Научная статья на тему 'Социальная деятельность и социальная энтропия'

Социальная деятельность и социальная энтропия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1075
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бабосов Е. М.

В статье проанализированы основополагающие проблемы социального человеческого бытия. Охарактеризована сущность социальной деятельности как динамической системы активного взаимодействия личности или социальной группы с окружающим миром. Показано, что активная человеческая деятельность имеет антиэнтропийную направленность. Выделены основные компоненты антиэнтропийной направленности, особенности социальной энтропии. Сформулированы выводы и рекомендации по снижению уровня социальной энтропии в условиях перехода экономики и других сфер общественной жизни Республики Беларусь на инновационный путь развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ACTIVITY AND SOCIAL ENTROPY

Basic problems of social human life are put forward and analyzed in offered article. Author analyzed the essence of social activity as dynamic system of active interaction of the person or social group with world around. It is shown that active human activity has anti-entropy orientation. The basic components of anti-entropy orientation are allocated. Features of social entropy are characterized. Also article contains conclusions and recommendations on decrease of the social entropy level in conditions of transition of economy and other spheres of a public life of Belarus on an innovative way of development.

Текст научной работы на тему «Социальная деятельность и социальная энтропия»

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 316.42/316.625

Е. М. БАБОСОВ,

академик, доктор философских наук, профессор,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭНТРОПИЯ

В статье проанализированы основополагающие проблемы социального человеческого бытия. Охарактеризована сущность социальной деятельности как динамической системы активного взаимодействия личности или социальной группы с окружающим миром. Показано, что активная человеческая деятельность имеет антиэнтропийную направленность. Выделены основные компоненты антиэнтропийной направленности, особенности социальной энтропии. Сформулированы выводы и рекомендации по снижению уровня социальной энтропии в условиях перехода экономики и других сфер общественной жизни Республики Беларусь на инновационный путь развития.

Самая характерная особенность социального бытия человека состоит в том, что он рано или поздно задумывается о смысле жизни и чаще всего связывает этот смысл с активной целенаправленной деятельностью. А деятельность эта неразрывно сопряжена с преобразованием окружающего природного и социального мира, со стремлением человека стать лучше, чем он был вчера и чем он является сегодня. Только в активной целенаправленной деятельности человек создает самого себя как существо социальное, добивается осуществления своих идеалов, надежд, стремлений, целей.

В своей сущностной социологической характеристике деятельность представляет собой динамическую систему активного взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которого происходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и преобразование природного и социального мира. Именно в социальной деятельности осуществляется воплощение активности личности и общности, их творческих качеств, установок, мотивов, поступков. В процессе деятельности проявляется определенное противопоставление субъекта и объекта деятельностной активности: личность или социальная общность противопоставляет себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности. С другой стороны, сам социальный процесс, т. е. бытие социума, невозможен вне и помимо разнообразных актов человеческой деятельности. Этот процесс не только

складывается из различных видов социальной активности, представляя собой интегративную их систему, но одновременно и постоянно распадается на огромное количество разнообразных и относительно обособленных друг от друга деятельностей (материальных, интеллектуальных, политических, коммуникативных, культурных и др.), которые характеризуются переходом друг в друга, дифференциацией и объединением, специфическим распределением во времени и пространстве. Более того, человеческая личность, выступающая субъектом социального процесса, представленного в многомерности своего бытия, может и должна быть понята сама как исторически развивающийся процесс деятельности (в своей динамике) и одновременно как результат этой деятельности (в своей статике, сиюминутности). Вследствие этого сам социальный процесс представляет собой полисубъективное образование, организованность, многомерность и целостность которого осуществляются совокупностью различных направлений, видов и форм человеческой деятельности, их различными сочетаниями, разделениями, комбинациями, являющимися по существу постоянной пульсацией живых и опредмеченных человеческих сил.

