Научная статья на тему 'ВАЖНО ПОДДЕРЖАТЬ ЭНТУЗИАСТОВ! ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА'

ВАЖНО ПОДДЕРЖАТЬ ЭНТУЗИАСТОВ! ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС / ВИДЕОРЕСУРС / МУЛЬТИМЕДИА КОНТЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлюченков Сергей Николаевич, Елисеев Андрей Николаевич, Павлов Андрей Николаевич, Дудич Ирина Юрьевна

В статье изложены проблемные вопросы технологии создания и использования мультимедиа контента в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлюченков Сергей Николаевич, Елисеев Андрей Николаевич, Павлов Андрей Николаевич, Дудич Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT IS IMPORTANT TO SUPPORT ENTHUSIASTS! VISUALIZATION OF TRAINING MATERIAL

The article outlines the problematic issues of the technology for creating and using multimedia content in the educational process.

Текст научной работы на тему «ВАЖНО ПОДДЕРЖАТЬ ЭНТУЗИАСТОВ! ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

С.Н. ПАВЛЮЧЕНКОВ, S.N. PAVLYUCHENKOV,

А.Н. ЕЛИСЕЕВ, A.N. ELISEEV,

А.Н. ПАВЛОВ, A.N. PAVLOV,

И.Ю. ДУДИЧ I.Yu. DUDICH

ВАЖНО ПОДДЕРЖАТЬ ЭНТУЗИАСТОВ!

IT IS IMPORTANT TO SUPPORT ENTHUSIASTS! ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА VISUALIZATION OF TRAINING MATERIAL

Сведения об авторах: Павлюченков Сергей Николаевич - доцент 12 кафедры автоматизированных систем боевого управления Военной академии войсковой противовоздушной обороны ВС РФ, кандидат технических наук, доцент (г. Смоленск. E-mail: vavpvo-na@mil.ru);

Елисеев Андрей Николаевич - заместитель начальника 12 кафедры автоматизированных систем боевого управления Военной академии войсковой противовоздушной обороны ВС РФ, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Смоленск. E-mail: vavpvo-na@mil.ru);

Павлов Андрей Николаевич - преподаватель 12 кафедры автоматизированных систем боевого управления Военной академии войсковой противовоздушной обороны ВС РФ, подполковник, кандидат технических наук (г. Смоленск. E-mail: vavpvo-na@mil.ru);

Дудич Ирина Юрьевна - преподаватель 12 кафедры автоматизированных систем боевого управления Военной академии войсковой противовоздушной обороны ВС РФ (г. Смоленск. E-mail: vavpvo-na@mil.ru).

Аннотация. В статье изложены проблемные вопросы технологии создания и использования мультимедиа контента в образовательном процессе.

Ключевые слова: электронный ресурс, видеоресурс, мультимедиа контент.

Information about the authors: Sergey Pavlyuchenkov - Associate Professor of the 12th Department of Automated Combat Control Systems of the Military Academy of Military Air Defense of the Armed Forces of the Russian Federation, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (Smolensk. E-mail: vavpvo-na@mil.ru);

Andrey Eliseev - Deputy Head of the 12th Department of Automated Combat Control Systems of the Military Academy of Military Air Defense of the Armed Forces of the Russian Federation, Colonel, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (Smolensk. E-mail: vavpvo-na@mil.ru);

Andrey Pavlov - Lecturer of the 12th Department of Automated Combat Control Systems of the Military Academy of Military Air Defense of the Armed Forces of the Russian Federation, Lieutenant Colonel, Candidate of Technical Sciences (Smolensk. E-mail: vavpvo-na@mil.ru);

Irina Dudich - Lecturer of the 12th Department of Automated Combat Control Systems of the Military Academy of Military Air Defense of the Armed Forces of the Russian Federation (Smolensk. E-mail: vavpvo-na@mil.ru).

Summary. The article outlines the problematic issues of the technology for creating and using multimedia content in the educational process.

Keywords: electron resource, video resource, multimedia content.

Развитие потенциальных возможностей вуза в современных условиях во многом зависит от уровня и развития информационных технологий, а также способности участников образовательного процесса (как преподавателей, так и обучающихся) использования их возможностей и преимуществ. Простое перекладывание традиционных средств обучения на «цифру» не только не приносит пользы, но и способно причинить вред: цифровая копия учебника не лучше бумажной версии, а рисунки «пальцем» на электронной доске не лучше меловых, только гораздо дороже. Велик также соблазн преподавателя переложить весь учебный материал на презентацию и зачитывать его (попробуйте такому «педагогу» выключить проектор!). Однако грамотно организованное и всесторонне обеспеченное использование информационных технологий должно и может повысить эффективность и качество образовательного процесса.

