Вестник Томского государственного университета. 2024. № 499. С. 183-193 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2024. 499. рр. 183-193
Научная статья УДК 378
doi: 10.17223/15617793/499/20
Цифровые инструменты преподавателя: организация смешанного обучения в вузе
Ульяна Анатольевна Савченко1, Никита Игоревич Прокопенко2
12Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
2 prokopenko_ni@ido. tsu. т
Аннотация. Представлен обзор научных работ, в которых освещается опыт использования цифровых инструментов в образовании. Проведен анализ российских и зарубежных исследований, выделены критерии классификации цифровых образовательных инструментов: развитие предметных навыков, организация коммуникации в условиях удаленного обучения, организация интерактивного взаимодействия преподавателя со студентами, разработка образовательного контента, развитие мягких навыков, организация проектной работы, аутентичное оценивание. Сделан вывод об актуальности и доступности цифровых инструментов, категоризирован-ных в соответствии с барьерами, стоящими перед преподавателем в смешанном обучении. Ключевые слова: смешанное обучение, цифровые инструменты, цифровизация, преподавание, высшее образование
Для цитирования: Савченко У.А., Прокопенко Н.И. Цифровые инструменты преподавателя: организация смешанного обучения в вузе // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 499. С. 183-193. doi: 10.17223/15617793/499/20
Original article
doi: 10.17223/15617793/499/20
Teacher's digital tools: Organizing blended learning in higher education
Ulyana A. Savchenko1, Nikita I. Prokopenko2
12 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation
1 matushenko_ua@ido. tsu. ru
2 prokopenko_ni@ido. tsu. ru
Abstract. Blended learning has become a widespread practice in universities, so there is a need to review approaches, methods and techniques for developing new effective educational strategies to maintain the quality of education. In this regard, new problems appear, for example, decrease of an emotional, personal interaction between teachers and students, absence of motivation, violation of self-discipline and, as a consequence, a drop in academic performance. These challenges can be overcome through the integration of digital tools. This research is dedicated to the problem of choosing and effective using of digital instruments by higher school teachers. The absence of a systematic analysis and comparison of different tools leads to difficulties in choosing the most appropriate instruments for a particular subject, teacher or students. Also, there are problems with the estimation of the efficiency of using these instruments. In this regard, the necessity to systematize the experience of using digital tools, based on teaching practices presented in the study, arises. We conducted a review of more than two hundred scientific literature studies; the final sample includes 46 articles, which directly affected particular digital tools for learning. During the literature analysis, we divided digital instruments into several groups depending on which teacher's tasks it solves: (1) subject-specific professional skills development; (2) organization of communication in terms of distance learning; (3) organization of interaction between teacher and students; (4) educational content development; (5) soft skills development; (6) organization of project work; (7) assessment. As a result, we conducted available and actual digital tools, which are used in teaching practice by distributing them according to the tasks above. We conclude with the following findings: digital instruments can significantly enrich educational process, increase students' motivation and self-discipline; they can help to promote the development of subject-based skills, solve problems in various organizational forms of classes; using digital instruments is accompanied by a special organization of the educational process with a transformation of forms, methods and techniques. The teacher should know which digital instrument solves a teaching problem in blended learning and how to use it, and also should have the ability to integrate it in the educational process. Keywords: blended learning, digital tools, digitalization, teaching, higher education
For citation: Savchenko, U.A. & Prokopenko, N.I. (2024) Teacher's digital tools: Organizing blended learning in higher education. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 499. pp. 183193. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/499/20
© Савченко У.А., Прокопенко Н.И., 2024
Введение
В настоящее время смешанное обучение, предполагающее интеграцию дистанционных форм обучения в традиционную систему, стало повсеместной практикой в вузах, однако в условиях быстрого темпа развития электронных технологий подходы к его реализации также должны актуализироваться [1]. Элементы онлайн-обучения, внедряемые в традиционные формы образования, требуют пересмотра подходов, методов и приемов, разработки новых эффективных образовательных стратегий, чтобы обучение оставалось качественным [2-4]. Перед преподавателем появляются новые вызовы: сокращение количества личного общения преподавателей со студентами, падение мотивации, нарушение самодисциплины и, как следствие, падение успеваемости [5]; эти барьеры, в том числе, могут преодолеваться с помощью интеграции цифровых инструментов.
Под цифровыми инструментами (ЦИ) в исследованиях определяются электронные ресурсы, сайты, образовательные платформы, цифровые приложения и виртуальные материалы, созданные с помощью информационно-телекоммуникационных технологий, используемые в образовательных целях. Актуализируется проблема технологии применения ЦИ в различных педагогических ситуациях и дисциплинах. Возрастающий объем ЦИ не позволяет преподавателю адекватно и быстро осуществить выбор ЦИ для применения в той или иной дисциплине. Отсутствие системного анализа и сравнения различных ЦИ создает сложности при выборе наиболее подходящих для конкретного предмета, преподавателя и его студентов. Также существуют проблемы с оценкой эффективности использования этих ЦИ. В связи с этим возникает потребность в систематизации опыта применения ЦИ на основе педагогических практик, которые представлены в исследованиях.
Попытки систематизации образовательных ЦИ осуществлялись многими исследователями. А.А. Шакирова [6] делит ЦИ на категории: доски, хранение данных, создание квизов и игр, тесты, платформы для обучения, опросники, приложения и другие электронные ресурсы. Автор считает, что данные ЦИ повышают вовлеченность в образовательный процесс. О.Н. Алтухова и Н.С. Дьякова [7] приводят другие категории: облачные технологии, большие данные, искусственный интеллект, блок-чейн, роботизация и автоматизация, промышленный интернет вещей, виртуальная и дополненная реальность, квантовые технологии, технологии распределенных реестров, интернет вещей и т.д. Абид Халиим и соавт. [8] в результате обзора литературы предлагают 34 категории, обосновывающие применение ЦИ в педагогической деятельности. Методологии оценки применения ЦИ разнятся в зависимости от типа инструмента, технологических компонентов, стратегий развертывания, а также от области применения и целевых групп [9].
Цель исследования заключается в разработке систематизации цифровых инструментов, используемых преподавателями в смешанном обучении, в соответствии с теми барьерами, которые стоят перед преподавателем.
Произведен поиск и дальнейший метаанализ литературы, затрагивающей вопросы применения ЦИ в образовательном процессе. На основе анализа методом индукции выделена классификация ЦИ в соответствии с преодолеваемыми педагогом барьерами.
Материалы и методы исследования
Был проведен метаанализ научной литературы, в которой рассматривались ЦИ, применяемые в педагогической практике; затем проведен педагогический эксперимент, заключающийся в систематизации приведенных в исследованиях конкретных ЦИ в зависимости от возникающих барьеров в условиях смешанного обучения.
Материалы исследования включают 55 статей, из которых 46 отобраны для анализа по критерию демонстрации реальных педагогических практик с использованием ЦИ.
Обсуждение результатов исследования
В группе исследований, сфокусированных на развитии предметных навыков с использованием ЦИ, выделяются такие ЦИ, которые не имеют единой модели применения, но реализуются в обучении конкретным дисциплинам. То есть такие цифровые средства имеют узкий функционал, направленный на развитие предметных навыков.
Л.Г. Паршина и Л.П. Карпушина [10] рассматривают ряд инструментов для подготовки педагогов-музыкантов. Они делят их на обучающие приложения, приложения, позволяющие записывать и редактировать композиции, приложения - библиотеки композиций и приложения для записи нот. Цифровая дидактика предоставляет новые возможности реализации образовательного процесса, включая в себя творческий, информационный, эвристический, контролирующий, разъясняющий, систематизирующий, мотивирующий, сохраняющий и развивающий потенциал.
