Научная статья на тему 'ВАЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ВАЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
инновация / цифровизация / компетентность / технология обучения / инновационные методы.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мейрам Улдана Ержановна, Елубаева Миршат Сайлаубековна

В статье рассматривается важность использования инновационных технологий и интерактивных методов в подготовке будущих педагогов, с целью повышения их цифровых компетенций, мотивации и заинтересованности в профессии. Авторы подчеркивают, что современные инструменты обучения не просто способствуют освоению новых цифровых навыков, но и формируют у студентов активную позицию, готовность к творческому решению педагогических задач и стремление к непрерывному профессиональному развитию. Статья анализирует, как интерактивные методы способствуют развитию критического мышления, креативности и коммуникативных навыков у будущих педагогов, что является необходимым условием для успешной работы в современном образовательном пространстве. Авторы статьи предлагают практические рекомендации по внедрению инновационных технологий в учебный процесс, что позволит подготовить высококвалифицированных педагогов, способных эффективно использовать современные инструменты в своей работе и применять инновационные подходы к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мейрам Улдана Ержановна, Елубаева Миршат Сайлаубековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВАЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

УДК 37.013.2:004

ВАЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

МЕИРАМ УЛДАНА ЕРЖАНОВНА

Студент Таразского университета им. М.Х.Дулати, г.Тараз, Казахстан

ЕЛУБАЕВА МИРШАТ САЙЛАУБЕКОВНА

к.п.н.Таразского университета им. М.Х.Дулати, г.Тараз, Казахстан

Аннотация: В статье рассматривается важность использования инновационных технологий и интерактивных методов в подготовке будущих педагогов, с целью повышения их цифровых компетенций, мотивации и заинтересованности в профессии. Авторы подчеркивают, что современные инструменты обучения не просто способствуют освоению новых цифровых навыков, но и формируют у студентов активную позицию, готовность к творческому решению педагогических задач и стремление к непрерывному профессиональному развитию. Статья анализирует, как интерактивные методы способствуют развитию критического мышления, креативности и коммуникативных навыков у будущих педагогов, что является необходимым условием для успешной работы в современном образовательном пространстве. Авторы статьи предлагают практические рекомендации по внедрению инновационных технологий в учебный процесс, что позволит подготовить высококвалифицированных педагогов, способных эффективно использовать современные инструменты в своей работе и применять инновационные подходы к обучению.

Ключевые слова: инновация, цифровизация, компетентность, технология обучения, инновационные методы.

Как отмечено в Законе Республики Казахстан «Об образовании», «Основная задача системы образования - создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное совершенствование интеллектуальной личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики», освоение новой инновационной технологии влияет на формирование интеллектуальных, профессиональных и других качеств педагога способствует эффективной организации учебно-воспитательного процесса [1].

В современном образовании в качестве основного средства доступа к качественному образованию стали использоваться интерактивные методы обучения, которые способствуют большей активности и вовлеченности будущих педагогов в учебный процесс.

Интерактивное обучение-эффективный способ обучения, придающий особое значение взаимодействию между обучающимися. В этой связи, в учебном процессе мы убедились, что такие инновационные педагогические технологии, как групповая дискуссия, проектная деятельность и другие виды взаимодействия, не только стимулируют активное обучение, но и помогают развивать критическое мышление, коммуникативные навыки и творческие способности будущих педагогов через всестороннее применение различных методов в дисциплине «Педагогика»[2, с.371].

Сначала была определена готовность будущих педагогов к занятиям по Google test из веб-приложения Google Forms (рис. 1). Google Forms-полезный и мощный инструмент для использования в аудитории. Педагоги могут легко создавать опросы и тесты, которые включают различные типы вопросов (одинарные, множественные, открытые вопросы и т. д.) для оценки знаний учащегося. Когда учащиеся отправляют свои ответы, Google Forms

автоматически обрабатывает данные и создает удобные диаграммы и графики, которые позволяют учителям легко анализировать результаты.

Вопросы «Google test», использованные в учебном процессе (в качестве примера были предложены 2 вопроса) [3]:

1. Были ли трудности с прошлым уроком?

A) Да, были проблемы

B) Нет, проблем не было

C) Затрудняюсь ответить

2. Какова ваша подготовка к сегодняшнему уроку?

A) Хорошо

B) Очень хорошо

C) Не подготовился

Сур*«1 N94. byrlMi дмЪыидьмычындодлА?

Рис. 1. Результат по "Google test"

Впоследствии в ходе педагогического процесса была использована интерактивная доска «Jamboard».

Jamboard - это интерактивная доска от Google, созданная для совместной работы и обучения. Пользователи могут рисовать, писать, вырезать и вставлять изображения с помощью различных инструментов, таких как карандаши, маркеры и ластики. Jamboard предоставляет возможность совместной работы в реальном времени, позволяя нескольким пользователям работать на доске одновременно, даже если они находятся в разных местах.Будущие педагоги выполняли групповую работу с помощью интерактивной доски «Jamboard», используя педагогические кейсы, представленные на следующие темы по специально присланной ссылке с устройством в руках (рис. 2)[4].

1. Разработайте систему действий, эскизов, поддерживающих высокий уровень этики взаимоотношений в коллективе.

2. Провестите сравнительный анализ технологии и методов обучения.

