Научная статья на тему 'К вопросу о понятии социальной энтропии'

К вопросу о понятии социальной энтропии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2888
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тетерина Е. В., Пискорская С. Ю.

Проблема социальной энтропии одна из актуальнейших проблем современного гуманитарного знания. Само понятие энтропии впервые было введено в 1865 году немецким физиком Рудольфом Клаузиусом. Он определил энтропию как меру естественной склонности тепловой энергии к рассеиванию (диссипации). С тех пор, когда это понятие было введено в термодинамику, термин «энтропия» стал применяться и к социальным явлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии социальной энтропии»

Секция « ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ»

Библиографические ссылки

1. Ильина-Охременко Г. И. Народное искусство семейских Забайкалья. Улан-Уде, 1972.

2. Протасов Н. П. Песни забайкальских старообрядцев: Сибирская живая старина. Вып. 2. Иркутск, 1962.

3. Элиасов Л. Е. Народная поэзия семейских. Улан-Уде, 1969.

4. Мамсик Т. С. Крестьянское движение в Сибири. Вторая четверть XIXв. - Новосибирск, 1987.

© Полякова А. С., Бочкарев В. П., 2011

УДК 669.713.7

Е. В. Тетерина Научный руководитель - С. Ю. Пискорская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭНТРОПИИ

Проблема социальной энтропии - одна из актуальнейших проблем современного гуманитарного знания. Само понятие энтропии впервые было введено в 1865 году немецким физиком Рудольфом Клаузиусом. Он определил энтропию как меру естественной склонности тепловой энергии к рассеиванию (диссипации). С тех пор, когда это понятие было введено в термодинамику, термин «энтропия» стал применяться и к социальным явлениям.

Социальная энтропия - это мера отклонения социальной системы либо ее подсистемы от эталонного состояния, когда отклонение проявляется в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов развития системы [1].

Понятие социальной энтропии отображает разрушение индивидуализированного человеческого бытия -мира культуры. Энтропия увеличивается, когда преобладает несогласованность интенций взаимодействующих индивидуальностей, которая воспринимается отдельным человеком как неопределенность ее собственного бытия.

В XX веке на Западе была разработана теория социальной энтропии, - одна из самых влиятельных в настоящее время макросоциологических моделей социальной организации. В 60-70-е гг. энтропийный подход широко применяется для анализа процессов социальной эволюции. В книгах К. Бейли «Теория социальной энтропии» и М. Форсе «Маловероятностный порядок: энтропия и социальные процессы» представлены линии концепции социальной энтропии. По мнению авторов теории социальной энтропии, более характерное состояние социума - это нестабильность, неравновесность, вызванная в процессе развития социальных систем беспрестанным колебанием между организацией и дезорганизацией, тенденцией к смерти и тенденцией к выживанию [2].

Состояние максимума энтропии в социальной системе определяется как максимальная неупорядоченность или наиболее вероятное состояние системы. Напротив, минимум энтропии всегда есть минимум неупорядоченности. При этом состояние равновесия рассматривается как частный случай, как ситуация, когда уровни энтропии остаются постоянными во времени.

М. Форсе, один из соавторов теории социальной энтропии, считает, что главная опасность для развития общества заключается не в усложнении конфликтов, а в энтропийной тяте к инертности, усреднении и гомогенности. И если в начале XX в. общество боролось с такой угрозой преимущественно экономиче-

ским способом, то с наступлением эры «массового потребления» критерии социального различия все больше выступают как характеристики образа жизни, культуры, нормы, поскольку сама система ценностей стала объектом персонального выбора.

Отсюда можно сделать вывод, что «порядок и беспорядок не противостоят один другому, т. е. энтропийный хаос не обязательно является хаосом в общем смысле слова, так как имеет место „стабильная иерархия"» (М. Форсе). Другими словами, требование стабильности ведет к структурным неравенствам. Отсюда следует, что неравенство (негэнтропийный порядок) неизбежно в обществе, которое стремится к однородности и устойчивости (энтропийный хаос) [3].

В своей работе «Социальная термодинамика и проблема идентичностей», авторы С. Боровиков, С. Переслегин и Е. Переслегина, вводят понятие социальной энтропии (инферно) 8, как меру социальной энергии, связанной диссипативными процессами. Согласно авторам, инферно есть социальное движение, превращенное в беспорядочную (тепловую) форму. Как и физическая энтропия, социальная энтропия не измеряется, но вычисляется.

Социальная энтропия возрастает в следующих случаях:

- при попытке добиться физически или социально невозможного результата (энергетика на вечных двигателях первого или второго рода или на «торсионных полях», «мир без наркотиков», «честная политика» и т. п. программы);

- при наличии «конфликта интересов», когда в рамках индивидуального или группового тоннеля реальности, не существует такого конечного состояния системы, при котором все конфликтующие стороны осуществили свои намерения (двое добиваются должности, которая может достаться только одному из них - вся деятельность проигравшего пошла на увеличение социальной энтропии);

- при «ошибках перевода», когда получаемая перпациентом информация существенно отличается от той, которую индуктор намеривался передать;

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

- при трансляции окружающим негативных эмоций (гнев, раздражение, зависть, обида).

