Библиографический список
1. Богачева, Г.И. К методике обучения школьников IV-V классов анализу текстовых задач // Математика в школе. - 1984. - № 1.
2. Иванова, Т.А.Теория и технология обучения математике в средней школе: учебн. пособие для студентов пед. вузов / Т.А. Иванова, Е.Н. Перевощикова, Л.И. Кузнецова, Т.П. Григорьева. - Н. Новгород, 2009.
3. Виленкин, Н.Я. Использование координатного луча для решения задач на движение / Н.Я. Виленкин, Л.Г. Петерсон // Математика в школе. - 1984. - № 1.
4. Пойа, Д. Как решать задачу. - Львов, 1991.
5. Зияитдинов, РГ. Решение сюжетных задач в 5-6 классах: уч. пособие. - Тверь, 1996. Bibliography
1. Bogacheva, G.I. K metodike obucheniya shkoljnikov IV-V klassov analizu tekstovihkh zadach // Matematika v shkole. - 1984. - № 1.
2. Ivanova, T.A.Teoriya i tekhnologiya obucheniya matematike v sredneyj shkole: uchebn. posobie dlya studentov ped. vuzov / T.A. Ivanova, E.N. Perevothikova, L.I. Kuznecova, T.P. Grigorjeva. - N. Novgorod, 2009.
3. Vilenkin, N.Ya. Ispoljzovanie koordinatnogo lucha dlya resheniya zadach na dvizhenie / N.Ya. Vilenkin, L.G. Peterson // Matematika v shkole. - 1984. - № 1.
4. Poyja, D. Kak reshatj zadachu. - Ljvov, 1991.
5. Ziyaitdinov, R.G. Reshenie syuzhetnihkh zadach v 5-6 klassakh: uch. posobie. - Tverj, 1996.
Статья поступила в редакцию 02.12.11
УДК 510 (075.5)
Kolosove V.A. TECHNOLOGIC APPROACH IN PREPARATION OF FUTURE MATHS TEACHERS TO DEVELOP
CREATIVE ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN. The paper deals with the technologic approach for preparation of maths students to develop creative abilities of schoolchildren. Learner-centered and professional competences of maths students, some levels of preperation as well as a model of using technologic approach in preparation of future maths teachers to develop of creative abilities of schoolchildren are defined in the paper.
Key words: creativity, levels of technological preparation, model of technological preparation of students.
В.А. Колосова, доц. ФГБОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара», г. Арзамас, E-mail: vakolosova@gmail.com
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
В работе рассматривается технологический подход к подготовке студентов-математиков к развитию творческих способностей школьников. Определяются личностные и профессиональные компетенции студентов-математиков, определяются уровни подготовки, а также представлена модель использования технологического подхода в подготовке будущих учителей математики к развитию творческих способностей школьников.
Ключевые слова: технологический подход, модель подготовки будущих учителей математики к развитию творческих способностей школьников, уровни.
Стремительное развитие человеческой цивилизации, технологическое и культурное разнообразие в современном мире требуют подготовки активного, думающего человека, способного творчески подходить к решению задач, понимать и формулировать смыслы человеческой деятельности. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности [1-9]. Творческое развитие личности это сложный процесс, требующий длительной и систематической работы в этом направлении. Отечественные психологи Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленский, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Паламарчук, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн считают, что творчество это продукт мыслительной деятельности, причем результатом творческого мышления является открытие чего-то нового. Л.С. Выготский в своих трудах отмечает, что «... творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое».
Известный отечественный педагог И.Я. Лернер определяет творчество в учебном процессе как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важную для формирования личности как общественного субъекта, при этом выделяет такие процессуальные черты творческой деятельности, как:
- самостоятельный, внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
- видение новой проблемы в традиционной ситуации;
- видение новой функции объекта в отличие от традиционной;
- видение структуры объекта;
- учет альтернатив при решении задач;
- комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;
- отбрасывание всего известного и создание принципиально нового способа объяснения [8].
