УДК 316.3
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЭНТРОПИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Р. Ф. Файзулин Научный руководитель — Н. В. Фомина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Содержится описание проблемы социальной энтропии в социуме, которое существует на сегодняшний день, а так же подробное описание того, почему данную проблему практически невозможно разрешить из-за внутренних противоречий.
Ключевые слова: социальная энтропия, энтропийные процессы.
THE PROBLEM OF SOCIAL ENTROPY IN MODERN SOCIETY
R. F. Faizulin Scientific Supervisor — N. V. Fomina
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
This thesis compromises the description of the problems of the social entropy in the modern society and also the reasoning why this problem cannot be solved due to some internai contradictions.
Keywords: social entropy, entropic process.
«Порядок — это хаос, к которому привыкли». Роберт Лембке
Сегодня планета существует в условиях всемирной коммуникации, а потому интенсивность экономических, политических и культурных процессов ведет едва ли не к разрушению многих укоренившихся общественных порядков. Этот факт вновь делает актуальными исследования социальной энтропии как меры отклонения социальной системы от стандартного состояния, при котором выражается понижение уровня организации, качества функционирования, скорости развития системы.
Согласно второму началу термодинамики или закону возрастания энтропии, все процессы во Вселенной сопровождаются разрушением организованных структур. В основе любого изменения непременно скрыты распад и хаос. Они не имеют ни причин, ни целей, ни закономерностей - они просто пребывают в постоянном движении, в котором возможны самые разные направления, продиктованные лишь случайностью [1].
Энтропия является универсальным процессом, который затрагивает все системы, от мельчайших до гигантских, вроде той, которую представляет собой наша Вселенная. «Социальная энтропия - это динамика распада структур, которая сопровождается ослаблением их функций, отвечающих за социализацию и регулирование». Когда это происходит, повышается вероятность того, что отдельный индивид не будет иметь возможности стать личностью, реализовать себя в творчестве. А социум в целом имеет шанс превратиться в жестокий иерархичный порядок, в котором социализация будет происходить под жестким давлением отдельный социальных институтов.
Как возможность, энтропия постоянно присутствует в каждой социальной системе, и лишь активные целенаправленные усилия социума не позволяют ей стать действительностью. Любая
Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»
социальная система всегда исторична, поэтому, самое незначительное и случайное событие может привести всю систему в новое состояние. При данных обстоятельствах начинается лавинообразное разрушение культурных и социальных структур данного социума (семейные связи, религиозные институты, морально-правовые нормы, воспитательные институты). Оказываются бездейственны духовные и практические «скрепы», которые связывали человечество на протяжении веков, утрачивают силу нравственно-правовые нормы, возрастает количество людей, которые находятся за пределами их действия. Отказавшись соблюдать эти нормы, человек лишает себя внутренней гарантии продолжать иметь собственное «я». В итоге он оказывается беззащитен перед силами внешнего социального давления.
Принцип тотального отрицания - главный элемент осуществления социальной энтропии. Происходит смена мировоззренческих идей в сознании социума, люди начинают видеть в разрушении начало к будущему созиданию.
Энтропия становится минимальной, если человек будет отождествлять себя с социумом, в котором легко сможет узнавать себя среди других. Индивидуализированный социум становится для человека «бытием в культуре», в котором возрастает потребность взаимодействия и возможность самоопределения [2].
В ХХ веке благодаря К.Бейли и М. Форсе в науку входит понятие социальной энтропии. У каждого из них имеются собственные работы, которые, к сожалению, почти неизвестны в России. К.Бейли является автором книги под названием «Теория социальной энтропии», а М. Форсе представил миру работу под названием «Маловероятностный порядок: энтропия и социальные процессы». Сегодня разработанная ими теория - одна из самых распространенных социологических моделей организации общества. Она объединяет реальную, конкретную и абстрактную системы на основе соответствия между объектами, которое выражает единство их структуры.
Такие философы и социологи, как Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, О. Конт (он же основоположник социологии, как самостоятельной науки) в своих исследованиях опирались на равновесную модель общества, полагая, что любое изменение способно изменить равновесие, потому понятие равновесия в социологии принято считать стержневым для функционализма. Однако возрастание энтропии неизбежно приводит к разрушению системы, в этом - главное противоречие функционализма, которое так и не разрешил ни один социолог от Г. Спенсера до Т. Парсона [3].
По Т. Парсону, система представляет собой взаимозависимые части, которые стремятся поддерживать порядок связей между собой (равновесие). «Системы имеют тенденцию к самоподдерживающемуся порядку, или равновесию». Проблема порядка для Парсона чаще всего была связана с вопросом о том, почему действие структурировано, а вопрос равновесия представлялся ему более эмпирическим. Но даже при этом Парсон часто объединял проблемы равновесия и порядка.
Только равновесие не идентично порядку взаимосвязей, оно является стабильным порядком, а настоящая система часто не пребывает в равновесии, обмениваясь с открытой средой энергией, информацией, веществом, что в результате приводит к уменьшению энтропии.
Теория социальной энтропии имеет набор ключевых характеристик, разные значения которых влияют на общественный порядок, и, соответственно, на значение социальной энтропии. К таким характеристикам можно отнести уровень жизни, технику, пространство, население, информацию и многое другое.
