Научная статья на тему 'ВАТИКАН В СОВРЕМЕННОЙ АФРИКЕ (К 50-ЛЕТИЮ ВИЗИТА В УГАНДУ ПАПЫ РИМСКОГО ПАВЛА VI)'

ВАТИКАН В СОВРЕМЕННОЙ АФРИКЕ (К 50-ЛЕТИЮ ВИЗИТА В УГАНДУ ПАПЫ РИМСКОГО ПАВЛА VI) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
150
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАТИКАН / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / АФРИКА / "МЯГКАЯ" СИЛА / МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горохов Станислав Анатольевич, Дмитриев Руслан Васильевич, Захаров Иван Андреевич

Статья посвящена выявлению роли Ватикана в формировании пространства католицизма в пределах Африканского континента. Показано, что в основу политики Святого Престола в отношении государств Африки на современном этапе положены задачи обеспечения деятельности структур католической церкви, защиты ее свободы и независимости, укрепления влияния среди существующей паствы и привлечения новых адептов. Установлено, что к числу важнейших направлений деятельности Ватикана в Африке относятся гуманитарные вопросы: установление и поддержание мира, социальной справедливости и соблюдение прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VATICAN IN MODERN AFRICA (ON THE 50TH ANNIVERSARY OF THE POPE PAUL VI'S PILGRIMAGE TO UGANDA)

The article is devoted to identifying the role of the Vatican in the formation of the Catholic space within the African continent. A century ago, the focus of the Vatican's policy was primarily on the problems of Europe, since most of the adherents of Catholicism were concentrated in this part of the world. However, at the beginning of the 21st century, about 70% of Catholics lived in the developing countries of Latin America, Africa and Asia. The spatial transformation of the Catholic world was caused, on the one hand, by a wide diffusion of the secularization in the European countries and a drop in their population birth rate; on the other - by the success of Catholic missionaries in developing countries combined with the high birth rate characteristic of their population. In this regard, the attention of the Vatican, starting from the second half of the 20th century, began to increasingly focus on the countries of the Global South - including African countries, although Catholicism is not the dominant religion on the Black Continent. The regional policy of the Roman Catholic Church in Africa is mostly characterized by the geography of papal visits to the countries of the continent, which have become one of the most effective means of political influence of the Vatican. The basis of the Holy See's policy towards African states at the present stage is to ensure the functioning of the structures of the Catholic Church, protect its freedom and independence, strengthen its influence among the existing flock and attract new adherents. Among the most important activities of the Vatican in Africa are humanitarian issues: the establishment and maintenance of peace, social justice and respect for human rights. Not less important direction of the Vatican policy in Africa is the strengthening of the Islamic-Catholic dialogue, which is based on the discussion and solution of the following issues: problems of freedom of conscience and religion; the political situation in the Middle East and North Africa in the context of functioning of the Christian communities and Christian shrines in these regions; problems associated with the migration of Muslims to European countries and the provision of assistance to refugees; religious and legal issues caused by the growth of Muslim communities in European countries; opposition to religious fanaticism and fundamentalism. At the same time, it is too early to speak of a clear positive shift in solving the political and socio-economic problems of Africa. Thousands of Africans set off to seek a better life in developed countries, which creates serious problems and contradictions for the Vatican, as emigration contributes to the weakening of Catholicism on the continent. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Текст научной работы на тему «ВАТИКАН В СОВРЕМЕННОЙ АФРИКЕ (К 50-ЛЕТИЮ ВИЗИТА В УГАНДУ ПАПЫ РИМСКОГО ПАВЛА VI)»

Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 76

Tomsk State University Journal of History. 2022. № 76

ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF WORLD HISTORY

Научная статья

УДК [94+327.8] (456.31:6)

doi: 10.17223/19988613/76/5

Ватикан в современной Африке (к 50-летию визита в Уганду папы римского Павла VI)

Станислав Анатольевич Горохов1, Руслан Васильевич Дмитриев2, Иван Андреевич Захаров3

12•3 Институт Африки РАН, Москва, Россия

1 stgorohov@yandex.ru

2 dmitrievrv@yandex. ru 3 vanszax@yandex. ru

Аннотация. Статья посвящена выявлению роли Ватикана в формировании пространства католицизма в пределах Африканского континента. Показано, что в основу политики Святого Престола в отношении государств Африки на современном этапе положены задачи обеспечения деятельности структур католической церкви, защиты ее свободы и независимости, укрепления влияния среди существующей паствы и привлечения новых адептов. Установлено, что к числу важнейших направлений деятельности Ватикана в Африке относятся гуманитарные вопросы: установление и поддержание мира, социальной справедливости и соблюдение прав человека. Ключевые слова: Ватикан, внешняя политика, Африка, «мягкая» сила, межрелигиозный диалог

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта № 19-18-00054 «Трансформации глобального конфессионального геопространства: феномен "параллельных" обществ в системе международно-политических отношений».

Для цитирования: Горохов С.А., Дмитриев Р.В., Захаров И.А. Ватикан в современной Африке (к 50-летию визита в Уганду папы римского Павла VI) // Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 76. С. 38-46. doi: 10.17223/19988613/76/5

Original article

Vatican in modern Africa (on the 50th anniversary of the pope Paul VI's pilgrimage to Uganda)

Stanislav A. Gorokhov1, Ruslan V. Dmitriev2, Ivan A. Zakharov3

12, 3 Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

1 stgorohov@yandex. ru

2 dmitrievrv@yandex. ru 3 vanszax@yandex. ru

Abstract. The article is devoted to identifying the role of the Vatican in the formation of the Catholic space within the African continent. A century ago, the focus of the Vatican's policy was primarily on the problems of Europe, since most of the adherents of Catholicism were concentrated in this part of the world. However, at the beginning of the 21st century, about 70% of Catholics lived in the developing countries of Latin America, Africa and Asia. The spatial transformation of the Catholic world was caused, on the one hand, by a wide diffusion of the secularization in the European countries and a drop in their population birth rate; on the other - by the success of Catholic missionaries in developing countries combined with the high birth rate characteristic of their population. In this regard, the attention of the Vatican, starting from the second half of the 20th century, began to increasingly focus on the countries of the Global South - including African countries, although Catholicism is not the dominant religion on the Black Continent. The regional policy