Каким бы простым или сложным ни был тот или иной социальный процесс - в основе своей он состоит из определенных действий, совершаемых людьми. Труд или любовь, спортивная игра или военное сражение - это различные социальные процессы, а их непременную основу составляют различные действия. Но любое действие связано с какими-то изменениями. Изменения - это тот механизм, посредством которого действия превращаются в социальные процессы. Социальное бытие соткано из множества социальных процессов, а в основе каждого из этих процессов всегда находятся активные действия людей. Сами же эти действия, равно как и порождающие их процессы, имеют вполне определенную направленность.

Осуществляемые человеком действия представляют собой специфический способ бытия (т. е. социального бытия) и весьма разнообразны. Но при всем их многообразии они обладают двумя инвариантными особенностями. Во-первых, они всегда ориентированы на определенную цель, т. е. целесообразны. Во-вторых, они неразрывно связаны с энергией, с ее концентрацией, выделением, преобразованием, накоплением, расходованием, потреблением и т. п. Энергия проявляется в способности к действию, в возможности действия. Но поскольку человеческое действие составляет основу социального бытия, постольку это бытие, как и любое бытие вообще, есть преобразование энергии.

Но в контексте соотношения с энергией социальное бытие имеет принципиальное отличие от всех других видов бытия. И отличие это в значительной степени детерминируется различными направленностями процессов энтропии в физическом и социальном мире. Для того чтобы разобраться в данном вопросе, придется вспомнить, что кроется за понятием «энтропия». Это понятие введено впервые Р. Клаузиусом в 1865 г. в термодинамике для определения меры необратимого рассеяния энергии неравновесной термодинамической си-

стемы. Энтропия является фундаментальным понятием Второго начала термодинамики, которое может быть сформулировано несколькими способами. В формулировке Р. Клаузиуса оно гласит: «Энергия Вселенной постоянна; энтропия же стремится к максимуму». В более понятном изложении оно может быть представлено так: «Процессы, приводящие систему к состоянию равновесия, сопровождаются ростом энергии». Сама же энтропия (от греч. еntropia) означает поворот, превращение и характеризует направление протекания самопроизвольных процессов в термодинамической системе и является мерой их необратимости, а также мерой беспорядка в системе.

В современной науке считается твердо установленным, что энтропия принимает максимальное значение в наиболее неупорядоченных (хаотичных) ансамблях и минимальное - в наиболее упорядоченных ансамблях. А это означает, что любая изолированная система стремится достичь ситуации, отвечающей наибольшему беспорядку, т. е. ситуации с максимальным значением энтропии. Если, например, предположить, что любой биологический организм, помещенный в ящик и показавшийся полностью изолированным от среды, скорее всего не выживет и распадется в конце концов на неупорядоченную смесь простых органических молекул. Если же система взаимодействует с другой системой (внешней средой) и не является изолированной, т. е. функционирует как открытая система, то степень беспорядка и, следовательно, энтропия в интересующей нас открытой системе будет уменьшаться [1, с. 154-156].

В зависимости от специфики той или иной науки данное понятие получает различные истолкования. В частности, в статистической физике оно выражает неопределенность состояния изучаемой системы и представляет меру вероятности пребывания системы в данном состоянии (Л. Больцман); в теории динамических систем - меру хаотичности в поведении траекторий системы; в теории информации - меру неопределенности источника сообщений, определяемую вероятностью появления тех или иных символов при их передаче; в теории управления - меру неопределенности состояния или поведения системы в данных условиях. В кибернетике при помощи понятий энтропии и негэнтропии выражают меру организованности системы. Будучи справедливой для систем, подчиняющихся статистическим закономерностям, эта мера требует большой осторожности применительно к социальным системам. Для осмысления проблематики социального бытия наиболее приемлемой является трактовка энтропии в ее управленческой трактовке. В связи с резким возрастанием значимости информационных коммуникаций в современном высокотехнологичном обществе, которое с полным основанием называют обществом информационным, очень существенно понимание специфики информационной энтропии. Информационная энтропия интерпретируется обычно как неопределенность информации, т. е. сведений о некоторой информационной системе, или же как недостачи (недостатка) информации о состоянии системы. Поэтому для обозначения тождественной связанной информации о состоянии

