Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»
УДК 1.141.3
А. С. Лисица, Ю. В. Борисов Научный руководитель - И. И. Валишина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ВАЖНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО АСПЕКТА В МОДЕЛИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КОСМОСЕ
Рассмотрены важные аспекты человеческого сознания, необходимые для создания адекватной модели и дальнейшего ее использования в космических технологиях.
Искусственный интеллект, как модель человеческого сознания в настоящее время активно разрабатывается. В этом направлении ведутся сотни научных исследований. Искусственный интеллект призван решить многие задачи. Одной из таких задач может быть создание беспилотных космических кораблей. Для того чтобы они могли во внештатных ситуациях принимать обдуманное и верное решение, необходимо чтобы эта модель человеческого сознания была наиболее приближена к нашему сознанию.
Искусственный интеллект в наше время рассматривается с материалистической точки зрения. Считается, что интеллект - это биологическое скопление клеток - нейронов. Но к определению сознания существует много подходов. В своей работе мы будем придерживаться диалектической теории.
Сознание, с диалектической точки зрения, это невещественная часть бытия. В более узком смысле, человеческое сознание - это единство духа и души, субъективная действительность. Факт того, что сознание - это не просто скопление нейронов, что это более тонкий уровень бытия доказывает открытое К. Юнгом коллективное бессознательное. В диалек-
тике утверждается существование Разума, устроившего жизнь в соответствии с антропным принципом. Это означает, что Разум существует вне человека и моделирование только лишь структуры человеческого мозга не позволит искусственному интеллекту решать массу возлагаемых на него задач.
Процесс познания ребенка основан более на эмоциях и чувствах, нежели на получении «сухих» знаний. Ребенок с рождение воспринимает мир в образах и ощущениях, а не в наборе точных правил и представлений. Поэтому моделирование процесса познания только лишь посредством возможности обучения неверно.
Эмоциональный аспект в моделировании разума крайне важен. На концептуальном уровне в настоящее время именно наличие эмоций отделяет машины от людей. Этим определяются их различие в осознании мира и своего места в нем. Поэтому наиболее существенными сторонами в процессе познания мы считаем эмоции, ощущения и самосознание.
© Лисица А. С., Борисов Ю. В., 2012
УДК 1(075.8)
Н. И. Наумцев Научный руководитель - И. С. Лысенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
АНТИЭНТРОПИЙНЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОСМИЗМЕ П. А. ФЛОРЕНСКОГО
Рассматриваются антиэнтропийные процессы в философии космизма П.А. Флоренского.
Павел Александрович Флоренский, обладая сверхчеловеческими энциклопедическими знаниями, является выдающимся учёным XX столетия. Его - человека - богослова, философа, лингвиста, математика, физика, искусствоведа называют Леонардо да Винчи XX века. Развивая идею всеединства, о. Павел формулирует важнейшие положения об антиэнтропийных процессах в космосе.
Под антиэнтропийными процессами понимаются процессы, сопровождающиеся уменьшением энтропии. Отметим, что процесс есть совокупность длительных взаимосвязанных изменений. Энтропия - мера необратимого рассеяния энергии, мера хаоса. Если же рассматривать энтропию с социальной точки зрения, то мерой хаоса выступает ложь и беспорядок. Отметим, что анти-
энтропийные процессы проходят на всех уровнях организации материи: в живой и неживой природе, в обществе. Именно благодаря антиэнтропийным процессам создается упорядоченность, структурность, организованность социальных институтов общества.
Антиэнтропийный характер социальных институтов проявляется в их созидательной функции. Для П. А. Флоренского таким социальным институтом, который способен навести порядок в мире, способствовать установлению совершенства в обществе, является церковь. Он пишет, что церковь - это такое место, где «все... касается всех, и всякое богослужение есть богослужение общественное...».
Концепция построения совершенного общества разворачивается Флоренским в соответствии с прин-