© С.А. Горохов, Р.В. Дмитриев, И.А. Захаров, 2022

of the Roman Catholic Church in Africa is mostly characterized by the geography of papal visits to the countries of the continent, which have become one of the most effective means of political influence of the Vatican. The basis of the Holy See's policy towards African states at the present stage is to ensure the functioning of the structures of the Catholic Church, protect its freedom and independence, strengthen its influence among the existing flock and attract new adherents. Among the most important activities of the Vatican in Africa are humanitarian issues: the establishment and maintenance of peace, social justice and respect for human rights. Not less important direction of the Vatican policy in Africa is the strengthening of the Islamic-Catholic dialogue, which is based on the discussion and solution of the following issues: problems of freedom of conscience and religion; the political situation in the Middle East and North Africa in the context of functioning of the Christian communities and Christian shrines in these regions; problems associated with the migration of Muslims to European countries and the provision of assistance to refugees; religious and legal issues caused by the growth of Muslim communities in European countries; opposition to religious fanaticism and fundamentalism. At the same time, it is too early to speak of a clear positive shift in solving the political and socio-economic problems of Africa. Thousands of Africans set off to seek a better life in developed countries, which creates serious problems and contradictions for the Vatican, as emigration contributes to the weakening of Catholicism on the continent. Keywords: Vatican, foreign policy, Africa, "soft" power, interfaith dialogue

Acknowledgments: The study has been carried out with financial support from the Russian Science Foundation in the framework of research project No. 19-18-00054 "Transformations of global confessional geospatial environment: the phenomenon of «parallel» societies in the system of international political relations".

For citation: Gorokhov S.A., Dmitriev R.V., Zakharov I.A. (2022) Vatican in modern Africa (on the 50th anniversary of the pope Paul Vl's pilgrimage to Uganda). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 76. pp. 38-46. doi: 10.17223/19988613/76/5

Современная католическая церковь - крупнейшая религиозная организация, к которой принадлежат около половины христиан на Земле. Согласно последним данным ватиканской статистики, в 2017 г. в мире насчитывалось почти 1,3 млрд католиков, что составляет 17,7% населения земного шара [1]. Наибольшее их число сосредоточено в Америке - 631,3 млн, или 48,6% адептов католицизма, далее следуют Европа (285,5 млн, или 22,0%) и Африка (228,4 млн, или 17,6%), в Азии насчитывается 143,4 млн католиков (11,0%), а в Австралии и Океании - лишь 10,5 млн (менее 1%). Хотя африканская паства занимает третье место в мире, она очень важна для Ватикана [2], ведь на Черный континент приходится 44% (более 6 млн) ежегодного прироста сторонников католицизма [1]. К тому же практически 90% опрошенных африканцев считают религию очень важной составляющей своей жизни, что заметно выше, чем в других регионах мира. В Нигерии, Демократической Республике Конго (ДРК) и Уганде каждое воскресенье, чтобы удовлетворить духовные потребности верующих, в католических приходах проводится по 4-5 месс; более 70-80% католиков этих стран посещают храмы не реже одного раза в неделю [3].

Современная политика Ватикана (вернее, Святого Престола) в отношении стран Африки начала формироваться на рубеже 1960-1970-х гг., что было обусловлено получением в это время странами континента политической независимости. Необходимый в новых условиях курс на обновление католицизма был окончательно взят на II Ватиканском соборе (19621965), по результатам которого были осуждены все формы дискриминации и расизма [4]. Соборные отцы подтвердили, что католическая церковь «уважает и развивает качества и индивидуальности различных рас и народов; и все то, что в обычаях народов не связано нерасторжимо с суевериями и заблуждениями, она старается благосклонно оценивать и, если возможно, сохраняет неизменным» [5].

О том, что Африка оказалась в центре внимания Ватикана, свидетельствовал первый в истории католической церкви визит римского первосвященника на континент. В 1969 г. папа Павел VI посетил Уганду; официальной целью его визита стало прославление первых католических мучеников Черной Африки -святых Карла Лванги и его товарищей, сожженных заживо в 1886 г. местным правителем кабакой Буган-ды. Во время поездки Папа выступил с программной речью, главный посыл которой заключался в признании важности африканских церквей для Ватикана и необходимости продолжения христианизации африканских народов силами самих африканцев: «Вы, африканцы - отныне сами миссионеры. Вы должны продолжить дело строительства церкви на своем континенте. Вы можете, вы должны иметь африканское христианство» (цит. по: [6. С. 89]).

Павел VI сформулировал важнейшее направление политики Ватикана в Африке, актуальное до настоящего времени, - обеспечение местных католических церквей собственными кадрами священнослужителей, необходимыми для укрепления и дальнейшего распространения католицизма на континенте. Именно «африканизация» католической общины позволила католической церкви Африки отмежеваться от образа «религии белых», сложившегося еще в эпоху колониализма: если в конце 1960-х гг. в Африке из 12 тыс. католических священнослужителей местными уроженцами были лишь 3 тыс. [Там же. С. 91], то к 1980 г. численность местного клира на континенте возросла до 17 тыс., а в 2017 г. превысила 45 тыс. человек, что составляет более 10% всех католических священников в мире (табл. 1).

Тенденция к увеличению численности католических священников в Африке и их доли в католическом клире всего мира продолжится и далее, ведь на континент приходится более половины всех семинаристов в мире - 54 тыс., хотя в 1960 г. их было лишь 2 тыс. [1]. Только за 2016 г. численность католических священнослужителей в Африке возросла на 1 181 человека,

в то время как в мире в целом она сократилась на 687 человек. Особенно резко сократилась численность служителей католического культа в Европе - на

2 583 человек; сокращается она и в США и Канаде, к тому же духовенство в развитых странах стареет, а доля молодых священников постоянно сокращается.

Таблица 1

Статистические показатели католической церкви в Африке в 1980-2017 гг.

Показатель Годы

1980 1990 2000 2010 2017

Численность священников, человек 17 346 20 399 27 167 37 527 45 229

Численность приходов, единиц 7 162 8 967 11 022 14 401 15 217*

Численность католиков, млн человек 58,7 88,9 130,0 185,6 228,4

Доля католиков в населении, % 12,5 14,0 16,5 18,3 19,2

Численность католиков в расчете на один приход, человек 8 193 9 914 11 796 12 889 13 050*

Численность католиков в расчете на одного священника, человек 3 383 4 358 4 786 4 946 5 051

Рассчитано и составлено авторами по: [1]. * - данные за 2012 г.

