Научная статья на тему 'Важное направление государственного регулирования российской экономикой'

Важное направление государственного регулирования российской экономикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бреусов Юрий Гаврилович

В статье анализируется усиление государственного регулирования хозяйственными процессами в России, развитие государственно-частного партнерства при решении производственных проблем. Расширение взаимодействия государства и бизнеса позволит эффективнее использовать ресурсы предприятий, повысить конкурентоспособность продукции на основе инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Важное направление государственного регулирования российской экономикой»

ЭКОНОМИКА

УДК 338.0

Ю.Г. Бреусов*

ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКОЙ

В статье анализируется усиление государственного регулирования хозяйственными процессами в России, развитие государственно-частного партнерства при решении производственный проблем. Расширение взаимодействия государства и бизнеса позволит эффективнее использовать ресурсы предприятий, повысить конкурентоспособность продукции на основе инновационных технологий.

Ключевые слова: государственное регулирование, российская экономика, рыночные механизмы, частные предприятия, конкурентоспособность.

Преобладание монетарного регулирования хозяйственными процессами в России в ходе рыночных реформ позволило осуществить ряд глубоких трансформационный: преобразований, обеспечивших в течение 1999-2008 гг. устойчивый экономический рост.

Наступление в 2008 году кризисныж явлений в мировой и российской экономике обусловило поиск новых подходов в хозяйственной деятельности, концентрацию имеющихся ресурсов на приоритетныж направлениях экономического развития с тем, чтобы повысить выпуск конкурентоспособной продукции. Необходимость такого подхода очевидна. Достаточно сказать, что доля инновационной продукции в последние десятилетия в общем объеме промышленный: изделий составила 4,8 % (в конце 1980-х годов она равнялась 30-40 %) [1. С. 7].

В обрабатывающей промышленности к конкурентоспособным можно отнести только 20-25 % предприятий, и лишь половина из них в последние годы осуществляла технологические инновации [2. С. 34]. В то же время на долю новых технологий в развитых государствах приходится до 85 % прироста ВВП [1. С. 7].

* © Бреусов Ю.Г., 2009

Бреусов Юрий Гаврилович — кафедра экономики Самарского государственного университета

Важное направление государственного регулирования российской экономикой

Социально-экономические трудности, вызванные наступившим кризисом, явственно обнаружили важность поисков внутренних стимулов развития, способных обеспечить устойчивое повышение народного благосостояния. Экономическое расслоение общества, концентрация основной части национального богатства в руках 2-3 % состоятельных российских граждан, а также группы правящей бюрократии (всего примерно 4-5 % населения), резкий разрыв доходов 10 % богатых и 10 % бедных, достигший в 2007 г. рекордного уровня — 18 раз, — все это стало очевидным препятствием для устойчивого развития экономики, формирования благоприятной социальной обстановки [1. С. 3-4].

Общая оценка уровня и тенденции хозяйственного развития в России позволили определить новые направления в экономической политике. Приоритетными и закономерными действиями правительственных структур стало обеспечение баланса, с одной стороны, либеральных процессов в экономике, обусловленных базовыми принципами рыночного хозяйства, и с другой — настойчивых усилий, направленных на осуществление эффективной промышленной политики.

В последние десятилетия в развитых странах наблюдается активное взаимодействие бизнеса и власти, то есть своеобразное партнерство государства и частного сектора в сфере хозяйственной деятельности. В российской литературе утвердился термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП). Произошло возникновение нового, по своей сути институционального, взаимодействия государственных и частных структур в хозяйственной жизни общества.

Динамика государственного сектора в течение нескольких последних лет характеризуется четко выразившейся тенденцией: с одной стороны, сокращается число унитарных предприятий, а с другой — имеет место интеграция принадлежащих государству активов в холдинговые компании, расширение масштабов государственного бизнеса, его диверсификация.

Эти процессы имеют принципиальное значение с точки зрения формирования инновационной институциональной среды, обеспечивающей устойчивый экономический рост.

