Научная статья на тему 'Синтез как основополагающий принцип культуры в русской мысли Серебряного века'

Синтез как основополагающий принцип культуры в русской мысли Серебряного века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
513
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТЕЗ / ВСЕЕДИНСТВО / АНТРОПОКОСМИЗМ / СОФИЯ / СИМВОЛ / МУЗЫКА / SYNTHESIS / UNITY / ANTHROPOCOSMISM / SOFIA / SYMBOL / MUSIC

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Крохина Н. П.

Культурологическое расширение сознания явилось воплощением искомого синтеза и целостности. Раскрытие символизма как миропонимания означало выявление важнейших аспектов синергийного ядра культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culturological broadening of consciousness has become a personification of sought-for synthesis and integrity. The disclosure of symbolism as the world outlook means revealing the major aspects of the synergic centre of the culture.

Текст научной работы на тему «Синтез как основополагающий принцип культуры в русской мысли Серебряного века»

мыслителя переходят в тональность взволнованного призыва, как бы закольцовывая его творческий путь словами, вошедшими в последнюю поэтическую книгу Иванова «Свет вечерний»:

Ты, Память, Муз родившая, свята, Бессмертия залог, венец сознанья, Нетленного в истлевшем красота! Тебя зову ...

1 Дешарт О. Предисловие // Иванов Вяч. Собр. соч. Брюссель, 1971. Т. 1. С. 137.

2 Иванов Вячеслав. Собрание сочинений / Под ред. Д.В. Иванова и О. Дешарт; введ. и примеч. О. Дешарт. Брюссель, 1979. Т.3. С. 92. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы.

3 Альтман М. Разговоры с Вячеславом Ивановым. СПб., 1995. С. 88.

4 Эткинд А. Эрос невозможного: История психоанализа в России. СПб., 1993. С. 59.

5 Асоян Ю. , Малафеев А. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологии середины XIX - начала ХХ веков). М., 2000. С. 174. См. так же: Проскурина В. Ю. "Переписка из двух углов": символика цитаты и структура текста // Лотмановский сборник. М., 1997. Вып.2.

6 Подробнее об этом: Асоян Ю. Малафеев А. Указ. соч. С. 180.

7 См.: Берд Р. Обряд и миф в поздней лирике Вяч. Иванова (О стихотворении «Милы сретенские свечи») // Вячеслав Иванов - Петербург - мировая культура: Материалы международной научной конференции 9-11 сентября 2002 г. Томск; М., 2003.

8 Аверинцев С.С. «Скворешниц вольный гражданин.» Вячеслав Иванов: путь поэта между мирами. - СПб, 2001. С. 22.

Н.П. КРОХИНА

Шуйский государственный педагогический университет

СИНТЕЗ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП КУЛЬТУРЫ В РУССКОЙ МЫСЛИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Культурологическое расширение сознания явилось воплощением искомого синтеза и целостности. Раскрытие символизма как миропонимания означало выявление важнейших аспектов синергийного ядра культуры.

Culturological broadening of consciousness has become a personification of sought-for synthesis and integrity. The disclosure of symbolism as the world outlook means revealing the major aspects of the synergic centre of the culture.

Ключевые слова: синтез, всеединство, антропокосмизм, София, символ, музыка.

Keywords: Synthesis, unity, anthropocosmism, Sofia, symbol, music.

В «прерванном полёте русской интеллектуальной традиции», в «незавершённом проекте» Серебряного века важнейшим и актуальным заветом является идея синтеза, получившая выражение в многообразных концептах эпохи (стиль модерн, символ и символизм как синтез, у Вл. Соловьёва - цельное знание, всеединство, София и Богочеловечество, русский космизм, или антропокосмизм, русская религиозная философия, па-нэстетизм, неомифологизм, новое религиозное сознание, идея культуры, музыки и др.). Синтетические искания - ярчайшее проявление русского европеизма эпохи «итогов и концов во имя новой, неведомой культуры»/. Культурологическое расширение сознания и явилось воплощением искомого синтеза и целостности, «становящегося всеединства»2. Над дольним миром реет горняя София, просвечивая в нём как мудрость, красота и культура. Там, где отделены «мир горний» и «мир дольний», там невозможна подлинная культура, ибо она символична, полна священной символики. Обоснование идеи культуры в русской мысли Серебряного века явилось необходимым итогом Нового времени. Утверждение единства личностных и трансцендентных основ культуры было во многом полемикой с современной западной мыслью и новоевропейской «безрелигиозной цивилизацией», породившей «бессердечную культуру», распыление человека на уединённые атомы. Спасение из этого нового грехопадения человеческого разума - «в цельности»3. Идея синтеза породила невиданный расцвет художественной культуры, нашла своё воплощение в панэстетиз-ме этой «артистической эпохи», культе красоты, способной спасти мир и намекающей на связи всего со всем. Синтетичны самые характерные художественные достижения рубежа веков. Синтетична и русская интеллектуальная традиция, стремящаяся «к целостности»4.