системы стали использовать термин «негэнтропия». Этот термин неразрывно связан с потоками информации, протекающими в системе. Негэнтропия является мерой порядка, упорядоченности внутренней структуры, связанной информации, наличествующей в данной системе, и ее не следует представлять как энтропию с отрицательным знаком [1, с. 158]. Необходимо иметь в виду, что в реальной действительности, как в природной, так и в социальной, абсолютно безэнтропийных процессов не бывает. Следовательно, энтропийные потоки и негэнтропийные процессы надлежит рассматривать в их диалектическом взаимодействии. А их принципиальное различие заключается в том, что энтропия - это мера множественности тех состояний системы, о пребывании в которых система должна забыть, а негэнтропия, воплощающая в себе своеобразный сгусток информации, - это мера множества тех состояний, о пребывании в которых система должна помнить. Такая особенность характерна для различных систем, но особенно большое значение она имеет для функционирования социальных систем. Эта особенность, принимающая характер закономерности, дает возможность при ее учете в различных сферах человеческой деятельности, в первую очередь в управленческой, оценивать конкретные возможности информационного и энергетического обеспечения системы и принимать решение о том, что можно и нельзя делать, что целесообразно, что рискованно, что сомнительно, а что необходимо. При организации и осуществлении любой социальной деятельности ее следует осуществлять таким образом, чтобы обеспечить более высокие темпы снижения энергии и соответственно повышения негэнтропии социального бытия.

В этом контексте бесспорно, что возникновение жизни на нашей планете. появление человека и действие его разума приводят в конечном счете к убиванию энтропии и увеличению негэнтропии. В своей жизнедеятельности человек функционирует как деятельное социальное существо, обладающее избыточной энергией, которая используется для преобразования природы. По своей масштабности и мощности антропогенные воздействия на природу, усиленные научными знаниями, ростом технической мощи и энерговооруженности цивилизации, как установил В. И. Вернадский, становятся сравнимыми с геологическими силами [2, с. 510]. Увеличение в нарастающих масштабах огромного количества искусственной энергии, которое стало теперь производить человечество, привело к колоссальному энергопреобразованию окружающего мира в сторону все больших и эффективных действий. С развитием цивилизации энергия человечества принимает все менее биологический характер и все более характер внешних воздействий на окружающий мир через разум, научные знания, технику и технологии. А это означает, что активные человеческие действия, направляющие всевозрастающую энергию на преобразование мира, имеют антиэнтропийную направленность. Эта антиэнтро-пийность человеческого бытия неуклонно возрастает, поскольку оно становится саморегулируемым. Данная тенденция, являющаяся определяющей для правильного понимания сущности и смысла человеческого бытия, детерми-

нируется тем, что возрастание энтропии является естественным состоянием закрытой системы. Но в отличие от этого социальные системы являются открытыми и могут импортировать энергию в процессе взаимодействия с внешней средой и тем самым избегать энтропии. Они способны не только выживать, но и образовывать новые, более устойчивые состояния, видоизменяясь в соответствии с вновь возникающими условиями и адаптируясь к ним, достигая состояния негэнтропии. Постоянные обмены с окружающей средой и адаптация, усиленные и усовершенствованные возрастающим энергопреобразующим воздействием на природную и социальную действительность, становятся решающими факторами обеспечения антиэнтропийной направленности социального бытия.

Разумеется, в реальной действительности, в том числе и социальной, энтропия и антиэнтропийные тенденции связаны диалектическим взаимодействием. На это самое серьезное внимание было обращено в работах российских философов и естествоиспытателей в 20-х годах ХХ в. В частности, П. Флоренский рассматривал весь окружающий человека мир как арену непрестанной борьбы двух принципов - энтропии, всеобщего уравнивания, и эктропии (логоса), воплощающего в себе интеллектуальные силы, организующие активные человеческие действия по совершенствованию бытия. Именно в этом он видел основное предназначение проповедуемой им «конкретной метафизики, которая есть философская антропология» [3, с. 29]. Исходным пунктом такой антропологии должен быть, по его мнению, следующий тезис: «Метафизические плоскости спайности бытия выражаются в своеобразиях психологического устройства нашего опыта. Антропология не есть самодовлеемость уединенного сознания, но есть сгущенное, представительное бытие, отражающее собой бытие расширенно - целокупное: микрокосм есть малый обрез макрокосма, а не просто что-то само в себе» [3, с. 34]. Особую значимость в организации антиэнтропийной направленности человеческого бытия он придавал культуре, утверждая, что «культура может быть истолкована как деятельность организации пространства» [4, с. 321].