Теперь уже католические священнослужители из Африки переезжают в Европу и США, церкви которых не могут восполнить недостаток в священниках за счет местного населения, отказывающегося принимать сан. Это так называемое возвратное миссионерство приняло в начале XXI в. значительные масштабы: во Франции в настоящее время служат 1 800 иностранных священников - в основном из ее бывших африканских колоний [7]; более тысячи католических священников в США на сегодняшний день являются выходцами из Африки, около 600 из них приехали из Нигерии и еще более 70 - из Кении [8].

Укрепление влияния католицизма в независимых странах Африки невозможно без создания местного епископата, и это прекрасно понимают в Ватикане. В 1939 г. только два африканца (из Уганды и Мадагаскара) были посвящены в сан епископов, в 1980-х гг. уже более 70% католических епископов Африки были местными уроженцами, а в конце второго десятилетия XXI в. около 90% из 716 католических епископов Африки имеют местное происхождение [9].

Представительство католической общины Африки в мировом католицизме осуществляют кардиналы. В колониальный период все кардиналы, представлявшие Африку, были исключительно миссионерами-европейцами. Только в 1960 г. был возведен в сан кардинала первый африканец - уроженец Танзании Л. Ругамбва; в 1965 г. в Африке было уже 5 кардиналов, в 1980 г. - 12 [6]. В 1993-2002 гг. один из первых кардиналов-африканцев, уроженец Бенина Б. Гантен был даже главой (деканом) Коллегии кардиналов, т.е. занимал второй по важности после Папы Римского пост католической церкви. Другим видным сотрудником Римской курии был нигерийский кардинал Ф. Аринзе, возглавлявший в 1985-2002 гг. Папский Совет по межрелигиозному диалогу, а затем работавший префектом Конгрегации богослужения и дисциплины таинств [10]. Сейчас в Римской курии видные позиции занимает кардинал из Ганы П. Тарксон, который с 2016 г. состоит префектом созданной специально для него папой Франциском Дикастерии по содействию целостному человеческому развитию - новой суперструктуры, которая руководит всей политикой Ватикана в области благотворительности, экологии и здравоохранения, занимаясь в том числе проблемами миграции.

В современной Коллегии кардиналов Африка представлена уже 29 членами (28 из них - местные уроженцы, еще один - испанец, руководящий католической церковью в Марокко), из которых 19 ныне имеют право избирать нового Папу Римского. Они представляют 19 африканских стран: ДРК (2 кардинала), Танзанию, ЮАР, Судан, Гану, Кению, Нигерию, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Эфиопию, Кабо-Верде, ЦАР, Маврикий, Мали, Мадагаскар, Гвинею, Анголу и Марокко [11]. В то же время на страны Африки приходится лишь 15% кардиналов-выборщиков, в то время как Италия, в которой проживает в четыре раза меньше католиков, чем в Африке, представлена 22 кардиналами (17% всех выборщиков). Тем не менее в свое время и Б. Гантен, и Ф. Аринзе были папабилями, т.е. входили в число основных претендентов на вакантный папский престол, и в настоящее время многие в Африке полагают, что, учитывая растущую значимость Черного континента для католицизма, скоро может наступить время для избрания черного Папы Римского.

Еще одно важное направление политики Ватикана в Африке, актуальность которого в последние годы только растет, - решение гуманитарных проблем. Католическая церковь в настоящее время - крупнейшее частное медицинское учреждение в Африке, и католические больницы, клиники и миссии находятся на переднем крае борьбы с ВИЧ / СПИДом. Католические медицинские организации также оказались в авангарде борьбы с эпидемией Эбола в 2014 г. в Западной Африке - особенно в Либерии, Нигерии, Сьерра-Леоне и Гвинее. Также католические благотворительные организации и медицинские учреждения помогают ухаживать за 15 млн детей-сирот. Всего в католических епархиях стран Африки действует 1 100 больниц, 5 250 амбулаторий и центров первичной помощи, 200 домов для прокаженных, 1 300 детских домов, 2 600 детских садов и 750 домов для престарелых [12]. Деятельность этих многочисленных медицинских учреждений, работающих в странах Африки, курируется Ватиканом через Дикастерию по содействию целостному человеческому развитию, которой руководит кардинал П. Тарксон.

Не менее активен в Африке Ватикан и в сфере образования, которое особенно «востребовано» на Черном континенте, имеющем самое молодое население среди регионов мира. Католическое образование еще

со времен миссионеров XIX в. заслуженно считается в Африке одним из лучших и наиболее престижных, а в принадлежащие Церкви учебные заведения стремятся попасть не только католики, но и представители других конфессий. Однако, согласно данным Брукинг-ского института за 2012 г., из 128 млн африканских детей школьного возраста 17 млн никогда не будут иметь возможности пойти в школу [13]. Согласно докладу Конгрегации католического образования за 2013 г., в Африке открывалось 75% всех новых католических школ в мире; католическая церковь управляет почти 16 тыс. детских садов, которые посещают 1,5 млн детей, 38 тыс. начальных школ, где учатся 16 млн человек, и 12,7 тыс. средних школ на 5,4 миллиона учащихся [12]. В Африке также действует около десятка католических университетов, в которых проходят подготовку не только будущие теологи и священники, но и представители различных светских профессий: учителя, экономисты, инженеры и др.

Особое внимание в своей деятельности в Африке католическая церковь уделяет примирению сторон в вооруженных конфликтах, поддержке движения против коррупции и содействию перехода от авторитарного правления к устойчивой демократии. Так, в ДРК -крупнейшем католическом государстве континента -церковь сегодня является фактически единственным стабильным институтом в стране, опустошенной междоусобицами, коррупцией и бедностью. В 2011 г. епископат ДРК принял декларацию, осудившую разгул насилия после президентских выборов, а архиепископ Киншасы кардинал Лоран Монсенгво Пасиня сыграл важную роль в переговорах правительства с оппозицией, призванных нормализировать ситуацию [12]. В Зимбабве архиепископ Булавайо Пиос Нкубе и другие католические епископы противостояли режиму Роберта Мугабе, обличая его неспособность управлять страной.

Активную социальную позицию католических иерархов Африки Ватикан поддерживает через Папский Совет справедливости и мира, деятельность которого направлена на сбор информации о проблемах справедливости и мира в разных частях планеты, содействие прогрессу народов и защиту прав человека. Однако даже на фоне такой активности католической церкви в Африке можно назвать беспрецедентными усилия папы Франциска по прекращению гражданской войны в Южном Судане (и войн вообще [14]), унесшей с 2013 г. не менее 400 тыс. жизней. В апреле 2019 г. на закрытом двухдневном совещании лидеров африканских стран в Ватикане папа на коленях просил президента и лидера оппозиции Южного Судана заключить между собой мирное соглашение, поцеловав им ноги.