Л.А. Метелькова и соавт. [11] считают, что эффективность применения ЦИ в обучении зависит от многих факторов, таких как тип инструмента, способ его использования и индивидуальные особенности учащихся.
В целом авторы считают, что ЦИ могут быть полезны для обучения иностранным языкам, но их использование должно быть обоснованным и интегрированным в общий учебный процесс. Авторы исследуют ЦИ, используемые для изучения языка: Quizlet, Kahoot, LearningApps, Padlet, Youtube, Deutschland Labor, Plickers, Deutsch.info, Google, QR-code Generator.
В обучении иностранному языку инженеров применяются ЦИ планирования (Google Документы и др.), поиска информации и коммуникации (Padlet, TED, «ВКонтакте» и др.), получения обратной связи (Google Формы и др.) и коммуникации. Таким образом, весь процесс проектной работы сопровождается взаимодействием через ЦИ [12].
На основе результатов опроса А. Угудама и соавт. [13] в своем исследовании приходят к выводу, что циф-ровизация химико-технологического образования требует использования более простых ЦИ, среди которых могут быть Excel, средства для написания кода, симу-ляторы для отработки навыков, а также VR-платформы. По мнению авторов, для широкого внедрения более сложных инструментов цифровизации потребуется постепенное устранение нетехнических барьеров, чтобы сделать их более популярными среди студентов.
Для развития инженерных навыков в исследовании Бенджина Маркса и Жаклин Томас [14] проведен эксперимент с использованием технологии виртуальной реальности (VR). Итоговый опрос контрольной группы показал, что VR улучшило результаты обучения по модулю. Однако данное исследование не дает объективной оценки эффективности развития предметных навыков, поскольку его целью было выявление отношение к VR у студентов инженерных специальностей.
Технология дополненной реальности (AR) имеет сходство с виртуальной реальностью, но виртуальные объекты встраиваются в реальный мир. Использование технологии дополненной реальности в образовании может улучшить понимание математических и физических концепций. При помощи дополненной реальности учащиеся могут визуально взаимодействовать с геометрическими фигурами, телами или участвовать в реальных физических экспериментах в виртуальной среде. Это может стимулировать заинтересованность и мотивацию студентов. Однако важно помнить, что эти технологии должны быть использованы с осознанием и пониманием их целей, а также осуществляться совместно преподавателем и обучающимися в процессе усвоения сложных математических и физических абстракций. Координация усилий преподавателя и обучающихся в проведении таких экспериментов с дополненной реальностью имеет ключевое значение для успешной академической деятельности [15].
Помимо приведенных выше инструментов, для обучения предметным знаниям и навыкам широко используется LMS платформа Moodle. Множество исследований подтверждают ее эффективность для постановки и достижения образовательных задач по различным предметам (О.О. Кандрашкина и Е.В. Ревина [16], О.В. Пелих и соавт. [17], О.Е. Зонова и Н.А. Филипова [18], С.В. Калашникова и Е.В. Пестова [19], Н.В. Худо-лей [20], Т.Е. Чикина и О.Г. Коларькова [21]). Как можно увидеть, цифровые технологии могут позитивно влиять на развитие предметных навыков, однако все исследователи отмечают, что к их внедрению нужен особый подход, в котором преподаватель не только самостоятельно и в совершенстве осваивает инструмент, но и разрабатывает методику его применения.
ЦИ коммуникации - это широкий блок разнообразных инструментов, которые играют ключевую роль в современной системе образования, обеспечивая эффективную связь между преподавателями и обучающимися. Мы выделили данную категорию, поскольку исследования, посвященные инструментам коммуни-
кации, рассматривают именно влияние общения студентов друг с другом и студентов с преподавателями на образовательный процесс в целом, а не эффективность преподавания конкретного предмета с помощью инструментов.
Инструменты коммуникации можно поделить на две основные группы: коммуникационные инструменты, которые в большей степени ориентированы на общение между обучающимися, например, обмен идеями или дискуссии (Kahoot, Google Classroom), и инструменты, основанные на обмене файлами, которые лучше всего подходят для работы с методами case-study, поскольку позволяют студентам обмениваться своими работами с группами (Moodle, Task Board и др.) [22].
С. Грегори и М. Баннистер-Тирелл рассматривают такие ЦИ, как блоги, 3D-реальность, доски обсуждения (Moodle), систему Wiki. Многие ЦИ использовались в процессе обучения студентов либо в качестве дополнения к системе управления обучением, либо в качестве дополнения к обучению студентов. Те обучающиеся, которые добровольно участвовали в занятиях в виртуальном 3D-мире, обнаружили, что этот ЦИ помогает им в обучении, и они были вовлечены и погружены в материал при его использовании. Обучающиеся, которые обладают сильными навыками саморегуляции и когнитивными способностями, способны контролировать свой учебный опыт. Они развивают критическое сознание, которое позволяет им выявлять проблемные ситуации и разрабатывать решения, направленные на решение этих проблем, посредством ЦИ [23].
Эффективность различных ЦИ для смешанного обучения (таких как платформы для видеоконференций, системы управления обучением, электронные учебники и т.д.) анализируется в работе М.В. Кручи-нина и Г.А. Кручининой. Видео-конференц-связь является важным инструментом для смешанного обучения, позволяющим улучшить качество образовательного процесса и обеспечить более эффективную коммуникацию между преподавателями и студентами. Эффективность видео-конференц-связи как формы смешанного обучения зависит от качества ЦИ, которые используются для организации и проведения занятий. Например, платформа для видеоконференций должна обеспечивать высокое качество видео и звука, иметь удобные инструменты для взаимодействия участников и возможность совместной работы с документами. Также важно, чтобы преподаватели и студенты имели достаточный уровень технической подготовки. Они должны уметь пользоваться необходимыми ЦИ, знать, как настроить оборудование и как эффективно применять возможности видео-конференц-связи для обучения и общения [24].
Такие ЦИ, как Zoom, Skype, Google Classroom, Moodle и электронные учебники, могут способствовать улучшению качества образования и расширению доступа к образованию для студентов по всему миру.
Однако использование только онлайн-обучения может иметь свои недостатки, включая снижение качества обучения и отсутствие личного контакта между студентами и преподавателями.
Подчеркивается, что для успешного внедрения он-лайн-образования и ЦИ обучения необходимо учитывать различные факторы, такие как техническое обеспечение, доступность Интернета, а также готовность студентов и преподавателей к использованию новых технологий [25].
Как показал анализ, исследователи чаще обращаются к синхронным инструментам коммуникации, представленным, как правило, в форме видео-конференц-связи. Однако внимание стоит уделять и асинхронным ЦИ, ориентируясь как на особенности работы самого инструмента, так и на потребности обучающихся.
Многие исследователи, говоря об интерактивности и повышении вовлеченности в смешанный образовательный процесс, приводят в качестве примера он-лайн-доски. Онлайн-доски рассматриваются отдельной категорией, поскольку представляют собой группу ЦИ, предназначенных для совместной визуализации материалов [26].
Применение Miro привнесло игровой подход к проведению семинаров, а также помогло создать виртуальное окружение, вовлекающее всех студентов. Ученики стали более активными, мотивированными и увлечёнными результатами [27].
