Научная статья на тему 'С УЧЁТОМ АНАЛИЗА ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВА ВПВО ВС РФ С УЧЁТОМ ВНЕДРЕНИЯ БОЕВОГО ОПЫТА'

С УЧЁТОМ АНАЛИЗА ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВА ВПВО ВС РФ С УЧЁТОМ ВНЕДРЕНИЯ БОЕВОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерёмин Глеб Владимирович, Душкин Александр Николаевич, Кучерявый Александр Викторович

В статье раскрыто функционирование существующей структуры системы изучения, обобщения и внедрения боевого опыта применения войск в военных конфликтах в образовательную деятельность ВА ВПВО ВС РФ, позволяющей улучшить качество подготовки военных специалистов по вопросам применения зенитных формирований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерёмин Глеб Владимирович, Душкин Александр Николаевич, Кучерявый Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAKING INTO ACCOUNT THE ANALYSIS OF MILITARY CONFLICTS THE DISTINCTIVE FEATURES OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE RF AF AAD MA IN VIEW OF IMPLEMENTATION OF MILITARY EXPERIENCE

The article touches upon the functioning of existing structure of educational system, data integration and introduction in educational activities of the RF AF AAD MA the military experience of application of armed forces in military conflicts, which enables to improve the quality of training military specialists on the problems of application of air defense units.

Текст научной работы на тему «С УЧЁТОМ АНАЛИЗА ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВА ВПВО ВС РФ С УЧЁТОМ ВНЕДРЕНИЯ БОЕВОГО ОПЫТА»

Г.В. ЕРЕМИН, А.Н. ДУШКИН, А.В. КУЧЕРЯВЫЙ

G.B. EREMIN, A.N. DUSHKIN, A.V. KUCHERYAVY

С УЧЕТОМ АНАЛИЗА ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

TAKING INTO ACCOUNT THE ANALYSIS OF MILITARY CONFLICTS

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВА ВПВО ВС РФ С УЧЁТОМ ВНЕДРЕНИЯ БОЕВОГО ОПЫТА

THE DISTINCTIVE FEATURES OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE RF AF AAD MA IN VIEW OF IMPLEMENTATION OF MILITARY EXPERIENCE

L Л

Сведения об авторах: Ерёмин Глеб Владимирович - начальник Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского, генерал-лейтенант, кандидат военных наук, доцент (г. Смоленск. Е-mail: vavpvo-na@mil. ru);

Душкин Александр Николаевич - заместитель начальника Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского по учебной и научной работе, полковник, доктор военных наук, доцент (г. Смоленск. Е-mail: vavpvo-na@mil. ru);

Кучерявый Александр Викторович - заместитель начальника научно-исследовательского центра Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского, полковник, кандидат военных наук (г. Смоленск. Е-mail: vavpvo-na@mil. ru).

Аннотация. В статье раскрыто функционирование существующей структуры системы изучения, обобщения и внедрения боевого опыта применения войск в военных конфликтах в образовательную деятельность ВА ВПВО ВС РФ, позволяющей улучшить качество подготовки военных специалистов по вопросам применения зенитных формирований.

Ключевые слова: образовательная деятельность, обучение.

Information about the authors: Gleb Eremin - Head of the Russian Federation Armed Forces Army Air Defense Military Academy named after Marshal of the Soviet Union A. M. Vasilevsky, Lieutenant General, Candidate of Military Sciences, Associate Professor (Smolensk. E-mail: vavpvo-na@mil. ru);

Aleksander Dushkin - assistant of the Head of the Russian Federation Armed Forces Army Air Defense Military Academy named after Marshal of the Soviet Union A. M. Vasilevsky for studies and scientific work, Colonel, Doctor of Military Sciences, Associate Professor (Smolensk. E-mail: vavpvo-na@mil. ru);

Alexander Kucheryavy - assistant of the head of the Scientific Research Center of the Russian Federation Armed Forces Army Air Defense Military Academy named after Marshal of the Soviet Union A. M. Vasilevsky, Colonel, Candidate of Military Sciences (Smolensk. E-mail: vavpvo-na@mil. ru).

Summary. The article touches upon the functioning of existing structure of educational system, data integration and introduction in educational activities of the RF AF AAD MA the military experience of application of armed forces in military conflicts, which enables to improve the quality of training military specialists on the problems of application of air defense units.

Keywords: educational activities, training.

Анализ военных конфликтов последних десятилетий свидетельствует о постоянном возрастании роли средств воздушного нападения (СВН) в достижении военно-политических целей. Основными тенденциями в изменении характера их действий являются:

• увеличение в ударах доли высокоточного оружия (ВТО) большой дальности, применяемого вне зон поражения средств ПВО;

• изменение характера применения беспилотных летательных аппаратов (БпЛА);

• увеличение плотности беспилотных средств в ударе за счёт их применения в составе «роев»;

• повышение зависимости эффективности применения СВН от уровня информационного обеспечения;

• увеличение в ударах доли малозаметных СВН.