Проблеме творческого развития учащихся уделяли большое внимание такие известные математики, как А.Н. Колмогоров, Ж. Адамар, Л.Д. Кудрявцев, П.С. Александров, В.М. Тихомиров, А.И. Маркушевич и др. Вопросы развития интеллектуально-творческих способностей учащихся при изучении математики посвящены работы Ю.М. Колягина, РС. Черкасова, Д. Пойа, П.М. Эр-дниева, А.Г. Мордковича, М. Клякля, Г.И. Саранцева, Г.В. Дорофеева, М.И. Зайкина, Г.В. Томского, С.В. Арюткиной и др. Учитывая специфику обучения математике, авторы обращают внимание на изменение роли и места задач в обучении, а также на целесообразности и некоторого видоизменения самих задач. Это обуславливает необходимость самостоятельного конструирования задач, создания собственного методического инструментария, позволяющего сформировать личностные и профессиональные компетенции будущего учителя математики, готового к творческому развитию личности школьника. Так, например, технологический подход к развитию творческих способностей польского математика-методиста М. Клякли основывается на решении многоэтапных математических задач, формирующих познавательную активность личности обучаемого. Известный математик Г. Томский считает целесообразным использование технологического подхода ЖИПТО в различных видах деятельности и разнообразных формах обучения математике, что, по его мнению, способствует развитию не только логического мышления, но и формированию общей культуры. Из вышесказанного следует, что характерной чертой творческого развития, безусловно, является субъективная новизна результата деятельности и процесса ее выполнения, что противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, обуславливает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу постоянного поиска.
Государственный стандарт школьного и высшего образования
Цель: формирование будущего учителя математики к творческому развитию школьников
Задачи: формирование личностных и профессиональных компетенций студентов - математиков, знакомство с технологией и технологическими подходами творческого развития школьников;
Содержание подготовки будущего учителя математики к творческому развитию школьников
>
с >
1С
в а в с ЕС
I-
^
8 ö о
-6 -6
В С
С
Фундаментальная подготовка
Практическая подготовка
Методическая подготовка
- Теория и методика обучения математике
- Элементарная математика
- Современные проблемы ТиМОМ
- Дисциплины и курсы - Курсовое и дипломное
по выбору проектирование
- Педагогическая
практика
Уровни технологической подготовки будущих учителей математики к творческому развитию школьников
У1
У2
У3
У4
Виды деятельности:
-ориентируется в информационном потоке математического образования; -применяет рациональные способы получения, преобразования информации;
-использует знания о современных образовательных технологиях;
-использует и систематизирует теоретические и практические знания математических наук; -решает нестандартные математические и прикладные задачи;
-составляет математические задачи.
Средства:
-совокупность и наборы нестандартных задач; - наборы прикладных задач; -специальные приемы и мотивационные задания и др.
способы выделение
решения закономерностей,
нестандартных нестазнаддаарчтных формул,
приемов
новое доказательс тво теоремы
конструирование набора нестандартных задач
конструирование технологий творческого
развития школьников
Результат: учитель математики, обладающий личностными и профессиональными компетенциями, готовый к процессу творческого развития личности
Рис. 1. Модель использования технологического подхода в подготовке будущих учителей математики к развитию творческих способностей школьников Библиографический список
В связи с этим возникает необходимо формирования личности будущего высококвалифицированного педагога, способного успешно развивать творческие способности школьников в условиях модернизации школьного математического образования. Качество профессиональной подготовки выпускников вуза находится в прямой зависимости от педагогической технологии, которая используется для реализации поставленной задачи и достижения поставленных целей.
Необходимо заметить, что термины «образовательные технологии», «технологии обучения», «педагогические технологии» широко используются в сфере образования, однако часто в разных значениях. В этой связи необходимо уточнить, какое содержание будет вкладываться в понятие «технологии» в данной работе.
Технология (от греч. ttchne искусство, мастерство, умение и logos - слово, учение) совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приёмы и способы.
В более широком смысле технология способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология воплощает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Совокупность технологических операций образует технологический процесс. Современная наука использует термин «технология» и в таких сочетаниях, как «технология обучения, образовательного процесса, лечения, управления» [10].
Таким образом, технология это процесс, то есть совокупность действий, в результате которых решаются те или иные задачи и достигаются определенные цели.
Анализ отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы по проблеме технологизации учебно-воспитательного процесса и управления им показывает, что массовое внедрение педагогических технологий в практику исследователи относят к началу 60-х годов и связывают с реформированием американской, а затем европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэрролл, Б. Блум, Г. Гейс, П. Митчелл, В. Коскарелли и др. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Тальзиной, А.Г. Ривина,
Библиографический список
Л.Н. Ланда, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я. Зориной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина, М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой и др. Соответственно, образовательная технология может быть определена как совокупность действий для достижения целей образования, или, более развернуто, как выстроенная в определенной последовательности и оптимизированная система действий (операций) субъектов образовательного процесса, ориентированная на эффективное достижение образовательных целей. Педагогическая технология - это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на определенную цель. Основные признаки педагогической технологии: диагностичность описания цели; воспроизводимость педагогического процесса (в т.ч. предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого); воспроизводимость педагогических результатов.