Все перечисленные механизмы роста социальной энтропии допускают управление со стороны общества. Авторы считают, что используя гуманитарные технологии социотерапии, можно минимизировать возрастание инферно в социосистеме [4].

В. Каплунов в своей работе «Что такое социальная энтропия» анализирует понятие «социальная энтропия» с позиции «информационного подхода». При этом автор уточняет, что понятие информационной энтропии - негэнтропии является фундаментальным в миропонимании, однако ясности в определении этого понятия вообще и применения его к социальным явлениям в частности нет. В рамках информационного подхода В. Каплунов анализирует формулу информационной энтропии, предложенную К. Шенноном:

п

н = -Х Р, Р,.

1=1

В данной формуле содержится число событий - п, в применении к социальной энтропии это число обозначает все события, порожденные деятельностью человека.

Множитель ^Р, означает, что любое событие в энтропии должно восприниматься как новое и биполярное, т. е. любое социальное событие должно восприниматься чистым сознанием как «зло» и как «добро» с равной вероятностью. Социальная воля - Р, 1ogPi в энтропии тоже биполярна. Поэтому люди находятся в равной степени готовности по отношению к новому - как принять это новое, так и отвергнуть его.

Далее В. Каплунов дает определение негэнтропии как набору обязательных способов управления человека человеком, которые социум выбрал для себя приемлемыми, потому что они работают с удовлетворительной вероятностью совпадения модели способов с реальным результатом.

Формула негэнтропии, по Каплунову разворачивается иначе, чем формула энтропии, автором приведены следующие причины:

1) негэнтропия имеет строго очерченные границы пространства-времени. Это границы «здесь и сейчас» в выбранном масштабе.

2) множество «событий» - п - в формуле количества информации представляет собой множество информационных актов вида «модель - реальность -ответ ДА (НЕТ)».

3) множитель 1ogP, тоже имеет значение «чувства» (времени), только его действие при ожидаемом результате события - удовлетворение, удовольствие или скука.

4) действие «воли» Р, 1ogPi проявляется как автоматизм процесса управления-действия.

Социальная энтропия и социальная негэнтропия связаны диалектической связью. Из всего множества цивилизованных способов управления людьми, огромным набором вещей (предметов) каждый человек в данный момент времени и пространстве действия занят каким-то определенным и конечным управлением-действием. И это есть негэнтропия с ожидаемым результатом. Все остальное пространство-время социума, есть социальная энтропия как возможность.

При этом безразлично по отношению к тому обстоятельству: есть у человека знание о какой-то вещи из этого множественного набора и умение управлять этой вещью или нет. Однако в анализе приходится проводить границу между одним действием «здесь-сейчас» и следующим. Это момент перехода социальной энтропии в социальную негэнтропию.

Итак, подводит итоги В. Каплунов, для человека, живущего в цивилизованном обществе, внешней средой, т. е. социальной энтропией, является весь набор вещей, связей и отношений, которые в данной цивилизации определяют жизнь человека. Этот набор настолько велик, что у отдельного человека обо всем наборе существует весьма приблизительное представление. Эта социальная энтропия есть энтропия не только потому, что весь этот набор есть лишь только возможность пользоваться ею при определенных условиях, но еще и потому, что социальная энтропия ежемоментно находится в двух своих состояниях - в состояниях добра и зла [5].

Экономические, политические, культурные, природные, социальные, правовые, экологические, психологические и многие другие переменные человеческой жизни интегральным образом проецируются на то переживание человеком существующего социального порядка и своего места в нем, которое составляет основу социальной энтропии. Энтропия становится основной динамической характеристикой социальной системы, и в ней отражается вся многофакторность такой динамики, все сложное наложение таких факторов, отражающееся в актуальном переживании человеком формы своей связанности с социальным миром. Представления о социальной энтропии формировались без учета того, что данное представление имеет отношение к космической модели мира и не весьма удачно адаптируется к универсалистской модели мира [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная энтропия является одним из центральных понятий при информационном подходе к анализу социальных явлений, выступая мерой социального хаоса и порядка, т. е. мерой упорядоченности и организованности в обществе.

Библиографические ссылки

1. Энтропия Социальная - Мир словарей. URL: http://mirslovarei.com/content_soc/JENTROPIJA-SOCIALNAJA-1776.html. Дата обращения -22.11.2010.

2. Организация и дезорганизация как механизм социальных изменений | Социальная работа. URL: http://soc-work.ru/article/755. Дата обращения -22.11.2010.

3. Вершков А. В. Социальная энтропия // Теория и история. С. 192-201.

4. Боровиков С., Переслегин С., Переслегина Е. Русский археолог - Социальная термодинамика и проблема идентичностей. URL: http://www.archipelag. ru/geoculture/concept/princips/thermodynamics. Дата обращения - 22.11.2010.

5. Каплунов В. Что такое социальная энтропия. 10.04.2005. URL: http://www.lebed.com/2005/art4145. htm. Дата обращения - 22.11.2010.

© Тетерина Е. В., Пискорская С. Ю., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.