Использование виртуальной доски Miro на практике демонстрирует возможность создания эффективных форм групповой работы в смешанном формате в реальном времени. Большинство студентов, участвовавших в эксперименте с виртуальной доской Miro, подтверждают гипотезу о том, что возможность вербальной и графической визуализации способствует разнообразным и эффективным формам групповой работы. Самыми целесообразными формами организации групповой работы, способствующими развитию навыков работы в команде, являются создание ментальных карт (mind map), мозговой штурм и другие, применение которых возможно при обучении в смешанном формате. Виртуальная доска Miro представляет собой ценный инструмент для преподавателей, помогая им эффективно обучать студентов лексике, грамматике и навыкам выбора контентного материала в соответствии с их коммуникативными потребностями [28, 29].
Также авторы анализируют технологию применения доски Wordwall: задания, выполненные с использованием данного ресурса, позволили обучающимся и преподавателям принимать участие в индивидуальной или групповой учебной деятельности как онлайн, так и офлайн. Студенты имели возможность увидеть свои результаты, что мотивировало их улучшить эти результаты или перейти к выполнению более сложных задач; содержимое упражнения, созданного с помощью одного шаблона, может быть легко преобразовано в другой тип упражнения, используя иной шаблон. Разнообразные функции этого ЦИ открывают перед преподавателями обширные возможности для организации и проведения информативных уроков в смешанном формате [28].
Рассматривая подготовку педагогов смешанного обучения в системе ДПО в условиях технологии цифрового образования, И.Г. Боронилова и Г.Ф. Шабаева
приводят следующие шаги по разработке занятия с помощью ЦИ [26]:
1. Подбор платформ для разработки игр и пособий, совместимых с доской SMART Board.
2. Разработка алгоритма создания интерактивных игр для доски SMART Board.
3. Создание дидактической игры с использованием платформы для доски SMART Board.
4. Создание интерактивной игры «Четвертый лишний» в программе подготовки презентаций Power Point.
5. Создание дидактической игры-соревнования с использованием любой платформы для SMART Board.
6. Разработка памятки для педагогов на тему «Применение интерактивных игр в образовательном процессе».
Использование онлайн-досок способствует организации групповой работы студентов (Linoit, Miro, Padlet, LiveBoard, RealTimeBoard, Stormboard, Whiteboard Fox). Это позволяет студентам работать совместно, обсуждать задания и делиться идеями, а также дает преподавателю возможность контролировать процесс выполнения заданий и при необходимости вносить коррективы. Использование онлайн-досок может повысить мотивацию студентов, так как позволяет им участвовать в активной и интересной форме работы. Однако отмечается, что использование он-лайн-досок требует от преподавателя определенной подготовки и навыков работы с ними, а также умения адаптировать традиционные учебные материалы под формат онлайн-доски. В целом они считают, что использование онлайн-досок является перспективным направлением в обучении иностранным языкам и может значительно улучшить качество учебного процесса [30].
О.В. Фрик анализирует технологию работы с он-лайн-доской Padlet. Доска используется для разных форм работы и образовательных целей: кейс-стади, актуализация материала, мозговой штурм, совместный конспект, сбор аргументов, консультации, внеаудиторные занятия и т.д. [31].
В преподавании в системе смешанного обучения, наряду с инструментами Google, используется доска Jamboard. Она повышает удобство построения групповой работы в смешанных группах и, исходя из студенческого опроса, делает занятие более интерактивными [32].
В целом, говоря об инструментах интерактивности (в частности, об онлайн-досках), можно отметить, что ключевыми факторами вовлеченности становятся инструменты визуализации и возможности командной работы.
ЦИ разработки образовательного контента позволяют сделать занятия более интерактивными, вовлекающими, индивидуализированными. Они могут повысить мотивацию к обучению, а также сделать процесс передачи знаний более эффективным. В основном под такими ЦИ понимаются сервисы создания презентаций и других наглядных форм.
О.Ю. Муллер использует ЦИ для разработки образовательного контента в инклюзивном образовании в вузе (Google Презентации, Canva, LearningApps,
Wordwall, Mindomo). Цифровые инструменты могут расширить возможности инклюзивного образования, предоставляя студентам с ограниченными возможностями здоровья доступ к образовательным ресурсам и поддержку в процессе обучения. Однако для успешного использования ЦИ в инклюзивном образовании необходимо учитывать специфические потребности студентов, разрабатывать специальные методики и создавать адаптивную среду обучения. Кроме того отмечается, что применение ЦИ требует от преподавателей и вузов определенной технической и методической подготовки, а также готовности к непрерывному совершенствованию и адаптации образовательных программ [33].
Мультимедийные презентации (МП) - одна из форм предоставления образовательной информации. Они отличаются от стандартной презентации тем, что включают в себя комбинации различных элементов, таких как видео, аудио, 3D-модели, рисунки, фотографии, текст, анимация и навигация. Мультимедийные презентации могут быть полезны для тренировки студентов на экзамене, особенно в рамках обучения иностранному языку в неязыковом вузе, а также для отработки заданий с использованием наглядных материалов. Они позволяют создавать и прорабатывать учебные задания даже без доступа к Интернету, а при использовании интерактивной доски - с легкостью работать с большим количеством студентов [34].
Наряду с инструментами презентаций в области создания контента применяются еще и быстрые опросы, такие как Mentimeter и Kahoot, которые показывают мгновенную статистику ответов в аудитории, что тоже можно отнести к формированию контента. Это позволяет повысить вовлеченность студентов в образовательный процесс. Наиболее часто используемые учителями ресурсы являются наиболее популярными и удобными в использовании и интуитивно понятными (PowerPoint, Google Forms или Google Classroom) [35].
Использование различных видов инфографики в учебном процессе способствует улучшению запоминания информации студентами, повышает их интерес к предмету и активное участие в образовательном процессе. Исследования подтверждают, что это развивает критическое и аналитическое мышление у студентов, а также способствует генерации собственных идей и проектов [36].
Как показывает анализ литературы, ЦИ создания контента могут влиять на такие факторы, как мотивация и вовлеченность студентов, оптимизация работы преподавателя, визуализация предметных материалов, развитие аналитического мышления.
Формирование мягких навыков происходит в ходе освоения курса или дисциплины в определенных организационно-педагогических условиях. К этим навыкам относится, например, умение сотрудничать и решать проблемы в коллективе, мыслить критически, управлять своим временем - все это позволяет нынешним студентам адаптироваться к профессиональной деятельности в будущем [37].
Использование ЦИ Online Test Pad и Mindmeister является эффективным способом решения проблемы
развития критического мышления у будущих учителей и юристов. Эти ЦИ доступны и просты в использовании. Они предоставляют возможность создавать образовательные ресурсы без специальных знаний языков программирования. Использование Online Test Pad для создания тестовых заданий и логических задач позволило студентам закрепить полученные знания, проверить свои практические навыки, развить критическое мышление. Mindmeister - ЦИ, помогающий отображать информацию в графическом формате, оказался хорошим выбором для мозгового штурма в реальном времени [38].
В статье Н.В. Пыхиной обсуждаются ЦИ, которые могут помочь студентам улучшить свои коммуникативные навыки, критическое мышление, решение проблем и другие важные навыки для успешной карьеры в IT-индустрии. Использовался ЦИ Quizlet для сохранения словарного запаса при выполнении различных интерактивных упражнений, включая игровые, а также MindMeister для самостоятельного изучения английского языка.