Поиск целостности, в искусстве - вселенское чувство означали смену парадигм в культуре Серебряного века: переход от антропоцентризма к антропокосмизму5. Развивая идеи Соловьёва о всеединстве, Вяч. Иванов писал о «предчувствии новой органической эпохи» и «искании вселенского синтеза и воссоединения разделённых начал6, «нового синтетического миросозерцания»7. Под знаком синтетизма и неосинкретизма развивалась вся западноевропейская и русская художественная культура от романтиков, Ш. Бодлера, Р. Вагнера, А. Рембо до А.Скрябина, О. Мандельштама, Б. Пастернака. О «синтетическом поэте современности», которому доступна вся мировая культура, говорящем «на языке всех времен, всех культур», писал О. Мандельштам5. И эта синтетичность воплощалась в творчестве крупнейших русских поэтов эпохи символизма и постсимволизма. По словам А. Блока, «Россия - молодая страна, и культура её - синтетическая культура»9. Возрождались древние учения, утверждавшие единство мироздания. Культура рубежа веков, связуя микро- и макрокосм, искала выхода из кризиса современной культуры, утратившей цельность. Поиски синтеза

означали отказ от европоцентризма и возвращение к исконным индоевропейским корням: Соловьёв - Шеллинг - индийская философия всеединства10.

Поиски новой синтетической культуры были поисками нового религиозного синтеза - религиозной (связующей, соподчиняющей и обязывающей) формы отношений к великому целому. Искали «полноты христианского сознания, его третьей формы»11. От Пушкина и Соловьёва в русскую мысль приходит универсальная надконфессиональная позиция, выражающая подлинный дух христианства, символом которой и была Святая София. В опустошённой церкви Божественной Премудрости С.Булгаков услышал зов к воссоединению христиан: «София - всенародна и сверхнародна, она...- вселенская церковь, все народы зовущие под свой купол...София была создана раньше великого церковного раскола »12. Вселенская церковь обогащается новым моментом «мистического имма-нентизма...- признания всего естества вмещающим в себе божественную сущность»13. Вселенское чувствование присутствия божества в мире воплощалось в культе Вечной Женственности - Софии - красоты - поэта -художника. «Истинное художество - всегда теодицея; и недаром сказал сам Достоевский, что красота спасёт мир»14. Характерно, что в своей вере в красоту, намекающей на какие-то связи всего со всем, мыслители Серебряного века, начиная с Соловьёва, знаменитые слова героя Достоевского приписывали самому писателю. В катастрофическом романе Достоевского красота не спасает, а гибнет в этом мире. Но теоретикам новой органической эпохи важнее всего был софийный замысел художника о спасающей роли красоты. Носителем искомого нового религиозного синтеза является прежде всего поэт, художник, чувствующий живую ткань единого целого. Трансцендентная реальность воплощает себя в присутствии целого в частях, без чего нет подлинного искусства. Искусство софийно, художник «являет предвечный замысел в преходящих личинах мира»15. Искусство -двуединство восхождения и нисхождения. Мироутверждающее, космически ориентированное христианство русская философская критика Серебряного века находила в русской литературе - в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского и др.

Как писал А. Белый, «культура оказалась для нас чем-то самоценным», «все времена и все пространства превратились в ноты одной гаммы». Утрачивается чувство исторической дали. «В этом неослабевающем стремлении сочетать художественные приёмы разнообразных культур, в этом порыве создать новое отношение к действительности путём пересмотра серии забытых миросозерцаний - вся сила, вся будущность так называемого нового искусства». Глубочайшие противоречия современной культуры освещаются цветными лучами многообразных культур. «Мы ныне как бы переживаем всё прошлое»16. По-новому оживают Индия, Египет, Греция, средневековье. Новое открытие прежних эпох связано с поиском синтеза как ядра, как софийного, предвечного замысла культуры.

