Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
рованию Земли, включая разведку, системы ПРО, ГЛОНАСС и Метео). По мнению Б. Е. Чертока, космические перспективы России будут во многом определяться сроками создания нового тяжелого (вместо «Протона») и столь же надежного носителя. На это уйдет лет десять-двенадцать [3].
Решение задачи по восполнению видимого отставания России в области модернизации космической инфраструктуры и дальнейшего выхода на международный рынок с конкурентоспособными предложениями лежит в нескольких плоскостях [1]. В первую очередь при выделении финансирования необходимо принимать во внимание реальное состояние предприятий и их реальную способность разрабатывать и обеспечивать создание космических аппаратов в объявленные сроки. Такая гарантия может быть дана, только если предприятие обладает кадрами, имеющими опыт непрерывной реализации успешных проектов в этой конкретной области.
Вторая составляющая успеха - выход на масштабную кооперацию с ведущими зарубежными производителями космической техники. При этом следует отдавать себе отчет, что западные производители могут иметь свои задачи и приоритеты и не всегда выдерживают обязательства, в том числе относительно сроков поставки того или иного оборудования, подсистем и систем.
Обязательным условием привлечения западных партнеров должна быть также передача технологий и знаний. Наряду с таким условием необходимо привлекать молодых специалистов и выпускников вузов к работе с западными коллегами с целью изучения успешного опыта и применяемых подходов. Это позво-
лит сохранить и развить кадровый потенциал, что является одной из наиболее острых проблем в отечественной космической отрасли.
Таким образом, стоит сказать, что для создания, развития и, как следствие, повышения конкурентоспособности нашей страны на рынке космических технологий, необходимо выполнить все задачи, рассмотренные выше. И все же заметим, что никакого заранее уготованного и ожидающего нас будущего не существует. Развитие человечества может сделать совершенно неожиданный виток, который может привести к таким же неожиданным последствиям. Поэтому все прогнозы, созданные именитыми учеными, в один момент могут оказаться на уровне научной фантастики. Но ясно одно: какими бы неутешительными не были предсказания предшественников, наше настоящее и будущее зависит только от того, каким мы захотим его видеть.
Библиографические ссылки
1. «Отставший в небе» должен догонять // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2007/12/27/ kosmos.html.
2. Черток Б. Е. Космическая эра. Прогноз до 2101 года. Доклад на ежегодных XXXIII Академических чтениях по космонавтике, посвящ. памяти акад. С. П. Королева (Москва, 26-30 янв. 2009 г., МВТУ им. Н. Э. Баумана)
3. Марс-бросок / Российская газета. URL: http:// www.rg.ru/2010/05/26/kosmos.html.
© Наботова М. М., Дуреев С. П., 2011
УДК 1(075.8)
Н. И. Наумцев Научный руководитель - И. С. Лысенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИДЕЯ КОСМИЧЕСКОГО БРАТСТВА В ФИЛОСОФИИ Н. Ф. ФЕДОРОВА
Рассматривается идея космического братства как ся способы достижения космического братства.
Николай Федорович Федоров является основоположником философии космизма. Русский космизм определяется как универсалистский тип миросозерцания, отражающий бытие мира и человека в их единстве, в нерасторжимой взаимосвязи микрокосма человека и макрокосма природы [1]. Важнейшее место в этой системе принадлежит идее всеединства, которая позволяет рассматривать мир и лежащие в его основе закономерности как нераздельное целое.
Связь человека с природой и космосом в философии основоположника русского космизма выразилась в идее космического братства людей. Эта идея рассматривается как основа мировоззрения Федорова. В настоящее время идея космического братства людей, безусловно, заслуживает внимания, поскольку все больше проявляется взаимозависимость человека, природы и космоса.
основа всеединства и Вселенской гармонии, выявляют-
Размышляя о братстве, Федоров в первую очередь пытается выяснить: что же является небратством и определить его основные причины. По мнению Федорова, небратство есть, прежде всего, сословность, межличностная и международная рознь, разобщенность, отчужденность людей друг от друга и от своей истории, традиций, предков. Рассуждая о человеческой разобщенности, Федоров проводит интересные противопоставления. Так, «братственность», по его мнению, подменяется «гражданственностью» или «цивилизацией», а «отечественность» подменяется «государственностью» [2].