В этой связи особое внимание следует обратить на формирование, разработку и внедрение учебно-методического обеспечения в части применения информационных технологий в образовательном процессе как в аудитории преподавателем, так и для самостоятельной работы обучающихся. Конкретизируя эту задачу, хотелось бы остановиться на некоторых аспектах применения и разработки мультимедиа контента как элемента информационно-образовательной среды (ИОС) вуза.

Одним из современных требований к образовательной деятельности вуза является организация ИОС. Это многогранный и сложный процесс, требующий к тому же не только однократной организации, но и непрерывного сопровождения, развития и совершенствования.

В условиях повышающейся интенсивности обучения на фоне снижения количества прямого контактного времени обучающегося и педагога особую важность приоб-

ретает обеспечение такого элемента ИОС, как электронные обучающие средства (в том числе электронные учебники), мультимедиа контентом. Развитие этого направления стало ещё более актуальным с начала 2020 года в связи с вынужденными жёсткими ограничениями в условиях мировой пандемии.

Согласно проведённым психолого-педагогическим исследованиям, использование видео в учебных целях соответствует физиологии человека; качественное видео позволяет оставить в памяти обучаемого (через 2 недели после просмотра) как минимум 50% всей информации, в то время как для текстового источника этот показатель составляет лишь 10%, просмотра иллюстраций - 30%.

Между тем электронный ресурс является важнейшим для обеспечения каждого обучающегося учебным материалом. Электронный ресурс гораздо быстрее изменяется по сравнению с печатным, а также способен в полной мере соответствовать учебной программе дисциплины по специальности, быть легко изменённым под другую. Учитывая важность наличия электронного

образовательного ресурса в вузе, встаёт вопрос: как повысить те самые упомянутые выше 10% усвоения текстовой информации. Авторы считают наилучшим путём внедрение в него мультимедиа контента (учебного видео).

Авторами статьи проведён анализ множества источников информации, касающихся различных аспектов съёмки учебного видео, проведена большая работа по разработке и внедрению в Военной академии собственных методик и рекомендаций по созданию учебного мультимедиа контента. Ряд рекомендаций учтён постановщиками задач и разработчиками нового редактора электронных учебников для Министерства обороны.

Новые подходы к разработке электронных учебников (образовательных ресурсов) позволяют сделать их действительно радикально отличающимися от традиционных электронных копий печатных изданий. Удобные средства разработки электронных учебников позволяют проводить постоянную актуализацию учебного материала, поддерживать его научную новизну,

Рис. 1. Схема наполнения электронного учебника образовательным контентом

Рис. 2. Обобщённый алгоритм разработки учебного видеофильма

дополнять новыми разработанными моделями, тестами, мультимедиа контентом.

На рис. 1 представлена примерная схема наполнения электронного учебника образовательным контентом.

Особый интерес авторов направлен на развитие выделенного цветом на схеме раздела «Наполнение мультимедиа контентом».

Авторами в материалах VIII Всероссийской научно-практической конференции 26 марта 2021 года «Информационные технологии: актуальные проблемы подготовки специалистов с учётом требований ФГОС» в г. Омске опубликована статья «Образовательный мультимедиа контент: аспекты применения и разработки», в которой на основе изданных исследований и собственного опыта проведён анализ типичных подходов к съёмке учебного видео, систематизированы основные его недостатки. В качестве пути решения проблемы насыщения электронных учебников актуальным мультимедиа контентом с требуемым качеством предложен собственный подход с использованием имеющихся ресурсов. Эта задача в условиях отсутствия в вузе специальных структурных подразделений для решения задачи создания мультимедиа контента ложится на педагога, которому с помощью современных видео и компьютерных средств вполне под силу снять учебный видеофильм.

В Военной академии выработаны собственные подходы к съёмке обучающего мультимедиа контента,

разработаны методика разработки и рекомендации, проведены с педагогами инструкторско-методи-ческие занятия и мастер-классы, создана система систематизации и хранения учебного видео - «Ви-деотека».

Последовательность действий педагога (творческого коллектива) при принятии решения о съёмке видеофильма смотри на рис. 2.

Определение необходимости съёмки видеофильма обусловлено спецификой преподаваемой дисциплины, важностью наличия мультимедиа контента, который станет для обучающегося либо виртуальным учителем для понимания наиболее сложных вопросов, либо помощником для самостоятельного изучения. На этом этапе продумы-вается назначение фильма по виду занятия, то есть целесообразность его показа на лекции (не подмена преподавателя), на самостоятельной работе или в тексте электронного учебника (пособия).

Определение способа разработки основывается на представлении педагога о наиболее эффективном предъявлении учебного материала обучающемуся. В Военной академии в настоящий момент рекомендованы к разработке четыре категории видео, различающиеся способом и сложностью съёмки.

1. Видео, снятое видеокамерой (пример кадра на рис. 3). Целесообразно, если есть необходимость показа с рассказом: устройство, практическое действие и т.д., либо замена анимацией нецелесообразна, невозможна или вредна (низкая степень наглядности).