Еще более активно и масштабно сходные взгляды отстаивал Н. Бердяев. Он усматривал антиэнтропийную направленность человеческого бытия в том, что своим самосознанием человек «прорывается за грани природного мира, прорывает все явления природного мира и являет собой верховный центр бытия» [5, с. 298-299]. Но вместе с благами такого прорыва существуют и серьезные опасности для человечества, которые приносит с собой в наше бытие «механическая, уравнивающая и обесценивающая цивилизация с ее дьявольской техникой», порождающей «лжебытие, призрачное бытие, вывернутое бытие» [5, с. 495]. Если техническая цивилизация нивелирует творческое начало в человеке, энтропизирует его, считал Бердяев, то культура, напротив, анти-энтропийной мощью своих ценностей убеждает, что «именно в творчестве свободном и дерзновенном призван человек творить мир новый и небывалый, продолжать творение Божье» [5, с. 33]. В отличие от энтропии, где происходит

перераспределение энергии посредством выравнивания, проявляющаяся в деятельности человека «творческая энергия, - по утверждению Бердяева, - есть энергия прирастающая, а не перераспределяющая» [5, с. 370]. Он был убежден в том, что «творческий акт непосредственно пребывает в бытии, он есть самораскрытие сил бытия», потому что «цель творческого прорыва - достижение иной жизни, иного мира, восхождение в бытии» [5, с. 341, 347]. Подчеркивая, что эта особенность ярче всего проявляется в художественной культуре, он вместе с тем считал необходимым уточнить, что «в искусстве творится не новое бытие, а лишь знание нового бытия» [5, с. 444]. А это означает, что высшей целью подлинной культуры должна стать «не красота как культурная ценность, а красота как сущее, т. е. претворение хаотического уродства мира в красоту космоса, претворение жизни этого мира в бытийственную красоту, в красоту сущего» [5, с. 445]. Поэтому не только художником, но и каждым человеком должен руководить «императив творить красоту во всем и везде, в каждом акте жизни» [5, с. 456].

В существенно ином, а именно в космическом ракурсе проблему взаимодействия энтропии и антиэнтропии анализировал К. Циолковский. В работе «Причина космоса» он высказал предположение о торжестве в космосе творческих антиэнтропийных сил жизни и разума над уравнительными энтропийными тенденциями. В качестве альтернативы по отношению истолкования принципа возрастания энтропии как свидетельства деградации Вселенной Циолковский утверждал, что во Вселенной широко распространены процессы становления новых космических объектов, вследствие чего она (а вместе с нею и человечество) находится в состоянии «вечно возникающей юности» и «вечном усложнении». Осуществление космических полетов человека, создание долговременно действующих исследовательских космических станций убедительно свидетельствуют о правомерности суждений Циолковского об антиэнтропийной сущности созидательной деятельности человечества.

С приведенными суждениями Циолковского, равно как и с мнениями, высказанными Вернадским, Флоренским, Бердяевым, хорошо согласуется разработанная выдающимся математиком Н. Н. Моисеевым теория коэволюции человечества и природы. Он подчеркивал: «Несмотря на то, что всякая материальная система, согласно второму началу термодинамики, стремится к состоянию хаоса, как к наиболее вероятному (с точки зрения термодинамики) состоянию, в котором энтропия максимальная, в реальном мире мы наблюдаем острова стабильности, то есть системы, чья сложность (организованность) с течением времени не только не уменьшается, но увеличивается» [7, с. 180]. Именно такой системой, по убеждению Моисеева, является социальная система, способная упорядочивать не только свое собственное развитие, но и свои взаимоотношения с природой, что и получило обоснование в принципе коэволюции.