Создание интеллект-карт на его основе помогает студентам развить логическое мышление и научиться принимать индивидуальные решения. Автор статьи пришел к выводу, что использование онлайн-ресурсов и английского языка является эффективным способом развития мягких навыков студентов IT-направлений. Однако для достижения максимальных результатов необходимо комбинировать различные методы обучения и оценивать результаты студентов в процессе обучения [39].
Эксперты полагают, что коммуникация является важнейшей частью в развитии мягких навыков, поэтому наряду с LMS и видео-конференц-связью [40] используются мессенджеры [41].
Для развития креативности студентов инженерных специальностей используется Moodle в качестве платформы для разработки системы заданий, таких как закончить предложение, спрогнозировать концовку истории, понять, о чем будет текст, и т.д. Было выявлено, что система заданий в LMS Moodle действительно способствует развитию креативности [42].
С помощью Moodle реализуется смешанное обучение, способствующее адаптации студентов. Из проведенных в АГМУ исследований следует, что смешанное обучение, включая цифровое онлайн-общение, положительно влияет не только на взаимодействие между студентами и преподавателями, но и на их взаимодействие друг с другом. Полученные данные указывают на то, что смешанное обучение способствует появлению внутренней мотивации у студентов, особенно когда оно адаптируется к их индивидуальным особенностям, уровню знаний и темпу обучения. этом случае студенты получают удовольствие от учебного процесса, уверенность в себе и проявляют активность в обучении [43].
Как показали исследования, внедрение и грамотное использование ЦИ может оказывать позитивное влияние на умение выстраивать коммуникацию, развитие критического мышления, способности к самооцениванию и креативность.
Проектная работа - многоуровневый и сложный в организации процесс в условиях смешанного обучения. Для построения подобной работы требуется комплекс ЦИ для различных этапов, таких как целе-полагание, коммуникация, сбор информации, презентация и т.д.
В исследовании А.А. Белолобовой описан опыт проектной работы обучающихся в цифровой среде с помощью ЦИ (Tilda, WordPress, Wix.com). Раздаточный материал располагается в Google Документах или социальных сетях (где, в том числе, организована работа участников проекта), средой групповой работы служат инструменты совместного доступа (Jamboard, Google Документы, Miro). Все участники успешно завершили задания, достигнув хороших результатов. Рефлексивное исследование, проведенное после завершения проекта, выявило, что каждый участник чувствовал себя комфортно, работая в цифровом пространстве. Кроме того, участники отметили, что они приобрели навыки в работе с цифровыми технологиями [44].
Используя смешанные образовательные технологии, В.В. Малиатаки и соавт. смогли создать комплексный процесс проектной работы студентов, поощряющий развитие их самостоятельности в планировании, организации и контроле учебной деятельности. Использование смешанных образовательных технологий в учебном процессе позволяет значительно расширить методы и формы организации самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности студентов, эффективно дополняя традиционные методы обучения. Интерактивные методы, внедренные в среде смешанного обучения, способствуют формированию у студентов не только знаний в изучаемых областях, но и эмоционально-ценностного отношения к ним, а также развитию навыков применения полученных знаний и умений в нестандартных ситуациях, что соответствует требованиям компетентностного подхода в образовании [45].
Выстраивание проектной работы в смешанном обучении возможно, однако требует развитой ИКТ-компетентности как от преподавателя, так и от студентов.
Обратная связь и оценивание являются одними из наиболее мощных характеристик влияния на обучение и достижения, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Эффективная обратная связь, как показывают исследования, должна отвечать на три основных вопроса, которые задает учитель и (или) ученик: куда я иду? (Какие цели?), как я иду? (Какой прогресс достигается на пути к цели?) и куда двигаться дальше? (Какие действия необходимо предпринять, чтобы добиться большего прогресса?). Оцениванием можно считать деятельность, которая предоставляет учителям и (или) обучающимся информацию, касающуюся одного или нескольких из трех вопросов обратной связи [46].
Moodle позволяет не только создавать онлайн-курсы и проектировать различные формы активности, но и оценивать результаты работы студентов [47]. Л.Н. Полунина рассматривает инструменты Moodle для оценивания, в частности тестирование для асинхронного оценивания, семинары и форумы для самооценивания, синхронные цифровые инструменты для
итогового оценивания. Для эффективного использования ЦИ оценивания в онлайн-обучении рекомендуется диагностические инструменты Moodle [48].
Инструменты коммуникации, которые мы обсуждали выше, спосбствуют не только выстраиванию дискуссий, но и оцениванию. Для этой возможности требуется дать больший вес онлайн-обсуждениям при выставлении итоговой оценки за курс и включить несколько экзаменационных вопросов, отражающих обсуждаемые темы. Это может увеличить участие студентов в онлайн-дискуссиях, включая их ответы на дополнительные вопросы от преподавателей [49].
В исследовании Л. Милтениене и соавт. рассматриваются вопросы самооценивания студентов с помощью инструментария Moodle (Innovative teacher education through personalised learning). Помимо Moodle, авторы рассматривают листы самооценки и таблицы, способствующие рефлексии студентов в условиях цифрового образования. По мнению исследователей, подобные технологии способствуют развитию персонализированного образования [50].
Цифровая система оценивания и обратной связи (DAFS) - это система оценивания, в которой обучающийся занимает активную роль. Оценивание происходит с помощью макета DAFS и сценария - они позволяют преподавателю сотрудничать со студентами в ходе оценивания. В результате анализа данных было выявлено, преподаватели готовы использовать DAFS, что может способствовать поиску педагогических стратегий по повышению активности студентов [51].
Добавление тестов и заданий на виртуальную доску помогает систематизировать проверку знаний студентов, что ускоряет процесс контроля и оценки успеваемости [52. С. 52].
М.С. Досковская и Е.Л. Шнейдман рассматривают лингводидактический текст в качестве метода оценивания студентов. Такие тесты являются относительно объективными и компактными, что снижает время, затрачиваемое на проверку, и позволяет проводить массовый контроль более эффективно. Также стандартизация процедуры и анализ результатов способствуют более системному подходу к контролю [53].
Электронное портфолио - аутентичная технология, позволяющая проводить оценивание. Для создания порт-фолио студенты должны уметь работать с информацией, а также должны обладать специфичными умениями из ИКТ-области, как, например, создание сайтов в конструкторах. Электронное портфолио позволяет изменить методы и процессы оценивания в образовательном процессе. Оно открывает возможность для преподавателей создавать новые учебные задания, а также изменять систему оценивания студентов. Оценочные листы могут быть использованы как для внешнего оценивания, проводимого преподавателем или другими студентами, так и для самооценки студентами. Электронное портфолио предоставляет новые инструменты для более гибкого и индивидуального подхода к оцениванию знаний и навыков студентов [54].
В других исследованиях электронное портфолио может выступать частью проектной работы, однако оказывается одним их ключевых способов оценивания.
Оно получило положительные отзывы со стороны обучающихся и было чрезвычайно полезным инструментом для мониторинга и коррекции учебной деятельности при создании проектных продуктов [55].
Исследования, посвящённые оцениванию в рамках смешанного обучения, показывают важность этой процедуры для преподавателей и студентов. Зафиксирована вариативность построения системы оценивания в виртуальной среде в зависимости от форм деятельности студентов и от требований и потребностей преподавателя.
Данные барьеры встречались в метаанализе и преодолевались с применением ЦИ с учетом особенностей смешанного обучения. Список не является исчерпывающим.
