► ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
важнейшая задача современного
образования - воспитание творческой личности
THE MOST iMPORTANT OBJECTiVE OF MODERN EDUCATiON -UPBRiNGiNG OF A CREATiVE iNDiViDUAL
Назарова Барно Алижон хожи кизи
Директор колледжа Дошкольного образования и сервиса г. Гулистана Республики Узбекистан, научный исследователь Научно-исследовательского института педагогических наук Республики Узбекистан, кандидат педагогических наук e-mail: baxtiyor@mail.ru
Рахимов Бахтиер Худойбердиевич
Профессор Гулистанского государственного университета Республики Узбекистан, доктор педагогических наук e-mail: baxtiyor@mail.ru
Аннотация. Одной из важных задач современного образования является воспитание творческой личности. В данной статье освещены творческие и практические аспекты формирования исследовательских умений и навыков у учащихся и студентов.
Ключевые слова: проблемное и развивающее обучение, творческая деятельность, исследовательский метод.
Nazarova Barno Alijon hoji kizy
The Head of Early childhood education and service College, the city of Gulistan, the Republic of Uzbekistan, a Research Fellow at Uzbekistan institute for Pedagogical Studies, PhD in Education e-mail: baxtiyor@mail.ru
Rahimov Baxtiyor H.
Professor at Gulistan State University, the Republic of Uzbekistan, ScD in Education e-mail: baxtiyor@mail.ru
Abstract. One of the most acute problems of the modern education is the upbringing of a creative individual. The given article highlights creative and practical aspects of the research skills that should be acquired by pupils and students.
Keywords: problem-based and developmental learning, creative activity, research method.
В современных условиях развитие научно-творческих способностей обучающихся именно в юношеском возрасте является одной из актуальных проблем педагогических наук. Юноши и девушки - старшеклассники школы, ученики профессионального колледжа или академического лицея, студенты вуза - это наше подрастающее поколение, которое является основой прогресса государства и общества.
Как проявляются перечисленные выше индивидуальные свойства именно в юношеском возрасте? Слово «юность» означает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает достижение социальной зрелости личности. В этот период каждый молодой человек хочет найти своего место в обществе, определиться с выбором профессии и, конечно, стремится к углубленному усвоению знаний и научно-творческих способностей на пользу себе и обществу.
Обращаясь к истории человечества, этнограф Маргарет Мид (США) выделяет три типа общества: постфигуративные, в которых дети учатся у старших, фигуративные, где и дети, и взрослые учатся прежде всего у равных, сверстников, и префигуративные, где старшие не только обучают детей, но и учатся у них.
Префигуративная культура ориентируется главным образом на будущее. В настоящее время старшему поколению придется в большей степени прислушиваться к мнению молодежи, учитывать их интересы, духовные потребности, внести изменения в форму и средства обучения, включая цели и задачи прогрессивных педагогических технологий.
Каждому педагогу должно быть известно, что способ постановки целей, из которых исходит педагогическая технология, отличается своей инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся.
Каждый педагог должен заниматься самообразованием, усваивая теории педагогических технологий, использовать интерактивные методы обучения. Использование интерактивных методов обучения позволяет ученику проявить себя в различных областях знания. К методам развития опыта творческой деятельности, проявления научно-творческих способностей относятся методы, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умения решать новые проблемы, ведущие к целенаправленному сознательному поиску решения проблемы. Эти методы были разработаны Г. С. Альтшуллером, О. Г. Богдановой, А. В. Брушлинским, П. Якобсоном и др. К ним относятся методы с применением затрудняющих условий: метод временных ограничений; метод внезапных запрещений; метод скоростного эскизирования; метод новых вариантов; метод информационной недостаточности;
Методы группового решения творческих задач: метод Дельфи; метод черного ящика; метод дневников; метод 6-6; прямая коллективная «мозговая атака»; «мозговой штурм».
Эти методы помогают проявить и развить у обучающихся беглость, гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность к разработке гипотезы, способствуют выявлению новых идей, поиску новых решений проблемных ситуаций и проблемного вопроса, креативности. Кроме того, у обучающихся формируются знания, навыки и умения использования их в своей профессиональной деятельности.
Назарова Б. А., Рахимов Б. Х. | Важнейшая задача современного образования - воспитание...
В качестве основной характеристики тенденции развития образования в современной социокультурной ситуации можно обозначить разработку стратегии образования, определение перспектив эволюции педагогического знания и педагогического образования XXI в., попытку преодоления свойственных этому процессу противоречий.
Выход из создавшегося положения не представляется возможным без формирования элитарности человека. Элитарность человека есть сущностная характеристика личности и развивающей его творческой деятельности. Интегративным качеством элитарности человека является творческая деятельность, направленная на сотворение развитой личности.