Социальная энтропия является показателем отсутствия порядка в социуме. Социальный порядок - не абстрактное понятие, он демонстрирует положение людей в системе, их взаимоотношения. Порядок - есть отклонение от максимальной энтропии, его степень определяется регулярностью в повторении действий. Такое повторение обычно вызвано следованием нормам по привычке или из-за страха их нарушить, выходит, что социальный порядок - это жизнь в соответствии с системами норм и ценностей, которые приняты в обществе.
У Г. Спенсера, Т. Парсонса и других социологов-функионалистов порядок не относителен, а скорее абсолютен, так как предполагает отсутствие борьбы. Конфликт - это антипорядок. В обществе же, которое претендует называться равновесным, их быть не должно, так как это отклонение от нормы.
К. Маркс, М. Вебер в концепции конфликта рассматривали общественную жизнь под углом зрения борьбы, насилия, вражды, признавая конфликт - частью реальности общества, которая приводит всю систему к изменениям.
Системный подход говорит о том, что все социумы не имеют абсолютного порядка, они имеют лишь его степень, и это - нормально. Ненормальным можно считать лишь ту степень, которая выходит за границу оптимального значения, которое определяется только опытным путем. Получается, что конфликт должен быть в любом обществе, называемом «порядочным». Высокий уровень конфликта обратно пропорционален низкому уровню порядка. Высокая энтропия говорит о высоком уровне отсутствия порядка в обществе, об анархии, которая вполне может привести к полному разрушению социальной системы. Согласно диалектике единства противоположностей, предполагается, что из хаоса появится новый порядок за счет перехода системы в новое неравновесное состояние. Тогда система получит новую структуру, новое значение параметров. Более подробно рассматривает этапы этого процесса другая социологическая концепция - синергетика.
Но не только на Западе изучают проблему социальной энтропии. Отечественные социологи так же разрабатывают проблемы возникновения, возрастания социальной энтропии. Например, С. Переслегин, Е.Переслегина и С. Боровиков в своей работе «Социальная термодинамика и проблема идентичностей» рассматривают понятие социальной энтропии («инферно») как меру социальной энергии, которая связана с рассеивающимися процессами. Согласно данной концепции, «инферно» представляет собой общественное движение, которое превращено в беспорядочную форму. При таких условиях социальная энтропия возрастает в следующих случаях:
- когда пытаются добиться физически или социально невозможного результата («честная политика», «у каждого ребенка должны быть родители», «мир без наркотиков» и т.д.);
- в случае, когда возникает конфликт интересов, когда не существует такого конечного результата, при котором все конфликтующие стороны осуществили свои намерения;
- когда получаемая информация далека от той, которую изначально намеревались передать;
- когда внутри социума происходит демонстрация негативных эмоций, таких как зависть, обида, гнев.
Общество может управлять всеми этими механизмами. Отечественные исследователи доказывают, что, используя гуманитарные технологии, имеется возможность свести к минимуму возрастание социальной энтропии в системе.
Природные, культурные, экологические, правовые, экономические и многие другие переменные человеческой жизни проецируются на то переживание человеком существующего общественного порядка и своего места в нем, которое составляет основу социальной энтропии. Таким образом, энтропия становится основной динамической характеристикой социальной системы, и в ней отражается все многофакторность социальной динамики [4].
Вместе с тем в теории социальной энтропии присутствуют внутренние ограничения, не позволяющие претендовать на роль универсальной теории социальных изменений. Это связано с тем, что теория социальной энтропии, так рьяно желая перебороть хаос, не находит конструктивной роли хаоса даже как проводника внешних взаимодействий, который способен принести системе стабильный характер. Это ведет к явному логическому парадоксу, который нельзя разрешить с помощью теории социальной энтропии: чем успешнее будет борьба с энтропией, тем скорее вся система придет к энтропийному финалу. Чем жестче порядок, тем все ближе разрушение системы.
С XX века, когда в науку вошло понятие социальной энтропии, многие социологи и философы пытаются разработать теорию, которая бы не была противоречива. Да, социальная энтропия демонстрирует нам уровень отсутствия порядка в обществе, но в то же время ни один из социумов не должен иметь абсолютного порядка - это ненормально. В любом обществе обязан присутствовать конфликт. Каждый индивид в социуме должен осознавать себя, без труда узнавать себя среди других, отождествлять себя с социумом - тогда энтропия станет минимальной. К этому определенно стоит стремиться.
Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»
Несомненно, исследование энтропийных процессов в социальной сфере (проблемы возникновения социальной энтропии, роста, особенностей протекания, возможностей преодоления), имеет большую, едва ли не фундаментальную, значимость, потому как имеет важное значение как для социума, так и для каждого отдельного его гражданина.
Библиографические ссылки
1. Прангашвили И.В. Системные законы и закономерности в электродинамике, природе, обществе. - 2001.
2. Бабосов Е.М. Социальная деятельность и социальная энтропия // Социологический альманах. - 2011. - №2. - С.13-24.
3. Беккер Г, Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. Перевод с английского Карзинкина В.М., Семенова Ю. В. - 1961.
4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. - 1986.
© Файзулин Р. Ф., 2017