Важнейшим компонентом антиэнтропийной направленности социального бытия является специфика сознания как отличительной особенности че-

ловека. В реальной действительности существует единственный орган - мозг человека с его чрезвычайно сложной нейронной сетью, не нуждающейся во внешнем обслуживании, которое бы приводило к понижению энтропии мозговой деятельности. Это означает, что в самой организации и структуре мозга в особенностях его функционирования заключены истоки безэнтропийной природы человеческого сознания, которое представляет собой особого рода деятельность психики, связанную с хранением, концентрацией, интерпретацией информации, поступающей в мозг из внешнего мира и от самого организма. Вторым фундаментальным проявлением неэнтропийной сущности нашего сознания является символический код, позволяющий человеку объективировать свою мыслительную деятельность посредством знаний, букв, цифр, музыкальных нот и т. п. Присущая только человеческому бытию адекватно видимая, читаемая, слышимая символика, имеющая безэнтропийную природу, объективируется в науке, поэзии, драматургии, технике, технологии, политике. Наиболее же концентрированным воплощением антиэнтропийной сущности социального бытия является активная и целенаправленная человеческая деятельность, ориентированная на достижение субъектом поставленных целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта.

В процессе деятельности, прежде всего производственно-трудовой, происходит активное изменение предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека, возрастает упорядоченность окружающей среды и самих действий человека, следовательно, происходит снижение энтропии и увеличение антиэнтропийной сущности социального бытия. Какой бы вид деятельности - материальной, воплощенной в создании многообразных вещественных благ, социальной, направленной на организацию общественной жизни и совершенствование социальных процессов, духовной, реализуемой в интеллектуальных или художественных усилиях, ориентированных на созидание духовных ценностей, - мы ни рассматривали, в каждом из них наибольшим антиэнтропийным потенциалом обладают элементы творчества. Именно своей творческой деятельностью (а такой характер может иметь любой вид деятельности) человек преобразует и упорядочивает окружающую реальность, создает нечто новое, оригинальное, ранее не существовавшее в природе, науке, культуре, образовании, медицине, спорте, политике и т. д., резко расширяя тем самым масштабы своего целенаправленного антиэнтропийного, упорядочивающего воздействия на окружающий мир. Поэтому каждый социально организованный, духовно богатый и нравственно воспитанный человек призван в своем бытии осуществлять антиэнтропийную функцию, следовательно, противостоять беспорядку, хаосу и другим проявлениям энтропийности в личной и общественной жизни. Совесть, долг, призвание и другие высшие проявления нравственности негэн-тропийны по своему существу и содействуют установлению и упрочению порядка, организованности, нравственности, гуманности в обществе. Все, что

способствует физическому, духовному, нравственному здоровью человека, повышению качества его жизни, а следовательно, и качеству жизни народа -здравоохранение, образование, наука, культура, религия, физкультура и спорт, социальное управление и т. п., - обладает мощным антиэнтропийным зарядом, который надлежит всемерно использовать во имя осуществления социального прогресса.

Однако нарастание саморегулируемости и антиэнтропийности активного человеческого действия отнюдь не исключает возникновения в социальном бытии определенных энтропийных явлений и процессов. Социальная энтропия является мерой отклонения социальной системы или отдельных ее сегментов и элементов от нормального ее состояния и функционирования. Чаще всего в социальном бытии действуют две противоположно направленные тенденции - как возрастания, так и уменьшения энтропии. В зависимости от того, какая из них становится преобладающей, возникает либо более высокая организованность или самоорганизация системы, либо ее дезорганизация, нарастание в ней элементов хаоса и распада. Во втором случае система оказывается в состоянии кризиса, который может воплотиться в распаде данной системы, как это и произошло в случае с разрушением Советского Союза, когда элементы нарастающей дезорганизации, снижения эффективности деятельности почти всех подсистем, прежде всего экономики и политики, механизмов управляемости и доверия к власти завершились крахом системы. Этот трагический опыт свидетельствует, что в том случае, когда суммарное нарастание социальной энтропии превышает суммарное увеличение негэнтропийных и антиэнтропийных процессов, в системе начинают преобладать процессы движения в сторону неупорядоченности, неопределенности, деструкции, хаоса, что в конечном счете приводит к разрушению и гибели данной системы.