Бытует мнение, что создать учебное видео довольно просто -для этого достаточно снять лекции преподавателя в учебной аудитории и выставить их на сайте вуза. Ряд вузов имеют коллекции видеолекций лучших преподавателей. Видеоресурсы такого типа называют хроникальными. При кажущейся простоте создания хроникального видео этот процесс требует очень тщательного подхода: необходимо иметь в виду множество аспектов -методических, психологических, технологических, эстетических и т.д. О трудностях записи хроникального видео ёмко рассказал основатель компании «Лекториум» Я.М. Сомов.

Типовые ошибки: низкое качество съёмки (разрешение, дрожание камеры, ракурсы съёмки, освещение), низкое качество звука (шумы ветра, двигателей, разговоры), неразборчивая речь, большая длительность (затянутый сюжет с большими паузами).

2. Видео - описание работы с программным продуктом. Целесообразно, если есть необходимость показа с рассказом о способах, методах работы, практических действиях и т.д. в какой-либо программной среде. Позволяет эффективно использовать указатель в качестве указки.

Типовые ошибки: низкое качество съёмки (разрешение, цветовое оформление, размеры шрифта, объектов), низкое качество звука и озвучивания (посторонние шумы, оговорки при озвучивании) и т.д.

Рис. 3. Кадр учебного видеофильма, снятого видеокамерой

Рис. 4. Кадр учебного фильма-анимации

3. Фильм-анимация (см.рис. 4). Целесообразно, если есть необходимость показа с рассказом об устройстве, структуре, принципах работы, методах расчёта и т.д., либо нет возможности реального показа (микроэлектроника, физические процессы и т.д.).

Типовые ошибки в категории: низкое качество съёмки (разрешение, цветовое оформление, размеры шрифта, объектов), низкое качество звука и озвучивания (посторонние шумы, оговорки при озвучивании), увлечение излишними эффектами анимации либо статичность (озвучивание картинки) и т.д.

4. Фильм со сложным монтажом. Целесообразно, если есть необходимость показа с рассказом, но есть необходимость смены сюжетов, добавления титров, схем, анимации, наложения музыки и т.д. Типовые ошибки этой категории аналогичны первой, но добавляется низкое качество монтажа, озвучивания, неубедительная игра «актёров».

Опыт разработки мультимедиа контента в Военной академии показал, что избежать большинства типовых ошибок можно не только использованием хорошей аппаратуры, программного обеспечения, применением передового опыта, но и прежде всего разработкой сцена-

рия. Без разработки сценария качественный видеофильм не получить!

Полученный за последние шесть лет опыт разработки учебного видео позволил на кафедре создать электронный учебник по дисциплине «ЭВМ и периферийные устройства», включающий уже более семидесяти видеофрагментов собственной разработки общей продолжительностью более девяти часов, десятки gif-анимаций, 3D-моделей и панорамных снимков.

В Военной академии образовательный мультимедиа контент, кроме применения преподавателями в ходе занятий и обучающимися при использовании электронных учебников, концентрируется и хранится в методическом кабинете учебно-методического отдела. В целях упорядочивания хранения и управления этим важным информационным ресурсом сконструирована, разработана и функционирует база данных «Видеотека». Наличие этого ресурса позволяет не только вести учёт и контроль за этой стороной деятельности вуза, но и является дисциплинирующим фактором, стимулирующим авторов фильмов со всей ответственностью подходить к обеспечению качества своих продуктов.

В настоящее время видеотека представляет собой электронный ресурс, состоящий из учебных и ознакомительно-просветительских фильмов различного вида (видеокейс, учебный фильм, дискуссионный фильм, анимационный ролик, методический фильм и т.д.).

Практическое значение видео-теки включает:

• создание участникам образовательной деятельности условий для самостоятельной и оперативной работы с видеоинформацией;

• создание возможности организации самостоятельных исследований, индивидуальной и групповой работы;

• повышение профессионального уровня начинающих преподавателей;

• обеспечение свободного доступа к различным информационным источникам;

• административная управленческая функция.

Видеотека академии - это среда, в которой пользователи могут комфортно и эффективно работать с различными информационными ресурсами, которая позволяет дополнить, разнообразить основные методы обучения.

Использование ресурсов видео-теки в учебном процессе помогает преподавателям формировать и оценивать необходимые компетенции у слушателей и курсантов в соответствии с требованиями ФГОС, внедрять интерактивные формы обучения и сделать занятия более эффективными, что повлияет на рост качества образования и станет существенным шагом на пути к расширению информационно-образовательного пространства вуза.

В заключение хотелось бы отметить, что разработка мультимедиа контента пока ещё является продуктом энтузиастов-одиночек, а хотелось бы иметь творческий коллектив, где преподаватель - автор сценария, а остальные исполнители - штатные профессионалы, создающие качественный продукт на современной аппаратуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.