«Мистическая роза на кресте земли - таков был священный замысел средневековья »17, по словам Вяч.Иванова. Полнота христианского сознания связывается с примирением земного и небесного. В неопубликованной статье 1914 г. «О Новалисе», в конспекте лекции 1909 г. «Голубой цветок» Вяч.Иванов восстанавливает софийные замыслы романтизма - «небо, проникающее землю», тайна «небесной земли»15. Поиски синтеза означали «новое средневековье». Также углубляла русская мысль и представление об эпохе Возрождения, её синтетических замыслах. Специфику ренес-сансной культуры и Д.С.Мережковский («Пушкин»), и Н.А.Бердяев («Смысл истории») видят в стремлении к синтезу противоположных мировых начал, языческой и христианской мудрости. Потому с равным правом Серебряный век современники называли временем духовного Ренес -санса. «Все творчески новое родится в Европе из соединения христианского начала с началом эллинским»19. Русская мысль Серебряного века в своей «жажде целостного миросозерцания, искании религиозного синтеза» и «религиозного возрождения» осознавала свое родство не только с эпохой романтизма, но и с эпохой Возрождения. В цитируемой статье «Весенний ветер» (1907) Д. Философов писал: «Психологически мы переживаем нечто подобное тому, что переживали люди эпохи Возрождения». Человек эпохи Возрождения в античной культуре искал новых сил. «Нам предстоит, не отрицая того праведного, что создала новейшая культура, взглянуть новыми глазами на христианство»20. «Будет ли этот ренессанс христианским ренессансом, мы не знаем», - писал Г. Чулков в статье «Поэзия Вл. Соловьёва», но необходимым условием его должна быть живая надежда, что «сомкнется наконец земля с небом в едином союзе»21. Вновь культура в поисках целого была одержима пафосом возвращения к первоистокам.

Художественная культура рубежа Х1Х-ХХ веков вновь ищет целостное мировидение. Поколение рубежа Х1Х-ХХ веков, поколение Ницше и Бергсона, Ван Гога и Сезанна, Врубеля и Блока доводит «горячую» культуру Нового времени «до ее предельного кипения»22. На исходе Нового времени происходит взрыв антропных (цивилизационных) ценностей: в живописи - отказ от прямой перспективы и идеологического содержания (импрессионистов интересует стихия света и цвета, «зачарованное, экстатическое переживание целостности бытия»23); в поэзии - отказ от лого-центрической поэтики, переход к мифопоэтическим моделям с их семантической текучестью смысла. Эпоха «кипения» «горячей» культуры Нового времени вводит хаос в морфологию стиля, создавая, по определению В.П. Ракова, «релятивистскую поэтику»24. В мысли начинается разрушительная критика и редукция основных понятий и ценностей культуры. Искусство, вслед за Ницше, «стремится покинуть рационально-моральное, сократовское и христианское измерение (т.е. логику этических противопо-ложностей)»25 и проникнуть в «гераклитовское» измерение логики неис-ключенного третьего, децентрированной логики по принципу «и - и». От-

крытость бесконечной и релятивной вселенной порождает мифологию целостности и нерасчлененности - «экстатическое переживание целостности мироздания - благого и страшного одновременно»26 - в исступленной энергетике живописи Ван Гога, в планетарной структурности живописи Сезанна, в живописи Врубеля с его амбивалентными персонажами, в поэзии Блока с его амбивалентным мифом о России и мировой душе. Искомое целое Ницше называет дионисийской стихией жизни, Гете и романтики - Вечной Женственностью, Вл. Соловьёв - Софией, А.Блок - музыкой (дух музыки - «дух целостности»), для М. Хайдеггера - это гераклитов-ское бытие, открываемое сакральной речи поэта с ее бездонными глубинами смысла. Если рассматривать русскую культурную традицию и ее высшее достижение - русскую литературу в контексте новоевропейской культуры, - очевидно, что синтетические задания Нового времени дольше всего сохраняет русская культура, тогда как западная вступает на путь разрушения и редукции своих основ, ведущих к ситуации постмодерна27. Ницше и Соловьёв были двумя великими современниками, существовавшими в противоположных духовных измерениях. Если идеи Ницше обозначают слом европейской традиции, переход к биокосмической парадигме мышления, Соловьёв ищет органический синтез божественного-человеческого-космического, возрождая символическое миропонимание, ставя проблему развития христианского миропонимания. Полярные философские системы Соловьёва и Ницше стали «крыльями Икара»25 - русского Серебряного века, определившими противоречивость эпохи.

