Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
УДК 681.3.06
МЕСТО ЭНТРОПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ФОРМЕ ДВИЖЕНИЯ
У. С. Левкина Научный руководитель - Н. В. Фомина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматриваются 2 теории устройства мира: космическая теогония и социальная энтропия, а так же подтверждается, что социальная энтропия восходит к космической теогонии.
Ключевые слова: космическая теогония, энтропия, негэнтропия, хаос, порядок. THE PLACE OF ENTROPY IN THE SOCIAL FORM OF MOTION
U. S. Levkina Scientific supervisor - N. V. Fomina
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
This article is devoted 2 of the theory of the device of the world: cosmic theogony and social entropy, and it is also confirmed that social entropy goes back to cosmic theogony.
Keywords: space theogony, entropy, negentropy, chaos, order.
Существует теория, утверждающая, что мир находится в двух состояниях - хаоса и порядка.
Древнегреческая космическая теогония, сформулированная Гесиодом , утверждает, что прежде во вселенной зародился Хаос, за ним Земля, Любовь, Мрак и Свет. Гесиод проницательно и справедливо ищет на пути систематизации, логической упорядоченности мифов форму обоснования, доказательства не только мифов, но знания вообще. Гесиод: «Прежде всего во вселенной хаос зародился. Все переходы от беспорядочных и злых титанов к правящим и наводящим порядок богам есть переход от Хаоса к порядку.»[2]
В теокосмогонических мифах складываются следующие предпосылки научно-рационального познания:
а) образ некоторого первичного состояния Вселенной, которое характеризуется хаотичностью, бессистемностью, аморфностью (Хаос, Тьма, безграничная Бездна);
б) идея общего преобразования, усложнения мира от его хаотического состояния к организованному, упорядоченному, систематично устроенному миру, разумному и справедливому (идея развития мира от Хаоса к Космосу);
в) представление о качественном переходе от Хаоса к Космосу, отражавшее осознание противоположности и единства культуры и природы; человеческого (социального) и естественного (дочеловеческого);
г) представление о периодической гибели, разрушении Космоса и возвращении мира в хаотическое состояние, а затем новом рождении, восстановлении Вселенной из Хаоса.[2]
История мира предстает как история циклов Хаос — Космос — Хаос.
Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»
Пискорская С.Ю., в своей работе «Принцип всеобщей связи явлений и процесс диалектиза-ции науки» писала, что мир из состояния регресса стремится к прогрессу»[1]
В мифологии описывался процесс перехода от хаоса к порядку. В мифологии говорилось, что из беспорядка и тьмы возникли боги и создали они небо, землю, воздух и воду. Именно этот процесс создания упорядочивал мир, т.е. описывал переход от хаоса с космосу.
Вторая, более современная, теория о социальной энтропии и негэнтропии.
Энтропия - это мера неопределенности (неупорядоченности) некоторой системы.
Для человека, живущего в цивилизованном обществе, внешней средой, то есть социальной энтропией является вся совокупность вещей, связей и отношений, которые в данной цивилизации определяют жизнь человека. Эта совокупность настолько велика, что у отдельного человека обо всём этом наборе существует весьма приблизительное представление некий осколок "голограммы". Эта социальная энтропия — есть энтропия не только по тому, что весь этот набор есть лишь только возможность пользоваться ею при определённых условиях, но ещё и потому, что социальная энтропия ежемоментно находится в своих двух состояниях — в состояниях добра и зла.
Из множества способов управления человека человеком и средой существовавших, существующих и воображаемых впереди во времени и в другом пространстве, из множества этих способов (из культуры) выбраны только те, которые данный социум считает для себя приемлемыми. Они приемлемы потому, что «реализуются» с удовлетворительной вероятностью совпадения модели способов с реальным результатом. Набор таких (обязательных) способов управления человека человеком и средой следует называть негэнтропией .[3]
Социальная энтропия и социальная негэнтропия связаны диалектической связью. Из всего множества цивилизованных способов управления людьми, огромным набором вещей (предметов) каждый человек в данный момент времени и пространстве действия занят каким-то определённым и конечным управлением-действием. И это есть негэнтропия с ожидаемым результатом. Всё остальное пространство-время социума, даже самого ближайшего, но которым человек сейчас не управляет, есть социальная энтропия как возможность. При этом безразлично по отношению к тому обстоятельству: есть у человека знание о какой-то вещи из этого множественного набора и умение управлять этой вещью или нет. В обычной жизни мы глубоко уверены в том, что все вещи, которые нас окружают и которыми мы в бытовом или производственном автоматизме управляем, составляют нас — продлевают в пространстве нашу сущность (и это есть собственность частная или общественная). Однако в анализе приходится проводить границу между одним действием «здесь-сейчас» и следующим. Это момент перехода социальной энтропии в социальную негэнтропию.
Пример перехода от социальной негэнтропии к социальной энтропии является бытность нашей жизни. Допустим, существует миллиарды книг, но для вас в данных момент нужна книга по кулинарии, из миллиона книг по кулинарии вы выберете именно ту, которая будет для вас оптимальна по содержанию, обложке, стилю написания и т.д. Это и будет переход от беспорядка (множества всевозможных книг) к порядку (единственной книге, которую вы выберете).
Подводя итоги, можно утверждать, что теория социальной энтропии и негэнтропии восходит к древнегреческой космической теогонии, согласно которой наша вселенная постоянно находится в состоянии либо хаоса (социальной негэнтропии), либо порядка (социальной энтропии).
Теорию социальной энтропии необходимо применять в процессе моделирования социальных систем, а так же в менеджменте, управленческих решениях и в социальном направлении.
Библиографические ссылки
1. Пискорская С.Ю. Принцип всеобщей связи явлений и процесс диалектизации науки. Красноясрк, 2008. 104 с.
2. Гесиод, О происхождении богов. Теогония, 116.
3. Чуринов Н. М. Рациональности: физическая и информационная. — Красноярск: Сиб. аэ-рокосмич. акад., 1995. — 233 с.
© Левкина У. С., 2017