отношениям, и вести разговор, приятный для собеседника. Этот способ

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va vechimlar

y

вежливости проявляется в языковой реализации максимы, которая определяется позитивно в терминах 'поддерживать разговор' и негативно в терминах 'избегать молчания'.

Вторая категория метаязыковой вежливости соответствует разговорному этикету, применение которого состоит из правил, направленных на рациональную организацию речевого обмена. Эти правила могут иметь внеразговорный и внутриразговорный характер. Внеразговорная вежливость обозначается такими максимами, как "не говори, когда кричат" и "не перебивай говорящего". Они основаны на том, что Серль называет нормальным состоянием действия и вежливости. Интралингвистическая вежливость проявляется в следовании кодексу, который определяет правила реагирования на речевые акты собеседника. Это проявляется в таких максимах, как "отвечать на приветствие", "отвечать на вопрос" и "объяснять причину отказа в просьбе".

В нашем государстве созданы все необходимые условия и материально-техническая база для проведения научных исследований в соответствии с международными стандартами. Углублённое изучение языков, как родного, так и иностранных, становится все более популярным. Развитие международных проектов и отношений Узбекистана с другими странами повысило потребность в знании иностранных языков. Использование различных аспектов стратегии вежливости в речи является немаловажным фактором в изучении иностранных языков.

REFERENCES

1. Вильданова Г. А. Эвфемия и принцип вежливости в современном английском языке: гендерный аспект. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 162 с.

2. Немов Р.С. Психологический словарь. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛА-ДОС, 2007. 560 с.

3. Mao L.R. Beyond Politeness Theory: 'Face' revisited and renewed // Journal of Pragmatics. 1994. Vol. 21. P. 451-486.

4. Бекмиров, Т. Р. (2021). Формирование эмоциональная устойчивость личности. Интернаука, (1-2), 26-27.

5. Bekmirov, T. R. (2020). Psychological features of adaptation and integration of children with developmental disabilities. Pedagogy and psychology in the modern world: theoretical and practical research, 125-129.

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

6. Бекмиров, Т. Р. (2022). ПОНЯТИЯ НЕВРОЗА В ПСИХОЛОГИИ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. INTEGRATION OF SCIENCE, EDUCATION AND PRACTICE. SCIENTIFIC-METHODICAL JOURNAL, 3(3), 90-93.

7. Melibaeva, R. (2021). Bolalardagi giperfaollik va diqqat tanqisligi sindromi: sabablari, psixologik tashxisi.

8. Мелибаева, Р. Н. (2018). Проблема умственного развития в трудах психологов советского периода. In International scientific review of the problems and prospects of modern science and education (pp. 127-129).

9. Нарметова, Ю. (2020). Организация психологической помощи в кардиологических заболеваниях. Scienceweb academic papers collection.

10. Нарметова, Ю. (2016). Организация психологической службы у больных с хронической почечной недостаточностю. Scienceweb academic papers collection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.