В эстетике Вяч. Иванова вычленяемы важнейшие аспекты поисков нового синтетического миросозерцания. (1) Обретение мирового, космического сознания: «Восприимчивым и планетарным должен быть худож-ник»29. (2) Путь всесоединения - путь символа, имеющего «сверхиндивидуальную» природу30. (3) «В строе новой души этика является эротикой»31 . Искомое сочетание этики и эротики - сочетание мудрости христианской и языческой воплотилось в культе Вечной Женственности - постижении сокровенной женственности бытия. (4) Приобщение к «рождающему хаосу» вело к трагическому по внутреннему антиномизму мироощущению. (5) Культ музыки как души искусства, как динамического и «неизреченного» ядра художественного сознания32, как согласия разно-гласного. Раскрытие символизма как миропонимания означало выявление важнейших аспектов синергийного ядра культуры (культуры в ее ренес-сансной органике): философия космизма и творчества, символизма, Эроса и Вечной Женственности, антиномизма, музыки. Данные начала являются и основными принципами формирующейся онтологической эстетики. Обратимся к главным идеям русского Возрождения, того религиозного синтеза, которого искал Серебряный век.

Новое антропокосмическое мировоззрение идет на смену отжившему антропоцентризму, возрождая космическое чувство, древнее ощущение

органической связи человека с окружающей его вселенной в новой, более совершенной форме как синтез древнего космизма и христианского персонализма. «Русский космизм» - это антропокосмизм, или «христианский космизм»33, «активное христианство», как называл свое учение Н.Ф. Федоров34, «вселенское христианство», в определении В.С. Соловьёва35. Манифестом его явился бердяевский «Смысл творчества: Опыт оправдания человека» (1916). Духовным ядром Серебряного века был поиск нового религиозного синтеза, задача, сформулированная, например, Н.А. Бердяевым: «Бог, как личность, воспринимается лишь антропологически, в человеке, а в природе, космологически воспринимается как безличная творческая сила. Синтез же космологического откровения язычества и антропологического откровения христианства религиозно еще не испытан и не найден... В этом религиозном синтезе. должна раскрыться нераскрытая еще христианством тайна Божьего творения»36. Пафос возвращения к истокам и новая творческая эсхатология, призыв к духовному перерождению человека, соединение науки и веры, разума и интуиции - вся эта проблематика становится опять понятной и актуальной на рубеже ХХ-ХХ1 веков, в эпоху кризиса технократического отношения к миру и становления синергетики - принципиально нового видения мира в его целостности37.

Сейчас все больше появляется публикаций на тему острой актуальности исканий русского антропокосмизма. «По всей вероятности, человечеству необходим поворот, идейным предтечей которого можно считать русский космизм», - по мысли А. Панарина35. Исследователи русского космизма называют антропокосмизм «парадигмой будущего», это третий путь становящегося всеединства, о котором размышлял Вл.Соловьёв, вместо «антропоцентризма-индивидуализма-неоязычества» и «теоцентризма-коллективизма-фундаментализма»39 как двух крайних путей современного развития. Подчеркивается связь русского космизма с его «синтетическим, целостным видением жизни человека», ее «бытийно-онтологическим истолкованием» с православной духовной традицией: он явился «формой выражения напряженной духовной работы по прояснению и воплощению эсхатологических замыслов восточного христианства»40. Он воплощает формирование нового типа «космической рациональности»41. В эпоху экологического и духовно-ценностного кризиса «наша задача - открыть путь Космическому сознанию»42. Для постиндустриального общества, пишет А. Генис, характерно «возвращение к органической концепции мира. Возникает новая картина мира, в которой все связано со всем»43. Новое опять рождается из старого. «Вселенная опять срастается в мир, напоминающий об архаическом синкретизме, не умеющем отделять объект от субъекта, дух от тела, материю от сознания, человека от природы»44. Отсюда возникает современная потребность в диалоге науки с религией, интерес к мифу и мистике.

В русском антропокосмизме мир понимается как живой организм, всеединство, в котором все взаимосвязано. Человек - микрокосм, существо космическое, имеющее космическое назначение. Не песчинка мироздания, а сила творческая, способная к преобразованию себя и вселенной. Человек для П. Флоренского - антиэнтропийная сила, призванная к борьбе с хаосом и гармонизации - космизации мира. В мире, где хаос более вероятен, чем порядок, вырождение вероятнее возрождения и идет острая борь -ба созидания и разрушения, человек призван к созиданию порядка из хаоса, спасению жизни, гармонизации мира. Христианский космизм стремился к сочетанию светской и религиозной культуры, ставя проблемы нового религиозного сознания и нового религиозного искусства.