Н. Ф. Федоров выделяет основные причины отчуждения людей. Во-первых, люди сосредоточены на себе, отделяя себя от других и от своих предков; во-вторых, причина коренится в разнонаправленности желания и дела; в-третьих, убежденность в невозмож-
Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»
ности разрешить проблему небратства; и в-четвертых, игнорирование причин небратства ограничивает мышление людей, способное найти решение в данном вопросе.
Тем самым, в соответствии с философией Федорова братство есть объединение всех, всеобщее родство, когда все осознают себя братьями, чувствуя себя сынами предков. Братство есть объединение ради общего дела [2]. Следовательно, основой общего дела выступает родство как стержень существования космоса.
Именно устранение космического хаоса и есть цель общего дела, к которой должно стремиться человечество, которое преодолеет разобщенность, объединившись в космическое братство. Всякие же иные цели, такие как классовые, национальные, политические, религиозные и прочие, не могут стать общими, а потому и ведут к разобщению.
Именно в процессе воскрешения устанавливается космическое родство. Воскрешение понималось Федоровым как полнота нравственной, умственной и физической жизни. Путь к единству он видел в соединении людей в общем деле.
По-мнению Н. Ф. Федорова, социальный строй, состоящий из братьев, выступает в качестве идеального социального строя. Основой такого строя является то, что каждый человек будет исполнять свой долг, вполне осознавая свои задачи как часть человечества. Федоров пишет, что «должно... жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех» [2]. Люди должны объединиться и стать одним началом. При этом не должно быть разобщенности людей, насилия и страха.
Призывая человечество построить братство, Федоров был уверен, что образец совершенного общества запечатлен в христианском учении о Троице, где союз людей скреплен силой чувства родственной близости и любви, а не внешним принуждением, сосредоточенном в различных нормах поведения и установках. Тем самым, раскрывая космический смысл идеи братства, основоположник русского космизма призывает к преображению бытия природы и общества в единое божественное бытие. Следовательно, нравственный миропорядок, духовность, выступает в качестве упорядоченности всего мира.
Чтобы достичь братства через воскрешение, по мнению Федорова, человечеству необходимо сохранить дух наследия, уважения к достижениям предков, что позволит усилить состояние всенародного единства. Он призывает к тотальной консервации памяти, созданию всеобъемлющих библиотек и музеев по всем отраслям науки, искусства, техники, производ-
ства. Н. Ф. Федоров предлагает создать для этого специальные центры, которые изучали бы научно-технические приемы управления всеми молекулами и атомами внешнего мира так, чтобы «рассеянное собрать, разложенное соединить».
Тем самым, религия, искусство, культура и наука призваны способствовать воскрешению. Н. Ф. Федоров полагал, что для осуществления общего дела необходимо соединить все искусства в храме-школе, не как подобии лишь мироздания, а как проекте мира, где поглощение заменено воскрешением, которое осуществляется через все науки и через всех людей, ставших благодаря школе познающими [3]. Для этого требуется всеобщее обязательное воспитание и образование, раскрывающее способности и характер каждого, указывающее каждому, что он должен делать, с кем и как нести свой труд [2]. При этом науки выступают лишь в качестве средства воскрешения и установления космического братства, поскольку они культивируют мнимые соблазны и сиюминутные ценности.
Таким образом, в соответствии с концепцией Федорова братство есть объединение всех, всеобщее родство. Идея космического братства, становление мира между народами, выступает как основа общего дела, которое заключалось в устранении космического хаоса и установлении Вселенской гармонии. Только объединяясь, человечество сможет обрести гармонию с природой и космосом. Идея космического братства рассматривается Федоровым как образ совершенного общества. Она направлена на устранение социальной энтропии и способна поддерживать гармонию во Вселенной.
Хочется верить, что идея космического братства найдет свое применение в настоящее время, так как мир переполнен конфликтами человека с человеком, человека с природой. А с достижениями в области науки и техники все конфликты приобретают космические масштабы.
Библиографические ссылки
1. Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетар-ный феномен человека: проблемы комплексного изучения. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1991.
2. Федоров Н. Ф. Собр. соч. В 4 т. Т. 1. М. : Прогресс, 1995.
3. Усольцев В. А. Русский космизм и современность. Екатеринбург : Изд-во УГЛТУ, 2010.
© Наумцев Н. И., Лысенко И. С., 2011