Можно сделать вывод, что преподаватель, оценивая потенциал конкретного ЦИ для своего предмета и для отдельной группы обучающихся, должен обеспечить максимальную эффективность применения этого инструмента, трансформируя для смешанного обучения. Использование ЦИ в представляемом педагогическом опыте сопровождается особой организацией образовательного процесса, с трансформацией форм, методов и приемов различных образовательных этапов. Таким образом, недостаточно знать, какой ЦИ обеспечивает реализацию смешанного обучения, недостаточно владеть этим инструментом, но нужно обладать
В результате метаанализа литературы рассматриваемые ЦИ систематизированы, исходя из тех барьеров, сложностей, которые они решают в условиях смешанного обучения.
Данные барьеры были выявлены исходя из анализа литературы.
Результаты систематизации отображены в таблице, где продемонстрированы доступные на данный момент цифровые инструменты преподавателей, представленные в рассмотренных статьях.
педагогическим навыком интегрировать его в образовательный процесс.
Полученные результаты исследования послужат основой для разработки методических рекомендаций по выбору и использованию ЦИ в образовательном процессе, что может способствовать повышению эффективности смешанного обучения и развитию инновационных подходов в преподавательской практике.
В перспективе систематизация, полученная в этом исследовании, может быть расширена с учетом анализа и рассмотрения отечественных ЦИ, в том числе искусственного интеллекта, УЯ/АЯ и т.д. Данные могут использоваться для разработки методических рекомендаций для преподавателей по выбору ЦИ с учетом возникающих препятствий в смешанном обучении.
Цифровые инструменты преподавателя
Барьер в смешанном обучении Инструменты
Развитие предметных навыков Quizlet, LearningApps, Youtube, Plickers, Google (поиск, документы, формы), QR-code Generator, Vkontakte, Excel, VR, AR, Moodle-задания
Организация интерактивности Miro, Wordwall, SMART Board, Linoit, LiveBoard, RealTimeBoard, Stormboard, Whiteboard Fox, Jamboard, Google (документы)
Разработка образовательного контента Google Презентации, LearningApps, Wordwall, Mindomo, Google Forms, Google Classroom, Мультимедийные презентации на основе PowerPoint
Развитие мягких навыков MindMeister, Moodle-задания, Moodle-форумы, видеоконференцсвязь, мессенджеры
Организация проектной работы Tilda, WordPress, Wix.com, Jamboard, Google Документы, Miro
Оценивание Moodle-тесты и форумы, электронное портфолио, виртуальная доска
Список источников
1. Косаговская И.И., Волчкова Е.В., Мадьянова В.В., Белая О.Ф. Вызовы и возможности модели смешанного обучения в системе медицинского образования // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2021. Т. 10, № 2. С. 87-98.
2. Алипханова Ф.Н., Квитковская А.А. Смешанное обучение в современном вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-1. С. 12-15.
3. Исаева М.А., Мамалова Х.Э., Коркмазов А.В. Внедрение смешанного обучения в работу современного вуза // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99). С. 55-57.
4. Афзалова А.Н. Смешанное обучение в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-1. С. 32-34.
5. Гвоздева А.В. Теоретико-дидактические основы смешанного обучения в вузе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 4 (56). С 207-213.
6. Шакирова А.А. Цифровые инструменты в преподавании курсов иностранного языка в вузе // Казанский лингвистический журнал. 2022. № 5 (2). С. 257-269.
7. Алтухова О.Н., Дьякова Н.С. Формирование у студентов экономического профиля компетенций в области применения цифровых технологий (на примере изучения дисциплины «Культура речи и деловое общение») // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 9 (172). С. 61-65.
8. Abid H., Mohd J., Mohd A.Q., Rajiv S. Understanding the role of digital technologies in education: A review // Sustainable Operations and Computers. 2022. Vol. 3. P. 275-285.
9. Abdulrahaman M.D., Faruk N., Oloyede A.A., Surajudeen-Bakinde N.T, Olawoyin L.A., Mejabi O.V., Imam-Fulani Y.O., Fahm A.O., Azeez A.L. Multimedia tools in the teaching and learning processes: A systematic review // Heliyon. 2020. Vol. 6, Is. 11. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7644889/ (дата обращения: 01.12.2023).
10. Паршина Л.Г., Карпушина Л.П. Возможности цифровых технологий в подготовке будущих педагогов-музыкантов // Гуманитарные науки и образование. 2023. Т. 14, № 2 (54). С. 70-74.
11. Метелькова Л.А., Хрисанова Е.Г., Фролова Е.В. Использование цифровых инструментов в иноязычной подготовке обучающихся // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3 (146). С. 142-149.
12. Захарова О.О. Применение цифровых инструментов в организации проектно-ориентированного обучения английскому языку будущих инженеров // Информационные технологии в науке, управлении и образовании: междисциплинарный подход и тенденции развития : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., Димитровград, 12 ноября 2021 года. Димитровград, 2021. С. 153-160.
13. Udugama I.A., Atkins M., Bayer C., Carson J., Dikicioglu D., Gernaey K.V., Glassey J., Taylor M., Young B.R. Digital tools in chemical engineering education: The needs and the desires // Education for Chemical Engineers. 2023. № 44. P. 63-70.
14. Marks B., Thomas J. Adoption of virtual reality technology in higher education: An evaluation of five teaching semesters in a purpose-designed laboratory // Education and Information Technologies. 2022. № 27. P. 1287-1305.
15. Дюличева Ю.Ю. О применении технологии дополненной реальности в процессе обучения математике и физике // Открытое образование. 2020. № 24 (3). С. 44-55.
16. Кандрашкина О.О., Ревина Е.В. Инструменты системы MOODLE для обучения иностранному языку на очно-заочном отделении // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023. № 20 (1). С. 47-58.
17. Пелих О.В., Малиатаки В.В., Пелих В.В. Инструменты современного преподавателя: использование игр в электронных учебных курсах MOODLE // Гуманитарные науки. 2023. № 2 (62). С. 49-54.
18. Зонова О.Е., Филипова Н.А. Возможности онлайн-среды для обучения студентов написанию аннотаций // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-1. С. 144-147.
19. Калашникова С.В., Пестова Е.В. Использование электронного курса «Иностранный язык» в системе MOODLE при дистанционном обучении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. № 8. С. 848-854.
20. Khudolei N.V. LMS MOODLE tools to form and develop grammar skills when teaching a foreign language at non-linguistic higher education institution // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2023. № 1. P. 104-119.
21. Чикина Т.Е., Коларькова О.Г. Цифровые технологии в процессе обучения математике // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. № 1. С. 42-57.
22. Qais A.M., Vikas R.N., Raza H., Muhammad M., Karan A.J. Digiral education using free and open source tools to enhance collaborative learning // International E-Journal of Advances in Education. 2019. № 3. P. 50-57.
23. Gregory S., Bannister-Tyrrell M. Digital learner presence and online teaching tools: higher cognitive requirements of online learners for effective learning. // RPTEL. 2017. № 18. doi: 10.1186/s41039-017-0059-3 (дата обращения: 01.12.2023).
24. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Исследование потенциала применения видеоконференцсвязи в дистанционной форме обучения в высшей школе // Казанский педагогический журнал. 2022. № 2. С. 76-83.
25. Махмутходжаева Л.С. Онлайн образование и цифровые средства обучения в вузах Узбекистана // Открытое образование. 2021. № 3. С. 46-61.
26. Боронилова И.Г., Шабаева Г.Ф. Подготовка педагога электронного обучения в дошкольной образовательной организации в условиях технологии цифрового образования вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 21. С. 44-47.