С точки зрения представителей современного русского космизма, эти поиски были рождением космического мировоззрения - нового мышления XXI века. В конце Х1Х-начале ХХ века в России началась Духовная революция. «Она заложила основы космической переориента-ции...философии, науки, искусства». В её пространстве формировалось «новое мышление космического мироощущения», она несла в себе тенденцию «к синтезу научного и вненаучного способов познания». Русские философы Серебряного века поставили проблемы «культурно-духовной эволюции человека». Эти мыслители «прозревали энергетическую целостность мироздания и его неразрывную связь с человеческим бытием», они размывали границы между «научным и метанаучным методом». Новое космическое мироощущение «вводило в науку категорию духа»45, трансцендентной реальности, которая проявляется в присутствии целого в частях. Главной задачей эволюции является одухотворение материи, повышение её энергетики. Культура - в любви, в красоте и несёт в себе эту тонкую энергетику развивающейся гармонии. Это новое космическое мышление воплотилось в Живой Этике Н.К. и Е.И.Рерихов.

Философия всеединства выражает себя в символическом мироощущении. Символ - синергийное воплощение единства единичного и всеобщего, явления и сущности, чувственного и сверхчувственного. Символическое обоснование искусства - важнейшая софиологическая тема эстетики Серебряного века. «Всю свою жизнь, писал П. Флоренский, я думал об одной проблеме, о проблеме символа»46. Символизм - это раскрытие духовных сущностей через покровы вещества, «таинственное высвечивание действительности иными мирами, просвечивание сквозь действительность иных миров, которое дается осязать, видеть, нюхать, вкушать, настолько оно определенно, и которое, однако, всегда бежит окончательного анализа». Символизм воспринимает мир как тайну, жизнь как мистерию: «тайна мира символами не закрывается, а именно раскрывается в своей подлинной сущности, т.е. как тайна»47. Высший завет художника в эстетике Вяч. Иванова - «прозревать и благовествовать сокровенную волю сущностей», ибо художник - «орган Мировой Души, ознаменователь сокровен-

ной связи сущего»45. Отсюда следует знаменитый принцип «реалистического символизма» Иванова: «а геаНЬш ad геаПога» - от реального к реальнейшему, «от познания простых вещей к познанию вещей реальней-ших»49. Образцом подлинного символизма, ведущего к мифу, являлось для Иванова творчество Гете и Тютчева. «Со времени Гете определенно намечается в истории художественного сознания стремление к символическому обоснованию искусства»50. Иванов много размышлял об архетипиче-ской, сверхиндивидуальной природе символа. С ростом научного познания человек чувствует себя изолированным в космосе, теряет своё символическое единение с природными ритмами. Этот контакт с внутренней жизнью мира сохраняет искусство. После Вяч. Иванова и К.Г. Юнга51 очевидно, что символ - язык интуитивной сопричастности миру. По А. Белому, «музыка идеально выражает символ. Символ всегда музыкален»52. В центр современной художественной культуры ставит музыку и Вяч. Иванов: в прежние эпохи «творчество было запечатлено единым архитектурным стилем», но «архитектура пала с падением храма как фетиша», «творчество будущего будет возникать из духа музыки и вливаться в ее всеобъемлющее лоно»53. С духом музыки связывал стремление к «синтетическому миропониманию» и А. Блок54. Символ музыкальной души искусства - Орфей, по словам Вяч. Иванова, «символ искусства.., освобождающего - свободного настолько, что оно освобождает пленный мир», изводя «из тьмы Красоту - жизнь»55. Искусство, как и человек, имеет «ми-роустроительное» назначение, оно способно «освобождать и преображать мир»56. Символом этого мироустроения была София.