Слабость многих африканских правительств, незаконная торговля оружием, прозрачные границы и бедность населения способствовали экспансии исламистов и обострению конфликтов между религиозными общинами христиан и мусульман [15]. Радикальные исламские группы, связанные с ИГИЛ и Аль-Каидой, такие как Аш-Шабаб в Сомали или Боко Харам в Нигерии (запрещены в РФ), создают свои «параллельные» политические структуры, конкурирующие со светским органами власти. Цель этих организаций -

создание исламского шариатского государства в странах Африки и искоренение западного светского образа жизни, носителями которого они видят местное христианское население. В результате теракты, совершаемые радикальными исламистами прежде всего в странах, где традиционно рядом проживают мусульманские и христианские общины [16], становятся все более жестокими, приобретая ярко выраженную антихристианскую направленность. Католические церкви, миссионеры и священнослужители, а также рядовые прихожане стали объектами вооруженных атак экстремистов в ЦАР, Буркина-Фасо, Нигерии, Сомали, Ливии, Египте, Кот-д'Ивуаре и др. Так, используя политический хаос в Сомали для формирования своих военных баз на его территории, исламистская группировка «Аш-Шабаб» в апреле 2015 г. убила 147 студентов-христиан в университете Гарисса на востоке Кении [17]. Только за 2018-2019 гг. в ЦАР в результате нападений террористов погибли по меньшей мере 57 человек, более сотни получили ранения [18]; четыре человека погибли в результате нападения на католическую церковь в Буркина-Фасо [19].

К сожалению, сейчас еще рано говорить о явном положительном сдвиге в решении политических и социально-экономических проблем Африки. Тысячи африканцев отправляются искать лучшей доли в развитые страны, что порождает серьезные проблемы и противоречия для Ватикана, поскольку эмиграция способствует ослаблению католицизма на континенте. Так, в 2015 г. на церемонии открытия Панафриканского съезда католической молодежи и детей в Киншасе президент Епископской конференции ДРК Н. Дьомо обратился к африканской молодежи с призывом «не поддаваться на лживые обещания о благополучной жизни, которыми вас выманивают с родины на поиски несуществующей работы в Европе и Америке», а быть готовыми «отдать все свои силы, таланты и средства, чтобы обновить и перестроить свой родной континент, чтобы на нем воцарились вечный мир, справедливость и примирение всех народов Африки» [20]. С мнением Н. Дьюмо солидарны и многие другие католические епископы континента, а также видные деятели Ватикана, например кардинал П. Тарксон, который выступил с призывом прекратить миграцию из Африки [21].

С другой стороны, официальные взгляды Ватикана на миграцию основываются на Апостольской конституции Exsul Familia («Семейство в изгнании»), написанной еще папой Пием XII в 1952 г., после окончания Второй мировой войны, - в период, когда Европа была переполнена мигрантами. Опираясь на этот документ, папа Франциск - сам сын мигрантов, прибывших в Аргентину из Италии - призвал лидеров европейских стран оказать гостеприимство людям, спасающимся от войны и бедности [22].

Региональную политику руководства католической церкви в Африке в наибольшей степени характеризует география папских визитов в страны континента, которые стали одним из наиболее эффективных средств политического влияния Ватикана. Все папы, начиная с Павла VI, обязательно посещали Африку - всего таких визитов к настоящему времени состоялось 23.

Особенно в этом отношении выделяется папа Иоанн Павел II, который совершил за время своего понтификата (1978-2005) 16 поездок на континент; его преем-

ник Бенедикт XVI (2005-2013) побывал на континенте два раза, а нынешний Папа Франциск - уже четырежды (табл. 2).

Таблица 2

Список визитов Папы Римского в страны Африки за период 1969-2019 гг.

№ Время визита Страны и территории Папа Римский

1 Июль-август 1969 Уганда Павел VI

2 Май 1980 ДРК, Республика Конго, Кения, Гана, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар Иоанн Павел II

3 Февраль 1982 Нигерия, Бенин, Габон, Экваториальная Гвинея ----

4 Август 1985 Того, Кот-д'Ивуар, Камерун, ЦАР, ДРК, Кения, Марокко ----

5 Декабрь 1986 Сейшельские острова ----

6 Сентябрь 1988 Зимбабве, Ботсвана, Лесото, Эсватини (Свазиленд), Мозамбик ----

7 Апрель-май 1989 Мадагаскар, Реюньон, Замбия, Малави ----

8 Октябрь 1989 Маврикий ----

9 Январь-февраль 1990 Кабо-Верде, Гвинея-Бисау, Мали, Буркина-Фасо ----

10 Сентябрь 1990 Танзания, Руанда, Бурунди, Кот-д'Ивуар ----

11 Февраль 1992 Сенегал, Гамбия, Гвинея ----

12 Июнь 1992 Ангола, Сан-Томе и Принсипи ----

13 Февраль 1993 Бенин, Уганда, Судан ----

14 Сентябрь 1995 Камерун, ЮАР, Кения ----

15 Апрель 1996 Тунис ----

16 Март 1998 Нигерия ----

17 Февраль 2000 Египет ----

18 Март 2009 Камерун, Ангола Бенедикт XVI

19 Ноябрь 2011 г. Бенин ----

20 Ноябрь 2015 Кения, Уганда, ЦАР Франциск

21 Апрель 2017 Египет ----

22 Март 2019 Марокко ----

23 Сентябрь 2019 Мозамбик, Мадагаскар, Маврикий ----

Составлено авторами по: [23].

