Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»
УДК 1.141.3
А. С. Лисица, Ю. В. Борисов Научный руководитель - И. И. Валишина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ВАЖНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО АСПЕКТА В МОДЕЛИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КОСМОСЕ
Рассмотрены важные аспекты человеческого сознания, необходимые для создания адекватной модели и дальнейшего ее использования в космических технологиях.
Искусственный интеллект, как модель человеческого сознания в настоящее время активно разрабатывается. В этом направлении ведутся сотни научных исследований. Искусственный интеллект призван решить многие задачи. Одной из таких задач может быть создание беспилотных космических кораблей. Для того чтобы они могли во внештатных ситуациях принимать обдуманное и верное решение, необходимо чтобы эта модель человеческого сознания была наиболее приближена к нашему сознанию.
Искусственный интеллект в наше время рассматривается с материалистической точки зрения. Считается, что интеллект - это биологическое скопление клеток - нейронов. Но к определению сознания существует много подходов. В своей работе мы будем придерживаться диалектической теории.
Сознание, с диалектической точки зрения, это невещественная часть бытия. В более узком смысле, человеческое сознание - это единство духа и души, субъективная действительность. Факт того, что сознание - это не просто скопление нейронов, что это более тонкий уровень бытия доказывает открытое К. Юнгом коллективное бессознательное. В диалек-
тике утверждается существование Разума, устроившего жизнь в соответствии с антропным принципом. Это означает, что Разум существует вне человека и моделирование только лишь структуры человеческого мозга не позволит искусственному интеллекту решать массу возлагаемых на него задач.
Процесс познания ребенка основан более на эмоциях и чувствах, нежели на получении «сухих» знаний. Ребенок с рождение воспринимает мир в образах и ощущениях, а не в наборе точных правил и представлений. Поэтому моделирование процесса познания только лишь посредством возможности обучения неверно.
Эмоциональный аспект в моделировании разума крайне важен. На концептуальном уровне в настоящее время именно наличие эмоций отделяет машины от людей. Этим определяются их различие в осознании мира и своего места в нем. Поэтому наиболее существенными сторонами в процессе познания мы считаем эмоции, ощущения и самосознание.
© Лисица А. С., Борисов Ю. В., 2012
УДК 1(075.8)
Н. И. Наумцев Научный руководитель - И. С. Лысенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
АНТИЭНТРОПИЙНЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОСМИЗМЕ П. А. ФЛОРЕНСКОГО
Рассматриваются антиэнтропийные процессы в философии космизма П.А. Флоренского.
Павел Александрович Флоренский, обладая сверхчеловеческими энциклопедическими знаниями, является выдающимся учёным XX столетия. Его - человека - богослова, философа, лингвиста, математика, физика, искусствоведа называют Леонардо да Винчи XX века. Развивая идею всеединства, о. Павел формулирует важнейшие положения об антиэнтропийных процессах в космосе.
Под антиэнтропийными процессами понимаются процессы, сопровождающиеся уменьшением энтропии. Отметим, что процесс есть совокупность длительных взаимосвязанных изменений. Энтропия - мера необратимого рассеяния энергии, мера хаоса. Если же рассматривать энтропию с социальной точки зрения, то мерой хаоса выступает ложь и беспорядок. Отметим, что анти-
энтропийные процессы проходят на всех уровнях организации материи: в живой и неживой природе, в обществе. Именно благодаря антиэнтропийным процессам создается упорядоченность, структурность, организованность социальных институтов общества.
Антиэнтропийный характер социальных институтов проявляется в их созидательной функции. Для П. А. Флоренского таким социальным институтом, который способен навести порядок в мире, способствовать установлению совершенства в обществе, является церковь. Он пишет, что церковь - это такое место, где «все... касается всех, и всякое богослужение есть богослужение общественное...».
Концепция построения совершенного общества разворачивается Флоренским в соответствии с прин-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
ципами диалектики: принципом системности, всеобщей связи явлений, принципом единства мира, принципом развития. Ничто не теряет своей индивидуальности. Всё воспринимается как внутренне, органически связанное друг с другом, как внутренне-единое, внутренне-цельное, как много-единое существо. В этой связи П. А. Флоренский понимает свою жизненную задачу как проложение путей к будущему цельному мировоззрению.
