Научная статья на тему 'Идея преображения природы в концепции культуры Н. Ф. Федорова'

Идея преображения природы в концепции культуры Н. Ф. Федорова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
549
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ПРИРОДА / NATURE / ЧЕЛОВЕК / HUMAN BEING / РУССКИЙ КОСМИЗМ / RUSSIAN COSMISM / Н.Ф. ФЕДОРОВ / ВОСКРЕШЕНИЕ / RESURRECTION / ПАТРОФИКАЦИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CIVILIZATION / NIKOLAY FYODOROV / PATROFICATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фадеенко И.В.

В статье рассматривается одна из важнейших идей философского учения Н.Ф. Федорова идея преображения природы с помощью культуры. Раскрывается философско-культурологическая позиция философа, который основной целью культуры ставит проект воскрешения умерших и преодоления смертности ныне живущих. Философ настаивает на необходимости сознательной регуляции природных процессов человеком, в котором видит высший смысл и идеал космического развития человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The idea of nature transformation in the conception of culture of N.F. Fyodorov

This article deals with one of the main ideas of Fyodorov’s philosophic doctrine the idea of nature transformation with the help of culture. The author considers cultural philosophic position of the philosopher, who believed that the main purpose of the culture is a project of resurrection of the deceased and overcoming of mortality of those who are alive. The philosopher insists on the necessity of deliberate regulation of natural processes by a person, which he considered to be the ultimate meaning and ideal of the cosmic development of the humanity.

Текст научной работы на тему «Идея преображения природы в концепции культуры Н. Ф. Федорова»

УДК 130.2

Фадеенко Инна Владимировна

аспирант кафедры социально-гуманитарных наук и туризма

Нижневартовского государственного университета

ИДЕЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ В КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ Н.Ф. ФЕДОРОВА

Fadeenko Inna Vladimirovna

PhD student, Social Sciences, Humanities and Tourism Department, Nizhnevartovsk State University

THE IDEA OF NATURE TRANSFORMATION IN THE CONCEPTION OF CULTURE OF N.F. FYODOROV

Аннотация:

В статье рассматривается одна из важнейших идей философского учения Н.Ф. Федорова - идея преображения природы с помощью культуры. Раскрывается философско-культурологическая позиция философа, который основной целью культуры ставит проект воскрешения умерших и преодоления смертности ныне живущих. Философ настаивает на необходимости сознательной регуляции природных процессов человеком, в котором видит высший смысл и идеал космического развития человечества.

Ключевые слова:

культура, природа, человек, русский космизм, Н.Ф. Федоров, воскрешение, патрофикация, цивилизация.

Summary:

This article deals with one of the main ideas of Fyodo-rov's philosophic doctrine - the idea of nature transformation with the help of culture. The author considers cultural philosophic position of the philosopher, who believed that the main purpose of the culture is a project of resurrection of the deceased and overcoming of mortality of those who are alive. The philosopher insists on the necessity of deliberate regulation of natural processes by a person, which he considered to be the ultimate meaning and ideal of the cosmic development of the humanity.

Keywords:

culture, nature, human being, Russian Cosmism, Niko-lay Fyodorov, resurrection, patrofication, civilization.

Русский мыслитель, основоположник русского космизма Николай Федорович Федоров (1829-1903) в «философии общего дела» выдвинул положение о преобразовании физической сущности людей с помощью науки и техники. В учении Н.Ф. Федорова основная цель культуры состоит в том, чтобы упразднить смертность ныне живущих и воскресить умерших предков.

Человек начинается с того, что ставит себя в вертикальное положение, в наибольшей степени соответствующее его способности к творчеству, подчеркивал Н.Ф. Федоров. Человек рождается дважды, формируясь природой и созидая себя посредством культуры. В состоянии пря-мохождения он выработал органы самодеятельности и стал действующим существом. В этом положении люди открыли для себя небо и землю и их соотношение, перешли от охоты и звероловства к скотоводству, а также изобрели сельское хозяйство и ремесла. Используя их, человек уже не мог довольствоваться данными ему от природы свойствами, в его сознании зародились мысли «о том, что должно быть, чем должен быть и мир, и он сам. Вместе с органами действия и перемещения явилось сознание цели» [1, с. 689].