При этом осуществление эффективной ПВО войск и объектов от ударов воздушного противника без

применения новых тактических приёмов и способов затруднено, что подтверждает необходимость изменения теории и практики борьбы с ними. Следовательно, и подготовка военных специалистов к ведению боевых действий должна осуществляться с учётом передового опыта применения формирований войск ПВО.

В соответствии с требованиями руководящих документов в Военной академии создана и функционирует система изучения, обобщения и внедрения боевого опыта применения войск в военных конфликтах в образовательную деятельность. Структура системы представлена на рис. 1.

Работу системы по направлениям, представленным на рисунке, обеспечивают аналитическая группа обобщения и внедрения опыта боевых действий, научно-исследовательский центр (НИЦ), учёный совет, учебно-методиче-

ский отдел и кафедры академии. Сбор, изучение и обобщение сведений о военных конфликтах осуществляет внештатная аналитическая группа, возглавляемая заместителем начальника академии по учебной и научной работе.

В качестве источников информации используются материалы, поступающие от органов военного управления, официальные материалы, размещённые в средствах массовой информации, доклады офицеров, выполнявших задачи за пределами Российской Федерации, и др.

Для качественного и всестороннего изучения информации о событиях в военных конфликтах в группе обобщения предусмотрена одновременная работа двух рабочих групп: рабочая группа № 1 «Анализа, обобщения и внедрения опыта боевого применения зенитных формирований вой-

ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Материалы открытых официальных источников Аналитическая группа обобщения и внедрения опыта боевых действий Документы, поступающие от органов военного управления

Отчеты о результатах войсковых стажировок офицеров Материалы сборов с руководящим составом ВС РФ

Личный опыт участия о выполнении задач за пределами РФ Материалы научных конференций, семинаров, «круглых столов», диспутов

ВНЕДРЕНИЕ БОЕВОГО ОПЫТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Научно-исследовательские работы Конференции, семинары, «круглые столы», диспуты Отдел (организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров), научно-исследовательский центр и кафедры академии -> Разработка монографий и научных трудов

Разработка докторских (кандидатских) диссертаций <— Разработка уставов, наставлении, руководств и рекомендаций

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Уточнение учебно-методических ком плексов учебн ых дисциплин, разработка(переработка) учебно-методических материалов, учебников и учебных пособий

Методические семинары, методические занятия <--- Ученый совет, учеб но-методический отдел и кафедры академии

Учебно-методические сборы, методические совещания

Развитие учебно-материальной базы Проведение педагогических экспериментов

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проведениезанятий ло программам высшего и дополнительного образования *- Учебно-методический отдел, кафедры академии, докторанты, обучающиеся академии (адъюнкты, слушатели, курсанты) Разработка выпускных квалификационных работ, курсовых работ

Проведение командно-штабных учений (военных игр) и тактических учений с боевой стрельбой Проведение государственной итоговой аттестации

Рис. 1. Структура системы изучения, обобщения и внедрения боевого опыта применения войск в военных конфликтах в образовательную деятельность

сковой ПВО в локальных войнах и вооружённых конфликтах»; рабочая группа № 2 «Анализа, обобщения опыта применения вооружения, военной и специальной техники войсковой ПВО в локальных войнах и вооружённых конфликтах».

При этом основу рабочей группы № 1 составляют представители оперативно-тактических кафедр, а группы № 2 - представители технических кафедр академии. Обобщённый материал ежемесячно представляется к рассмотрению учёного совета для принятия решения о внедрении его в образовательную деятельность.

В результате внедрения полученного опыта борьбы с современными СВН в научную (научно-исследовательскую) деятельность были выработаны предложения по внесению изменений и дополнений в уставные и руководящие документы по порядку организации и ведения борьбы с крылатыми ракетами (КР), БпЛА и боевых действий формированиями ПВО в особых условиях. Кроме того, в целях обобщения и внедрения опыта боевых действий в научную деятельность с 2018 года проводились конференции, семинары, диспуты и «круглые столы» (см. рис. 2).

В соответствии с планами научной работы с 2018 по 2020 год

Рис. 2. Результаты внедрения опыта боевых действий в научную (научно-исследовательскую) деятельность военной академии

выполнено 43 отчёта о научно-исследовательских работах, в которых использован боевой опыт применения формирований войск ПВО в специальных операциях. Наряду с этим опыт применения зенитных формирований в военных конфликтах учтён при выполнении

оперативных заданий, написании докторских и кандидатских диссертаций, а также научных статей (см. рис. 2).