Синтетические поиски эпохи воплощались в центральной мифологеме Вечной Женственности. Это красота, способная спасти мир, и мео-нальные глубины бытия. Это концепт новой морфологии стиля, преодолевающего логизированную структуру риторико-классического дискурса и стремящегося к семантической темнотности и мглистости. Это концепт новой культуры и нового типа мышления, в котором главенствует не борьба, а взаимодействие полярных начал. Это концепт философии жизни как вечного потока бытия (видение мира как живого организма, пронизанного Божеством) и в то же время восприятие мира как «творческой эволюции», вечного процесса одухотворения, просветления материи и намек на этот преображенный мир. В ней воплощается переход от логоцентризма к мифопоэтическому типу сознания с его исконным амбивалентным сочетанием полярностей. Мифологема Вечной Женственности содержит понимание истины как антиномии57 и антиномическое понимание человеческой индивидуальности как двуединства души - духа с ее экзистенциальной потребностью в другом Я - Ты. Практически все интенции эпохи центрируются в этой исходной мифологеме. Образы Вечной Женственности переполняют живопись рубежа веков, как центральная тема символизма и модерна, начиная с живописи прерафаэлитов: работы Д. Г. Россетти, Э.

Берн-Джонса, Пюви де Шаванна, М. Дени, В. Борисова-Мусатова, К. Петрова-Водкина и др. Это Мадонна и София - Премудрость Божия, Саломея и Астарта, «девушка в белом» и муза, мать всего живого и красавица-смерть, Душа Мира и душа народа, Царевна-Лебедь и Европа, увлекаемая хаосом, невеста и раскольница.

Для теоретиков русского символизма «идея Вечной Женственности является жизнеспособным корнем нового религиозного сознания»58. Культ Вечной Женственности - Мировой Души - Софии - Прекрасной Дамы - под разными именами составляет сущность западной и ближневосточной мистики, утверждаясь в библейской брачной символике59 и неоплатонизме, имеющем определяющее влияние на ренессансную культуру и романтиков, суфизме, Каббале и поэзии - арабская и персидская лирика, рыцарская поэзия, Данте, Петрарка, Гете. «Счастлив поэт, который не потерял веры в женственную Тень Божества», - писал Вл. Соловьёв60, находя эту женственную Тень в творчестве крупнейших лириков XIX века. С нею связана тайна его индивидуальности, состоящая в обретении мирового «я». Тема Вечной Женственности пронизывает русскую литературу XIX века как ощущение сокровенной женственности бытия. Истинная реальность - мировая гармония, вечная женственность, мировая душа, София, женственная, одушевленная, космическая красота. Она открывается русскому писателю как отражение Божьего лика, его энергема. Религию Вечной Женственности в русской культуре конца XIX века утверждает Вл. Соловьёв, называя в своей лирике имя «новой богини» - Вечная Женственность, «владычица земли, небес и моря», «темного хаоса светлая дочь».

По Н.А. Бердяеву, женственное начало соединяет с миром, несет в себе интуитивное знание о мире, в нем тайна мироприятия и церкви. Вяч. Иванов связывал переживания женственной части я с «переживаниями экстатического порядка»61, разрешением кризиса современного индивидуализма. Об особом творческом воздействии женского начала на весь ход жизни и особом типе женского творчества размышлял Н.О. Лосский: «Характерная черта женской природы есть умение жить целостною гармоническою жизнью и содействовать развитию такой жизни во всех окружающих ее, любимых ею существах». Женское творчество - это творчество самой жизни, «творение целостной жизни»62. Женщины в символистской среде становятся равноправными собеседницами. И потому становится понятным культ Вечно-Женственного в эпоху, стремившуюся к синтезу жизни и творчества.

Мифологический космизм, переживаемый как символическая сопричастность и эротическая окрылённость личности, в конечном счете, ведет к трагическому - антиномическому мироощущению, утверждающему амбивалентный закон двуединства противоположных начал, космоса-хаоса, дня-ночи, жизни-смерти, Аполлона-Диониса. Как писала Е.И. Рерих, «люди утеряли ключ ко многим тайнам бытия. Человечество должно осознать вели-

кий Космический закон величия и равноценности двух начал, как основу Бы-тия»63. Для А. Блока это новое мироощущение было выразимо через понятие близости к «музыкальной сущности мира». Стирается грань между личным и мировым, художник отдается «музыкальной волне, исходящей из мирового оркестра», слышит «мировую музыку»64, в которой «Радость, страданье - одно», «Мелодией одной звучат печаль и радость».