Таким образом, за полвека главы Ватикана посетили 75% стран Африки (41). Визит Папы Римского в конкретную страну континента свидетельствует о том, что в Ватикане придают особое значение укреплению с ней хороших отношений, о значимости этих отношений для мирового католицизма. При выборе государства для посещения дипломаты на службе Папы Римского, безусловно, учитывают численность проживающих в ней католиков. В 2015 г. крупнейшие по численности общины католиков в Африке проживают в ДРК (41 млн), Нигерии (22 млн), Уганде (16 млн), Анголе (13 млн), Танзании и Кении (по 11 млн), Мозамбике (9 млн), Мадагаскаре, Бурунди и Камеруне (по 6 млн), Руанде (5 млн), Южном Судане и Кот-дИвуаре (по 4 млн) [24]. Из табл. 2. видно, что все перечисленные выше государства принимали Папу Римского на своей земле, однако некоторые из них посещались главой католической церкви особенно часто. Так, Кения принимала у себя Папу 4 раза; Уганда, Кот-д'Ивуар, Камерун и Бенин - по 3; ДРК, Нигерия, Буркина-Фасо, Ангола, ЦАР, Марокко, Мадагаскар, Маврикий, Мозамбик и Египет - по 2 раза.

Однако если связывать визиты Папы Римского исключительно с численностью католического населения той или иной страны, то чаще всего принимать главу Ватикана должны были бы в ДРК, занимающей первое место в Африке и 10-е в мире по численности адептов католицизма [25]. Однако сложные отношения Ватикана с диктаторским режимом Мобуту, который управлял страной в 1965-1997 гг. и провозгласил политику «подлинного национализма», направленную на ослабление католицизма, не позволяли состояться ви-

зиту главы католической церкви [26. С. 269]. Посещение ДРК Папой стало возможно лишь в период проведения некоторой демократизации в стране в 1980-х го.; в дальнейшем гражданская война и политическая нестабильность не позволили Папе еще раз побывать в крупнейшем католическом государстве Африки.

Более частое посещение Папой Римским определенных государств в значительной степени обусловлено той ролью, которую они играют в реализации политики Ватикана в Африке, особенностями внутренней социально-политической обстановки, отношениями, которые сложились между католической церковью, властями страны и другими религиозными общинами. Например, Кения как главный центр католицизма в Восточной Африке - регионе, в котором проживают около 40% приверженцев католицизма в Африке, -смогла обойти соседнюю Танзанию, правительство которой после обретения независимости начало проводить в жизнь политику «строительства коммунизма», испортив отношения с Ватиканом. В Кении, в отличие от Танзании, сложились хорошие отношения между католической церковью и государственными органами власти, и в результате именно эта страна стала одним из важнейших партнеров Ватикана в регионе. В Найроби размещаются многие католические организации Восточной Африки, в том числе Ассоциация членов епископских конференций Восточной Африки (АМЕСЕА), ряд католических учебных заведений, например крупнейший в регионе Католический университет Восточной Африки. В 1985 г. в Найроби проходил 43-й Международный евхаристический конгресс, открыл который папа Иоанн Павел II.

В Западной Африке папа Иоанн Павел II трижды посещал Кот-д'Ивуар: все его визиты были связаны с поддержкой Ватиканом амбициозного проекта тогдашнего президента страны Феликса Уфуэ-Буаньи -видного политика и верующего католика - по превращению своей страны в главный центр католицизма на континенте, а ее столицы - в своеобразный «африканский Ватикан». Все три визита Папы были приурочены к важным моментам строительства католических соборов в Кот-д'Ивуаре: в 1980 г. был заложен первый камень в фундамент нового кафедрального собора Святого Павла в Абиджане, в 1985 г. Иоанн Павел II уже освятил этот собор, а в 1990 г. Папа освятил грандиозный собор Нотр-Дам-де-ла-Пэ в новой столице страны - Ямусукро, ставший самым большим христианским храмом в мире.

Соседние Бенин и Буркина-Фасо, а также расположенный в Центральной Африке Камерун были выбраны Ватиканом в качестве первых площадок для проведения политики «африканизации» местной католической церкви, т.е. постепенной замены священников и епископов-миссионеров из Европы и Северной Америки на местных жителей. Уроженцы этих стран достаточно широко представлены не только среди католических иерархов на континенте, но и в руководстве Римской курии.

С попытками Ватикана способствовать установлению гражданского мира в странах Африки, подверженных межэтническим и межконфессиональным конфликтам, можно связать поездки Иоанна Павла II и Франциска в ЦАР, Бурунди, Руанду и Судан. В 2015 г. папа Франциск посетил ЦАР: в ходе своего визита он выступил в центральной мечети Банги, призвав отказаться от насилия, которое «искажает образ Божий», сказать «нет» ненависти и мести - «в особенности той, которая совершается якобы во имя веры в Бога» [27]. Во время своего визита в Мозамбик, состоявшегося осенью 2019 г., папа Франциск призвал правительство и оппозицию продолжать идти путем примирения: «Бог, отец для всех, дай братского примирения Мозамбику и всей Африке» [28].

Католическая церковь всегда противодействовала идее расового неравенства; папа Иоанн Павел II жестко осуждал политику апартеида в ЮАР, и поэтому его визит в эту страну, концентрирующую наибольшее количество католиков на юге Черного континента, состоялся только в 1995 г. - вскоре после избрания Н. Манделы на пост президента, чтобы показать поддержку католической церкви его политики национального единства.

Еще одна группа стран континента, имеющих большое значение в системе международных связей Ватикана и в этой связи часто посещаемых пимскими понтификами, - это государства Северной Африки: прежде всего Египет и Марокко, а также Тунис, большинство населения которых составляют мусульмане. Контакты Ватикана с правительствами и религиозными лидерами этих государств играют ключевую роль в исламо-католическом межконфессиональном диалоге. Его основы были заложены еще на II Ватиканском Соборе [29] с принятием в 1964 г. декларации Nostra

Aetate («В наш век»), в которой прозвучало обращение к мусульманским духовным лидерам «вместе продвигать все то, что ведет к достижению социальной справедливости среди людей и их морального благополучия, а также мира и свободы» [30]. Принятие данной декларации привело к интенсификации контактов между католическими и мусульманскими богословами.

В 1965 г. видный католический иерарх кардинал Ф. Кёниг впервые в истории выступил перед мусульманскими улемами в одном из важнейших центров мусульманского образования в мире - Каирском университете Аль-Азхар [31]. Позднее, в апреле 2017 г., папа Франциск во время своего визита в Египет вел переговоры с президентом страны А. -Ф. Ас-Сиси и также посетил университет Аль-Азхар, встретившись с его верховным имамом Ахмедом ат-Тейибом [32]. Кроме переговоров с мусульманскими духовными и политическими лидерами, папа Франциск встречался с коптским Патриархом Александрии Теодоросом - главой крупнейшей на Ближнем Востоке христианской конфессии.