В качестве ключевых компонентов такой среды ряд авторов понимает «защиту прав собственности, развитие корпоративного управления, позитивной конкуренции и финансовых рынков, повышение эффективности государственного сектора» [3. С. 23].

Однако, по нашему мнению, этих направлений экономической политики на перспективу явно недостаточно.

В современных условиях первостепенное значение приобретает взаимодействие государства и бизнеса, распространявшееся в широком спектре сфер деятельности — от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабе всей страны или отдельной территории [4. С. 61].

Всестороннее и разноплановое сотрудничество государства и бизнеса позволяет трактовать это явление как особо важную черту современной смешанной экономики, характерную для развитых рыночных стран.

Сферы деятельности, традиционно относящиеся к ведению государства, несущего ответственность за обеспечение общественно важных благ (образование, здравоохранение, общественный порядок), сохранения в государственной собственности важнейших национальных объектов, обуславливают особую роль

правительственных структур в устойчивом функционировании общественного воспроизводства.

Общеизвестно, что частному предпринимательству присуще рациональное использование ресурсов, склонность к инновациям, творческая активность. Стремление к получению более высокой рентабельности, условия конкурентной состязательности многие десятилетия в западных странах обеспечивали быстрое техническое развитие, достаточно высокий уровень благосостояния.

В российской действительности рыночные принципы хозяйствования наряду с позитивными результатами во многих случаях проявили себя негативно: в годы рыночных реформ имело место неудовлетворительное развитие гражданского авиастроения, станкостроения, электронной техники, транспортного судостроения. Проблемными являются состояние аграрного сектора, уровень социальной защищенности граждан.

Структура ГЧП представляет собой формализованную кооперацию государственного и частных секторов, которая создается для достижения производственных целей, повышения эффективности применяемых ресурсов.

Мера участия государства и частного бизнеса определяется конкретными задачами каждого из партнеров. При этом права собственности в партнерском сотрудничестве четко разделены. Возможно заключение соглашения о разделении производственных рисков, погашении убытков.

Осуществляемые проекты ГЧП представляют собой особую структуру интересов, которые не всегда совпадают. Государство выступает в роли носителя общественных интересов и целей. Являясь участником хозяйственной деятельности, оно выполняет не только экономическую, но и контрольную функцию. Как полноправный участник партнерского договора государство обеспечивает правомочия собственника и в качестве такового предоставляет материальные и финансовые ресурсы, налоговые льготы и гарантии, стимулирует новые формы организации производства. В случае необходимости правительственные структуры создают новые предприятия, в том числе с участием иностранного капитала, активно участвуют в подготовке высококвалифицированных работников.

Со своей стороны, бизнес вносит свой вклад в осуществление совместных проектов. Он представляет на хозяйственные нужды финансовые ресурсы, стремится внедрять более эффективные методы работы, более совершенную технику и технологию, успешно реализует инновационные достижения науки и техники, налаживает устойчивые кооперативные связи с поставщиками и подрядчиками, обеспечивает поставку товаров и услуг.

Государственно-частное партнерство нельзя идентифицировать как специфическую форму приватизации или национализации, поскольку в хозяйственном процессе взаимодействуют различные типы собственности. Реально функционирующие предприятия, организованные на принципах государственно-частного партнерства, призваны реализовать позитивные свойства, присущие и федеральной, и частной форме собственности. Можно предположить, что внедряемая структура хозяйствования содержит эффективные внутренние источники позитивного развития.

Примечательно, что участие государственных активов в совместном акционерном капитале возрастает.

По имеющимся оценкам, доля акций российских компаний, принадлежащих государству, в 2006 г. достигла 29,6 %, в начале 2007 г. — 35,1 % [3. С. 25].

Важное направление государственного регулирования российской экономикой

В 2007-2008 гг. появились новые государственные корпорации «Роснанотех», «Росатом», «Ростехнологии» и др.

«Ростехнология» представляет собой конгломерат, который должен объединить активы федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП). В эту корпорацию войдут более 400 российских предприятий оборонной промышленности и других отраслей экономики [5. С. 1].