В своём замысле эпоха символизма и модерна была устремлена к поиску синтеза, примиряющего индивидуализм с универсализмом, сочетающего личностное сознание с сознанием мировым, духовность с космизмом, ан-тропное начало с переживанием потока бытия. Закономерен взлёт русской культуры как культуры дуальной в своём устремлении к высшей целостности и сближению полярностей. Софийно-теургическая эстетика Вяч. Иванова, А. Белого, П. Флоренского, С.Булгакова и др. в своих поисках нового синтети -ческого миропонимания утверждала онтологическую концепцию творчества. Ядром этой новой онтологической эстетики является теологема Софии.

В этих поисках синтеза заявляла себя тоска постренессансного человека по органичности и цельности, а также исконно российское стремление к вселенскому преображению мира. Но как поняли творцы этой культуры уже в эмиграции: любое усилие «осуществить царство Божие или рай на земле в составе этого несовершенного мира с роковой неизбежностью вырождается в фактическое господство в мире адских сил»65. Век масс трагически-пародийно и наоборотно воплотил призывы к симфонической личности, хоровому высвобождению дионисийских энергий, мистерии, теургическому действу.

Синтетические искания, завещанные эпохой рубежа Х1Х-ХХ веков, нашли свои многообразные отражения в культуре ХХ века. К космической бесконечности, целостности вселенной обращено авангардное искусство В. Кандинского и К. Малевича, П. Филонова и М. Шагала. Принцип отражения целого в частях лежит в основе структурных исследований. Синергетическая парадигма сопрягает хаос и космос, стабильность и нестабильность.В результате этих синтетических исканий возникла и культурология как наука - явление, «специфичное именно для нашей страны»66 с её размытыми границами культурологического знания, поскольку культура - разновидность всеединства в русской мысли, ищущей целого.

1 С.Дягилев и русское искусство. В 2 т. Т.1. М.,1982. С.193.

2Соловьёв В. Чтения о Богочеловечестве // Соловьёв В. Соч. В 2 т. М., 1989. С.134.

3 Ильин И.А. Путь к очевидности // Тарасов Б.Н. Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе. М., 2008. С.866, 897.

4 Франк С.Л. Русское мировоззрение // Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб.,1996. С.183.

5 См.: Шахматова Е.В. Смена парадигм в культуре Серебряного века: от антропоцентризма к антропокосмизму // Вопр.культурологии. 2008. № 12. С.13-16.

6 Иванов Вяч. О русской идее // Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.,1994. С.366.

7 Иванов Вяч. О веселом ремесле и умном веселии// Там же. С.69.

8 Мандельштам О. Слово и культура // Мандельштам О. Соч. М., 1990. Т. 2. С. 171-172.

9 Блок А.А. Собр.соч. В 8 т.Т.6. М.; Л.: ГИХЛ, 1962. С.175.

10 См.: Шахматова Е.В. Восток как метафизическая парадигма идеи всеединства в культуре Серебряного века // Вопр.философии. 2008. № 3. С.147-162.

11 Иванов Вяч. О Новалисе (1914) // Иванов Вяч. По звёздам. Борозды и межи. М.,2007. С.545. 12Булгаков С.Н. Автобиографичекие заметки. Цит. по: Зернов Н. Русское религиозное возрождение ХХ века. Париж, 1991. С.261.

13Иванов Вяч. О Новалисе // Указ.соч. С.544.

14 Иванов Вяч. Древний ужас // Указ.соч. С.276.

15 Иванов Вяч. Чурлянис и проблема синтеза искусств // Указ.соч. С.487.

16Белый А. Проблема культуры, Песнь жизни, Эмблематика смысла // Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С.18,172,26. 17Иванов Вяч. О Новалисе// Указ.соч. С.546. 15 Иванов Вяч. Голубой цветок// Указ.соч. С.564.

19Иванов Вяч. Гёте на рубеже двух столетий // Иванов Вяч. Родное и вселенское. С.242.

20Философов Д.В. Весенний ветер // Философов Д.В. Слова и жизнь: Литературные споры

новейшего времени (1901-1908). СПб., 1909. С. 33-35.

21Чулков Г. Поэзия Вл. Соловьёва // Вопросы жизни. 1905. № 4-5. С. 117.

22Якимович А.К. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма

до классического авангарда. М., 2003. С. 171.

23Там же. С. 95.

24Раков В.П. Апофатика литературно-художественного стиля // Раков В.П. Филология и культура. Иваново, 2003. С. 25. 25Якимович А.К. Двадцатый век. С. 138. 26 Там же. С. 132.

27«Россия оказывается при этом местом реализации западного эроса, его фантазмов о последнем синтезе, вытесненных логической западной цивилизацией» (Гройс Б. Россия как подсознание Запада // Искусство кино. 1992. № 12. С. 8).