Еще одной страной, активно задействованной Ватиканом для контактов с мусульманским миром, стала Марокко. По приглашению короля Марокко Хасана II Иоанн Павел II в 1985 г. выступил на стадионе Касабланки перед 80 тыс. мусульман, обратившись к ним со словами о единстве: «Мы, христиане и мусульмане, верим в одного Бога» (цит. по: [31. С. 631]). Встречу с папой Франциском в 2019 г. вел уже преемник Хасана II - король Мухаммеду VI: во время их беседы было отмечено, что Марокко может служить идеальным примером функционирования католической церкви в мусульманском государстве. Центральное место в недавнем визите Папы в Марокко занимали вопросы укрепления межрелигиозного диалога, направленного на преодоление экстремизма и насилия [33].

Необходимо отметить, что начиная с 1980-х гг. во время своих поездок по странам Африки все главы Ватикана обязательно встречались с представителями мусульманских общин, укрепляя контакты с мусульманским миром. К числу важнейших направлений ис-ламо-католического диалога, которому Ватикан уделяет все больше внимания, в настоящее время можно отнести: проблемы свободы и свободы совести и вероисповедания; политическую ситуацию на Ближнем Востоке и в Северной Африке в контексте положения христианских общин этих регионов и функционирования находящихся на их территории христианских святынь; проблемы, связанные с миграцией мусульман в страны Европы и оказанием помощи беженцам; религиозно-правовые вопросы, обусловленные ростом мусульманских общин в странах Европы; противодействие религиозному фанатизму и фундаментализму.

В современном мире глава Католической церкви пользуется огромным авторитетом: так, Папа Римский Франциск в 2014 г. был признан журналом Forbes четвертым по степени влиятельности человеком на Земле [34]. И хотя Ватикан - самое маленькое по занимаемой площади государство мира, гражданство которого имеют лишь около 1 тыс. человек, основа политического влияния его главы - духовное руководство более чем 1 млрд верующих католиков, проживающих фактически

в каждой стране мира. Прт этом большинство католиков в настоящее время сосредоточено в развивающихся странах, поэтому политика современного Ватикана формируется так, чтобы учитывать интересы именно этих людей. К числу наиболее важных «географических» направлений деятельности Ватикана можно от-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нести Африку - континент, характеризующийся наиболее динамичным приростом католической паствы, с которым руководство католической церкви связывает будущее католицизма. Ведь именно об Африке папа Бенедикт XVI сказал, что она «представляет огромное духовное "легкое" для человечества» [35].

Список источников

1. Dossier-Statistiche. 2018. URL: http://www.fides.org/de/attachments/view/file/Dossier_Statistiche2018_FIDES_ENG.pdf

2. Зонова Т.В. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы. М. : Российская политическая энциклопедия,

2000. 200 с.

3. Tolerance and Tension: Islam and Christianity in Sub-Saharan Africa. 2010. URL: http://www.pewforum.org/executive-summary-islam-and-

christianity-in-sub-saharan-africa.aspx

4. Красиков А.А. Папство и мировая политика (к 45-летию завершения Второго Ватиканского собора) // Современная Европа. 2010. № 4 (44).

С. 121-133.

5. Sacrosanctum Concilium. 1963. URL: http://w2.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_council/documents/vat-ii_const_19631204_sacrosanctum-

concilium_en .html

6. Ерасова Е.Н. Ватикан в современной Африке: идеология и политика. М. : Наука, Глав. ред. вост. лит., 1986. 136 с.

7. African Bishops Want Action on Priests Who Remain in Europe // Crux. 2018. 11 Sept. URL: https://cruxnow.com/church-in-

africa/2018/09/11/african-bishops-want-action-on-priests-who-remain-in-europe/

8. Католическая церковь привлекает к служению на приходах в США все больше африканских священников // Рублев. 2015. 24 нояб. URL:

http://rublev.com/novosti/tserkov-privlekaet-k-sluzheniiu-na-prikhodakh-v-ssha-vse-bolshe-afrikanskikh-sviashchennikov

9. Global Catholicism: Trends & Forecasts. 2015. URL: https://cara.georgetown.edu/staff/webpages/global%20catholicism%20release.pdf

10. Annuario Pontificio. Per l'Anno. Vaticano : Libreria Editrice Vaticana, 2005. 2372 p.

11. Presentation of the Pontifical Yearbook 2019 and the Annuarium Statisticum Ecclesiae 2017 // Summary of Bulletin. 2019. 06 March. URL: https://press.vatican.va/content/salastampa/en/bollettino/pubblico/2019/03/06/190306b.html

12. The Church in Africa: A Story of Challenges and Hope // Our Sunday Visitor. 2015. 9 Aug. URL: https://www.osvnews.com/2015/08/09/the-church-in-africa-a-story-of-challenges-and-hope/

13. Van Fleet J.W. Africa Learning Barometer. URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2012/09/Africa-Learning-BarometerFINAL.pdf

14. Сардарян Г.Т. Общее благо в политической доктрине Папы Франциска // Вопросы политологии. 2018. N° 2 (30). С. 207-219.

15. Дмитриев Р.В. Исламский экстремизм в районе бассейна озера Чад // Международные процессы. 2017. № 1 (48). С. 92-107. doi:

10.17994/IT.2017.15.1.48.8

16. Gorokhov S.A., Dmitriev R.V., Zakharov I.A. Territorial Development of Christianity in Africa in the 20th - Early 21st Centuries // Geography and Natural Resources. 2018. Vol. 39, № 1. P. 88-94. doi: 10.1134/S1875372818010122

17. День ужаса: джихадисты убили 147 человек в университете Кении // Правмир. 2015. 6 апр. URL: https://www.pravmir.ru/den-uzhasa-dzhihadistyi-ubili-147-chelovek-v-universitete-kenii/

18. Нападения на религиозные учреждения в мире в 2018-2019 годах // Свежие новости. Грозный. 2019. 15 марта. URL: http://ngrz.ru/culture/napadeniya-na-religioznyie-uchrezhdeniya-v-mire-v-2018-2019-godah/

19. Burkina Faso: 4 killed in Attack on Catholic Church // Vatican News. 2019. 27 May. URL: https://www.vaticannews.va/en/church/news/2019-05/armed-men-kill-4-during-mass-in-burkina-faso.html?fbclid=IwAR2jemYnD0LhxkfMMD4pkhQI0irc5GP5RA0MaqJS0s8vWxqZCrlf2q8WXhM