Конкретные проявления социальной энтропии весьма многообразны - это снижение уровня организации, эффективности функционирования, темпов социального бытия. Кроме того, они характеризуются возрастанием неопределенности, неупорядоченностью в действиях людей, их социальных групп и общностей, социальных организаций и институтов, недостаточным уровнем или недоиспользованием информации, прежде всего научных знаний в процессе организации и управления данной системой. Значимость глубокого понимания сущности и проявлений социальной энтропии предопределяется тем, что даже при достаточно стабильном формальном (внешнем) порядке система может функционировать неэффективно, с большим количеством сбоев и ошибок, неизбежно оборачивающихся нарастанием дезорганизации и снижением эффективности предпринимаемых действий. Основными причинами и источниками увеличения социальной энтропии в современном обществе являются: а) вооруженные конфликты; б) природные и техногенные катастрофы; в) экономические и социальные кризисы; г) эпидемии, болезни, рост смертности и сокращение народонаселения; д) межнациональные и межконфессиональ-ные конфликты; е) совершение террористических актов; ж) высокий уровень преступности.

Резкое расширение масштабов социальной энтропии в большинстве стран, в том числе и в Беларуси, обусловил начавшийся в августе 2008 г. мировой финансово-экономический кризис. Он привел к снижению объемов и темпов развития основных отраслей экономики и банковской сферы, к снижению доходов основных групп населения. К счастью, развитие экономики и социальной сферы Беларуси в кризисной ситуации не утратило своей стабильности и устойчивости. А итоги социально-экономического развития страны за 2010 г. свидетельствуют о том, что Республика Беларусь постепенно, но неуклонно преодолевает негативные последствия кризисных явлений и вступает в пост-кризисный период. При обилии негативных последствий энтропийного характера, вызванных развертыванием кризиса, есть в этом процессе и некоторый позитивный элемент. Кризис, а также преодоление его последствий заставили работников всех отраслей деятельности, особенно управленческой, задуматься о более требовательном и критичном отношении к своей работе, к недостаткам и о предупреждении, преодолении, недопущении их в будущем. В этих условиях важное значение приобретает разработка и практическая реализация новой социальной парадигмы посткризисного развития нашей страны, обеспечения стабильности и устойчивости ее социально-экономической, политической и культурной динамики на базе крупномасштабных инновационных трансформаций и с учетом особенностей идентичности и менталитета белорусов, их традиционных базовых ценностей.

Серьезное нарастание социальной энтропии произошло в России аномально жарким летом 2010-го года. Необычно масштабные площади лесогорения в данном случае были детерминированы не только природными, но и антропогенными факторами. Многие руководящие работники местных органов власти, которые не обеспечили меры по предотвращению лесных пожаров и эффективному их тушению, по защите от пожароопасности населенных пунктов, были освобождены от занимаемых должностей. Не исключается в некоторых случаях и наличие не только извечной российской безалаберности, проявляющейся в бесконтрольном и пожароопасном разведении костров в лесах, но и умышленных поджогов. Кроме того, в прессе появились сенсационные предположения (правда, пока не приобретшие достаточной доказательности, чтобы считать их за истину), согласно которым действия американских систем НААЯ (пучково-лучевых систем, способных вызвать мощные энергетические выбросы в заданной точке пространства), возможно, создали над ВосточноЕвропейской равниной псевдоантициклон, разогревающий атмосферу до 40° и выше. В связи с этим, утверждали эксперты, не надо удивляться, если ближайшая зима по принципу климатического бумеранга установит небывалые минусовые рекорды, а запредельные морозы ударят по Северной Америке [7, с. 32].