На наш взгляд, к основным уровням технологической подготовки студентов к творческому развитию школьников целесообразно отнести: организационно-содержательный; операцион-но-рефлексивный; проектно-конструктивный, творческий. Каждый уровень отражает движение студента к поставленной цели, сточки зрения тех интеллектуальных операций, которые превалируют на каждом этапе. Кроме того, заметим, что каждый уровень характеризуется набором таких интеллектульных действий, которые поддаются объективному наблюдению и измерению. Исходя из этого, под уровнем технологической подготовки студентов к развитию творческих способностей школьников будем понимать определенный результат в рамках фундаментальной, практической, методической подготовки. Это могут быть новые способы решения задач, наборы сконструированных самостоятельно задач, новые доказательства, закономерности и конечно венцом подготовки является самостоятельное проектирование и конструирование технологического подхода творческого развития школьников.
На каждом из уровней формируются личностные, социальные и профессиональные компетенции.
Все данные результаты обобщены в модели подготовки будущего учителя математики к творческому развитию школьников (рис. 1).
Таким образом, представленная модель технологической подготовки будущих учителей математики к развитию творческих способностей школьников является одним из направлений интенсификации процесса обучения студентов, позволяющего комплексно развивать компетенции, необходимые будущим учителям математики.
1. Беляева, А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. - СПб., 1999.
2. Гусев, В.А. Как помочь ученику полюбить математику? М., 1994. - Ч. 1.
3. Загрекова, Л.В. Педагогическая практика в системе подготовки будущего учителя: уч. пособие / Л.В. Загрекова, В.В. Николина, Л.В. Ки-льянова, Н.Н. Ладилова [и др.]. Н.Новгород, 2002.
4. Зайкин, М.И. Учимся на чужих ошибках: тетрадь с развивающими заданиями по математике для 5 класса / М.И. Зайкин, В.А. Колосова. М., 1998.
5. Зайкин, М.И. Учимся на чужих ошибках: тетрадь с развивающими заданиями по математике для 5 класса / М.И. Зайкин, В.А. Колосова. М., 1998.
6. Зайкин, М.И. О продуктивных видах математической деятельности, способствующих приобщению школьников к творчеству // Педагогические технологии математического творчества: сб. статей участников Международной научно-практической конф. / под ред. М.И. Зайкина. Арзамас, 2011.
7. Клякля, М. Формирование творческой математической деятельности учащихся классов с углубленным изучением математики в школах Польши. Плоцк, 2003.
8. Лернер, И.Я. дидактические основы методов обучения. - М., 1981.
9. Савинов, Е.С. Образовательные стандарты и динамичность меняющихся реальностей / Е.С. Савинов, А.М. Кондаков // Бюллетень «Просвещение». - 2010. - № 35.
10. Самерханова, Э.К. Организация познавательно-творческого пространства обучения студентов математике // Проблемы творческого развития: сб. статей участников Международной конф. С.-Сорлен д Арве, 2008.
Bibliography
1. Belyaeva, A.P. Metodologiya i teoriya professionaljnoyj pedagogiki. - SPb., 1999.
2. Gusev, V.A. Kak pomochj ucheniku polyubitj matematiku? M., 1994. - Ch. 1.
3. Zagrekova, L.V. Pedagogicheskaya praktika v sisteme podgotovki buduthego uchitelya: uch. posobie / L.V. Zagrekova, V.V. Nikolina, L.V. Kiljyanova, N.N. Ladilova [i dr.]. N.Novgorod, 2002.
4. Zayjkin, M.I. Uchimsya na chuzhikh oshibkakh: tetradj s razvivayuthimi zadaniyami po matematike dlya 5 klassa / M.I. Zayjkin, V.A. Kolosova. M., 1998.
5. Zayjkin, M.I. Uchimsya na chuzhikh oshibkakh: tetradj s razvivayuthimi zadaniyami po matematike dlya 5 klassa / M.I. Zayjkin, V.A. Kolosova. M., 1998.
6. Zayjkin, M.I. O produktivnihkh vidakh matematicheskoyj deyateljnosti, sposobstvuyuthikh priobtheniyu shkoljnikov k tvorchestvu // Pedagogicheskie tekhnologii matematicheskogo tvorchestva: sb. stateyj uchastnikov Mezhdunarodnoyj nauchno-prakticheskoyj konf. / pod red. M.I. Zayjkina. Arzamas, 2011.
7. Klyaklya, M. Formirovanie tvorcheskoyj matematicheskoyj deyateljnosti uchathikhsya klassov s uglublennihm izucheniem matematiki v shkolakh Poljshi. Plock, 2003.
8. Lerner, I.Ya. didakticheskie osnovih metodov obucheniya. - M., 1981.
9. Savinov, E.S. Obrazovateljnihe standartih i dinamichnostj menyayuthikhsya realjnosteyj / E.S. Savinov, A.M. Kondakov // Byulletenj «Prosvethenie». - 2010. - № 35.