Рис. 2. Действие, выполненное на интерактивной доске "Jamboard"

В период доработкииспользовалась программа «Kahoot» и наблюдалось, насколько они поняли новую тему. (рис. 3). Kahoot-позволяет создавать и проводить интерактивные викторины, в которых вопросы отображаются на больших экранах, и участники могут отвечать через свои устройства. Kahoot очень прост в изготовлении и использовании. Пользователи могут легко создавать вопросы, выбирать формат игры и быстро запускать историю. Это создает атмосферу конкуренции и взаимодействия.

Тестовые вопросы, использованные в ходе урока (в качестве примера были предложены 2 вопроса) [5]:

1. Укажите комплекс требований к личности учителя:

A) Навыки, знания, умения

B) Поведение, культура, общечеловеческие

C) Состав специальной подготовки

D) Содержание методической подготовки

2. Документ специальности, отражающий квалификационную характеристику по Сластенину В.А - это:

A) Профессиограмма учителя

B) Сертификат

C) Квалификационная категория

D) Передовой опыт

Рис. 3.Работы в программе «Kahoot»

В заключение можно отметить, что успешное применение интерактивных методов в учебной практике требует не только технической компетентности, но и гибкости подхода к обучению. Различные инновационные технологии и методы предоставляют будущим педагогам широкие возможности для создания привлекательной и продуктивной учебной среды, а открытость новым идеям, обмен опытом с коллегами и непрерывное обучение оттачивают профессиональные навыки и повышают эффективность учебного процесса.

Важно помнить, что интерактивные методы не являются панацеей, и их использование должно быть осознанным и продуманным. Прежде чем внедрять новые технологии, важно проанализировать потребности учащихся, оценить возможности и ограничения, а также определить, как новые методы вписываются в общую концепцию учебного процесса

Необходимо помнить, что интерактивные методы должны служить целям обучения, а не просто быть модным трендом.

Важную роль играет также учет психологических особенностей учащихся. Важно создать атмосферу доверия и безопасности, в которой студенты не боятся выражать свои мнения и делиться своим опытом. Важно также поощрять инициативу и креативность, и не бояться экспериментировать с различными интерактивными форматами.

В конечном счете, ключом к успеху интерактивных методов является не технология, а человек. Это означает, что важно инвестировать в развитие компетенций преподавателей, обеспечить их доступом к современным технологиям и методам, а также создать систему поддержки и мотивации. Только в этом случае интерактивные методы смогут в полной мере реализовать свой потенциал и способствовать подготовке высококвалифицированных специалистов в области образования.

Для эффективного внедрения интерактивных методов в учебный процесс необходимо учитывать ряд ключевых аспектов:

1. Интеграция с существующими учебными материалами: Интерактивные методы не должны быть изолированы от традиционного учебного процесса. Важно интегрировать их в существующую структуру учебных программ и материалов, чтобы обеспечить плавный переход и последовательность обучения.

2. Разнообразие методов: Не следует ограничиваться одним-двумя интерактивными методами. Важно использовать различные формы, такие как групповая работа, дискуссии, ролевые игры, кейсы, онлайн-платформы, мобильные приложения, виртуальная реальность и др., чтобы обеспечить разнообразие и заинтересованность учащихся.

3. Обучение преподавателей: Преподаватели должны быть оснащены необходимыми навыками и знаниями для эффективного использования интерактивных методов. Необходимо проводить обучение и тренинги, предоставлять им доступ к ресурсам и методическим материалам.

4. Оценка и обратная связь: Важно оценивать эффективность интерактивных методов, а также получать обратную связь от учащихся. Это позволит корректировать учебный процесс, совершенствовать методы и повышать результативность обучения.

5. Техническая инфраструктура: Для успешного применения интерактивных методов необходима соответствующая техническая инфраструктура, включая доступ к интернету, современное оборудование, программное обеспечение и т.д.

6. Поддержка и мотивация: Важно создать систему поддержки для преподавателей, которые внедряют интерактивные методы в учебный процесс. Это может включать в себя доступ к ресурсам, консультирование, обмен опытом и т.д.

7. Создание сообщества: Важно создать сообщество преподавателей, которые интересуются интерактивными методами, чтобы они могли обмениваться опытом, демонстрировать лучшие практики, создавать совместные проекты и поддерживать друг друга.

Внедрение интерактивных методов в учебный процесс - это сложный и многогранный процесс, который требует комплексного подхода. Но при правильном применении эти методы

могут превратить обучение в увлекательный и эффективный процесс, который подготовит

будущих педагогов к работе в динамичном и меняющемся мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Бшм туралы» ^азакстан Республикасыньщ Зацына eзгерiстер мен толыктырулар енпзу туралы ^азакстан Республикасыныц Зацы. 2011 ж. 24 казан.

2. Мынбаева А.К.,СадвакасоваЗ.М.Инновационные методы обучения, иликак интересно преподавать. - Алматы, 2009. - 341 с.

3. [Электронный ресурс] - https://forms.gle/WsHuaZ3etKzBiakx6

4. [Электронный ресурс] -https://jamboard.google.com/dANqXASuCqDx 78thaBw6qbwthahnrpihDD tD0BVBr0w/edit? usp=sharing

5. [Электронный ресурс] - https://create.kahoot.it/share/5eb6fec9-5316-4ee2-a414-70c1b6bd174b

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.