Человек должен управлять силами природы, отмечал ученый. Научиться этому можно у нее самой: ведь природа умеет то, чего не могут люди. «Человек у Федорова не только венец достигнутого природного развития, - пишет С.Г. Семенова, - но сам должен стать орудием обратного воздействия на породившую его природу для ее преображения и одухотворения» [2, с. 177]. Однако действие природы осуществляется несознательно, поскольку она не способна к разумному регулированию и обустройству мира. Тем не менее в современном мире люди не в полной мере реализуют свою способность к созидательному культуротворчеству. Действуя при помощи искусственных орудий, они развиваются на пути ограниченного, «машинного» отношения к себе и окружающему миру.

Философ утверждал, что неразумное устройство нашей жизни является следствием дисгармоничного отношения человека к миру природы, которая, будучи бессознательной, проявляет к нему свою враждебность. Надо навсегда исключить смерть из жизни человека, воскресив всех умерших предков, а для этого познать природу в такой степени, чтобы управлять ею. Обладающие разумом люди способны обуздать эту силу, установить во всем мироздании космическую гармонию и порядок.

Существующая до сих пор культура, отмечал русский мыслитель, содержала в себе попытки мнимого воскрешения, которыми человек не мог удовлетвориться. Так, лирика возникла из погребальных плачей, а скульптура старалась сохранить образы умерших. Тем самым люди пытались остановить бег времени и избежать неумолимой смерти, но существовавшее до сих пор

искусство предлагало им всего лишь мнимое воскрешение. Неудовлетворенность этим, а также бедствиями и страданиями, вытекающими из внешнего объединения людей и их борьбы между собой, приводит их к сознательному объединению для победы над смертью и реальному воскрешению их предков [3, с. 172-175].

К сожалению, многое из созданного людьми не предотвращает, а, наоборот, приближает смерть. «В настоящее время все служит войне, нет ни одного открытия, которым не занимались бы военные в видах применения его к войне, нет ни одного изобретения, которое не постарались бы обратить для военных целей» [4, с. 13], - сетовал философ. Он призывал использовать военные изобретения исключительно в мирных целях. Только сознательная регуляция человеком природных процессов может решить вопрос об упразднении смерти, но для осуществления такой масштабной задачи люди должны объединиться.

Изменить окружающую его природу человек способен с помощью науки и искусства, подчеркивает Н.Ф. Федоров. Они суть инструменты для человека, в то время как религия есть его идеал. Но «ученые» люди отвергают такой идеал. Разделение на «ученых» и «неученых», говорит русский космист, напоминает разделение на богатых и бедных. Люди «неученые» увлечены работой, а люди «ученые» (к которым относятся философы и естествоиспытатели) больше любят размышления. Идеалом для него является союз «ученых» и «неученых», воплощенный в личностях, которые мыслят и претворяют свои идеи в жизнь.

Спасение человечества возможно тогда, когда посредством культуры люди достигнут высокого уровня познания и регуляции природы. При этом метеорическую, космическую регуляцию ученый связывал с регуляцией внутренней, психофизиологической. С помощью науки люди должны осуществить патрофикацию - воссоздать умерших предков и обеспечить им и себе бессмертие.

Для Н.Ф. Федорова всеобщее и полное спасение людей, живых и умерших, важнее такого спасения, при котором грешники обрекаются на вечные муки, а праведникам суждено вечное созерцание этих страданий. Однако учения, несовместимые с его проектом, не должны быть просто отброшены (отечественный мыслитель высказывался за сохранение всех результатов опыта человечества), а должны адаптироваться к нему посредством использования предыдущих образцов философского, религиозного и художественного мышления.