27. Толмачева Н.С., Быданцева А.Н. Использование интерактивных онлайн-досок при обучении иностранному языку: из опыта работы // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2022. № 2 (56). С. 49-56.
28. Астапенко Е.В., Бедарева А.В. Дидактические возможности виртуальной доски Miro и образовательного ресурса Wordwall для организации работы студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. № 1. С. 7-24.
29. Логинова М.С. Использование доски Miro при обучении русскому языку как иностранному (на примере изучения темы «Продукты») // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2021. № 200. С. 77-86.
30. Глотова А.В. Онлайн-доска как средство организации групповой работы студентов на занятиях по иностранному языку в вузе в условиях электронного обучения // Открытое образование. 2020. № 4. С. 56-66.
31. Фрик О.В. О дидактических возможностях использования виртуальной доски Padlet в образовательном процессе вуза // Вестник СИБИТа. 2020. № 1 (33). С. 15-19.
32. Bunakova T. Гибридное обучение в преподавании иностранного языка в МГИМО МИД России (Hybrid Learning Classes of English at MGIMO University) // SSRN. 2020. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3737771 (дата обращения: 22.01.2024).
33. Муллер О.Ю. Применение цифровых технологий в инклюзивном образовании в условиях вуза // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2022. № 65. С. 100-110.
34. Оскольская И.А. Современные методики преподавания иностранного языка в неязыковом вузе: презентации в обучении // Современное педагогическое образование. 2021. № 4. С. 155-161.
35. Antón-Sancho Á., Vergara D., Lamas-Álvarez V.E., Fernández-Arias P. Digital Content Creation Tools: American University Teachers' Perception. // Applied Sciences. 2021 № 11 (24). Art. № 11649. doi: 10.3390/app112411649
36. Широколобова А.Г., Ларионова Ю.С., Чистякова Г.В. Инфографика как цифровая образовательная технология для реализации электронного обучения в вузе (на примере авторского электронного курса «Латинский язык для стоматологов») в LMS Moodle // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. № 9. С. 910-917.
37. Заславская О.В., Малафий А.С. Формирование «мягких навыков» в образовательном процессе вуза как фактор развития конкурентоспособности молодого специалиста // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 115-126.
38. Meirbekov A., Maslova I. Digital education tools for critical thinking development // Thinking Skills and Creativity. 2022. № 44. doi: 10.1016/j.tsc.2022.101023
39. Пыхина Н.В. Развитие soft skills студентов ИТ-направлений средствами английского языка на основе онлайн-ресурсов // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 4 (130). URL: https://research-journal.org/archive/4-130-2023-april/10.23670/IRJ.2023.130.106 (дата обращения: 23.01.2024).
40. Volkov A., Rishko Y., Kostyukhin Y., Sidorova E., Boboshko D., Savinova D., Ershova V. Using Digital Tools to Teach Soft Skill-Oriented Subjects to University Students during the COVID-19 Pandemic // Education Sciences. 2022. № 12. Art. № 335. doi: 10.3390/educsci12050335
41. Romanenko, Y., Solodovnikova E., Maksimenko N. Microlearning as a new method of teaching soft skills to university students // Frontiers in Education. 2023. № 8. doi: 10.3389/feduc.2023.1177516
42. Овинова Л.Н., Шрайбер Е.Г., Маркусь А.М. Технология развития креативности будущих инженеров с использованием Moodle // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2023. № 1. С. 67-81.
43. Трухачева Н.В., Гусева А.В., Пупырев Н.П., Кудрикова Л.Е., Лескова С.С, Грибова Г.В. Влияние смешанного обучения на процессы адаптации иностранных студентов // Педагогика и просвещение. 2023. № 2. С. 156-170.
44. Белолобова А. А. Сетевая проектная деятельность и цифровые инструменты для её реализации // Открытое образование. 2020. № 24 (4). С. 22-31.
45. Малиатаки В.В., Киричек К.А., Вендина А.А. Дистанционные образовательные технологии как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов // Открытое образование. 2020. № 24 (3). С. 56-66.
46. Hattie J., Timperley H. The Power of Feedback // Review of Educational Research. 2007. № 77 (1). P. 81-112.
47. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетеность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. № 22 (3). С. 61-73.
48. Полунина Л.Н. Цифровые инструменты оценивания в онлайн обучении на уровне высшего образования // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) : электронный научный журнал. 2021. № 12. URL: http://www.emissia.org/offline/2021/3010.htm (дата обращения: 23.01.2024).
49. Tin-Chun L. Can online discussions benefit students' learning in online courses? Evidence From teaching introduction to microeconomics // E-Learning and Digital Media. 2023. doi: 10.1177/20427530231170765
50. Alisauskiene S., Kaminskiene L., Milteniene L., Meliene R., Kazlauskiene A., Rutkiene A., Venslovaite V., Kontrimiene S., Siriakoviene A. Innovative teacher education through personalized learning // Conference: 13th annual International Conference of Education, Research and Innovation. 2020. P. 2944-2952.
51. Casanova D., Graham A., Isabel H. Giving away some of their powers! Towards learner agency in digital assessment and feedback // Research and Practice in Technology Enhanced Learning volume. 2021. № 16. Art. № 16. doi: 10.1186/s41039-021-00168-6
52. Горовенко Л.А. Алексанян Г.А. Анализ дидактических возможностей использования в образовательном процессе инструментария стабильности доски RealTimeBoard // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. 2019. № 2 (241). С. 47-52.
53. Досковская М.С., Шнейдман Е.Л. Эффективность лингводидактического теста как инструмента контроля и оценивания грамматических навыков // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-1. С. 131-133.
54. Алексеева О.В. Е-портфолио как инструмент оценивания учебных достижений бакалавров педагогики // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 84-86.
55. Титова С.В. Оценивание проектных заданий в предметно-языковом интегрированном курсе: этапы, формы, онлайн-инструменты // Высшее образование в России. 2022. № 2. С. 94-106.
References
1. Kosagovskaya, I.I. et al. (2021) Vyzovy i vozmozhnosti modeli smeshannogo obucheniya v sisteme meditsinskogo obrazovaniya [Challenges and opportunities of the blended learning model in the medical education system]. Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie. 10 (2). pp. 87-98.
2. Alipkhanova, F.N. & Kvitkovskaya, A.A. (2023) Smeshannoe obuchenie v sovremennom vuze [Blended learning in a modern university]. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 79-1. pp. 12-15.
3. Isaeva, M.A., Mamalova, Kh.E. & Korkmazov, A.V. (2023) Vnedrenie smeshannogo obucheniya v rabotu sovremennogo vuza [Introduction of blended learning into the work of a modern university]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2 (99). pp. 55-57.
4. Afzalova, A.N. (2021) Smeshannoe obuchenie v vuze [Blended learning at a university]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 73-1. pp. 32-34.
5. Gvozdeva, A.V. (2020) Teoretiko-didakticheskie osnovy smeshannogo obucheniya v vuze [Theoretical and didactic foundations of blended learning at a university]. Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnalKurskogo gosudarstvennogo universiteta. 4 (56). pp. 207-213.
6. Shakirova, A.A. (2022) Tsifrovye instrumenty v prepodavanii kursov inostrannogo yazyka v vuze [Digital tools in teaching foreign language courses at a university]. Kazanskiy lingvisticheskiy zhurnal. 5 (2). pp. 257-269.