Известные в России оборонные организации Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Рособоронэкспорт» и его дочерняя структура ФПК «Оборонпром» проявили себя как удачливые игроки на инвестиционном рынке Самары. Их активность вылилась в фактическое поглощение предприятий двигателестроительного направления ОАО «СНТК им. Н.Д.Кузнецова» и ОАО «Моторостроитель». При этом конкурирующие за право управлять этими предприятиями предприниматели своей цели не достигли [6. С. 2].

Расширение участия государства в хозяйственных процессах вызывает возражение со стороны некоторых экономистов. По их мнению, «мода на создание корпораций (нашедшая отклик и на региональном уровне) заметно повышает различные экономические риски» [3. С. 25]. По мнению этих авторов, «чем масштабнее государственный сектор, тем ограниченнее возможность управляемости и эффективности контроля» [3. С. 26]. Они выражают обеспокоенность подменой государством рыночных механизмов распределения доходов и ресурсов, ростом коррупции в государственных структурах, сращиванием государственной бюрократии и делового сообщества. Эти авторы игнорируют то обстоятельство, что многие годы крупные российские предприятия осуществляли недостаточные инвестиции в совершенствование технологических процессов, а цель их производственной и коммерческой деятельности состояла в делании денег, а зачастую — личное обогащение их владельцев [2. С. 34]. Известно, что многие топ-менеджеры выписывали себе огромные бонусы, не задумываясь об эффективности производства. Успешно функционирующие акционерные компании направляли большую часть прибыли на выплату дивидендов, а не на развитие производства. Нередко компании, зарегистрированные в оффшорных зонах, уходили от уплаты налогов [7. С. 6].

Наличие очевидных крупных недостатков в действии рыночных механизмов в России объясняется, на наш взгляд, чрезмерной переоценкой роли предпринимательской инициативы и активности в организации хозяйственной деятельности частных предприятий.

С утверждением акционерной формы хозяйствования в российской экономике процесс управления предприятиями крайне усложнился. В настоящее время в России зарегистрировано 73 тыс. открытых акционерных обществ. По оценкам, на долю ОАО приходится около 60 % объема производственной продукции [8. С. 35-36]. В рамках государственно-частного партнерства возможно максимально полное удовлетворение требований и интересов инвесторов. Поэтому каждое ответственное решение менеджмента совместных компаний должно быть профессионально подготовлено, аргументировано, соответствовать требованиям рынка. Очевидно, что государственным структурам необходимо подвергать тщательному анализу и тактические, и стратегические решения руководства компаний, что, несомненно, повысит эффективность их функционирования.

Библиографический список

1. Кучуков, Р. Проблемы конкурентоспособности народного хозяйства / Р. Кучуков, А. Савка // Экономист. - 2008. - №8.

2. Оболенский, В. Россия на пути к инвестиционному развитию / В. Оболенский //МЭ и МО. - 2008. - №9.

3. Радыгин, А. В поисках институциональныгх характеристик экономического роста (новые подходы на рубеже ХХ-ХХ1 вв.) / А. Радыгин, Р. Энтов // Вопросы экономики. - 2008. - №8.

4. Дерябина, М. Государственно-частное партнерство: теория и практика / М. Дерябина /Вопросы экономики . - 2008. - №8.

5. Волжская коммуна. - 2008. - №168. - 16.07.

6. Самарское обозрение. - 2008. - №47. - 17.07.

7. Комсомольская правда. - 2009. - №25. - 21.02.

8. Клейнер, В. Корпоративное управление и эффективность деятельности компании / В. Клейнер // Вопросы экономики. - 2008. - №10.

Yu. G. Breusov

THE IMPORTANT TREND OF THE GOVERNMENT REGULATION OF RUSSIAN ECONOMY

The article deals with the analysis of the government regulation of economic processes in Russia, the development of public private partnership for the solution of industrial problems. The enlargement of interaction between the state and business will make it possible to use the resources of enterprises more effectively, to increase the competitiveness of production made on the basis of innovation techniques.

Key words: government regulation, russian economy, market mechanisms, privately owned enterprises, competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.