28 Синеокая Ю.В. Проблема сверхчеловека у Соловьёва и Ницше // Вопр. филос. 2002. № 2. С. 79.

29 Иванов Вяч. Родное и вселенское. С. 75. 30Там же. С. 40, 70.

31 Там же. С. 88.

32 Там же. С. 42.

33Русский космизм. М., 1993. С. 112. 34Там же. С. 68.

35 Соловьёв В.С. Три речи в память Достоевского // Соловьёв В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С.242.

36 Бердяев Н.А. Опыт философского оправдания христианства // Русская мысль. 1909. № 9. С. 70.

37Степин В.С. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого // Вопр.филос. 1997. № 5. С. 9.

38 Панарин А. О возможностях отечественной культуры // Новый мир. 1996. № 9. С. 177.

39 Сагатовский В.Н. Антропокосмизм - парадигма будущего // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы международной конференции. СПб., 1999. С.91-93. 40Стрельченко В.И. Русский космос и европейская наука // Там же. С.73-75.

41 Тульчинский Г.Л. Два типа рациональности // Там же. С.66.

42 Налимов В.В. Критика исторической эпохи. // Вопр. философии. 1996. №11. С. 73. 43Генис А. «Мы уже не живем в эпоху героев и гениев» // Лит.газ. 1996. № 44. С. 5. 44Генис А. Вавилонская башня: Искусство наших дней // Иностр. лит. 1996. № 9. С. 210.

45Шапошникова Л. В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века: Материалы междунар.конф. В 3 т. Т.1. М.: Междунар.Центр Рерихов, 2004. С.58-61.

46Флоренский П. Особенное // Флоренский П. Детям моим. М., 1992. С. 153. 47Там же. С. 157-158.

48 Иванов Вяч. Родное и вселенское. С. 144, 185. 49Там же. С. 156, 207. 50Там же. С. 197.

51 См.: Юнг К.Г. Подход к бессознательному // Человек и его символы / Под ред. К.Г. Юнга. СПб., 1996. С. 107-108.

52 Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 246.

53 Иванов Вяч. Родное и вселенское. С. 41.

54 Блок А.А. Собр.соч. В 8 т. Т. 6. С. 106, 101-102.

55Иванов Вяч. Лик и личины России: Эстетика и литературная критика. М., 1995. С. 176177.

56 Там же. С. 177, 181.

57«Истина есть антиномия» (Флоренский П. Столп и утверждение истины. Париж, 1989. С.153)

58Иванов Вяч. Гёте на рубеже двух столетий // Иванов Вяч. Родное и вселенское. С.267.

59 Лебедев Л. Тайны древних икон // Наука и религия. 1989. №3. С.60-63.

60 Соловьёв В.С. Философия искусства. С.521.

61 Иванов Вяч. Родное и вселенское. С. 92.

62 Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты: Основы эстетики. М., 1998. С. 271, 274.

63 Рерих Е.И. Из писем, 1929-1938 // Грезы о земле и небе: Антология русского космизма. СПб., 1995. С. 297.

64Блок А.А. Собр.соч. В 8 т. Т. 6. С. 101-102.

65Франк С.Л. Свет во тьме // Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С.296. 66 Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры: Опыт русской культурологии середины XIX- нач. XX веков. М., 2001. С.9.

Н.В. СЕРОВА

Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф.Ушакова,

г. Новороссийск

ТЕУРГИЙНЫЙ СМЫСЛ КРАСОТЫ В ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЯХ В.С. СОЛОВЬЁВА И В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВОПЛОЩЕНИЯХ ИСКУССТВА XIX - XX ВЕКОВ

Проводится исследование всесозидающей силы красоты, которая открывается в творческом преобразовании мироздания. Преодолевая хаос и разложение, она воссоздает мир в гармонии и целостности всех позитивных сил. Ее духовная суть воспринимается и воплощается человеком в разных видах творчества - в религии, искусстве, философии, науке и общественной жизни. В них она являет себя миру в зримой и доступной мышлению форме как вселенское, духовное и животворящее начало мира. Такое видение красоты открылось мысли выдающихся русских философов и покорило сердца великих мастеров искусства Х1Х-ХХ веков. Одним из первых, кто проникся ею, стал В.С.Соловьёв. В своих работах он раскрыл ее вселенский смысл и исторические пути осуществления. Поэтому

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.