7. Altukhova, O.N. & D'yakova, N.S. (2022) Formirovanie u studentov ekonomicheskogo profilya kompetentsiy v oblasti primeneniya tsifrovykh tekhnologiy (na primere izucheniya distsipliny "Kul'tura rechi i delovoe obshchenie") [Formation of competencies among economic students in the field of application of digital technologies (using the example of studying the discipline "Culture of Speech and Business Communication")]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. pp. 61-65.
8. Abid, H. et al. (2022) Understanding the role of digital technologies in education: A review. Sustainable Operations and Computers. 3. pp. 275-285.
9. Abdulrahaman, M.D. et al. (2020) Multimedia tools in the teaching and learning processes: A systematic review. Heliyon. 6 (11). [Online] Available from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7644889/ (Accessed: 01.12.2023).
10. Parshina, L.E. & Karpushina, L.P. (2023) Vozmozhnosti tsifrovykh tekhnologiy v podgotovke budushchikh pedagogov-muzykantov [Possibilities of digital technologies in the preparation of future music teachers]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 14:2 (54). pp. 70-74.
11. Metel'kova, L.A., Khrisanova, E.G. & Frolova, E.V. (2021) Ispol'zovanie tsifrovykh instrumentov v inoyazychnoy podgotovke obuchayushchikhsya [The use of digital tools in foreign language training for students]. Kazanskiypedagogicheskiyzhurnal. 3 (146). pp. 142-149.
12. Zakharova, O.O. (2021) [The use of digital tools in organizing project-oriented English language training for future engineers]. Informatsionnye tekhnologii v nauke, upravlenii i obrazovanii: mezhdistsiplinarnyy podkhod i tendentsii razvitiya [Information technologies in science, management and education]. Conference Proceedings. Dimitrovgrad. 12 November 2021. pp. 153-160. (In Russian).
13. Udugama, I.A. et al. (2023) Digital tools in chemical engineering education: The needs and the desires. Education for Chemical Engineers. 44. pp. 63-70.
14. Marks, B. & Thomas, J. (2022) Adoption of virtual reality technology in higher education: An evaluation of five teaching semesters in a purpose-designed laboratory. Education and Information Technologies. 27. pp. 1287-1305.
15. Dyulicheva, Yu.Yu. (2020) O primenenii tekhnologii dopolnennoy real'nosti v protsesse obucheniya matematike i fizike [On the use of augmented reality technology in teaching mathematics and physics]. Otkrytoe obrazovanie. 24 (3). pp. 44-55.
16. Kandrashkina, O.O. & Revina, E.V. (2023) Instrumenty sistemy MOODLE dlya obucheniya inostrannomu yazyku na ochno-zaochnom otdelenii [Tools of the MOODLE system for teaching a foreign language at part-time courses]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 20 (1). pp. 47-58.
17. Pelikh, O.V., Maliataki, V.V. & Pelikh, V.V. (2023) Instrumenty sovremennogo prepodavatelya: ispol'zovanie igr v elektronnykh uchebnykh kursakh MOODLE [Tools of a modern teacher: the use of games in MOODLE electronic training courses]. Gumanitarnye nauki. 2 (62). pp. 49-54.
18. Zonova, O.E. & Filipova, N.A. (2023) Vozmozhnosti onlayn-sredy dlya obucheniya studentov napisaniyu annotatsiy [Possibilities of an online environment for teaching students how to write abstracts]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 78-1. pp. 144-147.
19. Kalashnikova, S.V. & Pestova, E.V. (2023) Ispol'zovanie elektronnogo kursa "Inostrannyy yazyk" v sisteme MOODLE pri distantsionnom obuchenii sotrudnikov organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii [Using the electronic course "Foreign Language" in the MOODLE system for distance learning for employees of internal affairs bodies of the Russian Federation]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 8. pp. 848-854.
20. Khudolei, N.V. (2023) LMS MOODLE tools to form and develop grammar skills when teaching a foreign language at non-linguistic higher education institution. Vestnik RUDN. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya. 1. pp. 104-119.
21. Chikina, T.E. & Kolar'kova, O.G. (2023) Tsifrovye tekhnologii v protsesse obucheniya matematike [Digital technologies in teaching mathematics]. Russian Journal of Education and Psychology. 1. pp. 42-57.
22. Qais, A.M. et al. (2019) Digiral education using free and open source tools to enhance collaborative learning. International E-Journal of Advances in Education. 3. pp. 50-57.
23. Gregory, S. & Bannister-Tyrrell, M. (2017) Digital learner presence and online teaching tools: higher cognitive requirements of online learners for effective learning. RPTEL. 18. doi: 10.1186/s41039-017-0059-3 (Accessed: 01.12.2023).
24. Kruchinin, M.V. & Kruchinina, G.A. (2022) Issledovanie potentsiala primeneniya videokonferentssvyazi v distantsionnoy forme obucheniya v vysshey shkole [Study of the potential of using videoconferencing in distance learning in higher education]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2. pp. 76-83.
25. Makhmutkhodzhaeva, L.S. (2021) Onlayn obrazovanie i tsifrovye sredstva obucheniya v vuzakh Uzbekistana [Online education and digital learning tools in universities of Uzbekistan]. Otkrytoe obrazovanie. 3. pp. 46-61.
26. Boronilova, I.G. & Shabaeva, G.F. (2021) Podgotovka pedagoga elektronnogo obucheniya v doshkol'noy obrazovatel'noy organizatsii v usloviyakh tekhnologii tsifrovogo obrazovaniya vuza [Training of an e-learning teacher in a preschool educational organization in the conditions of digital education technology at a university]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 21. pp. 44-47.
27. Tolmacheva, N.S. & Bydantseva, A.N. (2022) Ispol'zovanie interaktivnykh onlayn-dosok pri obuchenii inostrannomu yazyku: iz opyta raboty [The use of interactive online whiteboards in teaching a foreign language: from work experience]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspekt. 2 (56). pp. 49-56.
28. Astapenko, E.V. & Bedareva, A.V. (2021) Didakticheskie vozmozhnosti virtual'noy doski Miro i obrazovatel'nogo resursa Wordwall dlya organizatsii raboty studentov v protsesse izucheniya inostrannogo yazyka v vuze [Didactic capabilities of the Miro virtual board and the educational resource Wordwall for organizing students' work on learning a foreign language at a university]. Russian Journal of Education and Psychology. 1. pp. 7-24.
29. Loginova, M.S. (2021) Ispol'zovanie doski Miro pri obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu (na primere izucheniya temy "Produkty") [Using the Miro board in teaching Russian as a foreign language (using the example of studying the topic "Products")]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. 200. pp. 77-86.
30. Glotova, A.V. (2020) Onlayn-doska kak sredstvo organizatsii gruppovoy raboty studentov na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku v vuze v usloviyakh elektronnogo obucheniya [Online board as a means of organizing group work of students in foreign language classes at a university in the conditions of e-learning]. Otkrytoe obrazovanie. 4. pp. 56-66.
31. Frik, O.V. (2020) O didakticheskikh vozmozhnostyakh ispol'zovaniya virtual'noy doski Padlet v obrazovatel'nom protsesse vuza [On the didactic possibilities of using the Padlet virtual board in the educational process of a university]. Vestnik SIBITa. 1 (33). pp. 15-19.
32. Bunakova, T. (2020) Gibridnoe obuchenie v prepodavanii inostrannogo yazyka v MGIMO MID Rossii [Hybrid Learning Classes of English at MGIMO University]. SSRN. [Online] Available from: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3737771 (Accessed: 22.01.2024).