В целях внедрения передового опыта в методическую деятельность внесены изменения в учебные материалы для проведения занятий с курсантами и слушателями: в 6 учебных программ и 9 тематических планов для слушателей; в 15 учебных программ и 26 тематических планов для курсантов. Издано 18 учебников, 17 учебных пособий, разработано 10 электронных учебных пособий и 2 учебно-наглядных пособия; переработано 156 учебно-методических материалов для проведения различных видов занятий: лекций - 59; семинаров - 9; практических занятий - 29; групповых занятий - 56; групповых упражнений - 3. В информационно-образовательной среде академии размещены информационно-

образовательные ресурсы, содержащие передовой опыт применения формирований ПВО в борьбе с современными СВН противника (учебники, учебные пособия, презентации, учебные и справочные материалы, учебные фильмы); на учебном комплексе академии оборудованы учебные места для обучения приёмам и способам борьбы с БпЛА и «джихад-мобилями».

Кроме того развивается экспозиция «Опыт применения Вооружённых Сил за пределами Российской Федерации», включающая наглядные пособия, муляжи и стенды, отражающие опыт применения войск.

В рамках внедрения опыта боевых действий в учебную деятельность академии разработана и используется поэтапная система подготовки слушателей и курсантов (см. рис. 3).

На первом этапе, в ходе проведения лекционных и семинарских занятий, до сведения слушателей и курсантов доводится структурированный учебный материал, который в обязательном порядке включает в себя особенности применения зенитных формирований с учётом опыта войск.

На втором этапе, при проведении практических, групповых занятий и упражнений, опираясь на опыт участия в вооружённых конфликтах, моделируются различные условия боевой обстановки, что позволяет обучающимся творчески подходить к практическому выполнению боевых задач на основе полученных теоретических знаний.

На третьем этапе, в замыслах проведения командно-штабных и тактических учений, учитыва-

Изучение опыта войн вооруженных конфликтов

лекции семинары конференции самостоятельная работа

Творческое использование полученных знаний и опыта на практике в различных условиях обстановки

Практические занятия Групповые упражнения и занятия

Предвидение обстановки, упреждение противника в действиях, навязывание ему своей воли, принятие нешаблонных решений, сочетающих разумный риск с хитростью и обманом противника

Командно-штабные учения (военные игры, тренировки) Тактические учения с йоеаои стрельбой

Гоеударственная итоговая аттестация контроль профессионально-должностных компетенций выпускников

Рис. 3. Система подготовки слушателей и курсантов с учётом опыта войн и вооружённых конфликтов

ется опыт применения войск в военных конфликтах, а в розыгрыше боевых эпизодов в ходе боевых действий обязательно имитируются удары БпЛА и КР, что позволяет обучающимся формировать навыки сбора, анализа данных и, как следствие, предвидения обстановки, принятия нестандартных решений, сочетающих разумный риск с хитростью и обманом противника.

При этом особенность проведения государственной итоговой аттестации состоит в том, что выпускник может претендовать на получение оценки «отлично» за ответ только в том случае, если в нём приведены примеры из опыта боевых действий в современных войнах или вооружённых конфликтах.

Отличительная особенность организации образовательной деятельности в академии заключается в применении усовершенствованной системы внедрения боевого опыта (см. рис. 4).

Её характерной чертой является контроль за эффективностью реализации изменений в образовательной деятельности путём анализа отзывов на выпускников академии, поступающих из войск, и проведения экспертизы разработанных рекомендаций по

Рис. 4. Усовершенствованная структура системы внедрения боевого опыта в образовательную деятельность военной академии

совершенствованию применения зенитных формирований в военных конфликтах.

Следовательно систематический анализ и обобщение отзывов об уровне подготовки выпускников академии, отчётов офицеров, про-

шедших войсковую стажировку или выполнявших задачи за пределами Российской Федерации, обеспечивают наличие обратной связи между теоретической и практической составляющими внедрения боевого опыта.

Таким образом, выполнение требований Министра обороны, начальника Генерального штаба, главнокомандующего Сухопутными войсками о внесении изменений в образовательную деятельность по изучению опыта войн и вооружённых конфликтов позволило углубить знания и нарастить практический опыт слушателей и курсантов по вопросам применения зенитных формирований.

При этом также нельзя забывать о том, что боевой опыт последних лет полностью не заменит собой опыта Великой Отечественной войны и других военных конфликтов послевоенного периода, который тоже нужно использовать при прогнозе противоборства с высокотехнологичным противником в условиях радиоэлектронного противодействия и массированного применения СВН всех типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.