УДК 37.013.2:004
ВАЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
МЕИРАМ УЛДАНА ЕРЖАНОВНА
Студент Таразского университета им. М.Х.Дулати, г.Тараз, Казахстан
ЕЛУБАЕВА МИРШАТ САЙЛАУБЕКОВНА
к.п.н.Таразского университета им. М.Х.Дулати, г.Тараз, Казахстан
Аннотация: В статье рассматривается важность использования инновационных технологий и интерактивных методов в подготовке будущих педагогов, с целью повышения их цифровых компетенций, мотивации и заинтересованности в профессии. Авторы подчеркивают, что современные инструменты обучения не просто способствуют освоению новых цифровых навыков, но и формируют у студентов активную позицию, готовность к творческому решению педагогических задач и стремление к непрерывному профессиональному развитию. Статья анализирует, как интерактивные методы способствуют развитию критического мышления, креативности и коммуникативных навыков у будущих педагогов, что является необходимым условием для успешной работы в современном образовательном пространстве. Авторы статьи предлагают практические рекомендации по внедрению инновационных технологий в учебный процесс, что позволит подготовить высококвалифицированных педагогов, способных эффективно использовать современные инструменты в своей работе и применять инновационные подходы к обучению.
Ключевые слова: инновация, цифровизация, компетентность, технология обучения, инновационные методы.
Как отмечено в Законе Республики Казахстан «Об образовании», «Основная задача системы образования - создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное совершенствование интеллектуальной личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики», освоение новой инновационной технологии влияет на формирование интеллектуальных, профессиональных и других качеств педагога способствует эффективной организации учебно-воспитательного процесса [1].
В современном образовании в качестве основного средства доступа к качественному образованию стали использоваться интерактивные методы обучения, которые способствуют большей активности и вовлеченности будущих педагогов в учебный процесс.
Интерактивное обучение-эффективный способ обучения, придающий особое значение взаимодействию между обучающимися. В этой связи, в учебном процессе мы убедились, что такие инновационные педагогические технологии, как групповая дискуссия, проектная деятельность и другие виды взаимодействия, не только стимулируют активное обучение, но и помогают развивать критическое мышление, коммуникативные навыки и творческие способности будущих педагогов через всестороннее применение различных методов в дисциплине «Педагогика»[2, с.371].
Сначала была определена готовность будущих педагогов к занятиям по Google test из веб-приложения Google Forms (рис. 1). Google Forms-полезный и мощный инструмент для использования в аудитории. Педагоги могут легко создавать опросы и тесты, которые включают различные типы вопросов (одинарные, множественные, открытые вопросы и т. д.) для оценки знаний учащегося. Когда учащиеся отправляют свои ответы, Google Forms
автоматически обрабатывает данные и создает удобные диаграммы и графики, которые позволяют учителям легко анализировать результаты.
Вопросы «Google test», использованные в учебном процессе (в качестве примера были предложены 2 вопроса) [3]:
1. Были ли трудности с прошлым уроком?
A) Да, были проблемы
B) Нет, проблем не было
C) Затрудняюсь ответить
2. Какова ваша подготовка к сегодняшнему уроку?
A) Хорошо
B) Очень хорошо
C) Не подготовился
Сур*«1 N94. byrlMi дмЪыидьмычындодлА?
Рис. 1. Результат по "Google test"
Впоследствии в ходе педагогического процесса была использована интерактивная доска «Jamboard».
Jamboard - это интерактивная доска от Google, созданная для совместной работы и обучения. Пользователи могут рисовать, писать, вырезать и вставлять изображения с помощью различных инструментов, таких как карандаши, маркеры и ластики. Jamboard предоставляет возможность совместной работы в реальном времени, позволяя нескольким пользователям работать на доске одновременно, даже если они находятся в разных местах.Будущие педагоги выполняли групповую работу с помощью интерактивной доски «Jamboard», используя педагогические кейсы, представленные на следующие темы по специально присланной ссылке с устройством в руках (рис. 2)[4].
1. Разработайте систему действий, эскизов, поддерживающих высокий уровень этики взаимоотношений в коллективе.
2. Провестите сравнительный анализ технологии и методов обучения.
Рис. 2. Действие, выполненное на интерактивной доске "Jamboard"
В период доработкииспользовалась программа «Kahoot» и наблюдалось, насколько они поняли новую тему. (рис. 3). Kahoot-позволяет создавать и проводить интерактивные викторины, в которых вопросы отображаются на больших экранах, и участники могут отвечать через свои устройства. Kahoot очень прост в изготовлении и использовании. Пользователи могут легко создавать вопросы, выбирать формат игры и быстро запускать историю. Это создает атмосферу конкуренции и взаимодействия.