20. Католические епископы призывают африканцев: «оставайтесь дома и обустраивайте родной континент» // Седмица^^ 2015. 26 авг. URL: https://www.sedmitza.ru/text/5828732.html

21. Кардинал из Африки разоблачил лицемерие сторонников миграции // Нащональний кореспондент. 2017. 5 июля. URL: https://nackor.org/ru/kardinal-iz-afriki-vikriv-licemirstvo-prihil-nikiv-migracii

22. Шебалин Д.Д. Святой престол в международных отношениях: видение современной Европы и демократии // Genesis: исторические исследования. 2018. № 6. С. 21-28. doi: 10.25136/2409-868X.2018.6.26380

23. The Holy Father. URL: http://www.vatican.va/holy_father/index.htm

24. Brown D., James P. Religious Characteristics of States Dataset Project: Demographics v. 2.0. 2019. URL: http://www.thearda.com/Archive/Files/ Descriptions/RCSDEM2.asp

25. Горохов С.А. Куда перемещается центр роста глобального христианства? // Азия и Африка сегодня. 2012. № 12 (665). С. 44-48.

26. Черная Африка: прошлое и настоящее / под ред. А.С. Балезина, С.В. Мазова, И.И. Филатовой. М. : Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. 704 с.

27. Завершился визит Папы Франциска в страны Африки // Седмица^^ 2015. 1 дек. URL: http://www.sedmitza.ru/text/6034586.html

28. Папа Римский Франциск посетит Мозамбик, острова Маврикий и Мадагаскар // ТАСС. 2019. 4 сент. URL: https://tass.ru/obschestvo/6840310

29. Данненберг А.Н., Касаткин П.И. Святой Престол на Святой Земле: история и современность // Вестник МГИМО-Университета. 2018. № 2 (59). С. 185-200. doi: 10.24833/2071-8160-2018-2-59-185-200

30. Об отношении Церкви к нехристианским религиям. URL: https://ru.scribd.com/embeds/112291160/content?start_page=1&view_mode= scroll&access_key=key-1 dr9lyf98j cdlltgn0ww

31. Католическая энциклопедия. М. : Изд-во францисканцев, 2005. Т. 2. 1818 с.

32. Семедов С.А., Динь Т.Т.З. Современная внешняя политика Ватикана // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Политология. Религиоведение. 2018. Т. 24. С. 99-111. doi: 10.26516/2073-3380.2018.24.99

33. Визит Папы Франциска в Марокко в разгаре // Сибирская католическая газета. 2019. 31 марта. URL: https://sib-catholic.ru/vizit-papyi-frantsiska-v-marokko-v-razgare/

34. Слово и дело: как папы римские влияли на политику // Rbc.ru. 2014. 18 дек. URL: https://www.rbc.ru/photoreport/18/12/2014/ 5492de2a9a79476a065c08c3

35. Сокровище Африки - чувство Бога // Papst Press. 2009. 4 Oct. URL: http://papst.pro/ru/s/2028/

References

1. Dossier-Statistiche. (2018) [Online] Available from: http://www.fides.org/de/attachments/view/file/Dossier_Statistiche2018_FIDES_ENG.pdf

2. Zonova, T.V. (2000) Diplomatiya Vatikana v kontekste evolyutsii evropeyskoy politicheskoy [The Vatican Diplomacy in the Context of the Evolution

of the European Political System]. Moscow: Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya.

3. Pew Research Center. (2010) Tolerance and Tension: Islam and Christianity in Sub-Saharan Africa. [Online] Available from:

http://www.pewforum.org/executive-summary-islam-and-christianity-in-sub-saharan-africa.aspx

4. Krasikov, A.A. (2010) Papstvo i mirovaya politika (k 45-letiyu zaversheniya Vtorogo Vatikanskogo sobora) [Papacy and World Politics (on the

45th Anniversary of the Completion of the Second Vatican Council)]. Sovremennaya Evropa - Contemporary Europe. 4. pp. 121-133.

5. Vatican. (1963) Sacrosanctum Concilium. [Online] Available from: http://w2.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_council/documents/vat-

ii_const_19631204_sacrosanctum-concilium_en.html

6. Erasova, E.N. (1986) Vatikan v sovremennoyAfrike: ideologiya ipolitika [Vatican in Modern Africa: Ideology and Politics]. Moscow: Nauka.

7. Crux. (2018) African Bishops Want Action on Priests Who Remain in Europe. 11th September. [Online] Available from: https://cruxnow.com/church-

in-africa/2018/09/11/african-bishops-want-action-on-priests-who-remain-in-europe/

8. Rublev. (2015) Katolicheskaya tserkov' privlekaet k sluzheniyu na prikhodakh v SShA vse bol'she afrikanskikh svyashchennikov [Catholic Church

Attracts More African Priests to Serve in US Parishes]. 24th November. [Online] Available from: http://rublev.com/novosti/tserkov-privlekaet-k-sluzheniiu-na-prikhodakh-v-ssha-vse-bolshe-afrikanskikh-sviashchennikov

9. CARA. (2015) Global Catholicism: Trends & Forecasts. [Online] Available from: https://cara.georgetown.edu/staff/webpages/global%

20catholicism%20release.pdf

10. Vatican. (2005) AnnuarioPontificio. Per I'Anno. Vaticano: Libreria Editrice Vaticana.

11. Vatican. (2019) Presentation of the Pontifical Yearbook 2019 and the Annuarium Statisticum Ecclesiae 2017. [Online] Available from: https://press.vatican.va/content/salastampa/en/bollettino/pubblico/2019/03/06/190306b.html

12. Our Sunday Visitor. (2015) The Church in Africa: A Story of Challenges and Hope. 9th August. [Online] Available from: https://www.osvnews.com/2015/08/09/the-church-in-africa-a-story-of-challenges-and-hope/

13. Van Fleet, J.W. (2012) Africa Learning Barometer. [Online] Available from: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2012/09/Africa-Learning-BarometerFINAL.pdf

14. Sardaryan, G.T. (2018) Common Good in the Political Doctrine of Pope Francis. Voprosy politologii - Political Science Issues. 2. pp. 207-219. (In Russian).