10. Samerkhanova, Eh.K. Organizaciya poznavateljno-tvorcheskogo prostranstva obucheniya studentov matematike // Problemih tvorcheskogo razvitiya: sb. stateyj uchastnikov Mezhdunarodnoyj konf. S.-Sorlen d Arve, 2008.
Статья поступила в редакцию 02.12.11
УДК 378.046.4
Napreev S.G., Kaljuzhnyj E.A. CONTENT OF SPECIAL COURSE «ORGANIZATION OF SPORTS AND IMPROVING
ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL». In article the problem of low readiness of primary school teachers to sports and improving activity is shown. The subjects of substantial maintenance of process of increase of level of readiness of primary school teachers which do not have special sports education, to sports and improving activity in the system of further professional education are presented.
Key words: sports and improving activity, professional readiness, readiness of teachers of initial classes to spots and improving activity, improvement of professional skill, content of special course, modeling.
С. Г. Напреев, аспирант Нижегородского института развития образования, г. Нижний Новгород, E-mail: napsergej@yandex.ru; Е.А. Калюжный, канд. биол. наук, доц., зав. каф. мед. подготовки и БЖД АГПИ, г. Арзамас, Email: eakmail@mail.ru
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦКУРСА
«ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
В статье показана проблема низкой готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности. Представлена тематика содержательного обеспечения повышения уровня готовности учителей начальных классов, не имеющих специального физкультурного образования, к физкультурно-оздоровительной деятельности в системе повышения квалификации.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, профессиональная готовность, готовность учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности, повышение квалификации, содержательное обеспечение спецкурса, организация физкультурно-оздоровительной деятельности в начальной школе, моделирование.
Необходимость осуществления учителем начальных классов физкультурно-оздоровительной деятельности детерминируется социальными требованиями по реализации одного из приоритетов государственной образовательной политики - формирование физической культуры личности как фактора ее развития посредством формирования здоровья и здорового образа жизни. В целом ряде исследований утверждается, что физкультурно-оздоровительную деятельность учителя любой специальности (в рамках его функциональных обязательств) следует рассматривать как актуальную социальную потребность [1-3].
Результаты проведенных нами фоновых исследований позволили сделать вывод о наличии критического уровня готовности учителей начальной школы к физкультурно-оздоровительной деятельности [4]. На наш взгляд важнейшим условием формирования необходимого и достаточного уровня готовности учителей начальных классов в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности является разработка образовательной программы повышения квалификации на новых содержательных основаниях, ориентированных на повышение готовности учителей к физкультурно-оздоровительной деятельности в школе.
Первым шагом решения проблемы является моделирование данного обеспечения. Метод моделирования предполагает возможность построения модели с логической завершенностью границ исследуемого предмета исследования и осуществляется на основе абстрактно-логических суждений.
Моделируя содержание процесса повышения уровня готовности педагога начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности, мы исходили из теоретического построения модели как системы, которая дает информацию о моделируемом объекте; находится в объективном соответствии с познаваемым объектом; отражает свойства изучаемого объекта.
Процесс повышения уровня готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности можно определить как систему. Системный подход требует необходимость определения ряда оснований для моделирования содержательного обеспечения процесса формирования готовности учителей физической культуры к физкультурно-оздоровительной деятельности. Были определены следующие теоретические положения в качестве оснований моделирования.
1. Содержание процесса повышения уровня готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности мы рассматриваем как системный объект педагогического исследования, которое обладает рядом особенностей, выявление которых является условием познания его функционирования и регуляции. Структуризация содержания представляет определенную организацию компонентов в пространстве и времени. Моделирование представляет собой описание состава и структуры содержания.
2. Концепция моделирования имеет следующие определяющие критерии: целевые (для чего), логические (на основании чего), операциональные (что и как), мотивационные (ради чего).
3. Целью моделирования являлась разработка содержательного обеспечения процесса повышения уровня готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях повышения квалификации методом научной редукции.
4. Предпосылками моделирования содержательного обеспечения спецкурса по логическому критерию (на основании чего) должны быть научные основания и опыт деятельности. При этом социальный запрос активизирует формирование системы оснований, а редукция научных данных и результаты собственных исследований являются ее механизмом. Научная редукция предусматривает ориентацию на теорию деятельности, системный подход, теорию социализации, теорию физической культуры и эдукологические основания моделирования содержательного обеспечения образовательных процессов [5].
5. Содержательное обеспечение процесса повышения уровня готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности должно соответствовать следующим условиям:
• информационное содержание данного процесса реализуется на основе интеграции блоков научных знаний (педагогика, психология, теория физической культуры) и различных сведений медико-биологического характера, имеющих непосредственное отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности с младшими школьниками;
• содержательное обеспечение спецкурса должно создать ориентировочную основу физкультурно-оздоровительной дея-