Научная статья на тему 'Усовершенствование творческой активности будущих учителей при обучении иностранному языку'

Усовершенствование творческой активности будущих учителей при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ / ПОТЕНЦИАЛ / НАВЫКИ / ПОТРЕБНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GOAL-DIRECTED / POTENTIAL / SKILLS / REQUIREMENT / OEUVRE / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурибаева Азиза Исматуллаевна

Тотальная глобализация и интеграция национального образования в мировом образовательном пространстве требует профессиональной подготовки будущих педагогов, компетентность и творческая активность которых существенно влияет на уровень интеллектуального потенциала общества. Актуальность данного вопроса все более возрастает с учетом тенденции снижения мотивации студентов к учебе, и приобретению базовых академических знаний в школе. Это обусловливает необходимость поиска инновационных подходов у будущих учителей в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Усовершенствование творческой активности будущих учителей при обучении иностранному языку»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Бурибаева А.И. Email: Buribaeva650@scientifictext.ru

Бурибаева Азиза Исматуллаевна - преподаватель, кафедра иностранных языков, факультет филологии, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: тотальная глобализация и интеграция национального образования в мировом образовательном пространстве требует профессиональной подготовки будущих педагогов, компетентность и творческая активность которых существенно влияет на уровень интеллектуального потенциала общества. Актуальность данного вопроса все более возрастает с учетом тенденции снижения мотивации студентов к учебе, и приобретению базовых академических знаний в школе. Это обусловливает необходимость поиска инновационных подходов у будущих учителей в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: целенаправленное, потенциал, навыки, потребность, творчество, деятельность.

TO DEVELOP THE CREATIVE ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE Buribaeva A.I.

Buribaeva Aziza Ismatullaevna - Teacher, FOREIGN LANGUAGES DEPARTMENT, PHILOLOGY FACULTY, GULISTANSTATE UNIVERSITY, GULISTAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the globalization and integration of national education in world educational sphere require professional preparation of future teachers, competency and creative activeness in which apparently impacts on the level of intellectual potential of the society. The actuality of this question is becoming more operative, with the tendency of decreasing the motivation of students to the study and to obtain basic academic knowledge at school. This makes clear the necessity of search innovative approaches of future teachers in the process of professional training.

Keywords: goal-directed, potential, skills, requirement, oeuvre, activity.

УДК 81-139

Принимая во внимание глобализацию и интеграцию национального образования в глобальное образовательное пространство, направлением развития Республики Узбекистан становится повышение роли высшего образования в развитии интеллектуального потенциала общества. Это высшие учебные заведения, призванные обеспечить общество квалифицированными, компетентными специалистами и педагогическими кадрами. Уделяя большое внимание роли университета в подготовке педагогических кадров, П.И. Карташов отмечает, что университет аккумулирует современные психо лого-педагогические знания и позволяет понимание передового опыта в педагогике. Таким образом, именно вуз должен обеспечивать навыки самообразования, развивать потребности в постоянном самосовершенствовании педагогического мастерства, умение оценивать свою деятельность в научные термины, для того, чтобы представить результаты своей

работы и следить за современным уровнем разработки, влияющие на формирование личности студентов [1]. Эффективность работы современного учителя зависит от его творческого таланта, который может быть применен для поощрения высокой мотивации к обучению.

Отметим, что по существу профессия педагога носит творческий характер сама по себе, поскольку объект педагогической деятельности - это целостный педагогический процесс, ориентированный на группу самобытных личностей, каждая из которых обладая индивидуальным характером и уникальным путем развития. Постоянная смена членов группы, изменчивость психика детей и их психоэмоциональное состояние, многообразие и непредсказуемость межличностного общения отношения в учебном процессе требуют от преподавателя профессиональной мобильности, гибкости и креативности.

Что такое творчество и в чем специфика творческого акта? Рассмотрим понятие «творчество» в философских терминах, опирающихся на понятие Н.А. Бердяева (известного философа). Сам он считает личность как творческой акт. Он писал: «творческий акт - это освобождение и превосходство. Это предполагает опыт и усилия» [2]. В психологическом плане «творчество» описывается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество учителя заключается в умении открывать новое добродетели в личности ребенка, выработка новых методов творческой самореализации у учащихся.

Рассматривается понятие «творческий потенциал» как неотъемлемый источник качеств личности, определяющих границы его возможности. Таким образом, творческий потенциал педагога складывается из совокупности психологических личностных качеств, способствует успешной педагогической деятельности.

Психолого-педагогический подход к трактовке творческой деятельности человека и идеи развития творческие способности педагогов изучены многими учеными педагогики и психологии, среди них Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейна? В.А. Кан-Калик и другие [3].

Теоретический анализ проблемы развития творческого потенциала будущих педагогов привел нас к выводу, что успешная учебная деятельность студентов зависит от уровня творческой активности преподавателя. В данной статье мы хотим дать краткое описание эксперимента, посвященного развитию творческому потенциалу будущих педагогов через внедрение интерактивных методов обучения в образовательном процессе во время профессионального обучения.

Цель эксперимента-показать зависимость успешности деятельности будущего учителя на степень готовности к творческой педагогической деятельности. При этом мы постарались решить следующие задачи:

• Выявить основные компоненты готовности будущих учителей к творческой педагогической деятельности.

• Проанализировать влияние интерактивных методов обучения на изменение компонентов готовности и на развитие творческого потенциала будущих учителей.

• Описать процесс положительной динамики развития творческого потенциала будущих учителей в соответствие этапам исследования.

Изучение психологических особенностей теории готовности и применение этой теории по отношению к предмету на основе проведенного исследования построена теоретическая модель готовности будущих педагогов к творческой педагогической деятельности, которая состоит из следующих четырех компонентов: мотивационный, содержательный, процессуальный и оценочный, каждый из которых имеет свои показатели. Мотивационная составляющая готовности будущих педагогов к творческой деятельности включает такие показатели, как стремление студента к достижению успехов в педагогической деятельности, стремление к творчеству, к самовыражению, к поиску и созданию новых образовательных методов и технологий.

Информативная компонента представлена такими показателями, как знание теоретических основ феномен творчества, понимание принципов и этапов творческой деятельности, особенности творческого мышление и потребность в творческом потенциале для эффективной работы со студентами. Процессуальная составляющая связана со способностью студентов, реализовать творческий подход к работе с педагогом и реализовать собственную педагогическую практику в творческих проектах, участвовать в различных Олимпиад и конкурсах, решать проблемные ситуации, изобретать новые методы и приемы обучения. Оценочный компонент связан с рефлексивными способностями студента, оценкой и экспертной оценкой успеваемости, с анализом и обобщением достижений студентов, возможность сравнения достигнутых уровней творческой работы с запланированными.

Список литературы /References

1. Карташов П.И. Реализация рекомендаций педагогики на практике. Организационный и административный аспекты. М., 1984. 128.

2. Бердяев Н.А. Значение творчества // Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство, 1994. 40.

3. Ананьев Б.Г. Человек как объект знания. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

4. Берикханова А.Е. Социальная и гуманитарная подготовка как фактор формирования готовности будущих учителей к успешной карьере. Монография. Алматы, 227, 2013. 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.