15. Dmitriev, R.V. (2017) Islamic Extremism in the Lake Chad Region. Mezhdunarodnye protsessy - International Trends. 1. pp. 92-107. (In Russian). DOI: 10.17994/IT.2017.15.1.48.8

16. Gorokhov, S.A., Dmitriev, R.V. & Zakharov, I.A. (2018) Territorial Development of Christianity in Africa in the 20th-Early 21st Centuries. Geography and Natural Resources. 39(1). pp. 88-94. DOI: 10.1134/S1875372818010122

17. Pravmir. (2015) Horror Day: Jihadists Killed 147 People at Kenya University. 6th April. [Online] Available from: https://www.pravmir.ru/den-

uzhasa-dzhihadistyi-ubili-147-chelovek-v-universitete-kenii/

18. Svezhie novosti. Groznyi. (2019) Napadeniya na religioznye uchrezhdeniya v mire v 2018-2019 godakh [Attacks on Religious Institutions in the World

in 2018-2019]. 15th April. [Online] Available from: http://ngrz.ru/culture/napadeniya-na-religioznyie-uchrezhdeniya-v-mire-v-2018-2019-godah/

19. Vatican News. (2019) Burkina Faso: 4 killed in Attack on Catholic Church. 27th May. [Online] Available from: https://www.vaticannews.va/en/church/news/2019-05/armed-men-kill-4-during-mass-in-burkina-faso.html?fbclid=IwAR2jemYnD0LhxkfMMD4pkhQI0irc5GP5RA0MaqJS0s8vWxqZCrlf2q8WXhM

20. Sedmitsa.RU. (2015) Catholic Bishops Call on Africans: "Stay at Home and Equip Your Native Continent". 26th August. [Online] Available from: https://www.sedmitza.ru/text/5828732.html

21. Natsional'niy korespondent. (2017) Kardinal iz Afriki razoblachil litsemerie storonnikov migratsii [Cardinal from Africa Exposed the Hypocrisy of

Migrants' Supporters]. 5th July. [Online] Available from: https://nackor.org/ru/kardinal-iz-afriki-vikriv-licemirstvo-prihil-nikiv-migracii

22. Shebalin, D.D. (2018) Holy See in international relations: vision of modern Europe and democracy. Genesis: istoricheskie issledovaniya - Genesis: Historical Research. 6. pp. 21-28. (In Russian). DOI: 10.25136/2409-868X.2018.6.26380

23. Vatican. (2019) The Holy Father. [Online] Available from: http://www.vatican.va/holy_father/index.htm

24. Brown, D. & James, P. (2019) Religious Characteristics of States Dataset Project: Demographics v. 2.0. [Online] Available from: http://www.thearda.com/Archive/Files/Descriptions/RCSDEM2.asp

25. Gorokhov, S.A. (2012) Kuda peremeshchaetsya tsentr rosta global'nogo khristianstva? [Where does the Center of Global Christianity Move?]. Aziya i Afrika segodny. 12. pp. 44-48.

26. Balezin, A.S., Mazov, S.V. & Filatova, I.I. (eds) (2016) Chernaya Afrika: proshloe i nastoyashchee [Black Africa: Past and Present]. Moscow: Russian Foundation for the Promotion of Education and Science.

27. Sedmitsa.RU. (2015) Zavershilsya vizit Papy Frantsiska v strany Afriki [Pope Francis's Visit to African Countries is Over]. 1st December. [Online]

Available from: http://www.sedmitza.ru/text/6034586.html

28. TASS. (2019) Papa Rimskiy Frantsisk posetit Mozambik, ostrova Mavrikiy i Madagaskar [Pope Francis will visit Mozambique, Mauritius and Madagascar]. 4th September. [Online] Available from: https://tass.ru/obschestvo/6840310

29. Dannenberg, A.N. & Kasatkin, P.I. (2018) The Holy See in the Holy Land: History and the Present. Vestnik MGIMO-Universiteta - MGIMO Review of International Relations. 2. pp. 185-200. (In Russian). DOI: 10.24833/2071-8160-2018-2-59-185-200

30. Scribd.ru. (1965) Ob otnoshenii Tserkvi k nekhristianskim religiyam [On the Attitude of the Church to Non-Christian Religions]. [Online] Available from: https://ru.scribd.com/embeds/112291160/content?start_page=1&view_mode=scroll&access_key=key-1dr9lyf98jcdlltgn0ww

31. Zadvornyy, V.L. (ed.) (2005) KatolicheskayaEntsiklopediya [Catholic Encyclopedia]. Vol. 2. Moscow: Izdatel'stvo Frantsiskantsev.

32. Semedov, S.A. & Dinh, T.T.D. (2018) Current Vatican Foreign Policy. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Politologiya. Religiovedenie - The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies. 24. pp. 99-111. (In Russian). DOI: 10.26516/2073-3380.2018.24.99

33. Sibirskaya katolicheskaya gazeta. (2019) Vizit Papy Frantsiska v Marokko v razgare [The visit of Pope Francis to Morocco in full swing]. 31st July.

[Online] Available from: https://sib-catholic.ru/vizit-papyi-frantsiska-v-marokko-v-razgare/

34. Rbc.ru. (2014) Slovo i delo: kak papy rimskie vliyali na politiku [Word And Deed: How Popes Influenced Politics]. 18th December. [Online] Available

from: https://www.rbc.ru/photoreport/18/12/2014/5492de2a9a79476a065c08c3

35. Papst Press. (2009) Sokrovishche Afriki - chuvstvo Boga [The Treasure of Africa - the Feeling of God]. 4th October. [Online] Available from:

http://papst.pro/ru/ s/2028/

Сведения об авторах:

Горохов Станислав Анатольевич - доктор географических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института Африки РАН (Москва, Россия). E-mail: stgorohov@yandex.ru

Дмитриев Руслан Васильевич - кандидат географических наук, старший научный сотрудник Института Африки РАН (Москва, Россия). E-mail: dmitrievrv@yandex.ru

Захаров Иван Андреевич - кандидат географических наук, старший научный сотрудник Института Африки РАН (Москва, Россия). E-mail: vanszax@yandex.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gorokhov Stanislav A. - Doctor of Geographical Sciences, Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences Russian Federation). E-mail: stgorohov@yandex.ru

Dmitriev Ruslan V. - Candidate of Geographical Sciences, Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences Russian Federation). E-mail: dmitrievrv@yandex.ru

Zakharov Ivan A. - Candidate of Geographical Sciences, Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences Russian Federation). E-mail: vanszax@yandex.ru

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 02.11.2019; принята к публикации 22.02.2022

The article was submitted 02.11.2019; accepted for publication 22.02.2022

(Moscow, (Moscow, (Moscow,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.