Поскольку Беларуси за последние два десятилетия удалось избежать вооруженных, межнациональных и межрелигиозных конфликтов, а стихийные бедствия и техногенные катастрофы не имели здесь чрезвычайно масштабного

характера, обратим внимание на энтропийную опасность существующей ныне в нашей стране демографической ситуации. Итоги проведенной в 2009 г. республиканской переписи свидетельствуют, что за десять лет, прошедших между переписями 1999 и 2009 г., население Беларуси уменьшилось на 541 тыс. чел., или на 5,4 %. За это же время доля детей в возрасте до 15 лет уменьшилась с 21 до 16 %. Коэффициент рождаемости в Беларуси составляет 1,4, что обеспечивает замещение поколений их детьми только на 67 %. Почти 57 % учащихся 1-11-х классов имеют те или иные функциональные расстройства: дефекты речи, понижение слуха, нарушения зрения и осанки [8, с. 1-2; 9, с. 10]. Особенно тревожит тот факт, что в среде школьников всего лишь 24,7 % детей и подростков оказываются не имеющими нарушений здоровья. В то же время людей в возрасте старше 65 лет в стране более 14 %, а в сельской местности -23 %, т. е. фактически каждый четвертый сельчанин. Оценивая эту статистику, следует учесть, что по методике, применяемой экспертами ООН, население считается старым, если в составе населения страны лица в возрасте более 65 лет составляют 7 %, т. е. вдвое меньше, чем в Беларуси. Главным фактором старения населения является высокая смертность, особенно среди мужчин, что составляет основную причину возрастания социальной энтропии.

Одним из существенных факторов дезорганизованности в обществе и роста социальной энтропии является такая форма проявления избыточности энергии человека, как преступность, уровень которой в Беларуси сохраняется высоким. Хулиганство, нарушение правил дорожного движения, распространение и потребление наркотиков, грабежи, изнасилования, умышленные убийства и покушения на убийство и другие преступления приводят к дезорганизации межличностных и групповых отношений, к росту энтропийного потенциала общества.

Одной из существенных причин нарастания социально-энтропийных явлений являются более или менее серьезные нарушения нравственных предписаний и правовых норм, существующих в обществе. Мораль и закон призваны в нашем обществе шествовать рука об руку друг с другом. Но с точки зрения их значимости в обуздании элементов социальной энтропии необходимо иметь в виду, что действие нравственности в отличие от правовых норм обеспечивается не системой внешнего принуждения и поощрения, а внутренними побуждениями, внутренними мотивами, собственными внутренними чувствами человека. Мораль, представляющая собой свод правил поведения людей в обществе, их отношений к другим людям, любви, страху, труду, собственности, справедливости и несправедливости, воспитывает в человеке совесть, благородство, чувство долга, верность, честность, доброту, создавая тем самым благоприятный нравственно-психологический климат для повышения организованности в обществе, снижения в нем уровня энтропии. Всякие же отклонения от норм морали, воплощенные в лживости, обмане, измене и других проявлениях безнравственности, ведут к увеличению социальной энтропии, к дезорганизации личной и общественной жизнедеятельности.

Во всей многообразной деятельности, осуществляемой в обществе, необходимо учитывать непреложное правило: все, что принято считать безнравственным и правонарушением, умножает неуверенность, беспорядок, хаос во взаимодействиях людей друг с другом и государством, а все, что считается нравственным, так или иначе, в большей или меньшей степени противостоит хаосу, беспорядку, росту энтропии, повышает уверенность человека в завтрашнем дне. Поэтому упрочение нравственных и правовых основ нашего общества выполняет созидательную, антиэнтропийную роль во всех сферах жизнедеятельности людей, во всех областях социального бытия.

Существенную упорядочивающую роль в снижении уровня социальной энтропии выполняет преодоление асимметрии во взаимодействии человека с окружающей природной средой. О нарастающей актуальности успешного и своевременного решения этой задачи свидетельствуют резко участившие -ся, главным образом под воздействием антропогенного фактора, природные и техногенные катастрофы - ураганы, цунами, наводнения, лесные пожары, не говоря уже об озоновых дырах и потеплении климата.

В условиях перехода к информационному обществу, базирующемуся на экономике знаний (точнее, на креативной экономике), сужения сферы действия дезорганизационных процессов, приводящих к разрушениям, катастрофам, хаосу, т. е. к суммарному увеличению социальной энтропии, неуклонно возрастает значимость повышения уровня информатизации общества, повышения в нем роли знаний, информационных технологий, инновационных процессов.