По мнению Павла Александровича именно в православии воспроизводится космическая модель мира. Ещё античные философы рассматривали космос как источник красоты, гармонии, системности упорядоченности, высокоорганизованности. Космосу противостоит хаос. Именно в человеке борются силы космоса и хаоса. Человек предстаёт как микрокосмос и в тоже время в человеке заложены силы микрохаоса. И лишь через преодоление микрохаоса, заложенного в человеке, можно будет преодолеть макрохаос природы и общества. В этом смысле именно от спасения человека зависит спасение мира
Противостоять хаосу, беспорядку, лжи, социальной энтропии и тем самым способствовать установлению порядка единства и гармонии может только культура. Отметим, что подвижничество, геройство, самоотречение, следование духовным идеалам также способствует установлению совершенства в обществе. Флоренский придавал исключительное значение церкви в культуре. Культура определяется Флоренским как антиэнтропийный процесс. Важно отметить, что слово «Культура» происходит от слова «культ». Именно понятию «культ» как основе культуры П. А. Флоренский придаёт большое значение. Культ -не только система обрядов, но и определенное миросозерцание, вполне сводимое к христианскому миросозерцанию вообще... Фактически, как полагает П. А. Флоренский, жизнь должна определяться культом. «От колыбели и до могилы все состояния, все возрасты, все события жизни, все действия, все движения, все стремления, все слова, всё, даже малейшие и ничтожнейшие поступки должны быть культоцен-тричны, тяготея к своему центру, как всякая весомая частица влечётся к центру тяготения Солнечной системы», - пишет П. А. Флоренский. По его мнению, именно культом упорядочивается человеческое существование. Упорядочивание культом связывается с термином благодать. Культом жизнь благодатствует-ся, - поясняет Флоренский, - то есть движения её, дотоле порывистые, страстные, негармоничные -приходят в единство, своим многообразием не отрицая, но утверждая единство личности. Флоренский пишет: «Это значит, что каждое явление жизни совершается не само по себе, не как самостоятельное, но - в гармоническом отношении к другим» [1, с. 180]. Являясь представителем религиозного направ-
ления в русском космизме, Флоренский приходит таким образом к идее всеединства. В его философии культ есть проявление всеединства - единства всего и единство всех. Антиэнтропийные процессы образуют такую молекулу общества, которая сама индивидуальна и в которой индивиды, взаимно отражаясь друг в друге, только усиливают друг друга, только укрепляются друг другом.
Рассматривая культ в качестве духовной основы гармонии, упорядоченности и всеединства, Флоренский придаёт ему космическое значение. Богослужебный круг по Флоренскому является выражением космического всеединства, единства духовного и природного: всякий момент этого круга не только в себе и ради человека, но и простирается в космическую область, ее воспринимая в себя, и, восприняв, - освящает. Так, космическое всеединство выражается в расчленении церковного года четырьмя постами, которые соответствуют четырем временам года, которые в свою очередь соответствуют стихиям космологии. Так, рассуждая о празднике Благовещения, Флоренский пишет, что как в моменте весеннего равноденствия заключена, как бы в зерне, вся полнота космического года, так же в празднике Благовещения содержится, как в бутоне, вся полнота церковного года. Пытаясь понять, что есть единоначало, Флоренский обращается и к анализу русских икон. Для него иконопись есть «умозрение в красках». Вот что он пишет об иконе Софии Премудрости Божией, принадлежащей Третьяковской галерее: «Окружающие Софию небесные сферы, исполненные звёзд, - указание на космическую власть Софии, на её правление над всею вселенною, на её космократию» [2, с. 304]. София есть то, что пред-существует миру. София выступает символом космического всеединства и в то же время началом бытия.
Таким образом, Флоренский рассматривает космос как источник упорядоченности, которой противостоит сила хаоса. Церковь определяется как важнейший социальный институт, участвующий в антиэнтропийных процессах. Важнейшим антиэнтропийным процессом Флоренский считал культуру, являющейся основой космического всеединства, символом которого выступает София.
Библиографические ссылки
1. Флоренский П. А. Философия культа (опыт православной антроподицеи). М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 586 с.
2. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодеции. М. : АСТ, 2003. 640 с.
© Наумцев Н. И., 2012