33. Muller, O.Yu. (2022) Primenenie tsifrovykh tekhnologiy v inklyuzivnom obrazovanii v usloviyakh vuza [The use of digital technologies in inclusive education in a university setting]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya. 65. pp. 100-110.
34. Oskol'skaya, I.A. (2021) Sovremennye metodiki prepodavaniya inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze: prezentatsii v obuchenii [Modern methods of teaching a foreign language in a non-linguistic university: presentations in teaching]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 4. pp. 155-161.
35. Antón-Sancho, Á. et al. (2021) Digital Content Creation Tools: American University Teachers' Perception. Applied Sciences. 11 (24). Art. 11649. doi: 10.3390/app112411649
36. Shirokolobova, A.G., Larionova, Yu.S. & Chistyakova, G.V. (2023) Infografika kak tsifrovaya obrazovatel'naya tekhnologiya dlya realizatsii elektronnogo obucheniya v vuze (na primere avtorskogo elektronnogo kursa "Latinskiy yazyk dlya stomatologov") v LMS Moodle [Infographics as a digital educational technology for the implementation of e-learning at a university (using the example of the authorial electronic course "Latin for Dentists") in LMS Moodle]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 9. pp. 910-917.
37. Zaslavskaya, O.V. & Malafiy, A.S. (2021) Formirovanie "myagkikh navykov" v obrazovatel'nom protsesse vuza kak faktor razvitiya konkurentosposobnosti molodogo spetsialista [Formation of "soft skills" in the educational process of a university as a factor in the development of the competitiveness of a young specialist]. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 3 (51). pp. 115-126.
38. Meirbekov, A. & Maslova, I. (2022) Digital education tools for critical thinking development. Thinking Skills and Creativity. 44. doi: 10.1016/j.tsc.2022.101023
39. Pykhina, N.V. (2023) Razvitie soft skills studentov IT-napravleniy sredstvami angliyskogo yazyka na osnove onlayn-resursov [Development of soft skills of IT students using the English language based on online resources]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. 4 (130). [Online] Available from: https://research-journal.org/archive/4-130-2023-april/10.23670/IRJ.2023.130.106 (Accessed: 23.01.2024).
40. Volkov, A. et al. (2022) Using Digital Tools to Teach Soft Skill-Oriented Subjects to University Students during the COVID-19 Pandemic. Education Sciences. 12. Art. 335. doi: 10.3390/educsci12050335
41. Romanenko, Y., Solodovnikova, E. & Maksimenko, N. (2023) Microlearning as a new method of teaching soft skills to university students. Frontiers in Education. 8. doi: 10.3389/feduc.2023.1177516
42. Ovinova, L.N., Shrayber, E.G. & Markus', A.M. (2023) Tekhnologiya razvitiya kreativnosti budushchikh inzhenerov s ispol'zovaniem Moodle [Technology for developing the creativity of future engineers using Moodle]. Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 1. pp. 67-81.
43. Trukhacheva, N.V. et al. (2023) Vliyanie smeshannogo obucheniya na protsessy adaptatsii inostrannykh studentov [The influence of blended learning on foreign students' adaptation]. Pedagogika i prosveshchenie. 2. pp. 156-170.
44. Belolobova, A.A. (2020) Setevaya proektnaya deyatel'nost' i tsifrovye instrumenty dlya ee realizatsii [Network project activities and digital tools for its implementation]. Otkrytoe obrazovanie. 24 (4). pp. 22-31.
45. Maliataki, V.V., Kirichek, K.A. & Vendina, A.A. (2020) Distantsionnye obrazovatel'nye tekhnologii kak sovremennoe sredstvo realizatsii aktivnykh i interaktivnykh metodov obucheniya pri organizatsii samostoyatel'noy raboty studentov [Distance educational technologies as a modern means of implementing active and interactive teaching methods when organizing students' independent work]. Otkrytoe obrazovanie. 24 (3). pp. 56-66.
46. Hattie, J. & Timperley, H. (2007) The Power of Feedback. Review of Educational Research. 77 (1). pp. 81-112.
47. Kalimullina, O.V. & Trotsenko, I.V. (2018) Sovremennye tsifrovye obrazovatel'nye instrumenty i tsifrovaya kompetenost': analiz sushchestvuyushchikh problem i tendentsiy [Modern figures New educational tools and digital competence: analysis of existing problems and trends]. Otkrytoe obrazovanie. 22 (3). pp. 61-73.
48. Polunina, L.N. (2021) Tsifrovye instrumenty otsenivaniya v onlayn obuchenii na urovne vysshego obrazovaniya [Digital assessment tools in online learning at the higher education level]. Pis'ma v Emissiya.Offlayn (The Emissia.Offline Letters): elektronnyy nauchnyy zhurnal. 12. [Online] Available from: http://www.emissia.org/offline/2021/3010.htm (Accessed: 23.01.2024).
49. Tin-Chun, L. (2023) Can online discussions benefit students' learning in online courses? Evidence From teaching introduction to microeconomics. E-Learning and Digital Media. doi: 10.1177/20427530231170765
50. Alisauskiené, S. et al. (2020) Innovative teacher education through personalized learning. Conference: 13th annual International Conference of Education, Research and Innovation. pp. 2944-2952.
51. Casanova, D., Graham, A. & Isabel, H. (2021) Giving away some of their powers! Towards learner agency in digital assessment and feedback. Research and Practice in Technology Enhanced Learning. 16. Art. 16. doi: 10.1186/s41039-021-00168-6
52. Gorovenko, L.A. & Aleksanyan, G.A. ((2019)) Analiz didakticheskikh vozmozhnostey ispol'zovaniya v obrazovatel'nom protsesse instrumentariya stabil'nosti doski RealTimeBoard [Analysis of the didactic possibilities of using the RealTimeBoard stability tool in the educational process]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4: Estestvenno-matematicheskie i tekhnicheskie nauki. 2 (241). pp. 47-52.
53. Doskovskaya, M.S. & Shneydman, E.L. (2021) Effektivnost' lingvodidakticheskogo testa kak instrumenta kontrolya i otsenivaniya grammaticheskikh navykov [The effectiveness of the linguodidactic test as a tool for monitoring and assessing grammatical skills]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 73-1. pp. 131-133.
54. Alekseeva, O.V. (2016) E-portfolio kak instrument otsenivaniya uchebnykh dostizheniy bakalavrov pedagogiki [E-portfolio as a tool for assessing the educational achievements of bachelors of pedagogics]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 1. pp. 84-86.
55. Titova, S.V. (2022) Otsenivanie proektnykh zadaniy v predmetno-yazykovom integrirovannom kurse: etapy, formy, onlayn-instrumenty [Assessing project assignments in a subject-language integrated course: stages, forms, online tools]. Vysshee obrazovanie vRossii. 2. pp. 94-106.
Информация об авторах:
Савченко У.А. - специалист Межрегионального центра дополнительного профессионального образования и содействия занятости Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: matushenko_ua@ido .tsu.ru
Прокопенко Н.И. - специалист по учебно-методической работе Института дистанционного образования Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors:
U.A. Savchenko, specialist, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: matu-shenko_ua@ido .tsu.ru
N.I. Prokopenko, specialist, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 29.12.2023; одобрена после рецензирования 13.02.2024; принята к публикации 29.02.2024.
The article was submitted 29.12.2023; approved after reviewing 13.02.2024; accepted for publication 29.02.2024.