Тестовые вопросы, использованные в ходе урока (в качестве примера были предложены 2 вопроса) [5]:
1. Укажите комплекс требований к личности учителя:
A) Навыки, знания, умения
B) Поведение, культура, общечеловеческие
C) Состав специальной подготовки
D) Содержание методической подготовки
2. Документ специальности, отражающий квалификационную характеристику по Сластенину В.А - это:
A) Профессиограмма учителя
B) Сертификат
C) Квалификационная категория
D) Передовой опыт
Рис. 3.Работы в программе «Kahoot»
В заключение можно отметить, что успешное применение интерактивных методов в учебной практике требует не только технической компетентности, но и гибкости подхода к обучению. Различные инновационные технологии и методы предоставляют будущим педагогам широкие возможности для создания привлекательной и продуктивной учебной среды, а открытость новым идеям, обмен опытом с коллегами и непрерывное обучение оттачивают профессиональные навыки и повышают эффективность учебного процесса.
Важно помнить, что интерактивные методы не являются панацеей, и их использование должно быть осознанным и продуманным. Прежде чем внедрять новые технологии, важно проанализировать потребности учащихся, оценить возможности и ограничения, а также определить, как новые методы вписываются в общую концепцию учебного процесса
Необходимо помнить, что интерактивные методы должны служить целям обучения, а не просто быть модным трендом.
Важную роль играет также учет психологических особенностей учащихся. Важно создать атмосферу доверия и безопасности, в которой студенты не боятся выражать свои мнения и делиться своим опытом. Важно также поощрять инициативу и креативность, и не бояться экспериментировать с различными интерактивными форматами.
В конечном счете, ключом к успеху интерактивных методов является не технология, а человек. Это означает, что важно инвестировать в развитие компетенций преподавателей, обеспечить их доступом к современным технологиям и методам, а также создать систему поддержки и мотивации. Только в этом случае интерактивные методы смогут в полной мере реализовать свой потенциал и способствовать подготовке высококвалифицированных специалистов в области образования.
Для эффективного внедрения интерактивных методов в учебный процесс необходимо учитывать ряд ключевых аспектов:
1. Интеграция с существующими учебными материалами: Интерактивные методы не должны быть изолированы от традиционного учебного процесса. Важно интегрировать их в существующую структуру учебных программ и материалов, чтобы обеспечить плавный переход и последовательность обучения.
2. Разнообразие методов: Не следует ограничиваться одним-двумя интерактивными методами. Важно использовать различные формы, такие как групповая работа, дискуссии, ролевые игры, кейсы, онлайн-платформы, мобильные приложения, виртуальная реальность и др., чтобы обеспечить разнообразие и заинтересованность учащихся.
3. Обучение преподавателей: Преподаватели должны быть оснащены необходимыми навыками и знаниями для эффективного использования интерактивных методов. Необходимо проводить обучение и тренинги, предоставлять им доступ к ресурсам и методическим материалам.
4. Оценка и обратная связь: Важно оценивать эффективность интерактивных методов, а также получать обратную связь от учащихся. Это позволит корректировать учебный процесс, совершенствовать методы и повышать результативность обучения.
5. Техническая инфраструктура: Для успешного применения интерактивных методов необходима соответствующая техническая инфраструктура, включая доступ к интернету, современное оборудование, программное обеспечение и т.д.
6. Поддержка и мотивация: Важно создать систему поддержки для преподавателей, которые внедряют интерактивные методы в учебный процесс. Это может включать в себя доступ к ресурсам, консультирование, обмен опытом и т.д.
7. Создание сообщества: Важно создать сообщество преподавателей, которые интересуются интерактивными методами, чтобы они могли обмениваться опытом, демонстрировать лучшие практики, создавать совместные проекты и поддерживать друг друга.
Внедрение интерактивных методов в учебный процесс - это сложный и многогранный процесс, который требует комплексного подхода. Но при правильном применении эти методы
могут превратить обучение в увлекательный и эффективный процесс, который подготовит
будущих педагогов к работе в динамичном и меняющемся мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Бшм туралы» ^азакстан Республикасыньщ Зацына eзгерiстер мен толыктырулар енпзу туралы ^азакстан Республикасыныц Зацы. 2011 ж. 24 казан.
2. Мынбаева А.К.,СадвакасоваЗ.М.Инновационные методы обучения, иликак интересно преподавать. - Алматы, 2009. - 341 с.
3. [Электронный ресурс] - https://forms.gle/WsHuaZ3etKzBiakx6
4. [Электронный ресурс] -https://jamboard.google.com/dANqXASuCqDx 78thaBw6qbwthahnrpihDD tD0BVBr0w/edit? usp=sharing
5. [Электронный ресурс] - https://create.kahoot.it/share/5eb6fec9-5316-4ee2-a414-70c1b6bd174b