Особое значение в данном контексте приобретает проблема формирования элитарности человека к организации развивающего обучения, призванного формировать не только знания и умения, но и опыт творческого, теоретического мышления, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, развитие потенциальных возможностей каждого школьника. Такое обучение в состоянии обеспечить только тот учитель, который обладает высокой педагогической культурой, способен разрешать возникающие противоречия, осмысливать и использовать передовые теории и продуктивный опыт обучения. Педагогическая культура, как и любое творчество, есть единство нормативного и креативного (творческого), причем значение последнего в условиях обновления практики должно быть особенно актуализировано.
В настоящее время сложились объективные условия для разработки разноуровневой дидактической концепции по формированию элитарности человека, а значит, его готовности к успешной организации развивающего общества.
Решение обозначенной проблемы базируется на философских и психологических положениях о природе и сущности творчества, творческой деятельности, мышления, о сущности культуры, о единстве теории и практики, абстрактного и конкретного, теоретического и эмпирического, на теории личности и теории деятельности.
Исследования педагогов основываются на принципиальных положениях элитарности человека, на идее гуманизации профессионального и личностного становления элитарности как основополагающего элемента нового творческого мышления, культурологического подхода, на теории общепедагогической подготовки личности, формирования мастерства, творчества, развития творческой деятельности.
Анализ позволяет выделить основные проблемы формирования элитарности человека:
• творческой направленности деятельности человека;
• общечеловеческой подготовки;
• формирования творческого мышления;
• педагогического творчества;
• дидактической подготовки учителя;
• подготовки учителя к реализации целостного педагогического процесса;
• технологического подхода в школьном и вузовском образовании;
• методологической культуры педагога.
Исследование позволяет сделать вывод: несмотря на то, что внедрение технологий развивающего обучения приобрело широкий характер, проблема подготовки элитарности человека не только не подвергается должному исследованию, но и не поставлена. Это одно
из многих противоречий школьного и педагогического вузовского образования, необходимость разрешения которого давно назрела.
Формирование элитарности человека обеспечивается на основе программно и системно организуемой учебно-воспитательной деятельности в процессе его профессионально-педагогической подготовки.
Элитарность человека в данном контексте предполагает особое мастерство, умение осмыслить, принять и творчески реализовать теории и методические системы развивающего обучения, требующие структурной и содержательной перестройки осмысления и осознания противоречий в теориях и практике жизни. Элитарность человека, способного организовать развивающее общество, представляет собой своеобразную микропедагогическую культуру.
Для формирования педагогической культуры учителя, его готовности к успешной организации развивающего общества разработана дидактическая разноуровневая система (содержательно-целевой, методический, процессуальный аспекты) его подготовки к развивающему обучению.
Разработана модель теоретической и практической подготовки учителя, включающая:
• усвоение теоретических знаний по проблемам развивающего обучения на лекционных и практических аудиторных занятиях;
• наблюдение, фиксацию, анализ образовательного процесса в условиях развивающего обучения на лабораторно-практических занятиях в школе;
• конструирование дидактических моделей «развивающего урока» в контексте содержательно-целевого, методического, процессуального и практически-результативного аспектов на аудиторных лабораторно-практических занятиях;
• проведение, анализ и самоанализ «развивающего урока» студентами в аудиторных семинарских и лабораторно-практических занятиях;
• самостоятельную работу по изучению первоисточников, программ и учебников по дидактическим системам развивающего обучения и проведение коллоквиумов по самостоятельной работе (по сетевому графику).
Опытно-экспериментальная проверка подтвердила высокую эффективность разработанной дидактической системы подготовки будущего учителя к развивающему обучению. Проведенное исследование позволило сформулировать педагогические условия, обеспечивающие подготовку учителя к успешной организации развивающего обучения.
Исследование создает предпосылки для дальнейшего изучения области вопросов по проблеме подготовки учителя к развивающему обучению:
• соотношение теорий развивающего обучения и теории проблемного обучения в подготовке учителя;
• контроль качества знаний, умений и навыков учащихся в системе развивающего обучения;
• коммуникативная деятельность в условиях развивающего обучения;
• формирование опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру.
Назарова Б. А., Рахимов Б. Х. | Важнейшая задача современного образования - воспитание.
Список литературы
1. Закон «Об образовании Республики Узбекистан» [Текст]. - Ташкент, 1998. - С. 20-29.
2. Джураев, Р. Х. Факторы, влияющие на процесс формирования молодежной субкультуры будущего учителя [Текст] / Р. Х. Джураев, Б. Х. Рахимов // Современная российская элита: сб. ст. / под общ. ред. О. В. Красновой и Б. В. Кайгородова. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2008. - С. 61-66.
References
1. Zakon "Ob obrazovanii Respubliki Uzbekistan". Tashkent, 1998. Pp. 20-29.
2. Dzhuraev R. Kh., Rahimov B. H. Faktory, vliyayushchie na protsess formirovaniya molodezhnoy subkultury budushchego uchitelya. In: Krasnova O. V., Kaygorodov B. V. Sovremennaya rossiyskaya elita: sb. st. Moscow: Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsialnogo in-ta, 2008. Pp. 61-66.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 1