Следовательно, идейными основаниями проекта «философии общего дела» стали для Н.Ф. Федорова пересмотр некоторых положений христианского учения и критика теории прогресса, которой он противопоставил свое понимание культуры и истории: «...История есть всегда воскрешение, а не суд, так как предмет истории не живущие, а умершие, и, чтобы судить, нужно прежде всего. воскресить их, умерших.» [5, с. 135]. В решении этих задач религиозные объяснения (второе пришествие Христа и воскрешение во плоти мертвых праведников) сочетались с научными положениями и утопическими фантазиями (воссоздание тел всех умерших на атомарном и молекулярном уровнях и последующее оживотворение и одушевление их). «Соединение для воскрешения становится братотворением, душетворением, оживотворением...» [6, с. 136], - писал философ.

Всеобщее возрождение человечества предполагает решение вопроса о его рациональном расселении, которое Н.Ф. Федоров связывал с разумным использованием природных процессов на Земле и активным освоением космического пространства. «.Человеческая деятельность не должна ограничиваться пределами земной планеты» [7, с. 255], - подчеркивал он. Достигнув бессмертия, люди устремятся в Космос и заселят его просторы, создав «небесные обители». Следовательно, культура затрагивает не только жизнь и деятельность людей, но и ту часть Вселенной, которая непосредственно влияет на человечество.

Н.Ф. Федоров фиксировал разлад культуры и цивилизации. Цивилизация, утверждал он, как культура промышленно-торговая, предполагает хищничество одних и равнодушие других. В этих условиях человек - истребитель себе подобных и хищник слепой природы. Современный прогресс, носящий механический и бездуховный характер, не способен преодолеть зооморфическое состояние сообщества людей, подчиненных слепым силам природы, борющихся за выживание посредством подавления и уничтожения соперников. «Промышленная цивилизация, если она верна себе и последовательна, - отмечал русский мыслитель, - может ценить прошедшее лишь в смысле утилизации и эксплуатации его настоящим» [8, с. 697]. Философ отрицает такое состояние общества, при котором ради приобретения «наибольшей суммы наслаждений» от обладания материальными благами люди реально получают «наибольшую сумму страданий», физических и духовных.

Итак, в концепции культуры Н.Ф. Федорова содержатся следующие идеи: человечество должно регулировать процессы природы для благополучия людей и упразднения смерти как самого высшего зла; целью культуры является достижение возможности физического бессмертия; в ходе культурной деятельности людям (в основном «ученым») надо стремиться к физическому

воскрешению предков, а не только к мнимому воскрешению умерших при помощи искусства. В этом и состоит высший смысл и идеал космического развития человечества, цель человека на пути уподобления Богу и выполнения Его заповедей.

Ссылки:

1. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 2008.

2. Семенова С.Г. Николай Федоров: Творчество жизни. М., 1990.

3. См.: Федоров Н.Ф. Указ. соч. С. 172-175.

4. Там же. С. 13.

5. Федоров Н.Ф. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т. е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства // Федоров Н.Ф. Собрание сочинений : в 4 т. М., 1995. Т. 1.

6. Там же. С. 136.

7. Там же. С. 255.

8. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. С. 697.

References:

1. Fedorov, NF 2008, The philosophy of the common cause, Moscow.

2. Semenova, SG 1990, Nikolai Fyodorov: Creativity life, Moscow.

3. See: Fedorov, NF 2008, The philosophy of the common cause, Moscow, p. 172-175.

4. Fedorov, NF 2008, The philosophy of the common cause, Moscow, p. 13.

5. Fedorov, NF 1995, 'The question of the brotherhood, or kinship, of the reasons for non-brotherly, unrelated, non-peaceful, state of the world and the means to restore the relationship', in Fedorov, NF, Collected Works: 4 vols., Moscow, vol. 1.

6. Fedorov, NF 1995, 'The question of the brotherhood, or kinship, of the reasons for non-brotherly, unrelated, non-peaceful, state of the world and the means to restore the relationship', in Fedorov, NF, Collected Works: 4 vols., Moscow, vol. 1, p. 136.

7. Fedorov, NF 1995, 'The question of the brotherhood, or kinship, of the reasons for non-brotherly, unrelated, non-peaceful, state of the world and the means to restore the relationship', in Fedorov, NF, Collected Works: 4 vols., Moscow, vol. 1, p. 255.

8. Fedorov, NF 2008, The philosophy of the common cause, Moscow, p. 697.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.