Важнейшим направлением многогранной и целенаправленной деятельности государства, предприятий, органов самоуправления, здравоохранения, культуры, науки, ориентированной на обеспечение устойчивого инновационного развития, создающего возможности для снижения уровня социальной энтропии, должно стать формирование человека-гражданина, осознающего свое положение в социальном бытии, при котором он имеет максимум возможностей для духовно-нравственного возвышения. Это направление деятельности воплощено в известном лозунге: «За сильную и процветающую Беларусь».

Материальные предпосылки для успешного решения этих задач создаются устойчивым развитием белорусской экономики, которая создает на протяжении нескольких последних лет стабильный рост валового внутреннего продукта в среднем на 10 % в год. В этом же направлении действуют принимаемые в Беларуси меры по либерализации экономики и дебюрократизации всех уровней управления. Значительным шагом вперед в решении этих задач, в снижении уровня социальной энтропии в белорусском обществе станет социально-экономическое развитие страны в 2011-2015 гг. Если бюджет Беларуси 2010 г. правомерно называли «осторожным», то утвержденный на 2011 г. бюджет следует именовать «осторожно оптимистическим». Прослеживается его социальная направленность. В частности, расходы на социальную сферу возрастут по сравнению с предыдущим годом почти на 1,5 трлн руб., на

выплату пенсий - на 1,7 трлн руб., на здравоохранение - на 300 млрд руб., на образование - 700 млрд руб.

Возрастающую значимость в обеспечении социального здоровья белорусского общества, усилении его организованности, избавлении от элементов дезорганизованности и беспорядка приобретает перевод экономики, всех других сфер общественной жизни на инновационный путь развития. Решающая роль в этом принадлежит опережающему развитию здравоохранения, образования, культуры и науки. Позитивные сдвиги во всех этих сферах социального бытия обеспечивают рост масштабов и эффективность энергопреобразовательной деятельности людей, их социальных групп, коллективов, организаций, сужая тем самым область проявления социальной энтропии. Именно таким образом обеспечивается достижение стратегической цели нашего общества -значительное повышение качества жизни людей, осознание каждым человеком высшего смысла социального бытия: максимальное саморазвитие и самоутверждение личности, максимальная ее самореализация.

Литература

1. Прангишвили, И. В. Системные законы и закономерности в электродинамике, природе и обществе / И. В. Прангишвили, Ф. Ф. Пащенко, Б. П. Бусыгин; Ин-т проблем упр. им. В. А. Трапезникова. - М. : Наука, 2001. - 525 с.

2. Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. - М. : Наука,

1988. - 520 с.

3. Флоренский, П. А. У водоразделов мысли / П. А. Флоренский. -М. : Наука, 1990. -Т. 2. - 448 с.

4. Флоренский, П. А. Иконостас. Избр. тр. по искусству / П. А. Флоренский. - СПб. : Миф-рил, Русская книга, 1993. - 366 с.

5. Бердяев, Н. А. Философия свободы, смысл творчества / Н. А. Бердяев. - М. : Наука,

1989. - 607 с.

6. Циолковский, К. Э. Причина космоса / К. Э. Циолковский. - Калуга: издат. автора, 1925. - 90 с.

7. Кашницкий, С. Климатический бумеранг может вернуться в Америку / С. Кашницкий // Аргументы и факты. - 2010. - 15 сент. - С. 4.

8. Социальный портрет в интерьере // Беларусь сегодня. - 2010. - 9 сент. - С. 1-10.

E. M. BABOSOV SOCIAL ACTIVITY AND SOCIAL ENTROPY

Summary

Basic problems of social human life are put forward and analyzed in offered article. Author analyzed the essence of social activity as dynamic system of active interaction of the person or social group with world around. It is shown that active human activity has anti-entropy orientation. The basic components of anti-entropy orientation are allocated. Features of social entropy are characterized. Also article contains conclusions and recommendations on decrease of the social entropy level in conditions of transition of economy and other spheres of a public life of Belarus on an innovative way of development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.